1187 Ефрем Сирин замечает на Быт.15:9 (орр. 1 р. 161): Mores gentis Chaldeorum istud ferebant, ut juraturi per dissecta victimarum cadavera, certo utrinque ordine ac loco disposita transirent ex singuli praescripta verborum formula ita precarentur: faxit Deus ne similem exitum ipse feram. Этот обычай существовал у древних Греков и Македонян. Слич. Дугтея Analect. Sacr. 1 р. 68 sq. и Винера R. W. 1 стр. 201.–У других народов,–Мидян, Лидийцев, Армян, Арабов, Скифов договаривавшиеся выпускали себе кровь из одного из членов и пили ее или лизали (Винера loco citato). Этот последний обычай чужд Израильтянам, так как Пс.15:4 отвергает его.–О заключении союза с Иеговою см. 1 § 54. 1188 Хотя выражение «завет соли» в цитованном месте употреблено только о союзе с Богом и обозначает только неприкосновенность завета, но оно уже предполагает собою вкушение соли при союзном договоре, как известный Израильтянам обычай, который до сих пор сохранился у Арабов. Слич. Шульца, Leitungen des Hochsten, V стр. 247 и Кнобеля на Лев.2:13 . 1190 До какого возраста продолжалась военная повинность, в ветхом завете нигде не сказано; по мнению Иосифа (Antiq. III, 12, 4) до пятидесятого года жизни по аналогии с временем служения левитов, Чис.4:2 . 1192 Это ясно выходит из Суд.20:10 , где колена собранные для войны против Вениамитян назначают по десяти человек из каждого колена для попечения о содержании войска, и из 1Цар.17:7 , где Иессей посылает своим находящимся в войске сыновьям провиант. Напротив нельзя выводить из 2Цар.17:27 , что «соседние местечки» заботились о содержании находившихся в лагере отрядов; потому что рассказанное здесь обстоятельство произошло только из любви к спасавшемуся бегством царю и его верным приверженцам и из сострадания к их нужде. 1194 Фараоны имели уже при Моисее конницу и военные колесницы, Исх.14:6,7 ; также Ханаанитяне в равнинах Палестины, Нав.11:4; 17:16 ; Суд.1:19; 4:3 . Последние точно также, как Филистимляне ( 3Цар.13:5 ) и позднее Сирийцы ( 2Цар.10:18 ; 3Цар.20:1; 22:31 ; 4Цар.6:14 ) пугали израильтян своею боевою силою, хотя она с успехом могла быть употребляема только в равнинах.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Строение скинии Господь вверил Веселиилу из колена Иудова, и, дабы ничто человеческое не примешивалось к делу Божию, исполнил строителя Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением во всяком деле разумети и архитектонствовати ( Исх.26:1–5 ). Храм построен был по образу, показанному Богом Моисею на Синае ( Евр.8:5 . Исх.25:9–40 ). Своим расположением скиния представляла вид вселенной и входом обращена была к востоку, чтобы солнце при самом восходе своем озаряло жилище Господа лучами своими 10 . Во храм Божий израильтяне должны были стекаться на поклонение Господу Царю своему, выслушивать Его веления и убеждаться, что Он есть истинный Господь Бог , изведый их из земли египетские ( Исх.29:42. 46 ), и поэтому жилище Божие называется в Писании скиниею собрания пред Господем ( Исх.29:42 ). Скиния, как подвижной храм, не имела постоянного местопребывания не только во время странствования евреев в пустыне, но и по занятии ими земли обетованной ( 2Цар.7:6–7 ). Местопребыванием скинии Моисеевой в земле обетованной были Галгалы ( 1Цар.11:14–15 ), Силом ( Суд.20:26. 21:2 ), Гаваон ( 3Цар.3:4 ), и проч. Давидом построена была в Иерусалиме новая скиния, в которую из Моисеевой перенесен был кивот завета ( 2Цар.6:17 . 3Цар.3:15 ), и Иерусалим сделался всегдашним священным местом общественного Богослужения. Здесь вместо скинии, по образу ее сооружен был храм Соломонов ( 1Пар.28:10–21 ) которого здание занимало 100 локтей 11 в длину от востока к западу, и 50 в ширину от юга к северу, и 30 в высоту ( 3Цар.7 ). По подобию храма Соломонова создан был и второй храм ( 1Ездр.3:2 ); по возвращении иудеев из плена вавилонского. Ветхозаветный храм Божий был единственным местом общественного Богослужения, куда все евреи должны были собираться в известные времена ( Втор.12:5–27 ), и тем внушал народу мысль о Едином Истинном Боге и соединял израильтян теснейшим между собою союзом. Вообще ветхозаветный рукотворный храм Божий служил образом небесного и истинного ( Евр.9:23–24 ), духовного, нерукотворного, беспредельного и вечного храма Божия, который есть Христос и с Ним все христиане ( 1Пет.2:4–7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

