В развалинах Ниппура Гильпрехт различает 21 слой, хотя и не в каждом пункте. В некоторых местах остатки 2-го тысячелетия лежат прямо на остатках досаргоновского периода, в других они отделены друг от друга слоем мусора в 10 – 15 ф. толщины, в некоторых же пунктах остатки древней цивилизации валяются почти на поверхности. Отсюда следует, что некоторые кварталы Ниппура целые столетия оставались незаселенными, тогда как другие почти непрерывно были заняты. Указанные слои принадлежат, по мнению Гильпрехта, трем периодам. Верхние 6 слоев толщиною в 6 – 24 м., принадлежат после-вавилонскому периоду от 300 до Р. Хр. по 1000 по Р. Хр. Следующие 9 рядов в 4½ – 6 м. толщины представляют семитско-вавилонский период и относятся ко времени от 4000 до 300 г. до Р. Хр. Самые же нижние 6 слоев в 6 – 9 м. толщины заключают остатки доисторического и суммерийского периода и принадлежат пятому тысячелетию. Исследование верхних слоев показало, что после возвращения Александра Великого из Индии и его преждевременной смерти во дворце Навухудоносора на Евфрате, т. е. около 300 г. до Р. Хр. храм Бэла перестал существовать, как святилище. Ниппур стал городом эллинистической культуры, которую можно проследить по изображениям на фризах, по головам медуз, по вазам, чашам и пр. Новые боги с их чужеземными культами, очевидно, вытеснили старые обычаи и нравы, и на развалинах древнего храма поднялись грозные укрепления и дворцы. После прекращения династии Селевкидов, равнину Суммера и Аккада наводняют парфянские наездники и подчиняют страну своему господству. Эпоха парфянская, с её смешанной культурой, состоявшей из элементов греко-римского и восточного, также, как показывают раскопки, отразилась на судьбах древнего святилища. Башня Бэла была теперь расширена четырьмя обширными боковыми флигелями и превращена почти в неприступную крепость. Колодезь глубиною в 21 м. стал обезопашивать снабжение водою. Над древним входом в храм была воздвигнута массивная башня, для защиты обитателей, а вокруг крепости были расположены дворцы, наружные стены которых, в 18 м. высоты и 9 – 12 м. толщины, находятся в хорошем состояний еще и в настоящее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Сознание указанных различий и составляет существо Иоанновской проблемы. К решению Иоанновской проблемы критики подходили с разных сторон. Как уже было отмечено, предлагаемые ими решения являют большую пестроту и разнообразие отдельных мнений. Исключительная трудность проблемы получила свое выражение в словах покойного Гарнака: Ин. есть величайшая загадка в истории древнего христианства. По мнению французского критика Loisy 2 , синоптики и Ин. согласования не допускают: между ними надо выбирать. В 19 веке в либеральной науке к Ин. преобладало отношение отрицательное. Тюбингенцы, признавая подлинность «иудеохристианского» Апок., считали его несовместимым с четвертым Евангелием, в котором они усматривали гностический дух и полемику с гностическими сектами 2-го века. Они относили написание Евангелия ко второй половине 2-го века. Позицию тюбингенцев в отношении к Ин. и по сие время разделяют левые французские богословы. Loisy, отрицая за Ин. всякую историческую ценность, продолжает линию покойного Reville’n, для которого четвертое Евангелие было порождением религиозной философии Филона, александрийского иудея, старшего современника Иисуса. Влиянию Филона Reville приписывал