Адвентисты седьмого дня имеют в Г. 3 общины, насчитывающие 566 прихожан. У Церкви Христа 5 общин и ок. 130 чел. адептов. Церковь Пятидесятницы имеет 7 общин и ок. 170 верующих. Новоапостольская Церковь, подчиняющаяся центру в Цюрихе (Швейцария), насчитывает 100 общин, объединяющих 6 тыс. верующих. Пятидесятнические и неохаризматические общины, принадлежащие к разным орг-циям, насчитывают ок. 11 тыс. адептов, в т. ч. представителей свидетелей Иеговы - 3 общины, 165 чел. Значительное число нигерийских иммигрантов этноса йоруба посещают собственные независимые афрохрист. церкви, включающие 30 общин с общим количеством верующих 1,8 тыс. чел. Помимо указанных в Г. действуют еще ок. 20 протестант. орг-ций, таких как Христианское миссионерское товарищество, Миссионерская Церковь Зап. Африки и проч., с незначительным числом верующих. Новые религиозные движения представлены Бахаи религией (ок. 11 тыс. чел.). Анимизм культивирующийся в местных традиц. верованиях, исповедует небольшая часть племен серер, диола, фульбе, вулоф и пакари. Общее количество приверженцев традиц. культов - ок. 120 тыс. чел. История О довольно древнем заселении территории Г. свидетельствуют находки каменных топоров и керамических изделий в районе Банжула. Остатки поселений из камня в верховьях р. Гамбии по результатам радиоуглеродного анализа относятся примерно к 750 г. по Р. Х. Первым историческим упоминанием о р. Гамбии и населяющих ее бассейн народах является повествование карфагенского историка Ганнона о поездке в Зап. Африку ок. 450 г. до Р. Х. С V по VIII в. эта территория была заселена племенами этнической группы сарахули (потомки к-рых и в наст. время живут в Г.) и принадлежала раннеполитическим образованиям Фони, Комбо, Ниани, Вули и Фуладу. Сюда переселялись люди из разных частей Зап. Африки в основном с целью торговли. С III по VIII в. наиболее крупным гос. образованием была империя Гана, столица к-рой располагалась на территории совр. Мавритании. Позднее на этом месте образовались империи Мали и Сонгай, к-рые вели активную торговлю с арабами и берберами из Сев.-Зап.

http://pravenc.ru/text/161611.html

Баптисты педставлены в Л. 3 организациями: наиболее значительная Махоунская миссия (Mahon Mission; 22 прихода, ок. 3 тыс. верующих) возникла в результате отделения от амер. Миссионерской церкви благодати (Grace Missionary Church) в 1966 г., сохраняет тесные связи с США, а также с Баптистским союзом Юж. Африки; орг-ция Баптистские церкви Лесото (Baptist Churches of Lesotho; по данным 1995 г., 2 общины, 50 верующих) возникла в 1987 г. в результате миссионерской работы Южной баптистской конвенции США, ведущей активную проповедь в странах Юж. Африки; независимая Баптистская церковь банту (Bantu Baptist Church; в нач. XXI в. 9 общин, 270 прихожан) возникла в 1961 г. и тесно связана с Национальной баптистской церковью африканского единства (African Union National Baptist Church), базирующейся в ЮАР. Методисты появились в Л. в кон. XIX в. В 1896 г. темнокожими миссионерами из США была основана Африканская методистская епископальная церковь (African Methodist Episcopal Church), к-рая в 2005 г. имела 67 общин и более 12 тыс. прихожан. Методистская церковь Юж. Африки (Methodist Church of Southern Africa) была основана в 1900 г. миссионерами из брит. колоний в Юж. Африке. Приходы в Л. входят в состав еп-ства Сев. Свободное гос-во (Сев. Фри-Стейт) и Лесото; все прихожане принадлежат к народности басуто. В нач. XXI в. насчитывалось 8 общин, 10 тыс. верующих. Армия спасения , миссионеры которой появились в стране в 1969 г., имеет в Л. 2 центра, насчитывающие 95 прихожан. Адвентисты седьмого дня (АСД), начавшие свою работу в Л. в 1899 г., выделены в автономную Конференцию Лесото в составе Южно-Африканской единой конференции (Southern Africa Union Conference), находящейся в подчинении Дивизиона Юж. Африки и Индийского океана (Southern Africa - Indian Ocean Division) Генеральной конференции АСД. На 2005 г. было 20 общин, 3,5 тыс. прихожан. Пятидесятники классического типа (2 и 3 кризисов) представлены рядом групп. Наиболее многочисленной организацией являются Ассамблеи Бога , сформированные прибывшими в 1924 г. миссионерами из США и ЮАС; по данным на 2015 г., было 88 общин, ок. 8,7 тыс. членов. Божия церковь полного Евангелия (Full Gospel Church of God) связана с Церковью Бога в Кливленде (шт. Теннесси, США), амер. миссионеры начали работу в Л. в 1951 г.; в 2005 г. насчитывалось 44 церкви, 4 тыс. верующих. Миссия апостольской веры Юж. Африки (Apostolic Faith Mission of South Africa) возникла в результате работы южноафриканских миссионеров в 1904 г.; в 2005 г. было 25 общин, 3 тыс. прихожан. Пятидесятническая церковь святости (Pentecostal Holiness Church) основана миссионерами из ЮАР, имеет тесную связь с Международной пятидесятнической церковью святости; насчитывает 2 общины, 600 верующих.

