И отсюда ты можешь узнать различие между пастырем и наемником. Наемник не знает овец, что происходит оттого, что он не надзирает за ними постоянно. Ибо если бы он постоянно смотрел, то знал бы их. А пастырь, каков Господь, знает своих овец, потому и печется об них, и они опять знают Его, потому что пользуются Его надзором и по привычке узнают своего Покровителя. Смотри. Прежде Он узнает нас, а потом уже мы Его. И не иначе можно познать Бога, как быв познанными от Него ( 1Кор. 13, 12). Ибо Он прежде усвоился нам плотию, став Человеком, потом уже мы усвоились Ему, получив дар обожения. Желая показать, что неуверовавшие недостойны быть познанными от Бога и не суть овцы Его, Он сказал:  «Я знаю Моих, и Мои знают Меня», как написано:  «познал Господь Своих» ( 2Тим. 2, 19). Ин.10:15 .  Как Отец знает Меня,  так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Чтобы кто-нибудь не подумал, что Он узнавал, как человек. Он присовокупил: «Как Отец знает Меня, и Я знаю Отца», то есть – Я так верно знаю Его, как Сам Себя. Часто повторяет  «Я жизнь Мою полагаю за овец» для того, чтобы показать, что Он не обманщик. Ибо выражения  «Я Свет, Я Жизнь» для немысленных казались надменными. Но слова  «Я хочу умереть» не заключают никакого самохваления, а, напротив, выражают великое попечение, так как Он хочет предать Себя за людей, которые бросали в Него камнями. Ин.10:16 .  Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, Это говорит об язычниках. Они не того двора, который под законом. Ибо язычники не ограждаются законом. и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, Ибо и эти в рассеянии, и те не имеют пастырей. И благоразумные, и способнейшие к вере из иудеев были без пастырей, следовательно, тем более, язычники. Мне  «надлежит» собрать и язычников, и иудеев. Слово  «надлежит» здесь означает не принуждение, а то, что непременно последует. и будет одно стадо, и один Пастырь. «Во Христе Иисусе нет ни иудея, ни язычника »  ( Гал. 3, 28), и никакого различия. Ибо у всех один образ, одна печать крещения, один Пастырь, Слово Божие и Бог. Пусть устыдятся манихеи, отвергающие Ветхий Завет, и услышат, что одно стадо и один Пастырь; ибо Один и Тот же Бог Ветхого и Нового Завета.

http://bible.predanie.ru/Nedelya-1-aya-p...

И Христос достиг всего, чего восхотел. Мы прощены – грехи людей заглаждены, забыты ради крестных заслуг Христовых; мы оправданы – за нами не считается никаких пороков, долгов, так сказать, недоимок. Ст. 1. Да, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа. Ст. 2. Через Него мы и получили доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией, т. е. надеждою получить славу от Бога в вечном Его Царстве. Но что же требуется с нашей стороны для того, чтобы воспользоваться правом на доступ в благодатное общество, близкое нам? Ужели всякий безусловно, без участия сердца, может наслаждаться благами Царства Христова, свободой от ответа за прежнюю жизнь, миром с Богом, блаженствами рая? Если бы так было, тогда правосудие Божие было бы стеснено безразличным отношением к каждому человеку – к доброму и дурному, как к ленивому, так и к усердному. Да, Бог несказанно милосерд. Но Он и различает людей, Он ожидает от нас и от нашего сердца покорности, послушания Его воле, Его учению, – одним словом, Он требует от нас веры, доказываемой добрыми делами. Кто уверует и, крестившись, будет жить по вере, тот спасется ( Mk. XVI, 16 ). Кто отдаст свое сердце и ум Богу, тот получит оправдание от Господа и действительно, имеет доступ к Нему и наслаждениям благами от воскресшего Христа, нам уготованным. Насильно в рай не вводят. Как слепой или закрывший глаза не может в известную минуту чувствовать красоты и разнообразия цветов и видов в мире, так и грешник, не принесший покаяния и веры, не может оценить доступ к Царству и восчувствовать