Иоанново учение о Логосе (ср. 1:1 и сл.). Но в той же французской науке прозвучало и первое слово защиты исторической ценности Ин. со стороны либерального исследователя. Это слово принадлежало Ренану. Свою «Жизнь Иисуса» Ренан в 13-ом издании снабдил «Прибавлением (Appendice) о том, как следует пользоваться четвертым Евангелием при составлении жизнеописания Иисуса» 3 . Это «Прибавление» было перепечатываемо во всех последующих изданиях. Цель «Прибавления» – доказать, что в Ин. надо различать речи Иисуса, за которыми Ренан отрицает всякую историческую ценность, с одной стороны, и части повествовательные, с другой стороны, сохраняющие, по убеждению Ренана, драгоценные крупицы исторической истины, которые сообщают четвертому Евангелию ценность, преимущественную перед синоптиками. Теория Ренана нашла продолжателей в лице немецких критиков (Wellhausen, Spitta, Schwartz, Wendt), исторически с французским писателем не связанных, но также вступивших на путь различения в четвертом Евангелии нескольких слоев разновременного происхождения и неодинаковой исторической ценности. В отличие от Ренана, теория «слоев» не проводит между ними грани по линии, разделяющей факты и речи. Элементы учения, так гласит эта теория, присутствуют и в древнейших слоях. Относя происхождение древнейшего слоя к очень раннему времени, теория «слоев» признает за ним и высокую историческую ценность.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

1406 Айбабин А.И. Этническая история ранневизантийского Крыма:Автореф. дис. ...д-ра ист. наук/Институт истории материальной культуры РАН. – СПб., 1998. – С. 22–25; Айбабин А.И. Этническая история ранневизантийского Крыма. – Симферополь, 1999. – С. 187–190. 1407 Цукерман К. Венгры в стране Леведии: новая держава на границах Византии й Хазарии ок. 836–889 г.//МАИЭТ. – 1998. – Вып. 6. – С. 675. На самом деле эти «массовые следы» сводятся к сомнительной постройке в портовом районе, которую некоторые исследователи искусственно возвели в статус «хазарской крепости», и к одной «усадьбе» (так называемому помещению 12 в Кооперативном переулке), сооруженной на месте погибшей в пожаре (последний столь же искусственно притягивается к хазарскому завоеванию Боспора в конце VII в., хотя шкала для средневековых слоев Керчи показывает, что пожар завершал период конца VI в. – 650/670 гг. и мог случиться еще до появления хазар в Крыму (см.: Сазанов A.B. Хронология слоев средневековой Керчи//Проблемы истории, филологии, культуры. – М.; Магнитогорск, 1998. – Вып. 5. – С. 82–83, табл. 21). 1409 См.: Сазанов A.B. Хронология слоев средневековой Керчи//Проблемы истории, филологии, культуры. – М.; Магнитогорск, 1998. – Вып. 5. – С. 82–83, табл. 21. 1410 Сазанов A.B. Боспор и Хазария в конце VII – начале VIII вв.//Сугдея, Сурож, Солдайя в истории и культуре Руси-Украины: Материалы науч. конф. – К.; Судак, 2002. – С. 218–219; Сазанов A.B., Могаричев Ю.М. Боспор и Хазарский каганат в конце VII – начале VIII вв.//ПИФК. – М.; Магнитогорск, 2002. – Вып. 12. – С. 488–501. 1412 Ср.: Сорочан С.Б. Корреляция торговых и политических интересов Византии в Крымской Готии VII–IX вв.//Культуры степей Евразии второй половины I тысячелетия н.э.: Тезисы докл. Междунар. науч. археол. конф. – Самара, 1995. – С. 79–81; Сорочан С. Б. Византия IV-IX веков: этюды рынка. – Харьков, 1998. – С. 41–46, прим. 120; Сорочан С. Б., Зубарь В.