http://pravenc.ru/text/2463599.html

20 тыс. чел. Коптская Церковь насчитывает ок. 500 верующих в 3 общинах, подчиненных архиепископу Св. архидиоцезы Иерусалима, всей Палестины, Филадельфии Иорданской и всего Ближ. Востока. Ассирийская Церковь Востока (см. ст. Церковь Востока ) объединяет ок. 800 чел. в 5 общинах. Мелькитская церковь в Фухайсе в И. представлена общинами, находящимися в подчинении Иерусалимского патриарха лат. обряда, в юрисдикции к-рого находятся все приходы И., Израиля, Палестинских территорий и Кипра. Непосредственно в И. в ведении территориального викария (епископа-помощника) с резиденцией в Аммане находится община арабов-католиков. Общее количество римо-католиков, проживающих в И., составляет ок. 12 тыс. чел. в 30 общинах. Восточные католические Церкви представлены в И. 3 орг-циями. Мелькитская католическая Церковь , созданная в 1753 г., находится в юрисдикции Мелькитского греко-католического патриарха Антиохийского, представлена архиеп-ством Петры и Филадельфии. Общее количество верующих - ок. 30 тыс. чел. Армянская католическая Церковь окормляет приходы под управлением патриаршего экзарха Аммана и Иерусалима в составе Армяно-католического Киликийского патриархата (ок. 15 тыс. верующих). Сирийская католическая Церковь в юрисдикции Сиро-католического Антиохийского патриархата объединяет 10 тыс. верующих. Протестантские церкви, деноминации и секты Англиканство представлено Епископальной Церковью Иерусалима и Ближ. Востока. Данная церковная провинция, созданная в 1976 г., состоит из 4 епархий и является членом Англиканского содружества 9 общин на территории И. подчинены архиепископу Иерусалима (7 тыс. чел.). Лютеранство представлено в И. Евангелической Лютеранской Церковью Иордании и Св. земли, начавшей самостоятельное существование в 1979 г. Количество верующих составляет не более нескольких сот чел. в единственной общине в Аммане. Баптисты объединены в И. Баптистской конвенцией Иордании, насчитывающей 1,7 тыс. чел. в 13 общинах, и Свободной евангелической церковью, объединяющей ок. 500 чел.

