к адвентистам относились 151 житель Иркутского окр. и 10 жителей Тулунского окр. На рубеже 40-х и 50-х гг. XX в. в И. о. были выселены семьи т. н. адвентистов-реформистов с Украины и из Белоруссии. В годы сталинских репрессий большое число верующих адвентистов было уничтожено. Иркутская община Церкви христиан - адвентистов седьмого дня (ЦХАСД) свободно начала действовать после 1985 г. В 2010 г. насчитывалось свыше 900 адвентистов, являвшихся прихожанами 17 общин: 4 в Иркутске, 2 в Братске, по одной в Ангарске, Шелехове, Усолье-Сибирском, Черемхове, Тулуне, Слюдянке, Усть-Куте, Байкальске, Киренске, Бодайбо, пос. Усть-Ордынском. Восточно-Сибирская конференция ЦХАСД входит в Восточно-Российскую союзную миссию ЦХАСД. В наст. время адвентистами в Прибайкалье являются в основном этнические русские, украинцы и др. Большое значение в пропаганде своего учения адвентисты придают проводимым под эгидой ЦХАСД фестивалям христ. песни. Созданное ЦХАСД «Агентство по оказанию помощи и развитию» принимало участие в ликвидации последствий стихийных бедствий в И. о. Небольшие общины свидетелей Иеговы существовали в И. о. до 1939 г., массово они появились в Сибири весной 1951 г. в результате депортаций. В марте 1951 г. в И. о. и Томскую обл. были сосланы иеговисты из Латвии, Литвы, Эстонии и Молдавии, обвиненные в шпионаже в пользу иностранных держав, прежде всего США, в антисоветской агитации и борьбе против колхозов. В результате операции «Север», которая проводилась советскими спецслужбами на Зап. Украине и в Зап. Белоруссии в апр. 1951 г., свидетели Иеговы были депортированы оттуда на вечное поселение в Казахстан, Сибирь и на Дальн. Восток. В марте-апр. 1951 г. было сослано свыше 7 тыс. сторонников движения, из них ок. 5 тыс. поселились в И. о. Часть сосланных вернулась в европ. регионы СССР после снятия ограничений по спецпоселению по указу Президиума Верховного Совета СССР от 30 сент. 1965 г., многие иеговисты остались в И. о. В наст. время ок. 5,5 тыс. чел. в области причисляют себя к свидетелям Иеговы.

http://pravenc.ru/text/674057.html

треб. При крещении духовенство обязывалось заносить все паспортные данные родителей и восприемников, а затем информировать правоохранительные органы, невыполнение этих требований означало лишение священника сана либо закрытие храма. На нач. 1954 г. из 211 церквей и молитвенных домов в крае действовали 44 типовые церкви, из них 18 - в городах, 1 - в курортном пос. Лазаревское и 25 - в сельской местности; 18 молитвенных домов были размещены в бывш. церковных зданиях, которые до войны занимали культурные учреждения (Там же. Д. 81. Л. 115-116). К нач. 1961 г. число церквей и молитвенных домов сократилось до 176 (к нач. 1962 - до 140), в крае насчитывалось 201 священник и диакон, ок. 100 псаломщиков, 1177 членов церковных органов, из к-рых 42% были пенсионерами, 21% - рабочими и служащими и 37% - домохозяйками (Там же. Л. 115-116; Оп. 2. Д. 16. Л. 26). К 1 янв. 1962 г. в К. к. числилось 153 священника, 9 диаконов и 81 псаломщик (ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 16. Л. 137-140). Молитвенные здания ликвидированных приходов использовались под школы-интернаты, больницы, ясли, б-ки, клубы и др. В 1961 г. по различным причинам из состава духовенства выбыло 37 чел., в т. ч. снятых с регистрации за нарушение инструкции по применению законодательства о культах (7 чел.), 6 чел. переведены с настоятелей на второштатные должности. Рукоположено 2 чел., окончившие духовные учебные заведения. К нач. 1965 г. в К. к. осталось всего 85 официально зарегистрированных правосл. общин, но службы фактически проводились только в 76; 9 общин бездействовали по причине отсутствия священников (Там же. Д. 46. Л. 21, 54-56, 67). Со 2-й пол. 60-х гг. процесс закрытия храмов и ликвидации правосл. общин приостановился. В 1983 г. в крае действовали 76 правосл. общин, в т. ч. 18 - в городах краевого и областного подчинения и 58 - в сельских районах. В особо чтимые праздники (Пасха, Рождество и др.) церкви и молитвенные дома посещали десятки тысяч верующих. Так, в 1-й день Пасхи 1983 г. общее число прихожан составило 137 тыс.

