Керинф – египетский иудей, основатель в I в. по Р. X. секты керинфской в Малой Азии. Учил, что Бог Ветхого Завета и Бог Нового не один и тот же и что Иисус Христос – простой человек. Сатурнил (ум. в 125) – гностик. Симон Волхв – гностик I в. по Р. X. Менандр – гностик 1 в. по Р. X. Кердон – гностик II в. по Р. X., родом из Сирии. В Риме проповедовал, что Бог Ветхого Завета и Бог Нового Завета различны по естеству, считая их за двух разных Богов. Господа Иисуса Христа считал обычным человеком. Маркион – гностик, развивавший учение Кордона. Карпократ – гностик из Александрии, живший в первой половине II в. В основе его учения был платонизм. Св. Епифаний (ум. 12 мая 403 г.) – архиепископ Кипрский. Боролся с арианами, распространял веру среди огнепоклонников. Участвовал в Соборах. Блаженный Феодорит (386 или 395–457) – епископ киррский, родом из Антиохии. Обращал еретиков Сирии. Крупный писатель. Главное сочинение – «Эранист». Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (ок. 160– после 220) – знаменитый богослов-апологетик. Был пресвитером, в 202 году перешел в монтанизм, в конце жизни отошел от него и организовал особе общество тертуллианистов.. Аммоний Саккас Александрийский – основатель александрийской школы философии во II в. Его учеником был знаменитый Плотин. Манефон из Себеннита (Египет, 1-я пол. III в. до Р. X.) – египетский жрец и историк. Наиболее значительный труд – «История Египта». Ямвлих из Халкиды (Сирия) (ок. 280– ок. 330) – греческий философ. Основал сирийскую школу неоплатонизма, соединив это учение с восточными представлениями о богах и пытаясь создать в противовес христианству целостную религиозно-философскую систему. Лактанций (ум. после 317) – христианский богослов. Основные сочинения: «Божественные установления» и «О смерти гонителей». Порфирий (ок. 233 в Тире – ок. 300 в Риме) – греческий философ, ученик и биограф Плотина. Его сочинения, среди них 15 книг против христиан, большей частью утеряны. Талмудисты и каббалисты (таблица Л. Тихомирова из ГА РФ, ф. 634, оп. I, д. 73, л. 7);

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

343 Сербский писатель (ок. 1210-после 1264), ученик св. Саввы, иеромонах Хиландарского монастыря, написал жития двух сербских святых – Саввы и Си­меона Мироточивого. Литература: Podskalsky. Theologische Literatur in Bulgarien und Serbien. S. 269 (Anm. 1173), 365–366. – Ред. 344 Podskalsky. Theologische Literatur in Bulgarien und Serbien. C. 388 с примеч. 1715; Кашанин. Српска кньижевност. С. 234–251. Имеется в виду собрание житий сербских царей и архиепископов, составленное анонимным последователем архиепископа Даниила II (ок. 1270/75–1337, на кафедре с 1324 г.). – Ред. 345 Хиландарский монах (ок. сер. XIII в. – ок. 1328), см. о нем: Podskalsky. Theologische Literatur in Bulgarien und Serbien. S. 376 ff. (и по именному указателю на Teodosije); Кашанин. Српска кньижевност. С. 178–209. – Ред. 346 Константин Костенчский (ок. 1380 – после 1431). См. о нем: Podskalsky. Theologische Literatur in Bulgarien und Serbien. S. 259–263 (и по именному указателю); Кашанин. Српска кньижевност. С. 394–423. – Ред. 349 Все писатели того времени исходили из несомненного для них факта, что Священные книги боговдохновенны и в них «говорит Дух Святой». 350 См.: СККДР. Вып. 1. С. 481–483; СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 833; Podskalsky. Theologische Literatur in Bulgarien und Serbien. S. 228–233. – Ред. 352 См.: Богданович. Каталог рукописи. Рукописи N° 402 [с. 157: Шестнодневник Златоустов, I. 1447 г.], 403 [с. 157–158: То же. II], 408 [с. 159: То же, 1587 г., цитиро­вана запись писца этой книги], 461 [с. 177: Сборник первой четв. XV в., среди про­чего – фрагмент из Шестоднева Златоуста], 489 [с. 186: Торжественник перв. пол. XVII в., наряду с другими святоотеческими творениями, разные соч. Златоуста]. См. также рукопись Патриаршей библиотеки в Белграде 120, в ней сохранилась проповедь Златоуста на Шестоднев, список от 1451 года. 353 См.: Богданов ич . Каталог рукописи. С. 189, рукопись 499 [Сборник XVII в.]. Другое толкование Псалтири св. Златоуста со словом о Псалтири блаженного Феодорита сохранилось в Крушедольской рукописи XVI века (в настоящее время хранится в Музее Сербской Православной Церкви, рукопись 90).

