Горицы. Храмовый комплекс. Церкви Рождества Пресвятой Богородицы и Вознесения Господня. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:приблизительно 1800 - 1820. Адрес: Ивановская обл., Шуйский р-н, с. Горицы Координаты: 56.999833, 41.403276 Изменить описание объекта Храмы комплекса: Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Церковь Вознесения Господня Карта и ближайшие объекты ГОРИЦЫ. Одно из наиболее старых и живописных сел области. Расположено на высоком правом берегу р. Теза, напротив с. Дунилово, при переправе из Шуи на Кострому. Впервые Горицы упоминаются в 1553 г., когда здесь находился дворец последних потомков суздальских князей Василия и Дмитрия Горбатых. Дворец, по преданию, располагался на высоком мысу берега, отделенном оврагом от центра села. В настоящее время это место, называемое " Поляна " , находится за южной околицей современного села. После смерти Горбатых, во 2-й пол. 16 в., Горицы перешли во владение Николо-Шартомского монастыря, но уже в 1613 г. числятся за окольничим Василием Коробьиным, поставившим здесь со своим братом в 1624 г. деревянную церковь Рождества Богородицы на месте ветхого храма 1535 г. Сходящиеся к переправе дороги из Костромы, Ярославля, Ростова и ближайших торговых мест обусловили радиальную структуру планировки села, центром которого являлся торг с церковью на берегу реки, от торговой площади шел крутой спуск к переправе. С кон. 17 - нач. 18 в., когда село принадлежало стольнику А.К. Черкасскому, здесь устраивались постоянные осенние ярмарки. Во 2-й пол. 18 в. вышедший из крестьян купец А.Ф. Игумнов, прозванный Холщевниковым, заводит в Горицах первую в России набивную мануфактуру (набивка масляными красками по холсту). Вскоре по заказу Холщевниковых и богатых крестьян Цыгановых вместо прежней деревянной у торга строится новая кирпичная церковь Рождества Богородицы (1760 г.), ставшая основной доминантой села. Вкусы заказчиков, очевидно, повлияли на облик этого храма: его архитектура продолжает более ранние традиции бесстолпных церквей с трапезной и колокольней.

http://sobory.ru/article/?object=03160

диакон М. Желтов: Дмитриевский А. А. Исправление книг при патриархе Никоне и последующих патриархах. – М., 2004. 12 августа 2005 г. 15:20 Настоящая рецензия представляет собой интернет-версию рецензии, опубликованной в журнале: Вестник ПСТГУ. I: Богословие и философия. Вып. 14. М., 2005. Книга Дмитриевского А. А. «Исправление книг при патриархе Никоне и последующих патриархах», выпущенная издательством «Языки славянской культуры» в серии «Studia Philologica: Series minor», является замечательным и, к сожалению, редким примером не переиздания, а первой публикации не издававшейся работы, написанной классиком русской церковной науки прошлого и так не увидевшей свет после 1917 г. Уже поэтому труд А. Г. Кравецкого, подготовившего к печати материал из рукописного архива А. А. Дмитриевского, одного из крупнейших исследователей православного богослужения, заслуживает всяческих похвал. Книга состоит из: предисловия А. Г. Кравецкого к публикации (с. 9–24); собственно труда А. А. Дмитриевского «Об исправлении книг при патриархе Никоне и последующих патриархах» (с. 25–102); выдержек из обширной рецензии А. А. Дмитриевского на монографию прот. М. Орлова «Литургия св. Василия Великого», имеющих непосредственное отношение к вопросу истории книжной справы во 2-й пол. XVII в. (с. 102–148); указателей (с. 149–158). Тема книжной справы на Руси в сер. — 2-й пол. XVII в., в первую очередь — исправления Служебника и входящих в него формуляров литургий, — была и остается весьма животрепещущей не только для историков Церкви и литургистов, но и для церковного народа в целом. Это связано как с тем, что благодаря именно этой справе сформировался тот текст Служебника, по которому Русская Церковь молится и совершает литургию вот уже четвертый век подряд, так и с тем, что именно неприятие изменений в чине литургии было одним из главных поводов, уведших часть церковного народа в не уврачеванный доныне раскол старообрядчества. Несмотря, однако, на свою важность тема справы Служебника вплоть до кон.

