Иногда мало только одного человеческого стремления к добродетели и удаления от грехов. Нужна непрестанная, деятельная помощь Всевидящего Бога. Мы способны обрести милость Божию посредством истинной веры, поста и усердной молитвы, а еще смирения и терпения. Преподобный Ефрем Сирин поучает: «Кто грехами своими воспламенил огонь, тот, если будет молиться, угасит его слезами… Кто обременен грехами и желает от них освободиться, тому нужно только приобрести смирение. Оно приблизит его к Богу, от Которого он получит оставление грехов – залог новой жизни». Согрешая, мы не должны предаваться беспечности, рассуждая, что, мол, Бог – добрый и все простит. Да, Отец Небесный простит, но только в том случае, если и с нашей стороны будут предприняты определенные и конкретные усилия. Господь не принуждает нас к покаянию, Он долготерпеливо ждет. Апостол Павел пишет: Христос Иисус пришел в мир спасти грешников ( 1 Тим.1:15 ). И Сам Спаситель говорит: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Мф.9:13 ). Мы помним слова Святого Евангелия: Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее ( Лк.19:10 ). Из-за грехов своих все люди погибают, но за каждого грешника умер на кресте Спаситель наш Иисус Христос. В борьбе с грехом постараемся избежать беспечности, но и отчаиваться, что Бог не услышит или не простит нас, не будем, потому что, по словам апостола Иоанна Богослова, мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника. Он есть умилостивление за грехи наши… ( 1 Ин.2:1–2 ). Аминь. Слово 94. О долготерпении Божием. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров Достигше верни спасительную страсть Христа Бога, неизреченное Его долготерпение прославим: яко да благоутробием Своим совоздвигнет и нас, умерщвленных грехом, яко Благ и Человеколюбец. Стихира на хвалитех Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Вот и дожили мы с вами до Страстной седмицы, дней скорбных, но и полагающих основание торжеству веры православной, предопределяющих преславное Христово Воскресение. Святая Церковь ныне воспевает: «Достигше верни спасительную страсть Христа Бога, неизреченное Его долготерпение прославим…» Почему страдания Господа нашего Иисуса Христа названы спасительными? Потому что, пройдя через них, Сын Божий спасает род человеческий от вечной смерти и духовного небытия. То, что совершается в Страстную седмицу трудно выразить обычными словами и невозможно постигнуть разумом. Только истинная вера, твердая и несомненная, неколебимая вера поможет пережить нам эти святые дни вместе с возлюбленным Господом и всем сердцем, всей душой сострадать Ему.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

«Мы непрестанно благодарим Бога, что принявши от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово Человеческое, — но как слово Божие, — каково оно есть по истине,- которое и действует, в вас верующих» ( 1Фес.2:13 ) Христианство дает нам ясное гармоничное и органическое сочетание стремления человека ввысь со стоянием его на земле, оно наполняет это стремление ввысь содержанием, а стояние на земле освобождает от мертвящего рабства и оживотворяет свободным сыновним соучастием человека в божественном творчестве новою неба и новой земли. Своим символом христианство избрало крест, который своими концами направлен во все стороны: вверх, в стороны, вниз, то есть указывает человеку на место его служения. В последовании службы Рождества Христова подчеркивается это дерзновенно-сладостное сочетание в том, что земля сочеталась с небом, небо с землею: «Небо и земля днесь совокупишася рождшуся Христу. Днесь Бог не землю прииде, и человек на небеса взыде» (Стихира на литии 2я) Христианство отвечает на вековечные чаяния человечества относительно соединения Божества и человечества. Ответ на этот вопрос таков: совершенный Бог может быть явлен только в совершенном человеке, и совершенным человек может стать только при своем органическом соединении с совершенным Богом. Во Христе совершилось такое органическое соединение Божества с человечеством. И мир признал это: восточные мудрецы поклонились Христу, как Богу ( Мф.2:1-12 ), Пилат засвидетельствовал, что Христос – совершенный человек ( Ин.19:5 ). Христос – полное осуществление идеала бывшего до Него человечества, и в то же время Христос – неотложная и непременная задача человечества, живущего после Христа. Иначе говоря, то, что осуществилось во Христе, должно осуществляться и в человечестве. …Пусть на земле не будет, братья, Ни властелинов, ни рабов, Умолкнут стоны и проклятья, И стук мечей, и звон оков, – О, лишь тогда, как гимн свободы, Пусть загремит: «Христос воскрес!» И нам ответят все народы: «Христос воистину воскрес!» Д.С. Мережковский Завет Божий и Боговоплощение

