9 рукою человека. См. ст. 5; 4,16 и ком. Бог облекает такой властью всех людей, полагая таким образом основание для общественных институтов ( Рим. 13,1–7 ). по образу. В человеке, несмотря на грехопадение, сохраняется образ Божий (1,26 и ком.; 8,21); это объясняет, почему пролитие крови человека, в отличие от крови животного, требует отмщения. См. статью «Образ Божий в человеке». 9 Я поставляю завет. См. 6,18 и ком. Божие обетование сохранить землю и все, что на ней (8,20 22), подтверждается отныне заветом (см. 12,1–3 и гл. 15). В 6,18 завет был заключен только с Ноем, теперь же он расширен и распространяется на потомков Ноя. См. статью «Божий завет милости». 9 знамение. Все заветы скреплялись видимыми знаками. Этими знаками были: обрезание при заключении завета с Авраамом (17,11), суббота при заключении завета с Израилем ( Исх. 31,13.17 ) и чаша при заключении Христова завета ( Лк. 22,20 ). Давидов завет не нуждался ни в чем подобном, поскольку Потомок Давида и был этим видимым Знамением ( 2Цар. 7,11–16 ). 9 вспомню. См. ком. к 6,6. 9 вечный. Возможно, это древнееврейское слово в данном контексте приобретает относительное значение. Такая относительность придается ему выражением «во все дни земли» (8,22 и ком.). увижу. См. ком. к 6,6. 9 земля. См. ком. к 5,32. Это же древнееврейское слово используется и в 5,29. Возможно, делая «вино, которое веселит сердце человека», Ной приносил людям утешение. 9 выпил он вина. С одной стороны, Писание одобрительно отзывается о вине ( Чис. 15,5 10; Втор. 14,26 ; Пс. 103,15 ; Ин. 2,1–11 ),а с другой предупреждает о его опасности ( Ис. 5,22 ; Притч. 21,17; 23,20.21.29 35; Ис. 28,7 ) и особенно о том, что оно может стать причиной нравственной деградации ( Авв. 2,15 ; Плач 4,21 ). опьянел. Т.е. впал в бессознательное состояние. Только высокий уровень сознания позволяет человеку отличать добро от зла. Ной, в данном эпизоде, оказался ниже этого уровня. лежал обнаженным. См. 3,7,21. 9 увидел... наготу отца своего. Увидел то, чего не должно было видеть, и разгласил то, что не подлежало разглашению.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Ахимелех. Ахимелех мог быть братом Ахия (14,3). Возможно, что Ахимелех это просто другое имя того же Ахия. Ахимелех являлся первосвященником, как некогда его прапрадед Илий (1,9). 21 царь поручил мне. Давид не лжет, поскольку Царь Небесный действительно поручил ему быть царем Израиля. 21 хлеб священный. Т.е. «хлеб предложения» (ст. 6; Исх. 25,30; 35,13 ; Лев. 24,5–9 ; 1Пар. 9,32 ). См. Мф. 12,3.4 ; Мк. 2,25.26 ; Лк. 6,3.4 . 21 хлебов предложения. См. ст. 4 и ком. 21 к Анхусу. См. 27,2–12; 29,1–11. Глава 22 2223,6 За то, что Ахимелех оказал помощь опальному Давиду, Саул истребляет священство в Номве (гл. 22). Давид же спасает жителей Кеиля от филистимлян (23,1–6). 22 в пещеру Одолламскую. Слово «одоллам» означает «убежище». Пещера эта находилась на полпути между Гефом (см. ком. к 5,8) и Хевроном (см. Нав. 12,15 ; 2Цар.23,13 ;ср. Пс.56,1; 141,1 ). братья его... пришли к нему туда. Поскольку Саул обращал свою ярость даже на членов собственной семьи (20,33), родственники Давида никак не могли чувствовать себя в безопасности. Когда Давид еще не был царем. 22 в Массифу Моавитскую. Местоположение этого города неизвестно. О названии Массифа («сторожевая башня») см. ком. к 7,5. царю Моавитскому. См. Суд. 3,12 . побудут у вас. Давид решил искать прибежища в Моаве исходя, вероятно, из предположения, что враждебный Саулу народ (14,47) должен принять сторону его соперника в борьбе за престол. На выборе Давида могло также сказаться и то обстоятельство, что с моавитянами его связывали узы родства ( Руфь 4,13–17 ). 22 в оном убежище. См. ком. к 23,14. 