149-150 150-151 151-152 АМВРОСИЙ (Серебренников Авраам Никитич; 1745-1792), архиеп. Екатеринославский и Херсонес-Таврический 152-153 153-154 АМВРОСИЙ (Юрасов Александр Игнатьевич; 1938 - 2020), архим., духовник Ивановского Введенского монастыря 154-155 155-156 156-157 157-158 158-160 160-161 161-162 АМЕРИКАНСКИЕ ШКОЛЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ВОСТОКА орг-ция, объединяющая более 100 ун-тов, колледжей, музеев США и Канады, участвующих в изучении истории Ближ. Востока, возникла в 1900 г 162-163 163-164 164-165 165-166 166-168 168-169 169-170 170-171 171-172 АММОН (ок. 300-между 380 и 390), еп. Оксиринхский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) 172-173 173-174 АММОНИЙ ДОЛГИЙ [Безухий], (2-я пол. IV в. - ок . 403), один из егип. братьев-отшельников , прп. (пам. 10 янв.) 174-175 АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп. (пам. 4 окт., 28 авг..- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) 175-176 176-177 АМОЙ (IV в.), прп., егип. святой (пам. в Субботу сырную-в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших) 177-178 АМОРАИ в иудаизме - мудрецы, работавшие над составлением Гемары, входящей в Иерусалимский и Вавилонский Талмуды, а также Тосефту 178-179 АМОРИЙ визант. город в центре М. Азии (совр. пос. Хисаркёй близ Эмирдага, Турция), митрополия Константинопольского Патриархата АМОРИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ († 845) (пам. 6 марта), 42 византийских военачальника, попавшие в плен после взятия арабским халифом аль-Мутасимом (838) г. Аморий 179-181 181-182 АМОРТИЗАЦИЯ характеризует степень уменьшения ценности церковного имущества, а также ограничение возможности нецелевого использования того или иного предмета, его обращения в гражданском обороте 182-183 183-187 АМОС Иванов († 1919), прот., сщмч. (пам. 15 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АМОС († 1611), протопоп новгородского Св. Софии собора, герой обороны Новгорода от шведской армии под командованием Я. Делагарди

http://pravenc.ru/vol/ii.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕРДОН (кон. I - 1-я пол. II в.), еретик-гностик (см. ст. Гностицизм ), согласно древней традиции, предполагаемый учитель гностика Маркиона ( Iren. Adv. haer. I 27), с к-рым полемизировал Тертуллиан в трактате «Против Маркиона». Отрывочные сведения о К. и его учении содержатся в сочинениях неск. церковных историков и ересеологов: сщмч. Иринея Лионского († кон. II в.), Ипполита Римского (III в.), Фирмилиана , еп. Кесарии Каппадокийской (сер. III в.), Евсевия , еп. Кесарии Палестинской (2-я пол. III - 1-я пол. IV в.), свт. Епифания Кипрского (ок. 315-403), Филастрия , еп. Бриксийского (IV в.), Феодорита , еп. Кирского († ок. 457). К. происходил из Сирии ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. XLI 1). Считается, что он был учеником и последователем Симона Волхва , современника апостолов (Деян 8. 4), основателя ереси симониан, которых ересеологическая традиция считает гностиками. Однако преемственную связь учения К. с учением Симона, вероятнее всего, не следует понимать буквально. Это скорее позднейшая попытка отнести учение К. к определенному направлению или обозначить его гностические корни. Весьма часто по той же причине гностикам приписывалось влияние на них античных философов. Единственный исторически достоверный факт в биографии К.- его прибытие в Рим ок. 140 г. ( Euseb. Hist. eccl. IV 11), при папе сщмч. Гигине († 142 или 149). Сведения сщмч. Иринея о К., наиболее ранние и подробные, послужили основой для выводов позднейших историков. Согласно этим сведениям, К., несмотря на приверженность к ереси, не стремился открыто отмежевываться от Церкви: «Кердон, предшественник Маркиона... часто приходя в церковь и исповедуясь... так и окончил [жизнь], то уча тайно, то опять исповедуясь, то обличаемый в своем худом учении, и наконец оставил собрание братий» ( Iren. Adv. haer. III 4). В основе учения К. лежит тезис о существовании двух Богов: 1-й - Бог благой, 2-й - Бог «правосудный». Благой Бог является Отцом Иисуса Христа. «Правосудный» Бог - творец мира, это Он дал закон Моисею и говорил через ветхозаветных пророков, что «Бог, проповеданный законом и пророками, не есть Отец Господа нашего Иисуса Христа, потому что одного знали, другой был неизвестен; один - правосуден, другой - благ» (Ibid. I 28). Положение о двух Богах у К. приводят также Ипполит Римский, Евсевий, еп. Кесарии Палестинской, и др. Согласно Ипполиту, второй Бог, Бог Ветхого Завета, творец мира, трактуется К. уже не как «правосудный», а как злой и жестокий (malus) ( Hipp. Refut. VII 10, 37). Еп. Евсевий добавляет, что ветхозаветного Бога, по К., можно познать, а Бог - Отец Христа непознаваем ( Euseb. Hist. eccl. IV 11).

