Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ II Патриарх Александрийский (2-я пол. 1262? - ок. 1275). Патриаршество Н. совпало с правлением мамлюкского султана Бейбарса (1260-1277), известного массовым истреблением христиан в ходе войн с крестоносцами и жестокими гонениями на «неверных» в своих владениях. В то же время егип. султаны старались поддерживать дружественные отношения с Византией, через к-рую пролегали пути доставки на Ближ. Восток невольников из евразийских степей - основного ресурса пополнения мамлюкского войска. Это давало возможность визант. императорам оказывать покровительство правосл. Церкви в Мамлюкском гос-ве. По сообщению мусульм. историка аль-Макризи (XV в.), летом 1262 г. в Египет вернулось посольство эмира Фарис ад-Дина Акуша, ранее отправленное к имп. Михаилу VIII Палеологу для переговоров о строительстве мечети в К-поле. Император обратился к Бейбарсу с просьбой разрешить егип. мелькитам (православным) избрать предстоятеля Александрийской Церкви, кафедра к-рого в то время пустовала. Как нередко случалось на средневек. Востоке, христиане стали искать кандидатов на Патриаршество среди представителей влиятельной корпорации христ. врачей, тесно связанных с мамлюкской аристократией. В биографическом своде Ибн ас-Сукаи (нач. XIV в.) сообщается, что придворный медик Бейбарса Алям ад-Дин Абу Наср (ум. в 1308; мусульм. биограф Ибн Аби Усайбиа в энциклопедии врачей называет его Мухаззаб ад-Дин Абу Саид) получил предложение стать патриархом в Египте, но отказался, а впосл. перешел в ислам ( Ibn a-uq. Tl kitb wafayt al-ayn/Éd., trad. J. Sublet. Damas, 1974. P. 46 (араб. текст); Ibn Abi Usaibiah. History of Physicians/Transl. L. Kropf. Jerus., 1971. P. 762-764). Эти события не имеют датировки, но могут относиться только ко времени патриарших выборов нач. 60-х гг. XIII в. В итоге на престол был избран др. представитель сословия врачей - ар-Рашид аль-Каххаль (Офтальмолог), очевидно принявший на Патриаршестве имя Николай. Ж. Насралла, знакомый с информацией об избрании ар-Рашида аль-Каххаля из вторичных источников, строил неубедительные гипотезы, пытаясь отождествить его с братом Мухаззаб ад-Дина офтальмологом Муваффак ад-Дином Абу-ль-Хейром, а того в свою очередь - со следующим Александрийским патриархом Афанасием III (II) Синаитом ( Nasrallah. Histoire. Vol. 3. T. 2. P. 105-106), однако эти предположения возникли по причине незнания текста аль-Макризи. Как следует из этого источника, избрание патриарха происходило во 2-й пол. 1262 г., что позволяет скорректировать распространенную в научной лит-ре датировку начала Патриаршества Н. (1263; см., напр.: Ibid. P. 58).

