Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОРОЗОВА Феодосия Прокопьевна (в иночестве Феодора) (21.05.1632, Москва - 2.11.1675, Пафнутиев Боровский мон-рь), боярыня, активная деятельница раннего периода старообрядчества . Основным источником сведений о ее жизни является «Житие боярыни Морозовой», написанное ее старшим братом Федором Соковниным (авторство доказано Н. В. Понырко). Род. в семье московского дворянина Прокопия Федоровича Соковнина и его жены Анисьи Никитичны (урожд. Наумовой). П. Ф. Соковнин († 1662) первоначально служил воеводой в отдаленных городах: на Мезени и в Кевроле (1624-1626), в Енисейске (1634-1636), в 1631-1634 гг. был посланником в Крыму. После 1648 г. как родственник первой жены царя Алексея Михайловича Марии Ильиничны Милославской занял видное положение при царском дворе; на царской свадьбе в янв. 1648 г. шел за санями невесты, в 1650 г. получил чин окольничего, в 1650-1652 гг. сопровождал царя в загородных поездках, в 1654-1656 гг. оставался в Москве «оберегать царицу». Старший сын П. Ф. Соковнина добился еще больших успехов: стольник (1648-1669), дворецкий царицы (1669), думный дворянин (1670), окольничий (1676-1682), боярин (с 1682) ( Руммель В. В., Голубцов В. В. Родословный сборник русских дворянских фамилий. М., 1887. Т. 2. С. 403-404). Положение Соковниных при царском дворе укрепил брак (в 1649) старшей дочери П. Ф. Соковнина Феодосии с боярином Г. И. Морозовым, братом крупнейшего землевладельца своего времени Б. И. Морозова (ок. 1590 (ок. 1600?) - 1661), к-рый был воспитателем царя Алексея Михайловича и его свояком (2-м браком был женат на сестре царицы, Анне Ильиничне Милославской). В дальнейшем принадлежность ближайших родственников М. к высшим придворным кругам и ее самой к придворной элите не смогла поколебать твердости М. в исповедании дореформенного благочестия, но во многом повлияла на отношение царя к ее оппозиционным настроениям. В 1650 г. М. родила сына Ивана, он унаследовал громадное состояние не только своего отца, но и дяди, Б.

http://pravenc.ru/text/2564174.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАЛЬТА [Республика Мальта; мальтийское Repubblika ta " Malta; англ. Republic of Malta], островное гос-во в Юж. Европе. Расположено на Мальтийском архипелаге в центре Средиземного м., в 93 км от Италии (о-в Сицилия) и 230 км от Туниса . Площадь - 316 кв. км. Столица - Валлетта (5,7 тыс. чел., оценка на 2014 г.). Крупнейшие города: Биркиркара (22,1 тыс. чел.), Моста (19,8 тыс. чел.), Сан-Пауль-иль-Бахар (17,8 тыс. чел.), Корми (16,3 тыс. чел.), Слима (14,9 тыс. чел.). Офиц. языки - мальтийский и английский. Административно-территориальное деление: 68 округов (54 - на о-ве Мальта, 14 - на о-ве Гоцо (Гозо)). М.- член ООН (1964), Содружества (1964), СЕ (1965), МВФ (1968), ОБСЕ (1973), МБРР (1983), ВТО (1995), ЕС (2004). География. Мальтийский архипелаг состоит из 2 крупных островов (Мальта и Гоцо) и неск. мелких (Комино, Коминотто, Фильфла и др.). Юж. и юго-западный берег о-ва Мальта обрывистый, с гротами и известняковыми утесами, северный и северо-восточный - более низменный и изрезанный, с удобными гаванями. Характерен плоский рельеф, большую часть острова занимают невысокие плато (до 253 м на юге - наивысшая точка), к-рые расчленены руслами небольших рек (летом часто пересыхают). Климат средиземноморский: лето жаркое и сухое (средняя температура авг.- 26°C), часто дуют знойные ветры из Сахары (сирокко); зима мягкая и влажная (средняя температура февр.- 12°C); для окт.-февр. характерны интенсивные непродолжительные дожди. Среднее количество осадков - ок. 550 мм в год. Охраняемые природные территории занимают 13% площади М. Население В М. проживают 434 403 чел. (оценка на 2015 г.). Большая часть - мальтийцы (93,6%), проживают также англичане, австралийцы, итальянцы и др. По оценочным данным за 2015 г., прирост населения составил 0,31%, рождаемость - 10,2 чел. на 1 тыс. жителей, смертность - 9,1 на 1 тыс. жителей; фертильность - 1,54 ребенка на 1 женщину. В возрастной структуре доля детей до 14 лет - 15,1%, лиц в возрасте от 15 до 64 лет - 66,4, лиц 65 лет и старше - 18,5%. Средняя ожидаемая продолжительность жизни - 80,3 года (мужчины - 77,9 года, женщины - 82,7). Средняя плотность населения - ок. 1360 чел. на 1 кв. км (одна из самых высоких в мире). Доля городского населения - 95,4%.