М., Марченко A.B. Жизнь и гибель Херсонеса. – Харьков, 2000. – С. 220–225; Сорочан С. Б. Византия IV–IX веков: этюды рынка. 2-е изд., испр. и доп. – Харьков, 2001. – С. 76–81; Науменко В.Е. Боспор в системе византийско-хазарских отношений//Боспор Киммерийский: На перекрестке греческого и варварского миров (античность–средневековье): Материалы I Боспорских чтений. – Керчь, 2000. – С. 96–105; Науменко В.Е. Боспор в системе византийско-хазарских отношений//Бахчисарайский историко-археологический заповедник. – Симферополь, 2001. – С. 336–361; Сазанов A.B. Боспори Хазария... – С. 218–222.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Продолжив работы (1978-1984) в городе Давида, израильский археолог И. Шило открыл в юж. части вост. холма над Гихоном поселение II тыс. до Р. Х., выделив здесь 25 слоев заселения - от медно-каменного века до средневековья. Он смог воссоздать общую картину развития системы, по к-рой вода из Гихона поступала в И. («шахта Уоррена» - канал Силоам - туннель Езекии) ( Shiloh. 1987), полностью раскрыл обнаруженную Кеньон ступенчатую постройку высотой 18 м и шириной 16 м, датировал ее Х в. до Р. Х. (сейчас ее относят к кон. эпохи бронзы, ок. XII в. до Р. Х.) и определил как основу стены или как подиум под зданиями царского «акрополя» ( Idem. 1981; Idem. 1984). Материалы раскопок города Давида не удалось целиком опубликовать из-за смерти Шило в 1987 г., они вводятся в научный оборот только в наст. время. Результаты Шестидневной войны 1967 г. стимулировали проведение раскопок в И. Кроме Шило выдающиеся открытия сделали здесь в 1968-1978 гг. Б. Мазар и М. Бен-Дов, исследовав линию вдоль зап. и юж. стен храма. Были найдены артефакты вплоть до 2-й фазы железного века, но следы эпохи Первого храма там, где планировали найти царские кварталы, не были обнаружены. Подтвердились сведения Иосифа Флавия о том, что, готовясь перестроить храм, Ирод вдвое расширил площадь Храмовой горы ( Mazar B. 1978; Ben-Dov. 1985). Были найдены следы разрушения И. римлянами в 70 г. по Р. Х. и более поздние периоды, в частности раскрыты ранневизант. жилые кварталы. Материалы были опубликованы только предварительно в научно-популярной форме (книги Бен-Дова), в научный оборот вводятся лишь в наст. время. Ступенчатая постройка в городе Давида Ступенчатая постройка в городе Давида Наконечники стрел из археологических слоев времени разрушения города вавилонянами (обнаружены под основанием сев. башни стены Неемии) Наконечники стрел из археологических слоев времени разрушения города вавилонянами (обнаружены под основанием сев. башни стены Неемии) В 3-й четв. XX в. Н. Авигад впервые исследовал центр Еврейского квартала Старого города. Были изучены роскошные дома жителей И. эпохи Хасмонеев и Ирода Великого ( Avigad. 1983; Geva. 2000. Vol. 1). Удалось подтвердить существование в ранневизант. эпоху большой кардо именно в том виде, в каком она показана на карте из Мадабы: улица, проложенная по оси «север-юг», шла через весь И.- от Дамасских ворот на севере и почти до Сионских ворот на юге. Было установлено, что заселение зап. холма могло произойти уже в VIII в. до Р. Х. (что может объяснить существование «второй части» (  ) И., упоминаемой в 4 Цар 22. 14). Обнаружение широкой стены на зап. холме обосновывает вывод о том, что в VIII-VII вв. до Р. Х. площадь И. увеличилась в 4 раза, и подтверждает описание Иосифа Флавия допленного И. как очень большого города.

