Камеруна (268 общин, 23 356 чел.), Западнокамерунскую миссию (58 общин, 11 731 чел.), Восточнокамерунскую миссию (199 общин, 23 964 чел.). Эти организации входят в состав дивизиона Западно-Центральной Африки Генеральной конференции АСД. Пятидесятничество представлено преимущественно организациями, возникшими в результате работы иностранных миссий (в основном американских) и в меньшей степени орг-ций местного происхождения. Наиболее значительной из них является Миссия полного Евангелия, созданная миссионерами из амер. Ассамблей Бога в 1961 г. (400 общин, 36 тыс. верующих). Всемирная пограничная церковь организована в 1960 г. амер. миссионерами из группы Крылья целительства (40 общин, 20 тыс. членов). Апостольская церковь возникла в 1949 г. (143 общины, 20 тыс. верующих). Церковь Бога была основана в 1970 г. проповедниками из Кливленда (США) (57 общин, 12 тыс. чел.). Церкви Христа, с 1957 г. существующие в качестве миссий амер. Церквей Христа, насчитывают 9 тыс. верующих в 120 общинах. Объединенная пятидесятническая церковь, организованная миссионерами из Объединенной пятидесятнической церкви США в 1971 г., имеет 24 общины, 6 тыс. верующих. В 1985 г. также амер. миссионерами созданы приходы Церкви Бога пророчеств, организовавшей в наст. время 10 общин, в которые входят 700 прихожан. К африкан. пятидесятническим церквам относится Вечный священный орден херувимов и серафимов, появившийся в К. в 1950 г. вместе с нигерийскими проповедниками (24 общины, 12 тыс. чел.). Новоапостольская церковь объединяет более 5 тыс. приверженцев в 40 приходах. Иеговы Свидетели , деятельность к-рых началась в 1935 г., имеют в К. 331 общину и почти 36,5 тыс. верующих. Орг-ции Независимых африкан. церквей (НАЦ), в основном харизматического характера, возникшие в сер. или кон. XX в., часто испытывали влияние местных культов и имеют синкретический характер (ок. 100 тыс. чел.). Общее количество протестантов в К. на 2011 г.- ок. 4 млн чел. Организацией, объединяющей наиболее значительные протестант.

http://pravenc.ru/text/1470119.html

прихожан. Баптистская конвенция имеет 4 общины, к-рые объединяют ок. 400 верующих. Адвентисты седьмого дня имеют 38 общин, ок. 10 тыс. верующих и выделены в Гренадскую конференцию, к-рая входит в состав Объединенной Карибской конференции. Евангелическая Церковь Вест-Индии насчитывает 7 приходов, ок. 700 прихожан. У Методистской Церкви в Г.- 10 приходов и 1500 верующих. 10 общин Армии спасения объединяют 600 чел. Плимутские братья насчитывают 8 общин и 1200 верующих. Пятидесятники представлены Новозаветной Церковью Бога (Кливленд, США), к-рая организовала на территории Г. 10 приходов для 2 тыс. верующих, Пятидесятническими ассамблеями Вест-Индии (20 приходов, 2500 прихожан), Международной церковью четырехстороннего Евангелия (4 прихода, ок. 800 прихожан). «Движение святости» имеет в Г. т. н. Церковь Назарянина (1 община и 70 верующих). Иеговы свидетели организовали 9 общин, объединив ок. 1 тыс. чел. Независимые протестант. орг-ции, такие как Новоапостольская церковь , Берианская библейская миссия ( Berean Bible Mission ) и неск. др. быстро растущих деноминаций, насчитывают ок. 5 тыс. верующих. Индуизм исповедуют ок. 600 чел. Приверженцев ислама ок. 280 чел., большинство из них принадлежат к псевдоисламской секте Ахмадия. Новые религиозные движения представлены местным синкретическим культом Шанго, распространившимся в XIX в. среди темнокожего населения Г. Общее количество его последователей - ок. 1 тыс. чел. Малочисленными являются орг-ции растафарианистов (см. Растафари ) и бахаистов (ок. 300 чел.; см. Бахаи религия ). История Древнейшим населением островов, составляющих ныне Г., были индейцы - араваки и карибы (с XV в.). В 1498 г. Х. Колумб был первым европейцем на о-ве Гренада. Однако лишь в 1650 г. губернатор франц. колонии Мартиника основал на острове первое европ. поселение. С 1664 г. островами владела Франция: до 1674 г.- Французская Вест-Индская компания, с 1674 по 1762 г. Г. была колонией франц. короны. В 1762 г. острова захватила Великобритания. Франция вернула себе Г.