http://azbyka.ru/zavet-bozhij

Находясь во гробе, Он, по свидетельству новозаветных текстов, сошел в А. и проповедовал Евангелие «находящимся в темнице духам... некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя...» (1 Петр 3. 19-20). Благодаря этой проповеди и Своему всемогуществу Христос вывел из А. не только ветхозаветных праведников, ожидавших пришествия Мессии , но и тех «непокорных», для кого пребывание в А. стало периодом их очищения и духовного созревания для принятия обращенного к ним евангельского благовестия. Не осталась в А. и душа Самого Христа, «и плоть Его не видела тления» (Деян 2. 31), ибо «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» (Деян 2. 24). Своей смертью Сын Человеческий восторжествовал над «последним врагом» - смертью (1 Кор 15. 26) и сокрушил «врата медные и вереи адовы» (Стихира на стиховне воскресной службы 6-го гласа), что и явилось основанием для жизнеутверждающих слов ап. Павла : «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор 15. 55). Победа Иисуса Христа над А. не означает исчезновения последнего. Не означает она и упразднения вечных мучений, к-рые ожидают грешников в А. Существование А. и вечных мучений всегда признавалось сложнейшей проблемой христ. богословия. Одной из основных трудностей является встающая на пути ее разрешения антиномия: если Бог есть Любовь, то А., казалось бы, не должен существовать; но если существо, обладающее разумом, имеет свободу самоопределения (свободу принять Бога или отказаться от Него), то это существо должно иметь возможность находиться вне Бога, и тогда А., где реализуется эта возможность, должен существовать. Наиболее удачное разрешение этой антиномии предлагают нек-рые из святых отцов. Так, преп. Исаак Сирин полагает, что «мучимые в геенне поражаются бичем любви» (Слова подвижнические. Серг. П., 19113. С. 76). Это на первый взгляд странное утверждение на самом деле содержит очень глубокую мысль: любви Божией не лишаются даже грешники, пребывающие в А. (Там же). Но если для праведных эта любовь служит источником блаженства, то для грешных она превращается в «бич».

http://pravenc.ru/text/63424.html

О, Иисусе, надежда и хвала Израилева, помоги нам и спаси нас! Да будет имя сие благословенно во веки! 6) Как сорок дней исполнилось по рождении, принесен был Матерью Своей святой во храм Господень, также по закону Господнему, как о том написано во Евангелии. Тут Его встретил и на руки свои принял, благоговейно и радостно, святой и престарелый муж Симеон, которому было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. Увидев же Его, узнал, что Сей есть Христос Господь, и на руки взяв, воскликнул к Нему с радостью: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, и прочее (Лк 2:26, 29). Примечай здесь, возлюбленный брат, каковы величество и власть Младенца Того. Видит и на руках держит богодухновеный старец Младенца, но у Него, как у Господа своего, просит, чтобы отпустил его к иной жизни, как Церковь поет и в лице Христовом глаголет: «Не старец держит Мене, но Аз держу его. Той бо от Мене отпущения просит» (Стихира на празднование Сретения Господня). Ибо если и Младенца видел, но познал Бога и Господа своего, во плоти явившегося и ставшего младенцем. О, блаженны те руки, которые Бога воплотившегося объяли и осязали! Какая тогда была радость в сердце старца, когда Бога, все держащего, в объятиях своих держал! Очистим и мы, возлюбленный, сердца наши от всякой скверны плоти и духа, дабы принять в них Христа Господня, ибо Он хочет прийти и посетить нас и стучит в двери: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр 3:20). О, благость Иисуса, Который обходит, и ищет, и хочет в дома сердец наших войти! Как блаженно то сердце, которое сего сладчайшего Гостя принять удостоится! Удостоится такой вечери и таких благ, которых око не видело, и ухо не слышало, и не приходило то на сердце человеку (1 Кор 2:9). Упокоим же и мы, о возлюбленный, сего сладкого и великого Гостя в домах наших, дабы и нам подал Он покой в вечном Своем царствии. Примем Его здесь, дабы и Он нас там принял. Постараемся принять драгоценнейший сей залог вечной жизни ныне, дабы с радостью и доброй надеждой отойти на тот век, когда Он от сего многобедного жития нас позовет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

