Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОГЕН ЛАЭРТСКИЙ [Лаэрций; греч. ιοϒνης Λαρτιος] (кон. II - 1-я треть III в.), греч. писатель, автор соч. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» в 10 книгах. Достоверные сведения о жизни Д. Л. отсутствуют. Наиболее раннее упоминание о нем принадлежит Стефану Византийскому (VI в.; Ethnicorum quae supersunt/Rec. A. Meineke. B., 1849. P. 239). Возможно, Д. Л.- это псевдоним, который восходит к поэмам Гомера (Одиссей, сын Лаэрта, неоднократно назван διοϒνης - богорожденный). Подлинное имя неизвестно. Под вопросом и существование карийского (или киликийского) г. Лаэрт, от названия к-рого происходит прозвище писателя. Точное авторское название его работы также не установлено. Сочинение Д. Л., построенное по хронологическому принципу, представляет собой систематическое изложение учений различных философских школ Др. Греции и служит важнейшим источником сведений по истории древнегреч. философии. Д. Л. перечисляет главных представителей каждой философской школы (от Фалеса до Хрисиппа), сообщает их биографические данные, приводит список сочинений и общий обзор взглядов античных философов. Вопрос о мировоззрении Д. Л. остается открытым, поскольку он не оценивает взгляды философов, о к-рых пишет. Стиль Д. Л. отличается свободной манерой изложения: биографические данные переплетаются с изложением взглядов философов. Значение сочинения Д. Л. заключается в том, что он сообщает множество сведений биографического и лит. характера, цитирует свыше 200 авторов и 300 их произведений. Ссылки на не дошедшие до нас сочинения древних авторов делают книгу незаменимым источником для любых исследований в области античной греч. философии и лит-ры. Изд.: Diogenes Laertius. Vitae philosophorum/Rec. H. S. Long. Oxf., 1964. 2 vol.; Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов/Пер.: М. Л. Гаспаров. М., 1995. Лит.: Hope R. The Book of Diogenes Laertius: Its Spirit and its Methods: Diss. N. Y., 1930; Mejer J. Diogenes Laertius and His Hellenistic Background. Wiesbaden, 1978; Лосев А. Ф. Диоген Лаэрций - историк античной философии. М., 1981; он же. Диоген Лаэрций и его метод// Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1995. С. 5-56; Учебники платоновской философии/Сост.: Ю. А. Шичалин. М., 1995; Diogene Laerzio: Storico del pensiero antico: Atti d. Congr. Napoli, 1985/Ed. G. G. Giannantoni. Napoli, 1986. В. О. Никишин Рубрики: Ключевые слова: АДИАФОРА термин из области античных этических учений, обозначающий ряд безразличных в отношении добра и зла феноменов

http://pravenc.ru/text/178273.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРЕЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [Греч. Ιερ Μητρπολις Κορας], епархия К-польского Патриархата. Образована по решению Свящ. Синода К-польской Православной Церкви 20 апр. 2004 г. вместо Экзархата К-польского Патриархата в Корее в составе Новозеландской митрополии, к-рый был признан властями Юж. Кореи в 1995 г. как Организация по реставрации и сохранению собственности Православной Церкви в Корее. В юрисдикцию К. м. входят территории Республики Корея, КНДР и Японии. Правящий архиерей носит титул «митрополит Корейский и экзарх Японии». Кафедра К. м. находится в г. Сеул, кафедральный собор освящен во имя свт. Николая Чудотворца. Первым митрополитом был избран еп. Зильский Сотирий (Трамбас), к-рый с 1975 г. вел активную миссионерскую работу в Юж. Корее и многое сделал для распространения Православия в этой стране. В 2008 г. митр. Сотирий был переведен на Писидийскую кафедру, а К. м. возглавил митр. Амвросий (Зографос). Правосл. общины К. м. существуют только на территории Юж. Кореи (в Сеуле, Пусане, Инчхоне, Чонджу, Паланли, Чхунчхоне и Ульсане); помимо приходских храмов богослужение регулярно совершается в парекклисионе прав. Анны при уч-ще «Православная вера» в Чонджу