http://pravenc.ru/text/166449.html

представлена митрополией Либревиль, управляемой с 1998 г. Архиепископом Базилем Мве Энгоне - главой Католической Церкви Габона. Митрополии подчинены 4 еп-ства-суффрагана (Франсвиль, Оем, Порт-Жантиль, Муила) и 1 Апостольская префектура - Макоку. Всего в Г. 54 прихода, управляемые 122 священниками. В стране 39 монахов и 180 монахинь. Общее количество католиков - 840 тыс. чел. (2004). Протестантские церкви, деноминации и секты Евангелическая Церковь Габона, основанная в 1842 г. Американским департаментом верховного комиссариата зарубежных миссий, является наиболее крупной из протестант. церквей Г. Она имеет 500 приходов с общим количеством верующих ок. 150 тыс. чел. (2001). Церковь христианского альянса Габона образовалась в 1956 г. в результате многолетней миссионерской активности Христианского миссионерского альянса (CMA - Christian & Missionary Alliance) на юге Г., насчитывает 40 тыс. верующих в 213 общинах (2001). Евангелическая церковь пятидесятницы, отделившаяся в 1936 г. от Парижского евангелического миссионерского об-ва, имеет 20 приходов с общим количеством верующих 10 тыс. чел. (2001). Адвентисты седьмого дня (АСД) представлены Габонской миссией, подчиненной Миссии Центральноафриканского союза, к-рая входит в состав Дивизиона Зап. и Центр. Африки. Габонская миссия Асд, начавшая деятельность в 1986 г., в 2003 г. имела 11 общин, общее количество верующих - 2423 чел. Новоапостольская Церковь имеет 20 приходов, ок. 2 тыс. верующих. У свидетелей Иеговы 47 общин, число адептов - 2333 чел. Новые религиозные движения Церковь Банзи (движение Бвити) объединяет приверженцев синкретического культа, состоящего из элементов традиц. верований и христ. символики и связанного с употреблением растения ибога, к-рое вызывает галлюцинаторные эффекты, необходимые для установления контакта с миром духов или умерших предков. Численность членов движения Бвити - ок. 120 тыс. чел., однако еще 20 тыс. чел. принадлежат к др. менее известным афрохрист. новым религ. образованиям. Последователи Бахаи религии насчитывают в Г. ок. 400 чел., проживающих в основном в крупных городах. Ок. 2 тыс. чел. сторонников у церкви Христа на Земле прор. Симона Кимбангу (см. ст. Кимбангуизм ), попавшей в Г. благодаря выходцам из Бельгийского Конго (совр. Демократическая Республика Конго) в 1955 г. Ислам