http://pravenc.ru/text/293782.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕФСАМИС [евр.        ; греч. Βηθσαμς], название неск. городов в Свящ. Писании. 1. Город к западу от Иерусалима, на сев. границе колена Иуды. Упомянут в 2 библейских списках распределения земли между племенами сынов Израиля: в 1-м (Нав 19. 41) как    (    ) - «город солнца» в колене Дана, во 2-м (Нав 21. 16) говорится о «Беф-Шемеше и предместьях его», отданных «сынам Аарона, из племен Каафовых, из сынов Левии» (Нав 21. 10). Однако В. нет среди городов колена Иуды в списке в Нав 15. Неопределенность источников о принадлежности В. (колену Иуды или Дана) объяснима с учетом миграции Дана в XI в. до Р. Х. на север, в результате чего В. остался на сев.-зап. границе колена Иуды. Как пограничный город евреев В. упоминается в истории захвата филистимлянами ковчега Завета (1 Цар 6. 9-15). После разделения царств B. оказался в границах Иудеи: здесь Иоас Израильский (798-782 гг. до Р. Х.) и Амасия Иудейский (ок. 800-783 гг. до Р. Х.) сошлись в битве, в к-рой победил Иоас (4 Цар 14 . 11; 2 Пар 25. 21). То, что после падения В. Иоас смог разграбить Иерусалим, означает, что B. защищал подступы к Иерусалиму со стороны филистимских равнин. В правление иудейского царя Ахаза (735-715 гг. до Р. Х.) В. захватили филистимляне (2 Пар 28. 18). Этот В. отождествляют с Телль-эр-Румейлех, в долине р. Сорек. Во время раскопок телля в 1911-1912 гг., проведенных Палестинским исследовательским фондом (под рук. Д. Макензи), были обнаружены мон-рь визант. эпохи на юж. стороне холма, укрепления бронзового века с типичными воротами среднебронзового века и стеной, окружавшей город. Исследователи выделили 3 ранних слоя, от эпохи бронзы до нашествия ассирийского царя Синаххериба в 701 г. до Р. Х. В 1928-1931 гг. работы проводились на зап. и юж. сторонах телля (Э. Грант, К. С. Фишер, А. Роу). На основании опубликованных (отчасти уже устаревших) данных можно утверждать, что поселение в В. существовало на протяжении всего библейского периода, и выделить в памятнике 6 главных слоев. Однако нек-рые ученые полагают, что без более тонкого деления слоев и выявления керамических групп даже общие представления о памятнике останутся неопределенными (Ф. Брандфон).

http://pravenc.ru/text/158300.html

(б) Богословские ключевые понятия распределены по тексту неравномерно. Свидетельствует ли это о том, что в книге были собраны тексты разного происхождения? Тогда важную помощь в исследованиях могла бы оказать лингвистическая статистика. Но разве не могло быть так, что в более поздних слоях текста использовались тематические формулировки, характерные для более ранних слоев текста, и в результате все языковые границы стерлись? Аналогичные соображения можно привести и по поводу синтаксических особенностей и риторической техники Втор. (в) В главах 12–26 присутствуют разные формы закона: аподейктические, казуистические законы, законы с историческим зачином (12:29–31) или законы, где есть определенная формула («истреби зло из среды себя», например, в 13:5 и т.п.). Относились ли эти законы изначально к разным корпусам права, каждый из которых составлял некое единство, или все эти формы всегда существовали в смешанном виде? (г) Есть ли в тексте разные богословские положения, разные «kerygmata», на основании которых можно делать вывод о существовании различных слоев текста? Но в каком объеме мы можем выстраивать гипотезы об историческом и общественном развитии Израиля, исходя только из содержания книги? (д) Составляют ли все законы, в которых речь идет о централизации культа (что является одной из специфических черт девтерономического богословия), а также законы, параллели к которым есть в древней книге завета ( Исх.20:22–23:33 ), уже в силу одного этого т.н. «основной материал», изначальный текст? Разве не должен был и более поздний правовой материал, добавленный впоследствии к основному, находиться в соответствии с требованием о централизации (напр., в 17 слл.)