Шарп и Т. Чарлз-Эдвардс пришли к выводу, что «Книга Ангела» (с заключительным параграфом) была написана в сер. VII в. (Шарп) или во 2-й пол. VII в. (Чарлз-Эдвардс). Сложности возникают и с датировкой Жития I св. Бригиты, в к-ром, по мнению исследователей, описываются дружественные отношения общин Ард-Махи и Келл-Дары. Раннюю датировку этого Жития (сер. VII в.) предложил Шарп, тогда как Билер пришел к выводу, что оно было составлено ок. 700 г. на основании более ранних источников ( Bieler L. The Celtic Hagiographer//StPatr. 1962. Vol. 5. P. 243-265; Idem. St. Patrick and the Coming of Christianity. Dublin; Melbourne, 1967. P. 19). Согласно Маккоуну, Житие I св. Бригиты было создано в сер. VIII в., при его написании использованы более ранние агиографические сочинения, авторство которых приписывалось еп. Ултану из Ард-Брекана (ныне Ардбраккан, графство Мит) († 657) и Алерану († 665). В IX в. эти несохранившиеся источники были использованы при составлении древнеирл. Жития св. Бригиты (Bethu Brigte), в к-ром, как и в Житии I, сделан акцент на отношениях св. Бригиты со св. Патрикием и на деятельности святой в Центр. Ирландии. В отличие от Когитоза авторы этих Житий уделяли Келл-Даре меньше внимания, подчеркивая, что основанные св. Бригитой церкви и мон-ри находились не только в обл. Лаген, но и в др. частях Ирландии. Согласно Маккоуну, в Житии I получила отражение позиция тех церковных общин, которые возводили свое происхождение к св. Бригите, но не принимали непосредственного участия в соперничестве Келл-Дары и Ард-Махи. Вопрос о том, можно ли выделить в сохранившихся Житиях св. Бригиты мотивы и эпизоды, восходящие к утраченным сочинениям Ултана и Алерана, остается дискуссионным ( Connolly. 1972; Idem. 1987; Idem. 1989; Ó Briain. 1977). Из-за противоречий относительно датировки источников исследователи высказывали разные мнения о конфликте Ард-Махи и Келл-Дары. Так, Шарп полагал, что договор обеих общин действовал до 2-й пол. VII в., о его разрыве свидетельствуют заявления Когитоза о церковном первенстве Келл-Дары во 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/1684604.html

Этот период характеризуется постоянным ослаблением Ангкорской империи. В 1220 г. кхмерские войска оставили Тьямпу. Стал независимым север п-ова Малакка. В 1238 г. в долине Менама возникло тайское гос-во Сукотаи, войска которого во 2-й пол. XIII в. захватили значительные территории Ангкорской К., под властью ее королей остались лишь области, заселенные кхмерами. В 1283 г. монг. хан Хубилай потребовал от К. уплаты дани, и кор. Джаяварман VIII, опасаясь мести со стороны монголов, согласился в 1285 г. платить ему дань. Во 2-й пол. XIV - нач. XV в. кхмерам постоянно приходилось отражать нападения Сиама и Тьямпы. В 1353 г. сиамцы после 16 месяцев осады захватили Ангкор и возвели на престол своего короля, но через 5 лет этот правитель был свергнут и новым кхмерским королем стал брат погибшего правителя Сурьявамша. После длительных войн сиамцы в 1431 г. захватили и разграбили Ангкор и империя Камбуджадеша прекратила существование. Восстановление независимости гос-ва К. относится к 1434 г., когда кор. Понья Ят (1405-1467) перенес столицу в Чадомук (ныне Пномпень), расположенный в центре кхмерских областей. Новому правителю и его преемникам пришлось вести постоянную борьбу с набегами сиамцев и тямов. К 1-й пол. XVI в. была достигнута нек-рая стабилизация военно-политического положения и наметился определенный экономический подъем. Постепенно восстанавливалась разрушенная войнами ирригационная система, расширялись площади обрабатываемых земель, стали добывать железную руду. Начался рост новых городов, таких как 2-я столица - Ловек, Удонг и Пурсат. В XIV-XV вв. структура кхмерского общества и гос-ва значительно изменилась. После падения Ангкорской империи рухнула теократическая власть Бога-короля и было подорвано храмовое землевладение. К. превратилась в небольшую, относительно слабую, децентрализованную монархию светского характера, где не прекращались династические распри. Господствовавший класс состоял из членов королевской фамилии, феодалов, чиновников и буддийского духовенства. Население страны преимуществено составляли гос. крестьяне-общинники, а сельская община являлась основной хозяйственной единицей. Крестьяне должны были платить подушный налог, отдавать 10-ю часть урожая, исполнять гос. трудовую и воинскую повинности.

