И вот очень долгое время - в 2012 году будет 200 лет со дня рождения Гончарова, почти 200 лет - мы не знали человека. Когда я занялся этой темой, то собрал массу биографических фактов и начал подходить к его произведениям с точки зрения выражения православного идеала. Какой он был у Гончарова? И самое первое, что бросается в глаза и что, как ни странно, никто не заметил, - это фамилии главных героев в трех его романах «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв». В первом романе Адуев - от слова «ад», а в последнем романе Райский, ясно, что от слова «рай». Гончаров показал эволюцию современного ему человека и пути этой эволюции. Причем его поиск православного идеала прежде всего лежал в области эстетики. Эстетики, охваченной, так сказать, и переформированной православной этикой. Сразу нелегко понять его идею внутренней красоты человека. Внутренне красивый человек - это человек, прилегающий ко Христу. Гончаров сам сказал: «Выше христианского идеала нет ничего на свете. Ни одна культура, ни одна цивилизация не дала нам ничего выше, чем Христос». Вот его слова. Иером. Адриан: Это откуда? В.И. Мельник: Это из его статьи « " Христос в пустыне " . Картина Крамского». И это вообще было убеждением того узкого круга людей, в котором вращался Гончаров. Я имею в виду знаменитую артистическую семью Майковых. Гончаров был учителем словесности у будущего поэта Аполлона Майкова, который в своем дневнике запишет: «Выше христианского идеала любви нет. Я имел счастье родиться в христианском обществе...» Во-вторых, Гончаров от своего рождения до последнего дня был в Церкви. Понимаете, есть писатели, которые декларируют позицию, а в церковь не ходят. Толстой вот никак не мог пойти в церковь, а написал Евангелие; Достоевский не отражал чисто церковной позиции, колебался очень долгое время и, в общем-то, умер в колебаниях («Осанна моя прошла через горнило сомнений»). Еще иеромонах Оптиной Пустыни Климент (Константин Леонтьев) отмечал, что Достоевский в своих романах размышлял вольно, недогматично, нецерковно. Гоголь, хотя мы это не акцентируем, колебался даже между православием, католицизмом и протестантизмом. Мы об этом сейчас умалчиваем, мы берем, так сказать, православную часть Гоголя и на этом поле начинаем выявлять оттенки его мысли. Но он колебался и шире, между конфессиями.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