? И разве не могли законы, касающиеся заключения завета (напр., в и 21–24), быть включены как «новелла» в девторономический кодекс лишь в более поздней редакции, уделявшей особое внимание юридическим деталям (см. ниже, 2.3)? При построении теорий по поводу становления текста Втор также можно применять различные исходные принципы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Руки при этом должны быть вполне чистыми, так как нечаянно образовавшееся жирное пятно может испортить всю работу. Этот процесс у иконописцев называется побелкой и может повторяться 2–3 раза: тончайшие слои накладываются каждый раз после полной просушки предыдущего слоя. Без побелки следующие слои более густого грунта почти всегда дают трещины. Затем в побелку добавляется еще мел, так, чтобы левкасная масса получила консистенцию жидкой сметаны, которая наносится на доску поверх побелки шпателем и им же приглаживается. Слои грунта должны быть очень тонкими, поэтому шпатель при работе следует крепко прижимать к доске. Чем тоньше слои левкаса, тем меньше возможностей грунту растрескаться. Грунт, наложенный толстым слоем, дает трещины через несколько часов, так как его влага, как лежащего на толстой основе-доске, может испаряться только с одной стороны и верхние слои грунта, быстро затвердевая, дают усадку, нижние же находятся еще во влажном состоянии, отчего верхний слой растрескивается и края трещин получают немного оплывшую, закругленную форму. Некоторые мастера, нанося до 10 и более тончайших слоев, весь грунт притирают ладонью, во избежание трещин. Однако шпатель, как инструмент твердый, лучше заравнивает случайные неровности поверхности доски, и в этом есть свое преимущество. Рука же, втирая левкас, неровности повторяет. Нанося грунт шпателем, не следует притирать им по одному и тому же месту, хотя бы и для выравнивания слоя. Это не только не сделает его ровным, но и может снять нижние размокающие слои. Достаточно пройти два-три раза. Выравнивание же является особым процессом после просушки левкаса. Шпателем грунт наносится в 3–4 слоя. Чтобы последние слои ложились ровнее, рекомендуется после двух слоев всю обрабатываемую поверхность спемзовать (сровнять пемзой с водой). Делается это следующим образом: наливают в блюдце воду, опускают в нее на минуту заранее заготовленный кусок пемзы, затем, вынув его, оставляют на нем одну только большую каплю воды и начинают пемзовать левкас участок за участком, заравнивая попадающиеся углубления.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/trud-iko...

Ванночки для ног должны быть 37°, не больше. Приучите себя делать их каждый день. Неделю — с горчицей (1 ст. ложка на 2 л воды), неделю — с морской солью (1 десертная ложка на 1 л воды). При этом в течение 20 минут, пока принимаете ванночку, не переставайте массировать пальцы на ногах, они у нас самые несчастные — дальше всех отстоят от сердца, и потому испытывают дефицит кислорода и питательных веществ. Еще для улучшения кровообращения ноги каждый день нужно мыть в холодной воде и хорошо растирать полотенцем. Кроме того, важно позаботиться об удобной, просторной обуви. Возьмите хозяйственное мыло… Важнейшая процедура — аппликации с травяным настоем. Запаситесь терпением, они должны продолжаться в течение месяца-двух. Перед наложением аппликации приучитесь тщательно готовить ногу, халтурить тут нельзя. В течение двух минут промывайте кожу теплой водой с хозяйственным мылом. Почему именно с хозяйственным? Любое другое мыло, вплоть до самого дорогого, оставляет на коже водонепроницаемую пленку. А нам нужен доступ к порам, чтобы через них внутрь, к больным сосудам, могло легко проникнуть лекарство.  Аппликация Для приготовления травяного настоя потребуются клевер красный, донник желтый, мать-и-мачеха, омела белая, календула, листья и стебли ревеня. Возьмите травы в равных пропорциях, 1 ст. ложку смеси заварите 1 л кипятка, держите 10 минут на водяной бане, затем снимите с огня, дайте настояться, процедите. Непосредственно перед процедурой настой должен иметь температуру 37°. Марлю и кусок бинта 20–25 см, сложенный пополам, смочите настоем и слегка отожмите, чтобы повязка получилась не слишком сухой и не слишком влажной. Между средними слоями проложите мелко покрошенные лук и чеснок. Бинт проложите между пальцев так, чтобы остались два конца. Один, расправив, уложите на пальцы сверху, а другой — снизу. Затем ступню и часть голени оберните марлей. Сколько слоев марли необходимо? Это зависит от возраста больного. Чем он старше, тем слоев меньше. Тридцатилетнему потребуется не меньше шести, сорокалетнему — пять, пожилому — достаточно четырех, а в преклонном возрасте — только три. Сверху аппликация в обязательном порядке покрывается компрессной бумагой, затем оборачивается двумя — тремя слоями старых простыней. Наконец, поверх всего надевается «чулок», сшитый из старых полотенец, который бинтом можно прикрепить к поясу на талии.

http://azbyka.ru/zdorovie/gangrena-ne-pr...