http://pravenc.ru/text/2561762.html

Из лат. церковных писателей наиболее подробное опровержение учения М. предложил Тертуллиан (II-III вв.), посвятивший полемике с М. и его последователями завершенный ок. 210 г. трактат в 5 книгах «Против Маркиона» (CPL, N 14). Помимо трудов предшествующих церковных писателей, из к-рых он гл. обр. использовал сочинение сщмч. Иринея, Тертуллиану, вероятно, были доступны сочинения М. и маркионовская редакция НЗ. Однако в подавляющем большинстве случаев он предпочитал вместо дословных цитат давать собственный интерпретирующий критический пересказ, что значительно затрудняет задачу восстановления мнений М. на основе его свидетельств. Несмотря на это, трактат Тертуллиана признается достоверным и важным источником сведений о жизни, деятельности, сочинениях и взглядах М. В греч. ересеологической лит-ре содержащая наибольшее число подробностей версия жизнеописания М., а также изложение и опровержение его учения содержатся в соч. «Панарий» (CPG, N 3745) свт. Епифания Кипрского (ок. 315-403). В разделе о ереси М. (см.: Epiph. Adv. haer. 42) свт. Епифаний последовательно и внимательно рассматривал сделанную М. редакцию НЗ, перечисляя ее основные отличия от канонического церковного текста НЗ, а также демонстрируя, каким образом редакторская работа М. была связана с его еретическими воззрениями. Вслед. этого наряду с трактатом Тертуллиана сочинение свт. Епифания является основным источником сведений об особенностях маркионовского текста НЗ. Согласно традиц. мнению исследователей, в биографической части свт. Епифаний, а также некий неизвестный автор лат. ересеологического трактата III в. «Против всех ересей» (CPL, N 34) и Филастрий , еп. Бриксийский, автор соч. «Книга о различных ересях» (CPL, N 121), использовали некий общий источник, к-рым могло быть несохранившееся сочинение Ипполита Римского «Синтагма против ересей» (CPG, N 1897; попытку оспорить эту т. зр. см.: Moll. 2008). «Синтагму...» не следует путать с греч. трактатом «Опровержение всех ересей» (CPG, N 1899), автором к-рого также обычно признается Ипполит Римский; в этом трактате представлено 2 разных обзора жизни и учения М. (см.: Hipp. Refut. VII 29-31; X 19). В целом ересеологи III-IV вв. опирались на сообщения предшественников, дополняя их данными из др. источников, нередко весьма ненадежных или предвзятых, поэтому отделить в их свидетельствах историческую правду от слухов и легенд во мн. случаях невозможно (традиц. т. зр. см.: Norelli. 2013. P. 811-814; попытку переоценки значения нек-рых источников см.: Moll. 2010. P. 11-24).