http://pravenc.ru/text/2566042.html

На склонах долины К. и в наст. время располагаются захоронения. На левом, восточном берегу ручья со стороны Елеонской горы устроено иудейское кладбище; на зап. берегу, у подножия городских стен - мусульманское, в русле К., недалеко от Гефсимании, размещены христ. захоронения. Археологическое исследование Древнейшие следы поселений в Иерусалиме были обнаружены в русле К., у родника Геон ( Гихон ) в т. н. городе Давида,- единственного в этой местности постоянного источника пресной воды (см. в ст. Иерусалим ). По всей видимости, местность впервые заселялась уже в халколитический период (IV тыс. до Р. Х.). «Гробницы царей». Фотография. 2-я пол. XIX в. «Гробницы царей». Фотография. 2-я пол. XIX в. Начиная с периода ранней бронзы (кон. IV тыс. до Р. Х.) в долине К. за пределами города производились захоронения. Могилы этого времени с погребальной керамической утварью были обнаружены экспедицией М. Б. Паркера (1909), работавшей на зап. берегу ручья, выше источника. На противоположном склоне Д. Барамки (1935) и К. М. Кеньон (1965) раскрыли шахтовые захоронения, относящиеся к периоду ранней и средней бронзы (кон. IV - сер. II тыс. до Р. Х.) ( Prag. 1995). Отдельные захоронения среднего и позднего бронзового века были обнаружены Р. Вейлем (1913) к югу от города Давида, а также францисканской археологической экспедицией в 60-х гг. XX в. на Елеонской горе ( Saller. 1964). Хорошо изучена группа из 50 пещерных захоронений железного века (VIII-VI вв. до Р. Х.), находящихся на 2 террасах скалистого склона на вост. берегу К., в пределах Сильвана (ныне район на востоке Иерусалима, см. Силоам ) ( Avigad. 1954; Ussishkin. 1993). Гробницы высечены в толще скалистой породы. Возможно, в древности погребальные монументы были богато декорированы, во многих внутри сохранились карнизы. Один из сильванских памятников, т. н. Гробница дочери фараона («Силоамский монолит», приобретенный архим. Антонином (Капустиным) ), прежде был увенчан небольшой каменной пирамидой. От погребальной надписи, выполненной древнеевр. письмом, осталась одна буква. На др. гробнице надпись сохранилась почти полностью, отсутствует только начало имени ее владельца: «Это [гробница] ... ягу, который над домом [царским]. Здесь нет ни серебра, ни золота, а только кости его и его жены (?). Будь проклят человек, который откроет» (ср.: Ис 22. 15-16). С т. зр. архитектуры силоамские гробницы можно разделить на 3 типа: со скатным потолком, с плоским потолком и монолитные, выполненные как памятники. В погребальной архитектуре древней Палестины за пределами Иерусалима аналоги есть только у гробниц с плоским потолком. Архитектурный стиль проч. типов гробниц имеет параллель в финик. культуре, подверженной влиянию Египта. Возможно, в данном случае речь идет об адаптации финик. архитектурных форм иерусалимской элитой.

http://pravenc.ru/text/1684099.html

Примененное Евангелистом к лицу Господа Иисуса пророчество Исаии о Рабе Божием для иудейско-палестинских читателей Евангелия и последователей Христа должно было иметь тем большую силу, что оно считалось одним из бесспорно-мессианских пророчеств в древне-иудейской синагоге, как о том свидетельствуют Таргум, Талмуд и Мидраши. Поэтому для нашей цели весьма важно с возможной точностью определить то отношение, в каком евангельская идея Спасителя-Христа, как носителя немощей и болезней человеческих, должна была стоять к тогдашнему иудейско-мессианскому сознанию и к богословским воззрениям раввинов-фарисеев. Мы имеем два, по-видимому противоположных, ряда свидетельств. В одних, на основании ветхозаветных пророчеств и особенно – пророчества Исаии о Рабе Божием, в частности – проводимого Евангелистом изречения (53, 4), с большей или меньшей ясностью раскрывается учение о страданиях Мессии 11 1) Так в одном месте Вавилонского ТалмудОкончание кодификации Вавилонского Талмуда относится к началу 6-го ст. по Р. Х., а начало – к началу 5-го века. Но он содержит в себе много изречений древнейших раввинов., в трактате Sanhedrin, fol. 93. b, читаетсПодлинный текст у Wünsche. Die Leiden des Messias. S. 56, проверен по Виленскому изданию 1887 bis 1889 г. Часть XIX, стр. 186, сред. Перевод ср. Wunsche ibid. И его же Der Babyl Talmud in seiner Haggadischen Bestandtheile. II, 3. 167.: «о Мессии написано: и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и страха Божия (Иса. 11, 2), – и далее написано: и исполнится страхом Божиим (ст. 3); – сказал равви АлександЖил во 2-й пол. 4-го века.: научает (это тому), что (Бог) возложил на Него бремя заповедей и наказаний (страданий), как мельничные жернова» 2) В другом месте того же трактата, fol. 98. Wünsche. DieLeiden des Messias, 59 – 60, BabylTalm… s. 199. Вилен. р. 195, книзу. написано: «Сказал равви Александр о равви ИегошуИегошуа – Иосуа бен-Леви жил в 1-й пол. 3-го стол. сыне Леви, что он возражал (так): написано: и вот, с облаками неба как Сын Человеческий шел ( Дан. 7, 13 ), – и (опять) написано: уничиженный и сидящий на осле ( Зах. 9. 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

