Завидя меня и опасаясь встречи со мной, вон бежаша от Мене. Многими из таковых я совсем забыт был и изгнан из сердца (забвен бых яко мертв от сердца), лишился места в их сердце, как умерший, о котором забывают, и стал для них подобен разбитому сосуду: бых яко сосуд погублен. Пс.30:14 Яко слышах гаждение многих живущих окрест: внегда собратися им вкупе на мя, прияти душу мою совещаша. Гаждение значит – злоречие, порицание, хула. Окрест значит – кругом, со всех сторон. Вкупе – вместе. В те дни (время гонения Саула и восстания Авессалома), продолжает Давид, посмеяния и хульные ругательства сыпались на меня со всех сторон. Я сам слышал злоречие и ругательства от многих. Здесь, конечно, припоминает поступок того Семея, который не только злословил Давида прямо в лицо, но даже дерзнул бросать в него камнями и грязью ( 2Цар.16:5–10 ). Хотя библейская история рассказывает один этот случай публичного порицания Давида, но самому ему, без сомнения, известны были и многие другие подобные случаи, почему он и говорит: слышах гаждение многих. Кроме того, было немало случаев, когда враги его собирались вместе для совещания о том чтобы лишить жизни Давида, убить его ( 2Цар.17:1–4 ). О чем он и говорит: внегда собратися им вкупе на мя, прияти душу мою совещаша. Прияти душу и значит: отнять жизнь. В Ветхом Завете заповедано было чрез Моисея пророка, чтобы священники передавали благословение Господне, а с ним вместе и милость Божию людям, чрез возложение на них имени Божия, с произнесением слов: «Да благословит тя Господь и сохранит тя: да просветит Господь лице Свое на тя и помилует тя...» ( Чис.6:24–27 ; Сир.50:22 ). Поэтому и изречение псалмопевца: просвети лице Твое на раба Твоего – выражает моление его о том, чтобы Господь благословил его и явил милость Свою к нему; на что указывает и следующее затем изречение: спаси мя милостию Твоею. Давид, как и другие псалмопевцы, нередко обращается в псалмах своих к милости Господней, которая постоянно предносится пред очами его ( Пс.25:3 ), на нее он постоянно уповает ( Пс.12:7, 51:10 ), от нее ожидает себе спасения от окружающих бедствий ( Пс.6:5, 142:12 ) и помилования от грехов, смущающих его чистую совесть ( Пс.50:1 ), вообще нравственного и физического оживления ( Пс.118:88, 159 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

В NIV и NEB данная глава подразделяется на 7 коротких пророчеств: видение верующих в царство Христа (1–5); проповедь Евангелия в период испытаний (6–7); возвещение судьбы Вавилона (8); предостережение о начертании зверя (9–12); блаженство пребывающих в Господе (13); два видения о суде (14–20) с использованием в одном из них (14–16) метафоры жатвы, в другом (17–20) – сбора урожая винограда. 14:1–5 Сто сорок четыре тысячи на горе Сионе. Назначение этого видения – вселить бодрость в христиан перед грядущими испытаниями в период правления антихриста (12–13). 1 Кто составляет эти «сто сорок тысяч», мы знаем из 7:1–8 и 5:9–10. Это не две разные группы, особенно если учитывать, что в обоих случаях о них говорится, что они несут на своем челе печать Бога (7:3–4). Они – искупленные от земли (3). Здесь явная перекличка с описанием Церкви в 5:9. Они стоят на горе Сионе, то есть в небесном Иерусалиме (21:9–27). Это созвучно и песни благодарения в 5:9–10, но представляет собой определенный прогресс по сравнению с предыдущей картиной (7:1–8), где эти «сто сорок четыре тысячи» все еще на земле. Им уже открываются небесные горизонты, но они еще не получили свои царские привилегии (7:9–17). Имя, написанное на челе каждого из них, объясняет природу «печати», о которой говорится в 7:1–8; это имя Агнца, Сына Божьего (в противовес имени или числу зверя на челе его приверженцев). 3 Хор ангелов в 5:9 поет новую песнь, но только те «сто сорок четыре тысячи» могут услышать ее; она отражает опыт искупления, о котором могут знать только спасенные. 4–5 Это описание спасенного «множества» столь же живописно, как интересно его число. Они представлены как не осквернившиеся с женами, скорее всего, потому, что были воинами Агнца, находившимися у Него на службе (ср.: ветхозаветные установления для священной войны, которые включали в себя воздержание от сексуальных отношений: Втор. 20:1–9; 23:9–14 ; 1Цар. 21:4–5 ; 2Цар. 11:6–13 ). Можно понимать это и в иносказательном смысле как воздержание от блуда с вавилонской блудницей (ср.: 8).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