http://pravenc.ru/text/161201.html

Католический собор Св. Сердца в Монровии. ХХ в. Католический собор Св. Сердца в Монровии. ХХ в. Римско-католическая Церковь в Л. представлена архиеп-ством Монровия (30 приходов, ок. 140 тыс. чел.), в подчинении к-рого находятся 2 епископства-суффрагана: Мыс Пальмас (10 приходов, ок. 154 тыс. чел.) и Гбарнга (16 приходов, ок. 19,7 тыс. чел.). В стране служит 61 священник (в т. ч. 19 монашествующих), также подвизаются 31 монах и 70 монахинь. Действует Конференция католических епископов Либерии (статистические данные на 2013). Протестантские церкви, деноминации и секты Интерьер протестантской церкви в Монровии. ХХ в. Интерьер протестантской церкви в Монровии. ХХ в. (Статистика отражает состояние на нач. XXI в., если не оговорено отдельно). Англиканская Церковь представлена ЕЦЛ, ведущей свою историю с 1836 г., когда в стране появились первые англикан. миссионеры из США. С 1982 г. входит в состав Церкви провинции Зап. Африка, являющейся членом Англиканского содружества . Сохраняются тесные связи с Протестантской епископальной церковью в США . По данным на 2005 г., в Л. существовало более 129 англикан. общин (26 тыс. верующих). Помимо этого действует независимая англикан. орг-ция - Церковь Вифлеемской звезды (Star of Bethlehem Church), созданная в 1960 г. и действующая в основном среди этносов сапо и кру (20 общин, 4 тыс. верующих). Лютеранство представлено 2 организациями. Лютеранская церковь в Либерии (Lutheran Church in Liberia; 350 общин, ок. 70 тыс. чел.) была создана в 1860 г. миссионерами бывш. Лютеранской церкви в Америке (с 1988 Евангелическо-лютеранская церковь в Америке ), в 1965 г. стала полностью автономной. Евангелическо-лютеранская церковь в Либерии (Evangelical Lutheran Church in Liberia; 350 общин, 11 тыс. чел.) была основана в 2009 г. в результате объединения 4 различных лютеран. групп при активном содействии Лютеранской церкви - Миссурийский синод , осуществляющей прозелитическую и каритативную деятельность в Л. с 1978 г. Кальвинизм в Л. распространен меньше остальных протестант. направлений: единственной орг-цией данного толка является Пресвитерия Либерии в Зап. Африке (Presbytery of Liberia in West Africa; основана амер. миссионерами в 1833; с 1928 - независимая; 15 общин; более 4 тыс. верующих).

http://pravenc.ru/text/2463651.html

В 1967 г. часть «освобожденных» общин вышла из состава РЦНО и образовала самостоятельную ортодоксальную орг-цию - «Нидерландские реформатские церкви» (Nederlands Gereformeerde Kerken). В наст. время эта организация насчитывает 33 тыс. верующих в 89 приходах. В 2003 г. часть общин откололась от РЦНО и образовала организацию «Новые освобожденные церкви» (Nieuwe Vrijgemaakte Kerken), в 2005 г. переименованную в «Реформатские церкви в Нидерландах (восстановленные)» (РЦНВ; Gereformeerde Kerken in Nederland (hersteld)). В наст. время эта орг-ция насчитывает 12 приходов. В 2009 г. нек-рые общины РЦНО и РЦНВ создали орг-цию под названием «Реформатские церкви - Нидерланды» (Gereformeerde Kerken Nederland). В наст. время в ней насчитывается 7 приходов. Крупнейшая пиетистская церковная орг-ция - «Реформатские общины» (Gereformeerde Gemeenten) - возникла в 1907 г. в результате объединения «Христианских церквей под крестом» и «Ледебуранских общин» (появились в 1841 в результате отделения части общин НРЦ под рук. пастора Л. Г. К. Ледебура). В 2017 г. «Реформатские общины» в Н. насчитывали 107,65 тыс. чел. в 152 общинах, в Сев. Америке - ок. 11,1 тыс. в 28 общинах, в Нов. Зеландии - 178 чел., в ЮАР - 129 чел. Кроме того, действуют миссионерские общины: 68 (ок. 10 тыс. чел.) - в Индонезии (Gereja Jemaat Protestan di Indonesia), 14 (ок. 2,5 тыс. чел.) - в Нигерии (Nigeria Reformed Church), одна (117 чел.) - в Боливии. Т. о., «Реформатские общины» являются 3-й по численности реформатской орг-цией в Н. (после НРЦ и РЦН). Число ее членов постоянно увеличивается (в 1930 - 26,4 тыс. чел., в 2000 - 98,5 тыс. чел.). В 1953 г. группа представителей «Реформатских общин» под рук. теолога свящ. К. Стенблока вышла из основной организации и создала самостоятельную пиетистскую структуру - «Реформатские общины в Нидерландах» (Gereformeerden Gemeenten in Nederland). В 2017 г. в этой церковной орг-ции насчитывалось 24,3 тыс. верующих в 49 общинах (в т. ч. одна община в Претории, ЮАР). «Дочерней» орг-цией «Реформатских общин в Нидерландах» на территории США и Канады являются «Реформатские общины в Северной Америке» (Reformed Congregations in North America).

