16:3 Данное наставление подразумевает присутствие страха Господня. Предай. В древнееврейском тексте «верни», что является необычным словоупотреблением. Возможно, смысл данного стиха в том, что людям необходимо обдумывать свои планы, трезво соразмеряя их с первоосновами откровения Божиего. 16 бедствия. В древнееврейском тексте «его ответа». Господь, Чьею волей поддерживается справедливый миропорядок, определяет всему надлежащее место. 16:5 См. 11,20.21. 16 Милосердием и правдою. Эта фраза обобщает представления мудрого человека о Боге, которые воплощаются в страхе Господнем (3,3; 14,22; 20,28). Высказывание в целом звучит как упрек в формальной религиозности, лишенной истинной веры. 16 Господу угодны. На таких путях нет препятствий, чинимых враждой, Господь устраняет их. 16:8 См. 15,16.17 и ком. 16:9 См. ст. 1 и 2 и ком. 16 слово вдохновенное. Давид говорил как посланник Божий ( 2Цар. 14,17.20 ), а Соломон просил у Бога разумного сердца ( 3Цар. 3,9 ). Дар Божией мудрости не освобождает царя от ответственности находить мудрые решения и поступать по справедливости. 16:11 См. 11,1; 20,10.23; Ам. 8,5 . Это утверждение представляет традицию в учении о Боге, как о Том, Кто устанавливает и поддерживает справедливый миропорядок. Предписания закона относительно неверных весов содержатся в Лев. 19,35.36 ; Втор. 25,13–16 . 16:12–13 Учение мудрости о царской власти не только отражает идеальный образ Соломона и его справедливого правления, но и изображает царскую власть как основу, на которой в то время должен был утверждаться справедливый порядок. 16 вестник смерти. Гнев и ярость удаляют человека от продлевающей жизнь мудрости и потому ведут к смерти (2,18 и ком.). 16 облако с поздним дождем. Данная метафора изображает царское благоволение как силу, под действием которой жизнь человеческая расцветает, подобно весенним побегам. 16:16 Тема превосходства мудрости над материальным благосостоянием весьма популярна в учительной литературе (3,13–15; 8,10.11.19), однако отсюда не следует, что богатство является само по себе нежелательным (3,9.10; 3Цар. 3,10–13; 10,7–9 ), но приобретением его человек обязан мудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

3 и если будешь ходить путем Моим... Я продолжу и дни твои. В отличие от остальных щедрых даров, долголетие могло быть даровано Соломону лишь при условии соблюдения им определенных обязательств. 3 И пошел он в Иерусалим... пред ковчегом завета... всесожжения... жертвы мирные. Соломон выражает благодарность Господу за оказанные милости, свершая жертвоприношения ( Лев. 3 ; см. ком. к 3,4) перед ковчегом, главным символом союза между Богом и Его народом ( Исх. 37,1–9 ). 3 пришли... к царю. На древнем Ближнем Востоке считалось, что в некоторых случаях для разбирательства того или иного дела можно обратиться к царю, и царь должен выслушать обратившихся к нему ( 2Цар. 14,4–21; 15,1–6; 19,8 ). Т.е. царь нес ответственность перед своим народом. 3 и отдайте половину одной и половину другой. По ближневосточной традиции, если судья не мог определить законного владельца оспариваемого имущества, он должен был разделить это имущество поровну между спорщиками ( Исх. 21,35 ). Остроумно предложив традиционный способ разрешения спора, Соломон безошибочно определил, кто из двух женщин действительно является матерью ребенка. Глава 4 4 над всем Израилем. См. ком. к 1,35. 4 сын. В древнееврейском языке соответствующее слово могло также иметь значение «потомок» ( Быт. 31,28.43 ; Нав. 22,24.25.27 ). Таким образом, можно предположить, что Азария был сыном Ахимааса ( 2Цар. 15,27.36 ; 1Пар. 6,8.9 ), сына священника Садока. 