В О. до 70-х гг. XX в. действовали общины сефардов, ок. 1828 г. переселившихся в Маскат и Сухар из ирак. Басры. Ислам Ислам является гос. религией. Господствующая община - ибадиты (представители умеренного течения в хариджизме). Их важнейшие духовные и интеллектуальные центры исторически сложились в оманских городах Назва и Эр-Рустак. Суннизм представлен мазхабами ханбалитов (включая ваххабизм ) и шафиитов, шиизм - крайним ( исмаилиты ) и умеренным ( имамиты ) течениями. Процентное соотношение членов различных направлений в исламе является спорным. Если офиц. данные говорят о численном перевесе ибадитов (3/4 граждан, включая большинство племен обеих главных конфедераций), то независимые источники утверждают, что число суннитов (1/4 племен гафири и 1/6 племен хинави) и шиитов (большинство выходцев из Индии и Пакистана - исмаилиты, из Ирана и Бахрейна - имамиты) может в совокупности превышать половину населения страны. Доисламские пережитки наиболее заметны в верованиях южноарав. этнических групп карави, племен шиху и др. Другие религии Среди мигрантов, не принадлежащих к монотеистическим религиям, преобладают индуисты (из 2 индуистских храмов Маската один был построен в нач. XX в.), а также буддисты, сикхи, джайны и зороастрийцы, не имеющие собственных храмовых сооружений (все места отправления культа домовые или временные). Религиозное законодательство Публикация материалов религ. содержания, не связанных с исламом, запрещена, при этом ввоз религ. литературы в страну свободный. Власти О. неоднократно высказывались в пользу экуменического диалога, но проповедь христианства (как и иных религий) среди мусульман запрещена, хотя существует информация о неск. сотнях человек, тайно обращенных в христианство из мусульман (как граждан О., так и иммигрантов). Мин-во вакфов и религиозных дел аккредитует католич. викариат Юж. Аравии, ПЦО и Центр аль-Амана. История В VIII-VII тыс. до Р. Х. завершилось заселение человеком зап. берегов Аравийского м., в т. ч. Оманского зал. В IV-III тыс. до Р. Х. в стране, к-рую клинописные памятники на аккадском языке называют Маган (территория совр. ОАЭ и Северного О., где во 2-й пол. III тыс. до Р. Х. процветала культура Умм-эн-Нар), возникли порты, через к-рые осуществлялись торговые связи между древнейшими обществами бассейна Тигра и Евфрата, долин Инда и Нила: здесь строили парусные корабли водоизмещением до 20 т, выдерживавшие длительные переходы по Индийскому океану. В Магане в больших объемах добывали медь: пик добычи пришелся на рубеж III и II тысячелетий до Р. Х., когда отсюда вывозили сотни тонн этого металла. Из Магана поступали также (возможно, транзитом) ценные породы камня (напр., диорит), пользовавшиеся спросом в Шумере. Во 2-й пол. II тыс. до Р. Х. Маган пришел в упадок, возможно из-за изменений торговых маршрутов, вызванных гибелью индской цивилизации и переориентацией Месопотамии на посредническую торговлю с Дильмуном (Бахрейн) и закупку меди у Кипра.