«Откуда у вас вражда и распри? Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» ( Иак. 4:1 ). «Ибо плоть желает противного духу, а дух противного плоти. Они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» ( Гал. 5:17 ). «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю... В членах моих вижу иной закон, противоборствующей закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих... Тот же самый я умом моим служу Закону Божию, а плотью закону ума» ( Рим. 7:19–25 ; 1Петр. 2:11 ; Рим. 6:12–13 ). Изнуряя постом тело, мы смиряем греховную душу свою, как и псалмопевец говорит: «Я изнурял постом душу мою» ( Пс. 34:19 ). «Итак, говорит св. Апостол, умоляю вас, братья, милосердием Божьим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» ( Рим. 12:1 ). «Страдающий плотью, говорит Апостол, перестает грешить» ( 1Петр. 4:1 ). Вот для чего и установлен пост телесный. 2) Достаточен ли для человека один лишь телесный пост? 2) Нет, не достаточен. Есть грехи не только тела, как напр., объедение, пьянство, блуд, но и грехи духа, как напр., гнев, вражда, распри, ереси и т. п. ( Гал. 5:19–21 ). Для приближения к Богу необходим не только телесный пост, но и духовный, состоящий в смиренномудрии, терпении и любви, о чем говорит Сам Бог через пророка Исаию: «вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Иса. 58:6–7) – как об этом учит нас в своем песнопении и св. Церковь : «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем; дадим алчущим хлеб, и нищия бескровныя введем в домы, да приимем от Христа Бога велию милость» (стихира). Св. Давид тоже постился не только телом, но и изнурял постом душу свою ( Пс. 34:3 ). «Плачу, говорит он, постясь душой моей» ( Пс. 68:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

поиск:   разделы   рассылка Рождественское послание Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины Небо и земля днесь пророчески да возвеселятся ангели и человецы духовно да торжествуют, яко Бог во плоти явися… (Стихира праздника) С чувством духовной радости и ликования ныне святая Церковь и все творение Божие прославляет Богомладенца Христа, пришедшего на землю и воспринявшего человеческую природу от Девы Марии. Исполнилось Первоевангелие, и свершились пророчества многих ветхозаветных пророков, которые жили ожиданием Мессии и о Его пришествии на землю напоминали израильскому народу. Об этом радостном событии человечество узнало от Ангела: " Я возвещаю Вам великую радость, которая будет всем людям; ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь " (Лк. 2, 10-11). Святитель Григорий Богослов, размышляя над тайной Боговоплощения, так пишет в своем слове на Рождество: " Бестелесный становится телесным, Слово отвердевает, Невидимый становится видимым, Неосяжный становится осязаемым, Безлетный начинается, Сын Божий становится Сыном человеческим, чтобы спасти людей " . Радость пришествия в мир Спасителя вселяет в нас веру в наше спасение. Рождество Христово открыло Царство Благодати и вернуло человечеству утерянный Рай, восстановило в Богосыновстве. " Итак, вы уже не чужие, и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу " , – пишет святой апостол Павел (Еф. 2,19). Поэтому так торжественно Святая Церковь совершает воспоминание этого славного исторического события, приготовляя к этому верующих сорокадневным постом. Рождество Христово – это постоянно актуальный праздник для Церкви. Она, духовно переживая его, воспевает: " Христос раждается – славите, Христос с небес – срящите! " Каждый христианин должен навстречу Христу Спасителю открыть свое сердце и почувствовать радость праздника, чтобы жить с ней целый год, чтобы радость эта укрепляла и помогала нести жизненный крест, преодолевать трудности и испытания. Праздник воплощения Бога Слова дает каждому человеку все необходимое для устроения Царства Божия в своей душе и на земле.