2 . Хеврон во время Моисея назывался Кириаф-Арбы или город Арбы ( Нав.14:15 ). Пятокнижие, если оно дошло до нас без изменения, не обозначило бы его наименованием Хеврона ( Быт.13:18, 23:2, 35:27 ). – Это замечание было делаемо с давнего времени некоторыми толкователями, но никто не в состоянии доказать, что название Хеврон было неизвестно во времена исхода; неизвестно также, в какое время жил гигант Арба, от которого он получил это название, и в какую эпоху одно из этих двух наименований вытеснило другое ( Нав.14:15 ; Суд.1:10 ). 3 . Мы читаем в Быт.14:2,7,8 : „Бела, которая есть Сигор“; „Источник Мишпат, который есть Кадес“, и в Быт.35:19; 48:7 : „Ефрафа, что ныне Вифлеем“. – Утверждали, что Моисей не мог сам написать этих трех изъяснений, но без всякого доказательства. Что касается Вифлеема, например, то он носил два имени даже во время пр. Михея ( Мих.5:2 ). 4 . В Быт.14:14 , сказано, что Авраам преследовал Ходорлагомора до Дана. Но кн. Нав.19:47 и Суд.18:29 , передают, что город Дан назывался некогда Лаисом или Лисемом, и получил название Дана от Данитов (сынов Дановых), которые завладели им лишь по смерти Моисея. Моисей не мог дать Лаису наименования Дана. – Если местность, упоминаемая в кн. Бытия, действительно, есть та, о которой идет речь в книге Иисуса Навина, то должно признать, что в сказании о победе Авраама позднейшее название города заменило древнейшее; но достоверно неизвестно, что Дан Пятокнижия есть тот же самый, о завоевании которого подробно рассказывает книга Судей. Многие толкователи думают, на основании 2Цар.24:6 , что в Палестине был другой Дан. 5 . Многие древние толкователи также полагали, что читаемое в кн. Числ ( Числ.21:1–3 ; ср. Числ.14:45 и Втор.1:44 ) о местности, в которой израильтяне победили хананеев и которую они наименовали Хорма, или „заклятие“, представляет интерполяцию, так как думали, что эта иобеда была та же самая, о которой передает священный писатель в кн. Судей ( Суд.1:16–17 ), когда говорит, что колена Иудино и Симеоново взяли Цефафу и назвали его Хормою („заклятием“). – Дело идет о двух различных событиях. Цефафа расположена на юге Палестины. Израильтяне, которые, после завоевания Палестины, вошли в землю Обетованную с восточной стороны, выше Мертвого моря, вынуждены были во времена Моисея оставить этот южный город. Хананеи, поэтому, снова завладели Хормою и сохранили за ней естественно ее древнее название Цефафы. Позднее, Иуда и Симеон опять взяли этот город и возвратили ему название Хормы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

