2:1–13 Павел вновь призывает Тимофея быть верным Христу. 2 сын мой. См. ком. к 1,2. 2 при многих свидетелях. По-видимому, это относится к рукоположению Тимофея (1,6; 1Тим. 1,18; 4,14 ). верным людям, которые были бы способны и других научить. Предположительно, имеются в виду епископы (пресвитеры). См. 1Тим. 3,2; 5,17 . Однако не исключено, что Павел имеет в виду тех, кто остается верен Христу и Евангелию. 2 не увенчивается. Во втором и третьем сравнениях говорится об обещании будущего воздаяния (2,10–12). 2 вкусить от плодов. См. ком. к 2,5. 2 воскресшего из мертвых. Воскресение Христа занимает центральное место в теологии Павла ( Рим. 6,4–10 ; 1Кор. 15,12–22 ). В данном случае о воскресении говорится как об основе надежды (см. 2,11.12). от семени Давидова. В Иисусе исполняется обетование, что Бог даст одному из потомков Давида Царство, которому не будет конца ( 2Цар. 7,12–16 ; Мф. 1,1 ; Мк. 12,35 ; Лк. 1,32.33 ; Ин. 7,42 ; Деян. 2,30–36 ; Откр. 5,5 ). О Христе, Который родился от семени Давидова и открылся Сыном Божиим, см. Рим. 1,3.4 . 2 за которое я страдаю даже до уз, как злодей. См. ком. к 1,8. 2 избранных. Тех, кого Бог избрал, чтобы они уверовали во Христа. В данном случае это выражение может относиться, скорее, к тем, кто уже уверовал ( Тит. 1,1 ) и спасется через освящение и стойкость, нежели к тем, кто только еще уверует и возродится к новой жизни. спасение во Христе Иисусе. Спасение, которое приходит через веру в Иисуса Христа (3,15). с вечною славою. То же, что и жизнь вечная (2,11; Мф. 13,43 ; ком. к 1Тим. 1,16 ). 2 Верно слово. См. ком. к 1Тим. 1,15 . Далее следует, по-видимому, фрагмент из раннехристианского гимна. если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем. Указание на то, что уподобление Христу в смерти и воскресении Его залог жизни вечной ( Рим. 6,8 ). 2 если терпим. Указание на стойкость перед лицом тяжких испытаний (см. ст.10). то с Ним и царствовать будем. Новозаветный образ вечной славы (вечной жизни), которую христиане обретают через Христа ( Мф. 19,28 ; Рим. 5,17 ; Откр. 3,21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

12 И услышал о том Иеровоам. Т.е. о смерти Соломона (11,43). 12 Отец твой наложил на нас тяжкое иго. Выражение «тяжкое иго» характерно для описания притеснений израильтян со стороны иностранных правителей ( Лев. 26,13 ; Втор. 28,48 ; Ис. 9,4; 10,27; 14,25 ; Иер. 27,8.11 ; Иез. 34,27 ). Таким образом, в этих словах звучит осуждение политики Соломона, обрекшего свой собственный народ на лишения (см. 5,13–15; 11,28 и ком.). 12 если ты на сей день будешь слугою народу сему. Наделенный большой властью, царь израильский должен был верой и правдой служить и Богу, и Его народу ( Втор. 17,14–20 ; Пс. 71 ). 12 мой мизинец толще чресл отца моего. Этот ответ не оставлял никаких сомнений в том, что иго Ровоама будет еще тяжелее, чем Соломоново (ст. 11). 12 наказывать вас скорпионами. «Скорпионом», по-видимому, называлась специальная плетка с крючьями. 12 говорил он по совету молодых людей. Ровоам отверг здравый совет старцев. 12 ибо так суждено было Господом. Повествователь не оправдывает поступков Ровоама, ссылаясь на Божественное провидение. Скорее, он говорит о том, что Бог определяет судьбу Своего народа посредством человеческих поступков. И, таким образом, неверные шаги Ровоама служат Богу инструментом осуществления пророчества Ахии (11,29–39). 12 теперь знай свой дом, Давид. Северные колена отделились от Иудеи и вышли из-под власти потомков Давида. Подобный упрек, обращенный к самому Давиду, см. в 2Цар. 20,1 . 