http://pravenc.ru/text/2562364.html

Этническими мусульманами принято считать все народы тюркской языковой группы за исключением чувашей, кряшен, нагайбаков, якутов, хакасов и алтайцев, а также все народы Северокавказской семьи за исключением абхазов. Из-за проблем с разделением этносов и субэтносов, точная численность мусульманских народов России неизвестна. Большинство ученых склоняется к тому, что из татар нужно вычесть до 300 тысяч кряшен и нагайбаков, из кабардинцев – до 10 тысяч этнически православных моздокских кабардинцев, а численность осетин-мусульман не превышает 100 тысяч человек 146 . Данные социологических опросов позволяют также предположить, что до четверти адыгов и татар, до трети аджарцев и до 10% казахов за последние 20 лет стали исповедовать неисламские религии, в первую очередь – православное христианство 147 . Всероссийская перепись населения 2010 года отметила следующие крупные народы мусульманской культуры 148 : Абазины 178 630 Аварцы 912 090 Лезгины 473 722 Осетины ок. 100 000 Адыгейцы 124 835 Рутульцы Азербайджанцы 603 070 Табасараны 200 303 Таджики 120 136 Афганцы Талыши Балкарцы 112 924 Татары 5 310 649 Башкиры 1 584 554 Татары крымские ок. 280 000 Даргинцы 589 386 105 058 Дунгане Турки-месхетинцы Ингуши 444 833 Туркмены Кабардинцы 519 958 Узбеки 289 862 Казахи 647 732 Уйгуры Каракалпаки Хемшилы Карачаевцы 218 403 Цахуры Киргизы 103 422 Черкесы Кумыки 503 060 Чеченцы 1 431 360 Шапсуги Таким образом, крупнейшими мусульманскими народами России являются татары (5,3 млн), башкиры (1,6 млн), чеченцы (1,4 млн), аварцы (0,9 млн), казахи (0,65 млн), азербайджанцы (0,6 млн), даргинцы (0,6 млн), кабардинцы (0,5 млн), кумыки (0,5 млн) и ингуши (0,45). При этом по сравнению с переписью 2002 года численность татар и башкир заметно упала, в то время как мусульманские народы Кавказа (за исключением адыгейцев, кабардинцев и азербайджанцев, демонстрирующих небольшое снижение) продолжают увеличивать свою численность, хотя и медленней, чем раньше. Религиозный состав По своему религиозному составу российские мусульмане делятся на две основные группы: суннитов ханафитского мазхаба, к которым относятся татары, башкиры, казахи, карачаевцы, балкарцы, кабардинцы, черкесы, адыги, абазины, ногайцы, исламизированные осетины, около трети азербайджанцев и народы Средней Азии (за исключением малочисленных припамирских таджиков) и суннитов шафиитского мазхаба, которыми являются чеченцы, ингуши и большинство народов Дагестана. К этим религиозным группам принадлежат соответственно 66% и 30% российских мусульман. Среди этнических ханафитов и шафиитов встречаются приверженцы разных форм исламизма, доля которых может быть оценена от 2 до 5% общей численности мусульман России.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

389 О. И. Сенковский (1834. С. 71, примеч. 46) предполагает в этом месте «Пряди» допущенный переписчиком «пропуск в несколько строк или смешение обстоятельств», в результате чего получается, что Брячислав умер на двадцать лет раньше, чем в действительности. 390 По летописи, Ярослав стал великим князем киевским в 1036 г., после смерти своего брата Мстислава, и оставался им до 1054 г. 393 Арнор Тордарсон по прозвищу Скальд Ярлов – исландский скальд, родившийся ок. 1012 г. (см.: «Драпа о Магнусе (Дротткветт)» была сочинена на смерть этого конунга (1047 г). Две ее начальные строфы сохранились в Hkr, а первая также и в Fask. 396 Бьярни Халльбьярнарсон по прозвищу Скальд Золотых Ресниц – исландский скальд середины XI в. Его поэма «Флокк о Кальве» сочинена ок. 1050 г. (см.: III.5). 401 Обычай отдавать ребенка знатного рода (сына) на воспитание в другую семью был широко распространен в Скандинавии, о чем нередко говорится в сагах. 402 Ср. с тем, как описывается пребывание на Руси юного Олава Трюггвасона в редакции А саги монаха Одда об этом конунге: «С тех пор стали конунг и княгиня воспитывать Олава любовно, с большой лаской. Одарили они его многими дорогими вещами, как своего собственного сына» (Джаксон 1993. С. 136). 403 Этот мотив присутствует в – зависть людей к иноземному конунгу, пользующемуся почетом и славой при дворе русского князя (см.: Джаксон 1993. С. 202). 404 Эти слова параллельны тексту из «Саги об Олаве Трюггвасоне» (см.: Джаксон 1993. С. 199): «А такие были законы в той стране, что там не полагалось воспитывать сына конунга из иноземного рода или из далекого государства без ведома самого конунга» (Oddr А); «Такие были законы в Гардарики, что там не могли находиться люди королевского рода, кроме как с разрешения конунга» (Hkr., Ó. Tr. en mesta). 405 Отсюда начинается рассказ, сходный с рассказом из детства Олава Трюггвасона (см.: V.5.1.3). Действие вновь происходит в Гардарики (на Руси), только относится к несколько более позднему времени. Взаимозависимость рассказов об Олаве и о Магнусе совершенно очевидна. Перед нами типичный случай заимствования и переноса сюжета из одного произведения в другое. Подробнее см.: Джаксон 1993. С. 194–199.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