http://religare.ru/2_24637.html

Рождественское Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 5 января, 2008. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Ридигер) Ныне мы вслед за древними мудрецами приходим, ведомые Вифлеемской звездой, к яслям Божественного Младенца Господа нашего Иисуса Христа. Мы вспоминаем, как волхвы «возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2, 10-11). Вступая в праздник Рождества Христова, и мы должны спросить себя: а что мы принесем к яслям, принявшим ныне Невместимого Бога? Что Тебе принесем, Христе,  яко явился еси на земли яко человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангели пение, небеса звезду, волсви дары, пастырие чудо, земля вертеп, пустыня ясли; мы же Матерь Деву. Иже прежде век, Боже, помилуй нас. Стихира на Господи, воззвах вечерни праздника Рождества Христова Дорогие и возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, весь священнический, диаконский и монашеский чин, благочестивые миряне верные чада нашей Святой Православной Церкви! Ныне мы вслед за древними мудрецами приходим, ведомые Вифлеемской звездой, к яслям Божественного Младенца Господа нашего Иисуса Христа. Мы вспоминаем, как волхвы «возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2, 10-11). Вступая в праздник Рождества Христова, и мы должны спросить себя: а что мы принесем к яслям, принявшим ныне Невместимого Бога? Ему не нужны ни наша гордость, ни наша слава, ни наши материальные достижения. Прахом предстанут в Его очах суетные помыслы, житейские треволнения, попытки людей превознестись друг над другом. Пусть же главным нашим даром Рождшемуся от Девы Спасителю мира станет крепкая и искренняя вера вера, пример которой дала нам Пречистая Дева Мария, сказавшая возвестившему Ей благую весть Архангелу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38). Многие сегодня привыкли считать, что их свободный и независимый разум один только и может принести счастье, правильно выстроить жизнь личности и общества. Но Церковь за века своей жизни много раз видела, как возгордившиеся и удалившиеся от Бога люди в итоге оказывались несчастными и жалкими. И наоборот, пример Пресвятой Богородицы говорит нам, какой высоты может достичь человек, с верой предавший себя в волю Божию. «Дева Мария , пишет преподобный Ефрем Сирин, есть Дщерь Света, потому что через Нее озарились Светом и мир, и обитатели его» . Будем и мы с верою нести миру Свет, Который есть Христос Господь!

http://pravmir.ru/rozhdestvenskoe-poslan...