http://pravenc.ru/text/578380.html

В К. также имеется 3 прихода русских старообрядцев общей численностью до 3,5 тыс. чел. Отдельной группой являются духоборцы , при содействии Л. Н. Толстого в 1898-1899 гг. эмигрировавшие в К., в неосвоенные районы пров. Саскачеван, позднее Брит. Колумбии. В настоящее время приверженцами учения духоборов остаются ок. 5 тыс. чел. Нехалкидонские восточные церкви. Коптская Церковь , окормляющая коптов-монофизитов, приезжавших в К. начиная с 50-х гг. XX в., насчитывает до 50 тыс. членов, проживающих преимущественно в провинциях Онтарио, Квебек, Ньюфаундленд и Лабрадор, Альберта, Брит. Колумбия и др. 46 общин К. входят в архидиоцез Сев. Америки Коптской Церкви. В течение последних лет ввиду сложной политической обстановки в Египте большое количество коптов переселилось в Сев. Америку: согласно данным ООН, с весны 2011 г. более 20 тыс. коптов прибыли в К. Армянская Апостольская Церковь представлена в К. общинами Канадской епархии ААЦ с центром в Монреале, находящимися в юрисдикции Эчмиадзинского католикосата. Местная арм. диаспора состоит из крупных общин, гл. обр. в Монреале и Торонто. Новоприбывшие в значительной степени превосходят по численности тех армян, к-рые эмигрировали в К. в кон. XIX - нач. XX в. С 50-х гг. XX в. армяне переезжали на постоянное жительство в США и К. в основном из стран Ближ. Востока и Турции. Армянская Церковь объединяет 100 тыс. верующих в 17 общинах. Сирийская яковитская Церковь в К. окормляет приходы христиан-яковитов -эмигрантов из Сирии, Ливана, Ирака и др. стран Передней Азии. На территории страны действует Патриаршее викариатство Канадского архидиоцеза Сирийской яковитской Церкви, насчитывающей ок. 5 тыс. чел. в 7 общинах. Православная сирийская церковь Востока (см. в ст. Индия , разд. «Нехалкидонские восточные церкви») во многом следует западносир. традиции и объединяет малабарских христиан из Юж. Индии, приезжавших в К. на заработки с сер. XX в. На территории провинций Онтарио и Квебек существуют 3 общины, которые входят в состав епархии Сев.-Вост. Америки с центром в Нью-Йорке. Богослужение совершается как на сир. языке, так и на языке малаялам. Общая численность верующих Православной сирийской церкви Востока в К. составляет ок. 5 тыс.

http://pravenc.ru/text/1470175.html

4 общины (1,5 тыс. чел., гл. обр. африканеры). Объединяющая пресвитерианская церковь Южной Африки (Uniting Presbyterian Church of Southern Africa) со штаб-квартирой в Йоханнесбурге имеет на территории Н., по данным на нач. XXI в., 3 общины (ок. 1 тыс. чел., гл. обр. белые). Баптисты представлены в Н. 2 организациями. Первые баптист. общины возникли в Н. в 1961 г. благодаря усилиям южноафрикан. баптистов, к к-рым позднее присоединились амер. миссионеры. Основные центры баптистов располагались в Цумебе, Ошакати и обл. Окаванго (ныне Вост. Каванго и Зап. Каванго). В 1984 г. с одобрения Баптистского союза Южной Африки (Baptist Union of South Africa) была основана Баптистская конвенция Намибии. В наст. время она насчитывает 3,5 тыс. верующих в 49 приходах, а Баптистский союз Южной Африки имеет в крупных городах 4 общины, объединяющие ок. 400 белых прихожан. Методисты представлены 2 основными орг-циями. Общины Методистской церкви Южной Африки (Methodist Church of South Africa) были основаны в Н. уэслианскими миссионерами в сер. XIX в. В нач. XXI в. в стране насчитывалось в 12 общинах ок. 3 тыс. прихожан этой орг-ции. Общины Африканской методистской епископальной церкви (African Methodist Episcopal Church) появились на территории Н. в 1946 г. в результате перехода части прихожан РМО (этнических нама и дамара) под управление данной орг-ции. В нач. XXI в. церковь объединяла ок. 10 тыс. чел. в 39 приходах. Движение святости представлено Церковью Назарянина , миссионеры к-рой прибыли в М. в 1973 г.; в наст. время орг-ция состоит из 50 общин, объединяющих 4 тыс. чел. Адвентисты седьмого дня (АСД) начали работу в Н. в кон. 30-х гг. XX в. В наст. время их приходы выделены в автономную Конференцию Намибии в составе Конференции Союза Южной Африки, находящейся в подчинении Отд-ния Южной Африки и Индийского океана Генеральной конференции АСД. По данным на 2016 г., в Н. 102 общины АСД объединяют 20 тыс. чел. Пятидесятники двух и трех кризисов представлены неск. орг-циями: Божией церковью полного Евангелия в Южной Африке (Full Gospel Church of God in Southern Africa; 44 общины, 13 тыс.