1Цар.17:25 ); с) в несвободных подарках, т. е. в дани покоренных народов ( 2Цар.8:2 ; 3Цар.5:1 ; 4Цар.3:4 ; Ис.16:1 ); d) в немалозначительной доле военной добычи ( 2Цар.8:11; 12:30 ); е) в доходе с царских имуществ, т. е. приобретаемом от их частных имений: 1122 полей, виноградников, лесов и стад ( 1Пар.27:25 и д. 2Пар.26:10 ); наконец, в доходе чрез торговлю, мореплавание и другие привиллегии ( 3Цар.10:11,14,22 ; Ам.7:1 ). Законное царское достоинство в Израиле продолжалось до разрушения царства халдеями, между тем как царская власть отпавщих десяти колен погибла уже гораздо раньше, представив собою в беспрестанной, большею частью кровавой смене династий царскую власть греха ( Ам.9:8 ). С открывшимся над Седекиею судом Божиим давидово царское достоинство прекращается, «пока придет тот, кому оно прилично» (Езек. 21, 32. Сзич. 17, 22), кому Иегова даст престол отца его Давида ( Лк.1:32 ). «Иродианское царское достоинство, по причине его идумейского происхождения, находящееся в противоречии с феократическим установлением ( Втор.17:15 ) – одна карикатура». 1123 Отдел второй – Суд и судебная расправа Глава первая. – Судебный порядок § 148. Понятие и происхождение гражданского права и суда Право есть нравственный порядок, основывающийся на порядке природы, и по своей идее есть проявление господствующей в мирохранении и мироправлении божественной правды; но в своем земном образовании оно есть частью продукт традиционного наблюдения и обычая, частью положительный закон или установление правительства или законодателей. Но в том и другом случае оно не есть невольное или произвольное человеческое постановление. Напротив оно выходит из богоучрежденных основных отношений человеческого общества и из природного или прирожденного человеку нравственного сознания и – поскольку оно происходит от Бога в устроении природы, и в совести людей – оно есть сила, которой подчиняются индивидуумы, как и человеческие общества. Правда, обычные порядки, как нравы и язык, развиваются и образуются постепенно, почти незаметно, но все же не по субъективному произволу, но помощью сознания права, которое, как нравственная субстанция и определяющее влечение, наполняет единицы, семейства, народ; образуется с внутреннею необходимостью из положенных для развития человечества, объективных порядков страны и народа, под влиянием которых возрастает каждый человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Кроме плодов своих, палестинские деревья были полезны Израильтянам своим бревном. Вследствие потребности в деревянных изделиях и спроса на них, между израильтянами образовался особый класс мастеровых, преимущественно бедных людей, известных под именем древосечцев ( Нав.9:27 ), древоделей ( 2Цар.5:11 ; Ис.44:13 ), или, по-гречески, тектонов. К этому классу бедных Евреев, в позднейшее время еврейской истории, принадлежал св. Иосиф, Обручник Пресв. Девы Марии. Древосечцы рубили дерева на всякую потребу. Ибо деревянные изделия употреблялись в религиозной, семейной и гражданский жизни еврейского народа. Подробное и прекрасное исчисление деревянных изделий, известных Евреям, находится в книге Премудрости Соломоновой (13, 11–14). Еврейский древодел прежде всего выбирал в лесу дерево, пригодное для своего мастерства; потом, срубив дерево, с осторожностью очищал бревно от всей коры, и наконец с особенным искусством и изяществом изготовлял угоден сосуд в употребление жития. К деревянным изделиям, необходимым для жизни, принадлежали дома и всякая домашняя утварь. В еврейских городах находилось немало деревянных зданий, которые, впрочем, составляли собственность одних зажиточных жителей. Соломон, славный царь Израильский, имел у себя в Иерусалиме великолепный и обширный деревянный дом; этот дом был выстроен, впрочем, не из туземных, но из иностранных лесных материалов, и потому назывался домом дубравы ливанския ( 3Цар.7:1,2; 