22 пророк Гад. После воцарения Давида Гаду предстояло занять при нем место прозорливца ( 2Цар. 24,11 ; 2Пар. 29,25 ; ср. 1Пар. 29,29 ). На данном же этапе присутствие пророка в окружении Давида служило напоминанием о том, что будущность Давида предопределена свыше и что он находится под покровительством Господа. Через некоторое время к Давиду примкнул и священник (ст. 20–23). 22 с копьем в руке. О копье Саула говорится здесь, видимо, с целью напомнить о вспыльчивости и жестокости царя (18,10.11; 19,10; 20,33).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

не было никого, кто бы истолковал. См. 40,8 и ком. 41 как он истолковал нам, так и сбылось. «Так сбылось» потому, что эти истолкования были словом Господа (см. Пс. 104,19 ). 41 переменил одежду. См. 39,13 и ком.; 4Цар. 25,29 . 41 это не мое. См. 2Кор. 3,5 . 41 сон фараонов один. Образы этих снов повествуют об одном и том же: тучное пожирается тощим; первый сон имел отношение к скотоводству, второй к земледелию. Как и в случае с самим Иосифом (37,9 и ком.), сны фараона повторяются дважды. что Бог сделает, то Он возвестил. И сны, и их истолкования исходили от Бога (40,8 и ком.). В отличие от волхвов, Иосиф говорил по вдохновению от Господа. Ни фараон, ни его слуги не могли говорить столь властно; эта власть принадлежит Богу и тем, кто Ему служит. Это стало особенно очевидно несколько столетий спустя, во времена Моисея. 41 понравилось. Спасение приходит к людям, когда они верят слову Божию и действуют в соответствии с ним. 41 Дух Божий. Иосиф раскрыл египетскому царю намерения Господа (ст. 16), поэтому фараон признал в Иосифе действие Божией силы и благодати. 41 я поставлю тебя над всею землею. Иосиф был верен в малом (39,4.22), и теперь ему доверено многое ( Лк. 16,10; 19,17 ). 41 перстень свой. Перстень с печатью являлся символом фактической власти. одежды. См. 39,13 и ком. 41 Илиопольского. Главный жрец храма солнца, который находился в этом городе (Гелиополис, иначе Он егип. Ану), был одним из самых влиятельных людей в Египте. Цафнаф-панеах. Египтологи объясняют, что «цафнаф» означает «кормилец», а «панеах» «жизнь». Однако согласно значению еврейских корней, это имя переводится как «раскрывающий скрытое». Пребывание Иосифа в Египте подобно пребыванию Даниила в Вавилоне: оба получили в чужой земле языческие имена, но не приняли языческой религии. Асенефу. Имя Аснат (Асенефа) означает: «она принадлежит (богине) Нат». Ее не следует причислять к хананеям. Потифера. Значение этого имени см. в ком. к 37,36, однако не следует путать жреца Потифера с царедворцем Потифаром. 41 тридцать лет. Иосиф был вызволен из рабства, где провел около тринадцати лет, и, будучи тридцати лет от роду, получил власть, равную царской (см. также 2Цар. 5,4 ). Он был в том же возрасте, что и Иисус Христос в начале Своего общественного служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

боролся с Ангелом. См. Быт. 32,22–32 . Он нашел нас. Т.е. Бог избрал Иакова как представителя всего израильского народа. в Вефиле. Место, где Бог открылся Иакову ( Быт. 28,12–19; 35,1–15 ). Во времена Осии в нем находилось важнейшее царское святилище северного царства (ср. Ам. 7,13 ). 12 Бог Саваоф. Литургическая форма имени Божия употребляется здесь, как у пророка Амоса ( Ам. 4,13; 5,8.9; 9,5.6 ), чтобы подчеркнуть связь между Господом и Израилем, к которому вновь обращен призыв ст. 6. 12:6 См. ком. к ст. 2 и 4. В этом призыве, обращенном к израильскому народу, Осия, возможно, повторяет в собственной интерпретации слова, сказанные Богом Иакову в Вефиле (ср. ст. 4). Обратись. Народ Израиля должен повторить судьбу патриарха ИаковаИзраиля, своего одноименного предка. милость... суд. См. ком. к 2,1.20. 