И я рад, что мой сегодняшний доклад, помимо прочего, решает и задачу распространения информации о жизни и подвигах одного из мучеников XX века – святого Михаила Новоселова. К тому же в этом году исполнилось 150 лет со дня его рождения. Конечно, в православной среде принято отмечать не дни рождения, а именины – ведь настоящим рождением человека является его кончина, т. е. рождение в вечную жизнь. Но с некоторых пор стали праздновать и «светские» юбилеи – так, это было в 1997 году, который был объявлен Церковью годом выдающегося русского миссионера святителя Иннокентия Московского (1797–1879) по случаю 200-летия со дня его рождения (кстати, и нынешний год объявлен годом преподобного Сергия Радонежского по случаю 700-летия со дня его рождения). Можно отметить еще, что в прошлом году исполнилось 75 лет со дня кончины святого мученика. Михаил Александрович Новоселов родился в 1864 году в селе Бабье Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, в семье, истоками своими тесно связанной с сельским православным духовенством. Его дед по отцу Григорий Алексеевич Новоселов (умер в 1893 г.) был священником в селе Заборовье того же уезда. Дед со стороны матери Капитолины Михайловны (умер в 1918 г.), Михаил Васильевич Зашигранский, также был священником в этом уезде. Однако отец будущего святого Александр Григорьевич Новоселов (1834–1887) не пошел по обычному сословному пути – он поступил не в духовную семинарию, а в Санкт-Петербургский университет, окончив который стал известным педагогом, директором сначала тульской, а затем и 4-й московской классической гимназии. Живший недалеко от Тулы Лев Николаевич Толстой часто бывал в губернском городе и, конечно, был хорошо знаком с Александром Григорьевичем: его сближали с ним не только горячий интерес к проблеме образования вообще, но в частности и многие конкретные вопросы, относящиеся к организации учения своих собственных детей. В гимназии учились сыновья писателя Илья и Лев, а для Сергея, который учился дома, Александр Григорьевич рекомендовал домашних учителей, принимал у него экзамены экстерном. Понятно, что еще с детских лет был знаком с Толстым и Михаил Новоселов.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Митрополит Александр подвел итоги уходящего года. «Главным событием в жизни всей Русской Православной Церкви, частью которой является Православная Церковь Казахстана, в уходящем году стал Освященный Архиерейский Собор , посвященный 100-летию восстановления Патриаршества и 100-летию Поместного Собора 1917-1918 годов. Свое приветствие участникам Собора направил Президент Республики Казахстан, многоуважаемый Нурсултан Абишевич Назарбаев. В адресе главы государства, в частности, говорилось: " Православное христианство в истории суверенной Республики Казахстан занимает важное место и вносит значительный вклад в укрепление межконфессионального мира и межэтнического согласия в обществе " . В своем докладе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что " Республика Казахстан уже много лет являет пример конструктивных церковно-государственных взаимоотношений " . Православная Церковь осуществляла и продолжает осуществлять свою благородную миссию как в жизни славянского населения Республики, а это более четырех миллионов человек, так и в жизни Казахстана в целом. Православие на просторах Великой степи во все эпохи являлось основой мира и источником высокой культуры. Наша Церковь в числе непреходящих духовных идеалов проповедует патриотизм, братолюбие, уважение к представителям других религиозных взглядов. Ей совершенно чужд всякого рода радикализм или какого-либо рода политизированность.  В 2017 году в пределах Казахстана совершалось празднование 145-летия учреждения Туркестанской епархии, наследниками которой на сегодняшний день являются Православная Церковь Казахстана и Среднеазиатский митрополичий округ . Главным событием юбилейного года стало принесение в пределы Казахстана по благословению Предстоятеля Русской Православной Церкви мироточивой иконы Пресвятой Богородицы " Умягчение злых сердец " . Мироточивая икона Божией Матери была принесена в Астану, Алма-Ату и все крупные города страны. Чудотворному образу поклонились более 200 тысяч человек». Были названы духовно и исторически важные памятные даты наступившего 2018 года: 100 лет мученической кончины святителя Верненского Пимена — первого страдальца за Православие на Казахстанской земле в ХХ столетии; 15 лет с момента образования Казахстанского митрополичьего округа; 125 лет со дня рождения приснопамятного митрополита Иосифа (Чернова); 10 лет установления празднования Собора новомучеников и исповедников Казахстанских; 160 лет с момента возведения первого Софийского собора Иверско-Серафимовского женского монастыря; 110 лет со дня образования Иверско-Серафимовской обители и 15 лет со времени ее возрождения.

http://patriarchia.ru/db/text/5093931.ht...

