— Ну, приучайся к делу! — сказал сторож. — Вот это уголь, — показал мне прессованный хорошо пахнувший кругляк с изображением креста. — Возьми огарок свечи и разгнети его. Это во–первых. Во–вторых, не касайся руками престола —место сие святое! Далее, не переходи никогда места между престолом и царскими вратами — грех! Не ходи также через горнее место, когда открыты царские врата… Понял? От спокойного тона Евстигнея и я стал спокойнее. — А где же мой стихарь? — спросил я. — Отец дьякон обещал! — Эк тебя разбирает! Сразу и форму ему подавай! Ну и народ, ну и детушки пошли! Ладно. Будет и стихарь, если выдержишь экзамен на кадиловозжигателя! В это время ударили в большой колокол. От первого удара, — вспомнилось мне, — нечистая сила «яже в мире» вздрагивает, от второго бежит, и после третьего над землею начинают летать ангелы, и тогда надо перекреститься. В алтарь пришел дьякон, улыбнулся мне: ну и хорошо! За ним отец Василий — маленький, круглый, чернобородый. Я подошел к нему под благословение. Он слегка постучал по моей голове костяшками пальцев и сказал: — Служи и не балуй! Все должно быть благообразно и по чину. Началось всенощное бдение. Перед этим кадили алтарь, а затем, после дьяконского возгласа, запели «Благослови душе моя, Господа». Особенно понравились мне слова: «На горах станут воды, дивны дела Твоя Господи, вся премудростию сотворил еси». Когда запели «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых… Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом», я перекрестился и подумал, что эти слова относятся к тем, кто служит у Божьего престола, и опять перекрестился. Когда читали на клиросе шестопсалмие, батюшка с дьяконом разговаривали. Мне слышно было, как батюшка спросил: — Ты деньги–то за сорокоуст получил с Капитонихи? — Нет еще. Обещалась на днях. — Смотри, дьякон! Как бы она нас не обжулила. Жог–баба! Я ничего не понял из этих отрывистых слов, но подумал: разве можно так говорить в алтаре? После всенощной я обо всем этом рассказал матери. — Люди они, сынок, люди, — вздохнула она, — и не то, может быть, еще увидишь и услышишь, но не осуждай. Бойся осудить человека, не разузнав его. От суесловия церковных служителей Тайны Божий не повредятся. Также сиять они будут и чистотою возвышаться. Повредиться ли хлеб, если семена его орошены грешником? Человек еще не вырос, он дитя неразумное, ходит он путаными дорогами, но придет время — вырастет! Будь к людям приглядчив. Душу его береги. Сострадай человеку и умей находить в нем пшеницу среди сорной травы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

Благосердный и милостивый Боже, испытывающий сердца и внутренние чувства, и один знающий тайны человеческие, ибо нет ничего, сокрытого от Тебя, но все обнажено и открыто пред очами Твоими! Знающий все обо мне, не возгнушайся мною, и не отврати лица Твоего от меня, но презри мои согрешения в час сей, не взирающий на грехи людей ради их покаяния, и омой мою скверну телесную и нечистоту душевную, и всего меня освяти всесовершенною силою Твоею невидимою, и десницею духовною, чтобы свободу другим возвещая, и ее подавая по Твоему неизреченному человеколюбию через совершенную веру, сам не оказался неисправным, как раб греха. Нет, Владыка, единый благой и человеколюбивый, да не останусь я униженным и посрамленным, но ниспошли мне силу с высоты и укрепи меня к служению предстоящему Твоему таинству, великому и пренебесному и отобрази Христа Твоего в желающем [или в желающей ] вновь родиться через меня, несчастного. И воздвигни его [или её ] на основании Апостолов и пророков Твоих и не разрушь, но насади его [или её ] насаждением истины во святой Твоей соборной и апостольской Церкви, и не исторгни: чтобы преуспевал он [или преуспевала она ] в благочестии и славилось через него [или чрез нее ] всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь. Подобает ведати, яко не возглашает, но аминь в себе глаголет. Таже глаголет молитву сию велегласно: Затем громко возглашает следующую молитву: Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих. [Трижды.] Велик Ты, Господи, и дивны дела Твои, и никакого слова не будет довольно, чтобы воспеть чудеса Твои! [Трижды] Ты бо, хотением от не сущих во еже быти приведый всяческая, Твоею державою содержиши тварь, и Твоим промыслом строиши мip: Ты от четырех стихий тварь сочинивый, четырми времены круг лета венчал еси. Тебе трепещут умныя вся силы, Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды, Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы. Ты простерл еси небо, яко кожу, Ты утвердил еси землю на водах, Ты оградил еси море песком, Ты ко отдыханием воздух пролиял еси. Ангельския силы Тебе служат, Архангельстии лицы Тебе кланяются, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, окрест стояще и облетающе, страхом неприступныя славы Твоея покрываются.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/posledova...

