Таким образом в словах пр. Иеремии – Давида царя их возставлю им, по сравнению с указанными словами пророков Осии и Иезекииля, в приложении к временам Мессианским, нужно видеть пророчество о воцарении Иисуса Христа, сына Давидова ( 2Цар. 7:14 ; Мф. 1:1 ) на престоле Давида отца своего ( Лк. 1:32 ). 10–11 ст. В виду только что высказанного обетования о восстановлении политической самостоятельности еврейского народа по окончании того плена, которому он в скором времени имеет подвергнуться, – пророк внушает обличаемому им народу, чтобы он не слишком страшился предстоящих ему бедствий. " Посему (сего ради, т. е. в виду высказанного обетования – 8–9 ст.) не бойся и не страшись, Израиль, говорит Господь, ибо Я спасу тебя и потомство твое из земли пленения: и возвратится оттуда Израиль и снова будет жить в мире (почиет), в довольстве (всякаго добра исполнен будет) и безбоязненно (не будет устрашаяй тя, 10 ст. ср. 33:16; 46:27). Ибо Я с тобою, говорит Господь, чтобы спасать тебя, ибо Я совершенно истреблю (сотворю скончание во всех языцех) все народы, среди которых рассеял тебя; а тебя (Израиля) не истреблю совсем (не сотворю в скончание); совершенно без наказания не оставлю (очищая не очищу), но накажу, сколько требует правосудие» (накажу с суде – 11 ст. ср. 46:28). Начало исполнения этих обетований, по свидетельству самого пророка, нужно относить ко времени окончания 70-летнего плена вавилонского: егда исполнятся в Вавилоне седмьдесят лет, посещу вас, и уставлю словеса Моя на вас, еже возвратити люди Моя на место сие. И помышлю на вы помышление мира, а не злая, еже дати вам сия ( Иер. 29:10–11 ). Далее (12–17 ст.) содержится подробное раскрытие мысли 11-го стиха: бедствия, предстоящие народу иудейскому, будут праведным воздаянием за множество грехов его, а вместе и врачевством против этих грехов; народ иудейский вразумится этою карою и потому не погибнет в конец, народы же, угнетающие его, в наказание за это понесут достойное возмездие. 12–13 ст. Пророк от имени Божия (тако глаголет Господь) говорит, что народу иудейскому предстоит понести особенно болезненную язву, так как Сам Господь растравил его рану (12 ст.), так что и другой никто не поможет Израилю в этом бедствии, да и те средства, какие он сам будет принимать, не помогут (13 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Потом, показывая всемогущество Владыки, присовокупил: «и умалена мала сия пред Тобою суть, Господи мой, Господи» ( 2Цар.7:19 ), – т.е. удивился я чрезмерности обетований, обратив взор на себя самого, но и это мало в сравнении с Твоим могуществом. Потом, продолжив хвалебную песнь и умоляя подтвердить обетование, присовокупил: «и ныне, Господи мой, Господи, слово, еже глаголал еси о рабе Твоем и о доме его, увери до века» ( 2Цар.7:25 ). А что умолял он о подтверждении сказанного обетования, свидетельствует о сем присовокупленное: «яко Ты Господь Вседержитель Бог Израилев, отверзл еси ухо рабу Твоему, глаголя: дом оный созижду тебе» ( 2Цар. 7:27 ), – т.е. Ты открыл неведущему, что созиждешь дом оный, ради которого буду я славен у всех человеков; умоляю же подтвердить сие обетование. Вопрос 22. Как должно разуметь сказанное: «порази Давид Моава, и размери их ужами, положив их на земли» (2Цар.8:2)? Божественный закон повелевает царям не иметь в употреблении многих коней ( Втор.17:16 ), чтобы надеяться не на них, но на Божию силу. Соблюдая закон сей, Давид разрушил большую часть колесниц. Но можно слышать, как и в псалмах воспевает и говорит он: «не спасается царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея. Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется» ( Пс.32:16–17 ). Исполнил же Давид и благословение патриарха Исаака, данное Иакову, когда сказал он: «буди господин брату твоему» ( Быт.27:29 ). И Давид порази Идумею и постави в ней стражу ( 2Цар.8:13–14 ). Сказанное же: «во всей Идумеи поставил подстерегающих» означает, что в каждом городе поставил стражей, ибо воинов, которых иные называют поставленными в засаде, писатель наименовал подстерегающими. Потом присовокупил: «и быша вси идумеане раби Давиду» ( 2Цар.8:14 ). Так исполнил он праотеческое предречение. Писатель же, намереваясь повествовать, как сей божественный муж впал в беззаконие, почел необходимым показать прежде добродетель мужа, давая нам знать, что это было прегрешением не всегдашнего, но случайного направления воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

30 двести же человек остановились... не в силах перейти. Воины Давида были утомлены длительным переходом от Афека (29,1–11) до потока Восор. 30 в полуденную часть Керети. См. ком. к 27,10. в полуденную часть Халева. Халев, сын Иефоннии, впервые упоминается в Чис. 13,7 среди разведчиков, посланных «высмотреть землю Ханаанскую». В Чис. 14,24 о нем говорится как об одном из тех, кто «совершенно повиновался» Господу и кто поэтому вошел в землю обетованную, и «семя его» наследовало ее. Владения Халева включали Хеврон и его окрестности ( Нав. 14,13.14 ; Суд. 1,20 ). Возможно, и другие города южнее Хеврона также были частью владений Халева. 30 И не пропало у них ничего. Это еще одно убедительное свидетельство того, что Господь не перестает заботиться о судьбе Давида (ст. 2). 30 у потока Восор. См. ком. к 30,9. 30 Господь дал нам это. Давид признает этими словами, что победа над амаликитянами и освобождение семей заслуга не его, а Господа. 30 и послал из добычи к старейшинам Иудиным. Подобную щедрость Давида можно объяснить признательностью за помощь, оказанную ему во время бегства от Саула (ст. 31); однако следует отметить и то, что именно в местности, где находились перечисленные в ст. 27–31 города, Давида впервые признают царем ( 2Цар. 2,1–4 ). 30:27–31 Как сказано в ст. 31, во всех этих городах Давид успел побывать, когда скитался по стране, спасаясь от Саула. Глава 31 31 и побежали мужи Израильские... и пали пораженные. Эта фраза заставляет вспомнить о сказанном в 17,52: «И падали поражаемые Филистимляне». Тогда речь шла о тех временах, когда удача была на стороне возглавляемых Саулом израильтян. Знаменательно, однако, что самой крупной за время правления Саула победой над филистимлянами израильтяне были обязаны подвигам Давида (17,51–54; 18,6.7). 31 Ионафана, и Аминодава, и Малхисуа, сыновей Саула. В 14,49 в перечислении детей Саула пропущен Аминодав, но зато упомянут Иессуй, которого, вероятно, можно отождествить с Иевосфеем, единственным сыном Саула, избежавшим гибели на горе Гелвуе. О его участии более ничего не говорится. В 1Пар. 8,33 при перечислении сыновей Саула встречается имя Ешбаал, которое, по всей видимости, затем и было изменено на Иевосфей («человек позора»), дабы избежать ассоциаций с именем хананейского божества Ваала (ср. Мемфивосфей в 2Цар. 4,4 ; Иероваал в 2Цар. 11,21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

3Цар.2:27 ). При судье Самуиле израильтяне при поддержке Яхве одерживают важную победу над филистимлянами ( 1Цар.7:2–14 ). Когда израильтяне требуют себе царя, подобно прочим народам, Самуил обращается к Яхве и получает ясный ответ ( 1Цар.8:6–8 ). В том же духе выдержана вступительная речь Самуила перед народным собранием в Массифе ( 1Цар.10:18 , 19а). Еще гораздо более длинную речь держит Самуил, когда народ ставит царем Саула ( 1Цар.12:1–25 ). Слова, в которых Самуил высказывается в Гилгале против власти Саула, также близки девтерономическому стилю ( 1Цар.13:13, 14 ). Резкая критика Самуила после победы Саула над амаликитянами настолько выделяется в соответствующем рассказе, что можно предположить девтерономическую редакцию ( 1Цар.15:1–35 ). В том же стиле написаны и некоторые слова, произносимые Самуилом, вызванным из царства мертвых ( 1Цар.28:15–18 ). После предсказаний Нафана Давиду тот молится об исполнении обетований все в том же девтерономическом стиле ( 2Цар.7:18–29 ). Внутри новеллы о Вирсавии и Соломоне девторономическая редакция существенно расширила (12:7b–12) краткий диалог Нафана и Давида ( 2Цар.12:1 –7а), а смертный приговор был превращен в возвещение о восстании Авессалома. 