http://pravenc.ru/text/1684219.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АММОНИЙ ДОЛГИЙ [Безухий] (2-я пол. IV - ок. 403), прп., один из егип. братьев-отшельников, прозванных за высокий рост Долгими, или Длинными (греч. ο Μακρο). 4 брата (А. Д., Евсевий, Диоскор и Евфимий) и 2 сестры удалились в Нитрийскую пустыню (см. Келлиотские мон-ри ), где стали вести монашеский образ жизни. В «Лавсаике» Палладия Еленопольского об А. Д., ученике аввы Памвы , сообщается, что он «достиг высот боголюбия» и не только знал наизусть Свящ. Писание, но и тщательно изучил творения Оригена , Дидима Слепца , Пиерия и папы Стефана I . А. Д. прославился духовной мудростью в руководстве братией, даром пророчества и строгой аскетической жизнью: с юности трапезу его кроме хлеба составляли лишь сырые овощи. Аскет Евагрий Понтийский говорил, что не видел человека, настолько избавившегося от страстей, как А. Д. Слава о нем распространилась по всему Египту, и жители одного города просили Патриарха Александрийского Тимофея I рукоположить А. Д. епископом в их город, но отшельник отказался покидать пустыню. Поскольку посланцы Патриарха настаивали, А. Д. сначала пытался бежать, а когда его догнали, собственноручно отрезал себе ухо, сказав, что теперь как увечный не может стать епископом (тогда А. Д. и получил прозвище Безухий ( Παρτης)). Патриарх Тимофей, узнав о происшедшем, возразил, что христианину отрезанное ухо не мешает стать епископом, и добавил: «Приведите хоть безносого, но достойного, я и его рукоположу». Тогда А. Д. поклялся, что если его не оставят в покое, то он отрежет себе язык. Патриарх Феофил против воли поставил брата А. Д. Диоскора епископом Гермопольским, а 2 др. «Долгих братьев», Евсевия и Евфимия, сделал клириками и поручил им хозяйственные дела Александрийской Церкви. Однако впосл., согласно Сократу Схоластику , они покинули Патриарха, не стерпев его корыстолюбия. Конфликт вскоре принял богословскую окраску: Патриарх Феофил, в пасхальном послании 399 г. обличавший тех, кто представлял Бога в человеческом облике, теперь обвинил братьев в оригенизме за учение о бестелесной природе Бога и возбудил против них монахов-антропоморфитов. «Долгим братьям» пришлось бежать в Палестину, откуда они вместе с пресв. Исидором, также отлученным Феофилом, отправились в К-поль и представили дело на суд Патриарха Иоанна Златоуста (398-404). Свт. Иоанн, хотя и не принял в общение братьев, однако предоставил им убежище и написал Патриарху Феофилу, что их мнения вполне православны; в ответ он был обвинен во вмешательстве в дела чужой кафедры. Впрочем, подобная трактовка событий церковным историком Сократом, симпатизировавшим оригенистам и плохо знавшим реалии монашеского Египта, далеко не бесспорна.

