Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАХОМИЙ (Борзунов) (? - 31 мая 1655, Астрахань), архиеп. Астраханский и Терский (1641-1655), составитель Хронографа. Мирское имя неизвестно. Происходил из рода вологодских служилых людей Борзуновых, родной брат сына боярского Федота Кузьмича Борзунова - наместника в Усть-Выми (не позднее 1646-1652) архиеп. Вологодского свт. Маркелла (Новикова. 2016. С. 62-65). Двоюродный брат рус. книжника 2-й пол. XVII в. Ф. И. Злобина. Молодые годы П., по косвенным сведениям, прошли при Софийском доме в Вологде (Там же. С. 67). Не позднее авг. 1635 г. (возможно, с 1-й пол. 30-х гг. XVII в.) стал игуменом Стефанова Николаевского Озерского Комельского мон-ря в окрестностях Вологды (ныне урочище Прибой на Никольском оз. в Грязовецком р-не Вологодской обл.) (Там же. С. 66). 20 мая 1638 г. возведен в сан архимандрита Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня муж. мон-ря на место архим. Рафаила, занявшего Астраханскую кафедру. 17 июня 1641 г. ( Устинова И. А. Делопроизводственные док-ты патриарших приказов 1-й пол. XVII в.: Расходная книга 1640/41 г.//ВЦИ. 2013. 1/2(29/30). C. 79, 80) хиротонисан во епископа Астраханского и Терского с возведением в сан архиепископа. В 1642 г. царь Михаил Феодорович лично внес кандидатуру П. в список претендентов на выборах патриарха Московского и всея Руси (по результатам выборов новым патриархом стал архимандрит московского Симонова монастыря Иосиф ). В 1642-1643 гг. участвовал в конфликте между администрацией Астрахани и ногайской знатью. Первый воевода Астрахани, стольник кн. Ф. А. Телятевский, действуя самовольно, без совета со 2-м воеводой И. Н. Траханиотовым и дьяком Сурьянином (Ксенофонтом) И. Таракановым (Торокановым), заключил в тюрьму в Астрахани неск. предводителей ногайцев и фактически способствовал тому, что часть степняков перекочевала в Калмыцкое и Крымское ханства. П., сообщив в апр. 1643 г. в Москву о злоупотреблениях кн. Телятевского и получив соответствующие инструкции, посадил 1-го воеводу «за приставы» и до прибытия в нояб. того же года нового 1-го воеводы боярина кн. Б. А. Репнина совместно с Траханиотовым деятельно управлял краем.

http://pravenc.ru/text/2579846.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Вологодских святых (3-я Неделя по Пятидесятнице) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АНДРЕЙ ТОТЕМСКИЙ (1638-1673), Христа ради юродивый (пам. 10 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ (2-я пол. XIVb.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАСИЛИЙ КАМЕНСКИЙ (2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.?),мон., прп., Христа ради юродивый (пам. 2 авг. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАСИЛИЙ СОЛЬВЫЧЕГОДСКИЙ († после 1669), юродивый Христа ради (пам. 3 июля и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАССИАН ТИКСНЕНСКИЙ (Василий; † 12.09.1623 или 1624), прп. (пам. 12 сент., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВИКТОР Семенович Усов (1876-1937), свящ., сщмч. (пам. 8 янв. в Соборе Вологодских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГАЛАКТИОН (Бельский Гавриил Иванович; 1535 - 1612), прмч. (пам. 24 сент. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГАЛАКТИОН (сер. XV в. - 1506), блж., Христа ради юродивый (пам. 12 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Вологодских и Новгородских святых) ГЕРАСИМ [Вологодский] († 1178), прп. (пам. 4 марта и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГЕРАСИМ († 1442/43), еп. Пермский (Устьвымский), сщмч. (пам. 24 янв., 29 янв.- в Соборе Пермских епископов, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128849.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ [Пинежский или Шенкурский] (Василий Степанович; Новгород? - 19.06.1462, Варлаамиев Важский мон-рь), прп. (пам. 19 июня, 21 мар.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря . Основным источником сведений о В. В. является его житие, написанное в 1589 г. иером. Антониева Сийского мон-ря Ионой по просьбе игум. Даниила и братии Иоанно-Богословского мон-ря. Эта редакция переписывалась в кон. XVI - 1-й пол. XVIII в. в Поважье, в Соловецком и Антониево-Сийском мон-рях, включена в июньский том Четьих-Миней Германа (Тулупова) (РГБ. Ф. 304. I. 677; 1631 г.). Во 2-й пол. XVII в. на ее основе была создана краткая редакция жития, находящаяся в Месяцеслове с краткими житиями святых (РНБ. Погод. 637). В 1-й пол. XVIII в. в Иоанно-Богословском мон-ре были созданы 3 новые редакции, известные каждая в единственном списке: БАН. Арханг. Д. 218 (после 1712), РНБ. Тиханов. 226 (нач. 20-х гг.), БАН. Арханг. Д. 403 (после 1733). Они отличаются от первоначальной редакции в основном добавлением новых чудес. В XVIII в. была составлена также новая краткая редакция жития (БАН. 33.13.14). Известна грамота посадника Василия Степановича Иоанно-Богословскому мон-рю, составленная ок. 1451-1452 гг. (сохр. в списке сер. XVI в.; опубл.: Сб. грамот Коллегии экономии. Т. 2. Л., 1929. Стб. 649; ГВНиП. 2800). Отдельные сведения о деятельности В. В. в миру содержатся в Новгородских летописях. Преподобный род. в семье новгородских бояр, в Крещении получил имя Василий, возможно, в честь свт. Василия Великого, поскольку 2-й храм в Иоанно-Богословском монастыре был освящен во имя Трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. В первых изданиях жития В. В., в краеведческой и исследовательской лит-ре XIX - нач. XX в. за преподобным ошибочно, как показали в своих работах Ю.