12 Только над сынами Израилевыми. Здесь обозначение «сыны Израилевы» относится к представителям северных колен, обосновавшимся на юге. 12 И послал царь Ровоам Адонирама. Ровоам поручает усмирение народного недовольства начальнику управления принудительного труда (в русском переводе: «начальнику над податями»). все Израильтяне. Т.е. представители северных колен (12,1). 12 до сего дня. Это выражение относится к периоду, предшествовавшему вавилонскому пленению (см. ком. к 8,8). 12 послали и призвали его в собрание. В собрании в Сихеме Иеровоам, как видно, не играл важной роли. Но поставленный на царство, принял ответственность за судьбу израильтян (ст. 25–33).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

26:29–32 Судебно-административные функции левитов были определены законом Моисеевым ( Втор. 17,8–13 ; см. также ком. к 2Пар. 17,7.8 и 19,5–11). Глава 27 27:1–34 В данной главе летописец обращается к назначению Давидом военачальников (27,1–15), начальников над коленами Израилевыми (27,16–24), начальников отделов государственного хозяйственного управления (управляющих имением, 27,25–31) и царских советников (27,32–34). Забота Давида о всестороннем устройстве жизни государства явилась начальным вкладом в осуществленное Соломоном строительство храма (см. ком. к 22,5). 27 приходя и отходя каждый месяц. В организации воинской службы существовало чередование (ротация) обязанностей подобно тому, как это было в организации служения священников (см. ком. к 24,7–18). 27:2–15 двадцать четыре тысячи. См. ком. к 12,23–37. Из названных здесь начальников многие фигурируют в 11,11–47 (ср. 2Цар. 23,8–39 ). 27:16–22 над коленами Израилевыми... вожди колен Израилевых. По непонятным причинам летописец не упоминает колена Гада и Асира. 27:23–24 В этих стихах имеется в виду осуществленная Давидом перепись, о которой говорится в 21,1 22,1 (см. 2Цар. 24 ). Поскольку перепись оказалась неугодна Богу, ее результаты не были вписаны в официальную летопись. 27:25–31 Этот, по всей видимости, далеко не полный перечень приводится летописцем с целью показать, какие несметные богатства собрал Давид в процессе приготовлений к строительству храма (см. ком. к 22,5). 27:32–34 Приводя перечень ближайших советников Давида (ср. 18,14–17), летописец стремится показать, как хорошо было организовано управление государством, перешедшим Соломону от отца. Израиль: география. Глава 28 2829,20 Летописец переходит к последнему обращению Давида к Соломону и вождям Израиля. Давид дает поручения присутствующим (28,1–21), сообщает о даровании им сокровищ для храма и подвигает на пожертвования вождей народа (29,1–9), а в завершение обращается к Богу с молитвой благодарения и ходатайством о Соломоне (см. ком. к 22,2 29,20).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

8 вот какие будут права царя. Злоупотребления, о которых говорится в ст. 11–17, имели место у соседних с Израилем народов. к колесницам. См. 2Цар. 8,4; 15,1 ; 3Цар. 4,26; 10,26–29 . будут они бегать пред колесницами его. Ср. как поступали Авессалом ( 2Цар. 15,1 ) и Адония ( 3Цар. 1,5 ). 8:12–14 тысяченачальниками и пятидесятниками... поля ваши и виноградные и масличные сады ваши. См. ком. к 22,7. 8:15–17 возьмет десятую часть. Требуя себе десятую часть урожая, царь либо присвоит то, что принадлежит Богу (см. Лев. 27,30–32 ; Втор. 14,22.28 ), либо возложит на плечи народа груз новых податей. 8 не будет Господь отвечать вам. Исходя из последствий описанных здесь событий, предпочтение Израилем земного царя Господу в религиозном смысле равнозначно отвержению Господа во имя поклонения ложным богам ( Суд. 10,10–14 ). 