10:17,21 ). В деревянных еврейских домах устраивались из дерева не только главные (стены), но и мелкие части (двери, пороги 3Цар.6:23,31,32 ). Хозяйственные принадлежности в еврейском семействе также изготовлялись из дерева. И хозяин Еврей имел у себя деревянную столовую посуду ( Чис.31:20 ; Лев.15:12 ), экипажи для езды и сельских работ ( 2Цар.24:22 ; 3Цар.19:22 ), земледельческие орудия, как напр. плуги ( Мк.12:23 ), дорожные посохи, как надежную опору ( Иез.29:9 ), и дреколие, как прочную оборону ( Мф.26:47,55 ; Мк.14:43,48 ; Лк.22:52 ). После различных изделий из дерева не могло не быть остатков, больших и малых, хороших и никуда негодных.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Душа, которая обратится к вызывателю мертвых и к волшебнику, чтобы блудно ходить в след их, против нее Иегова обратит лице свое и истребит ее из своего народа, 1183 Лев.20:6 . Наконец, должен умереть всякий пророк, который осмеливается говорить слово во имя Иеговы, какого Иегова не повелевал ему говорить, или который говорит во имя других богов, Втор.18:20 . Отдел третий – Политическое положение Израиля между другими народами Уже патриархи входили с племенами Ханаана в международные отношения, когда они, для обеспечения своего существования в обещанной им в наследие, но еще не данной в действительное владение, земле, заключали союзы и договоры с жителями земли и с князьями их, Быт.14:13; 21:27,32; 26:28; 31:44 . И Моисеево законодательство учит Израиля не только почитать и любить чужих, Исх.22:20; 23:9 ; Лев.19:33 ; Втор.10:17–19 , но также признавать другие народы в своей области. Моисеев закон неоднократно подтверждает израильтянам также истребить подвергшиеся суду божию племена ханаана за их мерзость 1185 и не заключать с ними никакого союза ( Исх.23:32; 34:12 и д.; Втор.7:1 и д.); он не запрещает в случае надобности ходить и обыкновенною войною на остальные народы – Едомитян, Аммонитян и Моавитян и завоевывать их земли, Втор.2:4 и д. 9 и 19. Вообще Израиль не должен был ходить для завоеваний, но, живя в своей земле мирно, должен был заботиться о служении своему Богу и пользоваться ее благами. Сообразно с тем в законе нигде не запрещается завязывать дружественные и мирные отношения с другими народами или также хранить с ними мир чрез союзы и договоры. Так Давид вступил в дружественные отношения с Тирским царем Хирамом ( 2Цар.5:11 ), с Аммонитским царем Вагоном ( 2Цар.10:2 ), и Соломон заключил союз с Хирамом для получения от него материала и архитектора, для построения храма ( 3Цар.5:15 и д.), нисколько не отвергая и не подвергая опасности этими договорами и союзами свое феократическое положение. 1186 Точно также не было запрещено Израильтянам торговое сношение с другими народами, хотя они не должны были сделаться торговым народом (Слич. § 128). Закон ясно дозволяет брать проценты с иностранцев ( Втор.23:20 ) и предполагает меркантильные отношения к ним, когда, наприм. обещается израил. народу, что он будет давать взаймы многим народам ( Втор.15:6 ). Он ограничивает сношение с иностранцами только настолько, насколько было необходимо, чтобы Израиль соответственно своему назначению был огражден против обольщения идолослужением и ниспадения в языческую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Идею и цель писателя книг Царств исследователи видят в историческом разъяснении и осуществлении данного Господом Давиду обетования: «когда исполняться дни твои и ты умрешь, то восставлю семя твое по тебе и утвержу царство его. Я буду ему во Отца и он будет Мне в сына. Если он согрешит, то Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих, а милости Моей не отниму от него, как отнял от Саула, которого Я отверг» ( 2Цар.7:12–16 ), а равно и основанной на этом обетовании молитве Давида о своем доме: «и ныне, Господи, начни и благослови дом раба Твоего, чтобы он был вечным пред лицом Твоим; ибо Ты возвестил это, и благословением Твоим соделается дом раба Твоего благословенным во веки» (7:27–29). Это обетование, в ветхозаветном его исполнении в непрерывности преемства престолонаследия в доме Давида, служит основною идеею и