и в парекклисионах прп. Максима Грека при Миссионерском центре в Сеуле и вмч. Георгия Победоносца при храме Благовещения Пресв. Богородицы в Пусане (на церковнослав. яз.). В К. м. действует муж. мон-рь ап. Андрея Первозванного в Паланли, жен. мон-рь Преображения Господня в Капхёне (где идет строительство Православного Азиатского образовательного и конференц-центра, в котором будет размещена богословская школа), Миссионерский центр в Сеуле (с 1979), православное кладбище с ц. Воскресения Христова в Йонмири. При всех приходах устроены катехизаторские школы и организованы молодежные об-ва, к-рые объединяются в союз «Корейский Синдесмос». Этот союз был одним из членов-учредителей правосл. международной молодежной орг-ции «Синдесмос». Митрополит и клирики ведут активную просветительскую (в т. ч. лекционную) и благотворительную деятельность (работают «Православная благотворительная организация» в Сеуле, «Центр ухода за престарелыми» в Чхунчхоне). К. м. организует летние и зимние лагеря в Пусане и Чхунчхоне, открыты детский сад «Благовещение Пресвятой Богородицы» в Пусане, изд-во Korean Orthodox Editions, 2 правосл. книжных магазина. К-польский Патриарх Варфоломей придает большое значение распространению Православия в этом регионе, он трижды посещал Юж. Корею: в 1995, 2000 и 2005 гг. К. м. является членом Национального совета Церквей Кореи (NCCK) и участвует в богословских диалогах. Ист.: Χελιτης Α. Σ. Η Ορθοδοξα στν Κορα: Συνοπτικ χρονικ τς Ιεραποστολς τς Ορθοδξου Εκκλησας στν Κορα. Αθνα, 2005. Δπτυχα. 2014. Σ. 1087-1090; www.orthodox.or.kr; www.amen.gr/article15837?nlw=1 [Электр. ресурс]. О. В. Л . Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2057244.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОИДР Временник Общества истории и древностей российских. М., 1849-1857. 25 т. ВОН Вестник общественных наук АН Арм. ССР. Ереван, 1943-. Воронежские архипастыри Воронежские архипастыри от свт. Митрофана до наших дней: Ист.-биогр. очерки/Под общ. ред. митр. Мефодия (Немцова). Воронеж, 2003 Вост. отцы IV в. Восточные отцы IV в. П., 1931. М.,19922 Вост. отцы V-VIII вв. Восточные отцы V-VIII вв. П., 1931. М., 19922 ВРЗЕПЭ Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего экзархата. П., 1947, 1950-1989 ВРСХД Вестник Русского студенческого христианского движения. Мюнхен и др., 1925-1974 ВССПРЦ Вестник Святейшего Синода Православной Российской Церкви: [Обновленч. изд.]. М., 1923, 1927-1931 Вургафт, Ушаков. Старообрядчество Вургафт С. Г., Ушаков И. А. Старообрядчество: Лица, предметы, события и символы: Опыт энцикл. словаря. М., 1996 ВФ Вопросы философии. М., 1947-. ВФиП Вопросы философии и психологии. М., 1889-1918 ВЦИ Вестник церковной истории/ЦНЦ «ПЭ». М., 2006-. ВЧ Воскресное чтение. К., 1837-1912 ВЭ Византиноведение в Эрмитаже. Л., 1991 ВЯ Вопросы языкознания. М., 1952-. Гарднер. Богослужебное пение Гарднер И. А. Богослужебное пение. Т. 1. Джорд., 1978; Т. 2. Мюнхен, 1982. Серг. П., 1998р. 2 т. ГВ Губернские ведомости [требует геогр. определителя, напр.: Архангельские, Вологодские, Новгородские и т. д.] ГВНиП Грамоты Великого Новгорода и Пскова/Подгот.: В. Г. Гейман, Н. А. Казакова, А. И. Копанев, ред.: С. Н. Валк. М.; Л., 1949 ГДА Годишник на Духовната Академия. София, 1951-. ГДРЛ Герменевтика древнерусской литературы: Сб. ст./ИМЛИ. М., Сб. Геннади. Словарь писателей Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях, и список русских книг с 1725 по 1825 г. B., 1876-1907. 4 т. Герман, свт. Сказание Герман Константинопольский, свт. Сказание о Церкви и рассмотрение Таинств. М., 1995. [Греч. и рус. текст] ГИБИ Гръцки извори на Българската история: [Сер.]/Изд.: И. Дуйчев и др. София, 1954-. Гимнология Гимнология: Учен. зап. Науч. центра рус. церк. музыки им. прот. Д. В. Разумовского Моск. гос. консерватории им. П. И. Чайковского. М., Вып. ГлИДНС Гласник Историческог друштва у Новом Саду. Нови Сад, 1928-1940. 