И вот очередной «сюрприз» – «самый скверный» из скверных – не заставил себя долго ждать. Буквально перед 200-летием великого классика – были грубо попраны и гнусно опошлены заглавия его наиболее христиански одухотворённых великих романов, в основе которых неутолимая духовная жажда веры в Бога и бессмертие, тургеневское предчувствие «жизни бесконечной» для людей – как детей общего Отца Небесного. «Дворянское гнездо» – так названо агентство недвижимости, открывшееся вблизи памятника Тургеневу. «Отцы и  дети» стали названием «гастробара и винотеки».  Расположилось это заведение не где-нибудь, а прямо напротив филологического факультета (по-нынешнему – института) Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева (ОГУ в этом году отмечает 90 лет со дня создания). Руководство и преподаватели факультета и университета, как всегда, отмолчались, воспринимая случившееся как нечто должное или ничего не значащее. В то время как в этом безобразном явлении обнаруживаются не просто духовная и умственная неразвитость, невежество, безвкусица, пошлость. Здесь пик духовной деградации, цинизма, бессовестности, прямого издевательства и глумления над творческим наследием и памятью великого писателя в год его 200-летия! Может быть, продолжая надругательство над всемирно известным тургеневским произведением, учредители и устроители гастрономически-питейного заведения доведут ситуацию до абсурда и будут использовать образы бессмертного романа для завлечения посетителей – выпивох и любителей побаловать свой желудок? Например, бармен примет образ утончённого аристократа Павла Петровича Кирсанова. Блистательная Анна Сергеевна Одинцова и загадочная княгиня Р. будут официантками. Простодушная Феничка – посудомойкой. Визгливый Ситников и «эмансипе» Кукшина – мастера устраивать бедлам – к примеру, подойдут на роли ресторанных музыкантов. Интеллигентный и сдержанный Николай Петрович Кирсанов будет швейцаром. «Бланманже» Аркадий Кирсанов и его невеста Катя станут зазывалами. Ну а главному герою романа Базарову – самому мощному по духу и физической силе – достанется роль вышибалы.

http://radonezh.ru/2021/04/26/literaturn...

Игумен Феофан (Замесов): - Конечно, важно, чтобы каждый человек ощущал заботу: будь то офицер, или военнослужащий по контракту, или военнослужащий срочной службы, потому что все-таки армия – это определенное жизненное испытание, связанное с трудностями. А когда у человека трудности, ему как легче бывает? Когда мы чувствуем, что мы кому-то нужны, когда кто-то нас поддерживает, переживает за нас, когда наше состояние не безразлично окружающим нас людям. Это дает какие-то силы. Поэтому стараемся воинов поддерживать настолько, насколько возможно. Конечно, не всегда возможно все охватить, но, слава Богу, собираются и в актовый зал, в ротах, подразделениях. Но сейчас много приболевших. Идут простудные заболевания. Но все равно идут мероприятия – сейчас стараниями нашего благочинного, отца Василия, к нам приедет в четверг военный писатель Виктор Николаев. Н. В. Карташова: - Мы его знаем. Он наш автор. Игумен Феофан (Замесов): - И будет выступать у нас в части. И прежние годы, когда он бывал у нас, всегда выступления оставляли глубокое впечатление. Важно в том плане, что помогает человеку какие-то вещи осмыслить. Очень важно, чтобы выступление несло такое благоприятное воспитательное воздействие на человека. А сегодня у нас другое очень важное событие было. У нас один из храмов находится на территории усадьбы «Мураново» имени поэта Федора Тютчева. В этом году было две даты памятных: 220 лет со дня рождения и 150 лет со дня кончины великого русского поэта, которого называют часто поэт-философ. Он предвидел многие судьбы России, его рассуждения злободневны по сей день. Хотя, казалось бы, он жил 200 лет назад, а все, что он говорил, что писал, оно напрямую относится к событиям сегодняшнего дня. На территории усадьбы ровно 145 лет назад был создан храм сыном поэта, Иваном Федоровичем Тютчевым. Он был соратник великой княгини Елизаветы Федоровны, в какой-то мере ее делопроизводитель, выполнял определенные ее задачи, поручения. Храм этот был создан в качестве домовой церкви. Предназначен был для нужд семьи, обитателей усадьбы.

http://radonezh.ru/2023/12/29/nikolay-ch...