http://pravenc.ru/text/154233.html

Наиболее древние деревянные храмы сохранились в Скандинавии. Деревянные храмы Норвегии называются «ставкирки» (норвеж. stavkirke), т. е. мачтовые церкви. Они строились из сосны. В основе их конструкции в отличие от рус. сруба - вертикальные опоры, пространство между к-рыми заполнялось досками. Первоначально опоры вкапывались прямо в землю, что быстро приводило к порче; с сер. XII в. их стали укреплять в пазах горизонтальных балок, уложенных на каменный фундамент. В конструкции перекрытия использован богатый опыт, накопленный викингами при строительстве кораблей. Горизонтальных потолков ставкирки не имели. Снаружи они покрывались гонтом (кровельный материал в виде дощечек, имеющих клинообразное сечение) и часто пропитывались смолой. Архитектура ставкирок воспроизводит не только план романской базилики, но и такие характерные детали каменного зодчества, как полуцилиндрическая апсида, аркада на столбах, пояс эмпор над нефами, капители с резьбой. Снаружи ставкирки украшались резьбой с переплетающимися фантастическими растениями и животными, изнутри стены были расписаны: фрагменты средневек. росписей сохранились только в церквах в Торпо в долине Халлингдал (ок. 1200) и Хопперстад в Согне-фьорде (1130). В Норвегии было построено до 2 тыс. ставкирок. После Реформации (1536) их строительство прекратилось. До наших дней дошло 29 ставкирок, относящихся в основном ко 2-й пол. XII - 1-й пол. XIV в. с более поздними перестройками. Выделяют неск. типов - от прямоугольного помещения с 4 столбами по углам и прямоугольным алтарем до сложных зданий с дополнительными столбами по внутреннему периметру фундамента и обходом вокруг них. Из последних наиболее известна церковь в Боргунне в долине Лердал (кон. XII в.), единственная почти целиком сохранившая внешний облик, в т. ч. драконьи головы на коньках крыш. Ставкирка в Урнесе (1130-1150) знаменита тем, что в нее включены резные панели предыдущей церкви (ок. 1050), являющиеся одним из самых древних образцов резьбы викингского стиля. Самая большая (20 м в длину, 26 м в высоту) ставкирка - в Хеддале в фюльке Телемарк (кон. XII в., ок. 1250). Самый оригинальный тип ставкирок - с одним центральным столбом - представлен храмами в Нуре и Увдале в долине Нумедал (2-я пол. XII в., перестроены в XVII-XVIII вв.). В Швеции и Финляндии преобладают срубные деревянные церкви. 3 памятника в Швеции относятся к XIII-XIV вв., в основном же храмы не старше XVIII в., они копировали характерные для местной каменной архитектуры крестообразные барочные композиции. Выразительные швед. звонницы XVIII в. имеют каркас из наклонных бревен, обшитых гонтом, и завершаются барочными луковицами (в Емтланде - на о-ве Фрёсё, 1754, в Хаккосе, 1778). В Финляндии сохранились восьмериковые ярусные колокольни (Руоколахти, 1752, украшена резьбой).