13 вып. ГлОУЦАНУ Гласник Оделенья умьетности Црногорске Акад. наука и умьетности. Титоград; Подгорица, 1976-. Кн. 1-. ГлСПЦ Гласник Православне Цркве у Cpбuju. Београд, 1900-1914; Гласник: Служебни лист Српске правосл. nampujapшuje. 1920-1939; Гласник: Служебни лист Српске правосл. цркве. 1939-. Глубоковский Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее ист. развитии и новейшем состоянии. Варшава, 1928. М., 1992р, 2002п Голубинский. Голубинский Е. Е. Голубцов. Голубцов А. П. ← предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 следующая → ... 22

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=4

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДАМ ЗЕРНИКАВ [нем. Zernikaw - Черниговский] (1652, Кёнигсберг [Крулевец] - 1692/93), правосл. богослов, апологет. Из семьи лютеран, в Крулевецкой академии слушал курс философии и богословия. Под влиянием книги иером. (впосл. Александрийского Патриарха) Митрофана Критопулоса «Ομολογα τς Ανατολικς Εκκλησας τς καθολικς κα ποστολικς» (Исповедание Вост. кафолической апостольской Церкви; изд. на лат. языке: Confessio catholicae et apostolicae in Oriente Ecclesiae. Helmstadii, 1661) А. З. усомнился в основных положениях лютеранства. В б-ках Оксфорда, Парижа, Рима и др. городов А. З. изучал деяния Всел. Соборов и творения святых отцов, что окончательно убедило его в истинности правосл. догматов. Перебравшись на территорию Русского гос-ва, А. З. явился в 1680 г. в Чернигов к еп. Лазарю (Барановичу) , перешел в Православие и с 1681 г. жил в Батурине при дворе гетмана И. Самойловича. В Чернигове стал называть себя Зерникавом. Несмотря на то что его знания весьма высоко ценили (он был военным инженером, владел неск. европ. языками, знал рим. право), карьера у него не сложилась, попытки поступить на службу к царю Феодору Алексеевичу не удались. Ок. 1683 г. А. З. принял монашество. Скончался в одном из южнорус. мон-рей (возможно, в Батурине). Обладая значительными познаниями в области святоотеческих творений, А. З. ок. 1682 г. написал трактат на лат. языке «De processione Spiritus Sancti a solo Patre» (Об исхождении Св. Духа от одного только Отца). В 19 главах трактата А. З. показывает истинность правосл. учения об исхождении Св. Духа и доказывает необоснованность введения католич. Церковью Filioque в Символ веры. Рукопись хранилась в б-ке КДА, где ее читал Феофан (Прокопович) , к-рый использовал трактат А. З. при составлении своего сочинения на эту тему (изд. на рус. языке: История о начатии и происхождении раздора между греками и римлянами о исхождении Святого Духа. М., 1773). После переезда в С.-Петербург (1716) Феофан (Прокопович) ходатайствовал и добился 2 указов Петра I о присылке подлинника сочинения А. З. в Сенат, что не было исполнено. Трактат А. З. переписывался, списки его были в б-ках многих духовных школ. Впервые трактат был напечатан в Кёнигсберге в 1774-1775 гг., в 1797 г. вышел его перевод на греч. язык, выполненный архиеп. Славянским Евгением (Булгарисом) , к-рый снабдил перевод многочисленными примечаниями. По указу императрицы Екатерины II перевод книги А. З. на рус. язык был сделан киево-печерским иером. Иеронимом (Копцевичем), но не был напечатан и вышел только в 1902 г. Соч.: [Автобиографическая записка]//ТКДА. 1860. Кн. 3. С. 173-204; Православно-богословские исследования об исхождении Св. Духа от одного только Отца. Почаев, 1902. Лит.: Филарет (Гумилевский). Обзор. Т. 1. СПб., 1884. С. 209; Евгений. 1995. С. 27-30. Б. Серов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63462.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мистическое богословие Очерк мистического богословия Восточной Церкви//Он же. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 8-199 МИЦ Материалы по истории Церкви: [Сер.]