3. Богословие 3.1 Критика царской власти В Книгах Самуила по различным поводам высказывается критика в адрес царской власти. Самый древний и самый жесткий из этих текстов – критика Давида за прелюбодеяние и убийство ( 2Цар.11 ), за интригу, ведущую к помазанию Соломона и беспощадное уничтожение своих противников ( 3Цар.2:13–23, 25, 2:28 –31а, 34, 35а). Очевидно, в Израиле уже очень рано были противники монархии (ср. 1Цар.10:27 ), которые утверждались в своей правоте при виде преступлений, совершаемых при иерусалимском дворе. С течением времени критические высказывания приобретают все более обобщенный характер. К началу или середине царской эпохи относится т.н. царское право, о котором оповещает израильтян Самуил, желая отвратить их от желания иметь царя ( 1Цар.8:11–17 ). По представлениям, изложенным в этом тексте, царь может лишь уменьшить доходы зажиточных крестьян.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Для того, чтобы сделать места погребения более заметными издали и предохранить от приближения к ним путников, над ними ставили особые памятники, и эти памятники в определенные сроки белили (ср. Мф. 23:27 ). Таким сроком во время образования мишны считался месяц Адар, последний месяц года (Маасер шени, V, 1; Шекалим, I, 1). «Почему, говорится в талмуде, гробницы белят в месяце Адаре?» «Потому, что подобно тому, как прокаженный кричит: «нечист, нечист», – так этим белым цветом и тебе говорят: «не приближайся!» (Иерус. Маасар Шени, f. 55, в). Самый обряд погребения совершался таким образом. Гроб или одр с телом умершего поднимали его родственники или друзья, или особо к тому назначенные лица ( Лк. 7:14 ; Деян. 5:6, 10 ) и несли к месту погребения. За гробом шли ближайшие родственники и знакомые умершего ( 2Цар. 3:31 ; Моэд катон, f. 24, а), с плачем и выражением скорби, иногда в разодранных платьях и с пеплом или земным прахом на голове ( Лев. 10:6 ; 2Цар. 3:32 ; 3Цар. 13:29–30 ) 244 . Для оплакивания умершего иногда нанимались особые плакальщицы ( Иер. 9:17 ), а также особые музыканты, игравшие на флейте или свирели в печальном тоне ( Мф. 9:23 ). Во время образования мишны самый бедный еврей, в случае смерти жены, при ее погребении, должен был нанять по крайней мере двух играющих на свирели и одну плакальщицу (Кетубот, IV, 4). Плакальщицы и знакомые, идя за гробом, обычно выкрикивали особые причитания ( Иер. 12:18 ; Ам. 5:16 ), в которых так или иначе отмечались хорошие качества или добрые дела умершего (ср. 2Цар. 3:33–34 ). Произносились ли какие-либо молитвы у древних евреев при положении тела в гробницу или опускании в могилу, об этом нет ясных свидетельств 245 . После погребения, родственниками погребенного устраивалась для друзей и знакомых особая трапеза, называемая «похоронным хлебом» ( Ос. 9:7 ; Иез. 24:17 ). Вовремя этой трапезы впоследствии раввинами было дозволено выпивать, как в пасхальную вечерю, за столом десять чаш: две прежде трапезы, пять – во время самой трапезы и три после нее (Иер. Берахот, 6, а).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