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ (ОЛДП; офиц. название - «Московское общество любителей духовного просвещения»), российское научное и просветительское об-во ОБЩИНА социальная организация, обладающая самоуправлением (родовая, соседская, сельская О.; рус. «мир», серб. «задруга», герм. «марка»), а также местная административно-территориальная единица - муниципалитет, напр. коммуна во Франции или в Италии ОВАННАВАНК средневек. мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи в с. Оганаван пров. Арагацотн на правом берегу р. Касах, в 6 км к северу от г. Аштарак (Армения) ОВАННЕС I МАНДАКУНИ (ок. 403 - ок. 490), арм. святой (поминается в числе св. католикосов на литургии) католикос Армянской Апостольской Церкви ОВАННЕС III ОДЗНЕЦИ [Имастасер (Философ)] (ок.650 - 729), армянский святой (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ; 717-728), богослов, философ, правовед ОВАННЕС АРКАЕХБАЙР [Ованнес Царебрат] (20-е гг. XIII в.- 1289), архиеп. Бардзрберда и Молевона Армянской Апостольской Церкви, рабунапет (глава монастырской школы), ученый, поэт, редактор, переписчик, миниатюрист ОВАННЕС БАГАРАНЦИ [Иоанн Багаранский], арм. католикос (ок. 591-611), единственный в истории Армении католикос-халкидонит (православный) ОВАННЕС ВОРОТНЕЦИ [Ованнес (Ован) Кахик] (1315 - 1387 (?)), святой Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), философ, богослов, экзегет, педагог, церковно-общественный деятель ОВАННЕС ГЕРМОНЕЦИ [Колотик] (посл. треть XIV в.- 1-я пол. XV в.), арм. церковный деятель, богослов, настоятель мон-ря Ермон (Гермонского) в обл. Вайоц-Дзор, носил звание рабунапета (верховного наставника) ОВАННЕС ЕРЗНКАЦИ ЦОРЦОРЕЦИ (сер. XIII в. - 1335?), арм. философ, богослов, экзегет, грамматик, поэт, переводчик, педагог, церковно-общественный деятель, видный представитель гладзорской школы, один из основателей цорцорской школы, последователь движения арм. униатов

http://pravenc.ru/rubrics/121236_186.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ [Пинежский или Шенкурский] (Василий Степанович; Новгород? - 19.06.1462, Варлаамиев Важский мон-рь), прп. (пам. 19 июня, 21 мар.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря . Основным источником сведений о В. В. является его житие, написанное в 1589 г. иером. Антониева Сийского мон-ря Ионой по просьбе игум. Даниила и братии Иоанно-Богословского мон-ря. Эта редакция переписывалась в кон. XVI - 1-й пол. XVIII в. в Поважье, в Соловецком и Антониево-Сийском мон-рях, включена в июньский том Четьих-Миней Германа (Тулупова) (РГБ. Ф. 304. I. 677; 1631 г.). Во 2-й пол. XVII в. на ее основе была создана краткая редакция жития, находящаяся в Месяцеслове с краткими житиями святых (РНБ. Погод. 637). В 1-й пол. XVIII в. в Иоанно-Богословском мон-ре были созданы 3 новые редакции, известные каждая в единственном списке: БАН. Арханг. Д. 218 (после 1712), РНБ. Тиханов. 226 (нач. 20-х гг.), БАН. Арханг. Д. 403 (после 1733). Они отличаются от первоначальной редакции в основном добавлением новых чудес. В XVIII в. была составлена также новая краткая редакция жития (БАН. 33.13.14). Известна грамота посадника Василия Степановича Иоанно-Богословскому мон-рю, составленная ок. 1451-1452 гг. (сохр. в списке сер. XVI в.; опубл.: Сб. грамот Коллегии экономии. Т. 2. Л., 1929. Стб. 649; ГВНиП. 2800). Отдельные сведения о деятельности В. В. в миру содержатся в Новгородских летописях. Преподобный род. в семье новгородских бояр, в Крещении получил имя Василий, возможно, в честь свт. Василия Великого, поскольку 2-й храм в Иоанно-Богословском монастыре был освящен во имя Трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. В первых изданиях жития В. В., в краеведческой и исследовательской лит-ре XIX - нач. XX в. за преподобным ошибочно, как показали в своих работах Ю.