/Крутицкое Патриаршее подворье. М., 1992-. Кн. 1-. Моамбе Моамбе (Известия)/Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе. Тбилиси (на груз. яз.) МОб Миссионерское обозрение. К., 1896-1916 МонастРПЦ Монастыри Русской Православной Церкви: Справ.-путев. М., 2001. Вып. 1-. МонастЭС Русская Православная Церковь: Монастыри: Энцикл. справ. М., 2000 Моск. Собор, 1666-1667 Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 гг. М., 18922 Моск. ЦВед Московские церковные ведомости/Изд. ОЛДП. М., 1869-1918 МПК Музеи и паметници на културата. София, 1956-. Мравалтави Мравалтави (Многоглав): Ист.-филол. разыскания/Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе. Тбилиси, 1971-. Т. 1-. (на груз. яз.) Муравьев. ЖСвРЦ Муравьев А. Н. Жития святых российской Церкви, также иверских и славянских и местно чтимых подвижников благочестия. СПб., 1855-1858, 1859-18672. 12 вып. МЦВ Московский церковный вестник. М., 1989-. МЭ Музыкальная энциклопедия: В 6 т./Гл. ред.: Ю. В. Келдыш. М., 1973-1982 Народные картинки Русские народные картинки. СПб., 1881. 4 кн. НБК Новый библейский комментарий: В 3 ч. СПб., 2000-2001 Никодим [Милаш], еп. Никодим [Милаш], еп. Никольский. Никольский К., прот. Никольский Н. К. Рукописная книжность Никольский Н. К. Рукописная книжность древнерусских библиотек (XI-XVII вв.): Мат-лы для Словаря владельцев рукописей, чтецов, переводчиков, справщиков и книгохранителей. СПб., Вып. 1. (ИздОЛДрП; 132) Никон. Пандекты (юр.) Пандекты Никона Черногорца в древнерусском переводе XII в.: (Юридические тексты)/Подгот.: К. А. Максимович. М., 1998 Никон (Рклицкий). Жизнеописание митр. Антония Никон (Рклицкий), архиеп. Жизнеописание Блаженнейшего Антония, Митр. Киевского и Галицкого. Н.-Й., 1956-1963. Т. 1-10 НиР Наука и религия. М., 1960-. НИС Новгородский исторический сборник/ГАИМК. Л., 1936-1961. Вып. 1-10; Вып. НКС Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1984-1995. 8 т.; 19922. Т. 1; 20012. Т. 4 НовгорЛет Новгородские летописи (т. н. Новгородская 2-я и Новгородская 3-я летописи)/Сост.: А. Ф. Бычков. СПб., 1879 Номокан. при Б. Треб. Номоканон при Большом Требнике: Его история и тексты, греч. и слав./Подгот. и коммент.: А. С. Павлов. М., 18972 НПК Новгородские писцовые книги 1490-х гг. и отписные и оброчные книги пригородных пожен Новгородского дворца 1530-х гг./Сост.: К. В. Баранов. М., 1999 НПЛ Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов/Ред., предисл.: А. Н. Насонов. М.; Л., 1950, 2000р НФЭ Новая философская энциклопедия. М., 2000-2001. 4 т. НЭ Нумизматика и эпиграфика. М., 1960-. Т. 1-. НЭС Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб.; Пг., 29 т. [А-Отто] 1 ... ← предыдущая 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 следующая → ... 22

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=13

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Исагогика См. 378. Канон. Текстология. Переводы. 169. Василий (Богдашевский) , еп. Каневский. Критические этюды по Новому Завету//БТ. 1992. Сб. 31. С. 5–15. 170. Данн Дж. Д. Керигма или керигмы?: Гл. из кн. «Единство и многообразие в Новом Завете»/Пер. с англ.: свящ. Н. Балашов//Страницы. 1997. Т. 2. 1. С. 3–21. Евангельская проповедь : содержание и процесс в единстве и разнообразии текстов синоптических Евангелий и Евангелия от Иоанна. 171. [Рец. на кн.:] Данн Дж. Д. Единство и многообразие в Новом Завете: Исследование природы первоначального христианства. М.: ББИ, 1997//Страницы. 1997. Т. 2. 4. С. 631. 172. [Аннот. к кн.:] Данн Дж. Д. Единство и многообразие в Новом Завете: Исследование природы первоначального христианства. М.: ББИ, 1997//МБ. 1998. Вып. 5. С. 67. 173. Иванов А. И. Текстуальные памятники священных новозаветных писаний//БТ. 1960. Сб. 1. С. 53–83. 174. Казенина Е. Т. Якутский проект института перевода Евангелия//АиО. 1997. 2(13). С. 374–376. 175. Козлов М. Е., прот. «Глаголы любви» в Новом Завете//АиО. 1995. 