Слава и ныне, гл. 6: Предзнаменуя Свое воскресение, Христе Боже, Ты взошел на Фавор, взяв с собою трех Твоих учеников Петра, Иакова и Иоанна. Во время же Твоего Преображения, Спаситель, гора Фавор озарилась светом. Ученики Твои, Слово Божие, пали лицом на землю, не имея силы видеть невиданный образ: ангелы служили Тебе со страхом и трепетом, небеса ужаснулись, земля трепетала, видя на земле Господа славы. Стихиры на литии, гл. 2: Просветивший Своим светом всю вселенную Ты, Благой, преобразился па высокой горе, показав Своим ученикам силу Свою, что мир избавляешь от преступления. Поэтому взываем Тебе: «Милосердный Господи, спаси наши души». Слава и ныне, гл. 7: Боговидец Моисей и Илия, неопально вознесшийся на огненной колеснице и конях на небо во время Твоего преображения, видя в облаке, свидетельствовали, что Ты, Христе, виновник закона и пророков и их исполнитель. С ними и нас удостой Твоего просвещения, Владыка, чтобы нам воспевать Тебя во веки. Стихира на стиховне, гл. 2: Тот, Кто в древности беседовал с Моисеем на горе Синае в кусте горящем, но не сгораемом, говоря: «Я есть Вечноживущий», – ныне, преобразившись на горе Фаворе пред учениками, показал им первоначальную красоту Своего лица, воспринявши на Себя человеческую природу, и, поставив свидетелями такой благодати Моисея с Илиею, сделал их участниками радости, предвещающими славный конец через крестные страдания и спасительное воскресение. Тропарь, гл. 7: Преобразился на горе Ты, Христе Боже, показав славу Твою ученикам Твоим, насколько они могли ее видеть. Да воссияет и нам, грешным, свет Твой вечный, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе. Величание: Прославляем Тебя, Жизнеподатель Христе, и почитаем преславное преображение Пречистого Твоего Тела. Стихи из псалмов Велик Господь и всехвален в городе Бога нашего на святой горе Его ( Пс. 47, 2 ). Смиренных возвышает Господь, а кротких поддерживает ( Пс. 146, 6 ). Кто взойдет на гору Господню или кто станет на святом месте Его? ( Пс. 23, 3 ). Господи, кто может пребывать в жилище Твоем, кто может обитать на Святой горе Твоей? ( Пс. 14, 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Таким образом, праздник Обрезания установлен в воспоминание совершенного над Спасителем нашим, в восьмой день по рождении, этого обряда, и, с наречением Всесвятого имени Господу, завершает собой празднование Рождеству Христову. II. а) Установление праздника Обрезания относится к первым векам христианства, и Св. Церковь , учреждая этот праздник, кроме сохранения в памяти события, имела в виду примером Самого Господа научить нас постоянному исполнению заповедей Божиих и беспрекословному повиновению святым ее уставам. «Господь, – говорит она, – даде Самаго Себе образ и начертание всем ко спасению: ибо закона творец законная исполняет» (на великой вечерне стихира 2). Заметим это наставление Св. Церкви и постараемся исполнять его самым делом. (См. «Воскресное чтение», 1864 г.). Извлечем для себя, возлюбленные братия, из ныне празднуемого Св. Церковью события и другие назидательные уроки. б) При обрезании воплотившегося для нашего спасения Сына Божия дано Ему имя Иисус. Что означает имя Иисуса? Спасение. Какое? Всякое, духовное и телесное, временное и вечное, видимое и невидимое. От каких зол не страдает падший род человеческий! Страдает от тьмы в уме, от злости в воле, от нечистоты и томления в сердце, от болезней и смерти в теле. Все сии виды зла будут уничтожены Сыном Божиим; от всех их Он спасет людей совершенно и навсегда. Для сего именно нарекается Ему имя Иисуса, или Спасителя; ибо Он его приемлет не так, как нередко принимаются имена у нас, чтобы носить только имя, а с тем, чтобы осуществить его на самом деле. Посему и дано это имя не как-либо случайно, по желанию, например, Матери или св. Иосифа, а свыше, от ангела, еще до зачатия Его во чреве. И ангел, без сомнения, не сам измыслил его, а принял с благоговением от Самого Владыки ангелов, «от Которого, – как замечает апостол, – именуется всякое отечество на небесах и на земле» ( Еф.3:15 ). Посему-то «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:12 ), кроме имени Господа Иисуса; посему-то перед сим достопоклоняемым именем и должно преклоняться «всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» ( Фил.2:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Яко у Господа милость, и многое у Него избавление, и Той избавит Израиля от всех беззаконий его. Ибо у Господа милость, и велико у Него избавление, и Он избавит Израиль от всех беззаконий его. На 2: Хвалите Господа вси языцы, похвалите Его вси людие. на 2: Хвалите Господа все народы, восхвалите Его, все племена. Яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век. Ибо утвердилась милость Его на нас, и истина Господня пребывает вовек. Слава: Святаго минеи. И ныне: Богородичен. Слава: Стихира И ныне: Богородичен Под праздники во время пения заключительной стихиры открываются Царские врата и совершается вход с кадилом. Молитва входа Иерей: Вечер, и заутра, и полудне, хвалим, благословим, благодарим и молимся Тебе, Владыко всех: исправи молитву нашу, яко кадило пред Тобою, и не уклони сердец наших в словеса или в помышления лукавствия, но избави нас от всех ловящих души наша, яко к Тебе, Господи, Господи, очи наши, и на Тя уповахом, да не посрамиши нас, Боже наш. Священник: Вечером, и утром, и в полдень, восхваляем, благословляем, благодарим и молимся Тебе, Владыка всех, человеколюбивый Господи! Направь молитву нашу как фимиам пред лицо Твоё и не дай уклониться сердцам нашим к словам или помыслам порочным, но избавь нас ото всех, уловляющих души наши, ибо к Тебе, Господи, Господи, очи наши, и на Тебя мы уповаем, да не постыдишь нас, Боже наш. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь. Диакон: Благослови, владыко, святый вход. Диакон: Благослови, владыка, святой вход! Священник благословляя, глаголет: Благословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Священник: Благословен вход святых Твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков. И возглашает диакон: Премудрость, прости. Диакон, изображая крест кадилом, возглашает: Премудрость! Станем благоговейно!

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vsenoshhn...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010