http://pravenc.ru/text/2565200.html

В том же году в К. было зарегистрировано 14 религ. объединений, в т. ч. 6 общин Евангельских христиан-баптистов (ЕХБ), 3 лютеранские общины, а также общины адвентистов седьмого дня (АСД; см. Адвентисты ) и церковных меннонитов. В 1974 г. из 516 религ. орг-ций, зарегистрированных в К., 222 состояли только из немцев, в т. ч. в ЕХБ - 64 орг-ции (5 тыс. чел.), лютеранских - 109 (7,8 тыс. чел.), меннонитских - 14 (2 тыс. чел.), пятидесятнических - 14 орг-ций (0,9 тыс. чел.). К сер. 80-х гг. XX в. ок. 600 религиозных объединений в К. целиком или частично состояли из немцев (40 тыс. верующих). Кроме того, имелось большое число незарегистрированных общин (в 1966 - 88 общин (2957 чел.), в 1972 - 83 (3733 чел.), в 1976 - 113 (4335 чел.), в 1986 - 44 общины (1404 чел.)). Среди основателей протестант. общин и пасторов - Г. А. Цильке, Р. Э. Отто, Ф. Ф. Шефер, И. Г. Ризен, К. Зайлер, Р. Р. Миллер, Д. Воземиллер, Е. И. Бахман, Х. Х. Вундер и др. Массовая эмиграция нем. населения из К. в Германию в 1989-1999 гг. (ок. 800 тыс. чел.) привела к изменению численности, конфессионального и этноконфессионального состава протестант. общин. Так, общее количество лютеран. общин в К. уменьшилось: в 1989 г. их было 171, в 1998 г.- 110. Лютеранство представлено Евангелическо-лютеранской церковью в Казахстане (80 религ. объединений; 21 культовое сооружение), которая является членом Всемирной лютеранской федерации . Членами Евангелическо-лютеранской церкви являются не только немцы, но и представители др. национальностей. В 1992-1993 гг. руководство лютеран. общинами в К. осуществлял епископский визитатор, в 1993 г. лютеран. общины были объединены в суперинтендантство, в 1996 г. основано еп-ство с центром в Астане. Первым епископом Евангелическо-лютеранской церкви в К. стал Р. Р. Мозер (с 2005 - Ю. Т. Новгородов). Учрежден ряд пробств. Действует лютеран. ДС в Астане. Баптисты в К. объединены в организации Евангельских христиан-баптистов Союза церквей ЕХБ (314 религ. объединений; 190 культовых сооружений) и Евангельских христиан-баптистов Совета церквей ЕХБ (48 незарегистрированных религ.

http://pravenc.ru/text/1319864.html

В 1959-1964 гг. в СССР проводилась широкая антирелиг. кампания, в результате к-рой почти половина церквей была вновь закрыта, а их духовные наставники высланы. В этой обстановке в 1963 г. «Братские меннониты» (ок. 16 500 верующих) вынуждены были присоединиться к Всесоюзному Совету Евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ). К 1985 г. в составе ВСЕХБ находилось более 60 общин «Братских меннонитов». Кроме того, существовало более 300 небольших групп, входивших на правах автономных секций в состав баптистских общин. Ряд М. (Я. Фаст, П. Эннс, Ф. Виртц, Вальтер Шульц, Т. Квиринг и др.) вошли в состав руководства ВСЕХБ. После того как в 1961 г. «инициативники» во главе с Г. П. Винсом вышли из ВСЕХБ и создали свой незарегистрированный Совет Церквей, за ними последовала и часть «Братских меннонитов». Однако почти одновременно возникло и движение «Братских меннонитов» за создание и регистрацию своих общин, независимых как от офиц. ВСЕХБ, так и от неофиц. Совета общин. М. справедливо опасались, что, находясь в вышеназванных орг-циях, они утратят свою идентичность, произойдут «баптизация» и русификация их учения. Поэтому в 1967 г. в Караганде (Казахстан) была зарегистрирована 1-я независимая братская община. К 1985 г. существовало 25 общин (как зарегистрированных, так и не имевших регистрации). Число верующих в них составляло 5-10% от общего числа М. Важнейшее значение для жизни М. имел Указ Президиума Верховного Совета СССР от 29 авг. 1964 г., в котором с советских немцев официально снималось обвинение в измене родине. Указ не давал права возвращения в родные места. Вместе с тем были открыты языковые школы, стали транслировать специальные радиопрограммы и издавать лит-ру на нем. языке (гл. обр. в Алма-Ате, т. к. в Казахстане проживала большая часть советских немцев и М.). Лишь в 1972 г. М., как и всем советским немцам, было разрешено вернуться в места довоенного проживания. Однако, учитывая, что прежние меннонитские поселения были разрушены или заселены др. жителями, нек-рые М. переселились в Прибалтику и в Молдавию. Кроме того, после разрешения выезда в Зап. Германию для воссоединения семей с 1973 по 1986 г. СССР покинуло ок. 13 тыс. М. Среди тех М., кто остались в СССР, в 70-80-х гг. XX в. шли процессы консолидации, число официально зарегистрированных общин М. росло медленно. Среди проживавших тогда в СССР 50 тыс. лиц «меннонитского происхождения» с церковью были связаны лишь 30-40% ( Безносова О. Меннониты/Электр. Энциклопедия немцев России//enc.rusdeutsch.ru [Электр. ресурс]).