http://pravenc.ru/text/114528.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОСКОР еп. Гермопольский (до 394 - ок. 403). Старший из 4 братьев, прозванных за высокий рост Долгими или Длинными (греч. ο Μακρο), подвизавшихся под рук. аввы Памвы во 2-й пол. IV в. в Нитрийской пустыне и бывших настоятелями скитов в Келлиях . Ок. 391 г., согласно повествованию Палладия Еленопольского, Д. уже имел сан пресвитера. Вскоре после этого по настоянию патриарха Александрийского Феофила Д. был вынужден против своей воли принять епископство и возглавить Гермопольскую митрополию , к которой относилась Нитрийская пустыня. Однако в 399/400 г. Долгие братья были незаслуженно обвинены патриархом Феофилом в оригенизме и соборно осуждены. На братьев и поддержавших их монахов началось гонение со стороны антропоморфитов . Д. подвергся нападению, поскольку считался главой преследуемой партии. Ему пришлось покинуть митрополию и вместе с монахами бежать через Палестину в К-поль, где они получили поддержку свт. Иоанна Златоуста (подробнее о Долгих братьях и гонении на них см. в ст. Аммоний Долгий ). Относительно кончины Д. существует 2 версии. Согласно «Церковной истории» Созомена , Д., как и его брат Аммоний, умер до разрешения вопроса на Соборе в предместье Дуб (403), осудившем свт. Иоанна Златоуста, и погребен в ц. мч. Мокия. После смерти братьев скитские монахи вели себя на Соборе нерешительно, просили прощения и были приняты патриархом Феофилом в общение, чего, по мнению Созомена, не произошло бы, если бы братья были живы. Сократ Схоластик подтверждает, что патриарх Феофил «вступил в сношение с сообщниками Диоскора», но, по его версии, Д. был тогда еще жив, а скончался после закрытия Собора и торжественно погребен в церкви предместья. Ист.: Socr. Schol. Hist. eccl. VI 7, 9, 10, 16, 17 (рус. пер.: Сократ. Церк. ист. С. 247-252, 258, 260); Sozom. Hist. eccl. VI 30; VIII 12-17 (рус. пер.: Созомен. Церк. ист. С. 449, 569-581); Palladius. Hist. Laus. X 1; XII (рус. пер.: Палладий. Лавсаик. С. 26, 30); Rufin. Hist. mon. 23 (рус. пер.: Руфин. Жизнь отцев. С. 93-94); idem. Dialogus de vita S. Ioannis Chrysostomi//PG. 47. Col. 5-82. Лит.: Thierry A. Le patriarche d " Alexandrie, les Longs-Frères et la première déposition de Jean Chrysostome//Revue de Deux-Mondes. 1867. T. 71. P. 73-131; Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 2. Pt. 1. P. 137-142; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 160-162; Chitty D. J. The Desert a City. L.; Oxf., 1966. P. 58; Coquin R. -G. Dioscorus//CoptE. Vol. 3. P. 915-916. Рубрики: Ключевые слова: АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.)