8 как прочие народы. См. ком. к ст. 5. вести войны наши. Данные слова явно противопоставлены выражению «войны Господни» (18,17; 25,28). 8 послушай голоса их, и поставь им царя. Господь не противодействует свободному волеизъявлению Своего народа. По милости Своей Он готов дать народу царя и благословить его, но этот царь будет не таким, каким он представляете народу (см. ком. к 10,1.7). Поскольку в данной ситуации воцарение земного царя сопряжено с изменой Богу, Израилю предстоит пострадать в его правление так же, как страдали под своими царями прочие народы. Глава 9 9 Был некто из сынов Вениамина. Слова, открывающие повествование о Сауле, почти совпадают с теми, которыми начинался рассказ о рождении Самуила (1,1). В обоих случаях сначала говорится об отце, который и у Самуила, и у Саула занимал видное место в израильском обществе. Об отце Самуила сказано также, что он был человеком весьма благочестивым (1,3–5), тогда как во втором случае ничего подобного не говорится, а повествование переходит непосредственно к Саулу (ст. 2), причем речь ведется исключительно о его внешности. Ближайшую параллель этому месту составляет начало повествования об Авессаломе в 2Цар. 14,25.26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

2 не знали. В древнееврейском тексте здесь использовано то же слово, что и в 3,7, благодаря чему возникает противопоставление сыновей Илия юному Самуилу. 2 долга священников. См. Лев. 7,28–36 ; Втор. 18,3 . 2 прежде, нежели сожигали тук. Со времени приношения Авелем «от первородных стада своего и от тука их» ( Быт. 4,4 ) тук, т.е. жир, считался лучшей частью жертвенного животного. В качестве лучшей части он, естественным образом, предназначался Богу. Священникам предписывалось сжигать тук на жертвеннике, производя этим приятное Господу благоухание ( Лев. 3,16; 7,31 ). Употреблять же его в пищу, как и кровь, строжайше воспрещалось ( Лев. 3,17 ; ср. 7,33; Иез. 39,19; 44,7.15 ); о тех, кто вздумал бы нарушить этот запрет, сказано: «истребится душа та из народа своего» ( Лев. 7,25 ). 2 Отрок же Самуил. Злоупотреблениям сыновей Илия противопоставляете благочестивое служение как Самуила, так и самого престарелого Илия, должным образом благословляющего Елкану и его жену (ст. 20). льняной ефод. Своего рода передник, бывший частью облачения священника при исполнении им обязанностей в храме (ср. 22,18). Ефод, в частности, был на царе Давиде во время торжественного перенесения ковчега завета в Иерусалим ( 2Цар. 6,14 ; см. ком. к 2,28). 2 Верхнюю одежду. Поверх льняного ефода священники надевали особого рода верхнюю одежду, в ношении которой также заключался некий сакральный смысл. Данное место не единственное в книге упоминание об одежде Самуила. Так, например, когда Саул отрывает кусок одежды пророка, тот объясняет это происшествие как знамение того, что Господь отторгнет от Саула его царство (15,27.28). В 28,14 Саул узнает Самуила, когда ему сообщают о «престарелом муже, одетом в длинную одежду» (см. ком. к 19,24). 2 даст тебе Господь... ты отдал Господу. Эти слова Илия перекликаются со словами Анны (1,27.28). Оба слова имеют основу, от которой образовано им «Саул» (см. Введение: Характерные особенности и темы). 2 возрастал у Господа. Это же древнееврейское выражение, использовано в ст. 26 в составе фразы: «в благоволение у Господа и у людей».