http://pravenc.ru/text/171732.html

(XIV в.), свт. (пам. 27 нояб., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский. Источники содержат существенные расхождения в сведениях о времени служения святого. В летописях И. упоминается только в списке ростовских архиереев, к-рый в сводах 2-й пол. XV в. сопровождает известие 1396 г. о поставлении ростовского еп. св. Григория . Здесь перечень епископов читается в таком порядке: «Антоний, Иаков, Иван, Гаврила». В списке налицо ошибка, т. к. Гавриил был поставлен на кафедру в 1336 г., сразу после смерти Ростовского еп. св. Антония (1329-1336), в 1346 г. Гавриил оставил кафедру (или был смещен с нее), и в том же году Ростовским епископом стал Иоанн (1346-1356). Однако ясно, что составители перечня относили пребывание И. на Ростовской кафедре ко времени до 1346 г. Более достоверным представляется сообщение, содержащееся в службе и в Житии святителя, о том, что он был назначен на Ростовскую епархию после кончины еп. Матфея Гречина, управлявшего епархией с ок. 1381 до зимы 1384/85 г. (см. ниже). Вероятно, И. был поставлен митр. Пименом в период между поездками в К-поль, т. е. между июлем 1388 и нач. 1389 г. Когда митр. св. Киприан в 1390 г. приехал в Москву, Ростовскую кафедру уже занимал свт. Феодор . Важно отметить, что в перечне Ростовских епископов в Новгородской IV летописи (составлен в 1-й пол. XV в.) за Матфеем Гречином следует свт. Феодор, тот же перечень читается в Типографской летописи - ростовском владычном своде 2-й пол. XV в. В печатных Святцах 1646 г. в качестве даты кончины И. впервые был указан 6900 (1391/92) г. (Л. 89 об.), что повлияло на последующую церковную историографию. Очевидно, что составителям Святцев дата смерти святого была неизвестна (по-видимому, она недописана). В созданном в нач. XVIII в. «Летописце о ростовских архиереях» сообщается, что И. был хиротонисан во епископа Ростовского в 1386 г., через 3 года изгнан и скончался 27 нояб. 1392 г. в основанной им обители (очевидно, в ростовском Спасо-Иаковлевском Димитриевом монастыре ), где его мощи покоятся под спудом.

http://pravenc.ru/text/200159.html

(† 928, Рим), папа Римский (с марта или с апр. 914). Род. в Равенне (согласно Liber Pontificalis ) или в Тоссиньяно близ г. Имола (Италия); был диаконом и служителем Болонской кафедры при еп. Петре IV († 905). История избрания И. на Папский престол изложена с нек-рыми ошибками в близком по характеру к сатирическому соч. «Антаподосис» Лиутпранда Кремонского (60-е гг. X в.). Еп. Петр часто посылал И. по делам в Рим. Там И. познакомился с влиятельной аристократкой Феодорой, супругой консула и сенатора Феофилакта, главы могущественной политической партии. Вступив в связь с И., Феодора способствовала его избранию на Болонскую кафедру после кончины еп. Петра. Однако перед рукоположением И. внезапно скончался Равеннский архиеп. Иоанн VIII Кайлон (898-904), и при поддержке Феодоры И. занял кафедру Равенны. Вероятно, тогда И. удалось установить тесные отношения с кор. Италии Беренгаром I Фриульским (888-924), архиепископ добивался его имп. коронации в Риме. Согласно Лиутпранду, по настоянию Феодоры, переживавшей якобы из-за разлуки с любовником, И. оставил кафедру в Равенне и «овладел верховным понтификатом в Риме» ( Лиутпранд. 2006. С. 48). Исследователи, в т. ч. Л. Дюшен (LP. Vol. 2. P. 240-241) и Х. Манн ( Mann. 1910. P. 151-153), указывали, что сведения Лиутпранда не всегда являются достоверными. Он плохо знал истинную последовательность событий 1-й пол. X в. и допускал хронологические ошибки. Нередко Лиутпранд преувеличивал развращенность рим. аристократии и связанных с ней Римских епископов, представляя их отношения в рамках теории «порнократии». Под влиянием Лиутпранда Лев Остийский в «Хронике монастыря Монте-Кассино» (2-я пол. XI в.) утверждал, что И. был незаконно возведен на Папский престол ( Leonis Marsicani Chronica monasterii Casinensis//MGH. SS. T. 7. P. 616). Совр. исследователи полагают, что И. был приглашен в Рим по настоянию Феофилакта, стремившегося получить поддержку кор. Беренгара I ( Zimmermann. 2002. P. 838). Критическое отношение современников к И. было во многом обусловлено тем, что папа нарушил постановление Собора 898 г. о недопустимости перехода епископа на др. кафедру. Об этом упоминается в «Хронике св. Бенедикта Кассинского» (1-я пол. X в.): «Иоанн, приглашенный старейшинами города Рима, нарушив канонические установления, вторгся в Римскую Церковь» (Chronica S. Benedicti//MGH. SS. T. 3. P. 199).