http://pravenc.ru/text/154233.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ЕПИФАНИЙ [Епифане, Етвифане], чудотворец, прп. (пам. груз. 5 окт., в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ЕПИФАНИЙ (ранее 1624 - 1682), Соловецкий, деятель раннего периода старообрядчества, духовный отец протопопа Аввакума, писатель ЕПИФАНИЙ (Абрамов Евфимий Кузьмич; 1885 - 1965), архиеп. Самарский (Куйбышевский), Московский и всея Руси Русской Древлеправославной церкви ЕПИФАНИЙ (Славинецкий; † 1675), иером., филолог, богослов, один из ведущих деятелей книжной справы никоновской ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая) ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ (2-я пол. XIV в.- после 1443), иером., агиограф, прп. (пам. в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЕПИФАНИЙ СХОЛАСТИК секретарь рим. писателя и гос. деятеля Кассиодора (487-578), канцлера остгот. кор. Теодориха Великого (493-526), переводчик ЕРАЗМ (кон. XI-XII в.), прп., Киево-Печерский (пам. 24 февр.; 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих; в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЕРАСТ еп. Панеадский, ученик ап. Павла, ап. от 70 (пам. 10 нояб.; 4 янв.- в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 26 июля) ЕРЕВАНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО [Эриванское] викариатство, Карталино-Кахетинской (Грузинской) епархии Грузинскогого Экзархата РПЦ РПЦ (1912 - не ранее июля 1917, возможно до 30-х гг. XX в.) с центром в г. Эривань (с 1936 Ереван) ЕРЕСЬ [греч. - выбор, направление, учение, школа], ошибочное учение, искажающее фундаментальные основы христ. веры ЕРМЕНГОЛ [Эрменгол] († 1035), еп. Уржельский (кафедра в г. Ла-Сеу-д " Уржель, Каталония, Испания), свт. (пам. зап. 3 нояб.) ЕРМОГЕН (ок. 1530 - 1612), патриарх Московский и всея Руси, сщмч. (пам. 17 февр., 12 мая, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) ЕРМОГЕН (Долганёв (Долганов) Георгий Ефремович; 1858 - 1918), еп. Тобольский и Сибирский, сщмч. (пам. 16 июня, 20 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Саратовских святых) ЕРМОГЕН (Кожин Василий Иванович; 1880 - 1954), митр. Алеутский и Североамериканский, Патриарший экзарх в Америке ЕРМОГЕН (Максимов Григорий Иванович; 1861 - 1945), бывш. архиеп. Екатеринославский и Новомосковский, митр. Загребский неканонической Хорватской Православной Церкви ЕРМОЛАЙ [в иночестве Еразм] (1-я четв. XVI в. - после сер. 60-х гг. XVI в.), богослов, полемист, агиограф ЕСИКСКИЙ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (пустынь) (Астанайской и Алматинской епархии), в урочище Казачья Щель г. Есик (Иссык) Алматинской обл. (Казахстан)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_106.htm...