блаженство в Царстве Небесном, в христианской благочестивой жизни, в благодатном общении с небесными Силами. И много ли от человека на первый раз требуется? Только вера, т. е. отречение от своих ложных убеждений и усердное принятие учения и даров Христовых. И за такую веру человек так много получает от Бога! Но беда наша в том, что мы бываем очень упорны в своих мнениях, с большою неохотою подчиняемся чужому убеждению, тем более, верованию. Оттого-то перемена ложного мнения на истинное учение и верование или вообще доверие истине и составляют заслугу для человека. Праведный Авраам веровал Богу, когда Господь от него, столетнего, обещал произвести потомство, и притом многочисленное; он не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере… что Бог силен и исполнить обещанное. Потому вера и вменилась ему в праведность, в заслугу, как высокая добродетель ( Puм. IV, 20–22 ). Впрочем, не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам: вера вменится в заслуги и нам, истинно верующим в Бога Отца, Сына Его и Святого Духа ( Puм. IV, 23–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Иисус Христос решительно противился преданию старцев, которого придерживались (и ныне придерживаются) книжники и фарисеи. Христос решительно отклоняет предание старцев именно потому, что оно приводило людей к нарушению Закона и забвению Слова Божия (Мрк. 12и далее). Но к самому Закону Христос относился иначе: Он соблюдает его. Он, прежде всего, приводит различные предписания Закона в правильный порядок, и этот порядок сильно отличается от той иерархии ценностей, которую установили книжники и фарисеи, ради сохранения второстепенного, пренебрегшие главным, именно: справедливостью, милосердием и искренностью ( Матф. 23:13–28 ). «Древнее прошло, теперь все новое», ибо «во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание»; «кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор. 5 ; Гал. гл. 6). С пришествием Христа рушилось основание для прежней похвальбы иудеев – рушилась их уверенность в том, что они оправданы Законом Моисеевым: ныне дан Новый Закон – закон веры во Христа, которым единственно человек оправдывается пред Богом. С пришествием Мессии-Христа, народ Божий перестал быть в подчинении «детоводителю». Христос есть «конец Закона» ( Рим. 10:4 ); Он дает верующим доступ к праведности от веры ( Рим. 10:5–13 ). «Я есть дверь: кто войдет Мною, тот спасется». «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком», (Иоан. гл. 10) – говорит Господь. И когда возник вопрос: остается ли в силе, остается ли обязательным для ищущих спасения, для ищущих оправдания пред Богом, Закон иудейский, Апостолы решительно отвергли его, считая бессмысленным принуждать язычников «иудействовать», подчинять их закону иудейскому (Деян. гл. 15; Гал. гл. 2). Роль Закона закончена и, подобно Аврааму, отцу всех верующих, христиане оправдываются верою, независимо от Закона. Вера это – дар Божий. Когда язычники обращались ко Христу, Сам Бог, как свидетельствует книга Деяний Апостолов, «очищал сердца их верою » и, уверовав, язычники получали дар того же Духа Святого, что и верующие иудеи. Верующий человек всегда помнит слова ап. Иакова: «вера без дел мертва». Его уму и сердцу созвучны слова Спасителя нашего: «ищите, прежде всего, Царствия Божия и правды его», слышанные в Евангелии нынешнего дня. И он сознает, что христианина обязывает нравственный идеал, данный Христом в заповеди о любви к Богу и о любви к ближнему, как самому себе, идеал осуществленный земной жизнью Господа нашего Иисуса Христа и ставший для всех «законом Христовым». Аминь. Неделя 3-я по Пятидесятнице

