Септимий Север (193–211) При нем: В карфагенской области гонения были сильнее, чем в других местах. Здесь Фивия Перпетуя, молодая женщина благородного происхождения, была брошена в цирк на растерзание зверями и добита мечом гладиатора. Та же участь постигла и другую христианку, рабыню Фелицитату, мучившуюся родами в темнице, и её мужа Ревоката. Каракалл (211–217) продолжал частные и местные преследования. Гелиогабал (218–222) не преследовал христиан, потому что сам не был привязан к римской государственной религии, а увлекался сирийским культом солнца, с которым стремился объединить и христианство. К тому же к этому времени народные возмущения против христиан начинают ослабевать. При ближайшем знакомстве с ними, особенно, в лице христианских мучеников, народ начинает разубеждаться в своих подозрениях относительно их жизни и учения. Александр Север (222–235), сын почтенной Юлии Маммеи, почитательницы Оригена . Усвоив миросозерцание неоплатоников, искавших истины во всех религиях, он познакомился и с христианством. Не признав его безусловно-истинной религией, он, однако, нашёл в нем много достойного уважения и многое из него принял в свой культ. В его божнице, наряду с признаваемыми им божественными существами, Авраамом, Орфеем, Аполлонием, стояло изображение Иисуса Христа. Александр Север даже разрешил некий спор между христианами и язычниками в пользу христиан. Но христианство все же не объявлялось «религией дозволенной». Максимин Фракиянин (Фракиец) (235–238), был врагом христиан из ненависти к своему предшественнику, которого убил. Издал эдикт о преследовании христиан, в особенности, пастырей Церкви. Но гонение разразилось лишь в Понте и Каппадокии. Гордиан (238–244) Преследований не было. Филипп Аравитянин (244–249), был настолько благосклонен к христианам, что впоследствии возникло мнение, что он и сам был тайным христианином. Деций Траян (249–251) Решил полностью истребить христиан. Преследования, которые начались после эдикта 250 г., превосходили все предшествующие своей жестокостью, за исключением, разве, гонения Марка Аврелия.

http://azbyka.ru/goneniya-na-xristian-v-...

466 Автор 3 книги Ездры смотрит на мессианское время, как на переходный период к жизни будущего века; поэтому конец сего века по его представлению совпадает с концом мессианского царства. 467 Это отчасти подтверждается тем фактом, что вера в неизменность судьбы привела ессеев к допущению возможности каждому члену секты обладать даром пророчества; см. Чемена, Происхожд. и сущность ессейства, стр. 96. 468 К этой мысли автор 3 кн. Ездры возвращается очень часто; в арабском отрывке этой книги, не сохранившемся в латинском переводе, говорится: «не для вас (сынов Израиля) только продлил Господь милосердие Свое (т. е. доселе не совершал суда), но чтобы число времен отложенных исполнилось, как определено словом Его» (Шавров – О 3 кн. Ездры, стр. 59). «Когда Всевышний созидал мир и Адама и всех родившихся от него, Он наперед определил суд и на нем осуждение» (6:45 по эфиопскому переводу). 469 Quando impletus fuerit numerus similium vobis (4, 36;) в некоторых рукописях вместо similium vobis читается seminum in vobis (так и в русском переводе), но первое чтение оправдывается сирским и эфиопским переводами (см. Hilgenfeld – Messias Judaeorum, стр. 217 и 269). 470 Нечто подобное высказывается и в Талмуде: «Сын Давидов не придет до тех пор, пока не будут изведены все души, находящияся в хранилищах»; см. Fabricius – Codex pseudep. Vet. T., 2, стр. 211. 471 Sifre 143; Aboda Sara 5a и др.; см. Weber – Die Lehren des Talmud, Leipzig 1880, стр. 205, 217, 335 и др.; Anger – Vorlesungeu uber die Geschichte der messian. Idee, Berlin 1873; стр. 86. 474 Schurer – Geschichte d. jud. Volk., II, стр. 459–460; H. Holtzmann, Lehrbuch d. neutest. Theologie, I, стр. 79–80. 475 Stapfer – Les idees religieuses en Palestine i l epoque de J. Christ, Paris 1878, стр. 120; Baldensperger – Selbstbewustsein Jesu; стр. 92 и далее. 479 См. Grfrorer – Jahrhundert d. Heils, II, стр. 213 и дал.; Oehler – в Real – Enc. Herzog’s, IX, стр. 664; H. Holtzmann – Lehrbuch d. nentest. Theol., 1, стр. 79–80: Schurer, Geschichte, II, стр. 459–460.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