Использованная литература: Здесь и далее выделение текста шрифтом, при сохранении исходной орфографии, производится для подчёркивания смысла наиболее важных фрагментов цитат. При такой постановке вопроса невольно и вместе с тем с особой силой обозначается задача правильно разграничить истинно христианские воззрения и воззрения тех людей и сообществ, которые лишь называются христианскими. Ключевые постулаты «классического» эволюционизма: 1) естественный отбор и борьба за существование как движущие силы эволюции, 2) развитие сложной жизни из простых элементов (неживых, становящихся живыми), 3) самопроизвольность эволюции и доминирующая роль случая в эволюции, 4) наличие общего предка (или нескольких общих предков) у всех живых существ. «Креационизм (от лат. creare - создавать, форма creatio - создаю) - философско-теистическая концепция, зародившаяся среди христианских учёных, утверждающая происхождение Вселенной, Земли, человека и всех форм жизни в результате творческого акта личного сверхприродного Абсолюта, Творца всего сущего - Бога. Своим становлением креационизм обязан священным текстам христианской религии, утверждающим генезис бытия через творческий акт Создателя, сотворившего Вселенную из небытия (ничего), а затем все виды (роды) живого в земной биосфере и человека из различных форм неживой природы» Таковыми святыми отцами являются: сщмч. Дионисий Ареопагит (+96), сщмч. Иустин Философ (+165), свт. Феофил Антиохийский (+183), свт. Ириней Лионский (+202), сщмч. Ипполит Римский (+235), сщмч. Викторин Патавский (+303), свт. Мефодий Олимпийский, еп. Патарский (+312), свт. Афанасий Великий (+373), прп. Ефрем Сирин (+373), свт. Василий Великий (+379), свт. Кирилл Иерусалимский (+386), свт. Григорий Богослов (+390), свт. Григорий Нисский (+394), свт. Амвросий Медиоланский (+397), свт. Епифаний Кипрский (+403), свт. Иоанн Златоуст (+407), блж. Августин Иппонский (+430), свт. Лев Великий, Папа Римский (+461), блж. Феодорит Кирский (+457), св. император Юстиниан (+565), свт. Исидор Севильский (+636), прп. Максим Исповедник (+662), прп. Исаак Сирин Ниневийский (+I пол. VIII в.), прп. Анастасий Синаит (+нач. VIII в.), св. Иоанн Дамаскин (+ок. 753), свт. Фотий Константинопольский (+896), прп. Симеон Новый Богослов (+1022), блж. Феофилакт Болгарский (+нач. XII в.), прп. Евфимий Зигабен (+1122), свт. Григорий Палама (+1357), прп. Епифаний Премудрый (+ок. 1420), прп. Иосиф Волоцкий (+1515), прп. Максим Грек (+1556), свт. Димитрий Ростовский (+1709), свт. Филарет Московский (+1867), свт. Игнатий (Брянчанинов) (+1867), свт. Феофан Затворник (+1894), св. прав. Иоанн Кронштадтский (+1908), сщмч. Владимир Киевский (Богоявленский) (+1918), прп. Иустин (Попович) (+1979) С. 105-121].

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/13/poc...