355 Марк Порций Катон Утический – римский политик и философ (95–46 гг. до н. э.); в 46 г. до н. э. в ходе гражданской войны покончил с собой, бросившись на меч. 357 Ср.: Цицерон. Тускуланские беседы. 1.34.84: «У Каллимаха есть эпиграмма на Клеомброта Амбракийского, который будто бы без всякой бедственной причины бросился в море со стены только оттого, что прочитал Диалог Платона». 359 Имеется в виду Пифагор, который утверждал, что троянец Эвфорб был одним из его прошлых воплощений. 364 Аристид – афинский стратег, участник Марафонской битвы, Сала–минского сражения и битвы при Платеях. Фаларис – знаменитый сицилийский тиран. 365 Катилина – римский патриций (108–62 гг. до н. э.), организатор заговора с целью ликвидации республиканских устоев. Катон – скорее всего, речь идет о Катоне Младшем (95–46 гг. до н. э.), который был ярым защитником республиканских порядков и вместе с Цицероном осудил Каталину; в гражданской войне выступал против Цезаря. 368 Алкивиад – афинский политический деятель (ок. 450–404 гг. дон. э.), спасаясь от обвинений, бежал в Спарту и был заочно осужден в Афинах на смерть как изменник. Критий – афинский политический деятель (460–403 гг. до н. э.), дядя Платона, принял участие в государственном перевороте и возглавил правление Тридцати тиранов. 370 См.: Цицерон. О природе богов. 1.34.93. Зенон Сидонский – философ эпикурейской школы I в. до н. э., возглавлял школу Эпикура после смерти Аполлодора. 371 Радамант – сын Зевса и Европы, после смерти, по одной из версий, вместе с Миносом и Эаком стал судьей в Аиде. 376 Ксенофан – греческий философ (ок. 570–489 гг. до н. э.), первый представитель элейской школы философии. 379 Темиста – последовательница и подруга Эпикура, ее упоминает Диоген Лаэртский в биографии Эпикура (Диоген Лаэртский. Жизнеописания и изречения знаменитых философов. Х.25–26). 381 О выкупе Платона и Диогена Аполлонийского из рабства сообщает, в частности, Диоген Лаэртский в своих Жизнеописаниях и изречениях… (III. 18–20; IV.29–30). 382 Анахарсис – легендарный скифский царь, приезжавший в Грецию во времена семи мудрецов. Его, в частности, упоминает Цицерон. См.: Цицерон. Тускуланские беседы. V.32.90.

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/boz...

—402— при наиболее полном осуществлении спасительного закона самоотвержения и самоограничения „во всём“. Верней и точней было бы на основании цитат из св. отцов у самого автора сказать о старчестве, что оно есть принадлежность подвижничества в его лучшем проявлении и осуществлении своей цели – спасения. Далее: автор кажется совершенно отожествляет послушание и старчество (см. начало 2-й гл.); послушание входит необходимо в старчество, но эти два понятия не тожественны и не покрывают одно другого. Не делает также автор видимо и различия между „умной молитвой“ и „умным деланием“ (см. стр. 154), на стр. 20 высказывает странное суждение о человеке до и после грехопадения и не делает видимо никакого различия между терминами „тело“ и „плоть“. Эти частичные недочёты сочинения нисколько не умаляют достоинства всей работы автора, весьма полезной и ценной в научном отношении. Степени кандидата богословия автор за своё сочинение заслуживает“. б) И. д. доцента В.А. Троицкого: „Г. Сперанский берёт подлежавший его исследованию вопрос в весьма широкой постановке. Его сочинение (247 стр. больш. формата=ок. 115 печат. стр.) состоит из 4-х глав. В первой главе (стр. 1–36) характеризуется старчество в святоотеческом понимании. Во второй (37–125) автор изображает внешнюю судьбу старчества в России. 3-я глава (стр. 126–199) посвящена идеологии русского старчества. Здесь автор излагает древнерусский взгляд на старчество (стр. 127–140), воззрения на старчество Нила Сорского (стр. 140–151), Паисия Величковского (стр. 151–159) и старцев последнего времени (стр. 160–199). В четвертой главе (стр. 200–246) даётся изложение и разбор взглядов на старчество русских духовных и светских писателей – прот. А.И. Соловьева, еп. Игнатия Брянчанинова , еп. Феофана Затворника , архиеп. Антония Храповицкого . К.Н. Леонтьева и Ф.Μ. Достоевского. Чтобы охватить в своём сочинении такое разнообразное содержание, автору пришлось перечитать не мало – святоотеческие творения, Добротолюбие, памятники древнерусской —403—