нитью, связующею повествования 3 и 4 книги Царств. С этою целью, священный историк подробно описывает, как это обетование исполнялось при сыне Давида Соломоне и его преемниках, не смотря на их уклонение от Бога и отпадение 10 колен. Он описывает, как Господь вразумлял уклонившихся от Него царственных потомков Давида ( 3Цар.14:25–26 ; особ.15:4) посредством пророческих речей и тяжких политических бедствий, но не свергал дома Давидова с престола, как часто поступал с династиями недостойных израильских царей ( 3Цар.15:27–29;16:9–11,16–17 ; 4Цар.10:11;15:10–31 ). Правда, свящ. историк упоминает о временном лишении царского престола дома Давидова при падении иудейского царства и пленении Седекии, но заканчивает свое повествование восстановлением Иехонии в царском достоинстве Евильмеродахом ( 4Цар.25:27–30 ). С тою же целью священный историк подробно описывает события и излагает речи, содержащие указание на это обетование. Так, он подробно описывает, со ссылками на это обетование, восшествие Соломона на престол и построение им храма ( 3Цар.1:11–48;5:5 ), завещание Давида Соломону ( 3Цар.2:4,24 ), молитву Соломона по вступлении на престол ( 3Цар.3:6 ) и по освещении храма ( 3Цар.8:15–20 ), откровения Господни во время строения храма ( 3Цар.6:12–13 ) и по окончании его ( 3Цар.9:4–5 ). Во всех этих отделах вспоминается это обетование. И в последующих повествованиях об иудейских царях он нередко замечает, что Господь ради Давида, раба Своего, оказывал милость как Соломону, так и его потомкам, несмотря на их тяжкие грехи, и еще большую милость оказывал им, когда они по благочестию «ходили по пути Давида, отца своего» (ср. 3Цар.11:12–13,34–36;15:3–5,11–12 ; 4Цар.9:19;14:3;16:2;18:3;19:34;20:5 …). С другой стороны, он постоянно оттеняет печальную судьбу израильского царства, его недостойных и негодных царей, начиная с Иеровоама, постоянно нарушавших Божий закон, их постоянное «хождение по пути Иеровоама, сына Наватова», частую их погибель от руки разных заговорщиков и истребление всего их рода «до мочащагося к стене» (особ. 3Цар.14:10;15:25–34;16:1–34 ; 4Цар.9:30–37;10:1–30;15:8–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Идею и цель писателя книг Царств исследователи видят в историческом разъяснении и осуществлении данного Господом Давиду обетования: «когда исполнятся дни твои и ты умрешь, то восставлю семя твое по тебе и утвержду царство его. Я буду ему во Отца и он будет Мне в сына. Если он согрешит, то Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих, а милости Моей не отниму от него, как отнял от Саула, которого Я отверг» ( 2Цар.7:12–16 ), а равно и основанной на этом обетовании молитве Давида о своем доме: «и ныне, Господи, начни и благослови дом раба Твоего, чтобы он был вечным пред лицом Твоим; ибо Ты возвестил это, и благословением Твоим соделается дом раба Твоего благословенным во веки» (7:27–29). Это обетование, в ветхозаветном его исполнении в непрерывности преемства престолонаследия в доме Давида, служит основной идеей и нитью, связующей повествования 3 и 4 книг Царств. С этой целью священный историк подробно описывает, как это обетование исполнялось при сыне Давида Соломоне и его преемниках, несмотря на их уклонение от Бога и отпадение 10 колен. Он описывает, как Господь вразумлял уклонявшихся от Него царственных потомков Давида ( 3Цар.14,25–26 ; особ. 15:4) посредством пророческих речей и тяжких политических бедствий, но не свергал дома Давида с престола, как часто поступал с династиями недостойных израильских царей ( 3Цар.15:27–29; 16:9–11, 16–17 ; 4Цар.10:11 ...; 15:10–31). Правда, священный историк упоминает о временном лишении царского престола дома Давида при падении иудейского царства и пленении Седекии, но заканчивает свое повествование восстановлением Иехонии в царском достоинстве Евильмеродахом ( 4Цар.25:27–30 ). С тою же целью священный историк подробно описывает события и излагает речи, содержащие указания на это обетование. Так, он подробно описывает, со ссылками на это обетование, восшествие Соломона на престол и построение им храма ( 3Цар.1:11–48; 5:5 ), завещание Давида Соломону ( 3Цар.2:4, 24 ), молитву