Ок. сер. XV в. Москва уже повсеместно на Руси считалась центром, где можно приобрести или заказать практически любые книги, причем в хорошем графическом исполнении. Об этом свидетельствует список «Хроник» Георгия Амартола и Георгия Синкелла (РГБ. Егор. 863), созданный в 1452 г. по заказу великокняжеского дьяка Степана (Стефана) Брадатого для старца Феодора, казначея Новгородского архиепископа св. Евфимия II Вяжицкого , «сердечного его ради о сей книзе желания и любви» (притом, что списков обеих «Хроник» в Новгороде в то время было достаточно - см.: Анисимова Т. В. О трех малоизв. списках Хроники Георгия Амартола из собр. Е. Е. Егорова//Опыты по источниковедению. Древнерус. книжность: Археография, палеография, кодикология. СПб., 1999. С. 23-37). В т. н. Послании от друга к другу (ок. 1462-1472?) предприниматель и культурный деятель сер.- 2-й пол. XV в. В. Д. Ермолин отвечает на просьбу своего приятеля, писаря вел. кн. Литовского Якуба (Якова), о приобретении в Москве литургических и паралитургических книг, вероятно, для вновь построенной церкви ( Седельников А. Д. «Послание от друга к другу» и западнорус. книжность XV в.//Изв. АН СССР. Отд. гуманит. наук. Л., 1930. 4. С. 223-238; РФА. 1986. Вып. 1. С. 196-197; 1992. Вып. 5. С. 1007-1008. 56). После учреждения автокефалии Русской Церкви, в особенности с посл. четв. XV в., после присоединения Новгорода (1478) и создания Русского централизованного гос-ва, книгописание и др. сферы культурной жизни Москвы и Подмосковья окончательно потеряли региональный характер и стали общероссийскими (великорусскими). О периоде до кон. XVII в. см.: ПЭ. Т.: РПЦ. С. 384-387, 393-401, 403-405. А. А. Турилов Книгопечатание В 50-х гг. XVI в. в Москве работал «мастер печатных книг» Маруша Нефедьев. С ним, возможно, сотрудничал привезенный в Москву новгородец Васюк, который «всякую резь знает» (очевидно, владевший как техникой книжной гравюры, так и резьбой по камню). Тотемский летописец кон. XVII в. относит начало печатания книг в Москве к 1553 г., известны анонимные издания (общим числом 7) московской типографии (или типографий), не содержащие указания на место и год издания, но датируемые на основании филиграней; великорусское их происхождение устанавливается по языковым особенностям. 1 марта 1564 г. на Московском Печатном дворе под рук. диакона кремлевской ц. свт. Николая Чудотворца (Гостунского) Ивана Фёдорова была напечатана кн. Апостол. Эта дата традиционно считается началом рус. книгопечатания. В следующем году вышел Часослов. Позднее Фёдоров был вынужден покинуть столицу. В 1589 г. книгопечатание в Москве было возобновлено учеником Фёдорова Андроником Тимофеевым Невежей. Всего до кон. XVI в. в московских типографиях было издано не менее 19 книг.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРИСТОКЛИЙ, ДИМИТРИАН И АФАНАСИЙ [греч. Αριστοκλς, Δημητριανς, Αθανσιος] († ок. 306), мученики Саламинские (пам. 20 июня, греч. 23 июня). А. был соборным пресвитером в г. Тамасе (Кипр). Во время гонений имп. Максимиана А. удалился в горы и жил в пещере, где получил Божественное повеление идти в Саламин и там принять мученическую смерть за Христа. По пути, в Ледре, в ц. ап. Варнавы, он встретил диакона Д. и чтеца Аф., к-рые пожелали присоединиться к нему. Придя в Саламин, они встали на возвышенном месте и во всеуслышание прославляли Христа и хулили языческих богов. Святые тотчас были схвачены. По приказу правителя А. предали бичеванию, а затем усекли мечом, Д. и Аф. после мн. мучений осудили на сожжение. Однако огонь не причинил им вреда, и их казнили так же, как А. Краткое греч. житие саламинских мучеников содержится под 23 июня в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 765-766) и Минологии Василия II (PG. 117. Col. 507-508). Память этих святых отмечается в визант. календарях 20 июня (в стишных синаксарях, напр. Paris. Coislin. 223, 1301 г.), 22 июня (в Петровом Синаксаре XI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 189)) и 23 июня (в Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 316)). В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, под 23 июня, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь (Μηναον. Ιονιος. Σ. 147). В рус. календарях до кон. XIV - нач. XV в. память саламинских мучеников отмечалась 23 июня (древнейшее упоминание - месяцеслов Евангелия XIII в. (РГАДА. Тип. 7. Л. 168об.)). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод их краткого жития, включенный под 23 июня в нестишной Пролог (РГАДА. Тип. 174 и 175, 1-я пол. XIV в.). Дата празднования памяти саламинских мучеников переносится на 20 июня с распространением на Руси слав. перевода Стишного Пролога (напр., РГБ. Троиц. 717, 1429 г.). В ВМЧ помещены оба кратких жития: 20 и 23 июня ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 237, 240 (2-я паг.)). Ист.: ActaSS. Iun. T. 4. P. 472; T. 5. P. 403-404; PG. 117. Col. 507-508; SynCP. Col. 760, 765-766; ЖСв. Июнь. С. 471-472. Лит.: Agrain R. Aristoklès (1)//DHGE. T. 4. Col. 195-196; Bardy G. Athanase (5)//Ibid. Col. 1311; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 142-143; Μακριος Γ, ρχιεπ. Κπρος γα Νσος. Αθναι, 1968. Σ. 11; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 55, 109. В. А. Бугаевский, О. В. Лосева Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/75996.html