http://pravenc.ru/text/1320197.html

В нач. VIII в. до Р. Х. (слой II) К. был заново отстроен израильтянами, однако теперь его территория ограничивалась только верхней частью холма. На ней найдено неск. жилых построек типа «4-пространственного дома», характерного для эпохи железа II. Новая городская стена достигала толщины в 2,5-4 м, местами была возведена на более древних крепостных стенах. С сев.-зап. и сев.-вост. сторон холма обнаружены 4 массивные крепостные башни. На вост. стороне города открыты 2-камерные ворота города и примыкавшее к ним здание с колоннами, вероятно общественное. Тот факт, что весь комплекс городских ворот оказался засыпанным толстым слоем обгоревших сырцовых кирпичей и пепла, свидетельствует о внезапном его разрушении. Керамические находки, в т. ч. импортная посуда, позволяют датировать разрушение комплекса 2-й пол. VIII в. до Р. Х., вероятно во время нашествия Тиглатпаласара III в 733 г. до Р. Х. Найдено значительное количество различных металлических инструментов, ножей и наконечников стрел, возле городских ворот железного века обнаружена бронзовая статуэтка ханаанского божества, датируемая периодом поздней бронзы. После разрушений VIII в. до Р. Х. на вершине холма, вне пределов последнего израильского города, было построено крупное квадратное в плане здание (30×25 м) с обширным внутренним двором (слой I). Датировка здания затруднена, поскольку в доме не сохранилось полов, и керамический материал, т. о., мог случайно там оказаться. Тем не менее архитектурные особенности постройки позволяют сопоставить это здание с ассир. цитаделями в Асоре и Мегиддо. В греко-рим. период холм оставался незаселенным. В рим. время южнее К. было основано поселение Геннисарет. Лит.: Winn S., Yakar J. The 1982 Excavations at Tel Kinrot: The Early Bronze Age Settlement//Tel Aviv. 1984. Vol. 11. N 1. P. 20-47; Fritz V. Kinneret: A Biblical City on the Sea of Galilee//Archaeology. N. Y., 1987. Vol. 40. N 4. P. 42-49; idem. Kinneret: Ergebnisse der Ausgrabungen auf dem Tell el-(?)lsquo;Oreme am See Gennesaret, 1982-1985.