4 Садок и Авиафар. См. ком. к 1,7.27. Садок и Авиафар были первосвященниками в царствование Давида и в начале царствования Соломона. Затем Авиафар за то, что он встал на сторону Адонии (2,27), был изгнан Соломоном из Иерусалима. После смерти Садока сан первосвященника унаследовал Азария (ст. 2). 4 сын Нафана. Какой именно Нафан здесь имеется в виду, не вполне ясно. Это может быть либо пророк Нафан (1,11; 2Цар. 7,2–17; 12,1–15 ), либо один из сыновей Давида. 4 начальник над домом царским. В обязанности этого чиновника входило управление дворцовыми службами и надзор за собственностью царской семьи (16,9; 18,3; 4Цар. 18,18.37; 19,2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

и затрубите трубою и возгласите: да живет царь Соломон. Всенародное провозглашение Соломона наследником престола (ср. 1Цар. 10,24 ; 2Цар. 15,10; 16,16; 20,1 ; 4Цар. 9,13; 11,12 ). 1 вождем. Т.е. официальным преемником царя. Израиля и Иуды. В еврейском народе, сохранявшем первоначальное разделение на двенадцать колен, с течением времени выделились две крупные общности Израиль на севере и Иудея на юге. Давид в свое время был помазан на царство как над Иудеей ( 2Цар. 2,4 ), так и над Израилем ( 2Цар. 5,3 ). Соломон, будучи его полноправным наследником, при воцарении вступал во владение сразу обеими территориями. 1 возвеличит престол его более престола господина моего. Ванея выражает надежду на то, что царствование Соломона будет даже более успешным, чем царствование его отца. 1 Хелефеи и Фелефеи. См. ком. к ст. 8. 1 Садок священник. В древнем Израиле помазание на царство могли свершать как пророки, так и священники ( 1Цар. 9,16; 16,12 ; 4Цар. 9,1–3; 11,12 ). из скинии. Имеется в виду шатер, устроенный Давидом для ковчега завета ( 2Цар. 6,17 ), а не скиния Моисеева ( Исх. 35,4–29; 36,8–38 ). 1 И услышал Адония и все приглашенные им. См. ком. к ст. 33. 1 Ионафан, сын священника Авиафара. См. 2Цар. 15,27; 17,17–21 . 1 Бог твой да прославит имя Соломона. См. ком. к ст. 37. 1 за роги жертвенника. Имеются в виду четыре напоминающие рога выступа на вершине алтаря ( Исх. 27,2; 29,12 ; Лев. 4,7.18.25.30.34 ; Пс. 117,27 ). Место жертвоприношений священное; держась за алтарь, Адония, в надежде сохранить жизнь, отдает себя на волю и милосердие Господа ( Исх. 21,12–14; 2,28–34 ). 1 если он будет человеком честным. Соломон сохраняет Адонии жизнь с условием, что тот проявит себя лояльным подданным нового царя. Глава 2 2 и завещал он. Подобно Иакову ( Быт. 49 ), Моисею ( Втор. 31,1–8 ), Иисусу Навину (23,1–16) и Самуилу ( 1Цар. 12,1–25 ), Давид произносит предсмертную речь. Каждая из этих речей посвящена передаче властных полномочий и знаменует собой наступление новой эпохи в истории Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

22 сыны Вениаминовы. Саул всегда окружал себя представителями своего племени (9,1.2; 10,21). Желая укрепить их преданность себе, он пытается воздействовать на чувство племенного эгоизма, для чего ставит вопрос следующим образом: разве Давид из колена Иудина станет проявлять благосклонность к потомкам Вениамина? 22 сын мой вступил в дружбу. См. ком. к 18,4. 22 сговорились против меня. Утверждение Саула о том, что Ахимелех вступил с Давидом в сговор против него, полностью безосновательно. См. ком. к 21,2. восстал против меня и строил мне ковы. Утверждая, что Давид в своих поступках руководствовался враждой к нему, Саул заблуждался не меньше, чем когда обвинял Ахимелеха в сговоре с будущим царем. 22 кто из всех рабов твоих верен, как Давид. У Саула действительно были веские причины опасаться за свое царствование. Однако угроза Саулу исходила не от Давида, чья верность царю была безупречной, но от его собственных недостойных поступков, за которые Бог в конце концов отверг его (13,13.14; 15,23.26). 