2(5). С. 21–36; 3(6). С. 23–38. Лингвистический анализ. 176. Крейцер Л. Эпизод в храме ( Ин. 2, 13–25 ) – прелюдия к тому, что должно произойти: Пер. с англ.//Страницы. 2000. Т. 5. 2. С. 163–169. Текстология Нового Завета. 177. Логачев К. И . К вопросу об улучшении русского перевода Нового Завета: Лексико-фразеологические проблемы русского перевода//БТ. 1975. Сб. 14. С. 160–165. 178. Мецгер Б. М. Проблема канона в наши дни/Пер. с англ.: Д. Гзгзян//Страницы. 1998. Т. 3. 4. С. 483–499. Гл. из кн.: Канон Нового Завета (2-е изд. 1968, полный рус. пер. 1998). 179. Русский текст лекционариев Пентикостария/М. В., К. Л.//ВРЗЕПЭ. 1985. 114. С. 163–208. Классификация рукописей Нового Завета. Пер. текста Евангелия от Иоанна, гл. 1–8. 180. Смирнов А. Вопрос о времени написания книги Деяний в богословской литературе//ХЧ. 1999. 17. С. 61–87. 181. Хосроев А. Л. Еще раз о послании Иакова (1, 17): [Докл. на Междунар. конф. «Проблемы библейской текстологии, экзегетики и перевода». ББИ, Москва, 25–27 сент. 1998 г.]//Страницы. 1998. Т. 3. 4. С. 500–503. Текстологический анализ выражения «Отец светов». См. также 2949. Апокрифы 182. Малков П. Ю. [Реф. на:] Hennecke E, von, u. a. Die neutestamentlichen Apocryphen. Tübingen, 1958–1964. Bde 1–2 [Хеннеке Э. фон, и др. Новозаветные апокрифы. Т. 1–2]//АиО. 1994. 3. С. 45–60. См. также 1804, 2514. Читать далее Источник: Богословие и история Церкви: Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий Русской Православной Церкви (1947–2000)/Сост. и введ.: монахиня Елена (Хиловская), О. В. Мелихова, О. В. Руколь; Науч. и общ. ред., предисл.: канд. ист. наук А. Г. Дунаев. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — 464 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иудейская пустыня, Вади Кедрон. Скит прп. Саввы Освященного. Первая келья Саввы Первая келья Саввы. Отшельническая келья в естественной пещере, расположенной в верхней части вертикальной расселины в скале высотой свыше 6 м. Находится на восточном берегу Кедрона, напротив монастыря Мар-Сабба, к юго-востоку от него. По преданию, именно эта пещера была указана Савве ангелом для монашеского подвига, если он пожелает «обратить пустыню в град». Сегодня вход в келью через нижнюю пещеру по двум приставным лестницам. В нижней пещере площадью 3,1х2,8 м сделана бетонная стена с железной дверью. К двери от нижних ворот Мар-Саббы ведет мощеная тропа. Савва входил в свою келью через верхний вход, приладив к порогу веревку. Сегодня этот вход расширен, забран решеткой, к который приварен железный ставень с крестом, по сторонам которого изображены копье и губка, напоминающие о распятии Христа. Крест окружен рамкой также в форме креста, по сторонам её буквы А и Σ (начальные буквы греческих слов «святой Савва»). Верхняя пещера, в которой Савва оборудовал свою келью, имеет размеры 5,5х3,2 м, высота в восточной части 2,7 м. По-видимому, поначалу в пещере были проведены самые незначительные работы по ее оборудованию и приспособлению под келью, что отражает первоначальные аскетически суровые условия жизни монахов лавры (уже через пятьдесят лет стали оборудоваться намного более комфортабельные и приспособленные для жизни кельи). Выступ скалы внутри пещеры служил скамьей, с востока была высечена полукруглая ниша для молитв (своего рода апсида), сегодня в ней поставлена икона, изображающая египетских святых, отцов лаврского монашества – свв. Макария и Антония. Пол в позднейший период был зацементирован, провал в вертикальную расселину заделан заливкой бетона, оставлен лишь небольшой прямоугольный люк, связывающей верхнюю пещеру с «сенями» внизу. Источники: 1. Й. Патрих. Монашество Иудейской пустыни в византийский период. Изд-во «Яд Ицхак Бен-Цви», Иерусалим, 1995 (на иврите). 2. Й. Патрих. «Карта Дир Мар-Саббы (109/7)». (J. Patrich. “Map of Deir Mar Saba (109/7)”). Israel Antiquities Authority. Иерусалим, 1994 (на англ. и иврите). Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=08644

