До 1934 г. собрания пермской общины баптистов проходили в здании кирхи под рук. пресв. М. Д. Самоделкина, в 1934-1935 гг.- в частных домах под рук. пресв. В. В. Диско. В сер. 30-х - сер. 40-х гг. XX в. собрания не проводились. С 1947 г. баптисты г. Молотова собирались в домах верующих в Ераничах, Гайве, Н. Курье (ныне все в черте Перми) и др. под рук. пресв. Г. М. Меликова. К нач. 50-х гг. Пермская община насчитывала ок. 300 чел. B 1955 г. она приобрела в В. Курье частное строение, которое было перестроено под молитвенный дом. В 1958 г. в Пермской обл. насчитывалось ок. 1,2 тыс. баптистов, в 1962 г. - 720 чел., входивших в 20 общин и групп в Перми, Александровске, Березниках, Верещагино, Гремячинске, Кизеле, Красновишерске, Краснокамске, Кунгуре, Соликамске, Чусовом, Верхнемуллинском, Нытвенском и Соликамском районах. На рубеже 60-х и 70-х гг. ХХ в. баптисты открыли в Перми 2 подпольные школы для обучения детей. В 1976 г. в городе была обнаружена и закрыта нелегальная типография Совета церквей евангельских христиан-баптистов (ЕХБ). Несмотря на противодействие властей, в Перми и нек-рых др. населенных пунктах Пермской обл. группы сторонников Совета церквей ЕХБ сумели привлечь на свою сторону новых последователей. В нач. 80-х гг. ХХ в. была предпринята попытка разгромить пермскую общину Совета церквей ЕХБ. В 1982 г. состоялся уголовный процесс над руководителями общины Пирожковым, Перевозчиковым и А. С. Новожиловым, входившими в Совет старших братьев. В результате Пермский областной суд приговорил Новожилова к 1,5 годам лишения свободы, а Перевозчиков и Пирожков получили условный срок. В 1983 г. состоялись товарищеские суды по местам работы и жительства над 41 сторонником Совета церквей ЕХБ в Перми, Березниках, Краснокамске, Губахе, Кизеле, Соликамске, поселках Усьва Гремячинского р-на и Сёйва Гайнского р-на Коми-Пермяцкого автономного окр. С нач. 90-х гг. стали офиц. регистрировать общины баптистов региона в городах Березники (17 авг. 1992), Чайковский (25 марта 1993), Краснокамск (15 дек. 1993). К апр. 2019 г. в П. к. были оформлены еще 8 общин баптистов, входящих в Российский союз ЕХБ. Среди них: 3 общины в Перми («Церковь Надежды» (27 окт. 1999), церкви Св. Троицы (29 дек. 1999) и Преображения (11 мая 2000)), а также общины в Чернушке (9 янв. 2001) и Соликамске (11 марта 2001).

http://pravenc.ru/text/2580038.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ МЕКАНЕ ЙЕСУС [англ. Evangelical Church Mekane Yesus], крупнейшая лютеран. орг-ция Эфиопии. После неудачных попыток нем. миссионеров начать проповедь лютеранства в Эфиопии в сер. XVI в. и в сер. XIX в. первые успешные обращения зафиксированы в 80-х гг. XIX в. У истоков лютеранства в сев.-вост. части Африки стоят швед. миссионеры, прибывшие на территорию совр. Эритреи в 1866 г., а затем осуществлявшие миссию на севере и востоке Эфиопии. В 1911 г. им удалось создать прочную церковную орг-цию. В 1927 г. в страну прибыли миссионеры из Германии. Во время второй мировой войны и оккупации Эфиопии фашистской Италией деятельность всех протестант. миссий была прекращена, их представителей выслали из страны. По окончании войны в различных частях Эфиопии начали функционировать миссионерские орг-ции из Норвегии (c 1948), Дании (c 1952) и Исландии (1954). Американская лютеранская церковь (предшественница Евангелическо-лютеранской церкви в Америке ) направила в 1957 г. в Аддис-Абебу и в сев. провинции страны большое количество миссионеров. Нек-рые из них сотрудничали с радиостанцией «Radio Voice of the Gospel», к-рая транслировала христ. программы на большую часть территории Африки. Е. ц. М. Й. была основана в 1958 г. путем объединения лютеран, обращенных американцами, с религ. группами, осозданными миссионерскими орг-циями из др. стран. При этом в ее состав вошли и общины, созданные ранее пресвитерианскими миссионерами. В сер. 60-х гг. 20 тыс. чел. были прихожанами этой церкви. Несмотря на усиление гонений со стороны властей в 70-80-х гг., к 1991 г. орг-ция насчитывала уже более 1 млн чел., в 1997 г.- 2,3 млн чел. Деятельность распространена в основном в зап. части страны среди этносов оромо, камбатта, сидамо и тиграи. Благодаря поддержке Евангелическо-лютеранской церкви Америки, Всемирной лютеранской федерации , церквей европ. стран и миссионерских орг-ций Е. ц. М. Й. проводит эффективную миссионерскую работу, строит много новых церквей, принимает активное участие в программах по борьбе с голодом, в разработке программ по улучшению водоснабжения, а также в реабилитационных программах по благоустройству сельскохозяйственных районов. Занимается предоставлением медицинской помощи, созданием специальных школ для детей-инвалидов. Центром богословского образования является ДС Мекане Йесус в Аддис-Абебе, принимающая на обучение ок. 150 студентов, в т. ч. женщин. К работе в ДС привлекаются преподаватели из-за рубежа. Активно поддерживает экуменические связи, являясь членом Всемирной лютеранской федерации, Всемирного Совета Церквей , Всеафриканской конференции церквей , Лютеранского сообщества Центр. и Вост. Африки. Согласно данным на 2007 г., имеет более 6 тыс. общин, общее количество верующих - ок. 3 млн чел.