22 умертвил... восемьдесят пять мужей. См. ком. к 2,31. льняной ефод. См. ком. к 2,18. 22 и мужчин и женщин, и юношей и младенцев. Описание резни в «городе священников» Номве почти дословно повторяет повеление Господа об избиении амаликитян (15,3), которого Саул не исполнил. 22 я виновен. Из резни в Номве Давид мог бы извлечь для себя выгоду, если бы возложил всю вину за случившееся там на Саула. Но он, напротив, признает свою ответственность за истребление священников (см. ком. к 21,2). Одно из главных отличий Саула от Давида не в том, что один был грешен, а другой праведен: оба имели падения, разница была в искренности их покаяния (см. ком. к 15,24.25.30; 2Цар. 12,13 ). Глава 23 23 Кеиль. Город к югу от Одолламской пещеры (22,1), недалеко от границы с филистимлянами. расхищают гумна. Ср. Суд. 6,3–6 . 23 спас Давид жителей Кеиля. Спасение Давидом жителей Кеиля явно противопоставлено организованному Саулом избиению жителей Номвы, о котором рассказано в предыдущей главе. 23 ефод. Имеется в виду не «льняной ефод», упоминаемый в 22,18, а ефод для вопрошания воли Господа (см. ком. к 2,28).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

49 не будешь преимуществовать. Первенец получал три привилегии: права первенца, священство и царскую власть. Права первенца были переданы Иосифу ( 1Пар. 5,1 ), священство Левию ( Чис. 3,41 ), а царская власть Иуде (см. ст. 8). Ни один из потомков Рувима не стал судьей, пророком или руководителем народа. 49 Симеон и Левий. См. 29,33.34; 34,25. мечи. Древнееврейское слово может означать «ножи обрезания». 49 проклят гнев их. Проклятию подлежит их гнев, а не сами колена. разделю их в Иакове. Удел колена Симеонова представлял отдельные, не соединенные между собой области на территории удела Иуды (см. Нав. 19,1 ). Колено Левия было рассеяно среди всех колен Израиля. 49 Иуда. См. 29,35 и ком. поклонятся тебе сыны отца твоего. Как Исав поклонился Исааку (25,23; 27,29), а братья Иосифу (43,26), так и двенадцать колен Израилевых поклонились Давиду потомку Иуды ( 2Цар. 5,1–3 ). 49 лев. Иисус Христос, Великий Потомок Иуды, назван «львом от колена Иудина» ( Откр.5,5 ). 49 скипетр. См. Чис. 24,17 и ком. не отойдет. Это пророчество подтвердилось заветом с Давидом ( 2Цар. 7,16 ). доколе не приидет Примиритель. Древний арамейский перевод гласит: «доколе не придет Мессия, и его есть царство, и Ему будут повиноваться народы». Это пророчество исполнилось, когда пришел Иисус Христос ( Иез. 21,27 ; Откр. 5,5 ). Божий замысел в отношении человечества, состоящий в правлении и владычестве (1,26–28), сосредоточивается в Иисусе Христе. Ему покорность народов. См. 27,29 и ком. 49 осленка. На таком же осленке Царь въехал в Иерусалим ( Зах. 9,9 ). к виноградной лозе. Виноградная лоза обычно служила символом плодородия. в вине. Превратив воду в вино ( Ин. 2,1–11 ), Иисус показал, что приближается исполнение этого пророчества. 49 Завулон. См. 30,20; Нав. 19,10–16 ; Суд.5,18 . 49 Иссахар. См. 30,18. 49 работать в уплату дани. Хотя Иссахар был прославлен ( Суд. 5,1 ), здесь его колено порицается за готовность променять свободу на принудительный труд ради достижения материальных благ ( Нав. 16,10 ; Суд. 1,28.30.33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Адонирам. Или Адорам (см. ком. к 12,18; 2Цар. 20,24 ). Он был начальником над сбором податей в царствования Давида ( 2Цар. 20,24 ), Соломона и Ровоама (12,18). 