http://pravenc.ru/text/2458947.html

В 1931-1933 гг. ЦСС организовал старообрядческие духовные курсы в Каунасе, к-рые издавали ж. «Китеж-град». В 1929-1940 гг. при содействии ЦСС в Каунасе работало старообрядческое жен. благотворительное об-во. На 2-м межгос. совещании поморцев Прибалтики (12-14 апр. 1939, Вильнюс) с участием представителей общин Латвии, Литвы, Эстонии и Польши было решено готовиться к объединительному собору. Эти планы не осуществились из-за начала второй мировой войны и установления в Прибалтике советской власти. Летом 1940 г. ЦСС Литвы прекратил существование, 21 авг. того же года был отменен временный закон о положении старообрядческих орг-ций в Литве (принят в 1923). Советская антирелиг. пропаганда быстро переросла в репрессии. Председатель ЦСС И. Прозоров и др. бывш. члены совета и десятки верующих были арестованы и сосланы. В состав новообразованной Литовской ССР вошло бывш. Виленское воеводство Польши, на территории к-рого находились 42 поморские общины. Весной 1941 г. состоялось перемещение в Литву из захваченного нем. войсками Сувалкского региона Польши ок. 9 тыс. старообрядцев. 5 марта 1942 г., после оккупации Литвы нем. войсками, был восстановлен ЦСС в Литовской генеральной обл., действовавший до нояб. 1943 г. (официально до янв. 1944). 28 янв. 1944 г. ЦСС был переименован в ВСС в Литовской генеральной обл. В янв. 1945 г. Литва была освобождена от нем. войск. ВСС в Литовской ССР с местопребыванием в Вильнюсе являлся до кон. 80-х гг. XX в. единственным духовным центром старообрядцев-поморцев в СССР, опекавшим ок. 300 поморских общин. 21-23 окт. 1944 г. по инициативе ВСС в Вильнюсе прошел съезд наставников и представителей старообрядческих общин Литвы, Латвии, Белоруссии и Москвы, утвердивший новый состав ВСС и духовного суда. Стремясь к единению поморцев в СССР, ВСС на 2-м пленуме, прошедшем 11 апр. 1945 г. в Вильнюсе, принял решение распространить свою деятельность на всех старообрядцев Прибалтики и Белоруссии, пополнить состав ВСС представителями этих регионов, а также постановил просить Совет по делам религ.