http://pravenc.ru/text/2564648.html

Помимо канонической Церкви в Г. есть общины т. н. старостильников, к-рые возникли в результате протеста против принятия 23 марта 1924 г. Элладской Церковью календарной реформы К-польского Патриарха Мелетия IV (Метаксакиса), согласно к-рой вводился т. н. новоюлианский стиль, по к-рому праздники пасхального цикла праздновались по старому, юлианскому календарю, а неподвижные праздники - по григорианскому. Старостильники не смогли сохранить единство управления и уже в 30-х гг. XX в. начали разделяться, в наст. время они представляют собой неск. орг-ций (матфеиты, григориане, флориниты-киуситы, геронтиевцы, каллиниковцы, киприаниты, авксентьевцы и др.), нек-рые из них насчитывают значительное количество верующих и даже имеют мон-ри. Эти орг-ции не имеют канонического общения ни с одной правосл. Церковью. Общее количество их последователей достигает ок. 200 тыс. чел. Римско-католическая Церковь имеет в Г. 4 митрополии-архиеп-ства: Афины; Керкиры, Закинфа и Кефалинии; Родоса; Наксоса, Андроса, Тиноса и Миконоса, в состав к-рого входят 4 еп-ства-суффрагана: диоцезы Хиоса, Крита, о-ва Тира (Санторин), Сироса и Милоса, а также Апостольский Викариат Фессалоники, Апостольский Экзархат греч. католиков визант. обряда и Ординатура католиков арм. обряда. Общее число католиков - 128 тыс. чел. Дохалкидонские Восточные Церкви Армянская Апостольская Церковь имеет 8 тыс. верующих в 9 общинах. Приток арм. переселенцев начался в 20-х гг. XX в. из Турции, первая община Армянской Церкви возникла в 1922 г. в Афинах. Позднее стали прибывать армяне из Ирана и Ливана. Протестантские церкви, деноминации и секты Англиканская Церковь в Г. насчитывает 3 прихода, объединяющие ок. 3 тыс. чел., входит в состав Церкви Англии в Европе, являющейся членом Англиканского содружества. Лютеранство в основном распространено среди немцев, колонии к-рых появились в Г. в 1836 г. В наст. время действуют 7 приходов Евангелической Церкви Германии с общим количеством верующих 1 тыс. чел. Реформатство представлено Греческой Евангелической Церковью, насчитывающей 35 приходов, 4 тыс. чел. Конгрегационалисты объединены в Союз армянских евангелических общин Ближ. Востока, образованный в 1923 г.,- 3 общины, ок. 1 тыс. верующих. Баптисты входят в Союз Баптистских церквей в составе Баптистского всемирного альянса , насчитывающий 3 общины, 380 верующих.

http://pravenc.ru/text/597843.html

В РМ состоят на гос. регистрации 8 централизованных раскольнических орг-ций, называющих себя православными. Старообрядчество Старообрядческая епархия Кишинёва и всея Молдавии Русской православной старообрядческой церкви насчитывает 18 приходов и женский мон-рь в с. Кунича (официально зарегистрировано 16 общин). Кроме того, в Единце зарегистрирован приход Древнеправославной поморской церкви (см. Поморцы ). Согласно переписи населения 2014 г., в М. насчитывалось 2535 старообрядцев. Сектантство В М. действует независимый «Союз духовных христиан-молокан Республики Молдова», зарегистрированный 11 авг. 1995 г. Восточные нехалкидонские Церкви На территории М. Армянская Апостольская Церковь (ААЦ) в составе Армянского еп-ства Румынии имеет 1 приход (ок. 110 прихожан) в Кишинёве, зарегистрированный 5 дек. 1995 г. Католицизм Римско-католическая Церковь представлена еп-ством Кишинёв, находящимся в непосредственном подчинении Папскому престолу и состоящим из 3 деканатов: Центрального (7 приходов), Северного (7 приходов) и Приднестровского (6 приходов). Кафедра - собор Божественного Провидения в Кишинёве. Всего в М. насчитывается 20 католических церквей. Ок. 2,6 тыс. чел. являются католиками (перепись 2014 г.). Дипломатические отношения РМ с Папским престолом установлены в 1994 г. Униаты (греко-католич. Церковь) представлены приходом Покрова Пресв. Богородицы в Кишинёве (официально зарегистрирован в 2006), к-рый входит в состав Центрального деканата католического еп-ства Кишинёв и насчитывает ок. 35 семей, проживающих в Кишинёве, Бельцах, Орхее и Тирасполе. Богослужение проходит на укр. и рус. языках. Протестантские церкви, деноминации и секты Лютеранство представлено Евангелическо-лютеранской церковью РМ, официально зарегистрированной в июле 1999 г. Она состоит из 5 общин в Кишинёве, Тирасполе, Рыбнице, Бендерах и Каменке и насчитывает 2291 прихожанина (перепись 2014 г.). С 2004 г. действует лютеран. центр св. Павла. Баптисты в М. объединены в 2 союза. Союз евангельских христиан-баптистов РМ входит в Баптистский всемирный альянс и насчитывает 481 церковь в 9 региональных объединениях (всего ок. 19,3 тыс. верующих). Молдавское объединение Международного союза церквей евангельских христиан-баптистов включает 100 церквей (ок. 10 тыс. верующих). Ряд баптистских орг-ций действует вне указанных союзов. Согласно переписи 2014 г., к баптистам отнесли себя ок. 25,4 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/2564036.html