http://pravenc.ru/text/180963.html

К числу распространенных в К. псевдобиблейских сект относится т. н. Поместная церковь Уотчмана Ни (Ни Тушэн) и Уитнесса Ли (Ли Чаншоу). Ни Тушэн (1903-1972) род. в семье христиан-методистов, был внуком 1-го пастора-китайца конгрегационалистского Американского совета. Крестился Ни Тушэн в 1920 г., образование получил в англиканском колледже, находившемся под управлением Фучжоуской миссии Дублинского ун-та. Его взгляды сформировались под влиянием главы Цзянваньского библейского колледжа евангелистки Доры Юй (Юй Цыду) и англ. проповедницы Маргарет Э. Барбер (Хэ Шоуэнь). Определяющее воздействие на мировоззрение Ни Тушэна оказали Плимутские братья . В 1927 г. Ни Тушэн основал собственную секту, которую в полиции зарегистрировали под названием «Место собрания христиан». Позднее на Тайване за сектой закрепилось название «Церковь дома собраний». Ли Чаншоу (1905-1997) род. в пров. Шаньдун в семье кит. баптистов, в 1925 г. принял крещение и стал прихожанином Китайской независимой церкви, при этом поддерживал связь с миссионерами Плимутского братства. Неск. лет Ли Чаншоу проповедовал на севере К., разработал методику миссионерской работы, организовал маленькие общины из представителей разных профессий, что давало возможность самообеспечения. В 1943 г. Ли Чаншоу арестовали японцы, а после 1945 г. он вновь приступил к церковной деятельности, изменив структуру секты. Верующих разделили на первичные общины-«семьи», каждая 3 раза в неделю проводила молитвенные собрания; 4 семьи составляли группу. По мере увеличения количества прихожан семьи разделяли на ячейки по 15 чел., в состав к-рых входили двое ответственных за посещаемость и благонадежность членов ячейки. Постепенно структура секты разрасталась, а дисциплина ужесточалась, на всех верующих были заведены личные дела. Источником существования во многом были доходы фирмы Уотчмана Ни, ставшего с 1939 г. бизнесменом, к-рый передал ее в собственность секте, а также вклады верующих, к-рые при вступлении в секту должны были переводить на нее свою собственность. К 1949 г. секта имела на территории К. ок. 700 общин, объединявших 70 тыс. членов. В 1947 г. Уотчман Ни посетил Тайвань, где основал еще одну фабрику по производству лекарств, а также открыл школу проповедников. Все это он передал в управление Уитнесса Ли, к-рый в 1949 г. переселился с семьей на Тайвань. Он учредил изд-во «Тайваньская комната евангельской книги». По нек-рым сообщениям, созданная им сеть церковных орг-ций через 5 лет насчитывала 20 тыс. приходов. Уотчман Ни не успел уехать на Тайвань. Он был арестован коммунистами и сослан на 15 лет в лагеря, откуда уже не вышел - началась «культурная революция», и срок ему продлили. Труды Уотчмана Ни (неполное собрание сочинений составляет 20 томов) переведены на англ. язык. Ими пользуются многие кит. евангелисты, несмотря на содержащиеся в них богословские нелепости. В 1962 г. Уитнесс Ли переехал в США, где проповедовал до самой смерти.