http://pravenc.ru/text/180417.html

Ок. 2 лет они пытались добиться от властей признания итогов этого съезда недействительными и созыва нового съезда, но, не найдя поддержки, создали Совет церквей евангельских христиан-баптистов (СЦ ЕХБ), куда вошли общины, не согласные с ВСЕХБ. Председателем Совета стал Г. Крючков, а секретарем - Г. Винс. В кон. 1965 г. СЦ ЕХБ насчитывал уже ок. 10 тыс. чел. (300 общин); с 1962 г. подпольно издавались ж. «Вестник спасения» и газ. «Братский листок». 30 нояб. 1965 г. Оргкомитет опубликовал «Устав Союза церквей евангельских христиан-баптистов СССР», где важнейшими задачами Союза были названы проповедь Евангелия Иисуса Христа всем людям; достижение более высокого уровня святости и христ. благочестия всего народа Божия; достижение объединения и сплоченности всех церквей и всех верующих ЕХБ на основе чистоты и святости в единое братство ( Митрохин. С. 417). Несмотря на все попытки руководства ВСЕХБ восстановить единство, раскол продолжался. В 1964 г. «инициативники» начали кампанию «освящения», главная идея к-рой была в том, что истинный Б. должен быть отделен от жизни и ценностей «мира», вручить себя Богу всего без остатка и быть готовым пострадать так же, как Христос пострадал от своих гонителей. На собраниях общины каждый верующий должен был засвидетельствовать свое освящение публичным исповеданием грехов и покаянием, если же члены общины усматривали в нем отсутствие искренности, то последствия могли быть серьезными, вплоть до отлучения. В мае 1966 г. в Москве прошла демонстрация Б.-«инициативников» (ок. 400 чел.) перед зданием ЦК КПСС, к-рые протестовали против гонений и вмешательства во внутренние дела общин, а также требовали права на религ. обучение, признание СЦ ЕХБ и созыва нового съезда. После разгона демонстрации Хорев, Крючков и Винс были арестованы и в нояб. 1966 г. приговорены к трехлетнему тюремному заключению. Преследовались и рядовые «инициативники», к-рых обычно обвиняли в нарушении ст. 142 и 227 УК РСФСР («нарушение закона об отделении церкви от гос-ва» и «исполнение обрядов, наносящих вред верующим»). Пресвитеров часто арестовывали за тунеядство, а хозяев домов, где проводились богослужения (т. к. молельные дома имели только зарегистрированные общины), за «сопротивление милиции» или «хулиганство». В 1964 г. была создана ассоциация «Совет родственников узников евангельских христиан-баптистов», к-рую возглавила мать Г. Винса - Л. Винс. С 1971 г. «инициативники» организовали изд-во «Христианин», к-рое действовало нелегально.

http://pravenc.ru/text/77510.html

Вид города Енисейска. Гравюра И. В. Люрсениуса. 1770 г. Вид города Енисейска. Гравюра И. В. Люрсениуса. 1770 г. В 1708 г. территория совр. К. к. вошла в состав Сибирской губ. В Енисейскую пров. этой губернии (1724) были включены Мангазейский (с 1735 - Новомангазейский), Енисейский и Красноярский уезды (до 1726 в нее входили также Томский, Кузнецкий, Нарымский и Кетский уезды; с 1736 включена в состав новообразованной Сибирской пров.). В 1764 г. Енисейская пров. стала принадлежать Тобольской губ. (в 1782-1796 Тобольское наместничество). В 1804-1822 гг. территория совр. К. к. входила в состав Томской губ., в 1822-1925 гг.- Енисейской губ. с центром в Красноярске. По 1-й всеобщей переписи населения Российской империи (1897), в губернии проживали 559,9 тыс. чел., в т. ч. 62,9 тыс. чел. (11,7%) - в городах. В национальном составе преобладали русские - 83%, татары составляли 7,7, украинцы - 3,8, евреи - 0,9, мордва - 0,7, ненцы - 0,6, эвенки - 0,5%, представители др. национальностей - 2,9%. Перепись 1897 г. зафиксировала 7 наиболее многочисленных конфессий с явным превалированием Православия (570,2 тыс. чел.; 93,8%). Среди др. представленных в регионе конфессий: старообрядцы - 2,1%, католики - 1,1, иудеи - 1,1, мусульмане - 0,8, лютеране - 0,7%. На рубеже XIX и XX вв. увеличилась численность инославных и иноверных общин за счет добровольного переселения из др. регионов империи, появились также первые ссыльные представители младопротестант. объединений: баптисты, евангельские христиане, адвентисты седьмого дня. Верующие этих конфессий составляли в нач. XX в. ок. 10% населения. Советская власть в Красноярске была установлена в ночь на 29 окт. 1917 г. В сер. 1921 г. местными революционерами был провозглашен национальный суверенитет Тувы. В 1923 г. в особую адм. единицу был выделен Хакасский национальный у., преобразованный в 1930 г. в Хакасскую АО. В 1925-1930 гг. территория совр. К. к. входила в состав Сибирского края, в 1930-1934 гг.- Восточно-Сибирского и Западно-Сибирского краев. В 1930 г. были созданы Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский национальные округа.