(Перевод В. В. Латышева из: ВДИ. 1947. 2. С. 299) Исократ Выдающийся греческий оратор (436–338 гг. до н.э.), происходил из богатой аттической семьи, получил блестящее образование. Под его именем в античности было известно 60 речей различного характера, из которых подлинными признавались лишь 28, до наших дней сохранилась 21 речь. Шесть речей Исократ составил по заказу клиентов, т. е. как логограф (составитель заказных речей). В число таких речей входит и 17-я речь «Трапезитская» (т. е. «Банкирская»), составленная в 394 г. до н. э. и публикуемая во фрагментах ниже. В ней рассказывается о торговле зерном, которую вели Афины с Боспорским царством, и о некоторых обстоятельствах внутренней жизни Боспора. Издания: Isocratis Orationes/Ed. G. E. Benseler et F. Blass. Vol. I–II. Lipsiae, 1881; Isocratis Orationes/Ed. G. B. Norlin, L. van Hook. Vol. I-III. London; Oxford, 1928–1945; Isocratis Orationes/Ed. G. Mathieu, E. Bremond. Vol. Paris, 1928–1962. Переводы: Исократ. Речи/Перев. под ред. К. М. Колобовой//ВДИ. 1965. 3. С. 213–236; 1965. 4. С. 215–241; 1966. 1. С. 153–174; 1966. 2. С. 241–268; 1966. 3. С. 248–268; 1966. 4. С. 235–247; 1967. 1. С. 217–234; 1967. 3. С. 177–195; 1967. 4. С. 211–231; 1968. 1. С. 229–242; 1968. 2. С. 229–251; 1968. 3. С. 223–250; 1968. 4. С. 199–227; 1969. 1.      С. 245–258; 1969. 2. С. 182–199. Литература: Борухович, Фролов 1969. С. 200–220; Bringmann 1965; Cloché 1963; Levy 1959; Masaracchia 1995; Mikkola 1954. 17. Трапезитская речь 3. Я 215 расскажу вам [мое] дело, как могу, с [самого] начала. Отец мой, судьи, – Сопей, который, как знают все плавающие в Понт, так дружен с Сатиром 216 , что начальствует над большой областью и имеет попечение о всех его владениях 217 . 4. Познакомившись [по рассказам] и с этим городом 218 и с остальною Элладой, я возымел желание отправиться путешествовать; итак отец мой, нагрузив два судна хлебом и дав денег, отпустил меня для торговли и вместе для обозрения [чужих стран; при этом] финикиянин Пифодор рекомендовал мне Пасиона, и я воспользовался его банком.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

210–211 Безсловесие Мысли под праздник благовещения О празднике Сретения в посту 217–218 Головная боль 221–222 ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ Выпуска Страницы Письма Молоко в посту Душевная жизнь Отсутствие душевного покоя – тревожный знак 249–250 Душевное разъяснение Изменчивость в душевном состоянии спасающегося Душевные перемены у подвизающейся неизбежны Душевное охлаждение 251–252 Душевные смущения Душевные перемены Неурядица душевная от самооценения Душевные изменения О душевном расслаблении Душевная раздраженность 222–223 Душевное разленение и падение 183–184 Степень нашего душевного просветления сокрыта от нас спасительно Душевная и духовная жизнь Созидание духовной своей храмины 238–239 Созидание духовной храмины Причины немирного состояния духа 127–128 Невольные ощущения в духовном делании Сокрушение духа 136–137 Начало делания духовного Духовные советы Советы к духовному деланию Дух сокрушен Внутреннее духовное делание 214–215 ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ Выпуска Страницы Письма Дховное устроение Крепость духа Бодрость духа 102–103 Подвизающемуся в духовном делании 216–217 Вступление на путь добродетели и делания духовного 205–205 Делание духовное 158–159 Духовное обновление О духовном делании 230–232 533,534 Приемы духовного делания 212–213 Искание духовного руководителя 152–153 Делание духовное Духовное делание Немощи постигающие идущего по пути духовного делания Средства укрепления духа в борьбе с плотью 212–213 Перемены в духе Ежедневное исповедание грехов Перемены в духе Духовное охлаждение 110–111 Терпение в духовном делании Духовное делание бесконечно 181–182 Внутреннее делание трудно Уклонения на пути делания духовного 208–210 Советы по духовному деланию 225–228 Уединение для духовного делания Духовная жизнь Духовное наставничество Слово внешнее и слово внутреннее 118–119 ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ Выпуска Страницы Письма Терпение при неровностях духовной жизни Внутреннее уединение Настоящий покой Внутреннее делание 199–200 Чем укрепить веру и надежду? 134–135 Успехи в духовной жизни сокрыты от нас для нашего спасения