Соломона по вступлении на престол ( 3Цар.3:6 ) и по освящении храма ( 3Цар.8:15–20 ), откровения Господни во время строения храма ( 3Цар.6:12–13 ) и по окончании его ( 3Цар. 9, 4–5 ). Во всех этих отделах вспоминается это обетование. И в последующих повествованиях об иудейских царях он нередко замечает, что Господь ради Давида, раба Своего, оказывал милость как Соломону, так и его потомкам, несмотря на их тяжкие грехи, и еще большую милость оказывал им, когда они по благочестию «ходили по пути Давида, отца своего» (ср. 3Цар.11:12–13:34–36; 15:3–5: 11–12 ; 4Цар.9:19; 14:3; 16:2; 18:3; 19:34; 20:5 ...). С другой стороны, он постоянно оттеняет печальную судьбу израильского царства, его недостойных и негодных царей, начиная с Иеровоама, постоянно нарушавших Божий закон, их постоянное «хождение по пути Иеровоама сына Наватова», частую их погибель от руки разных заговорщиков и истребление всего их рода «до мочащагося к стене» (особ. 3Цар.14:10; 15:25–34; 16:1–34 ; 4Цар.9:30–37; 10:1–30; 15:8–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Отсюда наименование Иисуса Христа Востоком праведным и Солнцем правды получает ту мысль, что Он есть источник истины или света, а вместе и виновник жизни для всех ( Ин. 1:3–9 ), равно также и виновник правды или оправдания всех ( Ис. 53:4–5 ; Рим. 5:9 , 1Кор. 1:30; 6:11 ). До Него все были под проклятием и находились во тьме и сени смертной ( Ис. 9:2 ); в Нем впервые воссиял свет, просвещающий всякого человека ( Ин. 1:9 ), Он первый (и только Он один) даровал всем оправдание чрез искупление Своею кровью от проклятия ( Гал. 3:13 ). 7–8 ст. Продолжая раскрывать мысль, высказанную выше (3–4 ст.), пророк говорит, что возвещаемое событие будет столь знаменательным для народа Божия, что будет непрестанно в сознании и на устах у каждого, подобно тому как прежде предметом постоянного памятования было другое великое событие – изведение из египетского рабства при Моисее, так что тогда вместо обычной формы клятвы: «жив Господь, Который вывел израильтян из Египта», будет другая: «жив Господь, Который вывел потомков Израиля из земли северной и других стран, куда изгнал их, чтобы они обитали в земле своей» (ср. Иер. 16:14–15 ). Подобным образом говорил о том же другой пророк Исаия, предсказывая одновременно о предстоящем возвращении евреев из плена и о наступлении времен Мессианских: не поминайте первых, и ветхих не помышляйте. Се Аз творю новыя, яже ныне возсияют, и увесте я: и сотворю в пустыни путь, и безводней в реки ( Ис. 43:18–19 ). Живет Господь – это довольно обычная формула клятвы у евреев (ср. Суд. 8:19 ; Руф. 3:13 ; 2Цар. 2:27 ; Иер. 38:16 ); кроме этой были и другие формулы клятвы именем Божиим ( Руф. 1:17 ; 2Цар. 3:9 ; 3Цар. 2:23 ; 4Цар. 6:31 ; Иер. 42:5 ). Такие клятвы воспрещалось законом употреблять только без нужды (всуе) и тем более для подтверждения лжи ( Исх. 20:7 ). – Под землею северскою (северною) здесь разумеется страна ассирийско-вавилонская, в которой рассеяны были пленные иудеи (ср. Иер. 1:15 ). Далее до конца главы излагается обличительная речь пр. Иеремии против ложных пророков, 146 имеющая особое надписание или заглавие, указывающее на предмет её: «о пророцех».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Нав.18:23 .  Аввим, Фара и Офра, Аввим неизвестен по своему положению. Фара указывается на месте развалин, носящем то же название, в вади Фара, к юго-западу от Иерихона, в 3-х часах пути от него и стольких же от Иерусалима. Офра у Евсевия и Иеронима указана в 5-ти рим. милях на восток от Вефиля; местом этой Офры, отличной от Офры Гедеона в Манассиином колене ( Суд.6:11 ), признается деревня Ет-Таийгебэ с развалинами древней крепости на вершине холма, к северо-востоку от Вефиля. Нав.18:24 .  Кефар-Аммонай, Афни и Гева: двенадцать городов с их селами. Из названных здесь трех городов известно положение последнего – Гева (в греко-славянском переводе Гаваа), который находился на месте нынешней деревни Джебы, расположенной на высоком холме, покрытом развалинами, в 2 1/2 часах пути к северо-востоку от Иерусалима. Нав.18:25 .  