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

638 О каких-либо гонениях на христиан в Норвегии при Харальде по другим источникам ничего не известно. Возможно, Адам гиперболизирует те или иные меры королевской власти против управлявшейся из-за моря (из Бремена, из Англии) церковной иерархии. 639 Несколько выше (III, 13) Адам выражает ту же мысль чуть иначе: Харальд воевал «против сарацин на море и скифов на суше». Если последнее позволяет думать, что имеются в виду войны со «скифами», в которых Харальд участвовал будучи на византийской службе, то комментируемое известие не столь однозначно. Термины «скифы», «Скифия» у Адама достаточно размыты. По свидетельству византийского современника и участника событий, Харальду приходилось, среди прочего, воевать с болгарами во время восстания Петра Деляна в 1040–1041 гг., но скандинавская традиция о Харальде, которую так или иначе воспроизводит Адам, утверждает, что, находясь на императорской службе, Харальд воевал в Африке (или на арабском Востоке?), Сицилии и Палестине (Снорри Ст. С. 403–409). Ни одна из этих стран не может претендовать на название «Скифии» в понимании Адама. В то же время скандинавскому преданию известно об участии Харальда в военных предприятиях на Руси, как против анонимных врагов «по Восточному пути», так и против неких «восточных виндов» (Austr-Vinðum) и «ляхов» (Læesum) (Снорри Ст. С. 402; Джаксон 2000. С. 96, 100, 106, 108, 111, 115, 118, 124). Несмотря на известную неопределенность этих названий и небесспорность принятого в науке толкования Læsir именно как заимствования из древнерусского (ляхи! ляси; Харальд мыслится участником похода Ярослава и Мстислава Владимировичей на Червенские города в 1031 г.), все же ясно, что именно поименованные в саге походы Харальда более всего подходят под название «скифских» в словоупотреблении Адама. 641 Стенкиль – первый шведский король из вестеръётской (западногаутской) династии, вступивший на престол после смерти Эмунда Старого ок. 1060 г. 642 После смерти короля Стенкиля в 1066 г. и до окончательного утверждения Инге примерно в 1080-х гг. в Швеции развернулась династическая смута, главной причиной которой стал антагонизм между свеями и ётами (гаутами), усугубленный тем, что борьбу против вестъётской династии Стенкиля, покровителя христианства, можно было вести под лозунгами языческого консерватизма: партия, сплотившаяся вокруг упсальского храма, явилась одновременно и партией, стремившейся к восстановлению упсальской династии. Источников об этом междоусобии крайне мало, и сведения Адама – уникальны и как показания современника событий, и по своей подробности. Так, о столкновении двух Эриков мы осведомлены только из хроники бременского каноника. Один из Эриков был, видимо, сыном Стенкиля, т. е. братом (вероятно, старшим) будущих королей Хальстена и Инге; другой же Эрик, по логике ситуации, должен быть отнесен к роду упландских конунгов. Слова Адама, будто в Швеции оказался истреблен весь королевский род, являются преувеличением, которое хронист фактически исправляет в схолии 84.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