Патриарх Церкви Востока Мар Дынха IV. Фотография. 2007 г. Патриарх Церкви Востока Мар Дынха IV. Фотография. 2007 г. Ассирийская Церковь Востока , возглавляемая Патриархом Мар Дынхой IV , к-рый постоянно проживает в Чикаго (США), объединяет большую часть приходов. На территории И. приходы Церкви Востока подчинены 2 еп-ствам с центрами в Багдаде и в Дахуке в составе архиеп-ства Ирака, Иордании и стран СНГ; общее количество верующих в И. составляет ок. 58 тыс. чел. в 60 общинах. Богослужение совершается по григорианскому календарю. Отделившаяся в кон. 60-х - нач. 70-х гг. XX в. Древняя Церковь Востока подчинена католикосу-патриарху Мар Аддаю II, проживающему в Багдаде. Богослужение совершается по юлианскому календарю. На территории И. Древняя Церковь Востока имеет 3 архиеп-ства: Багдад (Патриаршая кафедра), Киркук и Ниневия; общее число верующих составляет ок. 23 тыс. чел. в 30 общинах. Кардинал-Патриарх Халдейской Католической Церкви Ирака Эммануил III Делли. Фотография. 2002 г. Кардинал-Патриарх Халдейской Католической Церкви Ирака Эммануил III Делли. Фотография. 2002 г. Сирийская яковитская Церковь представлена 3 еп-ствами: Багдад и Басра, Мар-Маттай, Мосул. Общее число верующих - ок. 45 тыс. чел. в 36 общинах. Армянская Апостольская Церковь имеет в И. 12 общин, подчиненных еп-ству Багдада (Эчмиадзинский католикосат). В кон. XIX в., а также после первой мировой войны из-за значительного числа беженцев, спасавшихся от гонений 1915 г. в Анатолии, численность местной арм. общины существенно возросла. По данным на 2003 г., к Армянской Апостольской Церкви принадлежало ок. 20 тыс. верующих; ввиду вынужденной эмиграции, вызванной военными действиями, количество армян в И. постоянно снижается. Коптской Церкви в И. принадлежит 1 община (ок. 300 верующих, преимущественно граждане Египта). Римско-католическая Церковь в И. представлена 3 общинами в юрисдикции лат. архиеп-ства Багдада (лат. еп-ство основано в 1632, с 1848 архиеп-ство). Общее количество католиков лат. обряда, проживающих на территории И.,- 2 тыс. чел. (An. Pont. 2008. P. 75).