http://pravenc.ru/text/178511.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Церкви от Миланского эдикта (313 г. ) до разделения Церквей (1054 г. ). История Церкви на Западе (Римская кафедра, диоцезы).Вероучение. Богословие. Борьба с ересями и расколами ГЕОРГИЙ КАППАДОКИЕЦ арианин, занимавший Александрийскую кафедру во время 3-го изгнания свт. Афанасия I Великого (356 - 361) ДИФИЗИТСТВО богословская доктрина, выражающая христ. веру в истинное божество и истинное человечество Иисуса Христа в концепции двух природ Христа - божественной и человеческой ЕВДОКСИЙ († 370/1), еп. Германикийский (после 327-357), Антиохийский (358 - 359), К-польский (360 - 370/1), один из ересиархов арианства ЕВПОР (кон. V - нач. VI в.), сириец-монофизит, основатель «династии» визант. переводчиков и дипломатов в странах Востока ЕВСЕВИЙ († 371), еп. г. Верцеллы (ныне Верчелли, Италия), церковный деятель и богослов, боролся с арианской ересью, свт. (пам. зап. 15 дек.) ЕВСЕВИЙ († после 451), еп. Дорилейский, визант. церковный деятель, противник ересей Нестория и Евтихия (крайнее монофизитство) ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая) ЕРЕСЬ [греч. - выбор, направление, учение, школа], ошибочное учение, искажающее фундаментальные основы христ. веры «ЗАВЕТ [ЗАВЕЩАНИЕ] ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА» литургико-канонический памятник, в средние века входивший в состав канонических сборников ряда монофизитских Церквей ИАКОВ САРУГСКИЙ (Серугский; 451/2 - 521), еп. г. Батны (Батнан, ныне Суруч, Турция) в окр. Саруг (пров. Осроена); сир. поэт, богослов антихалкидонитского направления ИОАНН ЕГИПТЯНИН († после 541), еп. г. Гефестополь (Ифест, Н. Египет), видный деятель монофизитства эпохи имп. Юстиниана I (527-565) ИСРАЭЛЬ (ок. 870 - 961), еп. Кашкарский, впосл. католикос-патриарх Церкви Востока, несторианский богослов и полемист КАМПИТЫ (нач. IV-V в.), редко употребляемое наименование группы раскольников в древней Александрийской Церкви ЛУКИЙ архиеп. Александрийский (после 24 дек. 361 - 21 февр. 362, 24 окт. 362 - 5 сент. 363, окт. 365 - 1 февр. 366, кон. 375 - 30 мая 378), арианин МИХИАНСКАЯ СХИЗМА церковный раскол в Византии в 795-797 и 806-811 гг., обусловленный каноническими и церковно-политическими разногласиями НЕСТОРИАНСТВО учение, которое получило название по имени его основателя Нестория († не ранее 450), архиеп. К-польского (428-431), осужденного Вселенским III Собором в Эфесе НЕСТОРИЙ (80-е гг. IV в. - не ранее 450), архиеп. К-польский (10 апр. 428 - 3 сент. 431), один из крупнейших представителей Антиохийской школы, основатель несторианства, осужденный на Вселенском III Соборе в Эфесе ПЕЛАГИЙ (2-я пол. IV - 1-я пол. V в.), лат. христ. учитель и богослов, автор экзегетических и нравственно-аскетических сочинений; один из основоположников пелагианства

http://pravenc.ru/rubrics/121320_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Армянской Церкви ГРИГОР ТАТЕВАЦИ (1346 - 1409), арм. философ, богослов, педагог, церковный деятель; св. Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу перед 4-м воскресеньем Великого поста) ДАВИД АНАХТ (Непобедимый) [Давид Нергинаци] (70-е гг. V - 1-я пол. VI в.), св. Армянской Церкви, философ, основоположник светского направления древнеарм. философии ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта) ИАКОВ САРУГСКИЙ (Серугский; 451/2 - 521), еп. г. Батны (Батнан, ныне Суруч, Турция) в окр. Саруг (пров. Осроена); сир. поэт, богослов антихалкидонитского направления ИОАНН [Иоанн Пустынник; арм. Иоанн Гбеци] († IV в.), прп. (пам. 29 марта; пам. греч. 30 марта; пам. арм. 20 мая и в 1-й четверг дек.) МЕСРОП МАШТОЦ (361 или 362 - 440), св. Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (пам. арм. 17 февр.), архим., богослов, создатель арм. алфавита, основатель школы арм. лит-ры и лит. языка, проповедник, переводчик Свящ. Писания, общественный деятель, автор церковных песнопений НЕРСЕС I ВЕЛИКИЙ (Партев) (ок. 329 - 373), свт., католикос Армянской Апостольской Церкви (353-359, 364-373); один из наиболее почитаемых арм. святых НЕРСЕС IV ШНОРАЛИ [Благодатный; Клаеци] (ок. 1102 - 1173), католикос Армянской Апостольской Церкви (1166-1173); арм. поэт и гимнограф; святитель Армянской Церкви (пам. в субботу перед 5-м воскресеньем Воздвижения Креста, в день праздника святых переводчиков) НЕРСЕС ЛАМБРОНАЦИ (1153-1198), свт. Армянской Апостольской Церкви, архиеп. Тарса, писатель, ученый, философ, поэт, музыкант, переводчик, гос. деятель Киликийской Армении ОВАННЕС I МАНДАКУНИ (ок. 403 - ок. 490), арм. святой (поминается в числе св. католикосов на литургии) католикос Армянской Апостольской Церкви ОВАННЕС III ОДЗНЕЦИ [Имастасер (Философ)] (ок.650 - 729), армянский святой (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ; 717-728), богослов, философ, правовед ОВАННЕС ВОРОТНЕЦИ [Ованнес (Ован) Кахик] (1315 - 1387 (?)), святой Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), философ, богослов, экзегет, педагог, церковно-общественный деятель