http://pravenc.ru/text/2458975.html

Иудаизм. К кон. 70-х гг. XIX в. в г. Верном сложилась 1-я евр. община, состоявшая из солдат и их потомков (ок. 100 чел.). В 1884 г. открылась синагога. В наст. время число верующих составляет 5281 чел. С 1994 г. главным раввином К. является Ешая Элазар Коген. Открылись синагоги в Алматы, Астане, Усть-Каменогорске, Павлодаре и Костанае. В наст. время в К. представлена ортодоксальная ветвь иудаизма (движение «Хабад Любавич»). В 2004 г. в Астане была открыта крупнейшая в Центр. Азии синагога «Бейт Рахель - Хабад Любавич». В 2011 г. в К. насчитывалось 27 иудейских общин и 5 синагог. Буддизм начал распространяться на территории К. в V-VI вв. Гильом де Рубрук, посетивший в сер. XIII в. Юж. К. и Семиречье, описал «кумирню» (т. е. буддийский храм) в поселении Кайлак (Каялык) (отождествляется с городищем Антоновским в долине р. Лепсы). Буддийские изделия были обнаружены на городище Талгар (средневек. г. Тальхир). Здесь в слое XIII в. была найдена вырезанная из кости фигурка сидящего Будды. После прихода в К. джунгаров вновь появились буддийские храмы и монастыри: Аблайкит, вблизи Усть-Каменогорска в предгорьях Калбинского хребта в Вост. К., и Кызылкент, в горах Кент недалеко от Каркаралинска. Аблайкит был построен в 1654-1656 гг. и разрушен в 1670 г. Рукописи, которые были там найдены, в 1720 г. отправлены в С.-Петербург. На карте Джунгарии, составленной в 1716-1733 гг., нанесено 58 буддийских храмов и мон-рей. После разгрома в 1758 г. Джунгарского ханства Цинской империей китайцы завоевали Вост. Туркестан и заняли часть территории Старшего и Среднего жузов, в т. ч. и Джетысу, где по-прежнему проживали буддисты, служившие империи. В 1862 г. вспыхнуло антикит. восстание дунган, проходившее под лозунгом борьбы за ислам. В 1864 г. восстанием был охвачен весь Вост. Туркестан, где были уничтожены цинские гарнизоны и поселения, а также полностью разрушены буддийские храмы и мон-ри. В наст. время в К. распространен буддизм школы Вонбульгё (Вон-буддизм) (3 общины; общее число верующих - ок. 15 тыс. чел.), в основном его исповедуют калмыки, представители корейской диаспоры и тибет. буддизма (Ньингма, Кагью, Гелуг), объединенные в Тибетско-буддийский центр (2 общины).

http://pravenc.ru/text/1319864.html

В нояб. 1936 г. по инициативе К. состоялось совещание по религ. вопросам с участием представителей органов власти союзных республик, АН СССР, Центрального Совета СВБ, различных ведомств. Совещание признало состояние работы местных советов с религ. общинами неудовлетворительным, прежде всего из-за массового закрытия храмов с нарушениями законодательства о культах. Участники совещания выразили беспокойство по поводу резкого сокращения числа храмов и молелен, оставшиеся уже явно не могли удовлетворять религ. потребности верующего населения. К тому времени в СССР сохранилось лишь ок. 28% культовых зданий от их количества на той же территории в дореволюционный период. Однако партийно-гос. руководство уже взяло курс на ликвидацию подавляющего большинства легально действующих религ. общин. Так, из 14 тыс. зарегистрированных в 1936 г. приходов РПЦ в течение следующего года лишились регистрации и были закрыты по решению властей 8 тыс. приходов. Верующие смогли обжаловать в Комиссии по делам культов лишь незначительную часть постановлений местных властей о закрытии храмов. В 1937 г. комиссия рассмотрела 340 таких дел, и только по 87 храмам решения о закрытии были отменены. В мае 1937 г. зав. отделом руководящих партийных органов ЦК ВКП(б) Г. М. Маленков обратился к Сталину с предложением об отмене постановления ВЦИК и Совнаркома РСФСР «О религиозных объединениях» 1929 г., чтобы «покончить... с органами управления церковников, с церковной иерархией». Маленкова поддержал глава НКВД Н. И. Ежов , также призвав к отмене постановления, которое «узаконивает формы организации церковного актива». Узнав об этих предложениях фактического запрета на религию в СССР (что противоречило только что принятой конституции), К. обратился в ЦК ВКП(б) с замечанием, что невозможность легальной религ. деятельности будет способствовать ее «уходу в подполье» и приведет к дестабилизации ситуации в обществе. По мнению К., в интересах Советского гос-ва было не уничтожение законодательства о религ. культах, а, напротив, его совершенствование. В авг. 1937 г. К. представил в ЦИК и Совнарком СССР подготовленный им законопроект «Об отправлении религиозных культов и о молитвенных зданиях», к-рый, однако, не был рассмотрен.