http://pravenc.ru/text/1841141.html

В 1920 г. вернулся на Зап. Украину, присоединенную к Польше. Принял в Почаевской лавре монашеский постриг с именем в честь вмч. Пантелеимона Целителя. 13 дек. 1920 г. рукоположен во диакона, 21 июля 1922 г.- во иерея. Прошел полный курс обучения в иноческо-богословской школе при Почаевской лавре. В 1924 г. окончил Волынскую ДС в Кременце, в нач. 1925 г. поступил на открывшийся при Варшавском ун-те православный богословский фак-т (учился заочно). В том же году был назначен настоятелем Георгиевской ц. во Львове - единственного правосл. храма в Галиции. Приложил много усилий к организации правосл. жизни бывш. укр. греко-католиков, активно возвращавшихся из унии во 2-й пол. 20-х гг. ХХ в. Привлек к деятельности по возрождению Православия в Галиции студентов богословского фак-та в Варшаве, причем нек-рые приняли монашество в Почаевской лавре. Один из них - иером. Вениамин (Новицкий ; впосл. архиепископ) - стал ближайшим помощником П. Совместно с иером. Вениамином П. основал миссионерскую школу для подготовки специалистов из местных жителей по просвещению униатов. Вместе со львовским Ставропигийским ин-том организовал издание ж. «Bockpecehie», в к-ром освещалась тема возрождения Православия в Галиции. Был возведен в сан игумена. 2 февр. 1927 г. избран председателем правления Православного братства в честь Почаевской иконы Божией Матери. В конце того же года назначен благочинным новообразованных правосл. приходов на территории Львовского и Краковского воеводств. Всего П. удалось вернуть из унии ок. 30 бывш. греко-католич. общин (ок. 3 тыс. верующих). В 1928 г. он окончил богословский фак-т Варшавского ун-та. В 1929 г. указом митр. Варшавского Дионисия (Валединского), первоиерарха неканонично провозглашенной автокефальной Польской Православной Церкви, П. был назначен настоятелем Иоанна Милостивого святителя Загаецкого мужского монастыря на Волыни и возведен в сан архимандрита. В 1933 г. назначен наместником Почаевской лавры. Принимал меры по восстановлению внутренней уставной жизни обители, возрождению ее традиций. В 1934 г. в лавре была открыта 6-летняя богословская школа для иноков. Были проведены наружные ремонты Успенского собора, братского корпуса и др. строений. Польск. власти пытались провести «ревиндикацию» лавры, передав ее католикам, но П. удалось защитить юридические права обители в судах, не допустив изъятия лавры у правосл. Церкви.

http://pravenc.ru/text/2578870.html

В кон. 60-х - нач. 70-х гг. власти начали вести более мягкую политику по отношению к «инициативникам»: была разрешена автономная регистрация общин, если верующие были лояльны к гос-ву, но не хотели подчиняться ВСЕХБ. Так, напр., в 1970 г. была зарегистрирована община в г. Узловая (Тульская обл.), членом к-рой был Г. Крючков. Однако мн. общины Б.-«инициативников» сознательно отказывались от регистрации. С 1986 г. репрессии в отношении членов Совета Церквей прекратились, и в 1988 г. его деятельность была легализована. Б. в России после 1991 г. После прекращения существования СССР состав ВСЕХБ начал стремительно изменяться. В 1992 г. 26 общин евангельских христиан организовали Союз церквей евангельских христиан России . В нач. 90-х гг. Эстония, Латвия и Литва провозгласили независимость своих гос-в, а баптист. объединения этих стран вышли из состава ВСЕХБ, после чего Союз прекратил свое существование. В нояб. 1991 г. на его основе была создана Евро-Азиатская Федерация Союзов евангельских христиан-Б. В наст. время в состав Федерации входят 11 автономных союзов: России - 90 тыс. чел. (1400 общин), Украины - 141338 (2600), Белоруссии - 13510 (350 ), Молдавии - 21300 (430), Грузии - 4700 (54), Армении - 2 тыс. (70), Азербайджана - 2 тыс. (25), Казахстана - 11605 (281), Киргизии - 3340 (121), Таджикистана - 410 (22), Узбекистана - 2836 чел. (31). Общая численность - 293039 чел. (5384). Союз ЕХБ России имеет 20 учебных заведений, таких, как Московская богословская семинария, С.-Петербургский христианский ун-т, Московский богословский ин-т (с филиалами в Челябинске, Самаре и Екатеринбурге), Новосибирская библейско-богословская семинария, а также целый ряд Библейских колледжей и школ. Всего в них обучается ок. 1000 студентов. В 1993 г. Союзом был учрежден миссионерский отдел, к-рый с 1996 г. издает газ. «Миссионерские вести». Баптист. миссионеры активно работают в местах лишения свободы (в 485 колониях) и учредили 14 реабилитационных центров для заключенных; действуют программы по работе с детьми, молодежью, среди малых народов, среди глухих. Работает Ассоциация врачей-христиан и Ассоциация христ. предпринимателей. В год на миссионерское служение расходуется 56% бюджета Союза, на благотворительность - 24%. Союз имеет изд-во «Христианин и время», выпускает одноименные газ. и ж. «Христианское слово», кроме того, с 1945 г. выходит ж. «Братский вестник».