Лаппаран был противником теории эволюции. Теория эта предполагает за прошлым земли безмерное количество веков, и Ляйэль и Дарвин должны были потребовать неограниченных кредитов у времени для того, чтобы их геологические и биологические теории могли осуществиться в прошедшем. Когда в половине шестидесятых годов Лаппаран выступил с первыми самостоятельными работами по геологии, в этой науке хронологическою единицею обыкновенно поставлялись миллионы лет. Вот, напр., как около этого времени трактовал Гексли вопрос о происхождении каменноугольного бассейна, в котором совокупность всех слоев угля, лежащих друг над другом, имеет 50–60 футов толщины (толщина отдельных слоев угля обыкновенно колеблется между несколькими сантиметрами и метром или даже 1, 2 метра). Гексли пришел к заключению, что в данном случае minimum требуемого времени равен шести миллионам годам. К этому вычислению он прибавил следующую оговорку; «такие вычисления впрочем не имеют никакого значения для положительного и точного определения времени. Они могут иметь значение только для того, чтобы обратить внимание на возможно меньшую продолжительность времени, потребовавшегося для образования известной части земной коры. Вопрос о том, восколько именно времени выстроился Рим всякого поставит в тупик, но каждый может смело утверждать, что он выстроен не в один день. Наши геологические исчисления времени имеют в настоящее время почти такое же значение». 1504 Таким образом с точки зрения Гексли шесть миллионов лет играли в —232— образовании каменного угля такую же роль, как один день в построении Рима. Должно при этом, прибавить, что здесь речь идет об одном каменноугольном бассейне, но что вся каменноугольная эпоха в истории земли занимает несравненно меньшее место, чем эпоха крестовых походов в человеческой истории. Для эволюционной геологии и тем более для эволюционной теории происхождения животного и растительного мира требуются миллиарды и биллионы лет. Лаппаран пошел против этих цифр, он пошел против них осторожно, он не выступил радикальным противником модных теорий, он выдвигал против них точные расчеты и документальные данные.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

238 The Origins of Prebiological Systems and of Their Molecular Matrices/ed. S. W. Fox. New York (NY), 1965. P. 309–315. 239 Davies P. The Fifth Miracle. London, 1999; Gitt W. In the Beginning Was In­formation. Bielefeld, 1997. P. 20. 240 В действительности, почти всем аминокислотам соответствует более одного кодона. Например, за глицин отвечают кодоны GGU, GGC, GGA и GGG. Это дополнительно сильно усложняет все связанное с координацией между белками и нуклеиновыми кислотами. 241 Davydov O. V. The Reverse Genetic Code: Specification of the Doublet Part//Origins of Life and Evolution of the Biosphere. 1989. Vol. 19. Iss. 3–5. P. 374–375. 242 Колясников Ю. А. Тайна генетического кода в структуре воды//Вестник РАН. 1993. 63. С. 730–732. 244 Эмбриогенез – процесс роста и развития зародыша с момента образования зиготы до формирования молодого организма. Он обычно подразделяется на четыре стадии: 1) На стадии морулы совершается дробление, при котором путем митотического деления зигота превращается в многоклеточное образование. Регулируется главным образом генетической информацией в зиготе. 2) Стадия бластулы характеризуется подготовкой к образованию зародышевых слоев. B ее конце генетически одинаковые ядра начинают функционировать разным образом. В отдельных клетках начинают синтезироваться белки со специфическим характером. 3) Гаструляция сопровождается морфогенетическими изменениями – усиленным делением и ростом клеток, которые выстраиваются в группы и слои. На этой стадии осуществляется дифференциация посредством активизации или подавления генов в различных тках. У кишечнополостных образуется только двухслойная гаструла с наружным слоем – эктодермой – и внутренним – эндодермой. У прочих многоклеточных животных и у человека развивается трехслойная гаструла, в которой есть промежуточный слой – мезодерма. 4) Органогенез. После возникновения трехслойной организации зародыша развитие продолжается построением определенных совокупностей тканей, закладкой зачаточных органов и их обособлением – органогенезом. Это сложный процесс дифференциации и изменения связей и взаимоотношений между отдельными клеточными группами зародышевых слоев. В ходе этого процесса усиливаются различия в форме, функции и биохимическом составе клеток. В результате этого образуются ткани и моделируются органы, а в целом – и все тело особи.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vys...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010