http://pravenc.ru/text/1684660.html

Так, для народов Вост. Европы неск. веков особо важными были контакты с Центр. Азией, Ираном, Вост. Средиземноморьем, надежность которых обеспечил Халифат. В орбиту араб. торговли входили огромные территории, населенные финно-угорскими, вост. и западнослав. племенами, Прибалтика и Скандинавия. Сухопутные и водные торговые пути из Зап. Европы в страны Азии, пролегавшие через земли вост. славян, сыграли роль катализатора их развития. История связей Др. Руси с Ближ. и Ср. Востоком делится на 2 периода: VIII-X вв. (т. н. арабский период) и XI-1-я пол. XIII в. Магистралями 1-го периода служили реки Волга, Дон и Донец (позднее особое значение приобрел путь по Днепру, возросла посредническая роль К-поля и гаваней М. Азии). Основным предметом ввоза было араб. монетное серебро. Вначале товарообмен был эпизодическим, но на рубеже VIII и IX вв. приток дирхемов с куфическими надписями стал регулярным, что доказывает тесная связь их поступлений с динамикой чеканки в Халифате (дирхемы, как позже западноевроп. денарии, принимались купцами разных стран). Т. о., начало вост. торговли в Др. Руси совпадает с 1-м столетием господства династии Аббасидов (750-1258). В IX - 1-й пол. X в. купцы стремились к сев. землям, богатым соболем, черно-бурой лисой, костью мамонта и моржовым клыком. Обмен вели на основе эквивалента в монетном серебре и ювелирных изделиях. Поступление дирхемов увеличивалось: их клады обнаружены от Дании и Швеции до р. Камы (в пределах Вост. Европы известно ок. 300 комплексов). В IX в. стал наиболее употребительным дирхем ирак. (аббасидской) чеканки, в X в.- монеты гос-ва Саманидов (обосновавшиеся в Бухаре саманидские эмиры установили контроль над караванными путями Ср. Азии и сбывали излишки серебра на европ. рынках). Основная часть импорта предметов художественного производства из стран Востока проникла на Урал, на Оку и в верховья Днепра, на В. Поволжье и в Скандинавию не ранее IX в. К IX-X вв. относятся находки серебряной посуды (ок. 110 предметов) на Урале, где ее использовали как жертвенную утварь (изображения на художественных сосудах легли в основу местной мифологии).

http://pravenc.ru/text/180421.html

Йоркский, Бенедикт Бископ и др.). Из Англии происходит древнейшая сохранившаяся рукопись устава (Cod. Oxoniensis. Hatton 48, ок. 700-710). Как в мон-рях круга Люксёя, так и у англосаксов бенедиктинский устав не был единственным правилом, всякий раз выступая в сочетании с уставом св. Колумбана (образуя т. н. regula mixta) или обычаями ирландско-англосакс. и древнегалльского монашества. О «чистом» бенедиктинском характере монашества не приходится говорить и в тех редких случаях, когда бенедиктинский устав формально предписывался в качестве единственно допустимого: еп. Леодегаром Отёнским (663-680) - монахам своего еп-ства, в 1-й пол. VIII в. св. Пирмином - мон-рям в Эльзасе и юго-зап. Германии, англосаксами св. Виллибальдом († ок. 787) - мон-рю Айхштетт, св. Бонифацием (Винфридом) (672-754), к-рый ок. 740 г. познакомился с уставом благодаря либо св. Виллибальду, либо папе Захарию ,- мон-рю Фульда ; по инициативе Бонифация устав Венедикта в качестве «римского» был законодательно определен мон-рям франк. королевства (Concilium Germanicum в 742/43). Б. в империи Каролингов (2-я пол. VIII-X в.) При Каролингах высокий духовный авторитет монашества превратил его в один из столпов системы имперской Церкви . Важным направлением политики императоров Карла Великого и Людовика Благочестивого становится унификация монашества на основе бенедиктинского устава. При посещении восстановленного мон-ря Монте-Кассино в 787 г. Карл наряду с др. рим. «аутентичными» текстами литургического и правового характера заказал и копию с предполагаемого оригинала устава св. Венедикта, а на Ахенских Соборах (816, 817 и 818-819), подготовленных св. Бенедиктом Анианским , устав был предписан всем мон-рям империи. С тем, чтобы обеспечить полное единообразие даже в тех сферах жизни, к-рые не были регламентированы уставом, Бенедикт Анианский составил и т. н. «обычай» (лат. consuetudo). Все, что расходилось с единым уставом и единым обычаем, бенедиктинским по духу, подлежало искоренению. Если устав Венедикта Нурсийского не содержит указания на к.-л.