http://pravenc.ru/text/469690.html

Атени Сиони. 2-я пол. VII в. [Груз. ], храм в честь Успения Пресв. Богородицы. Расположен в c. Атени к югу от г. Гори, в ущелье р. Тана (груз. историческая пров. Шида-Картли). Возведен во 2-й пол. VII в. в правление эрисмтавара Картли Нерсе (682/86-689), относится к кругу архитектурных памятников т. н. переходного периода типа Джвари . Из сир. послания VI в., в к-ром еп. Симеон из мон-ря Бейт-Мар (Сирия) угрожает анафемой епископам Картли, собравшимся в Атени, известно о существовании здесь церкви еще до VII в. (Draguet R. P. 59-89). Археологические раскопки 1969-1970 гг. на площадке (24 ´ 19 м; высота 22 м), где находится А. С., показали наличие под его основанием остатков базилики V в. (фрагменты барабанов, баз, капителей, четырехгранных колонок от амвона или алтарной преграды из проконесского мрамора, обломки каменных крестов). Факт возведения ныне стоящего центральнокупольного храма отмечен в однострочной арм. эпиграфической надписи на юж. фасаде, относимой по палеографическим признакам к VII в. В ней указано имя строителя А. С.- зодчего Тодосака, вместе с к-рым трудились упомянутые также в арм. надписях мастера Аарон, Гиорг, Григор, Дапс. Согласно др. концепции, надписи на арм. языке и ряд рельефных композиций, сопровожденных надписями на арм., были созданы при восстановительных работах кон. X в. На стенах юго-вост. и сев.-зап. угловых помещений в 80-х гг. VII в. высечены надписи с перечнем пожертвований эрисмтавара Нерсе I на строительство храма. Среди множества др. груз. надписей на асомтаврули (в т. ч. греч. и евр. тексты), нусхури и мхедрули - надпись 711 г., к-рая повествует о восшествии на престол Степаноза Мампала, сына эрисмтавара Нерсе I, и о посылке ему короны визант. кесарем Филиппиком (Варданом). Там же находится надпись об установлении поминального дня Нерсе и десятистрочная фресковая надпись, сделанная Георгием, сыном Степанозы, о кончине Степаноза Мампала 14 окт. 739 г. Рядом находятся эпитафии царице Гуарамавр (837) и феодалу Сумбату (885). В юж. апсиде - рифмованные стихи на груз. языке 1-й пол. IX в. и надпись 835 г., повествующая о нашествии Буги Турка. Из надписи 980 г. в зап. апсиде известно об облицовочных работах, проведенных в интерьере храма при царе Баграте III; в пространной надписи на юж. фасаде храма зафиксировано, что в строительстве г. Атени (1060-1068) по распоряжению царя Баграта IV принимали участие Мириан, сын Тархуна, и глава атенской крепости Гурганели. На фасадах храма сохранились также сир., греч., араб., персид., церковнослав. надписи, множество надписей паломников и надписи офиц. характера.