Все сие стало вызывать недовольство, и очень скоро у митрополита Антония возникла вражда с обер-прокурором Протасовым. Николая Александровича хоть и обвиняли в неискренней религиозности, но он все же имел и много достоинств, к примеру, боролся с излишествами, терпеть не мог чрезмерного богатства, особенно когда оно выставлялось напоказ и особенно, когда этим грешили лица духовного звания. И уже к середине 1843 года митрополит Антоний со своей невоздержанностью в роскоши и пиршествах перетянул на себя нелюбовь Протасова, которую тот испытывал к непокорному Филарету. А Филарет, к счастью, был далек от всего этого, наслаждаясь московским житьем-бытьем. По пути из Варшавы в Северную столицу новый петербургский владыка проезжал через Москву и на Масленице гостил у московского архиерея, а как он уехал, так вскоре пришла радость Великого поста. В церквях перестали возжигать свечи, служба проходила в темных храмах – лишь пред иконами горели лампады. В те дни Филарет писал: «Духовный мир не легко входит в обычный снаряд наших земных понятий... После служения при свечах служение при иконах, кажется, есть некоторое восхождение, но что значат там сии здешние образы? То ли, что душа сперва засвечала себе свет, а потом при нем получила возможность созерцать образы небесные?» В храмах читался Великий канон Андрея Критского , после которого многажды становились на колени, произнося молитву, столь дивно переложенную в стихи Пушкиным в последний год его жизни: Владыко дней моих! дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей. Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи. В праздник Благовещения в Чудовом монастыре звучало полное поэзии божественное слово Московского Златоуста: – Дивны дела Твоя, Господи! Дивны Твоя тайны, Богородице! Кто слышит Твой тихий глагол в Твоей затворенной молитвенной храмине? Кто провидит, какие огромные дела ведет за собою Твое малое слово? Мир ощущает ли сию минуту, в которую делается перелом всецелой судьбы его, в которую изменяются отношения между землею и небом? Знает ли мечтающий о всемирном владычестве Рим, что в одной из дальних областей его, некая дщерь царей, называющая себя рабою Господнею, изрекла приговор, который готовит миру нового, лучшего, высочайшего Владыку, а Риму разрушение гордого и своенравного владычества? А в день пасхальной радости в Успенском соборе Филарет призывал не превращать Пасху в удобный повод для чрезмерных увеселений и неистовых пиршеств: – Советую и молю, благоговейно чтимую в начале радость не посрамлять в последствии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Это же говорит и Иоанн Богослов: «Каждому из избранных дана благодать отчасти. Дева — вся полнота благодати».    Господь, давший столько Самой Богоматери, преподал, через Ее преставление на небо всему миру особую благодать. Для Нее с Успением открылась возможность благодатного ходатайства за мир. Подобно тому, как, находясь в этом мире, Пречистая Дева Мария не была чужда небесных обителей и постоянно пребывала с Богом, так и по отшествии Она не удалилась от общения с людьми, не оставила сущих в мире. «Ты жила с людьми, — говорит, обращаясь к Богоматери, святой Андрей Критский, — Тебя имела малая часть земли, а с тех пор, как Ты преложилась, весь мир имеет Тебя умилостивлением». «Аще и преставилася еси от земли к небесным, Дево, обаче благодать Твоя излияся и исполняет все лице земли». Ныне Дева Мария взошла на небо «в радость и помощь нам», «ко ближайшему предстательству о всех нас, «ныне проходно бысть небо и человеком (и для людей)». «Радуйся, Обрадованная, — поется в Акафисте, — во Успении Твоем нас не оставляющая».    Значение Богоматери для нас, земнородных, отмечено особым молитвенным обращением к Ней: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Дерзновение такого обращения имеет богатый исторический опыт. Вся христианская история, начиная с брака в Кане Галилейской, запечатлена явлением Ее силы, доказательством Ее могущества и милосердия, как Матери Господа нашего и Матери рода христианского: «Радуйся, — взывает Церковь, — с Тобою Господь и Тобою с нами». Она — по Господе господствующих, Владыце нашем, — Госпожа и Владычица, надежда нам и упование жизни вечной и Небесного Царствия.    