http://pravenc.ru/rubrics/122356.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСИХИЙ (2-я пол. IV в.), пресв. к-польский. Автор несохранившегося экзегетического сочинения, состоящего из 4 книг, о медном змее, к-рого прор. Моисей по повелению Господа приказал выставить посреди стана израильтян, чтобы взирающие на него исцелялись от укусов змей, ранее насланных Богом на евреев за ропот на Моисея (Числ 21. 4-8). Сочинение известно по описанию в «Библиотеке» свт. Фотия , патриарха К-польского ( Phot. Bibl. N 51). Свт. Фотий дает невысокую оценку сочинению И., считая, что в нем много ненужной риторики. Также свт. Фотия смущает то, что И. излагает свои мысли в форме диалога между Моисеем и Богом, в к-рый вставлены реплики израильтян. Такая композиция, вероятно, вызывала у византийцев ассоциации с античной трагедией (2 главных действующих лица и хор). Тем не менее свт. Фотий подчеркивает приверженность И. православию (видимо, в полемике с арианскими взглядами, по всей вероятности содержавшейся в сочинении). И. Фабрициус (XVIII в.) допускал возможность отождествления И. с Исихием, пресв. к-польским, к-рый, согласно арианскому историку Филосторгию, участвовал в волнениях в столице в 361 г., когда туда дошли вести, что Евномий, еп. Кизический, открыто проповедует аномейство (см. ст. Аномеи ). ( Philost. Hist. eccl. VI 1). Ист.: Phot. Bibl. N 51//PG. 103. Col. 88. Лит.: Fabricius J. A. Bibliotheca graeca sive notitia scriptorum veterum graecorum.../Ed. nova cur. G. Chr. Harles. Hamb., 1801. Hildesheim, 1966r. T. 7. P. 547; Aubert R. Hesychius (8)//DHGE. 1997. t. 24. Col. 296. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: ЕВСЕВИЙ [Евсевий Памфил] (258-265 - † 339/40), еп. Кесарии Палестинской, церковный историк и писатель, богослов, апологет, толкователь Свящ. Писания ЕВФИМИЙ ЗИГАБЕН [правильнее - Зигавин, вариант - Зигадин] (ок. 1050 - ок. 1122), визант. мон., богослов, экзегет и полемист ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая)