http://pravenc.ru/text/2578387.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАФФА [Кафа; лат. Caffa, Capha; итал. Caffa; греч. Καφς; тур. Kefe], город на сев. побережье Чёрного м., во 2-й пол. XIII-XV в. центр черноморских владений Генуи, важный пункт миссионерской деятельности католич. Церкви, с 1318 г. кафедра католич. еп-ства; ныне г. Феодосия (Крым). Фактория европ. торговцев появилась на месте визант. поселения во 2-й пол. XIII в., в эпоху поздних крестовых походов . Венеция, получившая после 4-го крестового похода (1204) «четверть и еще полчетверти» Византийской империи и добившаяся доступа к Чёрному м., не проявила интереса к торговым ресурсам региона: здесь не было ни пряностей, ни красителей, ни шелка, ни др. товаров, относимых в ту эпоху к категории «легких». Позднее доступ к Чёрному м. получили генуэзцы, заключившие накануне реставрации Византийской империи в 1261 г. союз с имп. Михаилом VIII Палеологом (1259-1282); они вели торговлю характерными для этого региона «тяжелыми товарами» (кожа, квасцы, рыба, хлеб, мед, воск и проч.). В организации торговых факторий Генуи важную роль играла личная инициатива ее граждан, к-рые тем или иным способом входили в доверие к местным владетелям; в данном случае следовало получить право на владение землей от местных татар. правителей. Укрепления Каффы. XIV–XV вв. Укрепления Каффы. XIV–XV вв. К. основана в сер. 60-х гг. XIII в. На Чёрном м. было 2 терминала Великого шелкового пути - на юге, в Трапезунде (ныне Трабзон, Турция), и на севере, в устье Дона,- Тана (Азак; ныне Азов). К. была связана с ними и отличалась выгодным местоположением, находясь в Крыму, одном из центров улуса Джучи (см. ст. Орда ). Уже в 1281 г. в городе действовал генуэзский консул, а нотариальные акты за 1289-1290 гг. свидетельствуют о непрерывном потоке товаров через К. Рост территории и увеличение населения К. сопровождались усилением ее адм. влияния. Первоначальный центр генуэзской торговли, колония в Пере (Галата; ныне район Стамбула, Турция), в XIV в. постепенно терял ведущую роль. Возникавшие в устьях рек генуэзские фактории - Симиссо (ныне Самсун, Турция), Тана, Себастополис (ныне Сухум, Абхазия), Монкастро (ныне Белгород-Днестровский, Украина), Ло-Копа (ныне Славянск-на-Кубани, Краснодарский край) - подчинялись уже консулу К. Под юрисдикцию Генуэзской республики и ее консула в К. подпадали и феодальные владения генуэзских граждан в дельте Днепра и на Кубани - в Илличе и Матреге (Тмутаракани).