http://pravenc.ru/text/76764.html

В нач. IV в. в Фессалонике пострадал сщмч. Александр Пиднский . В Пидне он обратил в христианство многих язычников-греков. Предполагают, что Пиднская епископия возникла в нач. V в. (ранее считалось, что это произошло в период упадка Диона) и ее кафедра первоначально располагалась на территории совр. местности Лулудьес, между Кориносом и Аликес-Китру, где в 90-х гг. ХХ в. археологи обнаружили 3-нефную базилику и епископскую резиденцию, окруженную стеной с 4 башнями. Они были построены в посл. четв. V в. на месте рим. вилл нач. IV в. Создание епископской резиденции в 7 км от античной Пидны, возможно, связано с тем, что та вместе с городами Дион, Мефона, Веррия, Пелла и Кирр в 479/80 г. была передана имп. Зиноном готам. Апсида базилики, как и у базилик в Дионе, снаружи укреплена 5 контрфорсами. К нартексу были пристроены баптистерий и диаконник. После того как в 3-й четв. VI в. базилика была разрушена землетрясением, над ее центральным нефом была сооружена новая, к-рая просуществовала до сер. VII в. На месте боковых нефов были устроены погребальные камеры с арочными сводами. Наиболее интересна расположенная к западу от нартекса базилики гробница VI в. с 2 погребальными камерами. Ее стены украшены изображениями крестов, птиц и растений, одну из фресок сопровождает цитата из Пс 131. В Дионе рядом с агорой и термами находилась базилика A (посл. четв. IV в.), на фундаменте которой в 1-й пол. или в сер. V в. была построена большая по размеру 3-нефная базилика В с нартексом, атриумом и хорами. Между 3-й четв. VI и 1-й пол. VII в. ее деревянная крыша была заменена каменным сводом. Еще 2 базилики сохранились за городскими стенами. Раннехрист. памятники также обнаружены близ Като-Мильи (базилика V в., перестроенная в кон. VI в., и мартирий-эксагон нач. V в.), в Китросе (базилика свт. Афанасия Великого 1-й пол. VI в. с синтроном и фрагментами фресок) и в др. населенных пунктах, где раскопки еще не проводились (в Эйинио, Колиндросе, Метони, Элефтерохори, Пальямбеле, Макрийялосе, Лофосе, Тополиани близ Литохоро, Лептокарье). В кон. VI - нач. VII в., после землетрясений и последовавшего за ними наводнения, жители Диона покинули город и переселились на место совр. городка Кондарьотиса. Сохранившийся там храм Пресв. Богородицы Контариотиссы был основан в VIII в. и реконструирован в Х в. В крепости Платамона сполии храма кон. Х - нач. XI в. были использованы в XIV в. при строительстве новой церкви на этом месте.

http://pravenc.ru/text/1841153.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОБРЫНИН Никита Константинович († 11.07.1682), один из апологетов старообрядчества , лишенный сана свящ. суздальского собора в честь Рождества Пресв. Богородицы. «Никита Пустосвят». Панно. Худож. И. И. Смугровский. 2-я пол. XIX в. (РГБИ) «Никита Пустосвят». Панно. Худож. И. И. Смугровский. 2-я пол. XIX в. (РГБИ) Д. впервые выступил с обличением богослужебной реформы в Русской Церкви (см. Никон , патриарх Московский и всея Руси) в 1-й пол. 1659 г., когда он в Москве подал челобитную на Суздальского архиеп. Стефана , сторонника патриарха Никона, к этому времени оставившего кафедру. К челобитной Д. приложил «роспись» нововведений архиеп. Стефана (что он делает «не по правилам святых отцев»). В авг. 1659 г. направленный в Суздаль Вятский еп. Александр провел расследование. Архиеп. Стефан, отвечая на обвинения, утверждал, что следовал благословению патриарха Никона. Вернувшись в Суздаль, Д. вновь подал челобитную с приложением новой «росписи винам» архиеп. Стефана, обвиняя архиерея, кроме всего проч., в том, что тот «отрешил его от церкви и лишил всякого дохода». В ответ поступила жалоба на Д. от Д. Петровых, приказного архиепископа, в к-рой сообщалось, что Д. 17 сент. 1659 г. в суздальском соборе назвал архиеп. Стефана гос. изменником и еретиком, не поминал его на вечерне и на многолетии. Кроме того, соборный протопоп Симеон с причтом свидетельствовали, что Д. «церковный денежный доход и хлебный емлет весь сполна» (МДИР. Т. 1. Ч. 1. С. 377). Вятский еп. Александр, оппонент Никона, провел новое расследование, подтвердившее «вины» архиеп. Стефана. Собор 1660 г. приговорил Суздальского архиерея к извержению из сана, но царь Алексей Михайлович , рассмотрев дело, простил Стефана и велел ему состоять при Архангельском соборе в Кремле. Д. был лишен права священнодействовать и передан городскому суду, решения которого неизвестны. Продолжая борьбу с богослужебной реформой, Д. составил челобитную на новоисправленные книги с обличениями «нововводных книг Никона, бывшаго патриарха», в первую очередь «Скрижали» (М., 1656).