http://pravenc.ru/text/673821.html

Большинство верующих в Л.- христиане (ок. 90% населения), из них одна половина исповедует католицизм, другая - принадлежит к различным протестант. деноминациям, включая т. н. Независимые африканские церкви (НАЦ). Христианский совет Лесото объединяет основные христ. деноминации. Традиц. африкан. верования имеют значительное распространение: их исповедуют до 10% населения. Проч. религии и деноминации (ислам, индуизм, буддизм, иудаизм и др.) охватывают ок. 0,7% населения; адепты бахаизма - ок. 0,9%. Не принадлежат ни к одной религии или являются атеистами ок. 0,2% населения. Римско-католическая Церковь Богослужение в католической ц. в Мафетенге. Фотография. 2013 г. Богослужение в католической ц. в Мафетенге. Фотография. 2013 г. Католический собор Девы Марии Победоносной в Масеру. XX в. Фотография. Нач. XXI в. Является самой крупной христ. конфессией в Л. и представлена архиепископством-митрополией Масеру, в состав которого входят 3 епископства-суффрагана: Лерибе, Мохалес-Хук и Цгачас-Нек. Действует Конференция католических епископов Лесото. По данным на 2014 г., в стране 94 католич. прихода, в которых служит 151 священник (из них 71 монашествующий), также подвизаются 142 монаха и 680 монахинь. Общее количество католиков - ок. 1 млн чел. Протестантские церкви, деноминации и секты Англиканский диоцез Лесото состоит из 4 архидиаконств (Кафедрального (Масеру), Центрального (Тхаба-Цека), Северного (Халджоане), Южного (Мохалес-Хук)) и входит в состав Англиканской церкви Юж. Африки, являющейся членом Англиканского содружества . По данным на 2005 г., в Л. было более 430 англикан. общин, насчитывающих 64 тыс. верующих. Кальвинизм представлен в Л. несколькими организациями. Наиболее многочисленная и влиятельная - Евангелическая церковь Лесото в Юж. Африке (ЕЦЛ; Lesotho Evangelical Church in Southern Africa), являющаяся 1-й протестантской организацией в стране (ведет начало от основания представителями Парижского евангелического миссионерского об-ва 1-й миссии в 1833). Помимо Л. ЕЦЛ на протяжении долгого времени присутствует в провинции ЮАР Гаутенг. Она насчитывает ок. 112 общин и ок. 340 тыс. верующих. По типу управления имеет пресвитерианский характер: все 20 территориальных пресвитерий управляются Генеральной ассамблеей, регулярно проводящей сессии. В 1957 г. возникли 2 орг-ции, представляющие реформатское крыло кальвинизма: малочисленная Голландская реформатская Церковь (Dutch Reformed Church; 4 общины, 150 чел.) ориентирована исключительно на прихожан с белым цветом кожи; была основана южноафриканскими бурами, приехавшими в Л. из Южно-Африканского Союза (ЮАС), из пров. Оранжевое Свободное гос-во; Голландская реформатская церковь в Африке (Dutch Reformed Church in Africa; 12 общин, более 4 тыс. чел.) основана темнокожими миссионерами из ЮАС и нацелена на работу с представителями народностей басуто, зулу, шона и коса.

http://pravenc.ru/text/2463599.html

Всего во время оккупации вновь стали действовать ок. 10 тыс. храмов. После освобождения оккупированных территорий порядка 70% открывшихся там церквей получило от советских властей офиц. регистрацию, в т. ч. 4,6 тыс. храмов - на Украине, 300 - в Белоруссии, более 2 тыс.- в зап. областях РСФСР. Во время оккупации происходило и возвращение тайных монашеских общин в покинутые обители. Так, настоятель Глинской пуст. архим. Нектарий (Нуждин), руководивший после ее закрытия тайной монашеской общиной в Путивле, в 1942 г. вернулся со своими духовными детьми в обитель и возобновил там монашескую жизнь. Всего на оккупированной территории появилось 54 монастыря (48 - на Украине, 5 - в РСФСР и 1 - в Белоруссии). Легальная приходская жизнь возрождалась и на территории СССР, не затронутой оккупацией, но этот процесс проходил там гораздо сложнее. Приходские общины с нач. 1944 г. активно подавали прошения о регистрации, однако властями удовлетворялось лишь ок. 20% ходатайств - в основном там, где просьбы верующих были особенно многочисленными и настойчивыми. Всего в 1944-1947 гг. на не затронутых оккупацией территориях по разрешению советских властей было открыто ок. 1,3 тыс. церквей. В 1948 г. регистрация новых церковных общин была прекращена; в 1949-1953 гг. происходило закрытие церквей, их число за эти годы снизилось примерно на 1 тыс. (в основном за счет храмов на бывшей оккупированной территории). Важной составляющей процесса легализации был выход на открытое служение духовенства, тайно совершавшего богослужения. В 40-х гг. XX в. незарегистрированное духовенство, нелегально окормлявшее население после закрытия церквей, было главным кадровым резервом Церкви. Так, в Рязанской епархии ок. 80% священников, служивших здесь к 1951 г., ранее состояли за штатом. Бывш. тайные священники пополняли ряды епископата. Так было с архим. Гурием (Егоровым), с иером. Иоанном (Вендландом) , со свящ. Сергием Никитиным (впосл. еп. Стефан ). Если на ранее оккупированных территориях (Украина, Белоруссия, зап.

http://pravenc.ru/text/1681351.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010