http://pravenc.ru/text/77510.html

Новые религиозные движения представлены синкретической сектой Каодай, возникшей в 20-х гг. XX в. во Вьетнаме и распространенной среди вьет. диаспоры К., относящейся к единому центру, Святому престолу, в Хошимине; в стране насчитывается ок. 30 тыс. ее последователей. Бахаизм (см. Бахаи религия ) представлен в К. немногочисленными группами верующих в юж. части страны. Несмотря на быстрый рост общин после появления первых бахаистских проповедников в 60-х гг. XX в., в результате долгих лет гражданской войны количество адептов не превышает 12 тыс. чел., многие из к-рых иностранцы. Э. Небольсин История Древнейший период Первые поселения человека на территории К. относятся к эпохе палеолита. Как показали раскопки в Млу-Прей (Мелупрей), Лонгпрао и Самроунг-Сен, местное население уже к XIV тыс. до Р. Х. занималось земледелием, собирательством, рыболовством и охотой. Одна из наиболее развитых неолитических культур Юго-Вост. Азии - сомронгсенская (IV тыс. до Р. Х.), названная так по местонахождению обнаруженных остатков поздненеолитических поселений в центральной части К., к юго-востоку от оз. Тонлесап. При раскопках были найдены кости животных и рыб, многочисленные раковины съедобных моллюсков, каменные шлифованные топоры, тесла, долота, наконечники мотыг (некоторые с плечиками), костяные наконечники стрел и рыболовные крючки, а также много обломков глиняных сосудов, вылепленных вручную, разнообразные украшения (шлифованные браслеты из камня и раковин, бусы из камня, кости и раковин и др. предметы). Обнаружены также мегалитические постройки. В период позднего неолита в долинах рек стали появляться первые постоянные поселения земледельцев, развивалось орошаемое земледелие. Первые обитатели региона относились к австро-азиат. этнической группе, позднее они смешались с представителями дравидских народов Юж. и Вост. Индии, вытесненных ариями в Индокитай. В бассейне Меконга они контактировали с монголами из Китая, а затем с монами, переселившимися из долин рек Менам и Иравади. Т. о., сложилась мон-кхмерская этническая группа, к к-рой принадлежат совр. народы К. и часть населения нек-рых соседних гос-в. I-VIII вв.

http://pravenc.ru/text/1320197.html

Участники курсов издавали ж. «Китеж-град» (1933-1934). В 20-30-х гг. XX в. публиковались духовная и богослужебная лит-ра, учебники, календари. ЦСС поддерживал тесные контакты с поморцами в Латвии и Эстонии. Связи со старообрядцами в Польше были затруднены из-за отсутствия дипломатических отношений между Л. и Польшей. В кон. 30-х гг. XX в. староверы Л. приняли участие в работе межгос. предсоборной комиссии по подготовке программы старообрядческого съезда балт. стран и Польши, одно из заседаний комиссии прошло в апр. 1939 г. в Каунасе. После присоединения Вильнюсского края к Л. (окт. 1939) Высший старообрядческий совет (ВСС) в Польше был упразднен, а один из его членов, Б. А. Пимонов, кооптирован в состав ЦСС в Л., наставник Ф. С. Кузнецов введен в состав духовного суда. С кон. 1939 г. ЦСС объединял ок. 65 старообрядческих общин в Л. После присоединения Л. к СССР в июне 1940 г. ЦСС прекратил существование, 21 авг. того же года были отменены «Временные правила, регулирующие отношения между старообрядческой организацией Литвы и правительством Литвы» (1923). Советская антирелиг. пропаганда переросла в репрессии. 15 июня 1941 г. председатель ЦСС И. А. Прозоров, др. бывш. члены совета и десятки верующих были арестованы и сосланы в Сибирь. Весной 1941 г. состоялось перемещение в советскую Л. из захваченного нацистами Сувалкского региона Польши ок. 9 тыс. староверов. Захватив Л., немецкие власти ввели жестокий оккупационный режим, жертвами к-рого было немало старообрядцев или лиц, происходивших из старообрядческих семей. 5 марта 1942 г. возобновил деятельность ЦСС в Литовской генеральной обл. во главе с Б. С. Леоновым. 19 июня 1942 г. было издано постановление о правовом положении религиозных орг-ций в Остланде. По решению совещания наставников и представителей староверческих общин 18 нояб. 1943 г. в Каунасе управление СПЦ было реорганизовано, был упразднен ЦСС, 28 янв. 1944 г. ему на смену пришел ВСС в Литовской генеральной обл. во главе с Пимоновым. 1944-1953 годы были трудными для СПЦ в Л.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