( Euseb. Praep. evang. XIV 18; SSReliq. IV A 173; IV B 5). Имеющиеся источники не позволяют с уверенностью предпочесть одно из 2 возможных объяснений этого: либо Аристипп Младший был верным последователем деда и повторял его философские мнения без всяких изменений, либо взгляды Аристиппа Младшего были приписаны Аристиппу ( D ö ring. 1998. S. 250-251). II. Гегесий. Основным источником сведений о жизни Гегесия является краткое упоминание о нем в «Тускуланских беседах» Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до Р. Х.). Согласно Цицерону, Гегесий был автором диалога «Умерщвляющий себя голодом» (Αποκαρτερν), в к-ром «герой собирается кончить жизнь голодовкой, друзья его разубеждают, а он им в ответ перечисляет все неприятности жизни» ( Cicero. Tusc. disp. I 84; SSReliq. IV F 4). Цицерон сообщает, что Гегесий столь красноречиво защищал и восхвалял добровольный уход из жизни, что егип. царь Птолемей I Сотер (ок. 323-283/2 гг. до Р. Х.) «запретил ему выступать на эту тему, потому что многие, послушав его, кончали жизнь самоубийством» ( Cicero. Tusc. disp. I 83; SSReliq. IV F 3, 5). Если этот рассказ соответствует действительности, то расцвет философской деятельности Гегесия относится к нач. IV - кон. III в. до Р. Х. ( D ö ring. 1998. S. 257). По свидетельству Диогена Лаэртского и свт. Епифания Кипрского († 403), за свои аргументы в пользу самоубийства Гегесий, утверждавший, что «мудрому человеку полезно умереть», получил прозвище «учитель смерти» (πεισιθνατος; см.: Diog. Laert. II 86; Epiph. Adv. haer. III 2=De fide. 9//PG. 42. Col. 793; SSReliq. IV F 2). О содержании философского учения Гегесия и его последователей известно только из сообщения Диогена Лаэртского ( Diog. Laert. II 93-96). Принимая основное для всех К. положение, согласно которому для человека возможны лишь 2 состояния: наслаждение и страдание, гегесианцы были более пессимистичны, чем прочие К., и учили, что «счастье совершенно невозможно», поскольку тело человека всегда страдает и в свою очередь передает страдания душе, «возмущая» ее (Ibid.

http://pravenc.ru/text/1840167.html

Апология 2. Между летом 1371 и авг. 1373 г. Крит. изд.: Mercati. 1931. P. 403-425 (по автографу Vat. gr. 1879. Fol. 136-148). Апология 3. В защиту брата Прохора к патриарху Филофею (Λγος πιστολιμαος πρς τν πατριρχην Θιλθεον περ το δελφο ατο Προχρου; Apologia III pro Prochoro fratre ad Philotheum patriarcham). Крит. изд.: Mercati. 1931. P. 313-338; написана, вероятно, летом-осенью 1371 г. Разные сочинения 1. Сентенции (краткие изречения из нескольких предложений философско-религиозного или этического характера) (Γνωμικ; Sententiae variae). Изданы частично: Cammelli G. Demetrii Cydonii Sententiae variae//BNJ. 1926-1927. Bd. 5. S. 48-57 (17 сентенций по Vat. gr. 101); Mercati. 1931. P. 436-437 (2 сентенции по Vat. gr. 1102. Fol. 120v). Список сентенций с начальными словами (вместе с зачалами писем, среди к-рых сохранились сентенции) см.: Loenertz. 1947. P. 123-134. 2. «Духовное завещание» (Θρησκευτικ διαθκη; Testamentum religiosum). Изд.: Mercati. 1931. P. 425-435. Написано в 1371-1373 гг. (?) 3. Предисловие к некоему полемическому сочинению (Initium operis controversias doctrinales quasdam attinentis) (фрагмент). Изд.: Loenertz. 1947. P. 107. 4. Краткий энкомий (похвала) св. Иоанну Златоусту (Encomium breve in s. Iohannem Chrysostomum). 1-е изд. (С. П. Ламброс): Νος Ελληνομνμων. 1909. Τ. 6. Σ. 106-107 (в разд. Σμμικτα под именем Димитрия Рауля Кавакиса); Mercati. 1931. P. 158 (по автографу Vat. gr. 571. Fol. 249). Написан ок. 1388 г. (?) 5. Краткий энкомий флорентийскому доминиканцу Рикольдо Пеннини да Монтекроче (Encomium breve in fr. Ricoldum). Издан: Mercati. 1931. P. 161 (по автографу Vat. gr. 706. Fol. 136). 6. Небольшое арифметическое сочинение (Opusculum arithmeticum). Не издано. 7. Схолии к «Началам» Евклида; не изданы. См.: Euclidis Elementa/Ed. J. L. Heiberg, E. S. Stamatis. Bd. 5/1. Lpz., 1977. P. XXIV. 8. «О долготе дней» (Α τν νυχθημρων αξομοισεις ν τ δι Ελλησπντου κλματι; Tabula versuum duodecim ostendens dierum incrementa deminutionesve per singulos menses); не издано. Переводы с латыни

http://pravenc.ru/text/1684325.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010