Гаваон, Рама и Бероф, Вторую группу городов Вениаминова колена составляли 14, находившихся вообще в западной половине удела. Из них о Гаваоне см. Нав.9:3 . Рама находилась, по Суд.19:11–14 , на север от Иерусалима, по Евсевию, в 6-ти рим. милях от него; согласно с этим, местом его признается селение Ер-Рам, на высоком холме, с развалинами храма и башни, в 2-х часах пути на север от Иерусалима. Эта Рама была тождественна, по всей вероятности, с Рамафаим-Цофим или Рамой, местом рождения и жительства пророка Самуила ( 1Цар.1:1,19,7:17 и д.). Относительно Бероф см. Нав.9:17 . Нав.18:26 .  Мицфе, Кефира и Моца, Нав.18:27 .  Рекем, Ирфеил и Фарала, Из названных здесь 6-и городов известны по своему географическому положению только первые два. Мицфе (в славянской Библии Масфа) находился на высокой горе, носящей название Неби Самвиль («пророк Самуил»), в 2-х часах пути к северо-западу от Иерусалима, в получасе на юг от Гаваона 170 . О Кефире см. Нав.9:17 . Нав.18:28 .  Цела, Елеф и Иевус, иначе Иерусалим, Гивеаф и Кириаф: четырнадцать городов с их селами. Вот удел сынов Вениаминовых, по племенам их. Местоположение Целы, служившей местом погребения рода царя Саула ( 2Цар.21:14 ) и Елефа, неизвестно. Цела и Елеф в Алекс. и некоторых других греческих списках образуют одно название Σηλαλεφ или Σελαελαφ, как и в славянской Библии. Гивеаф, называемый в др. местах Гивой ( Суд.19:12 ), Гивой Вениаминовой ( 1Цар.13:2 ) или Гивой Сауловой ( 1Цар.11:4 ), указывается обыкновенно на час пути к северу от Иерусалима, на высоком холме Тельель-Фуль, на вершине которого находятся развалины башни из древнего материала 171 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

8, 1–14. Повествования об успешных войнах с филистимлянами, моавитянами, сирийцами и эдомитянами. Египет и Ассирия, ослабленные внутренними смутами, в это время не могли влиять на события в соседних малых странах. 8, 15–18. Краткое описание правления Давида в период расцвета его успехов и славы (с перечислением должностных лиц), сходное с аналогичными описаниями Самуила ( 1Цар. 7, 15–17 ) и Саула (l Цар. 14, 49–52). Добавлено одним из редакторов книги, так же, как и аналогичный фрагмент 20, 23–26. 2Цар. 9 – 20 . В этом большом отделе излагается хроника семьи Давида и борьбы за престолонаследие, заимствованная из произведения хорошо информированного автора, вероятно, пророка, очевидца событий; очень высоко ценится по своим литературным достоинствам и объективному, беспристрастному изложению фактов. Эта хроника прерывается в глл. 21 – 24, в которых помещены документы различного происхождения, относящиеся к царствованию Давида, и оканчивается в 3Цар. 1 – 2 , где описывается конец царствования Давида в связи с восхождением Соломона. 9, 1–13. Доброе отношение Давида к Мемфивосфею, сыну Ионафана (2, 4), который получил все земли Саула и доступ ко двору. 10 – 12 глл. Война с аммонитянами. Поводом к ней послужили бесчестие послов Давида и заключение новым аммонитским царем Анноном союза с сирийцами. Эта война описана подробнее других войн в связи с тем, что она представлена священным автором как сцена, на фоне которой показаны прелюбодеяние Давида с женой Урия Хеттеянина и убийство ее мужа. В то время как храбрый военачальник Урия вместе с главнокомандующим Иоавом осаждал Равву, столицу аммонитян, Давид совершил прелюбодеяние с его женой – красавицей Вирсавией (11, 1–4). Когда не удалась попытка скрыть прелюбодеяние от умного, хитрого и мужественного Урии, специально вызванного из действующей армии (11, 5–33), Давид предписал главнокомандующему Иоаву устроить смерть Урии в битве (11, 14–25), и после исполнения приказа взял Вирсавию в жены (11, 26–27). 12, 1–14. Пророк Нафан своей мудрой притчей о богатом человеке, отобравшем у бедняка единственную овечку, обличил царя в прелюбодеянии и убийстве и пробудил совесть Давида, признавшего себя виновным и глубоко раскаявшегося, но в то же время пророк возвестил ему о возмездии – трагических бедствиях в его собственной семье, которые будут продолжаться до конца его жизни: «меч не отступит от дома твоего во веки», т. е. во всю его жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010