В период политических репрессий с 1929 по 1941 г. в различных регионах СССР были репрессированы тысячи М. (до 20% взрослого муж. населения). В Великую Отечественную войну многие М. были депортированы в вост. районы СССР. Однако, если план депортации немецкого населения в сент.-окт. 1941 г. из Поволжья и Крыма удалось осуществить практически полностью, то нем. (в т. ч. и меннонитское) население Украины было вывезено лишь частично: хортицкие и заградовские поселения М. в этот период находились уже на оккупированной герм. войсками территории. Всего в вост. районы СССР (Сибирь и Казахстан) было вывезено до 20 тыс. М. Во время герм. оккупации 1941-1943 гг. произошло оживление религ. жизни находившихся там М. Были открыты многие церкви, вновь стали проводиться молитвенные собрания. Однако осенью 1943 - весной 1944 г. отступавшие под натиском Красной Армии фашистские войска эвакуировали большинство меннонитского населения Украины в Вартегау. Здесь практически все советские М. получили герм. гражданство, мн. мужчины были мобилизованы в нем. армию. В кон. 1944 - нач. 1945 г. ок. 35 тыс. М. оказались за границей. 12 тыс. из них добрались до Канады и Юж. Америки; большинство же было принудительно репатриировано в СССР и направлено на объекты трудармии (взрослые мужчины и женщины), а также в места проживания депортированного немецкого населения, в основном в Таджикистан. После 1943 г. в связи с изменениями в религиозной политике советского правительства среди депортированных М. наблюдался подъем духовной жизни. Наметилось и увеличение количества верующих в меннонитских церквах. В случаях если верующих было очень мало и невозможно было организовать самостоятельную общину, они присоединялись к ближайшей церкви родственной конфессии. Так, «Братские меннониты», проживавшие в Сталинабаде (ныне Душанбе), в 1947 г. вошли в общину рус. евангельских христиан-баптистов, в 1948 г. то же произошло в Новосибирске. Значительное число «Церковных меннонитов» также вынуждены были присоединиться к общинам родственных конфессий. С 1954 г. было позволено проводить молитвенные собрания на немецком языке, 13 дек. 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР с М., как и со всех советских немцев, был снят режим спецпоселения, однако им запрещалось возвращение в места довоенного проживания, можно было свободно перемещаться только в пределах азиат. части СССР. С 1956 г. были восстановлены офиц. контакты со Всемирным меннонитским братством. В этот же период началось общее оживление духовной жизни меннонитских общин. Так, в Приуралье создавались новые общины и проводились тайные богослужения в частных домах. Наибольшей активностью отличалась проповедническая деятельность «Братских меннонитов». В целом же в 50-х гг. XX в. отмечалось усиление экуменистических тенденций между представителями различных меннонитских конфессий, попытки М. отстоять свои права как самостоятельной религ. орг-ции пресекались властями.

