Введение § 1. Понятие о Библейской Герменевтике и разные наименования этой науки Библейская Герменевтика есть наука, в которой преподаются правила, как узнавать и изъяснять подлинный смысл священного Писания. Название Герменевтики взято от греческого слова ρμηνεειν толковать, изъяснять что-нибудь или посредством простого перевода с одного языка на другой ( Ин.1:39,42; 9:7 ; Мф.1:23 ; Евр.7:2 ), или посредством подробнейшего раскрытия предлагаемой мысли ( Лк.24:27,32 ); а Библейскою или Священною называется она в отличие от герменевтики общей. – Некоторые богословы дают этой науке название Экзегетики 1 ; потому что слова ρμηνεειν и ξηγεσϑαι употребляются в священном Писании как тожественные, в одинаковом значении ( Лк.24:27 ; Ин.1:18 ). – Другие называют ее Богословием толковательным, или сказательным 2 , по ее предмету и отношению к составу богословских наук. § 2. Польза ее Священное Писание, как слово Божие, есть нетленное семя, от которого человек возрождается из естественной в благодатную жизнь ( 1Пет.1:23 , сн. Лк 8:11 ); есть хлеб, которым он духовно живет, и вода, которою утоляет духовную жажду ( Ам.8:11,12 ); есть светильник, сияющий в темном месте, пока придет рассвет и заря взойдет в сердце ( 2Пет.1:19 ), и есть самый дневной свет, то есть, живое и блаженное познание Бога и чудес его во времени и в вечности ( 1Ин.5:20,2:8 ). Без слова Божия человек мрачен, гладен, жаждущ и мертв духовно 3 . По сей необходимости священного Писания для истинного и лучшего существования человека, православно-кафолическая Церковь не только позволяет всякому верующему слушать и читать Писание, но и заповедует исследовать оное, дабы веровать сердцем в правду и устами исповедовать во спасение 4 . Но поскольку в нем есть нечто и неудобовразумительное, что не наученные вере и не утвержденные в ней, к собственной своей погибели, толкуют превратно ( 2Пет.3:16 ): то желающий испытывать Писания, могущая умудрити во спасение ( 2Тим.3:15 ; сн. Ин.5:38 ), для вернейшего достижения сей цели, должен предварительно знать правила истинного разумения и изъяснения смысла священного Писания 5 . Сии-то правила и составляют предмет Библейской Герменевтики: здесь предлагается начало, к которому должно обращаться постоянно при изъяснении Писания; здесь назначаются законные пределы для изысканий; здесь указываются средства к правильному уразумению истины, открытых людям в божественном Писании.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Чем объясняется настойчивое (с клятвой) воспрещение св. Павла Тимофею словопретися с еретиками ( 2Тим. 2:14, 15 )? Неужели нельзя входить пастырям ни в какие словесные беседы и рассуждения со лжеучителями ( 2Тим. 2:16 )? На какую ересь делает указание св. Павел, говоря о людях глаголющих, «яко воскресение уже бысть» ( 2Тим. 2:17, 18 )? Какой смысл печати или надписи, красующейся на здании церкви Христовой ( 2Тим. 2:19 )? Что поясняет св. Павел сравнением сосудов домовных, из которых «ови в честь, вои же не в честь» ( 2Тим. 2:20 )? Кто суть люди, которых описывает св. Павел столь мрачными красками Тимофею ( 2Тим. 3:1–5 )? Что известно из истории о способе еретиков уловлять чрез женщин ( 2Тим. 3:6 )? Чем объясняется неспособность познать истину у этих женщин ( 2Тим. 3:7 )? Откуда мог узнать св. Ап. Павел имен волхвов египетских ( 2Тим. 3:8 )? Какое ободрение предлагает Апостол всем пастырям церкви относительно противников евангельской истины ( 2Тим. 3:9 )? От кого научен был св. Тимофей, и почему он должен был это помнить ( 2Тим. 3:14 )? Каким образом ветхозаветное Писание могло умудрять во спасение Тимофея ( 2Тим. 3:15 )? Какие суть плоды изучения божественного Писания по Апостолу ( 2Тим. 3:16, 17 )? С какой целью св. Ап. Павел напоминает ученику своему Тимофею о будущем