В рамках работы выставки проходят творческие встречи с интересными людьми. 24 июля председатель Комитета по организации празднования 130-летия восточного путешествия Цесаревича Николая Александровича в Санкт-Петербурге Дмитрий Андреевич Достоевский, правнук писателя, в год 200-летия со дня рождения Федора Михайловича Достоевского расскажет о нем как о горячем проповеднике любви к Отечеству, веры и народности, оказавшем большое влияние на Царя-миротворца Александра III в выборе им исторического пути развития России. Также участники встречи услышат рассказы людей, посетивших в наши дни те места в Египте, которые помнят Цесаревича Николая Александровича. 26 июня состоялась встреча с музыковедом, членом Союза журналистов России Людмилой Кирилловой, лауреатом Международного конкурса в г. Шанхай, представителем Фонда Иоанна Чудотворца, который 4 октября отметит свое 25-летие. Участники встречи узнали о Святителе Русского Зарубежья Иоанне Шахайском , уникальном человеке , апостоле последних времен, вселенском светильнике, выдающемся архипастыре XX века, глубоко почитавшем семью последнего Императора России. Об этом наша беседа. Иоанн Шанхайский и Царь-Мученик Николай II - Людмила Романовна , на афише, приглашавшей на встречу с вами, изображен святитель Иоанн Шанхайский, который держит в руках икону еще не прославленного в лике святых Царя Николая II . Кто написал эту икону Иоанна Чудотворца? - Икона святителя Иоанна с Царем была написана для Фонда Иоанна Чудотворца замечательным петербургским художником-иконописцем Сергеем Арсеньевым. После того, как эту икону привезли в детский приют «Преображение» в городе Железнодорожный Московской области, в часовне приюта замироточили многие иконы. Сергей Борисович был настоящим воином Христовым. Он посвятил последние годы своей жизни прославлению подвига Царственных Мучеников, зверски убитых в Екатеринбурге в июле 1918 года. 1 августа исполнится ровно 20 лет со дня упокоения Сергея Арсеньева. В 2001 году перед смертью он принял монашеский постриг с именем Григорий. После его отпевания около гроба вдруг появилась незнакомая женщина, которая положила ему на грудь икону святителя Иоанна Шанхайского. А 24 августа 2002 года умер старец Николай Гурьянов. Как и святитель Иоанн, и Сергей Арсеньев, батюшка просил всех молиться Царственным Мученикам, говоря, что они безмерно любят Россию и спасут ее от бед. С уходом отца Николая мы вместо земного молитвенника обрели небесного ходатая пред Господом. В келье отца Николая был портрет Иоанна Шанхайского без нимба, написанный еще до прославления владыки. 55 лет тому назад, 2 июля 1966, в Сиэтле, штате Вашингтон духовные чада и почитатели Иоанна Босого, как его часто называли, простились со святителем. В 2019 году мы отметили 25-летие со дня его прославления Русской Православной Церковью Заграницей.

http://ruskline.ru/analitika/2021/07/16/...

Почему именем Александра Суворова предлагается назвать новую организацию молодежи и существующие ныне кадетские классы. Вот некоторые мысли и наблюдения, которые лежат в их основе.»О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».29 октября 2015 года Месяц назад, 23-го ноября текущего, 2015 года исполнилось 285 лет со дня рождения Александра Васильевича Суворова и вполне естественно, что мы вновь обращаемся к его житию. В мае этого же года 2015 году мы отметили 215 лет со дня его победного успения. Можно привести много исторических примеров и фактов, подтверждающих, что все годы после завершения своей земной жизни Суворов живет в памяти нашего народа. Я приведу в качестве аргумента два факта. Вопрос простой каждому из нас: почему накануне 70-летия Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг. во время всенародного Интернет голосования, когда Россия выбирала из ста выдающихся российских военачальников и полководцев одного, олицетворяющего «ИМЯ ПОБЕДЫ» с первого и до последнего дня голосования, постоянно шел на первом месте и победил со значительным отрывом именно Александр Васильевич Суворов? Кроме него в списке голосования были многие блистательные имена: князь Святослав, Александр Невский, Димитрий Донской, Минин и Пожарский, Шереметьев, Потемкин, Румянцев, Ушаков, Нахимов, Кутузов, Скобелев, Жуков и ещё много достойнейших военачальников (правда были в нем и личности, наподобие Троцкого, но это вопрос к организаторам). Достойных было много, а победил Суворов! Почему? Второй пример, связан с деятельностью нашей Региональной общественной организации ветеранов и инвалидов силовых структур»ОМОФОР-СУВОРОВСКИЙ ПРИЗЫВ», председателем Попечительского совета которой я явлюсь. Связан он с деятельностью нашей организации, но касается всей России. По благословлению митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия с июня 2011 г. мы восстанавливаем храм свт. Василия Великого, построенный Суворовым в своем селе Кистыш Суздальского района Владимирской области в память об отце Василии Ивановиче Суворове. Восстановление Храма идет исключительно на народные пожертвования. Урал, Камчатка, Сахалин, Карелия, Приморье, Северный Кавказ, Украина , Белоруссия, Питер, Москва , Киев, Минск, Иваново, Владимир, Ярославль, Кемерово, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск и т.д., такова география пожертвований на восстановление Суворовского Храма. За 4 года более тысячи ста человек пожертвовали средства на его воссоздание. Жертвуют по 50-100-200-500 рублей. Есть, конечно, пожертвования и по 10-20-50 и даже по 100 тысяч рублей, но основные работы за этот период выполнены именно на небольшие, но регулярные поступления на счет Владимирской епархии. Что заставляет далеко не богатых людей ежемесячно жертвовать на восстановление Храма Суворова?