http://pravenc.ru/text/78066.html

( Hen. 2001). Лит.: Krieg C. Die liturgischen Bestrebungen im karolingischen Zeitalter. Freiburg i. Br., 1888; Netzer H. L " introduction de la messe romaine en France sous les Carolingiens. P., 1910. Farnborough, 1968r; Cabrol F. Charlemagne et la liturgie//DACL. Vol. 3. Col. 807-825; Bishop E. The Liturgical Reform of Charlemagne, Their Meaning and Value//The Downside Rev. Bath, 1919. Vol. 38. P. 1-16; Bishop E., Wilmart A. La réforme liturgique de Charlemagne//EphLit. 1931. Vol. 45. P. 186-207; Klauser Th. Die liturgischen Austauschbeziehungen zwischen der römischen und der fränkisch-deutschen Kirche vom VIII. bis zum XI. Jh.//Hist. Jb. Münch., 1933. Bd. 53. S. 169-189; Ellard G. Master Alcuin, Liturgist. Chicago, 1956; Vogel C. Les échanges liturgiques entre Rome et les pays francs jusqu " à l " époque de Charlemagne//Le Chiese nei regni dell " Europa occidentale. Spoleto, 1960. T. 1. P. 185-295. (Settimane di studio sull " alto medioevo; 7); idem. La réforme liturgique sous Charlemagne//Karl der Grosse: Lebenswerk und Nachleben/Hrsg. W. Braunfels. Düsseldorf, 1965. Bd. 2: Das geistige Leben. S. 217-232; Bernard Ph. Du chant romain au chant grégorien (IVe-XIIIe siècle). P., 1996; Hen Y. The Royal Patronage of Liturgy in Frankish Gaul to the Death of Charles the Bald (877). L., 2001. (H. Bradshaw Society. Subs.; 3); idem. The Romanization of the Frankish Liturgy: Ideal, Reality, and the Rhetoric of Reform//Rome Across Time and Space: Cultural Transmission and the Exchange of Ideas, c. 500-1400/Ed. C. Bolgia, R. McKitterick, J. Osborne. Camb.; N. Y., 2011. P. 111-123. Базилика Спасителя в Фульде, построенная аббатом Ратгером в 791–819 гг. Гравюра, 1655 г. Во 2-й пол. VIII в. и особенно в 1-й пол. IX в. власти попытались провести четкую границу между разными группами аскетов - собственно монахами и канониками, т. е. клириками, которые вели общинный образ жизни в соответствии со своими уставами. Поскольку и те, и другие в этот период занимались как молитвенными практиками, так и пастырством, единственным отличием каноников было разрешение членам общины владеть личной собственностью и не следовать принципу постоянства места служения (stabilitas loci).