http://pravenc.ru/text/2562994.html

Начиная с 1987 г. все большее влияние на жизнь общин М. стала оказывать массовая эмиграция за рубеж. Она привела к уменьшению численности членов общин или к полной их ликвидации. Отток квалифицированных проповедников, евангелистов и духовных наставников создал значительные сложности в отправлении религ. обрядов среди существовавших общин. У совр. российских М. почти нет конфессиональных различий с баптистами в силу того, что во время преследований верующих в советскую эпоху практически единственным легальным способом самосохранения меннонитских общин (которым запрещалось регистрироваться как представителям самостоятельной конфессии) было вхождение их в состав уже зарегистрированных «русских» баптист. общин. Однако после распада СССР в 1991 г. М. вышли из состава баптистских общин и создали собственные конфессиональные объединения: в Оренбуржье (центр в с. Кичкасс Переволоцкого р-на Оренбургской обл.) и ряд крупных общин в др. областях. Распад СССР и образование новых независимых гос-в привели, с одной стороны, к некоторому оживлению внутрицерковной и миссионерской деятельности М., с другой - к активизации процесса их массового переселения в Германию, а оттуда в др. страны. Число М. в России на 2012 г. составляло ок. 3 тыс. чел. (Mennonite World Conference. World Directory. Kitchener//Mennonite World Conference, 2012. P. 16). Хор амер. меннониток. Фотография. Нач. XXI в. В основе конфессиональных взглядов М. лежат общепротестант. идеи (авторитет Библии, спасение верой, всеобщее священство) с поправкой на тезисы анабаптист. Шлайтхаймского исповедания 1527 г. и труды Менно Симонса (особенно «Основание христианской доктрины», 1539). Кодификация учения была проведена на Дортском синоде (Нидерланды) 21 апр. 1632 г. в «Декларации главных статей нашей христианской веры» (или Дордрехтском исповедании). К основным канонам вероучения М. относятся также покаяние в грехах, сознательное крещение по вере (обливанием в помещении молитвенных домов у староменнонитов, погружением у новоменнонитов), обряды причащения (хлебопреломление) и омовения ног. Наиболее же характерным вероисповедным принципом М. является религ. пацифизм: проповедь смирения, воздержание от применения силы и принесения присяги, выразившиеся в отказе от исполнения воинской повинности и несения гос. службы.