http://pravenc.ru/text/2458931.html

Пространство, где находились служители, было отделено от верующих желобком с водой. В алтарной части стояли низкие каменные стулья, на к-рых размещалась ритуальная утварь. Металлическая чаша со священным огнем стояла на высоком каменном пьедестале кубической формы. В храме располагалось иконописное изображение Заратуштры. С падением в Иране династии Сасанидов (в 651) в результате араб. завоеваний и с крушением иран. государственности З. утратил статус гос. религии, уступив главенство исламу. Постепенной исламизации населения покоренных областей способствовали перевод делопроизводства в правительственных учреждениях Восточного халифата со среднеперсид. языка на арабский на рубеже VII и VIII вв., денежная реформа, узаконившая замену иноверной символики исламской, экономические и др. меры мусульм. администрации, ущемляющие права иноверцев. После массовой миграции зороастрийцев из Хорасана (сев.-вост. часть Ирана) в Индию в VIII в. последователи З. оказались в конфессиональном меньшинстве, хотя в центральных провинциях Ирана (особенно в Парсе) и в Х в. численность мусульман и зороастрийцев была примерно равной. Столетия зависимого существования зороастрийских общин в Иране во враждебном окружении привели к значительному сокращению численности приверженцев З. в Иране. Зороастрийцы Индии оказались в более благоприятных условиях, но и там численность адептов этой религии неуклонно снижалась в Новое время. К нач. 2009 г. в мире насчитывалось ок. 200 тыс. зороастрийцев. Для сохранения зороастрийской общности проводятся международные конгрессы зороастрийцев. Ист.: Darmesteter J., é d. Le Zend-Avesta: Trad. nouvelle avec comment. hist. et philol. P., 1892-1893. 3 vol.; Wolf F. Avesta: Die heiligen Bücher d. Parser. Strassburg, 1910; Codices Avestici et Pahlavici Bibliothecae Universitatis Hafniensis. Copenhagen, 1931-1944. 12 vol.; Авеста: Избр. гимны/Пер. с авест., коммент.: И. М. Стеблин-Каменский. Душанбе, 1990; Авеста в рус. переводах (1861-1996)/Сост., общ. ред., примеч., справ.