http://pravenc.ru/text/1681117.html

Военные поражения и отсутствие консолидации в Андалусе привели к восстаниям в 1144-1145 гг., фактически уничтожившим власть Альморавидов в И. В 1145-1172 гг. в мусульм. И. к власти вновь пришли правители отдельных тайф. С 50-х гг. XII в. началось постепенное завоевание Андалуса Альмохадами. Основой державы Альмохадов стало зародившееся в горах Атлас на территории совр. Марокко в 20-х гг. XII в. религ. движение в рамках ислама, идеологом к-рого был бербер Ибн Тумарт (ок. 1082-1130). После долгого противостояния с Альморавидами преемник Ибн Тумарта, Абд аль-Мумин, смог в 1147 г. захватить африкан. столицу Альморавидов г. Марракеш и вскоре распространить власть на всю Сев.-Зап. Африку. В 70-х гг. XI в. Альмохады под предводительством Абу Якуба Юсуфа (1163-1184) начали активные военные действия в Андалусе. К 1172 г. они подчинили пиренейские мусульм. территории. 11 июля 1195 г. в битве при Аларкосе (близ совр. г. Сьюдад-Реаль) войска Альмохадов под командованием Якуба аль-Мансура, имея значительный перевес, разгромили армию кастильского кор. Альфонсо VIII и захватили большую часть Нов. Кастилии, включая Гвадалахару и Мадрид (за Альфонсо VIII остался город Толедо). Альмохады придерживались жестких позиций в управлении страной и большое внимание уделяли военным вопросам. При них во мн. крупных городах И. появились крепостные сооружения. В нач. XIII в., после поражения в 1212 г. при Лас-Навас-де-Толоса от объединенного войска нескольких христианских королевств, Альмохады начали терять власть; к сер. XIII в. на Пиренейском п-ове мусульманам подчинялась лишь область на самом юге с центром в Гранаде. Здесь сложился Гранадский эмират (существовал до кон. XV в.), где правила династия Насридов. Интерьер дворца Альхаферия в Сарагосе. 2-я пол. XII в. Интерьер дворца Альхаферия в Сарагосе. 2-я пол. XII в. В XII-XIII вв. Андалус стал центром философской мысли, во многом благодаря изучению и переосмыслению мусульм. мыслителями древнегреч. философии. К этому периоду относится творчество основоположника аверроизма Ибн Рушда (Аверроэс, 1126-1198), богословов Абу Мухаммада Абдаллы из Бадахоса и Абуль-Аббаса Ахмада (Ибн аль-Банны), развивавших учение Газали (1058-1111) об основах суфизма.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Имп. Феодосий III. Солид Имп. Феодосий III. Солид Победа над арабами подняла авторитет и популярность нового имп. Льва III и послужила решающим фактором прекращения внутренней борьбы в империи. Вскоре были прекращены мятежи на Сицилии и в Фессалонике и имп. Лев установил свою власть на всей территории Византии. После 718 г. арабы более не предпринимали попыток захватить К-поль. В традиции ислам. мистики этот город приобрел особое эсхатологическое значение; его будущее подчинение религии Мухаммада со временем стало связываться с представлениями об окончательном торжестве ислама накануне конца света. Араб. вторжения в Анатолию продолжались еще в течение неск. десятилетий; их жертвами нередко становились крупные визант. города (Иконий, Кесария и др.). Однако арабам уже не удавалось надолго закрепляться западнее гор Тавра. В 726 г. они осаждали Никею, но под стенами города потерпели тяжелое поражение от войск Льва III и его сына и соправителя Константина V. В 740 г. император одержал еще одну решающую победу над мусульманами в битве при Акроине, после чего их вторжения в Анатолию почти прекратились. К сер. VIII в. граница между Византией и халифатом надолго установилась по линии гор Тавра и далее к северо-востоку в районах М. Армении и Понта. Имп. Лев III. Номисма Имп. Лев III. Номисма Победа при Акроине совпала с началом междоусобной борьбы в халифате, к-рая завершилась переходом власти к династии Аббасидов , переносом столицы из Дамаска в Багдад и общей перестройкой исламской державы. В этот период византийцы перешли к активным действиям против арабов. В 746 г. империи был возвращен Кипр. В 40-50-х гг. имп. Константин V совершил неск. походов на Восток, разрушил араб. приграничные крепости Феодосиополь, Мелитину и Самосату. Во 2-й пол. VIII в. активность противостояния на Востоке резко упала. Важным условием успехов Льва III в противоборстве с арабами стал союз В. и. с Хазарским каганатом, закрепленный династическим браком Константина V и дочери кагана, принявшей в Крещении имя Ирина (733). Имп. Лев стал основателем новой, т. н. Исаврийской (или Сирийской), династии. Крайний недостаток источников не позволяет подробно говорить об особенностях жизни визант. общества и о деталях внутренней политики в VIII в. Тем не менее в ряду важнейших преобразований Исаврийской династии известны: 1) развитие фемной системы (образование новых фем Фракисий и Вукелларии, их укрепление, позволившее поддерживать на должном уровне военные силы в борьбе с арабами); 2) издание нового свода законов («Эклоги»); 3) попытка переосмысления духовных основ визант. общества, выразившаяся в иконоборческом и антимонашеском движении.