12 Хананеянин. Это еврейское слово одновременно означает «торговец», «торгаш» (ибо этот народ активно занимался торговлей). Израиль, взявшийся за торговлю (ст. 8), не только пренебрег честностью, но и впал в язычество. 12 Я, Господь Бог твой от самой земли Египетской. См. 13,4; ср. Исх. 20,2 ; Втор. 5,6 . Так Господь называет Себя, когда хочет сообщить Божественную волю Своему избранному народу. дни праздника. См. 2,11. 12 говорил к пророкам. См. 6,5; 12,13; Чис. 12,6–8 ; Втор. 18,15–22 ; Ам. 2,11 ; Евр. 1,1 . Поэтому народ не может оправдываться своим незнанием воли Божией. видения. Т.е. откровения ( 2Цар. 7,17 ; Притч. 29,18 ). притчи. Форма притчи используется для сообщения Божественной воли ( 2Цар. 12,1–4 ; Пс. 77,2 ; Ис. 5,1–7 ; Иез. 17,2; 24,3 ). 12 Галаад. Место несанкционированных жертвоприношений, кровопролития и идолопоклонства, страна Галаад была завоевана Ассирией в 734–732 гг. до Р.Х. ( 4Цар. 15,29 ); ср. 6,8. в Галгалах. См. ком. к 4,15; ср. 9,15. груды камней. При обработке земли извлеченные из нее камни обычно складывались в груды. 12 поля Сирийские. Падан-Арам, Месопотамия ( Быт. 28,2.5 ). за жену. Возможно, в этом сравнении с Иаковом, который служил за жену ( Быт. 29,20–30 ), подразумевается пристрастие израильтян к сексуальным ритуалам. Но более вероятно, служба Иакова с целью выкупа жены из Арама (Месопотамии) символизирует спасение Богом Своей невесты (Израиля) из Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

2 знамение. Пророческие слова часто получали подтверждения в виде знамений (ср. 10,7.9; 3Цар. 13,3.5 ; 4Цар. 19,29; 20,8.9 ). 2 священника верного. Верный священник это тот, кто сердцем пребывает в согласии с волей Божией, а умом с замыслом Его, во всех ситуациях поступая соответствующим образом. Такую верность (букв.: «прочность», «твердость») священника Бог наградит, сделав его основателем верного («твердого») дома. Есть основания предположить, что предреченное Господом сбывается в Самуиле, в действительности же оно в полной мере исполнилось в Садоке, священствовавшем при Давиде вместе с Авиафаром ( 2Цар. 8,17 ), а затем возвысившемся в царствование Соломона (см. ком. к 2,31; 3Цар. 2,35 ). Потомки Садока были первосвященниками в храме Соломона, и оставались таковыми в храме, восстановленном после вавилонского плена. пред помазанником Моим. Это второе, после слов Анны, указание на скорое установление в Израиле института царской власти (см. ком. к ст. 10). 2 из-за... куска хлеба... пропитание. В обвинительных речах пророков, как правило, указывалось на наказание, соответствовавшее каждому конкретному преступлению. В данном случае, безусловно, имеется в виду чревоугодие сыновей Или (см. ст. 12–17 и особ. ст. 29: «утучняли себя»). Глава 3 3 слово Господне было редко в те дни. То обстоятельство, что Бог длительное время не удостаивал Израиль Своего слова, обычно служило знаком Его недовольства им (14,37; Пс. 73,9 ; Плач. 2,9 ; Ам. 8,11.12 ). Соответственно, обращение Господа к Самуилу можно понимать как знак Его благорасположения к пророку. видения. Вопреки присутствующему в слове «видения» значению визуального контакта с Богом или его посланниками, его древнееврейский эквивалент означает часто «слышание», т.е. контакт слуховой. 3 светильник Божий еще не погас. В Священном Писании слово «светильник» ассоциируется с надеждой и обетованием или же с тем, кто в самом себе несет надежду и обетование (см., напр., 2Цар. 21,17; 22,29 ; 3Цар. 11,36; 15,4 ; Иов 18,5 ; Пс. 131,17 ; Притч. 13,9 ). Данное место можно понимать в том смысле, что, покуда живет и действует такой человек, как Самуил, надежда не может быть потеряна окончательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