4:12–14 Мардохей верил, что суверенный Бог пошлет евреям помощь и освободит их, что именно Есфири суждено стать той фигурой, через которую они могли бы получить это освобождение, но он верил также и в то, что у Господа есть и другие возможности помочь евреям. 4 пойди, собери всех... и поститесь ради меня. Чувство уверенности в своей правоте, вера в Бога и одновременно страх сопровождают распоряжение Есфири поститься ради нее (и молиться, так как религиозные посты всегда сопровождаются молитвой ( Втор. 9,9 ; Суд. 20,26.27 ; Езд. 8,21–23 ; 2Цар. 12,16 ; Дан. 9,31 ). Бог услышал молитвы евреев, как видно из последующих событий. не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью. В таких случаях обычно предписывался однодневный пост. Долгий трехдневный пост говорит о серьезности ситуации и противопоставляется пирам в начале и конце книги (1,3.5.9; 2,18; 9,17.18). против закона. Сложное положение, в котором оказалась Есфирь, вновь затрагивает проблему послушания, ибо исполнить наказ Мардохея в данной ситуации означало бы нарушить закон. если погибнуть погибну. В этих словах, скорее, мужество, нежели безропотная покорность (ср. Быт. 43,14 ). Глава 5 5:1–8 Царица Есфирь входит во внутренний двор царского дома, чтобы пригласить царя Артаксеркса и Амана на пир. Рассчитывая на благосклонность царя, Есфирь решается пригласить его и на другой пир. 5:1–2 Одетая по-царски, что несомненно делало ее еще более красивой (ср. с одеждами поста и печали в 4,15.16), Есфирь вошла во внутренний двор к царю, и он благосклонно принял ее, простерев свой золотой скипетр, конца которого Есфирь коснулась, как того требовал ритуал. 5 до полуцарства. Такая щедрость объясняется принятым этикетом, и слова царя не следует понимать буквально (ст. 6; ср. Мк. 6,23 ). Первая просьба Есфири состояла в том, чтобы царь и Аман присутствовали на пире (ст. 4). Ее вторая просьба фактически вынуждала царя принять прошение (ст. 8). Но лишь в 7,2–6 Есфирь, наконец, излагает цель своего визита. 5:9–14 Возбуждение, в которое пришел Аман, получив второе приглашение на пир царицы, сменилось гневом, едва он снова столкнулся с Мардохеем, и тот презрительно его проигнорировал. Жена Амана настаивает, чтобы он добился у царя разрешения повесить Мардохея. К Аману снова возвращается приподнятое состояние духа и он готовит дерево. Глава 6

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

У западных больше всего принимается в расчет преобладание добрых дел над злыми в течение всей земной жизни человека; отцы и учители Церкви восточной, имея в виду спасение покаявшегося на кресте разбойника ( Лк.23:40–43 ), произносят суд свой только на основании искренности и крепости раскаяния человека в смысле окончательного всецелого отказа от служения греху ради исполнения правды; при чем время, когда случится этот перелом, не имеет особого значения, ибо и пришедшие в одиннадцатый час на работу в Царствии Божием получают одинаковую награду с пришедшими в раннее утро своей жизни (Мф.20:1–10). Объясняется это кажется таким образом. Личность человека представляет непрестанное дыхание жизни, слагается из хотений, чувств и помыслов. Цель жизни –счастье, благо. Посему человек стремится к счастью и благу и удаляется всякого несчастья, всякого зла, стремится к наслаждению и всеми силами старается избежать страдания. По свидетельству слова Божия, центр человеческой личности заключается в сердце ( Быт.18:5 ; Пс.22:27 ; Исх.35:5 ; Притч.4:23 ), мотивами всякой деятельности человека служат чувствования или сердце (Мф.15:17–20; Исх.36:4 ), совесть заключается в сердце ( Иов.27:6 ; 2Цар.14:10 ; Еккл.7:21 ). Благо в смысле высшем составляет вечная жизнь; вечная жизнь состоит в опытном познании Единого Истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа. Познание Бога состоит в соблюдении Его заповедей ( 1Ин.2:3 ); кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том ( 1Ин.3:24 ). Бог есть любовь, и пребывающий в любви, пребывает в Боге и Бог в нем ( 1Ин.4:16 ). Таким образом высшее благо состоит в богообщении. Между тем только чистые сердцем узрят Бога (Мф.5:8), без святости никто не увидит Господа ( Евр.12:14 ), следовательно, святость составляет необходимое условие высшего блага, сама в себе носит это благо. Поэтому дыхание жизни, как содержание и форма личности, должно сводиться к тому, чтобы все хотения, чувствования и помыслы были проникнуты святостью. Святость определяется отрицательно, как полная непричастность и недоступность злу, и положительно, как совершенное согласие хотений и действий с законом совершенной деятельности 347 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