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Псалом избранный, поемый в Неделюпо Пятидесятнице: 1 лик: Благо есть исповедатися Господеви и пети Имени Твоему, Вышний, возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь.  /Ублажаем вас:  2 лик: Велий Господь и хвален зело, во граде Бога нашего, в горе святей Его.  1 Род и род восхвалят дела Твоя и силу Твою возвестят.  2 Великолепие славы святыни Твоея возглаголют и чудеса Твоя поведят.  1 Память множества благости Твоея отрыгнут и правдою Твоею возрадуются.  2 Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром.  1 Яко благоволит Господь в людех Своих и вознесет кроткия во спасение.  2 Возвеселятся вси уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии Имя Твое.  /Ублажаем вас:   1 Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля.  2 Мне же зело честни быша друзи Твои, Боже, зело утвердишася владычествия их.  1 Изочту их, и паче песка умножатся.  2 Уведите, яко Господь, Той есть Бог наш, Той сотвори нас, а не мы, мы же людие Его и овцы пажити Его.  1 Милости Твоя, Господи, во век воспою, в род и род возвещу истину Твою усты моими.  2 Милость же Господня от века и до века на боящихся Его.  1 Боящиися Господа уповаша на Господа, Помощник и Защититель им есть.  2 Радуйтеся Богу, Помощнику нашему, воскликните Богу Иаковлю.  1 Возрадуемся о спасении Твоем и во Имя Господа Бога нашего возвеличимся.  /Ублажаем вас:  2 Господь утверждение людей Своих и Защититель спасений Христа Своего есть.  1 О Бозе сотворим силу, и Той уничижит стужающия нам.  2 Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадуется зело.  1 О Бозе похвалимся весь день, и о Имени Твоем исповемыся во век.  2 Земля даде плод свой, благослови ны, Боже, Боже наш, благослови ны, Боже, и да убоятся Его вси концы земли.  1 Спаси ны, Господи Боже наш, и собери ны от язык исповедатися Имени Твоему святому и хвалитися во хвале Твоей.  2 Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века, и рекут вси людие: буди, буди.  /Ублажаем вас:

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-v...

Слово в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! О том, что… мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь… (1 Ин. 1, 1—2). Соцветие трех праздников вобрал в себя сегодняшний день. Но все три — последовательное продолжение, раскрытие и свидетельство об одном, о главном: о слове жизни, о явлении Спасителя Христа и воскрешении мира в Нем. Каждый воскресный день евангельское чтение являет нам тайны Царствия Небесного и учит пути шествия к нему, а жизнь тех людей, чью память вспоминает и хранит Святая Церковь, непременно подтверждает истинность учения Евангелия, воплощенного в жизнь этими людьми. Вот и сегодня воскресный день, Неделя 16-я по Пятидесятнице, память преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова — самовидца Христа, жившего в I веке христианства, и память святителя Тихона, Всероссийского Патриарха, преемственно следовавшего путем апостольского служения в XX веке. А сегодняшнее евангельское чтение — это исток этих жизней. Перед нашим взором — Генисаретское озеро, олицетворяющее житейское море. Раннее утро, мир еще только на пороге новой жизни. Мир еще не знает, что для него это не простое утро, но утро пробуждения к жизни в Боге, в Новом Завете. Народ теснится вокруг Человека, возвысившего Свой глас над толпой с необыкновенной силой и властью. Это Христос. Он один. Он пока один в этом мире, но слово Божие, которое острее меча обоюдоострого, уже рассекает сознание и чувства слушающих, готовя Ему последователей — учеников. Среди слушающих есть и те, кто уже после этой проповеди оставит все житейские попечения и пойдет за Словом Божиим, за Христом. Здесь и юноша Иоанн, которого мир в свое время назовет Богословом, апостолом любви и таинником Христовым. А в это утро Иоанн вместе с братом своим Иаковом и с Симоном, будущим апостолом Петром, еще рыбаки, утружденные бессонной ночью и неудачным ловом, вымывая пустые сети, внимали слову Христа.