http://pravenc.ru/text/372674.html

К ним были подключены и другие сотрудники Гарварда, – Джон и Вирджиния Каллахан (John и Virginia Callahan), Пол Александер (Paul Alexander), Герберт Мусурилльо (Herbert Musurillo), Йоханнес Каварнос (Johannes Cavarnos), Якоб А. Макдоноу (Jacobus A. McDonough), Джозефа Кеннет Даунинг (Joseph Kenneth Downing). Это дало возможность продолжить поиск и копирование рукописей. По свидетельству очевидцев, собиравшийся материал (более 1200 копий) постепенно заполнил целый кабинет 175 . В то же время сформировался новый план современного издания GNO – предметный, а не хронологический, впоследствии несколько измененный (к настоящему времени: тт. I, II Eunomiana; т. III/1–4 – систематические сочинения; тт. IV, V, VI, VII/1–2 – библейские толкования и экзегетические гомилии; т. VIII/1 – аскетические сочинения; т. VIII/2 – письма; тт. IX, Х/1–2 – нравоучительные гомилии; кроме того, имеется отдельное приложение из сочинений, приписываемых Григорию (Spuria)), и было принято решение доверить издание лейденскому издательству Brill. Особенно радовался Йегер возможности издать творения Григория в Голландии, гуманистические традиции которой были ему очень близки 176 . Вскоре после войны Йегер смог вновь встретиться со своими немецкими учениками и нашел среди них энтузиаста в лице Германа Лангербека, которому было доверено издание бесед на Песнь песней и трактата Об устроении человека. Фридрих Мюллер вернулся к работе над малыми догматическими произведениями. Первым результатом этих новых усилий стало издание аскетических сочинений под редакцией В. Йегера, И. П. Каварноса и В. В. Каллахан в 1952 г. (GNO VIII/1). Затем внимательное исследование рукописей привело к открытию известного до сих пор лишь в виде фрагментов сочинения Hypotyposis 177 , которое Йегер однозначно приписал Григорию и сопроводил отдельным пояснительным томом 178 . Йоханнес Каварнос также обнаружил две версии вводной части трактата О девстве и выразил предположение, что более краткая версия может базироваться на первом издании произведения самим Григорием (впрочем, другого мнения придерживается Мишель Обино (Michel Aubineau), который подготовил другое издание этого сочинения Григория для Sources Chrétiennes, 119, Париж, 1966 179 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

[Англ. Mary Tudor] (18.02.1516, Гринвич - 17.11. 1558, Лондон), королева Англии и Ирландии (с 1553), из династии Тюдоров. Дочь короля Англии Генриха VIII и его 1-й жены Екатерины Арагонской (1485-1536), дочери «католических королей» Фердинанда V(II) Арагонского и Изабеллы I Кастильской. Несмотря на то что рождение дочери стало разочарованием для Генриха, рассчитывавшего на наследника муж. пола, король был привязан к М. Т., единственному ребенку от 1-го брака, не умершему в младенчестве. На формирование личности М. Т. значительное влияние оказала одна из ее воспитательниц, ревностная католичка Маргарет Пол, графиня Солсбери (1473-1541; в 1886 беатифицирована папой Римским Львом XIII ). Значительное внимание воспитанию дочери уделяла и Екатерина Арагонская. Она, вероятно, лично учила дочь латыни и даже заказала исп. гуманисту Хуану Луису Вивесу (1492-1540) написать трактат «О воспитании христианки» (De institutione feminae christianae, 1529) и составить программу обучения М. Т. (De ratione studii puerilis, 1523). В рекомендованный Вивесом круг чтения входили Свящ. Писание, труды отцов Церкви, а также нек-рых античных языческих авторов (в т. ч. диалоги Платона), сочинения Т. Мора и Эразма Роттердамского . В 1525-1527 гг. М. Т. ок. 2 лет жила в Уэльсе, она пользовалась привилегиями, обычно полагавшимися наследнику англ. престола - принцу Уэльскому. Некоторые современники называли М. Т. принцессой Уэльской, хотя официально она не носила такого титула. С рождения М. Т. Генрих VIII рассматривал потенциальный брак дочери как важный инструмент внешней политики. В возрасте 2 лет М. Т. была помолвлена с новорожденным французским дофином Франциском (1518-1536), старшим сыном кор. Франциска I (1515-1547), однако в 1521 г. из-за изменившейся политической обстановки помолвка была разорвана. В следующем году состоялась помолвка М. Т. с ее двоюродным братом Карлом Габсбургом (впосл. император Свящ. Римской империи Карл V ), однако он в 1526 г. женился на Изабелле Португальской. После этого Генрих VIII и его главный советник кард. Т. Уолси возобновили переговоры о союзе с Францией, в т. ч. о возможном браке М. Т. с самим Франциском I или с его 2-м сыном Генрихом, герцогом Орлеанским (впосл. в 1547-1559 кор. Генрих II).

http://pravenc.ru/text/2562156.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010