http://pravenc.ru/text/674948.html

Кодр, легендарный царь Аттики, принесший себя в жертву ради спасения Афин I 53; III 1 Колот Лампсакский (род. ок. 325), ученик и почитатель Эпикура, учитель Менедема-киника, литературная деятельность целиком полемическая VI 102; X 25 Конон (кон. V – нач. IV в.), выдающийся афинский полководец, отстроил Длинные стены II 39; V 76 Кориск Скепсийскии, ученик Платона и адресат одного из его писем III 46, 61 Котис, царь одрисов и владелец всей Фракии, с 382 г. союзник, потом враг афинян IX 65 Кранай, аттический герой, мифический царь времен потопа II58 Крантор IV 24–27; I 14; IV 17, 22, 28, 29 Кратер, выдающийся полководец Александра Великого, потом соправитель Антипатра, погибший в битве с Евменом VI 57 Кратет Афинский IV 21–23; I 14; IV 18, 27, 32, 51, соим. IV 23 Кратет Тарсийский, философ Новой академии, глава школы в 131–127 гг. IV 23 Кратет (киник) VI 85–93; I 15; II 114, 117, 118, 131; IV 23; VI 15, 82, 94, 96, 98, 105; VII 2–4, 12, 24, 32; ср. Ук. ист. Кратет, отец Пифагора-атлета VIII 49 Кратет, привез сочинения Гераклита в Грецию IX 12 Кратея, мать и возлюбленная Периандра I 96 Кратил, последователь Гераклита и учитель Платона III 6 Кратин, смерть его и Ктесибия принесла Аттике избавление от мора по предсказанию Эпименида I 110 Кратин (ок. 490–423), комический поэт, старший соперник Аристофана. См. Ук. ист. Кратин (младший) (сер. IV в.), автор средней комедии. См. Ук. ист. Кратистотель, отец Гиппона VII 10 Крез, последний, легендарно богатый царь Лидии в 560–546 гг., эллинофил I 25, 29, 30, 38, 40, 50, 51, 67, 75, 77, 81, 95, 99, 105; ср. II V Креофил, предок Гермодаманта, учителя Пифагора VIII 2 Криний, стоик втор. пол. II в., автор сочинений по логике. См. Ук. ист. Критий Афинский, ученик Сократа, активный член правительства 400, возглавлял «тираннию тридцати», погиб в 403 г., известен как философ, поэт, оратор II 24; III 1 Критий, предок Платона и современник Солона III 1 Критобул, сын сократика Критона, слушал Сократа II 121 Критон II 121; II 20, 31, 60, 105; III 36

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

(ок. 520–7.02.535…537) Феодосии I, монофизит (с 535…537) Гайна (Гайан), монофизит (с 535…537) Павел Тавеннисиот (ок. 539–540/41) (ок. 541 – июль 551) свт. Аполлинарий (551 – ок. 568) Иоанн IV (ок. 569 – ок. 579) свт. Евлогий (ок. 580–13.02.607/08, пам.13 февр.) Феодор (Феодосии) Скрибон (607/08–3.12. 609) свт. Иоанн V Милостивый (609/10–619/20,пам. 12 нояб.) Георгий I ((ок. 621-ок. 630) Кир, монофелит ((630/31–642…644) Петр IV (642…644–651…654) вдовство кафедры Иоанн VI Евтихий Петр VI (?) (кон. VII b.) Косма I (727…731-после 767) Политиан (до 787-ок. 801) Евстафий (ок. 801-ок. 805) Афанасий II Христофор I (ок. 805–836…841) Софроний I (836…841–17.11.859) Михаил I (Сиаил) (кон. 859–871/72) Михаил II (871/72–21.08.903) Иоанн VII Майюма Христодул (Абд аль-Масих) (17.06.907–21.11.932) Евтихий II (Сайд) (6 или 7.02.933–11 или12.05.940) Софроний II (авг. или сент. 941–954) Иов (Иаков) (ок. 954–7.09.960) свт. Uлuя I (июнь или июль 964-нач. 972) Илия II (после 972–12.05.1000) свт. Арсений I (17.06.1000–4.07.1010) Феофил II (Филофей) (1010?-1020?) Георгий II (2.04.1021–1036 или 1052) Леонтий (1052–1059) Александр II (1059–1062) Иоанн VIII Кодонат (1062–1100) (после 1100–1122) Феодосии П (1122–1137) Кирилл II Евлогий II Софроний III (упом. в 1166) Илия III (ок.1171-ок. 1175) Елевферий (Альфтер) (ок. 1175–1180) (ок. 1180–1209) Николай I (до февр. 1210-ок. 1235 или 1243) Григорий I (ок. 1235 или 1243-ок. 1243 или 1263) Николай II (ок. 1243 или 1263–1276) Афанасий III Синаит (1276-ок. 1308 или 1316) Григорий II (ок. 1308 или 1316-ок. 1332 или 1354) Григорий III (ок. 1332 или 1354-ок. 1350 или 1366) Нифонт (ок. 1350 или 1366-ок. 1371 или 1385) (ок. 1371 или 1385-ок. 1385 или 1389) Николай III (ок. 1385 или 89-ок. 1397/98) Григорий IV (ок. 1397/98-ок. 1412) Николай IV (ок.1412-ок. 1417) Афанасий IV (ок. 1417-ок. 1425 или 1428) (ок. 1425 или 1428-ок. 1435 или 1437) Филофей I (Феофил) ((ок. 1435 или 1437- ок. 1459) (1459-ок. 1484) Григорий V (1484-ок. 1486) Иоаким I Афинянин (6.08.1487–1565 или 1567, с перерывом)