Сказанным, конечно, не исчерпывается глубокий смысл и значение для нас события Успения. Восхождение Богоматери обступают облака, «так и как бы некая духовная мгла покрывает раскрытие всего в словах о Ней, не позволяя ясно высказать сокрытое понимание таинства» (святой Андрей Критский).    «Дивны Твоя тайны, Богородице. Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию. Изумевает (не в силах) же всяк ум», постичь великие тайны Богоматери и Ее славу и «никакой удобоподвижный красноречивый язык не может так витийствовать, чтобы Ее воспеть по достоинству». «Обаче (однако) благая сущи, веру (нашу) приими, ибо любовь веси (знаешь) божественную (пламенную) нашу, Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

Дивна дела Твоя, Господи! Дивны твоя тайны, Богородице! Кто слышит твой тихий глагол в твоей затворённой молитвенной храмине? Кто провидит, какие огромные дела ведёт за собою твоё малое слово? Мир ощущает ли сию минуту, в которую делается перелом всецелой судьбы его, в которую изменяются отношения между землёю и небом? Знает ли мечтающий о всемирном владычестве Рим, что в одной из дальних областей его, некая дщерь царей, называющая себя рабою Господнею, изрекла приговор, который готовит миру нового, лучшего, высочайшего Владыку, а Риму разрушение гордого и своенравного владычества? Гадают ли славные прорицалища языческих народов, что из уст безвестной Девы излетело прорицание, которое заставит их умолкнуть, низринет кумиры и кумирницы, прекратит кровавые жертвы, уничтожит кровожадных жрецов? Домышляются ли мудрецы мира, что на глас Евреянки сходит с неба неведомая дотоле Премудрость, Которая обуит премудрость премудрых, и разум разумных отвергнет и но младенцам откроет тайны, для мудрецов непостижимые? – Что я говорю? – Иерусалим и колена Израилевы, которые от дальних предков знают и хранят обетование Божие о Великом Избавителе и Умиротворителе, и безпрестанно день и нощь служаще надеются доити ( Деян.26:7 ) до исполнения, дослужились ли они до познания, что, пройдя обширную область обетования, в сей день или в сию нощь внезапно приближились они к пределу исполнения, и что предел сей поставлен в Назарете? Книжники, которые столько раз читали в книге Исаии: се дева во чреве зачнет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, и едва-ли не столько же раз недоумевали о сем, – думают ли они, что провиденная Пророком Дева, и уразумела уже сие пророчество, и готовится исполнить оное? Знает ли хотя праведный Иосиф, уже несовсем чуждый тайнам Приснодевы, как обручивший ее себе с тем, чтобы ей пребыть девою, – знает ли, что в-след за сим она обручается Духу Святому, чтобы соделаться Материю Господа? В целом мире никому, кроме единой, не ведомо благовещение Архангелово, когда оно совершается: а оно долженствует огласить весь мир, когда совершится. И услышав рано простые, по-видимому, слова благовещения Мариина: се раба Господня, буди мне no глаголу твоему, – кто исчерпал бы весь их разум, ощутил бы всю их силу? А их разум сливается с бездною разума Божия, и объемлет время и вечность; их сила сопрягается с силою Вышнего, и преобразит землю и наполнит небо. – Смиритесь, пытливые исследователи! Чудитесь и радуйтесь, смиренные созерцатели! Брось, кичливый разум, ломкие оружия своевольного мудрования, и возлюби свободный плен веры!