9 Дай им. В ответ на поведение израильтян Осия обращается к Богу с молитвой о том, чтобы Он лишил их благословения плодородием ( Быт. 49,25 ; Исх. 23,26 ; Втор. 28,4.11 ). 9 в Галгале. См. ком. к 4,15; ср. 12,11. изгоню их. Ср. Исх. 23,29.30; 33,2 ; Нав. 24,18 ; Суд. 2,3; 6,9 . из дома. Т.е. из страны (ст. 4; 8,1). 9 Ефрем... корень... плода. Игра слов: Ефрем, переставший плодоносить, означает постигшую Израиль трагедию утраты плодовитости (ср. Быт. 41,52 ). 9 Бог мой. В отличие от народа, который отвернулся от Бога (ср. 2,5; 14,4), пророк остается верным завету. скитальцами. Израильтяне, отошедшие от Бога (7,13), подобно Каину, обречены быть вечными скитальцами (ср. Быт. 4,12 ). Глава 10 10:1–8 В этом разделе книги, в отличие от ее предыдущей и последующей частей, не Господь говорит устами пророка, но пророк говорит о Господе. Пророк свидетельствует, что Израиль повинен в идолопоклонстве, и предрекает ниспровержение языческого культа, захват Ассирией главного идола и падение царя Израильского (см. ком. к 10,7). 10 ветвистый... умножает. За то процветание, о котором здесь говорится, израильтяне не благодарят Господа, но, приписывая его языческому богу, совершают ему приношения. виноград. Плохому вину прежнего Израиля противопоставляется доброе вино нового Израиля ( Ин. 15,1–8 ). 10 сердце. Сердца людей должны «родиться вновь». Он. Господь. 10 нет... царя. Независимо от того, занимает ли царь еще свой трон, вот-вот будет смещен с него или уже смещен, он все равно ничего не стоит без руководства Божия. 10 слова пустые. Возможно, обещания верности Ассирии, данные царем в форме договора или присяги, которые не имеют силы, потому что давались перед языческими ассирийскими богами (ср. ст. 6). Но более вероятно, речь идет о том, что царь нарушил свои обязательства перед народом (ср. 2Цар. 3,21; 5,3 ). ядовитая трава. См. Ам. 6,12 . 10 вострепещут... восплачет... радовавшиеся. Осия высмеивает благочестивые чувства, которые народ выказывал идолу. Самарии. См. ком. к 7,1. тельца Беф-Авена. См. ком. к 8,5. С самого своего возникновения он был источником греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

16 ходил путем Иеровоама. См. ком. к 12,30. 16 Прочие дела Амврия. С политической и военной точек зрения правление Амврия было вполне успешным. Как явствует из надписи на так называемом «Моавитском камне», Амврий подчинил себе Моав и Медеву, а относящиеся к значительно более позднему времени (приблизительно к 732 г. до Р.Х.) ассирийские надписи все еще называют Израиль «домом Амвриевым». 16 в тридцать восьмой год Асы. Т.е. в 874 г. до Р.Х. царствовал Ахав... двадцать два года. С 874 по 853 г. до Р.Х. 16 делал Ахав... неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него. Ахав был худшим из царей, правивших до него в Израиле (см. ст. 25 и 14,9). 16 взял себе в жену Иезавель. См. ком. к ст. 25. Ваалу. Имя этого божества означает «господин», «муж». Ваал занимал центральное место в хананейском пантеоне и считался богом грома и молний, дождя и плодородия. Как олицетворение природных явлений Ваал почитался за способность посылать дожди и богатый урожай, оберегать людей и скот от смерти и бесплодия. 16 сделал Ахав дубраву. См. ком. к 14,23. 16 Ахиил Вефилянин построил Иерихон. После разрушения ( Нав. 5,13 6,27) Иерихон долгое время оставался небольшим поселением ( Нав. 18,21 ; 2Цар. 10,5 ). Решив отстроить город, Ахиил преступил запрет на это и вызвал на себя проклятие, адресованное Иисусом Навином всякому, кто пожелал бы восстановить Иерихон ( Нав. 6,25 ). Глава 17 17 Илия. Это имя в переводе с древнееврейского означает «мой Бог Яхве». Значением имени пророка в известной мере определяется сущность его служения. Во времена насаждения Аховом и Иезавелью культа Ваала Илия был главным защитником веры в истинного Бога. ни росы, ни дождя. Ваал считался богом дождя и плодородия (см. ком. к 16,31), и, таким образом, обещанная Илией засуха должна была стать вызовом могуществу Ваала, который, будь он действительно богом, мог бы прекратить ее. Выражение «ни росы, ни дождя» в том же виде, в каком оно фигурирует в данном стихе, встречается также в посвященных Ваалу угаритских надписях, датируемых приблизительно 1400 г. до Р.Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