http://pravenc.ru/text/199995.html

М. различают 2 типа откровений: индивидуальные, которые получают все люди, и общецерковные, имеющие значение для всей ЦИХСпд, получаемые только живым пророком. Основная задача, согласно М., состоит не в их получении, но в правильном понимании и интерпретации. М. проводят различие между домами собраний (chapels) и храмами (temples). Всем людям, включая даже не членов ЦИХСпд и представителей иных религий, разрешается посещать дома собраний и участвовать в проводящихся там служениях и таинствах (напр., в причастии), не принимая учения М. Доступ в храм строго ограничен для наиболее активных и верующих членов, которые осознанно на протяжении определенного времени исполняли все должные правила в личной и общественной жизни. На посещение храма необходимо получить особую рекомендацию у епископа и у президента округа, к-рая действительна только в течение года и нуждается в постоянном продлении. По данным на 2016 г., в ЦИХСпд было ок. 30 тыс. домов собраний и общин в 165 странах мира и только 155 действующих храмов. Обряды и таинства ЦИХСпд делятся на храмовые и внехрамовые. Крещение (с полным погружением по достижении 8 лет), конфирмация, или дарование Св. Духа, причащение хлебом и водой (в воспоминание Тайной вечери), а также рукоположение в разные чины священства (посредством возложения рук) совершаются вне храма. К числу таинств, совершаемых только в храме, относятся облечение (endowment), заместительное крещение умерших и «запечатывание брака». Облечение включает получение «дара силы от Бога» посредством участия в ряде ритуальных действий. Заместительное крещение для мертвых осуществляется в специальных купелях в храме. В ранний период истории секты его разрешалось совершать только за собственных предков, отстоящих не более чем на 4 поколения. Впосл. было разрешено совершать заместительное крещение любых людей, когда-либо живших на земле. «Запечатывание брака» - основное условие попадания на высший уровень целестиальной славы. Брак является единственным институтом в жизни человека, к-рый сохранится для супругов после смерти. Только в браке человек может в полной мере раскрыть свой божественный потенциал. В храме заместительно за умерших могут совершаться и все остальные храмовые церемонии. Постятся М. в форме воздержания от еды и воды в течение 2 приемов пищи каждое 1-е воскресенье месяца. Существует строгий запрет на азартные игры, участие в лотереях, курение, употребление алкоголя и наркотиков, а также кофе и чая. ЦИХСпд выступает против абортов, эвтаназии и гомосексуализма. Служба в армии разрешена.

http://pravenc.ru/text/2564170.html

Первые М. начинали свое общение с верующими с проповеди и исполнения гимнов. Проповеди представляли собой живую речь, а не чтение заранее написанного текста. Слова и выражения подбирались с учетом уровня слушателей. Дж. Уэсли много работал над речью, чтобы приблизить ее к народной, сделать ясной и образной. Гимны заменили собой псалмы. Популярность гимнов была обусловлена понятным для народа языком и несложными мелодиями, а также легко запоминавшимися припевами. Автором первых гимнов М. стал Ч. Уэсли. С их помощью он распространял Евангелие среди простых людей. Ч. Уэсли также стал одним из первых в англ. культуре, кто начал писать церковные гимны на собственные стихи. В поэтических произведениях он обращался к таким темам, как Крестная жертва Христа, ответственность человека перед Богом, присутствие Св. Духа и Его освящающей благодати в каждом без исключения человеке, уверенность в спасении, святость праведной жизни и др. Его гимны о Рождестве Христовом (1745) и Св. Троице (1767) внесли неоценимый вклад в полемику о Троице в англ. обществе в кон. XVIII в. Учение М. так доступно и подробно описано в сочиненных Ч. Уэсли гимнах, что они стали одним из источников быстрого распространения методизма. Он сочинил ок. 6 тыс. текстов, 150 из них включены в англ. Методистскую книгу гимнов и псалмов, а их переводы на др. языки составили основу сборников духовных песнопений местных церквей (напр., Книги псалмов Шведской методистско-епископальной церкви). Каждый методист был членом поместной общины. В 1742 г. были созданы первые общины М., или «общества», к-рые подразделялись на небольшие группы под названием «классы», состоявшие из соседей; они еженедельно собирались для совместной молитвы, прославления Бога и взаимного религ. просвещения. «Классы» создавались для того, чтобы помочь членам «общества» окрепнуть духовно и чтобы у лидеров была возможность беседовать с людьми в домашней обстановке, способствовавшей построению более близких отношений между членами методист. общин. Еженедельно верующие исповедовались друг перед другом в грехах, занимались религиозной и благотворительной деятельностью. В «обществах» поддерживалась строгая дисциплина, нарушители ее после неск. предупреждений и увещеваний изгонялись.

http://pravenc.ru/text/2563076.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010