http://pravenc.ru/text/1683945.html

По выражению употребленному в ст. 15 и 16-м (см. прим, 2-е этой главы); на него опять находит вдохновение от Господа, он не прибегает к волхованиям, он пророчествует. В этих словах подобных произнесенным в ст. 3 и 4 есть одно только прибавление, которое еще возвышает значение, пророчества; он говорит о себе: « имеющий ведение от Всевышнего». Произнося самое пророчество (ст. 17-й) он видит далекое будущее Израиля: не те только события, который могут непосредственно следовать за настоящей минутой, но и то будущее « которое не близко». В нашем тексте слово Его, написанное большою буквой в стихе 17-м доказывает, что наши переводчики приняли толкование, признающее в словах Валаама Мессианское пророчество. Весьма вероятно, что пророческие слова Валаама, которых значение и для него самого было не понятно, рисовали будущее Израиля, и как царство земное, провидя величие царства Давида и Соломона но конечно заключали в себе и таинственное указание на ту «звезду на востоке» ( Mamф. II, 1 ), которая была высшим исполнением обетований от первого обещания семени жены, которое поразит змия ( Быm. III, 15 ) до пророчества Иакова о Примирителе ( Быm. XLIX, 10 ). Точно также поражение князей Моава и сынов Сифовых имеет двойное значение, и как возвеличение царства Израильского (О победах Израильтян над Моавитянами см. 2 Ц. VIII 11 – 12 при Давиде и 4 Ц. III 24 – 27 при Иораме царе Израильском; впоследствии они исчезают из истории), и как победа Слова Божия над языческими верованиями и учениями. По смыслу перифраз Онкелоса, а также и у позднейших раввинов, как например у раввина Шеломах бен Итцхаки, (более известного под именем Раши, или Иархи XI века), сыны Сифа обозначают все человечество, так как только потомство этого сына Адама сохранено в лице Ноя и его сыновей. По поводу пророчеств об Едоме и горах Сеира, в которых они обитали, мы напоминаем что хотя у Едома (Исава) и был сын Амалик ( Быm. XXXVI, 12 ), но не следует смешивать потомство его с Амалекитянами, которые гораздо ранее его рождения упомянуты в кн. Бытия XIV, 7, и которые вероятно были кочевое ханаанское племя (ср. прим. 8-е гл. XXXVI кн. Быт.). Ниже в пророчестве на Амалика (ст. 20) ему пророчествуется гибель, но не так об Едоме, ему грозит пророчество лишь подчинением Израилю, что и исполнилось при Давиде (2 Ц. VIII, 14) и Соломоне (3 Ц. IX, 26) (Хотя в 3 Ц. XI, 16 и сказано Иоав военачальник Давыдов жил шесть месяцев в Идумее, чтоб избить весь мужской пол в Идумее, но восстание царя Адара (рассказанное вслед за сим) против Соломона доказывает, что племя это было еще сильно). Но пришествие Мессии обозначилось тем еще, что исполнилось пророчество Иакова и «отошел скипетр Иуды», и на престол Иудеи под влиянием Рима восходит потомок Едома Ирод I. О погибели Амаликитян см. ниже ст. 20-й прим. 7-е (в начале).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В испано-мосарабском обряде VII в. А. назывались рефрены к псалмам, исполнявшиеся попеременно 2 хорами, что видно из сочинений еп. Исидора Севильского (О церковных службах. I. 7, 9; Этимологии. VI 19, 7) и св. Фруктуоза , еп. Браги (Правило для монахов. 3). В исп. и рим. Антифонариях кон. VIII в. А. (обозначаются лат. аббревиатурами: A, AN, ANA) названы исполняемые с псалмом песнопения. А. в рим. обряде В лат. литургической терминологии словом «antiphona» обозначается стих-вставка, служащий образцом для распевания следующих за ним псалмовых стихов. Такие А. напоминают ответные стихи (responsae), использовавшиеся в ранней респонсорной псалмодии. Источником текстов А. послужило Свящ. Писание (прежде всего Псалтирь, также Книги пророков, значительно реже Книги Премудрости и НЗ), использовались также акты мучеников, жития святых, образцы христ. поэзии и надписи из базилик. Встречаются переводы из визант. гимнографии (напр., А. октавы Богоявления «Veterem hominem» (Ветхого человека), мелос к-рых сходен с визант. образцами - O. Strunk). Являясь краткими хоралами (10-15 слов или половина библейского стиха) с простой мелодией, ранние А. чаще всего были извлечением из «украшаемого» ими псалма. Музыкальное членение А. четко следовало за поэтической формой. Мелодическое окончание ранних А. определяло тон речитации следующего за ним псалма, а окончание псалмового тона ( дифференция ) выбиралось с учетом начала певшегося после него А. С X в. А. стали входить в рифмованные службы (officia rhythmata), где псалмовый тон А. соответствовал положению последнего в службе. Образцы мелодий григорианских А. сформировались во 2-й пол. VIII в. Новые А. создавались на их основе путем адаптации мелодии прототипа к новому тексту или с помощью центонизации - «склеивания» разных мелодических формул. Первоначальной схемой пения было повторение А. после каждого псалмового стиха: А.-1-й стих - А.- 2-й стих - А.- ...- «Слава» «И ныне» - А. Такой порядок пения засвидетельствован Амаларом Мецким (IX в.; PL.