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Я буду с тобою. Эти слова служат заверением в том, что Божия помощь будет сопутствовать Иеровоаму ( Втор. 31,8.23 ; Суд. 2,18; 6,12.16 ; 1Цар. 3,19 ; 2Цар. 5,10; 7,9 ). 11 смирю Я род Давидов за сие. Разделение царства послужит потомкам Давида наказанием, которое заставит их извлечь для себя урок из ошибок предков. но не на все дни. Эти слова предполагают восстановление в будущем власти дома Давидова. Попытка возвращения себе власти над всем Израилем была предпринята уже Иосией, царем иудейским (4 Цар., гл. 22; 23), но она окончилась неудачей ( 4Цар. 23,29.30 ). Пророки уповали на возрождение царства Давидова ( Иер. 30,9 ; Иез. 34,23; 37,15–28 ; Ос. 3,5 ; Ам. 9,11.12 ). Их чаяния исполнились в Иисусе Христе ( Мф. 1,1 ; Мк. 1,1 ). 11 убежал в Египет к Сусакиму. Сусаким преемник того фараона, с которым Соломон в свое время заключил союз, взяв в жены его дочь (см. ком. к 3,1). Сусаким был основателем XXII династии и правил с 945 по 924 г. до Р.Х. (14,25.26). 11 описаны в книге дел Соломоновых. Эта книга один из не дошедших до наших дней источников, использованных автором Третьей и Четвертой книг Царств (см. Введение: Время и обстоятельства написания). 11 Времени царствования Соломонова ... было сорок лет. Приблизительно 970–930 гг. до Р.Х. Глава 12 12:1–24 Своим отказом облегчить бремя, возложенное на народ его отцом Соломоном, Ровоам спровоцировал отделение северных колен, которое и привело к образованию из единого царства двух северного, или Израильского, и южного, или Иудейского. 12 Сихем. Крупный израильский город ( Нав. 24,1–33 ) на севере владений колена Ефремова, приблизительно в шестидесяти километрах от Иерусалима. чтобы воцарить его. Жители северных земель не хотели безоговорочно соглашаться с переходом власти от Соломона к его сыну и наследнику Ровоаму, желая испытать, насколько он как царь будет отвечать их интересам. Поэтому Ровоам отправился в Сихем для встречи с их представителями. Прецеденты в истории Израиля уже были провозглашение царем Саула ( 1Цар. 11,15 ) и завет, который заключил Давид со старейшинами северных колен ( 2Цар. 5,1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Ам. 3,8 ; 1Кор. 9,16 ; 2Кор. 5,14 ). 20 с городами, которые разрушил Господь. Содом и Гоморра, уже ставшие «притчей во языцех» ( Ис. 1,9 ; Ам. 4,11 ). Глава 21 2124,10 Эти главы повествуют о конце династии Давида, ясно показывая, что ее бедственная участь определена Богом как суд за грехи царей и народ иудейского. Иеремия обличает ложных пророков, которые вводят в заблуждение народ (23,1–40), но вместе с тем в его проповеди звучит надежда на то, что Господь, по обетованию Своему, соберет остаток народа, во главе которого встанет «праведная Отрасль» дома Давидова (23,3–8). Оба пророчества о суде и о будущем возвращении повторяются в видении Иеремии о двух корзинах со смоквами (24,1–10). 21 Седекия. Имя царя означает «Господь моя правда». прислал к нему. Седекия обнаруживает свою зависимость от Иеремии, однако царю не хватает нравственной силы, дабы повиноваться пророку (37,3.21; 38,5.14.19.24–26). Пасхора. См. ком. к 20,1. Софонию. Речь идет не о пророке Софонии (см. 19,25.29; 37,3; 52,24). 21 Навуходоносор. Навуходоносор царствовал в Вавилоне в 605–562 гг. до Р.Х.; его имя образовано от имени вавилонского божества Наву (или Нево). См. Ис. 46,1 ; Дан. 1,1 . воюет против нас. Седекия был ставленником Навуходоносора (37,1), позднее он восстал против своего покровителя, что привело к новым нашествиям. 