По предмету Как само в себе доброе по–видимому действие без благоугодной цели предосудительно ( Иак. 4:3 ): просите, и не приемлете, зане зл просите, да в сластех ваших иждивете, так добрая цель, хотя в случае неведения или намеренного заблуждения может извинить, но не может оправдать и сделать правым неправое действие. Недолжно делать зло, чтобы вышло добро ( Рим. 3:8 ). Ревность по Боге не по разуму ( Рим. 10:2 ). Служение Богу убийством людей ( Ин. 16:2 ) ( Деян. 26:9–11 ). Чествование Бога в образе тлнного человка и птиц и четвероногих и гадов ( Рим. 1:23 ) суть действия нечестивые и богопротивные, не смотря на видимое выражение в них благочестия. Одно и то же действие смотря по различному предмету, которое бывает обращено по различному состоянию действующего и по различному влиянию и следствиям переменяет в свое качество. При собственной нужде снабдить в нужде ближнего есть дело совершенного милосердия, а снабдить врага есть дело не только милосердия, но истинной христианской любви и незлобия ( Лк. 10:9, 15 ). Малое подаяние от скудости лучше богатого подаяния от избытка ( Мк. 12:44 ). Кто сотворит и научит, тот велий наречется в царствии небеснем ( Мф. 5:19 ). А кто не только сам согрешит, но и других многих введет в грех , тот столь же великую на себя навлекает погибель 6 , сколь многих примером своим подвергает погибели ( 3Цар. 12:28, 30 ) ( 4Цар. 17:27 ). По отношению к действующему лицу Высшее состояние и звание, большая мера познания и самая большая возможность и удобство делать добро обязывают к большей и высшей деятельности: Кому дано будет много, от того много взыщется, кому больше вверено, с того и больше спросят ( Лк. 12:48 ). Кто разумеет делать добро и не делает, тот тяжко грешит ( Лк. 14:17 ). Кто хвалится в законе по Боге, а преступлением закона бесчествует Бога, тот хулит имя Божие ( Рим. 13:17–14 ). Отселе как добрые дела добрых правителей выше и благодетельнее, нежели дела частных людей: так и пороки [их] пагубнее и вредоноснее, нежели пороки последних ( 2Цар. 24:17 ) ( Ис. 1:23 ) ( Мф. 25:2 ). ( 2Цар. 24:17 ) ( Ис. 1:23 ) ( Мф. 25:2 ). Что составляет священную обязанность для одного состояния, то становится преступлением для другого ( 1Цар. 26:18 ). Что невозбранно совершает муж, то не позволено жене ( 1Кор. 14:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

11 У евреев эта страна была известна под именем Миираим от имени второго сына Хамова, который вероятно, с своим потомством был первым поселенцем этой страны. Еще во времена Авраама египтяне и евреи находились между собою в сношениях ( Быт.12:10–20 ). После возвращения евреев из египетского рабства, об отношениях этих двух народов история умалчивает. За 1000 лет до Р.Х., египетский царь дал в замужество Соломону дочь свою и в приданное город Газер отнятый им у хананеев ( 3Цар.3:1, 9:16 ). Преемник его Сисак разбил войско Ровоама, взял Иерусалим и наложил дань на Иудею ( 2Пар.12:1–14 ). Царь Осия искал союза с Сигором, царем египетским против Салманассара ( 4Цар.17:4 ). Пророки часто возвещали уничтожение Египту ( Пс.19 ; Иер.41 ; Иез.30:32 ; Дан.11:42 ). Угрозы их начали исполнятся при фараоне Нехао, который, после поражения, нанесенного им Иудее при царе Иосии, был побежден Навуходоносором при Кархемисе ( 2Пар.35:20, 36:1–4 ; Иер.46:2 ). Навуходоносор два раза опустошал Египет, который был наконец покорен при фараоне Хорре. Жители Египта, переселенные в Вавилон, оставались в плену в продолжении 40 лет, до времен Кира. После Египет перешел во власть персов, а затем подчинился Александру Македонскому. После смерти его, Египет достался в удел Птоломею Сотеру, одному из полководцев Александра Македонского; в это время иудеев так много было в Египте, что некоторые полагают это время началом исполнения пророчества Исаии об обращении Египта ко Господу. Незадолго пред Р.Х. римляне овладели Египтом. 