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Б Бессонница Бесчувствие 92, 97, 207, 268, 286 Благодать Блудная брань 139–140, 204–206 Богатство 101–102, 109–110 Богословие Болезнь 164–176, 188–189, 223–226, 232–233, 250–252, 301–303 111–115, 149–153, 195–196, 196–198 (третий), 198–200, 212–213, 215–217, 219–220 223–226, 232–233, 282–283, 287–288 Вера и добрые дела 75–78, 123–124 Воля Божия (см. Промысл Божий) Высокоумие (см. самомнение) Гордость 32–33, 50, 59, 85, 91, 137–138, 156–157, 167, 284–286, 320 (см. раздражительность) 29–30, 91 42–43, 47, 63–66, 108–109, 182–184, 194–195, 219–220, 221, 239–240 Духовная брань 40, 44–45, 96–98, 160–162, 185–186, 249–250, 258–262, 266–267 Духовная жизнь 69, 86–90, 104–106, 127–132, 136–141,145–146,162–163, 189–193, 227–228, 262–263 Елеосвящение 173–174 (соборование) Епитимия 37, 197, 258 84–86, 92–93, 98, 208, 211–212, 226–227, 247–249 Зависть 64, 190–191 56, 70, 82, 84–86 Игра в карты 66, 93–94 Игра на фортепиано Искушение 54, 69–70, 255–258 Исповедь 39–40, 49, 61, 140, 169, 203–204, 263–264 Католицизм 240–242, 288–289 Клевета 300–301 Колдовство 100–101 Крест духовный (см. скорби) Крестное знамение Крещение Леность 252–253 Любовь к Богу и ближнему 56, 59, 128–130, 138–139, 163, 279–280 Лютеранство 42, 213–215 Магнетизм 250–251 Милостыня 33–34, 52, 66, 294–296, 312 Мир душевный 246–247 Молитва 26–27, 34–35, 45, 61–62, 68–69, 81–82,130–132 (в храме), 194–195, 321 184–185, 268, 272–273, 277–279, 289–290, 310–311 Монашество и мир 62–63, 67–68, 98–99, 149–153, 154–155, 229–230, 242–244 37, 70–71, 244–245 Откровение помыслов 53, 261 Отчаяние 32–33, 208, 230–232, 248 Печать антихриста Покаяние 29–30, 91, 245–247, 269–270 Поклоны Помыслы 48, 217 (хульные) 30–31, 38–39, 144–145, 171, 311–312 Правило 26–27, 58, 90, 168–169 Предопределение Божие Прелесть 130–131, 177–181, 227–228, 305–325 Причащение Святых 39, 71–72, 79–81, 169, 206–207, 234–235 Христовых Таин Промысл Божий 61, 71, 106–111, 115, 125–127, 193–194, 274–275 Прощение обид Раздражительность 33, 49, 165–166, 235–236, 288 Рассуждение