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФИНГАНЕ [Греч. Αθγγανοι], малоазийская секта IX в., данные о к-рой содержатся в «Хронографии» Феофана Исповедника, а также в анонимной хронике Продолжателя Феофана и в Житии Патриарха Никифора, написанном Игнатием диаконом. Визант. авторы помещали А. во Фригии и связывали их появление с влиянием на местных христиан иудаизма, а также ереси павликиан . А. практиковали иудейские обычаи и обряды, кроме обрезания, к-рое они заменяли св. Крещением. После посвящения член секты получал в наставники некрещеного иудея (иудейку). По нек-рым данным, А. занимались магией и гаданиями. Под их влиянием находились даже императоры Никифор I (802-811) и Михаил II (820-829); в то же время имп. Михаил I (811-813) издал указ об изгнании А. из К-поля вместе с павликианами (812) и о применении против них смертной казни ( Theoph. Chonogr. P. 495, 497; RegPatr. N 383, 384). Известен «Чин принятия афинган», переведенный на церковнослав. язык в составе визант. Номоканона XIV титулов . До недавнего времени А. считались одной из иудео-христ. сект VIII-IX вв. (Ж. Гуйяр, П. Кроун, Ж. Дагрон, Х. Сигнес Кодоньер). Однако в работах П. Шпека и Р. Гильзенбаха они рассматриваются как крещеные цыгане, сохранившие свои странные для византийцев обычаи (в частности продолжавшие активно заниматься гаданиями). Именно благодаря замкнутости и своеобразию этой этнической группы византийцы (а вслед за ними и совр. ученые) воспринимали А. как особую религ. секту. Но название «А.» (в вольном переводе с греч. оно звучит как «неприкасаемые») не содержит в себе религ. мотивировки и, скорее всего, представляет грецизированную форму этнонима Ατσγγανοι - «цыгане». Лит.: Rochow I. Die Häresie der Athinganer im 8. und 9. Jahrhundert und die Frage ihres Fortlebens//Studien zum 8. und 9. Jahrhundert in Byzanz/Hrsg. v. H. Köpstein, F. Winkelmann. B., 1983. S. 163-168; Чин принятия афинган// Бенешевич В. Н. Древнеславянская кормчая XIV титулов без толкований/Подгот. к изд. Ю. К. Бегуновым, И. С. Чичуровым и Я. Н. Щаповым. София, 1987. Т. 2. С. 130-133; Gilsenbach R. Weltchronik der Zigeuner, I.: Von den Anfängen bis 1599. Fr./M., 1994. S. 263; Signes Codo ñ er J. El período del segundo iconoclasmo en Theophanes Continuatus, análysis y comentario de los tres primeros libros de la crónica. Amst., 1995. (Classical and Byzantine Monographs; 33); Speck P. Waren die Athinganoi eine christliche Sekte?//XVIII международный конгресс византинистов: Резюме сообщений. М., 1991. Т. 2. С. 1100; idem. Die vermeintliche Häresie der Athinganoi//JÖB. 1997. Bd. 47. S. 37-50. К. А. Максимович Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77084.html

Скачать epub pdf 1 Приведем два примера таких исследований на материале православной гимнографии. Четырнадцать лет назад выдающийся русский филолог М. Ф. Мурьянов (1928–1995) опубликовал найденный им церковно-славянский текст Службы на обретение мощей священномученика Климента Римского , принадлежащий, как доказал Мурьянов, перу равноапостольного Кирилла, просветителя славян. См.: Мурьянов М. Ф. Страницы гимнографии Киевской Руси//Традиции древнейшей славянской письменности и языковая культура восточных славян. С. 69–143. Подробнее о творчестве М. Ф. Мурьянова и библиографию его работ см.: Philologica. 1996. Vol. 3. 5/7. С. 47–50, 57–67. Примером исторического исследования может служить реконструкция жизненного пути преподобного Иосифа Песнописца, предпринятая протоиереем Владимиром Рыбаковым: Рыбаков В., протоиерей. Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность//Богословские труды. 1985. Сб. 26. С. 280–306; Сб. 27. 1986. С. 81–106. 