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Дивна дела Твоя, Господи! Дивны Твоя тайны, Богородице!» Кто слышит Твой тихий глагол в Твоей затворенной молитвенной храмине? Кто провидит, какия огромныя дела ведет за собою Твое малое слово? Мир ощущает ли сию минуту, в которую делается перелом всецелой судьбы его, в которую изменяются отношения между землею и небом? Знает ли мечтающий о всемирном владычестве Рим, что в одной из дальних областей его, некая дщерь царей, называющая себя «рабою Господнею», изрекла приговор, который готовит миру новаго, лучшаго, высочайшаго Владыку, а Риму разрушение гордаго и своенравнаго владычества? Гадают ли славныя прорицалища языческих народов, что из уст безвестной Девы излетело прорицание, которое заставит их умолкнуть, низринет кумиры и кумирницы, прекратит кровавыя жертвы, уничтожит кровожадных жрецов? Домышляются ли мудрецы мира, что на глас Евреянки сходит с неба неведомая дотоле 630 Премудрость, Которая обуит премудрость премудрых, и разум разумных отвергнет, но младенцам откроет тайны, для мудрецов непостижимыя? – Что я говорю? – Иерусалим и колена Израилевы, которыя от дальних предков знают и хранят обетование Божие о великом Избавителе и Умиротворителе, и «безпрестани день и нощь служаще надеются доити» ( Дeяh. XXVI. 7 ) до исполнения, – дослужились ли они до познания, что, пройдя обширную область обетования, в сей день или в сию нощь, внезапно приближились они к пределу исполнения, и что предел сей поставлен в Назарете? Книжники, которые столько раз читали в книге Исаии: «се дева во чреве зачнет, и родит Сына, и наречеши имя Ему Еммануил» ( Ис.7:14 ), и едва ли не столько же раз недоумевали 631 о сем, – думают ли они, что провиденная Пророком Дева, и уразумела уже сие пророчество, и готовится исполнить оное? Знает ли хотя праведный Иосиф, уже не совсем чуждый тайнам Приснодевы, как обручивший Ее себе с тем, чтобы Ей пребыть девою, – знает ли, что в след за сим Она обручается Духу Святому, чтобы соделаться Материю Господа? В целом мире никому, кроме Единыя, не ведомо благовещение Архангелово, когда оно совершается: а оно долженствует огласить весь мир, когда совершится. И услышав рано простыя, по-видимому, слова благовещения Мариина: «се раба Господня: буди мне по глаголу твоему», – кто исчерпал бы весь их разум, ощутил бы всю их силу? А их разум сливается с бездною разума Божия, и объемлет время и вечность; их сила сопрягается с силою Вышняго, и преобразит землю, и наполнит небо. – Смиритесь, пытливые изследователи! Чудитесь и радуйтесь, смиренные созерцатели! Брось, кичливый разум, ломкия оружия своевольнаго мудрования, и возлюби свободный плен веры!

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   »«Твердыя и благовещанныя проповедатели, верх апостолов Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих твоих и покой: болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, едине сведый сердечная». Рождество Пресв. Богородицы:    ««О дивнаго чудесе. Источник жизни от неплодныя раждается, и благодать плодородити светло начинается. Веселися, Иоакиме, Богородицы быв родитель: несть ин якоже ты, земнородных родителей, благопрнятне: боговместнмая отроковица, Божне селение, Пресвятая гора, тобою нам даровася»«. Успение:    »«О дивное чудо. Источник жизни во гробе полагается, н лествица к небесн гроб бывает. Веселися Геф-симанне, Богородичен святый доме: возопиим верннн, Гавриила имуще чиноначальника: Благодатная ра-дуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови велню милость»«.    »«О дивнаго чудесе, от неплодове плод воссня мановеннем всех Содетеля, н Вседержителя, доблестно мирское благих разреши неплодство. Матери с Матернею Богородичною ликуйте, Зовуще: Благодатная радуйся, с Тобою Господь, подаяй миру Тобою велию милость»«.    »«Дивны Твоя тайны, Богородице, Вышняго престол явилася есн, Владычице, и от земли к небеси преставилася есн днесь. Слава Твоя боголепная, богоподобными сияющи чудесы, Девы с Материю Царевою на высоту вознеснтеся. Благодатная радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость»«.    При составлении службы преп. Серафиму в 1903 году ему написана такая стихира на «Господи воззвах»:    ««О преславное чудо, подвижник благочестия в Сарове является и молитвенник к Богу теплый Серафим пречудный нам бывает: веселися, обитель Саровская, имущи в себе мощи преподобнаго: взыграйте, православных множество, предивнаго Серафима имуще в бедах заступника и вопиюще к нему: радуйся светильниче российския земли, тьмы сопротивных далече отревай и Господеви молися, даровати душам нашим велию милость»«.    