http://patriarchia.ru/db/text/34920.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 15.05.1550), прмч. (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, 21 мая - в Соборе Карельских святых, а также в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых). Основные источники сведений об А. О.- житие прп. Александра Свирского (РГБ. Унд. 1253. Л. 91 об.- 95 об.; РГБ. Тр. 629. Л. 330 об.- 331), «Сказание о преподобном отце нашем Андриане Чудотворце» (Архив Валаамского монастыря. Ф. 1. Оп. 7. (СПб., подворье Валаамского мон-ря)), «Описание о российских святых», монастырские предания, собранные и записанные Е. В. Барсовым, сообщение Никоновской летописи. В житии прп. Александра сказано, что А. О. происходил «из московской земли», а в новгородскую Обонежскую пятину был прислан вел. кн. Иоанном III Васильевичем «на поместье» (РГБ. Унд. 1253. Л. 93-93об.). Помещик Андрей Никифорович Завалишин упоминается в писцовых книгах Обонежской пятины за 1496 г. (Писцовые книги Обонежской пятины 1496 и 1563 г. Л., 1930. С. 77-78). Однажды, во время охоты преследуя оленя, А. Завалишин увидел келью прп. Александра Свирского и с тех пор стал часто бывать у преподобного, внимал его наставлениям, приносил ему хлеб. Вскоре А. Завалишин оставил свое имение и по примеру прп. Александра удалился в Валаамский мон-рь , где принял постриг с именем Адриан. Здесь он провел неск. лет, а затем по благословению прп. Александра избрал для уединенного пребывания каменистый мыс на вост. берегу Андрусовской бухты Ладожского оз. Через нек-рое время к нему собрались ученики и была основана обитель (см. Андрусовская во имя свт. Николая муж. пуст .). Мон-рь возник не позднее 1533 г., поскольку известна жалованная грамота вел. кн. Василия III († 1533) Адриановой пуст. «Сказание» об А. О. сообщает, что преподобный обратил к покаянию 2 разбойников. Один из них, по имени Ондрус, жил со своими товарищами на о-ве Сала, расположенном напротив Адриановой пуст. Он потребовал от святого оставить это место, но А. О. упросил его не разорять мон-рь. Однажды в бою с др. разбойниками Ондрус был побежден, связан и брошен в лодку, однако по молитвенному заступничеству А. О. чудесным образом вскоре освободился. Ондрус пришел в мон-рь и застал А. О. поющим псалмы, святой не выходил из обители. Пораженный разбойник раскаялся и остался в пустыни. В 1546 г. царь Иоанн IV повелел новгородским властям выдавать ежегодно «ондрусовскому игумену» царскую ругу. В 1549 г. А. О. и прп. Геннадий Костромской крестили дочь царя Иоанна IV Анну в Новодевичьем мон-ре в Москве, о чем сообщает Никоновская летопись (ПСРЛ. Т. 13. 1-я пол. С. 158; 2-я пол. С. 460).

http://pravenc.ru/text/63614.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СЛОБОДА (совр. г. Александров Владимирской обл.), дворцовое село, принадлежавшее московскому великокняжескому дому с XIV в. Расположена на берегу р. Серой, на половине пути между Троице-Сергиевым мон-рем и Переславлем-Залесским. Вероятно, в нач. XVI в. рядом со Старой слободой появилась Новая слобода, или Новое село Александровское, Новая Александровская слобода, ставшая загородной резиденцией московского вел. кн. Василия III Иоанновича (1505-1533). Остановка в А. с. предшествовала великокняжеским объездам мон-рей и дворцовых владений для охоты, здесь в 1528 г. Василий III принимал посольство казанского хана Сафа-Гирея. А. с. сохранила свое значение дворцового села и при царе Иоанне IV Васильевиче Грозном (1533-1584), а после 1564 г. стала фактически столицей опричнины : здесь функционировали опричные приказы, опричная Боярская дума, в А. с. принимались посольства из Англии, Швеции, Крыма, Дании и др. В период пребывания в А. с. царя Иоанна Васильевича с опричным двором слобода на короткий период превратилась в крупный культурный центр, фактически выполняя столичные функции. Здесь активно велось книгописание: в кон. 60-х - 2-й пол. 70-х гг. XVI в. переписывался и иллюстрировался Лицевой летописный свод, возможно, лицевое житие свт. Николая (РГБ. Больш. 15) и не менее богато украшенный миниатюрами сборник РГБ. Егор. 1844. В 1568-1569 гг. был написан комплект Миней-Четьих , отдельные тома к-рого в XVII в. вложены кн. Д. М. Пожарским в Соловецкий мон-рь , (РНБ. Сол. 501/520, окт.; 505/524 и 504/523, нояб.; 508/527, февр.; 514/533, май); писались и богослужебные книги - Минея служебная нотированная («конархистная») на авг. (РГБ. Рогож. 332, 1569 г.), в XVII в. также принадлежавшая Пожарским. Во 2-й пол. 70-х - нач. 80-х гг. XVI в. в А. с. действовала типография, организованная Андроником Тимофеевым Невежей ; из ее изданий известны Псалтирь (1577) и Часовник (ок. 1577 и 1580). Процветало в это время в А. с. и церковное певч. искусство. По свидетельству XVII в., здесь при царском дворе трудились известные церковные композиторы поп Феодор Христианин (Крестьянин) и Иван Нос , распевший и изъяснивший Триоди «и святым многим стихиры и славники... крестобогородичны и богородичны минейные» ( Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. М., 1846. С. 22).