12 Эдом или Идумея была страна, населенная потомками Исава ( Быт.25:30–34 ) и находившаяся между Мертвым и Красным морем, на юго-восток от Палестины. Идумеяне, не смотря на свое племенное родство с евреями, были в постоянной вражде друг с другом. Эта вражда уже высказалась при путешествии евреев из Египта в Палестину ( Чис.20:14–21 ). Саул вел с ними войну. Давид сделал их данниками, убил из них 18000 человек, a Иоав военачальник Давидов истребил все мужское население Идумеи. В это время Адад из царского идумейского рода, убежал в Египет. Господь воздвиг его против Соломона ( 1Цар.14:47 ; 2Цар.8:15 ; 3Цар.11:14–17 ). Несмотря на это идумеяне были еще данниками во времена Иосафата, с которым они участвовали в воине против Моавитян; но они отложились при сыне его Иораме ( 3Цар.22:48 ; 4Цар.3:9–27, 8:16–22 ). Отселе они часто воевали с Иудеей. Амасия сильно поразил их ( 4Цар.14:7 ; 2Пар.25:11–15 ). При Ахазе они находили на Иудею и увели не мало пленников. ( 2Пар.28:17 ). Они возбуждали халдеев против Иерусалима, но и сами скоро подпали халдейскому игу. После плена вавилонского, идумеяне не переставали враждовать с иудеями; Иоанн Гиркан заставил их принять обрезание и совершенно подчиниться власти иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Множицею брашася со мною от юности моей; на хребте моем делаше грешницы, продолжиша беззаконие свое Но я, укрепляемый и руководимый верою, постоянно к Тебе, Господь мой, возведох очи мои, мои ум и сердце. Се яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея: тако очи наши ко Господу Богу нашему, дондеже ущедрит ны Аминь. Преподобный Марк Подвижник. О законе духовном, гл. 13, 14; Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово о вере. Доброт., ч. 1 Лк. 18:35-43; Мк. 10:46-52 Мф. 15:14 2Пет. 1:19. Имамы известнейшее пророческое слово, ему же внимающе, якоже светилу, сиящу в темнем месте, добре творите, дондеже день озарит, и денница возсияет в сердцах ваших Рим. 10:17 Пс. 43:14-17 2Цар. 10:12 1Цар. 2:9 Деян. 20:24 3-е прошение на малой ектений Лествица. Слово 28-е Иов 38:11 Заимствовано из 28-го слова Лествицы Ин. 16:7-14 Ин. 16:7-14 Ин. 16:7-14 Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 24. Доброт., ч. 2 Никифор Монашествующий. Слово о трезвении и хранении сердца. Доброт., ч. 2 Пс. 6:9-11 Слово 2-е Слово о Вере. Доброт., ч. 1 Лествица. Слово 27-е Пс. 128:2-3 Пс. 122:1-2  Поучение в тридцать вторую неделю. О Закхее Прииде Сын человеческий взыскати и спасти погибшаго Возлюбленные братия! Эти, исполненные милосердия слова, слышанные нами сегодня в Евангелии, сказаны вочеловечившимся Богом о грешнике, которого праведный суд Божий нарек погибшим, который взыскан силою и благодатью искупления, внесен и вписан ею в число спасенных. Грешник — Закхей был мытарем и старейшиною мытарей. Он имел значительное богатство, как упоминает о том Евангелие, намекая этим на средства, которыми приобретено богатство. Мытарями назывались сборщики податей. Соблазнительны деньги! Блеск золота и серебра очаровывает очи Адамова потомка, зараженные греховностью, и где вращаются деньги, туда редко-редко не вкрадывается злоупотребление. Мытари, по большей части, вдавались в лихоимство. Когда лихоимство обратится в страсть, тогда оно позволяет себе все насилия, все угнетения ближнего. В помощь страсти лихоимства приходит страсть лукавства и лицемерства.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В канонических книгах Ветхого Завета Бог называется Отцом в общей сложности 15 раз ( Втор32:6 ; 2Цар.7:14 ; 1Пар.17:13; 22:10; 28:6 ; Пс.67:6; 88:27 ; Ис.63:16; 64:8 ; Иер.3:4, 19; 31:9 ; Мал.1:6; 2:10 ). Еще несколько случаев употребления имени «Отец» применительно к Богу мы находим в неканонических книгах ( Тов.13:4 ; Прем.14:3 ; Сир.23:1, 4; 3 Макк.6:2, 6). Имя «Отец» по отношению к Богу многократно употребляет Филон Александрийский и семь раз – Иосиф Флавий. Ориген , выдающийся знаток Священного Писания , провел специальное расследование, касающееся употребления слова «Отец» по отношению к Богу в Ветхом Завете. Своими выводами он делится с читателем на страницах трактата «О молитве»: Стоило бы расследовать тщательнее, есть ли в так называемом Ветхом Завете где-либо молитва , в которой Бога кто-нибудь