7 двенадцати волах. «Море» покоилось на четырех группах по три вола в каждой, соответствовавших четырем сторонам света. Такое их расположение должно было олицетворять вселенское господство Бога. 7 десять медных подстав. Подвижные и богато украшенные тележки, служившие подставками для умывальниц (7,38). Водой из этих умывальниц священники омывали рассеченных животных, предназначенных для жертвенного всесожжения ( Лев. 1,9.13 ; 2Пар. 4,6 ). 7 десять медных умывальниц. Они были установлены на десять подвижных подставок (см. ком. к ст. 27). 7 лопатки и чаши. Лопатками священники пользовались, чтобы выгребать золу из алтаря, а чаши служили им для обрядов, требовавших окропления кровью или водой ( Исх. 27,3 ; Иер. 52,18 ). 7 между Сокхофом. Сокхоф центр металлургического производства, располагавшийся к востоку от Иордана, севернее устья реки Иавок ( Быт. 33,17 ; Нав. 13,27 ; Суд. 8,4.5 ). и Цартаном. Поселение в нескольких километрах южнее Сокхофа. 7 золотой жертвенник. См. 6,22. Хлебы предложения или священный хлеб ( 1Цар. 21,4.6 ), когда их помещали на «золотой стол», становились жертвенным приношением Господу ( Исх. 25,23– 30 ; Лев. 24,5–9 ; Чис. 4,7 ; 2Пар. 13,11 ; Мф. 12,4 ). 7 светильники. В храме было десять светильников, тогда как в скинии только один ( Исх. 25,31–40; 26,35 ). 7 посвященное Давидом, отцом его. Давид отдавал на строительство храма имущество, попадавшее к нему в виде военных трофеев или дани с покоренных народов ( 2Цар. 8,9–12 ; 1Пар. 18,7–11 ; 2Пар. 5,1 ). в сокровищницы храма Господня. Сокровищницы храма служили хранилищем царской казны. Часто именно желание завладеть храмовыми сокровищами побуждало иноплеменников к вторжению в Израиль (14,25.26; 4Цар. 14,13.14 ). Глава 8 8:1–66 Молитва Соломона и освящение храма. 8 чтобы перенести ковчег завета Господня из города Давидова, то есть Сиона. Сионом, или городом Давидовым называлась юго-восточная часть Иерусалима. Давид в свое время перенес туда ковчег из дома Авведдара (Овед-Едома). См. 2Цар. 6,1–19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

После этого сражения Давид стал любимцем своего народа. Саул выдал за него замуж свою дочь Мелхолу. Мелхола очень любила Давида, любил его и сын царя Ионафан; зато сам Саул завидовал Давиду и возненавидел его. Злой дух смущал сердце царя, и тогда он призывал Давида и просил его играть на гуслях, чтобы развлекать его. Раз, во время игры Давида на гуслях, Саул вдруг бросил в него свое копье. Но Давид уклонился от удара. Несколько раз царь Саул пытался убить Давида, но сын его Ионафан и дочь Мелхола спасали Давида. Наконец, Давид решил убежать от царского гнева в горы. Долго прятался он в горных пещерах со своими товарищами, а Саул с войском искал его. Однажды Саул вошел в пещеру один, не зная, что в ней спрятался Давид и его люди. Товарищи Давида сказали: – Вот, наконец, наступил день, о котором тебе говорил Бог , что Он отдаст врага твоего тебе в руки. Давай убьем Саула. Но Давид отвечал: – Не дай, Господи, мне сделать что-нибудь дурное против царя моего, помазанника Божия, – и, удержав товарищей, он сам подкрался к Саулу и незаметно отрезал край его одежды. Давид становится царем