http://pravenc.ru/text/64482.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Антифонарий. Ирландия. Кон. VIII в. (Paris. Lat. 9488) Первые письменные источники (кон. VIII - нач. IX в.), в к-рых встречается термин «А.» - каролингские библиотечные каталоги (из мон-рей Сен-Вандрий-де-Фонтенель в Нормандии, Сен-Рикье в Пикардии, Санкт-Галлен в Швейцарии, мон-ря Райхенау и из Кёльна в Германии - Becker, Lehman), «Книга об устройстве Антифонария» Амалара Симфозия († ок. 850), «Об исправлении Антифонария» Агобарда Лионского († 840) и др.,- свидетельствуют о возможности употребления этого термина в разных смыслах. А. мог обозначать собрание всех песнопений оффиция (в галликанском обряде; именно это значение сохранилось в более позднее время), или только его антифонов (в рим. обряде ), или, возможно, лишь антифонов ночной службы (в рим. обряде), всех или только антифонных песнопений мессы ( интроит , коммунио ), а также певч. книгу мессы и оффиция (напр., А. кор. Карла Лысого) или свод антифонов мессы и оффиция (в рим. обряде). Иоанн Диакон (825-880) в житии папы св. Григория I Великого (Vita sancti Gregorii//PL. 75. Col. 90) под «antiphonarius cento» (букв.- антифонное собрание) подразумевает певч. книгу мессы (создание всего А. приписывалось св. Григорию, что не подтверждается совр. ему источниками). Позднее произошло терминологическое разделение на antiphonarius missarum (А. месс) и antiphonarius officii (А. оффиция), сохранившееся и в наст. время в амвросианском пении . Термин «градуал» (graduale), применявшийся к книге, содержавшей, по древнему галликанскому обычаю, респонсорные песнопения мессы (градуал, аллилуиарий , офферторий ), в XII в. стал обозначать сборник антифонных и респонсорных песнопений проприя мессы , тогда как термин «А.» в XII-XIII вв. приобрел совр. значение певч. книги оффиция. Самые ранние дошедшие до наст. времени А. не имеют муз. нотации. Это прежде всего фрагменты А. из Лукки (Италия) (Lucca. Bibl. Cap. 490, кон. VIII в.- Hesbert. Antiphonale missarum), из мон-ря Санкт-Галлен (St. Gall. Stiftsbibliothek. 1399, 2-я пол. VIII в.- Dold) и из Роана (Франция) (Roanne. Bibliothèque Municipale. A 292, IX в.- Hesbert. Un curieux antiphonaire), а также первый полный А. из Компьени (Франция), принадлежавший кор. Карлу Лысому (Paris. Bibl. Nat. lat. 17436, между 860 и 880 - PL. 78. Col. 725-858). Среди древнейших сохранившихся нотированных А. можно выделить А. Мон-Рено, происходящий из аббатства Сен-Дени (частная коллекция; текст 1-й пол. X в., нотация X-XI вв.), т. н. А. Харткера из мон-ря Санкт-Галлен (St. Gallen. Stiftsbibliothek. 390-391, кон. X в.- Hesbert. Corpus. Vol. 2) и фрагмент из Оксфорда (Bodl. Auct. F. 4. 26, X в.).