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

284. Появляется Симакий, четвертый толковник Святого Писания. 285. Епископ Иерусалимский Нарцисс удостоился почитания за свои достоинства. 286. Тертулиан Африканский 40 почитается выдающимся человеком христианской церкви. 287. Ориген 41 своим учением становится известным в Александрии. 5414 288. Антонин Каракалла, сын Севера, правил семь лет./исправлено 5413 /добавлено: Он был человеком не способным справиться с обуревавшим его блудолюбием и взял в жены свою мачеху. /добавлено: Он не содеял ничего достойного внимания. (211–217 гг.) 289. В Иерихоне появляется пятое перетолкование Святого Писания, сделанное неизвестным. 5415 290. Макрин правил один год./исправлено: 5414 /добавлено: Он правил совместно с сыном и не совершил ничего достойного упоминания, а после года правления они оба были убиты во время военного переворота. (217–218 гг.) 5418 291. Аврелий Антонин правил три года./исправлено: Аврелий Антонин правил четыре года. /добавлено: Поскольку он вел распутную жизнь, то и был убит во время военного переворота. (218–222 гг.) 292. В Никополе появилось шестое издание. 293. Появляется еретик Савеллий. 5431 294. Александр правил тринадцать лет. /добавлено: Он со славою победил персов. /добавлено: Он пользовался любовью своих подданных. (222–235 гг.) 295. Ориген прославился в Александрии, 296. а в Риме Ульпиан славится как правовед. 5434 297. Максимин правил три года. (235–238 гг.) 298. Он был первым выходцем из военных, кто достиг императорской власти без сенатского декрета 299. и преследовал христиан. 5441 300. Гордиан правил семь лет./исправлено: 5440 Гордиан правил шесть лет. /добавлено: Он покорил парфян и усмирил восставших персов. /добавлено: После победного возвращения победитель персов пал жертвой заговора своих же приверженцев. (238–244 гг.) 301 . Флавиан, в соответствии со знамением Святого духа в виде слетевшего на голову голубя, стал епископом Римским, хотя некоторые утверждают, что это больше должно прилагаться к Зеферину. 5448 302. Филипп правил семь лет./исправлено: 5447 (244–249 гг.)

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

199 В частности говоря, правилами позднего происхождения послужившими материалом для рассматриваемой вопросной формулы, здесь будут статьи: 59–60, 31–37, 41, 47, 121, 123 и 128 (и сверх того, в вопросной формуле для женщин – ст. 20), правилами же обще-каноническими здесь служили, вошедшие в статьи: 28 (а-б) – 30, 38, 54, 58, 7–8, 46, 43, 13, 15, 16, 18–19 и 131 (и сверх того, для вопросов женщинам: 72–73 и 18 статьи). 212 Чрез издание выше отмеченного извлечения (в конце чина исповеди) из Властаревой редакции пенитенциала Постника, которое пускается при чине исповеди в современном русском Требнике. 216 Кроме отмечаемых семи статей, к этой группе относятся статьи: 24, 39, 47, 56, 59–64, 67, 69, 86, 88–89, 91, 93, 95–96, 98–101, 103–106, 110–111, 113, 115, 117–118, 121–125, 127–128, 130, 138, 141, 144–145, 148, 155, 160, 166, 173, 186–187, 202, 216–217, 223– 225. 217 В этой группе вообще должны быть причислены статьи: (8), 9–17, (18–19), 20–21, (22), 23, (28б), 30–38, 40, (41–43, 50), 51–53, 55, (56), 58, (65), 66, 74, (75), 76–81, (83), 84, (85, 87), 90, 92, (94), 102, (109, 112, 114, 116), 119–120, (126), 129, (131–133, 135, 139–140), 142–143, 147, 153, 156, 158–159, 161, 163–165, 169, 172, (175), 178, (179), 181, 183, (185, 188–190), 191,193,198–200, 204–205, (206), 207–209, (210), 211–214, (215), 218, (219), 220, (222), 224, (225), 227–228 (В скобках отмечаются статьи комментированные кратко). 