Эта вкладная также считается фальсификатом, составленным во 2-й пол. XIII в. на основе ранних документов, впосл. уничтоженных ( Безобразов. 1910. С. 403-405; Павликянов. 2005. С. 25-27). Ок. 1266 г. с помощью этого документа З. выиграл спор с Великой Лаврой о принадлежности ему 2 угодий. В ответ лаврский мон. Феодул составил фальшивое имп. предписание об уничтожении всех ранних документов, касающихся спора. В итоге З. получил земли, но утратил большую часть своего архива: от раннего периода сохранилось 4 акта, в т. ч. только 2 связано с историей обители ( Павликянов. 2005. С. 26, 28-29, 186). В кон. апр. 1230 г. З. посетил и богато одарил болг. царь Иоанн Асень II, к-рый после битвы при Клокотнице (1230) стал покровителем Св. Горы. Упоминания об этом содержат «Сводная зографская грамота» и «Сказание о Зографских мучениках» (см. ст. Зографские преподобномученики ). Несмотря на спорную достоверность этих памятников, сведения о вкладах могли быть взяты из «Златопечатника», также уничтоженного при Стефане Душане ( Дуйчев. 1972. С. 295-301). В сер. XIII в. З. поддерживал контакты с болг. землями, о чем свидетельствует неск. памятников болг. книжности: Радомирова Псалтирь (XIII в.), Дубровницкая грамота Иоанна Асеня II и др. ( Порфирий (Успенский). 1880. С. 168-169; Даскалова, Райкова. 2005. С. 7, 30). В кон. XIII в. З. владел как минимум 2 подворьями-метохами вне Афона - в Иериссе и свт. Николая Чудотворца в Фессалонике (о покупке последнего у Ватопеда за 240 иперперов сообщает документ 1270 г.). В приказе (простагме) 1276 или 1291 г. (по мнению В. Регеля, Э. Курца и Б. Кораблёва, принадлежащем имп. Андронику II Палеологу) упоминается, что З. имел метох Пресв. Богородицы Краниотиссы близ р. Стримон (Струма). Эта простагма примечательна тем, что является 1-м греч. документом, который называет З. мон-рем болгар ( Павликянов. 2005. С. 28-29). Два документа свидетельствуют о достаточно скромном по сравнению с др. афонскими обителями экономическом состоянии З. во 2-й пол. XIII в.

http://pravenc.ru/text/199949.html

В «Истории страны Агванк» Мовсеса Каланкатуаци (1-я пол. Х в.) дается описание собора И. П. м.: «Там сооружена церковь с двухскатным перекрытием, построенная крестообразно - в 80 локтей (примерно 40 м.- Авт.) в длину и ширину, там имеется 3 алтаря для богослужения» ( Тер-Мкртичян Л. Х. Армянские источники о Палестине V-XVIII вв. М., 1991. С. 106). Арм. источник нач. XI в. сообщает, что собор И. П. м. имел 3 престола. В кон. XI в. в И. П. м. находилась резиденция Сотериха, еп. православной Иорданской епархии, подчиненной Скифопольской митрополии ( Aubert R. Jourdain//DHGE. T. 28. Col. 346; его печать: Laurent V. Le corpus des sceaux de l " empire Byzantin. P., 1963. T. 5(2). P. 402-403). Известна также печать И. П. м. XII в. с изображением св. Иоанна Предтечи (Ibid. P. 411-412). Рус. игум. Даниил (нач. XII в.), как и все представители последующей паломнической традиции, пишет, что И. П. м. находился на зап. берегу («недошедше Иордана») («Хожение» игум. Даниила. 2007. С. 48). Даниил рассказывает о «ветхом монастыре Иоаннове», в к-ром была большая ц. во имя св. Иоанна Предтечи (по мнению Д. Прингла, паломник видел ее разрушенной - Pringle. 1998. Vol. 2. P. 241). Согласно игум. Даниилу, И. П. м. находился на возвышенности («есть горе возделан»), хотя в др. редакции «Хожения» говорится «градом оделано», т. е. окружен стенами («Хожение» игум. Даниила. 2007. С. 48, 194). Расположенные к востоку от И. П. м. «олтарец и комара мала» ассоциировались Даниилом с местом Крещения, а их удаленность на некоторое расстояние от Иордана («яко можеть доверечи мужь камениемь малым») объяснялась тем, что в момент Крещения река «возвратися вспять» (Там же. С. 50). Прингл предполагает, что эти развалины относились к ц. Иоанна Предтечи, построенной в VII в. ( Pringle. 1993. Vol. 1. P. 109). Согласно лат. источнику (до 1114), в И. П. м. подвизалось ок. 20 монахов ( Wilkinson. 1997. P. 230). Небольшая часовня на месте Крещения упоминается Николаем Бергссоном, аббатом Мункатвера (ок. 1140), однако, по мнению Прингла, эти сведения заимствованы из соч. «О св. местах» Беды Достопочтенного ( Pringle. 1993. Vol. 1. P. 109).

http://pravenc.ru/text/577918.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010