21 Сам буду воевать против вас рукою простертою и мышцею крепкою. Эти слова изображают картину священной войны Божией, обратившейся против Его народа ( Втор. 4,34; 5,15; 7,19 ; Ам. 5,18 ). во гневе и в ярости и в великом негодовании. См. Втор. 29,23 . 21 путь жизни и путь смерти. См. Втор. 30,15.19 . 21 производите суд. См. 9,24. Здесь подразумевается в равной степени и царский суд, и суд Царя-Мессии (23,5; 2Цар. 8,15 ; 3Цар. 3,28 ; Пс. 71,1.2 ). спасайте... обидчика. Ср. 22,3. 21 скала равнины. Сравнительно надежное в оборонительном смысле расположение Иерусалима (стоящего на возвышенности и окруженного долинами с трех сторон, однако совсем не защищенного с севера) давало повод для самоуспокоения (7,4).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

сына Иосифова. Упоминание о том, что Иосиф стал законным приемным отцом Иисуса ( Мф. 1,24 ). 1 из Назарета может ли быть что доброе? Галилею, в которой находится Назарет, правоверные иудеи называли «языческой» ( Ис. 9,11 ), т.к. в ней проживало много язычников. Жителей Галилеи презирали за смешанное происхождение (7,52; Деян. 2,7 ). 1 подлинно Израильтянин. Слово «подлинно» может означать, что Нафанаил был истинным израильтянином в том смысле, что он собирался встречать Того, Кого ожидал весь Израиль (см. ком. к 4,24). Оно также может быть связано со ст. 50 и 51, где «подлинно Израильтянину» обещается переживание, сходное с тем, которое выпало первому человеку, носившему имя Израиль ( Быт. 28,12; 32,28 ). 1 Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Нафанаил пришел к Иисусу, чтобы утвердиться в вере, и продемонстрированное Иисусом знание развеяло все его сомнения. Сын Божий. Это мессианский титул Христа ( 2Цар. 7,14 ; Пс. 2,7; 88,28 ). Царь Израилев. Также мессианский титул (см. 12,13). В несколько измененном виде его произнесли волхвы ( Мф. 2,2 ) и Пилат, начертавший надпись на кресте Иисуса (19,19). Свою высшую форму этот титул обрел в имени «Господь господствующих и Царь царей» ( Откр. 17,14; 19,16 ). 1 больше сего. Земные чудеса Иисуса служили знамениями Его божественного достоинства. 1:51 будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих. В этом стихе содержится аллюзия на видение Иаковом лестницы между землей и небом, по которой «восходили и нисходили» ангелы Божии ( Быт. 28,10–15 ). По свидетельству Иисуса, Он Сам представляет ту реальность, на которую указывала лестница Иакова. Он мост, соединяющий небо и землю и восстанавливающий утраченное в Едемском саду, когда Адам и Ева были изгнаны из Божия присутствия. Сыну Человеческому. Это самоопределение Иисуса, которым Он чаще всего пользовался, действительно подчеркивает Его человеческую природу, но в более специфическом смысле оно характеризует Его роль и достоинство Мессии (см. ком. к Мк. 2,10 ). Глава 2

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

4 дочь Едома. Едом один из исторических врагов Израиля. Истоки вражды в древнем кровном родстве (Едом он же Исав, брат Иакова, Исх. 25,30 ). Но в свое время падет и Едом (ср. Иер. 49,7–22 ). 4 наказание за беззаконие твое кончилось. Иначе: «беззаконие твое кончилось». Благодаря Божиему милосердию и состраданию беззаконие Его народа прекратится, и он, в отличие от Едома, будет спасен (см. Ис. 40,2 и Иер. 49,7–22 ). Глава 5 5:1–22 Рассказывая о последствиях упадка Сиона, пророк еще раз призывает к возрождению. 5 Вспомни... над нами совершилось. Сион более не испытывает мук осады опустошения (как в гл. 4), но вслед за военным вторжением наступило время новых суровых и унизительных испытаний. 