суде Христовом ( 2Тим. 4:1 )? Что значит заповедь Апостола проповедовать слово не только благовременно, но и безвременно ( 2Тим. 4:2 )? Какое увещание пастырям церкви слышится в словах св. Ап. Павла к Тимофею о наступлении времен, «егда изберут себе учители, чешеми слухов, и от истины слух отвратят и к басням уклонятся» ( 2Тим. 4:3, 4 )? Какие черты пастырской деятельности обозначаются словами св. Ап. Павла: «трезвися, злопостражди, дело сотвори благовестника, служение твое известно сотвори» ( 2Тим. 4:5 )? Вопросы для повторения содержания прочитанного и объясненного в послании к Титу Из скольких отделений состоит послание? В первом отделении какой образ начертывает Апостол истинного пастыря, и как разъясняет нужду особой осмотрительности при выборе пастырей ( Тит. 1:5–16 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Д. На каких правилах созидать пастырю для пасомых прочное благополучие земное ( 1Тим. 6:1–20 )? Вопросы для повторения содержания прочитанного и объясненного во 2-м послании к Тимофею Сколько примечается в послании отдельных частей и какие они? О чем говорит св. Ап. Павел во вступлении ( 2Тим. 1:1–6 )? Из чего состоит: а) Начало наставительной части ( 2Тим. 1:7–18 )? б) Как наставляет св. Ап. Павел Тимофея к твердости благовествования подобиями доброго воина, ристалищного состязателя и трудящегося земледельца, а также высочайшим примером Христа и в заключение собственным его (т. е. Павловым) примером ( 2Тим. 2:1–13 )? в) Какие даются наставления Тимофею относительно собеседования с противниками и исказителями истинного благовестия Христова ( 2Тим. 2:14–26 )? г) Как ведет речь св. Апостол о нравственном растлении противников Евангелия и об их обычных приемах совращения посредством женщин ( 2Тим. 3:1–8 )? д) Чем успокоивает св. Ап. Тимофея относительно замыслов ересеучителей, и чем заповедует запастись в борьбе с врагами веры Христовой ( 2Тим. 3:9–13 )? Предлагая руководственные наставления в исполнении пастырских обязанностей, как говорит св. Ап. Павел: а) о нужде руководствоваться и умудряться во спасение богодухновенным Писанием ( 2Тим. 3:14–17 )? б) о нужде проповедовать слово благовременно и безвременно ( 2Тим. 4:1–5 )? Что заключается в послесловии послания ( 2Тим. 4:6–22 )? Места для более обстоятельного объяснения Кто суть верные люди, которым заповедует св. Павел передать слышанное от него ( 2Тим. 2:2 )? Как приложить к пастырям церкви образ воина, не обязующегося куплями житейскими ( 2Тим. 2:3, 4 )? Как прилагается к пастырям образ ристалищного подвижника-состязателя ( 2Тим. 2:5 )? Словами о трудящемся земледельце как назидает св. Павел пастырей церкви ( 2Тим. 2:6 )? Куда и на что устремляет внимание Тимофея св. Павел, говоря ему: «разумей, яже глаголю» ( 2Тим. 2:7 )? Что воодушевительного для пастырей церкви указует св. Павел в примере воскресшего Христа Спасителя ( 2Тим. 2:8–13 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Ап. Павел призывает не стыдиться свидетельства о Христе и не смущаться его, ап. Павел, уничижением ( 2Тим.1:8 ). Стыд свидетельства о Христе есть самый коварный подход диавола к душе христианина. Вначале он устыжает малодушного, затем наводит страх, а далее тот и совсем отказывается от Христа. Наоборот, христианин должен с радостью и даже с готовностью «страдать», проповедуя славные дела Христовы, ибо Он спас нас от рабства греху, разрушил узы вечной смерти, даровал нетление нам и жизнь вечную не по делам нашим, но по одной неизреченной благости через призвание веры ( 2Тим.1:9–10 ). В пример такого свидетельства Апостл поставляет себя и Онисифора, который, несмотря на гонение на ап. Павла, всегда «покоил» его в Риме ( 2Тим.1:12–18 ). 