4 двенадцать приставников. Новое административное деление страны не соответствовало древним племенным границам Израиля, поскольку двенадцать колен израильского народа различались численностью и занимали разные по площади территории, тогда как царь был заинтересован в равномерном стабильном поступлении доходов из всех областей. 4 в земле Сигона. Вслед за владениями Сигона израильтяне захватили лежащие к востоку от Галилейского моря земли Ога, царя васанского ( Чис. 32,33 ; Втор. 3,1–11 ). Таким образом, под управлением Гевера находилась обширнейшая территория к востоку от реки Иордан. Административное деление страны при Соломоне. 4 многочисленные как песок у моря. См. ком. к 3,8. пили и веселились. Эти слова свидетельствуют о довольстве и процветании народа в царствование Соломона. 4 от реки Евфрата ... до пределов Египта. Царство Соломона достигло границ, обещанных Господом Аврааму ( Быт. 15,18; 17,8 ; Втор. 1,7; 11,24 ; Нав. 1,4 ), и, таким образом, Соломон правил страной, воплотившей в себе долгожданное исполнение обетовании Господа патриархам Израиля (см. ст. 24 и 25). 4 Продовольствие Соломона на каждый день. Т.е. продовольствие, необходимое для содержания двора и дворцовой прислуги. 4 от Типсаха до Газы. Типсах располагался на западном берегу реки Евфрат, Газа в южной части средиземноморского побережья Израиля. мир со всеми окрестными странами. Давид вел многочисленные войны ради обеспечения безопасности страны, Соломон же пожинает плоды мира. Мир с соседями был необходимым условием для осуществления созидательных замыслов Соломона -строительства храма и дворца (5,1–13; 2Цар. 7,10.11 ). 4 сорок тысяч стойл. В 10,26 говорится о том, что у Соломона было тысяча четыреста колесниц. Для обеспечения жизнедеятельности большого войска и также весьма многочисленного чиновничьего аппарата требовались крупные и регулярные поставки продовольствия (ст. 27 и 28).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Иоаса. Иоас сын Охозии; следовательно, Гофолии он приходился внуком. в постельную комнату. Грудной младенец Иоас, которому было меньше года (11,1; 12,1), чудесно избежал общей участи членов царского рода, которую и уготовила ему Гофолия. 11 в доме Господнем. Воспитываясь при храме, где его укрывали от Гофолии Иоас, надо полагать, обучался закону. шесть лет, между тем как Гофолия царствовала над землею. Библейский автор сообщает, что Гофолия правила Иудеей, по крайней мере, шесть лет, но, считая ее царствование незаконным, годы ее правления он относит к царствованию Иоаса. 11 Иодай. В это время он был первосвященником. взял сотников из телохранителей. Таким образом, в распоряжении Иодая оказалось значительное число воинов и военачальников. Под телохранителями, видимо следует понимать хелефеев (ср. 2Цар. 8,18; 20,23 ). Происхождение их неизвестно хотя некоторые исследователи полагают, что они являются выходцами с юго-запада Малой Азии. 11 у ворот сзади телохранителей. Здесь, по-видимому, идет речь о воротах в южной стене, отделяющей храм от дворца. 11 копья и щиты царя Давида. Весьма вероятно, что здесь говорится о тех трофеях, которые Давид взял в войне с Адраазаром, царем сувским ( 2Цар. 8,3–11 ) и, посвятив их Господу, поместил в храме ( 2Цар. 8,7.11 ). Но возможно также, что речь идет о личном оружии царя Давида. 11 царь стоит на возвышении, по обычаю. При большом собрании народа люди стояли не в самом храме, а на открытом пространстве перед ним. весь народ земли. Вероятно речь идет о представителях простого народа, сохранивших верность Господу. И разодрала Гофолия одежды свои. См. ком. к 3Цар. 21,27 . 11 а кто пойдет за нею, умерщвляйте мечом. Этот приказ находится в полном согласии с указаниями, содержащимися во Второзаконии ( Втор. 13,13–15 ). чтобы не умертвили ее в доме Господнем. Пролить человеческую кровь в храме считалось святотатством. 11 заключил Иодай завет между Господом и между царем и народом. Иодай возвращает народ и Иоаса на путь верности завету. В истории Израиля уже случались подобные эпизоды обновления завета с Господом ( Втор. 29,1 ; Нав. 8,30–35; 24,1–28 ). В связи с засилием культа Ваала в Иудее в недавнем прошлом всем ее жителям надлежало начать новую жизнь, посвятив себя Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