http://ruskline.ru/analitika/2015/13/26/...

Обычно в этот день сюда приезжает служить много батюшек. Они такие духоподъемные, диаконы такие голосистые, и оба хора поют как никогда — и правый, и левый. Но я бы сказал, что главный-то хор — третий! Это когда вся церковь поет, когда весь народ знает слова тропарей, знает, что в каком месте поется. После Причастия, целования Креста и благодарственных молитв верующим раздают красные яйца, как бывает только на Пасху. Удивительный осенний праздник — с колокольным звоном, шуршащими золотыми листьями под ногами... — С настоятелем храма Воскресения Словущего — протоиереем Николаем Балашовым — мы познакомились когда-то на Достоевских чтениях в Старой Руссе. 11 ноября исполнится 200 лет со дня рождения Федора Михайловича. Вы любите его перечитывать? — Как-то у себя на родине я перечитал его «Дядюшкин сон» и спросил себя: изучен ли вопрос «Достоевский и юмор»? Ответа не знаю, но его юмор удивителен! Поэтому, конечно, перечитывать его надо, хотя признаюсь, что с Достоевским у меня сложные отношения, потому что тяжеловато для прочтения, но и полезно: думать приходится. Мне ближе Иван Шмелёв. — Правда ли, что с детства вы мечтали быть писателем? Лет с 9–10 я действительно хотел быть только писателем, поэтом — Да, уже лет с 9–10 я действительно хотел быть только писателем, поэтом. А что такое поэт, если его не любят? Конечно, я был влюбчивым мальчишкой. Но девочки, которые были на 2 года старше (я пошёл в школу в 5 лет), за человека меня не считали. Два года для юноши и девушки — это же пропасть! Поэтому для меня это было страданием. Душа не может обрести счастье, но может выстрадать себя. Ее можно спасти, только страдая. Поэтому я во всем и всегда видел волю Божью. — 10 лет тому назад сгорел ваш родовой дом. Как погорелец, я прекрасно понимаю, как грустно вам было потерять библиотеку, все архивы, да и сам дом — родовое гнездо. — Почему же грустно? Наоборот, огненное очищение всегда бывает ко благу. Слава Богу, что дом сгорел! В год пожара мне дали Патриаршую премию. И она очень помогла. Премия эта небольшая — православная, а не какая-то Букеровская или Нобелевская. Очень много людей мне помогло. Переводы шли со всех сторон. После кончины моего московского духовника мой батюшка — отец Александр — поминал в своих молитвах всех моих жертвователей. Помогли мне и газеты «Русь Державная», «Русский вестник», «Вера — Эском» — прекрасная православная сыктывкарская газета. Я до сих пор в ней печатаюсь.