Часто при составлении какой-либо службы прибегают к перечислению имен в случае, если прославляется несколько святых. Это наблюдается даже в Октоихе, где иногда в службе апостолов (четверг) перечисляются имена всех их. Так, правда, верующие привыкают и запоминают эти дорогие всем имена. Тоже бывает часто и в Минеях при перечислении имен 7 отроков, 40 мучеников или в стихире всем сербским святым. Иногда, особенно в русских службах, прибегают к географическим именам. Как пример малого, почти ничтожного богословского содержания можно привести службу Всем Святым в земле русской просиявшим. Кроме имен, очень близких русскому сердцу, и географических названий, нельзя найти мыслей ни догматического, ни аскетического, ни нравственного содержания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3501...

Иже странно вселивыйся, Богородице, в чистое чрево Твое во-площаемъ, Сей всесвященный дух Твой прием, у Себе упокой, яко должник Сын... Не колесница огнезрачная от земных Тя престави, как Илию праведного, но самое Солнце правды, на руку Своею, пресвятую Твою душу яко непорочную прием, в Себе упокои, и преславно Тя, Чистая, преставив, почте в радости паче ума. Достойно, яко одушевленное Тя небо, Пречистая, прияша небесная, Божественная селения, и предста светло украшена, яко Невеста всенепорочная, Царю и Богу. Иисус Пребожественный, славы Господь, от Твоего чрева рождейся за милосердие, Сам Тя, Богомати, престави от земли и душею и телом. Дает Тебе яже превыше естества Царь всех Бог: в рождестве бо Деву якоэ/се сохрани, тако во гробе тело соблюде нетленно, и спрослави Божественным преставлением, честь Тебе, яко Сын Матери, даруя. Земля убо благословися погребением Твоим, воздух же освятися восхождением Твоим, Марие всепетая; Ангели же Тебе двери небесныя отверзоша, идеже ныне предстоящи, Сыну Твоему молишися о мире мира, Мати безневестная! Всечестное Твое успение, Пресвятая Дево чистая, Ангел множество на небеси и человеческий род на земли ублажаем, яко Мати была еси Творца всех Христа Бога. Того молящи не престай о нас, иже на Тя с Богом упование положших, молимся, Богородице всепетая, неискусобрачная! Из Тебе Жизнь возсия, ключи девства не рушивши: како убо пречистое и живоначальное Твое тело искушения смерти бысть причастно? Победныя почести взяла еси на естество, Чистая, Бога рождши; обаче же, подобящися Творцу Твоему и Сыну, паче естества повинуешися естественным законом; темже умерши, с Сыном возстаеши вечнующи. Блажим Тя еси роди, Богородице Дево, в Тя бо невместимый Христос Бог наш вместитися благоволи. Блажени есмы и мы, предстательство Тя имущи: день бо и нощь молишися о нас, и скиптры царствия Твоими молитвами утверждаются; тем воспевающе вопием Ти: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Дивны Твоя тайны, Богородице! Вышняго престол явилася еси, Владычице, и от земли к небеси преставилася еси днесь. Слава Твоя Боголепная Богоподобными сияющи чудесы. Девы с Материю Царевою на высоту вознеситеся. Благодатная, радуйся: с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

109. На день успения Божией Матери «Дивны твоя тайны, Богородице Вышняго престол явилася еси Владычице, и от земли к небеси преставилася еси днесь». (Стих.) Ныне празднуем Успение Божией Матери. Ныне праздник столь богат небесными дарованиями и тайнами, что при размышлении о нем оказывается весьма трудным исчерпать небесные дарования и уразуметь все тайны, наполняющие его. Для грешника кающегося много в нем такого богоблагодатного, что при размышлении об этом не можешь не пролить умилительных слез. Когда Бог пришел на землю, и когда Пренепорочная Дева Мария родила безначального Бога и осталась до Рождества и по Рождестве Девой, то Она соделалась лествицей для