221 «Не отрицаем, однако, что в бывшей у нас теперь под руками рукописи Погодинского древлехранилища под 243 такой вставки не имеется. 223 Исправляем случайную ошибку автора, – в подлиннике этой статьи стоит » προσκνημα», а не " προσκνησις«, как он говорит на стр. 296. 224 Разумеем – и не удовлетворительность перевода статьи и несоответствие его греческому оригиналу. 227 В особой статье «О устроении пения, вкратце главизны, от правил соборных и неких святых». См. изд. Номоканона 1620 г., стр. 133–136. 229 См. наше исслед. «История чинопоследований крещения и миропомазания (Казань, 1884), стр. 550–551.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Чуд. 5. Требник. Первая половина XIV в. 4°. 96 л. Пергамен. Записи: л. 65 – перед чином исповеди «Господину князю Семену Володимеровичю» (полуустав XIV–XV вв.); л. 1 об.–5 – «Чудова монастыря казённая» (конец XVIII в.). Содержание: л. 1 молитва разрешительная инокам (почерк конца XIV в.); л. 65–83 – чин исповеди; л. 67–68 – поучение-наставление об исповеди; л. 68–70 об. – вопросник о «блудных» грехах; л. 71 об.–72 – вопросник женщинам (Ж-Чуд. 5); л. 72 об.–78 об. – Вопрошание исповеданию, л. 79–83 – молитвы разрешительные; л. 95–96 – молитва разрешительная. Описания: Описание пергаментных рукописей Государственного Исторического музея. Ч. 1. Русские рукописи/Сост. М.В. Щепкина, Т.Н. Протасьева, Л.М. Костюхина, В.С. Голышенко//Археографический ежегодник. 1964. М., 1965. С. 180; Описание рукописей Чудовского собрания ) Сост. Т.Н. Протасьева. Новосибирск, 1980. С. 7. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 102–105, 159, 274–277; Приложения ко второму тому. С. 71,72 (чин исповеди, в том числе поучение-наставление об исповеди, вопросник о «блудных» грехах, Ж-Чуд. 5, Вопрошание исповеданию; молитвы разрешительные, л. 1, 95 96). Чуд. 54. Требник со служебником. Вторая четверть XVI в. 4°. 459 л. Записи: л. 1–36 «Декабря 17 день по приказу архимарита Кирила да келаря старца Иосифа Елизарова казначеи старец Гуреи отдал сию книгу в подмосковную монастырскую вотчину в село Рожественое к церкви Рожеству Христову при священнике тое церкви при Иване Лукине. А кто похочет сию книгу советом лукаваго врага от тое церкви зависти ради, малоумием, неразсудя нагло похитити, и того судит и обличит нелицемерный Судия Христос Бог наш и воздаст по делом его в день Страшнаго Суда, аминь». (XII в ); л. 63 об.–70 «Продал сию книгу Потребили поп черной Герасим с Волоколамсково...» (нрзб.); л. 414 об. – образец летописи освящения церкви в тексте, рукой писца. «В лето 6000-ное 72 индикта 4 священа бысть церков святаго отца имярек, при великом князи, имярек, при митрополите, имярек, месяца, имярек, в 1 или в кое число прилучится, на память святаго, его же прилучится день, в кое число». Содержание: л. 204 об.–231 – чин исповеди; л. 208 об.–209 – вопросник о вере (ВВ-Арханг. 72); л. 209–209 об. – краткий вопросник мирянам (Кр-Свир. 91); л. 209 об.–210 об. – поновление мужчинам; л. 211–211 об. – поновление мирянам; л. 215–216 об. – вопросник инокам (Основная редакция); л. 217–218 об. – вопросник священникам (Основная редакция); л. 218 об.–219 – поновление священникам- бельцам; л. 219 об.–221 об. – поновление священникам-бельцам; 221 об.–223 – поновление инокам; л. 223 об.–225 – поновление инокам; л. 225 об.–228 – молитва разрешительная; л. 231 об.–233 – чин причащения больного. Описание: Описание рукописей Чудовского собрания/Сост. Т.Н. Протасьева. Новосибирск, 1980. С. 37–38. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 175–176, 182–183 (вопросник инокам и вопросник священникам в Основных редакциях). Рукописи Института рукописи Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