5 Наследие наше. Наследием, данным Израилю от Бога, является земля (ср. Втор. 4,21; 12,9 ), территория же Иудеи дана племени Иудину ( Нав. 15,20–63 ). чужим... иноплеменным. Земля была дана в удел непосредственно Израилю, которому, чтобы владеть ею, пришлось изгонять иноплеменников. 5 сиротами... вдовы. Сироты и вдовы были самой беззащитной и зависимой частью общества, поскольку их положение не предусматривало доступа к долевому участию в пользовании землей ( Втор. 14,28.29 ). Не сумев позаботиться о сиротах вдовах, греховный Израиль сам должен испытать их судьбу. 5 за деньги. Ситуация, переосмысляющая Втор. 6,10.11 (ср. Втор. 8,7–10 ) и в особенности Нав. 9,21–23 . 5 не имеем отдыха. Ср. Втор. 12,9 . Покой является неотъемлемой частью Божиего благословения (ср. 1,3). 5 Египтянам ... Ассириянам. Напоминание о вассальной зависимости, часто принимавшейся добровольно (см. 4,17 и ком.; ср. также 2Цар. 18,14 ). 5 Отцы наши грешили... мы несем наказание. Ср. Иер. 31,29.30 . Каждый человек и каждое поколение несут груз собственных грехов, а не только грехов предыдущих поколений. 5 Рабы. Уничижительное упоминание вавилонян подразумевает, что нынешнее состояние не соответствует истинным взаимоотношениям между Богом, Израилем и другими народами. Израиль это народ, в действительности освобожденный от рабства ( Втор. 15,12–18 ); рабами же являются те, кто не служит истинному Богу (см. 1,1 и ком.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Флп. 2:8 ), чтобы и вы также мудрствовали, изнуряясь и смиряясь и в мыслях, и в делах, и в словах, и в движениях. Господь Иисус Христос В чем заключается божественная и истинная слава? Только в бесчестии пред людьми ради Бога. И в чем, братия мои, честь и добрая слава монаха, как не в том, чтобы бесчестить себя ради Бога и являться в числе презренных, ибо Спаситель мой и Бог избрал смиренное и уничиженное, чтобы посрамить славное и богатое в людях (см. 1Кор. 1:28 ). Поэтому Он родился в вертепе, был положен в яслях, назывался сыном плотника, именовался Назарянином, носил лишь малый хитон и плащ, ходил пешком, трудился, был побиваем камнями от иудеев (см. Ин. 10:31 ), поруган, схвачен, распят, прободен, погребен и, наконец, воскрес, чтобы и нас, братия мои, убедить избрать то же самое, что и Он, пред Ангелами Его (см. Лк. 12:8; 15:10 ), чтобы увенчаться нам в Царстве Небесном, в Самом Христе, Господе нашем, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно во веки веков. Аминь. Оглашение 79 Об обещании постригающихся пред Богом Монашеский постриг Отцы мои, братия и чада. Вы прекрасный народ, если [ваш] руководитель [управляет] о Господе, и прекраснейшая паства, если [ваш] предводитель – лучший пастырь. Но, зная, что это – небесная высота, а я – слаб, испорчен и легко победим, я начинаю бояться, дрожу и недоумеваю пред глубиною мудрости в нем [пастырстве], силы и знания (см. Рим. 11:33 ). Кто же мне, отцы мои, придет на помощь? Кто будет содействовать? На кого мне взирать? На ком мне успокаиваться? Тесна ми суть отвсюду ( 2Цар. 24:14 ). Нет [правильного] образа жизни, нет слова. Очи мои перестали надеяться на Бога моего. Умножишася паче влас главы моея грехи мои ( Пс. 39:13 ; см. Пс. 68:4–5 ). Может быть, вы считаете меня пустым человеком (правда – я таков) и думаете, что я преувеличиваю? Да не будет, не думайте так, ибо от избытка сердца уста глаголют ( Мф. 12:34 ). Это я сказал, чтобы вы, зная о такой моей слабости, труде и борьбе, сообща поддержали бы, подвизались и соревновались, вместе бы бежали и стали для меня спасительной защитой, крепостью и неодолимой силой.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010