http://pravenc.ru/text/178691.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНУИЛ ГАЗИС [Греч. Μανουλ Γαζς] (1-я пол. XV в.), лампадарий , визант. мелург. Биографические сведения о М. Г. почти не сохранились. В рукописях упоминается как лампадарий, но без уточнения церкви или города (напр., Athen. Bibl. Nat. 2401. Fol. 274, 1-я пол. XV в.: «сочинение Мануила Газиса лампадария…»). Занимался также преподаванием; в частности, его учеником был Ангелос Григориос (или Григориу), писец и мелург, к-рый в рукописи Sinait. gr. 1566 относительно одного из причастнов написал: «Сочинение Мануила Газиса, моего учителя» (Fol. 36) ( Shartau, Alexandru. 1994). Кроме того, отдельные ремарки в рукописях указывают на его связи с зап. муз. культурой. Напр., в певч. Анфологии Lesb. Leim. 244 (XVI в.) содержится славословие М. Г., к-рое, согласно предваряющей ремарке, было заказано Леонардом, правителем Агия-Мавры (Санта-Маура, ныне о-в Лефкада). Вероятнее всего, под этим именем подразумевается граф острова Леонардо II Токко (1375/1376-1418/1419), покровитель искусств, имевший дружественные отношения с визант. императором ( Adamis. 1972. P. 738-739). Кроме того, сохранились 2 распева «Верую», 4-го и 1-го плагального (5-го) гласов, приписываемые М. Г. (напр., в рукописях: Ath. Laur. Θ. 162. Fol. 339v, 1788 г.; Ath. Doch. 315. Fol. 136v, кон. XVI в.; Paris. Suppl. gr. 1171. Fol. 51v, XVII в. (сохр. частично, со слов «И в Духа Святаго»)). Для визант. церковно-певч. практики в отличие от западной не было характерно распевное исполнение «Верую», поэтому эти песнопения могли быть созданы под влиянием католич. традиции. В рукописной традиции XV-XVIII вв. встречаются следующие калофонические песнопения М. Г.: причастен «Хвалите» гласа πρωτβαρυς (РНБ. Греч. 126. Л. 125 об., 2-я пол. XV в.), матимы в жанре стихир - «Воспойте, людие, Матерь» (на Успение Пресв. Богородицы) 1-го плагального гласа (Athen. Bibl. Nat. 937. Fol. 241-243, 1552 г.; РНБ. Греч. 130. Л. 663 об., нач. XVII в.; Lesb. Leim. 231. Fol. 237-238, ок. 1700 г.), «Слава в вышних» (на Рождество Христово) 1-го гласа τετρφωνος с указанием «ργανικν» (РНБ. Греч. 126. Л. 126), «Чиноначальник вышних сил» (арх. Михаилу) 1-го гласа (БАН. РАИК. 30. Л. 139 об., посл. четв. XVI в.), калофонический стих «Яко во смирении нашем» (Пс 135. 23) 4-го плагального (8-го) гласа (Athen. Bibl. Nat. 2401. Fol. 274). Песнопение «Всякое дыхание» 4-го плагального гласа в рукописях, большая часть из которых была написана в XVIII-XIX вв., как правило, сопровождается примечанием, что некоторые его приписывают М. Г., а другие - прп. Иоанну Кукузелю (Athen. Bibl. Nat. 893. Fol. 124, 1747 г.; РНБ. Греч. 711. Л. 132 об., XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/2561908.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010