263 об.– 264; 18) внегда что скверно впадет в кладязь (173 об.– 175 об.) та же, что в 849 на лл. 264–264 об. Состав: 1) служба на перенесение честныя ризы Господней из Персиды в Москву, начинается стихирою на «Господи воззвах» (1–21 об.); каноны: 2) Преображению Господню, текст обрывается на одном из тропарей 9 песни (22–27 об.); 3) Иоанну Предтече, из службы 24 июня, начинается тропарем 5 песни (28–29 об.); 4) животворящему Кресту (30–37); 5) апостолам, без конца (37–41 об.); 6) служба воскресная 6-го гласа (42–96 об.); 7) столпы утренним воскресным евангелиям (97 об.–98); 8) троичны гласа (98 об.–104 об.); 9) служба ко Господу Иисусу Христу «по вся дни» (105–122); 10) светильны на каждый день седмицы (122 об.–125); 11) прокимны, апостольския и евангельския чтения на каждый день седмицы (125 об.–137 об,); 12) указ о днех седмицы како поются каноны во охтаи с минеею (137 об.–140 об.); 13) служба субботняя всего лета (141–151); 14) подобает ведати о еже како бывати о усопших воследованию в пяток вечер (151 об.–161 об.); 15) правило ко Святому Причащению (162–211), неполное: на л. 167 тексг обрывается на одном из тропарей 3 песни; л. 168 начинается концом одного из тропарей 6 песни; 16) молитвы по Святом Причащении (211 об.–217 об.); 17) служба общая Господским праздником и предпразднеством и попразднеством (218–237 об.); 18) служба обща праздником Богородичным, предпразднеством и попразднеством (237 об.–257); 19) апостольския и евангельския чтения во Владычные и Богородичные праздники (257–259); 20) евангельския чтения общия преподобным, мученикам и Николаю чудотворцу (259–261 об.); 21) молитва за вся усопшая и на победу врагом видимым и невидимым прочатая сию молитву на особие души и на оставле(ние) грехов коли же восхощешь тогда глаголи со умилением с великим по утрени или по часех или по вечерни или по нефимоне или в нощи. Сия молитва за покояние коли отца духовного вскоре нету к Богу а не человеку (263–267). Начало: «Благодарю всесвятая Троица за твою великую благодать и за премногое утешиние»; 22) стих: «Приими мя пустыни яко мати чадо свое» (268–269 об.); 23) несколько песнопений, отчасти с нотными крюками (270–275 об.) и 24) указ како достоит право креститися, начало (276).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Везер, р. в Саксонии 192, 193, 234, 283, 339 велеты, одно из назв. лютичей (см.) 143 Вел. Польша, см. Польша Вел. Великоморавское гос-во, см. Моравия Вел. Веллетри, г. и еп-во в Италии, к юго-вост. от Рима 103, 163 Вена 33, 293, 293, 295, 333–334 Венгерская марка, недолго просуществовавшая в сер. XI в. марка на пограничье Баварской вост, марки с Венгрией, по зап. берегу р. Моравы 338 Венгрия (см. также: Паннония), венгры 15, 20, 27, 33–34, 37, 37, 45, 45, 55, 57, 57–58, 66, 69, 88, 88, 93, 107–108, 110, 117–118, 118, 125, 129, 133, 137, 167, 177, 178, 179, 187, 187, 196, 196, 200, 202, 203, 210–211, 210, 216–217, 220, 224, 225–226, 226, 230, 235, 236, 238, 238–241, 240–241, 247–249, 248–249, 252, 252, 254–255, 254–255, 264, 268–270, 268, 288, 290–291, 297, 297, 306–307, 313, 315, 317, 317, 322, 324, 332, 332–333, 348–349, 349–350, 351–357, 353–355, 357, 359–366, 360, 362, 363, 366–370, 368, 371–372 Венгрия Вел., прародина венгров в Заволжье 354 венгры белые, часть мадьярского племенного союза 349 венгры черные, часть мадьярского племенного союза (секеи?) 57, 349 Вендель, вост, часть Сев. Ютландии (к сев. от Лим-Фьорда) 145 венды, немецкое назв. славян 131 Венерн, оз. на юге Швеции 123 Венеция, г. и гос-во 53, 235, 248 Веноза, г. на юге Италии, между Неаполем и Бари 94–95 вепсы, см. весь Верецкий перевал, через Карпаты, в р-не Ужгорода 210 Верхнелужицкая марка, см. Майсенская (Верхнелужицкая) марка вестготы, германский нар. 222 Вестеръётланд (Вост. Гаутланд), обл. на юго-зап. Швеции, к югу от оз. Венерн 62, 139 Вестфалия, вестфалы, территориально-племенное подразделение Саксонии, ее зап. часть (бассейн р. Эмс, до фризской границы на сев.) 216, 259 весь, прибалтийско-финский нар. (соврем, вепсы) 29, 144 Веттерн, оз. на юге Швеции 123 Византий, г., античное назв. Константинополя (см.) 37 Византия (Византийская имп-я, Греция), византийцы (греки) 18, 20, 22–23, 36–38, 38, 40, 46–47, 66, 72, 73, 83, 86–87, 87, 93–94, 94–95, 102, 108, 117, 117, 125, 125–127, 127, 129, 129, 136, 136–137, 139–141, 139–140, 145–146, 145–146, 153, 153, 156, 159, 164–165, 164, 180, 194, 197, 205, 211, 215, 218, 218–219, 222–223, 228–229, 235, 240, 242–249, 243, 246, 249–250, 252, 252, 264, 268–269, 269, 327, 347, 357, 359, 364, 367, 370

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010