http://pravenc.ru/text/115824.html

Ок. 705-707 гг. монах аббатства Ярроу Беда Достопочтенный создал Житие К., написанное гекзаметром (BHL, N 2020; CPL, N 1380). Оно содержит 46 глав (без деления на книги; о возможном символизме этого числа см.: Berschin W. «Opus deliberatum ac perfectum»: Why Did the Venerable Bede Write a Second Prose Life of St. Cuthbert?//St. Cuthbert. 1989. P. 101). Изложение в целом следует Анонимному Житию, добавлены лишь 12 рассказов о чудесах К. По-видимому, Беда стремился подражать агиографической традиции св. Мартина, состоявшей из прозаических сочинений Сульпиция Севера и стихотворных Житий, составленных Павлином из Перигё (BHL, N 5617; CPL, N 1474) и Венанцием Фортунатом (BHL, N 5624; CPL, N 1037). Возможно, образцом послужили также прозаическая и стихотворная версии сочинения Альдхельма Малмсберийского «О девстве» (CPL, N 1332-1333) (см.: Godman P. The Anglo-Latin «opus geminatum»: From Aldhelm to Alcuin//Medium Aevum. Oxf., 1981. Vol. 50. P. 215-229). В поэме Беды заметно влияние Вергилия, в меньшей степени - Лукана, а также раннехрист. поэтов: Аратора, Клавдиана, Киприана Галла, Ювенка, Павлина Ноланского, Пруденция, Целия Седулия. Так, подражая «Истории апостолов» Аратора, Беда уделял основное внимание не изложению подробностей жизни К., а раскрытию морального значения деяний святого. По-видимому, стихотворное Житие было предназначено для индивидуального чтения монахами и духовной медитации. Оно сохранилось в 2 редакциях; ранняя представлена единственной рукописью, вероятно скопированной с англосакс. экземпляра (Besançon. Bibl. municip. 186; Зап. Германия, сер. IX в.). Значительно шире была распространена 2-я редакция Жития, выполненная Бедой в 20-х гг. VIII в. (скорее всего, после завершения им прозаического Жития К.) и содержащая многочисленные стилистические исправления. В нее включено прозаическое посвящение другу Беды, некоему пресв. Иоанну, который собирался отправиться в Рим. Беда выражал надежду, что поэма послужит ему утешением в трудном путешествии. Эта редакция известна более чем в 20 рукописях, как английских, так и континентальных ( Lapidge. 2006. P. 129-130, 142-162); самая ранняя, сохранившаяся во фрагментах, была выполнена во 2-й пол. VIII в., возможно в аббатстве Фульда ( Gneuss, Lapidge. 2003).