http://pravenc.ru/text/115826.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий) (кон. XIV в., Новгород - 12.06.1447, Коневский мон-рь), прп. пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)), основатель Коневского в честь Рождества Богородицы мон-ря . Древнейший рассказ об А. К. содержит «Сказание об авве Арсении» (РГБ. Троиц. Фунд. 806. Л. 244-246 об.), к-рое, по мнению Н. А. Охотиной-Линд, датируется 30-ми гг. XVI в. (по мнению В. О. Ключевского и Р. П. Дмитриевой - XVII в.). Ключевский считал, что «Сказание» представляет собой отрывок из «простой первоначальной редакции» жития. Во 2-й пол. XVI в. Варлаам (возможно, игумен Коневского или Деревяницкого мон-ря) составил новую редакцию жития (БАН. Арх. Д. 233. Л. 490об.- 519, 2-я пол. XVII в.; БАН. Арх. ком. 3 и др.), включающую в себя 3 недатированных посмертных чуда А. К. Ранние списки этой редакции жития (БАН. Арх. Д. 233) сообщают о кончине преподобного в 1447 г., в более поздних списках наряду с этой датой указан также 1444 год. В XVII в. было составлено рукописное похвальное слово А. К. В нач. XIX в. появилась новая редакция жития (СПб., 1850), автором к-рой является, вероятно, коневский игум. Иларион, составивший службу святому. В этой редакции приведены отсутствующие в более ранних текстах сведения о пребывании А. К. в Валаамском мон-ре , к-рые, по-видимому, основаны на монастырском предании, преставление А. К. указывается под 1444 г., записаны чудеса, совершившиеся по молитвам к святому в кон. XVIII в., житие сопровождается новым похвальным словом преподобному. А. К. в миру был «ковач меди», затем принял постриг в новгородском Лисицком во имя Рождества Богородицы мон-ре в годы игуменства там Евфимия, впосл. свт., архиеп. Новгородского (см. Евфимий II (Вяжицкий) ). Прожив в обители 11 лет, А. К. вместе с побывавшим в Новгороде афонским монахом отправился на Афон , где провел 3 года. Сначала А. К. трудился в «древоделании, печении хлебов и прочих по ряду монастырских службах», после того как игумен узнал о ремесле А. К., он повелел преподобному в безмолвии ковать сосуды. Святой посетил мн. афонские мон-ри, для к-рых бесплатно делал сосуды. Монахи, видя его «тружающася, яко безплотна или яко куплена раба, удивишася терпению его, но и паче же возлюбиша его». Уходя с Афона, А. К. получил от игум. Иоанна «Устав Святой горы» и чудотворную икону Пресв. Богородицы, на обороте к-рой был написан Нерукотворный образ Спасителя (см. Коневская икона Пресв. Богородицы ).

http://pravenc.ru/text/76296.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ ИЗ МОНАСТЫРЯ КСАНФОПУЛОВ (1-я пол.- сер. XV в., К-поль), иером., доместик, визант. муз. теоретик, мелург. Автор музыкально-теоретического трактата «О знаках и интервалах в церковном пении и [о] их этимологии» (существуют и др. варианты заглавия), названный в рукописи XVI в. (Laur. E 148 (610)) иером. и доместиком из мон-ря Ксанфопулов, отождествляется исследователями с мелургом, упомянутым в рукописи кон. XVI - нач. XVII в. (Doch. 315). Мон-рь Ксанфопулов, основанный в К-поле, вероятно, в кон. XIV в., являлся одним из певч. центров: с ним связана деятельность еще 2 мелургов XV в.- иеромонахов Герасима и Марка (впосл. митр. Коринфского). Согласно сообщению еп. Порфирия (Успенского) , в одной из афонских рукописей (возможно, в Zogr. 120, XVIII в.) было указано, что Г. составил музыкально-теоретический трактат, когда находился в ссылке в Риме (ν τ ξορ ν τ πλει Ρμ τ μεγλη). В рукописной традиции Г. именуется «философом» (Xeropot. 318, нач. XIX в.), а также «изумительным и сладчайшим» (Ivir. 976, 1-я пол. XVI в.; Gregor. 3, XVII в.; БАН. РАИК. 30, посл. четв. XVI в.), иногда смешивается с иером. Гавриилом из Анхиала (Cutl. 461, XVII в.). Ж. Б. Тибо ошибочно отождествлял Г. с переписчиком рукописей Lesb. Leim. 259 и Cutl. 459, жившим в посл. трети XVI в. (ему же принадлежат рукописи Ivir. 976 и БАН. РАИК 30, в к-рых содержатся муз. творения Г.- Герцман. Греч. муз. рукописи. Т. 2. С. 92-94). Самым ранним списком трактата Г. является рукопись Иоанна Плусиадина (впосл. Иосиф , еп. Мефонский) кон. XV в. (Dionys. 570). В сочинении Г., предназначавшемся не для мелургов или теоретиков, а для исполнителей, рассматриваются интервальные знаки (σημδια φωνητικ), знаки выразительности (σημδια φωνα) и их этимология, объяснение мелодических фигур (θσεις) при помощи хирономии, учение о гласах. В изложении теории звука Г. пользовался философской терминологией аристотелевской школы и подвергал критике примитивные интерпретации, использовавшиеся в протеориях Пападики.