http://pravoslavie.ru/1505.html

Ст. 11. И если мы посеяли в вас духовное, если просветили, научили вас истине и добру, если освободили вас от грехов чрез крещение и покаяние и преподали вам силы сделаться добрыми, трудолюбивыми и смиренными, то велико ли вознаграждение, если вы воздадите нам чем-либо вещественным, если пожнем у вас телесное? Такая плата – это вознаграждение, конечно, гораздо ниже и меньше того, что получено верующими от апостола и доселе получается пасомыми от пастырей. И поэтому напрасно христиане разных времен, начиная с коринфян и доселе, с завистью смотрят на мнимое обилие доходов у духовенства, которое, принявши на себя сан священный, значительно стесняет свои права и несет обязанности труднейшие и ответственность ужасную. Ст. 12. Если другие имеют у вас власть на доходы от вас, не паче ли, не тем ли более, имеем право на признательность от вас мы, обратившие вас ко Христу, давшему вам обилие сверхъестественных даров? Впрочем, мы не пользовались сею властью, своими правами, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову. Св. апостол не пользовался предоставленными ему правами и человеческими, и божескими на жизнь семейную, обеспеченную и свободную от работ и ремесла; от всех этих прав он отказался, освободил себя и за то всем поработил себя, дабы больше душ Христу приобресть. Для всех он сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых ( 1Kop. IX, 19, 22 ). Что же каждому из нас извлечь назидательного в применении к нашей частной жизни из выше изъясненного апостольского чтения? 1 . Нужно всегда честно исполнять свои обязанности, несмотря на то, что и не вполне оценивается труд наш. 2 . Нужно иногда отказаться и от своих частных прав, чтобы не произошло большего зла и вреда для общественного дела. 3 . Нужно нам быть терпеливыми и осторожными, когда видим злость и зависть к положению нашему. 4 . Никогда не нужно осуждать других людей и подсчитывать их жизненные средства. Никогда не нужно завидовать благосостоянию других, честно трудящихся. Попробуй-ка всякий честно, усердно трудиться да поберечь свою трудовую копейку – тогда узнаешь цену труда, важность заработков и пользу от бережливости.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Ст. 4. Св. апостол Павел говорит, что от терпения происходит опытность, т. е. умение понимать жизнь, ценить людей и, главное, видеть всюду десницу Божию, управляющую нами, посылающую нам то или другое; и разумный, благоговейный христианин не падает духом от скорбей; напротив, он утешение, упование имеет на Бога, Который не посылает человеку креста свыше его сил, и если посылает скорби, то по Своей особенной любви ( Ebp. XII, 6 ): или для укрепления в нас и в других веры, или для большей награды впоследствии, или для нашего исправления, как врачевание, как лекарство. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который…претерпел поругание от грешников и крест ( Ebp. XII, 11, 1–2 ). Ст. 5. И действительно, такая мысль, такое упование, ободряя веру, не посрамит. Почему? Потому что любовь Божия уже излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Дух Святой знает наши скорби, Он же есть и Утешитель наш: Он радуется нашему великодушию, сочувствует нам, сострадает нашим немощам ( Puм. VIII, 26 ). Он же подает все силы для правильной, благочестивой и терпеливой жизни. Зачем же христианину падать духом? Зачем скорбеть? Терпением вашим, христиане, спасайте души ваши ( Лk. XXI, 19 ), сказал Христос Своим последователям, сказал – и Сам на Себе доказал, какое нужно иметь терпение в жизни. Ст. 6. Он Сам, Безгрешный, когда еще мы были немощны, в определенное время претерпел все за спасение мира, пострадал и умер на кресте за нечестивых; Христос, Сын Божий, умер за нечестивых. Что может быть выше такой любви? Сам Христос свидетельствовал пред учениками, что нет на земле больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих ( Uh. XV, 13 ). А Христос, Святейшее Существо, положил душу Свою не за друзей, а за врагов, за нечестивых. Поистине, эта любовь не земная, а небесная, Божественная. Ст. 7. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Неделя 15-я по Пятидесятнице. Об истинном рождении Татьяна Зайцева Бывший редактор библейского раздела портала «Предание». Последовательный и искренний фанат Священного Писания. Старается руководствоваться в жизни Словом Божьим. Сознательно перешла из адвентистов в Православие. Училась на историка, филолога и ... Неделя 16-я по Пятидесятнице, перед Воздвижением. Вот теперь день спасения Татьяна Зайцева Бывший редактор библейского раздела портала «Предание». Последовательный и искренний фанат Священного Писания. Старается руководствоваться в жизни Словом Божьим. Сознательно перешла из адвентистов в Православие. Училась на историка, филолога и ... Неделя 17-я по Пятидесятницепо Воздвижении. Вы храм Бога Живого Татьяна Зайцева Бывший редактор библейского раздела портала «Предание». Последовательный и искренний фанат Священного Писания. Старается руководствоваться в жизни Словом Божьим. Сознательно перешла из адвентистов в Православие. Училась на историка, филолога и ... Неделя 2-я по Пятидесятнице. О законе, написанном в нашем сердце Татьяна Зайцева Бывший редактор библейского раздела портала «Предание». Последовательный и искренний фанат Священного Писания. Старается руководствоваться в жизни Словом Божьим. Сознательно перешла из адвентистов в Православие. Училась на историка, филолога и ... Неделя 18-я по Пятидесятнице. О чудесном лове рыб. Кто сеет щедро, тот щедро и пожнет Татьяна Зайцева Бывший редактор библейского раздела портала «Предание». Последовательный и искренний фанат Священного Писания. Старается руководствоваться в жизни Словом Божьим. Сознательно перешла из адвентистов в Православие. Училась на историка, филолога и ... Неделя 6-я по Пятидесятнице. Любовь да будет непритворна Татьяна Зайцева Бывший редактор библейского раздела портала «Предание». Последовательный и искренний фанат Священного Писания. Старается руководствоваться в жизни Словом Божьим. Сознательно перешла из адвентистов в Православие. Училась на историка, филолога и ... Неделя 19-я по Пятидесятнице. Сила Божия в немощи совершается Татьяна Зайцева

http://bible.predanie.ru/writer/tatyana-...

2-й тип (Б: святые обителей): преподобных Глинских старцев (9 сентября), преподобных жен Дивеевских (14 июня), Дионисиатских преподобных (3-я неделя по Пятидесятнице), Киево-Зверинецких преподобных (5-я неделя Великого Поста), Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах (28 сентября) и в Дальних пещерах (28 августа), преподобных Оптинских старцев (11 октября), Псково-Печерских преподобных (4-я неделя по Пятидесятнице), Радонежских святых (6 июля), Соловецких святых (9 августа), преподобных обители Хилендарской (13 июля). В особую подгруппу типа 2 А можно выделить памяти, установленные в честь не просто святых какого-либо региона, но конкретно новомучеников этого региона: Бутовских (4-я суббота по Пасхе), Дамасских (10 июля), Запорожских (1 ноября), Егорьевских (23 февраля), Ивановских (10 ноября), Критских (23 июня), Крымских (19 ноября), Орехово-Зуевских (6 ноября), Слободских (19 мая), Соловецких (10 августа), Черкасских (13 мая), Шатурских (1-я суббота сентября). Аналогично для типа 2Б выделяются новомученики той или иной обители: Оптинских (22 ноября), Радонежских (27 ноября). 2-й тип (В: святители одной кафедры): святителей Великопермских (29 января), святителей Московских (5 октября), святых архиепископов и патриархов Константинопольских (5-я неделя по Пасхе), первосвятителей Сербских (30 августа). 