горький. Горечь есть следствие греха (ср. 2Цар. 2,26 ; Притч. 5,4 ). 8 жажду слышания слов Господних. См. Втор. 4,28.29; 32,20 ; ср. Ос. 3,4 . Так, в период Судей, когда в народе широко распространилась греховность ( Суд. 21,25 ), «слово Господне было редко» ( 1Цар. 3,1 ; ср. Лк. 17,22 ). 8 от моря до моря. Это распространенное на древнем Ближнем Востоке географическое понятие буквально означало: от Средиземного моря до Персидского залива. 8 от жажды. Имеется в виду жажда как физиологическая (ср. 4,7.8), так и духовная (8,11). девы и юноши. Даже у людей молодых и крепких иссякнут жизненные силы (ср. Ис. 51,20 ). 8 клянутся. Клятва именем какого-либо божества на древнем Ближнем Востоке была равносильна признанию его своим богом. Идолопоклонники, ложно думая, что клянутся своими богами ( Иер. 5,7 ), в действительности клялись демонами ( Втор. 32,17 ). Глава 9 9:1–10 Видение Господа, стоящего над жертвенником. 9:1–6 В предыдущих четырех видениях Амос выступал как посредник между Богом и людьми или держал ответ перед Господом, вопрошавшим его. В этом видении он уже является не действующим лицом, а только рассказчиком увиденного. 9 над жертвенником. Более точный перевод: «у жертвенника» (см. 7,7 и ком.). ударь. Это повеление Господь дает не Амосу, а, по-видимому, ангелу ( 2Цар. 24,15.16 ; 4Цар. 19,35 ). обрушь их на головы всех их. Иначе: «срежь их капители колонн, срежь их все». Эти слова звучат как повеление кому-то (возможно, ангелу) разрушить храм, так чтобы он упал на головы находившихся в нем ( Суд. 16,29.30 ). остальных же из них. Господь не допустит, чтобы кто-нибудь остался в живых. 9:2–4 Здесь особо подчеркивается невозможность укрыться от гнева Господа, Который вездесущ. на небо. Выражение беспредельной власти и могущества Бога (ср. Ис. 7,11 ). См. Пс. 138,7–12 . 9 Кармила. Покрытая лесами гора у западного предела земли израильской. морскому змею. Морское чудовище, возможно, левиафан, о котором говорится в Ис. 27,1 . 9 плен. Одно из проклятий завета в наказание за непокорность Господу ( Втор. 28,41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

29 не будут обитать на ней сорок лет. Во всей эпохе египетского рабства трудно выделить определенный исторический период в сорок лет; здесь приведенное число лет имеет скорее символический, чем конкретный характер. 29 Оно будет слабее других царств. В дальнейшем Египет никогда не достигал той военной мощи и славы, которая отличала его историю в библейские времена. 29 В двадцать седьмом году. Данное пророчество произносится в день нового года на двадцать седьмом году царствования Иехонии (апрель 571 г. до Р.Х.), т. е. шестнадцатью годами позже предыдущего пророчества (29,1). 29 войску его нет вознаграждения. Навуходоносор осаждал Тир в течение тринадцати лет (см. ком. к 26,7). Возможно, что в предыдущем году (572 г. до Р.Х.) Навуходоносор снял осаду Тира. Она продолжалась очень долго, а результаты оказались несопоставимыми с затраченными усилиями. 