30:14. Керети. Народ, родственный филистимлянам. Как явствует из наименования, «керети» (критяне) вели свое происхождение с Крита. Их территория находилась в Негеве, вероятно, вблизи Секелага и Иуды. 30:14. Халев. Удел, отданный Халеву и его семейству, находился близ Хеврона и Давира (см.: Нав. 14:6–15; 15:13–19 ), на юге Ханаана. Позднее он фактически оказался на территории Иуды ( Нав. 15:1–12 ). 30:17. Убежали на верблюдах. Для амаликитян, живших в степных районах Негева и северной части Синайского полуострова, верблюд был наиболее подходящим вьючным и верховым животным. В данном случае оставшимся в живых амаликитянам удалось уйти на быстроногих верблюдах от погони. Дополнительную информацию см. в коммент. к Суд. 6:5 . 30:18–25. Раздел добычи. О правилах раздела захваченной на войне добычи см. коммент. к Втор. 20:10–15 . Давид придерживается священного закона, по которому воины, оставшиеся охранять крепость или обоз, должны получать равную долю добычи. Двести человек из отряда Давида, слишком уставших после перехода из Афека, чтобы преследовать амаликитян, несли свою службу в тылу, и потому заслужили свою долю добычи. 30:26. Старейшины Иудины. Щедрость Давида, пославшего старейшинам дары из добычи, имела большой политический смысл. Способность делать щедрые подарки считалась на древнем Ближнем Востоке признаком силы и могущества. Приняв дары, старейшины чувствовали себя обязанными Давиду, и потому он мог рассчитывать на их поддержку в борьбе за престол (см.: 2Цар. 2:4 ). 30:27–31. Города ( в русском переводе некоторые названия опущены) . Помимо Хеврона Давид послал дары из добычи в следующие города: Вефиль (Khirbet el-Qaryatein), к северу от Арада ( Нав. 19:4 , «Вефул»); БефЦур (Khirbet et-Tubeiqah), в 4 милях к северу от Хеврона, в уделе Халева ( Нав. 15:58 ); Рамоф южный, возможно, Bir Rakhmeh (в Нав. 19 – Ваалаф-Беер), в 19 милях к юго-востоку от Беэршивы; Uammup(Khirbem «Attir), город левитов в 12 милях к юго-западу от Хеврона ( Нав. 21:14 ); Ароир (совр. »Ar " arah), в 12 милях к юго-востоку от Беэршивы; Шифмоф, неизвестный пункт; Естемоа (es-Semu), в 10 милях к юго-западу от Хеврона ( Нав. 15:50 , «Ештемо»); Кармил (Tell el-Kirmil), в 7 милях к югу от Хеврона ( 1Цар. 15:12 ); Хорма, возможно, Khirbet el-Meshash, в 7 милях к востоку от Беэршивы ( Нав. 15:30 ); Хорашан (Khirbet «Asan), к северо-западу от Беэршивы, город левитов в уделе Иудином ( Нав. 19:7 ); Атах (Khirbet el-»Ater) в Шфеле, примерно в 15 милях к северо-западу от Хеврона. Многие из этих городов находятся в так называемой горной местности Иудеи, хотя некоторые расположены южнее, в Негеве. 31:1–13 Смерть Саула

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Моисейское уголовное право дает знать о себе, как проявлении божественной правды тем, что в основании его определений о наказаниях лежит не только принцип строгого справедливого возмездия, но также и стремление истреблять зло и вселять священный страх пред правдою Святого Бога в сердце народа. Право воздаяния, jus talionis, простирается не только на оскорбление лица, – «душу за душу, око за око, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» ( Исх.21:23–25 ; Лев.24:17,19,20 ; Втор.19:21 ), – но также на собственность, – «кто убъет скотину, тот должен заплатить скотину, за скотину» ( Лев.24:18 ). – Принцип воздаяния, правда, вводится не впервые Моисеевым законом, напротив есть очень древний обычай и находится, в особенности в форме кровомщения, у очень многих древних народов 1153 ( Быт.27:45 ), и по своему последнему основанию восходит к слову Иеговы об отмщении, заключающемуся в кн. Быт.9:5 . По этому обычаю прежде всего жизнь, а потом и собственность как средство существования семейства, надлежит защищать и охранять ближайшему родственнику умерщвленного, раненного или потерпевшего вред. Эту обязанность израильтяне называли " выкупом» (gaal), а того, кто был обязан исполнить ее, – освободителем, мстителем, искупителем (Goel). – Право и обязанность отмстителя предполагается Моисеем, как предшествовавшее ему и подчиняется феократическому принципу. Отмстители суть родные братья, за ними братья отца, дальше двоюродные братья, наконец, остальные кровные родственники из рода, Лев.25:48 . Мстителю, и притом всякий раз ближайшему между наличными родственниками по крови, закон вменял в обязанность возвращать, как перешедшее в чужие руки чрез продажу по нужде поместье, так и члена семейства, поставившего себя, вследствие обеднения, в крепостную зависимость ( Лев.25:25 и д. 47 и д.), равно как и выкупать семейству пролитую чрез убийство кровь; притом неправильно присвоенная или похищенная собственность при ее возвращении должна была переходить к выручителю в том случае, если между тем владетель этой собственности умер ( Чис.5:8 ). Как выручитель крови (goel hadam обыкновенно переводят «кровомститель»), – он мог и должен был умертвить убийцу, если находил его, Чис.35:19 . Но чтобы воздаяние было законным, оно должно было соответствовать вине; таким образом убийство, учиненное непреднамеренно, не нуждалось в такой мести, как убийство чрез нарочитое кровопролитие. Таким образом, если по древнему обычаю совершение кровомщения было делом, касавшимся чести и обязанностью всего рода ( 2Цар.14:7 ), то Моисеев закон совершение кровомщения отнимает у семейной мести и подчиняет его феократическому праву тем, что полагает препятствия пролитию невинной крови (Слич. § 155).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