Когда Саул проснулся, вышел и пошел своей дорогой, Давид закричал ему издалека: – Государь мой, царь, – Саул оглянулся и видит Давида, который кланяется ему и говорит: – Отец мой, ты видишь край одежды твоей у меня в руке. Я отрезал ее, когда ты был в пещере и ничего дурного не сделал тебе. Ты видишь, что у меня в сердце нет злобы, ни измены против тебя. Услышав слова Давида, Саул заплакал и сказал: – Ты справедливее меня, так как ты отдавал мне добром, а я тебе злом. Через некоторое время Саул погиб на войне, и народ провозгласил Давида своим царем. Вопросы: Где Самуил нашел нового царя? Кто оказался Божиим избранником? Кто был Голиаф? Что нам показывает подвиг Давида? Как Давид убил Голиафа? На ком женился Давид? Как Саул относился к Давиду? Какой случай показал Саулу кротость и благородство Давида? Самостоятельная работа: Нарисовать гусли. 21. Царствование Давида ( 2Цар. 11,12,15,18 ) После смерти Саула царем сделался Давид. Он заботился о своем народе, о том, чтобы ему хорошо жилось и, главное, чтобы он помнил и слушался Господа. За это Господь благословил Давида, сделал его могущественным и покорял ему всех его врагов. Все колена еврейские хотели, чтобы Давид жил у них, но он выбрал город между двумя коленами: Иудиным и Вениаминовым и там поселился. Город этот звался Иерусалим. Туда Давид перенес и Ковчег Завета и поставил его в скинии. Он захотел выстроить вместо скинии большой и красивый храм, но Господь сказал ему, что он недостоин это сделать, потому что он слишком много воевал и пролил много крови, и что эта честь достанется его сыну. Восстание Авессалома

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

1Цар. 5:4 . «И встали они поутру на следующий день, и вот, Дагон лежит ниц на земле пред Ковчегом Господним; голова Дагонова и (обе ноги его и) обе руки его (лежали) отсеченные, каждая особо, на пороге, осталось только туловище Дагона.» Дан. 14:23 . «Был на том месте большой дракон, и Вавилоняне чтили его.» Дан. 14:27 . «Тогда Даниил взял смолы, жира и волос, сварил это вместе и, сделав из этого ком, бросил его в пасть дракону, и дракон расселся. И сказал Даниил: вот ваши святыни!» Священные изображения по воле Божией нередко проявляют неземную Силу: 2Цар. 6:6 . «И когда дошли до гумна Нахонова, Оза простер руку свою к ковчегу Божию (чтобы придержать его) и взялся за него, ибо волы наклонили его.» 2Цар. 6:7 . «Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия.» 2Цар. 6:11 . «И оставался ковчег Господень в доме Аведдара Гефянина три месяца, и благословил Господь Аведдара и весь дом его. Ср.: 1Цар. 5:4 ; Чис. 21:8 .» Своих идолов и кумиров язычники не только называли «богами», но часто и совсем признавали за настоящих богов: Прем. 13:10 . «Но более жалки те, и надежды их – на бездушых, которые называют богами дела рук человеческих! золото и серебро, изделия художества, изображения животных, или негодный камень, дело давней руки.» Прем. 14:7 . «Благословенно дерево, чрез которое бывает правда!» Прем. 14:8 . «А это рукотворенное проклято и само, и сделавший его – за то, что сделал; а это тленное названо богом.» Прем. 15:15 . «Они почитают богами всех идолов языческих, у которых нет употребления глаз для зрения. Ср.: Ис. 44:17 .» Сделанные по Божию повелению фигуры никогда не признаются и не называются богами (в собственном смысле), но прямо называются «херувимами», «изображениями херувимов», так что св. иконы суть только как бы портреты св. личностей: 3Цар. 6:29 . «И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне. Ср.: Исх. 37:7 .» Язычники при чествовании своих идолов и кумиров честь относили прямо к самой вещи или фигуре идола и кумира:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010