29 возращу рог дому Израилеву. Рог это символ политической мощи ( Втор. 33,17 ; 1Цар. 2,10 ; 2Цар. 22,3 ; Пс. 88,25 ; Откр. 17,12 ). Это пророчество против Египта завершается сообщением о надежде для Израиля (ср. 28,24–26). тебе открою уста. См. ком. к 24,27 и 33,22. Глава 30 30:1–19 Это единственное из пророчеств Иезекииля против Египта, которое не датировано. Оно могло быть произнесено между январем и апрелем 587 г. до Р.Х. (29,1; 30,20). 30 пошлю огонь на Цоан. Город Цоан расположен в восточной дельте Нила; известен также под именем Танис. 30 Син. Древнееврейское название г. Пелузий крепость на Средиземноморском побережье на северо-восточной границе Египта. 30 молодые люди Она и Бубаста. Древнееврейское название Гелиополиса города на западном ответвлении Нильской дельты; это был важный религиозный центр в истории Египта. Город Вубаст располагался в восточном рукаве дельты Нила и был столицей Египта на протяжении двадцать третьей и двадцать второй династий (950–750 гг. до Р.Х.). 30 В одиннадцатом году. Апрель 587 г. до Р.Х. 30 Я уже сокрушил мышцу фараону. Фараон Гофра отправил войско на подмогу царю Седекии, но оно было разбито ( Иер. 37,1–10 ; ср. Иез. 17,15–17; 29,6–7 ). В Библии мышца, как правило, символизирует воинскую мощь. Израильтяне, оставшиеся в Иерусалиме, и те, которые были уведены в вавилонский плен, неколебимо верили, что фараон сломит мышцу Вавилона, но теперь пророчество Иезекииля развенчало иллюзии. Вавилону было суждено сломить «другую руку» фараона, так что тот вообще не мог больше держать в руках меч. Египет потерял всю свою военную мощь. Глава 31

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

25 узнаете, что Я Господь. Некоторые из пророчеств против чужих народов завершаются «формулой признания» (ст. 7,11,17; см. ком. к 6,7). Народы в конце концов признают, что Господь Бог владычествует и над ними. 25:6–7 за то... за то вот, Я простру руку Мою на тебя. Наказание соответствует преступлению: за то, что радовались погибели Иерусалима, аммонитяне сами подпадут под власть иностранной державы. Хотя многие из малых государств региона и избежали разрушения во время вавилонского нашествия 587–586 гг. до Р.Х., все же небиблейские источники свидетельствуют, что Навуходоносор уже в 582 г. приказал обезглавить каждого десятого аммонитянина и моавитянина. Пророк Иезекииль намекает на это событие в 21,28–32. 25 открою бок Моава. Взаимоотношения между Израилем и моавитянами также состояли по большей части из конфликтов ( Исх. 15,15; 24,17; 25,1 ; Руфь 1,1.2 ; 1Цар. 22,3.4 ). Моав в итоге разделит судьбу Аммона. 25 за то, что Едом жестоко мстил. Едомские цари стали вторгаться в Иудею сразу после падения Иерусалима (35,15). Враждебность между Израилем и Едомом имеет глубокие исторические корни (см. Быт. 25,23.30 ; ср. Чис. 24,18 ; Втор. 23,7 ; Суд. 11,17.18 ; 1Цар. 14,47 ). Иезекииль произнесет еще одно пророчество против Едома (гл. 35). 25 Филистимляне поступили мстительно. Филистимляне захватили приморскую долину на западном побережье Иордана и контролировали жизненно важный приморский торговый тракт. Взаимные территориальные притязания и противоположные стратегические интересы привели к тому, что отношения между двумя народами были далеки от дружественности (см. 16,27.57). 25 истреблю Критян. Можно предположить, что массовое переселение филистимлян в Ханаан началось в последней половине тысячелетия до Р.Х. и было частью миграции народов из средиземноморского региона. В египетских летописях они называются «морским народом». Одно из племен или родов филистимлян носило имя критян: возможно, они действительно переселились с острова Крит. Критян нередко отождествляют с фелефеями. В качестве наемников они служили в войске царя Давида ( 2Цар. 8,18; 15,18 ; 3Цар. 1,44 ). Глава 26

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010