называл бы Отцом, потому что поныне, несмотря на все наши изыскания, такой молитвы там мы не нашли. Мы не утверждаем того, что Бог не называется в Ветхом Завете Отцом или что считавшиеся за верных не называются там чадами Божиими; мы утверждаем только то, что нигде в Ветхом Завете мы не встречаемся с тем праводушным дерзновением, провозглашенным нашим Спасителем, которое уполномочивает нас в молитве называть Бога Отцом... Хотя Бог и называется [в Ветхом Завете] Отцом, а рожденные Богом через сообщение им слова веры – сынами Его, все-таки древние не были проникнуты сознанием постоянного и неизменного своего сыновства Богу 3 . Тертуллиан считает, что имя Бога Отца до пришествия в мир Христа не было известно: «Когда Моисей вопросил Бога, кто Он, то Он назвал Себя тогда другим именем. Имя Отца открылось для нас в Сыне Его, Который, по пришествии Своем, дал Богу новое имя, как Сам Он говорит: «открыл имя Твое человекам» ( Ин.17:6 ) 4 . В Новом Завете, напротив, имя «Отец» становится основным применительно к Богу: в этом отношении Новый Завет резко контрастирует с Ветхим. В Евангелиях Бог назван Отцом 174 раза, из них 109 раз у Иоанна, 44 у Матфея, 17 у Луки и 4 у Марка. В Евангелии от Матфея наибольшая концентрация употребления имени «Отец» применительно к Богу приходится на Нагорную проповедь: здесь оно встречается 17 раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ст. 7 – вершина отрывка 14:1 – 15:13. Здесь содержится основной призыв Павла к Римской церкви (принимайте друг друга), самое главное основание для такого призыва (Христос принял вас), и выражается самая высокая его цель (в славу Божию). Теперь Павел говорит еще об одной причине для взаимного принятия: речь идет о служении Христа, которое включает в себя как иудеев (8), так и язычников (9–12). Служение Иисуса «для обрезанных» (букв.; в NIV дается вполне законный вариант – «служение иудеям») – это служение, которое коренится в прошлом, но никоим образом не заканчивается (употребление перфекта глагола gegenesthai). Таким образом, Павел напоминает язычникам, что Христос продолжает заботиться об иудеях и взывает к ним (см.: 11:1,2,28,29). Однако служение Христа иудеям имеет и более высокую цель: оно совершается во имя Божьей верности Своим обетованиям: ради истины Божией (aletheia здесь означает «верность»; см. также: 3:4,7). Эти обетования отцам включают в себя благословения «многих народов» (4:16,17). Таким образом, если эти обетования подтверждаются, то язычники (9) получают возможность объединиться с иудеями в прославлении Божьего милосердия. Это так, и иудео–христиане должны признать, что приобщение язычников к Божьему народу представляет собой часть Божьего плана, и постараться ужиться с ними. Цитаты, приведенные в ст. 9–12, подчеркивают мысль Павла о том, что язычники входят в Божий народ. Слова из Пс. 17:50 (см. также: 2Цар. 22:50 ), цитируемые в ст. 9, Павел, вероятно, понимает как слова Мессии. Они предсказывают, что язычники окружат Мессию, когда Тот вознесет хвалу Богу. О присутствии язычников в мессианской общине пророчествует Писание, говоря о том, что они возвеселятся вместе с Израилем (10; Втор. 32:43 ), станут хвалить Господа (11; Пс. 116:1 ) и возложат свои надежды на Мессию – Корень Иессеев (12; Ис. 11:10 ). Кажется, что ст. 13 почти не вписывается в предыдущий контекст, однако молитвенное пожелание Павла (а именно так и можно назвать молитвы от 3–го лица), чтобы верующие Рима исполнились радости и мира, вполне уместно после того, что он только что сказал (см.: 14:17,19). Равным образом, акцент на надежде (см. также: ст. 4) вполне понятен как завершение увещаний апостола, в которых он говорил о нынешнем состоянии церкви и призывал ее членов сделать нелегкие шаги, чтобы его улучшить. 15:14 – 16:27 Завершение послания

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010