2. Увещание к твердому стоянию в вере (2Тим.2:1–26) Как пастырь, соучаствующий в жизни и росте Церкви, Тимофей должен не только сам «укрепляться в благодати» ( 2Тим.2:1 ), но и заботиться о распространении и расширении проповеди о Христе другими: «что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» ( 2Тим.2:2 ). Этим самым Апостол узаконивает авторитет устного Предания, живущего в Церкви, в свете которого понимается само Священное Писание . Проповедник есть «воин Христов», поэтому, как всякий воин, должен смело переносить страдания за Христа ( 2Тим.2:3 ), не связывать себя делами житейскими ( 2Тим.2:4 ) (это указание Апостола нашло конкретное отражение в постановлениях Церкви. 3-е правило Халкидонского Вселенского Собора определяет, чтобы никто из духовного чина не связывал себя заботами о мирских делах и имениях), но подвизаться как борец во время состязания ( 2Тим.2:5 ), как земледелец при обработке полей ( 2Тим.2:6 ). В награду за свои труды пастырь первый вкусит плодов своей деятельности, т. е. примет венец жизни от Господа, Который и Сам воскрес из мертвых ( 2Тим.2:8 ). Таким образом, если даже смерть не страшит проповедника и бессильна над ним, ибо она соединит его со Христом, то тем более не устрашают его никакие узы, ибо «для слова Божия нет уз» ( 2Тим.2:9 ), – оно сильнее уз. Служитель Христов не должен избегать страданий за Христа, потому что это прямой путь к соучастию в Царстве Его ( 2Тим.2:10–13 ). Еп. Феофан говорит, что хотя проповедники несут людям «единое истинное благо, но неизбежно терпят лишения, притеснения, гонения, узы и самую смерть. Как выбравший взять хорошие цветы, выросшие среди терния, неизбежно оцарапается» (еп. Феофан. Толкование пастырских посланий св. ап. Павла, изд. 2-е, М., 1844, стр. 535).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Второе порождение самолюбия – гордость, которая, в свою очередь, разнообразно проявляется в надменности, злоречии, непокорности родителям, неблагодарности и т.д. ( 2Тим.3:2 ). «Злоречивы», они же и «клеветники» (diaboloi), которые не находя ничего доброго в себе самих, и о других говорят худо ( 2Тим.3:3 ). Гордость толкает на предательство, порождает напыщенность ( 2Тим.3:4 ). Самым «льстивым исчадием самолюбия и самым широким в приложении» пороком является сластолюбие (Там же, стр. 586). Сластолюбец не только в плотской жизни делает только то, что рождено его сластолюбием, но даже и в духовной: «даже в Божеских вещах (ходит в церковь ), не Бога любит, но сласть, какую дают или обещают Божеские порядки и законы» (Там же, стр. 587), (почему Апостол и сказал, что они «более сластолюбивы, нежели боголюбивы» ( 2Тим.3:4 ). Будучи внутренне, по расположению сердца исполненными стольких пороков, внешне, однако, люди будут держаться благочестивой христианской жизни: «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» ( 2Тим.3:5 ). Сила же благочестия, т. е. христианской веры – в делах веры, почему и сказано, что без дел она мертва ( Иак.2:14 ). К этим людям будущего, описанным такими мрачными красками, принадлежат в настоящее время еретики, которые вначале ищут себе сочувствия среди женщин, легче поддающихся обольщению ( 2Тим.3:6 ). Еретики также противятся истине, как и упоминаемые здесь два волхва: Иамврий и Ианний ( 2Тим.3:8 ), повторившие чудеса Моисея перед фараоном. Их имена известны только из Талмуда. б) Призыв к стойкости в гонениях за веру (2Тим.3:10–17) Воодушевляя Тимофея, ап. Павел напоминает ему, что он уже последовал своему учителю в учении, жизни, вере, любви, терпении, и, что очень важно – в злострадании за веру ( 2Тим.3:10, 11 ). Этим и отличается истинное учение от ложного: ложь всегда ищет себе удовольствия, а истина находится в тесноте гонений и преследований. Страдания за истину есть как бы неизбежный удел праведников: «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» ( 2Тим.3:12 ). Апостол призывает Тимофея не смущаться временным уничижением христиан и таким же временным преуспеянием зла в мире. Настоящее время есть время борьбы, а, значит, и скорбей. Время возмездия и покоя наступит после ( 2Тим.3:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Ефес. 45:24. 