http://pravenc.ru/text/161365.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в.), игум., возможно, еп. Юрьевский, автор самого раннего сохранившегося древнерус. описания паломничества в Св. землю («Житье и хожение Данила, Русьскыя земли игумена»). Косвенные данные (сравнение в «Хожении» Иордана с притоком Десны р. Сновью, протекающей в окрестностях Чернигова) позволяют предположить, что Д. был выходцем из южнорус., скорее всего черниговских, земель. По-видимому, он принял постриг в Киево-Печерском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре и до игуменства являлся его насельником. Исследователи датируют путешествие Д. 1113-1115, 1106-1108 или, как принято в последнее время, 1104-1106 гг. Н. М. Карамзин первым выдвинул предположение, что Д. после возвращения на Русь, в 1114 г., был поставлен митр. Никифором I епископом г. Юрьева на р. Рось, в 1115 г. участвовал в перенесении мощей св. князей Бориса и Глеба и преставился 9 сент. 1122 г. Это предположение поддержал А. В. Поппе ( Поппе А. Митрополиты Киевские и всея Руси (988-1305)// Щапов Я. Н. Государство и Церковь в Древней Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 53). М. Н. Тихомиров атрибутировал этому Юрьевскому епископу «Послание о повинных», адресованное, по его мнению, вел. кн. Владимиру (Василию) Всеволодовичу Мономаху ( Тихомиров М. Н. Малоизвестные памятники. 2. Киевские князья XI в. в «Послании о повинных»//ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 454-456). (Предположение Б. А. Рыбакова о том, что до епископства Д. был архимандритом Корсунского мон-ря на р. Рось,- результат смешения Д. с соименным укр. паломником кон. XVI в. (см. Даниил , архим. корсунский). Рыбаков необоснованно приписал Д. Сказание, или Повесть, о походе рус. князей на хана Шарукана 1111 г. в составе «Повести временных лет» , а также «Слово святого Григория» об идолах ( Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981. С. 10-30); последнюю атрибуцию справедливо критикует Д. М. Буланин (см.: Буланин Д. М. Античные традиции в древнерус. лит-ре XI-XVI вв. Münch., 1991. С. 155-156, 290).