http://pravenc.ru/text/2562994.html

Надежды на объединение старообрядцев-поморцев на всей территории СССР во главе с ВСС в ЛССР не оправдались. Согласно закону от 19 июня 1948 г., было национализировано имущество церковных орг-ций, начатая перерегистрация религиозных общин, а также миграция сельских жителей в города привели к изъятию храмов и закрытию многих старообрядческих общин. В лагеря и ссылку были отправлены руководитель СПЦ и свыше 10 наставников, среди них - И. Романов, В. Прозоров (повторно), А. Волков, К. Рыбаков и др. С кон. 40-х гг. XX в. СПЦ участвовала в движении за мир, которое служило гл. обр. пропагандистским целям советского правительства. В 1954 г. власти позволили ВСС в ЛССР совместно с Рижской Гребенщиковской старообрядческой общиной и московскими старообрядцами возобновить «Старообрядческий церковный календарь». До 1988 г. продолжалось прямое вмешательство гос-ва в дела СПЦ и контроль за ВСС в ЛССР. В кон. 40-х гг. XX в. СПЦ объединяла 74 старообрядческие общины с 66 720 верующими в ЛССР (по др. сведениям, к СПЦ в Л. принадлежало до 88 тыс. чел.). В 1953 г. насчитывалось 58 общин, которые окормлял 51 наставник. В 50-80-х гг. XX в. не только снизилось количество зарегистрированных общин, но и существенно сократилась численность прихожан и наставников. Так, в 1969 г. в Л. было 56 общин и свыше 40 наставников, в 1992 г.- 51 община и 11 наставников. Одновременно резко возросла численность старообрядцев в Вильнюсе, Каунасе, Клайпеде, Зарасае и в др. городах. С 70-х гг. остро стояла проблема подготовки наставников. До кон. 80-х гг. XX в. ВСС в ЛССР, находившийся в Вильнюсе, был высшим органом управления СПЦ и единственным центром СПЦ в СССР, управлял общинами Л., духовно опекал многие поморские и отчасти федосеевские общины СССР, признававшие его авторитет. Важными событиями в истории старообрядчества стали соборы (съезды) СПЦ, созывавшиеся по инициативе ВСС в ЛССР в Вильнюсе в 1966, 1974 и 1988 гг. На соборе 1974 г. присутствовали 116 наставников и ок. 400 представителей поморских общин СССР.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

Несмотря на попытку властей уничтожить селение (1779), оно было восстановлено и служило убежищем для гонимых христиан. Крупные христ. общины возникли на юго-зап. окраине К., в пров. Сычуань, привлекавшей переселенцев из центральных провинций. Распространение христианства здесь происходило одновременно с созданием об-в мигрантов-земляков (хуэйгуань), возникали запрещенные религ. секты. В Сычуани трудились гл. обр. члены Парижского об-ва заграничных миссий, но число иностранных миссионеров было небольшим. В 1756 г. здесь были 2 священника и ок. 4 тыс. христиан, к 1802 г.- 16 священников и ок. 40 тыс. верующих. Важную роль в укреплении христ. общин сыграл пресв. Андрей Ли († 1774), к-рый работал в Сычуани с 1732 г. Он руководил тайной семинарией, составил чины погребения усопших и поставления катехизатора, правила примирения вероотступников, подготовил краткие толкования таинств и обрядов, сборники молитв, церковные календари. В тайной семинарии, основанной в Сычуани апостольским викарием Франсуа Поттье (1767-1792), между 1780 и 1814 гг. были подготовлены 40 священников. Значительное влияние на христ. общины в Сычуани и во всем К. оказали постановления синода, проведенного апостольским викарием католич. св. Габриэлем Тореном Дюфрессом (1801-1815) близ г. Чунцин (2 сент. 1803). Правила, принятые участниками синода, относились гл. обр. к пастырской практике, совершению таинств, духовной жизни руководителей христ. общин. В 1822 г. постановления Сычуаньского синода были утверждены Конгрегацией пропаганды веры, позднее они стали обязательными для христ. общин в К. (1832). В 1815 г. в Сычуани началось гонение на христиан, вместе с еп. Г. Т. Дюфрессом погибли мн. христиане; католич. св. пресв. Августин Чжао Жун скончался от пыток. Усилиями проповедников из Сычуани христ. общины возникли в соседней пров. Гуйчжоу, решающую роль в этом сыграли катехизаторы - католич. святые Петр У Гошэн (казнен в 1814) и Иосиф Чжан Дапэн (казнен в 1815). В период гонений оставшимся в К. немногочисленным католич.

http://pravenc.ru/text/1841141.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010