схождения Бога на землю. Когда сия Пренепорочная Дева чрез Успение Свое вознеслась на небо с душой и телом, будучи принята на руки Сыном Своим и Богом, тогда с собой как бы по некоему мосту возвела и еще возводит души праведные к небесам. Могут ли поэтому ангелы и люди не удивляться славе и величию Богоблагодатной Девы Марии? Удивляются и радуются, что Бог чрез утробу Пресвятой Девы Марии пришел на землю. Радуются, что с Успением Ее люди восходят к небесам. Радуются, что имеют такую ходатаицу пред Богом. Она собой проложила путь к небесам всякой душе христианской, желающей спастись. Как много звезд на небе, так много святых вошло в рай. Теперь на небе ходатаицей пред Богом та, которая столько исполнена благодати и милости, та, которая стоит выше всех праведников и выше всех ангелов на небе. Радуйся, душа праведная, размышляющая о величии Той, которая ныне взошла от земли на небо и тебе проложила путь к небесам! Что для нас, грешных, утешительного в этом великом празднике – Успении Божией Матери? Нам еще много остается печалиться и скорбеть о том, что мы не имеем такого усердия к молитве и к благочестию, какое Она имела; что мы не имеем такой чистоты и целомудрия, каким Она себя украшала; что мы не имеем такой крепкой веры в обетования Божии, какую Она имела; что мы не имеем такой преданности воле Божией, какую Она имела; что мы не можем невзгоды житейские переносить с таким благодушием, с каким Она переносила, не имеем такого непоколебимого мужества среди величайших искушений и скорбей, такой великой любви к Богу и ближним, а особенно не имеем такого великого смирения, какое Она имела и на какое с неба призрел сам Бог, за то возвеличил Ее выше всех сотворенных тварей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Вечером того же дня другое, более торжественное, служение совершилось в соборной церкви: погребальная всенощная Успения Богоматери, частью своих молитв и обрядов, напоминавшая глубокую утреню Великой Субботы. «О дивное чудо! восклицает изумлённая Церковь , духовно созерцая, с ликами Ангельскими, како Дева восходит от земли на небо, источник жизни во гроб полагается и лествица к небеси гроб бывает; веселися Гефсимание, Богородичен святый доме; возопием верные, Гавриила имуще чиноначальника; Благодатная радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость.» «Дивны Твоя тайны, Богородице! Вышняго престол явилася еси Владычице, и от земли к небеси преставилася еси днесь: слава Твоя боголепная, богоподобными сияет чудесы: девы, с Материю Царевою, на высоту вознеситеся, Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость.» «Твое славят успение Власти и Престоли, Начала и Господствия, Силы и Херувими и страшнии Серафими, радуются земнородные, о Божественной Твоей славе красящеся; припадают Царие, со Архангелы и Ангелы, и воспевают: Благодатная радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость.» Вся пространная церковь Лавры наполнена была народом, стёкшимся из дальних краёв России на сие священное торжество; открылись Царские врата для полиелея: митрополит, с двумя епископами, шестью архимандритами и всем клиром, в полном великолепии своего сана, вышел на средину церкви величать Честнейшую Херувим. Началось стихословие семнадцатой кафизмы: «блажени непорочнии, в путь ходящии в законе Господнем», подобно как то бывает над плащаницею Божественного Сына Пречистой Девы, в день Его гробового покоя, и святители трижды обходили церковь , с кадилом в руках, по чину Великой Субботы. Спустилась пред Царские врата и чудотворная икона Богоматери, после шестой песни Её трогательного канона, Владыка, окружённый духовным собором, подобно апостолам, сошедшимся на Сион для погребения Матери Слова, читал вслух всей церкви, торжественный акафист Её Успения, как бы пред лицом самой Царицы Небесной, и во всех сердцах отзывалось ангельское приветствие: «радуйся, Обрадованная, во успении Твоем нас не оставляющая!»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010