http://azbyka.ru/shemy/aleksandrijskie_p...

520-7.02.535... 537) Феодосий I, монофизит (с 535...537, см. Коптская Церковь ) Гайна (Гайан), монофизит (с 535...537, см. Юлианисты) Павел Тавеннисиот (ок. 539-540/41) Зоил (ок. 541 - июль 551) свт. Аполлинарий (551 - ок. 568) Иоанн IV (ок. 569-ок. 579) свт. Евлогий (ок. 580-13.02.607/08, пам. 13 февр.) Феодор (Феодосий) Скрибон (607/08-3.12. 609) свт. Иоанн V Милостивый (610-619/20, пам. 12 нояб.) Георгий I (ок. 621-ок. 630) Кир, монофелит (630/31-642...644) Петр IV (642...644-651...654) вдовство кафедры Иоанн VI (?) Евтихий (?) Петр V (?) Петр VI (?) (кон. VII в.) Косма I (727...731-после 767) Политиан (до 787-ок. 801) Евстафий (ок. 801-ок. 805) Афанасий II (?) Христофор I (ок. 805-836...841) Софроний I (836...841-17.11.859) Михаил I (Сиаил) (кон. 859-871/72) Михаил II (871/72-21.08.903) Иоанн VII Майюма (?) Христодул (Абд аль-Масих) (17.06.907-21.11.932) Евтихий II (Саид) (6 или 7.02.933-11 или 12.05.940) Софроний II (?) Исаак (авг. или сент. 941-954) Иов (Иаков) (ок. 954-7.09.960) свт. Илия I (июнь или июль 964-12. 05. 1000) свт. Арсений I (17.06.1000-4.07.1010) Феофил II (Филофей) (1010?-1020?) Георгий II (2.04.1021-1036 или 1052) Леонтий (1052-1059) Александр II (1059-1062) Иоанн VIII Кодонат (1062-1100) Савва (после 1100-1122) Феодосий II (1122-1137) Кирилл II (?-?) Евлогий II (?-?) Софроний III (упом. в 1166 ) Елевферий (Альфтер) (ок. 1175-1180) Илия II (ок. 1180) Марк III (ок. 1180-1209) Николай I (до февр. 1210-ок. 1235 или 1243) Григорий I (ок. 1235 или 1243-ок. 1243 или 1263) Николай II (ок. 1243 или 1263-1276) Афанасий III Синаит (1276-ок. 1308 или 1316) Григорий II (ок. 1308 или 1316-ок. 1332 или 1354) Григорий III (ок. 1332 или 1354-ок. 1350 или 1366) Нифонт (ок. 1350 или 1366-ок. 1371 или 1385) Марк IV (ок. 1371 или 1385-ок. 1385 или 1389) Николай III (ок. 1385 или 89-ок. 1397/98) Григорий IV (ок. 1397/98-ок. 1412) Николай IV (ок. 1412-ок. 1417) Афанасий IV (ок. 1417-ок. 1425 или 1428) Марк V (ок. 1425 или 1428-ок. 1435 или 1437) Филофей I (Феофил) (ок.

http://pravenc.ru/text/82070.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010