4 оскудеют ( εχλειπω – оставляю, покидаю, умираю и т.п.). Еврейское слово здесь асаф значит соединять, собирать, принимать, также принимать и собирать в могиле, собираться к отцам, умирать, отселе perdere погублять ( 2Цар. 15:6, 22:20 ; Иерем. 8:13; Быт. 25:8,17 ). Потому и переведено: «истреблю». В Вульгате: congregans congregabo. Кастел. perimam. 5 Изнемогут. Вместо сего слова в Еврейском: магшелот offendicula – преграды, у Симмаха: σχανδαλα-соблазны. Так называются иногда: идолы ( Oc. IV, VI ), ибо они служат преградою к вечному счастию, петлею или сетию, в коей погибают идолопоклонники (Иезек. 14:3). Также называются вообще все дела нечестия Мф. 13:41. Но LXX, Феодт., V изд. LXX, бл. Иерон. переводят: изнемогут, производя приведенное Евр. слово от хашал изнемогать (См. Исаии 5:27). В Вульгате: et ruinae impiorum erunt; у Кастеллия: «empedimenta, hoc est, impios – exscidam» 6 Имена Вааловы, в Евр. – остатки Ваала. Так и в Вульгате: «veliquias Baal». LXX вместо шеар остатки, читали: шем – имя. При всем усердии благочестивого царя Иосии к истреблению идолопоклонства ( 4Цар.23:1–37 ), остатки Ваалослужения – жрецы, капища, жертвенники оставались. Эти остатки здесь и разумеются. 7 Жреческа, в Евр. кемарим, по Корнел. a Lap. Thurificatores – ладоноприносители от хамар горел. Здесь разумеются идольские «жрецы (в Евр. кемарим), которых поставили цари Иудейские (гов. свящ. писатель 4-й кн. Цар.), чтобы совершать курения на высотах, в городах Иудейских и окрестностях Иерусалима, и которые кадили Ваалу, солнцу и луне и созвездиям и всему воинству небесному» ( 4Цар. 23:5 ). Царь Иосия оставил этих жрецов; но после они опять появились в Иудее при следующих царях. В Вульг: aedituorum – смотритель храмов, распорядителей. В издании LXX Лоха слов: с жрецами нет, но в других изданиях есть. 8 Сабеизм получил начало в Аравии, в Сабе (или Иемене) у Сабеейцев, после распространился по Востоку. 10 Халд, переводчик: et adoratores, qui iurant per nomen Iovae revertentes, ut iurent per nomen idolorum suorum, т. e. истреблю почитателей, которые, клянясь именем Иеговы, клянутся и именами своих идолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