http://pravenc.ru/text/171234.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕСЯТИЛЬНИКИ светские архиерейские чиновники в средневек. Руси. Упоминаются со 2-й пол. XIII в. Согласно решениям Собора 1273 г., запрещалось поставление «по мьзде» Д. и владычных наместников (РИБ. 1908. Т. 6. 6. Стб. 92). Со 2-й пол. XIV в. Д. образовывали низшее звено церковного управления. В их обязанности входил надзор за деятельностью приходского духовенства, суд 1-й инстанции по гражданским делам между «церковными людьми», сбор «церковных пошлин» в казну архиерея. Округ, на территорию к-рого распространялась деятельность Д., назывался «десятина». Такой округ мог охватывать и целый уезд, и один из станов уезда. Обычно на эту должность назначались светские вассалы архиереев - дети боярские из их служилых дворов; для них данные обязанности были «кормлением» - источником доходов. Приходские священники на территории «десятины» должны были строить для Д. дворы, давать им такие же кормы, к-рые давали черносошные крестьяне светским кормленщикам. По договору от 28 июня 1392 или 1404 г. между вел. кн. Василием I Димитриевичем и Киевским митр. свт. Киприаном на Д. можно было жаловаться вел. князю, к-рый имел право суда над чиновниками архиерейского аппарата. Этот договор также фиксирует размеры кормов, к-рые могли взимать Д. (ДРКУ. С. 178-179). Согласно переработке Устава кн. Владимира 70-х гг. XV в., князья запрещали своим тиунам «судити без судии митрополича или владычня десятинника» (эта переработка Устава была распространена преимущественно в Белозерском крае; см.: Щапов. 1972. С. 203-204; 1989. С. 73). Судебник 1550 г. предписывал Д. взимать судебные пошлины. При предъявлении новому Д. ставленых, благословенных и отпускных грамот он не должен был брать со священников никаких пошлин. Д. запрещалось держать корчмы. В ряде документов XV-XVI вв., относящихся к территории Литовского великого княжества , также упоминаются Д., но здесь этот институт не получил такого широкого распространения, как в землях Сев.-Вост. Руси.

http://pravenc.ru/text/171764.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ I [Иоаким Пани, Славный; греч. Ιωακεμ Πνυ] (ок. 1449, Афины - 1565/67, Каир?), свт. (пам. 17 сент.), патриарх Александрийский (с 6 авг. 1486 или 1487, с перерывами). В возрасте ок. 20 лет принял монашество в мон-ре вмц. Екатерины на Синае, где пребывал после этого 12 лет. Потом (приблизительно с 1480) в течение 3 лет служил в храме Гроба Господня в Иерусалиме и в лавре св. Саввы Освященного. Позднейшее греч. предание приписывает ему близкое знакомство с Германом , игум. лавры и впосл. Иерусалимским патриархом (1534-1579), однако это явный анахронизм. Неск. лет И. занимался сбором милостыни для лавры в Египте и снискал уважение местных христиан. После смерти Александрийского патриарха Григория V был избран на Патриарший престол. Рукоположение И. было совершено в Дамаске 6 авг. 1486 или 1487 г. Антиохийским патриархом, т. к. в Александрийской Православной Церкви (АПЦ) на тот момент не было архиереев. Во 2-й пол. ХХ в. был введен в научный оборот колофон синайской рукописи, составленный мон. Иоакимом аль-Караки, где сообщается о смерти Александрийского патриарха Григория V 6 апр. 1503 г. Иоаким аль-Караки называет себя учеником почившего патриарха. Запись не согласуется с принятыми датировками жизни и Патриаршества И., восходящими к сведениям младших современников патриарха 2-й пол. XVI в. Хотя их указания частично расходятся, почти все они говорят, что И. жил более 100 лет (варианты: 116, 124) и не менее 78 лет возглавлял АПЦ. Кроме того, еп. Порфирий (Успенский) описал виденную им в каирской ц. вмч. Георгия икону этого святого, созданную по заказу И. в дек. 1501 г. Т. о., традиц. датировка Патриаршества И. представляется пока наиболее убедительной. И. славился благочестием и аскетизмом; уже при жизни с его именем связывали совершение чудес. Наиболее распространенная из легенд об И., «Сказание о чуде, бывшем в Египте», повествует, что «египетский царь» по наущению советников-иудеев решил погубить всех христиан в гос-ве. И. был приглашен на диспут с иудеями в присутствии султана, и в доказательство истинности своей веры ему было предложено сотворить чудо - сдвинуть гору. Патриарх со всеми христианами 3 дня перед испытанием молился и постился. Во сне ему явилась Пресв. Богородица и указала на некоего праведника, одноглазого башмачника, чья молитва будет услышана на небесах. В назначенный день патриарх и башмачник повелели горе сдвинуться, и она сдвинулась, разделившись на 3 части. Тогда иудей предложил И. новое испытание - выпить чашу с ядом. Патриарх сумел незаметно для окружающих осенить чашу крестным знамением, и, когда он выпил яд, зелье чудесным образом вышло у него из-под ребер. Ополоснув чашу водой, патриарх дал выпить из нее иудею, к-рый после этого умер страшной смертью. Султан же даровал христианам всевозможные льготы и милости, а потом и сам тайно обратился в христианство и окончил свои дни на Синае.

http://pravenc.ru/text/468909.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010