2Тим. 3:15 . 2Тим. 1:13 . 2Тим. 2:25 . 2Тим. 2:22 . 1Тим. 3:9 . 2Тим. 3:10 . 2Тим. 4:2 . Флп. 2:5 . Иер. 1:5 . Кол. 1:1 . 2Тим. 1:1 . 1Тим.4:12 . 2Тим. 2:15 . 1Макк. 5:56–62. 2Тим. 2:3 . Фил. 2:9 . Псал. 118:6 . 1Тим. 4:16 . Тим. 2:15. 1Петр. 1:10 . Ныне Высокопреосвященнейший митрополит Киевский и Галицкий. Ныне Высокопреосвященнейший Митрополит Новгородский и С.-Петербургский. Ныне Высокопреосвященнейший Митрополит Московский и Коломенский. Григ. Богосл. 1е слово защит. Выражение это заимствовано у св. Иоанна Лествичника . Слово 28, глава 51 по Московскому изданию 1851 года. Исаака Сирского слово 55, пр. Варсонофия Великого ответы 2. 108, 311, 342 и другие; пр. Иоанна Лествичника слово 4, гл. 35, 36, 74, слово 27, гл. 1, пр. Нила Сорского слово 11. Пр. Аввы Дорофея поучение 5. В Казанской Д. Академии 7 лет был наставником по классу св. Писания. Сын священника. В 1857 году, когда нареченный находился на чреде священнослужения и проповеди слова Божия в Санктпетербург; то был опасно болезни, и лучшие столичные врачи исчисляли жизнь его только несколькими днями. Но сверх чаяния, по милости Божией, выздоровел. Особенная настроенность чувств и мыслей в этой речи объясняется теми обстоятельствами, при которых она была произнесена. Наречение происходило в Четверток св. Пасхи, и нареченный Архипастырь, будучи глубоко проникнут мыслями и чувствами, внушенными ему, с одной стороны, предшествовавшими днями Страстной недели, с другой — недавно празднованным событием Благовещения Пресвятой Богородицы, а с третьей — праздником св. Пасхи, излил в своей речи все это разнообразие своих священных чувств и мыслей. — Наречение и посвящение Высокопреосвященнейшего Антония совершено в Киеве, после смерти Митрополита киевского Филарета, — преосвящен. Евсевием Епископом Подольским и Брацлавским и Стефаном Епископом Болгарским. Слова Григория Богослова. См. Твор. его в русск. пер. ч. 1, стр. 80. Деян. 20:28 . Григ. Бог. См. Твор. его в русск. пер. ч. I, стр. 81. 2Тим. 2:15 . Государь Император утвердил доклад св. Синода о назначении архимандрита Виталия во Епископа Томского и Семипалатинского — именно 27 Ноября, когда православная Церковь торжествует праздник знамения Божией Матери.

http://azbyka.ru/propovedi/pastyrstvo-i-...

Приложение 1. Сведения о клириках Иркутской епархии на апрель 1937 г. и их судьбе Храм Дальнейшая судьба Архиепископ Павел (Павловский) 09.1937 Умер в тюрьме 24.11.37 Г. Иркутск Преображенская церковь, Иркутск (штатные клирики) Прот. Феодор Верномудров 28.10.37 Расстрел 27.02.38 Прот. Иннокентий Попов 12.10.37 Расстрел 14.02.38 Прот. Михаил Концевич 12.10.37 Расстрел 27.02.38 Прот. Николай Ильенко 28.10.37 Расстрел 14.02.38 Прот. Сергий Пономарев нет данных Протодиак. Иннокентий Анисимов Расстрел 14.02.38 Диак. Алексий Пинчук Расстрел 14.02.38 Диак. Алексий Акулов 18.02.38 Расстрел 27.02.38 Преображенская церковь, Иркутск (заштатные клирики) Прот. Симеон Телятьев Данных нет, видимо, скончался своей смертью в 1937 г. Прот. Василий Самсонов нет данных Прот. Иннокентий Шабалин 16.12.38 Расстрел 16.03.39 Иером. Варфоломей (Житков) 16.02.38 Расстрел 27.02.38 Диакон Иоанн Шабуров нет данных Диакон Михаил Пляскин(?) нет данных Нагорная Никольская церковь, Иркутск (штатные клирики) Свящ. Петр Коренев (Корнеев) 26.10.37 Расстрел 14.02.38 Свящ. Владимир Алякринский 12.01.38 Расстрел 27.02.38 Архидиак. Варфоломей (Гребнев) 12.12.37 Расстрел 14.02.38 Нагорная Никольская церковь, Иркутск (заштатные клирики) Прот. Иннокентий Брянских 17.02.38 Расстрел 27.02.38 Архим. Герман (Богданов) (позже принял схиму) Скончался своей смертью 03.11.38 Иг. Иоанникий (Тараненко) 18.12.37 Расстрел 14.02.38 г. Прот. Стефан Попов В 1943 г. продолжил служение Свящ. Терентий Шикунов нет данных Прот. Алеский Гусев нет данных Прот. Григорий Левагин 04.02.38 Расстрел 27.02.38 Иннокентьевская церковь в Свердлово, Иркутск (штатные клирики) Прот. Феодор Шмаков 25.12.37 Расстрел 14.02.38 Прот. Вениамин Ларев 15.12.37 Расстрел 14.02.38 Прот. Емилиан Збироковецкий нет данных Диак. Георгий Соснин 17.02.38 Расстрел 27.02.38 Иннокентьевская церковь в Свердлово, Иркутск (заштатные клирики) Свящ. Иннокентий Могилев 04.04.38? Расстрел 14.06.38? Свящ. Феодорит Сизых      или Феофил Сизой ?     нет данных в 1943 г. вернулся к служению

http://pravoslavie.ru/44165.html

Что же следует понимать под антихристианством и антихристом? По мнению Банзена, автор 2-го Фесс. изображает во 2-ой главе антихристианство, как лжеучение, и антихриста, как лжеучителя. Здесь так же, как и в посланиях Иоанна, во 2-ом послании Петра, в послании Иуды и в пастырских посланиях, имеется в виду возникающий в христианской церкви гностицизм. Слова апостола во 2Фес.2:4 напоминают выражение 2Тим.3:4 : φιλδονοι μλλον φιλθεοι и 2Тим.3:2 : βλσφημοι, напоминают похвальбу гностиков тем, что они стоят в особо близких отношениях к божеству (например, Симон волхв слыл за «великую силу Божию» Деян.8:10 ); напоминают также изречения в посланиях Иуды ( Иуд.8 и 10 стт.) и Петра ( 2Пет.2:10, 12 ). Учение ап. Павла о действии тайны беззакония уже в настоящее время ( 2Фес.2:7 ) напоминает содержащиеся в пастырских посланиях предупреждения и наставления о тех лицах, которые вкрадываются в дома ( 2Тим.3:6 ), и о тех обманщиках, которые преуспевают во зле ( 2Тим.3:13 ). Учение апостола о том, что антихрист сядет в храме Божием ( 2Фес.2:4 ), напоминает 2Тим.2:19 ff., где Церковь с одной стороны называется твердым основанием Божиим, с другой – великим домом, в котором есть и драгоценные и малоценные сосуды, т. е. прововерующие и заблуждающиеся. Ложные чудеса беззаконника ( 2Фес.2:8 ) имеют свою параллель в действиях тех, которых второе послание к Тимофею сравнивает с Ианнием и Иамврием ( 2Тим.3:8 ). Слова апостола о том, что антихрист обольстит людей, не имевших любви к истине ( 2Фес.2:10 ), —81— напоминают 2Тим.3:8 , где говорится о людях, развращенных умом ( 2Тим.3:8 ). Название антихриста противником ( 2Фес.2:4 ) находись своё объяснение в том, что именно в пастырских посланиях лжеучения порицаются за своё противодействие чистому церковному учению ( 1Тим.1:10 ). Банзен находит еще и другие места во 2 Фес., параллельные пастырским посланиям ( 2Фес.2:10–12 ; срв. 2Тим.3:1 ff., 1Тим.4:1 ; 2Фес.3:6 περιεργζεσθαι срв. со 2Тим.3:6 ; оценка еретиков 2Фес.3:14 с Тит.3:10 ; 2Фес.3:6 срв.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таковым же почти буквальным сходством выдаётся и изображение царства Господня, имевшего восстать на место сокрушённых языческих царств (2:44, сн. 7:27). Кроме вышесказанного, в пользу единства писателя обеих частей книги говорит и указанный нами при рассмотрении единства писателя каждой из них в отдельности, как присущи каждой из них, типичный живо-выразительный и раздельный характер изображения лиц и предметов, состоящий в том, что вместо рода перечисляются виды, заключающиеся под ним, при изображении целого живописуются и части его, в обилии употребляются подобно значащие выражения и т. п. В пользу того же единства говорит и одинаковая в обеих частях книги характеристика главного лица книги, самого пророка; в обеих частях он представляется ревнующим по законе (1:8, 9:5–20), усердным молитвенником Богу (2:18, 