111 1) Или ближе, к смыслу еврейского текста: зачался «муж», дитя мужеского пола; в славян. Б.: мужеск пол. 114 Говоря о месте жительства Иова, автор входит в рассмотрение приписки к его книге, читаемой в славянской Библии после XLIV,17 (в русском Синодальном переводе эта приписка отсутствует). По исследованию автора, эта приписка, как сделанная из «Сирской книги» не принадлежит к переводу 70-ти; она внесена в греческий текст кн. Иова не позже первой половины 2-го христ. века; под сирскою же книгою разумеется еврейский мидраш (толкование), в который вошло сказание, образовавшееся у александрийских иудеев и смешавшее, по особым побуждениям Иова с идумейским царем Иоаном, не смотря на неодинаковость еврейского начертания их имен и из города Восоры сделавшее имя матери Иова (стр. 251–261). 116 Наприм., против мнения о происхождении кн. Иова в после-пленное время замечено: «Смелые апострофы и энергические протесты Иова показались бы богохульством для современников Ездры-Неемии («Нрав. Обозр.» т. XVII, стр. 12). 117 Эта статья известного библеиста вместе с другими общедоступными его статьями по Ветхому и Новому Завету издана в немецком переводе, под заглавием: Bibelstudien von J. Godey. Th. I–II. 1888. 118 В греко-славянском переводе они названы вместо Езрахитов «ошибочно» (стр. 369) Исраильтянами. 119 По принимаемому автором объяснению, первое из приведенных греческое чтение явилось вследствие того, что слово «уши»=τα было по ошибке прочитано как «тело»=σμα (стр. 244). 122 Во 2Цар.6:14,17 и 18, на что ссылается в приведенном месте автор, говорится, по еврейскому тексту, что Давид одет был в льняный ефод, по греко-славянскому – во одежду изящну. Льняной эфод не был, как известно, священнической одеждой, ефод же первосвященника делался из разноцветной ткани с золотом ( Ис.28:5, 6 и др.); поэтому льняной ефод невозбранно носил и Самуил, и другие левиты ( 1Пар. 15:27 ). Что Давид не сам совершал жертвоприношения при перенесении Ковчега Завета в Иерусалимскую Скинию, а священники, видно из 1Пар.15:26; 16:1 , где при словах: закололи в жертву... вознесли всесожжения... подразумеваются совершавшие жертвоприношения священники и не может подразумеваться Давид в виду множественного числа употребленных здесь глаголов.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

1094 . Таким образом, общество есть не весь народ, но только народ, представленный в лице своих глав; сравн. Чис.27:21 , где «все сыны израиля» отличаются от «всего общества». 1095 Оно решает и действует от имени всего народа; оно не только представляет народ, но и управляет народом, само подчиняясь Моисею, – которого Бог избрал и чудесно утвердил быть основателем и посредником своего завета с Израилем, – и Аарону, которому вверяется священство, – и во всех своих решениях и действиях следует воле Иеговы, открытой Моисеем и обнародованной как закон. Еще более утвердилось и окончательно установилось это коленное устройство тем, что к нему было приспособлено разделение обетованной земли, что недвижимая собственность, дарованная народу завета в постоянное наследство, назначена была сынам израильским по их коленам, родам, и семействам (сравн. § 141). Чрез это большие города, как центральные пункты областей отдельных колен, перешли, без сомнения, во владение тех фамилий, которые составляли родоначальнические домы различных отделений колена, и сделались таким образом не только местопребыванием отцов и начальников этих отделений, но некоторым образом и естественным представительством больших и меньших делений колена, на которые, как на уездные города или уездные места переносилось даже имя Alafim ( Мих.5:1 ), собственное родам. При таких обстоятельствах коленное устройство с его князьями, начальниками или старейшинами пустило столь глубокие и твердые корни в народной и государственной жизни, что оно не поколебалось в беспокойные времена судей, и не прекратилось введением царского управления. Напротив старейшины или начальники колен и в то время остаются представителями и ходатаями народа и, как государственные чины, не только имеют большое влияние при выборе царя ( 1Цар.8:4 дд.; 10:20 дд.; 2Цар.3:17 дд.; 5:1 дд.), но и царями приглашаются на совет во всех важных государственных происшествиях ( 3Цар.8:1; 20:7 ; 4Цар.23:1 ) и иногда очень энергически заявляют о своем влиятельном положении ( 3Цар.12 ). – Даже при разрушении царства старейшины удерживают внутреннее управление и водительство народа, как в плену ( Иер.29:1 ; Иез.14:5; 20:1 ), так и по возвращении из него, когда они служат органом народа в отношении к чуждым повелителям и сохраняют свои права даже во времена Маккавеев ( 1Ездр.4:2 д.; 5:9; 6:7; 10:8; Неем.10:1 ; 1Мак.12:6,35; 13:36 ), хотя коленное устройство должно было потерять свое твердое основание и почву уже со времени отведения народа в плен и после плена, потому что, кроме священников и левитов, возвращались из плена преимущественно только роды колен Иуды и Вениамина и затем при притеснении и частой перемене чуждых властителей это древнее устройство и не могло опять приобресть древнее значение. Глава вторая – Теократическое устройство

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010