3-й тип (А: святые с общим признаком): святых праотец (неделя пред-пред Рождеством Христовым), святых отец (неделя пред Рождеством Христовым), святых Апостолов от 12-ти (30 июня), святых Апостолов от 70-ти (4 января), святых бессребреников (ближайшая неделя после 1 ноября), Трёх Вселенских святителей (30 января), Трёх Новых святителей (ближайшая неделя после 1 ноября). 3-й тип (Б: место + время): новоявленных мучеников, при взятии Цареграда пострадавших (29 мая), новоявленных мучеников, по взятии Цареграда пострадавших (3-я неделя по Пятидесятнице), преподобных отцов колливадов (Светлая Суббота), Сербских просветителей и учителей (4 ноября). Пожалуй, самая яркая общая черта соборных служб – перечисление имён святых в каноне. Порой это приобретает совершенно гипертрофированные черты, когда канон большей частью из имён и состоит. Например, в каноне Тульским святым 4-й тропарь 5-й песни звучит так: «Терпением и молитвою во обителех святыя горы Афона, Киева, Венева, Сарова, Валаама, Анзера, и иных подвизалися есте, преподобнии отцы: Поликарпе, Ефреме, Авеле, Симеоне, Нафанаиле, Афанасие, Парфение, Арсение, Макарие, Иакове и Варнаво, Тульския земли прозябение, монахов радование и похвало». Восприятие подобных текстов (как чтеческих, так и певческих) на слух очевидно затрудняется.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Указанные неудобства могут ставить неопытных уставщиков в крайнее затруднение. А потому весьма желательно усвоить из «Святаго Евангелия, в порядке церковных чтений изложеннаго», порядок счисления от Пятидесятницы лишь для евангельских седмиц Матфеевых. Для Лукиных же ввести счет отНедели по Воздвижении и называть, например, Неделю о чудесном лове – Неделей 1-й по Воздвижении, Неделю о гадаринском бесноватом (23-я) – Неделей 6-й по Воздвижении и т. д. Но и при этом необходимо иметь в виду, что указанное счисление будет относится лишь к евангельским седмицам ряда. Но ряд может прерываться и счет нарушаться зачалами, стоящими вне ряда. О них следует сказать особо. Евангельские зачала вне ряда. Это – зачала предпразднственные и попразднственные. Таковы в ряду Матфеевом Неделя пред Воздвижением с субботой, о них мы уже говорили. В период Лукиных чтений таких «изрядных» зачал больше, а именно: 1) Неделя святых праотец, 2) Неделя святых отец, или Неделя пред Рождеством Христовым, с субботой, 3) Неделя по Рождестве Христовом, 4) Неделя пред Богоявлением (Просвещением), 5) Неделя по Богоявлении (Просвещении). Из этих пяти недель, вне ряда сущих, четыре последние имеют свои зачала евангельских чтений и нарушают таким образом рядовое течение воскресных Лукиных зачал 15 . А именно Устав (см. Типикон) прямо и решительно повелевает оставить, то есть не читать рядовые зачала в Недели святых праотец и святых отец; умалчивает о рядовом зачале в Неделю пред Богоявлением и по Богоявлении, а относительно Недели по Рождестве допускает возможность чтения ряда под зачало, но при условии «аще не будет отступки» 16 . Эта возможность снятия с очереди воскресных зачал Лукиных оказывается благотворной в тех случаях, когда предстоит Пасха, более или менее отодвигающая связанную с ней Триодь от Недели по Богоявлении, то есть «вне-Пасха». Связь Недели по Богоявлении с Триодью. Неделя по Богоявлении есть та точка пасхального года, с приближением которой взор церковного уставщика обращается к грядущей Пасхе, ибо здесь происходит сцепление протекшего ряда седмиц с будущей Триодью. При установлении этой связи Триоди с Неделей по Богоявлении могут иметь место шесть случаев и способов, в зависимости от понижения (приближения) и повышения (удаления) предстоящей Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010