6:10 сн. 3:3–20), налагающим на себя посты (1:12 сн. 9:3,10:3), любвеобильным (2:24, 4:16, 24 сн. 9:18–19), разумным в видениях и сониях (1:17, 2:4 сн. 7–11 гл.). В пользу того же единства говорит, наконец, и то, что в 10 гл. ст. 1. Даниилу усвояется имя Валтасара, чем указывается на упомянутую в исторической части перемену его имени (1:7). Если же книга св. пр. Даниила носит на себе ясные следы единства писателя её, то на основании чего отвергается это единство? Оно отвергается, во 1-х на том основании, что книга написана на разных языках, и именно 1 гл. и начало 2-й до 4 ст. на еврейском языке, с 4 ст. 2 гл. до 7 гл. включительно на халдейском, или арамейском, а с 8 гл. до 12 опять на еврейском языке; во 2-х, на том, что о прор. Данииле в исторической части говорится в 3-м лице, а в пророческой – во 1-м; в 3-х, на том, что в сказаниях разных глав встречаются по-видимому противоречия, например, в сказании 1:21, сн. 10:1, в сказании 2:48–49, сн. 5:11–14, в сказании 2:17, сн. 3:15. Но при внимательном и беспристрастном отношении к делу, все эти основания не подрывают собой свидетельства данных книги в подтверждение единства происхождения её; и прежде всего не подрывает этого разность языков, на которых написана книга 93 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Что же, черствело ли от сторонних невзгод сердце наших иноков, – хулили ли они в безумии своем Бога (сн. Иов.2:910 )? Нет, и тогда благословлялось, и всегда исключительно славословится здесь Имя Божие с сочувственно принимаемыми молящимися вместе с нами побуждением к тому же и этих последних. И на всяком месте Божественного владычества (сн. Пс.102:22 ) совершают подобное делание насельники этой обители, – как там, будет ли это полем брани 18 или приходскими храмом, служением обычным 19 или чрезвычайным 20 ; куда повелено бывает идти им «от святаго послушания» (сн. Чин иноч. постр.), – так и там, куда бы ни разлетелись из нашего гнезда его оперившиеся птенцы, т.е. навыкнувшие в чтении, пении и уставе церковном юноши, кои приуготовляются здесь «к совершению», на поприще благовестников, пастырей и учителей, «святых, в дело служения, в созидание (церковного) тела Христова» (сн. Еф.4:1112 ). Никогда Христос Спаситель, источая дары Божественной благодати, не ограничился только этими, но, обращая взоры Своих учеников на голодавший телом народ, сказали: «дадите им вы ясти» ( Мф.14:14, 16 и пар.). Подавая хлеб жизни вечной, всегда питала наша обитель и алчущих хлеба насущного 21 , укрыла в своих стенах теперь остатки церковного имущества разоренных войною окраин Св. Руси 22 , двукратно 23 , тесня себя 24 первее всего 25 укрывала 26 доблестных защитников целости и славы своей Родины, а личными трудами иночествующих приобщалась по существу к подвигам Осляби и Пересвета 27 . Не забывает наша обитель и страннолюбия 28 , стараясь, в частности, «приходящих в Москву от различных стран как старообрядцев, так и православных, для исследования истины о святой Церкви принимать, упокоивать и руководить их в рассмотрении истины»(сн.цит.Дух.зав.). Как особо желанных и дорогих гостей встречает обитель зрелых и юных, близких и дальних ей по крови и вере, представителей чистого и высшего научного знания, с братскою любовью предлагаешь им изысканную трапезу в виде своих драгоценных, рукописных и книжных, сокровищ и, при возникающей потребности, даже отсылает эти яства на страну далече (сн. Лк, XV, 13), лишь бы напитать алчущих и жаждущих правды (сн. Мф.5:6 ). Ведомы, наиболее близко в дни древние (сн. Пс.144:5 ), были нам и блуждающие по халугам и распутиям старообрядческого раскола и сект. И как бы не довольствуясь

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kudrya...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010