http://pravenc.ru/text/2562994.html

Политика большевистского правительства была направлена на полное вытеснение религии из жизни общества и из мировоззрения людей. Декрет СНК РСФСР от 23 янв. 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» положил начало процессу формирования антирелиг. законодательства. С кон. 20-х гг. на территории Татарстана развернулась массовая кампания по закрытию мечетей (из 13,7 тыс. мусульм. приходов внутренней России в 1941 оставались действующими ок. 100), а затем и репрессии против «мусульманского духовенства» и верующих; всего на территории Татарстана пострадало 1044 мусульм. религ. деятеля. В рамках политики секуляризации системы образования и воспитания подрастающего поколения была разрушена система религ. образования и осуществлен переход с арабского на лат. алфавит. Начиная с 1926 г. действует об-во «Яналиф» (Новый алфавит), разрабатывается азбука на основе латиницы, издаются книги и газеты, напечатанные новой графикой. Это привело к снижению влияния религии и «мусульманского духовенства» на широкие массы населения. В годы Великой Отечественной войны власти пошли на определенные уступки мусульманам, что было связано с патриотической позицией верующих и духовенства. В 1942 г. был проведен съезд ЦДУМ, власти разрешили издать некоторое количество религиозных книг и совершить хадж крайне ограниченному числу мусульман. В 1948 г. ЦДУМ было преобразовано в ДУМЕС. В 60-х гг. вслед. давления властей количество мечетей в СССР уменьшилось с 2307 до 962. К этому времени в Татарстане уже имелось 646 неофициально действующих религиозных мусульманских объединений и 366 нелегально служивших мулл. В Казани легально действующей была лишь мечеть Марджани. В связи со старением и смертью профессиональных священнослужителей, получивших религ. образование в дореволюционный период, функции мулл нередко брали на себя люди, не владевшие араб. языком и араб. графикой. Тем не менее эти люди были способны совершать необходимые религ. обряды. В 70-80-х гг. ХХ в. власти регистрируют новые мусульманские общины в Альметьевске, Зеленодольске, Набережных Челнах и Лениногорске. К концу советского периода на территории Татарстана насчитывалось 18 зарегистрированных мусульм. общин и ок. 30 священнослужителей. К 1 янв. 1990 г. количество последних увеличилось до 67 чел. (55 мулл и 12 муэдзинов), из них высшее религ. образование имел лишь 1, а среднее - 8 чел. Больше половины из них (41 чел.) были старше 60 лет.

http://pravenc.ru/text/674977.html

Декларированные коммунистами идеалы свободы, равенства и братства совпадали с исконно протестант. идеалами всеобщего братства и мечтами о построении Царствия Божия на земле, поэтому в ряде приходов советская пропаганда нашла своих активных сторонников среди верующих. В то же время хаос первых послереволюционных лет усилил хилиастическо-эсхатологические настроения среди верующих. Их реакцией на «апокалиптические знамения времени» стал выход общин из ортодоксальной лютеран. церкви. Важную роль в этом сыграло и существование в лютеран. поселениях многочисленных течений - вюстистов, танцбрудеров, штундистов и др. Так, в нач. 20-х гг. ХХ в. общины танцбрудеров только в Поволжье насчитывали ок. 15 тыс. чел. (последнее упоминание об официально зарегистрированной общине в 1933). Появилось множество самозваных проповедников, обладавших огромной властью над лютеран. общинами. Так, в поволжских лютеран. колониях известность получил проповедник-бетбрюдер Г. П. Элерс, в Сибири проповедник Якоб Вагнер привлек на свою сторону множество лютеран и попытался создать в Славгороде крестьянскую республику. В марте 1918 г. в Саратове был организован Комиссариат по нем. делам. В апр. прошел I съезд Советов немецких колоний, на к-ром была провозглашена Трудовая коммуна немцев Поволжья. 19 окт. того же года был подписан декрет СНК о создании на территории бывш. колоний Трудовой коммуны (Автономной области) немцев Поволжья. На церковном конгрессе в Голом Карамыше (Бальцер, ныне Красноармейск Саратовской обл.) 1-4 дек. было образовано новое автономное церковное руководство, независимое от Московской консистории. Возглавил работу новой церковной орг-ции Областной исполнительный комитет Евангелической церкви Поволжья. Генеральный комиссар по церковным делам (Д. Шульц), чьи выборы были обоснованы необходимостью продолжения отношений между государством и церковью, был утвержден в февр. 1919 г. в Бальцере. Председателями исполнительного комитета были пасторы П. Райхерт и П. Ваккер. Следующие церковные конгрессы поволжских евангелических приходов собирались 16-17 янв. 1919 г. в Екатериненштадте и 18-19 мая того же года в Варенбурге (ныне с. Привольное Саратовской обл.). Участие в их работе принимали все пасторы Поволжья и делегаты от церковных приходов; на церковных конгрессах присутствовали представители руководства Трудовой коммуны немцев Поволжья. Областной исполнительный комитет Евангелической церкви Поволжья ставил на церковных бланках новую печать с изображением серпа и молота и надписью: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

http://pravenc.ru/text/186839.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010