2 Хронология написания этих статей такова: «Преподобный Косьма Маиумский и его каноны» (1980), «Преподобный Иоанн Дамаскин в его церковно-гимнографическом творчестве» (1981), «Литургическое наследие преподобного Иосифа Песнописца» (1981, 1984), «Святой Герман, патриарх Константинопольский, как гимнограф церковный» (1981), «Церковно-песнотворческие труды инокини Кассии» (1982), «Место Великого канона преподобного Андрея Критского и других его произведений в песнотворческом достоянии Церкви» (1983), «Песнотворчество преподобного Феодора Студита в Триоди Постной» (1983), «Жизнь и творения преподобного Феофана Начертанного» (1984), «Труды русских песнотворцев в Киевский период» (1986), «Опыт литургического богословия в трудах русских песнотворцев» (1987). Читать далее Источник: Церковные песнотворцы/Монахиня Игнатия. - Москва : Изд-во Моск. подворья Св.-Троиц. Сергиевой Лавры, 2005 (Ярославль : Ярославский полиграфкомбинат). - 463 с. - (Серия : Библиотека журнала " Альфа и Омега " ). ISBN 5-7789-0168-2 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

1 Например, см.: Платон. Государство. 379а//Платон. Собр. соч. В 4 т. Т. 3. М., 1990. С. 142. 2 Каллист Диоклийский, еп. Богословское образование в Писании и у св. отцов//Богословский сборник. Вып. 1. М.: ПСТБИ, 1997. С. 142. (Далее: Каллист Диоклийский, еп. Богословское образование в Писании и у св. отцов.) 4 Евагрий, авва. Слово о молитве. 61//Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты. М.: ПСТБИ, 1994. С. 83. 6 «Обожение» (θ ωσις) – сотериологический термин, означающий теснейшее соединение человека с Богом. Проф. И. В. Попов определяет это понятие следующим образом: «Присутствие Бога в свободно созданной качественной определенности нравственного характера (т. е. в человеке. – О. Д.) есть его обожение» ( Попов И. В., проф. Идея обожения в древневосточной Церкви. М., 1909. С. 33). Таково объективное основание обожения. С человеческой стороны обожение есть единение человека с Богом и включает в себя: – нравственное единение, т. е. приобретение человеком добродетелей (мудрость, любовь и др.), уподобляющих человека Богу; – интеллектуальное единение, т. е. «то внутреннее единство, которое устанавливается между познающим субъектом и познаваемой истиной» (Там же. С. 29); – энергийное единение, т. е. проникновение души и тела человека Божественными действованиями, вследствие чего человек возвышается в своих совершенствах, например обогащается ведением предметов духовных и ведением будущего (см.: Там же. С. 27). При этом единении сохраняются как личностная самотождественность человека, так и самотождественность человеческой природы, которая не прелагается в Божество, полностью сохраняя свои существенные свойства (см.: Там же. С. 7–8, 14). 9 Фалассий, авва, блаж. О любви, воздержании и духовной жизни к пресвитеру Павлу. Сотня четвертая. 62//Добротолюбие. Т. 3. 1992. С. 314. 11 Фалассий, авва, блаж. О любви, воздержании и духовной жизни к пресвитеру Павлу. Сотня четвертая. 80//Добротолюбие. Т. 3. С. 315. 15 Евагрий, авва. Зерцало иноков и инокинь. 120//Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты. С. 136. 17 Иоанн, игум. Синайской горы, преп. Лествица. СПб., 1995. С. 221. Слово 27, 11. (Далее: Иоанн, преп. Лествица.) 29 Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви//Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: Центр «СЭИ», 1991. С. 9–10. (Далее: Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви.) 30 См.: Каллист Диоклийский, еп. Богословское образование в Писании и у св. отцов. С. 151. Митр. Каллист отмечает, что данная классификация богословов принадлежит не лично ему, а свят. Григорию Паламе , однако не дает никаких ссылок на труды Фессалоникийского святителя. Читать далее Источник: Догматическое богословие : Учебное пособие/Протоиерей Олег Давыденков. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2017. - 624 с.; ISBN 978-5-7429-1128-9 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010