http://pravoslavie.ru/141958.html

В 1846 году Константин Петрович поступил в Санкт-Петербургское училище правоведения. После окончания училища жизнь Победоносцева в течение длительного времени была связана с судебной деятельностью в департаментах Правительствующего Сената, где и проявились его способности юриста и государственного деятеля. В 1859–1865 годах Победоносцев получил приглашение преподавать в Московском университете курс «Гражданского судопроизводства». В конце 1861 года главный воспитатель великих князей граф Строганов пригласил Победоносцева преподавать юридические науки наследнику престола. Начиная с 1861 года, на протяжении нескольких лет он преподавал законоведение членам царской семьи. Среди его учеников были будущие императоры Александр III, на которого он имел большое влияние, и Николай II. В 1868 году Победоносцев был назначен сенатором, в 1872 году стал членом Государственного совета, а 24 апреля 1880 года занял пост обер-прокурора Святейшего Синода, который возглавлял свыше 25 лет, и вошел в состав Кабинета министров. Главным средством в нравственном оздоровлении общества К.П. Победоносцев видел в возрастании влияния на него Православной Церкви. «Он считал Православие, – отмечал А. Ф. Кони, – высшим выражением духовных сил русского народа, литературу и историю которого знал в совершенстве. Русский человек был немыслим, по его мнению, вне Православия». Личными стараниями Победоносцева было организовано общенародное празднование 1000-летия со дня кончины равноапостольного святителя Мефодия, первоучителя словенского (1885), 900-летие Крещения Руси (1888), 500-летие со дня кончины преподобного Сергия Радонежского (1892). В период его обер-прокурорства, после 200-летнего перерыва, возобновилась практика созыва Архиерейских соборов. В то время практически каждый год открывались новые храмы, в том числе много сельских, причем их архитектурный стиль приближается к древнерусскому допетровскому зодчеству; реставрировались и восстанавливались древние храмы, активизировалась миссионерская деятельность.

http://pravoslavie.ru/760.html

Епископ Амфилохий сказал слова признательности в адрес митрополита Александра за архипастырский визит и предоставленную жителям Восточного Казахстана возможность склониться в молитве перед великой христианской святыней — мощами святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Митрополит Александр сердечно поздравил настоятеля алма-атинского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» митрофорного протоиерея Евгения Воробьева с 35-летием служения в священном сане. Иерарх пожелал пастырю крепкого здоровья, милости от Господа и многих лет предстояния престолу Божию, подарил образ Воскресения Христова и вручил святую просфору. После Литургии в Воскресенском кафедральном соборе состоялось награждение многодетных семей Усть-Каменогорской епархии. Чествование многодетных родителей в дни великих церковных праздников является доброй многолетней традицией Казахстанского митрополичьего округа. Торжественный акт возглавил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. В мероприятии приняли участие: епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий, епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион, духовенство, генеральный консул Российской Федерации в Усть-Каменогорске М.Ю. Королев, заместитель акима города А.С. Садырбаев. К наградам Казахстанского митрополичьего округа были представлены родители, воспитавшие трое и более детей; их семьи являются примером благочестивого супружества, образцом духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Перед началом церемонии митрополит Александр обратился к награждаемым и присутствующим со словом о важности сохранения семейных ценностей. Днем митрополит Астанайский и Казахстанский Александр встретился с генеральным консулом Российской Федерации в Усть-Каменогорске М.Ю. Королевым. Во встрече, которая прошла в соборном доме, приняли участие епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий и вице-консул А.А. Юршин. Митрополит Александр и Михаил Юрьевич обменялись пасхальными приветствиями, после чего глава Митрополичьего округа рассказал генконсулу о церковно-общественных мероприятиях, запланированных в Казахстане рамках празднования исторических дат — 30-летия независимости Республики, 800-летия со дня рождения благоверного князя Александра Невского и 200-летия со дня рождения писателя Ф.М. Достоевского.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5812838...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010