http://pravenc.ru/text/2462347.html

В Свящ. Римской империи К. с. называли инсигнию герм. королей и императоров. Как правило, ее не отождествляли с копьем, которым римский воин пронзил тело Христа, однако, по преданию, в нее были вмонтированы гвозди, использованные при распятии Христа. Инсигния хранится в Венской сокровищнице; ее копия, подаренная имп. Оттоном III польск. кн. Болеславу I Храброму ,- в музее кафедрального собора на Вавеле в Кракове (краковское К. с. содержит частицу св. гвоздя). Венское К. с. представляет собой наконечник стального копья длиной 50,7 см, сломанный посередине и скрепленный железными и серебряными накладками, поверх к-рых наложено покрытие из листового золота. На серебряных накладках, созданных при имп. Генрихе IV (1084-1106), сохранилась посвятительная надпись; золотое крепление было добавлено при имп. Карле IV (1355-1378). Материал и форма копья указывают на то, что предмет был изготовлен в VII-VIII вв. Во 2-й пол. VIII в. или нач. IX в. в верхней части наконечника было сделано отверстие, в к-рое вмонтировали и закрепили серебряной проволокой железный шип (по преданию, фрагмент св. гвоздя). Происхождение и первоначальная форма шипа не установлены. Возможно, это был обоюдоострый шип в виде 2 гвоздей, скрепленных шляпками, или бронзовый медицинский зонд. Копье святое. IX в. (ризница кафедрального собора на Вавеле, Краков) Копье святое. IX в. (ризница кафедрального собора на Вавеле, Краков) Самое раннее упоминание о герм. К. с. содержится в «Антадопосисе» Лиутпранда Кремонского . Приведя легенду о том, что К. с. некогда принадлежало имп. Константину Великому, историк выразил скептическое отношение к этим сведениям (1-м достоверно известным ему владельцем инсигнии был гр. Самсон из Сев. Италии). Во время восстания против кор. Беренгария Фриульского (888-924) североитал. знать пригласила на царство Рудольфа II, кор. Бургундии (912-933), к-рому вручили К. с. как символ власти ( Brackmann. 1937; Hlawitschka. 1960). По свидетельству Лиутпранда, благодаря этой реликвии Рудольф II одержал победу над войском герм. кор. Генриха I Птицелова (919-936). Впосл. Генриху I удалось получить К. с. от Рудольфа II в обмен на земли в Швабии и крупную денежную выплату. Видукинд Корвейский утверждал, что К. с. находилось во владении герм. короля уже при Конраде I (911-918), но это свидетельство скорее всего ошибочно ( Hofmeister. 1908; Schramm. 1955). Согласно Лиутпранду, со времени Генриха I К. с. хранилось в Германии и рассматривалось как символ власти королей и императоров. Однако описанный историком предмет не полностью соответствует реликвиям, хранящимся в Вене и Кракове: на наконечнике, имевшем «в середине... отверстия по обеим его сторонам», были закреплены 2 св. гвоздя, сложенные в форме креста ( Лиутпранд Кремонский. Антаподосис: Книга об Оттоне: Отчет о посольстве в К-поль/Изд. подгот., пер.: И. В. Дьяконов. М., 2006. С. 84-85).

http://pravenc.ru/text/2057216.html

Материалы подтверждают продолжающийся до кон. VI в. расцвет позднеантичной экономики и культуры; затем их упадок под ударами вторжений; последующее медленное восстановление и новый расцвет, не достигший античного уровня, в средневизант. период (напр., экономика Арголиды, согласно исследованиям Сьюзен Алкок и др., сделала резкий скачок в V-VI вв., но в VII-VIII вв. количество новых поселений резко уменьшилось, и со 2-й пол. VII в. их возникновение прекратилось (последние монеты относятся к правлению имп. Фоки)). Контраст между богатством мат-лов поздней античности и пустотой «темных веков» традиционно объясняют, следуя визант. историкам, как внезапный экономический и гос. кризис, осложненный вторжениями варваров в кон. VI-VII в. и араб. нашествием 30-40-х гг. VII в. Археология В. и. позволяет лучше понять внутренние причины этого процесса и по-новому интерпретировать социально-экономический механизм упадка. Это стало возможным благодаря осознанию значимости археологии В. и. для «темных веков» и постепенному накоплению материалов этого периода к кон. ХХ в. (Т. Грегори). Прежде всего в V-VII вв. резко увеличилось число известных в Вост. Средиземноморье поселений. Выяснилось, что расцвет ранневизант. эпохи не уходит корнями глубоко в прошлое: основная часть поселений возникла не в эпоху расцвета античности, а самое раннее на исходе рим. периода (по количеству точно датированных поселений в Беотии и Арголиде в это время уступает только классической эпохе; на Мелосе (ныне Милос), согласно Дж. Сандерсу, они стоят на 1-м месте). Кроме того, ни на Ближ. Востоке, ни на Балканах археологическая картина гибели ранневизант. мира не выглядит внезапной и связанной только с внешними вторжениями. Так, в Сирии неуклонный и медленный регресс раннехрист. общин занял весь VI в. (раскопки Анемуриона) или 2-ю пол. VI в., а наступление ислама предстает лишь одним из факторов, повлекших окончательную гибель. Т. о., гипотеза упадка городской жизни как внутренний фактор кризиса ранневизант. общества, выдвинутая Кажданом еще в 50-х гг.

http://pravenc.ru/text/372678.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010