Писание, с тем только различием, что оно есть слово Божие устно преданное Церкви Иисусом Христом и апостолами, а Свящ. Писание – слово Божие, заключенное в книги богодухновенными мужами и в письмени преданное Церкви. § 86. Возможность и действительность сохранения его в целости и неповрежденности. Но могло ли Св. Предание сохраниться в Церкви, во всей своей целости и неповрежденности? – И могло, и действительно сохранилось. – Что оно могло сохраниться, это открывается: 1) Частью уже из способа распространения преданий, их повсеместности и всенародности. Св. апостолы проповедали откровенное учение не в некоторых только местах, не пред немногими только лицами и отнюдь, не тайно напротив, они пронесли его по всем странам тогдашнего мipa, возвестили на всех языках, со всею ясностью ( Матф. 10, 27 ), и как требовала самая цель их проповеди , старались передавать божественные истины всем и каждому, желающему спасения. При таких обстоятельствах затеряться или испортиться какому-либо апостольскому, особенно важному, преданию во всей Церкви, по всему христианскому мipy, очевидно было невозможно. 2) Гораздо более – из ревностной приверженности всех христиан к преданному апостолами учению, которую так похваляет в коринфянах св. Павел ( 1Кор. 11, 2 ; сн. 1Сол. 1, 8 ; Кол. 1, 4. 6 ; Римл. 1, 8 ). К такой заботливости о сохранении устно-преданного апостолами учения естественно располагали христиан; а) самое достоинство этого учения, в котором они видели слово Божие; б) внушении св. апостолов стоять и держаться преданий ( 2Сол. 2, 15 ) и вместе строгие прещения на противников; в) крайняя необходимость преданий: ибо писаний апостольских сначала еще не было, и даже тогда, как появились эти писания, до приведения их во всеобщую известность, многие частные церкви пользовались и могли существовать исключительно только апостольскими преданиями. 3) Еще более – из обязанности и вместе ревности представителей церквей к сохранению священного предания. Их то, по преимуществу, сообразно с самим назначением их пасти церковь Господа и Бога ( Деян. 20, 28 ), старались наставить и утвердить в истинах веры св. апостолы (–27), подобно тому, как прежде сами, предпочтительно пред всеми другими людьми, были наставляемы своим небесным Учителем ( Иоан. 17, 6. 8 ); пастырям Церкви особенно заповедовали св. благовестники держаться верного словесе по учению ( Тит. 1, 9 ), образ иметь здравых словес... и доброе завещание соблюдать Духом Святым ( 2Тим. 1, 13. 14 ); их то, наконец, обязывали апостолы передавать слышанное при многих свидетелях учение и своим будущим преемникам, верным человеком, которые способны были бы и иных научить ( 2Тим. 2, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Gulya...

Ап. Павел пишет: не весте ли, яко святш мирови имут судити (κρινοσι)?Не весте ли, яко ангелов судити имамы ( I Kop. 6, 2–3 ; сн. Иуд. 14 ст.)? Но судить живых и мертвых будет Сам Богочеловек, Которому Бог Отец дал весь суд; Он есть предопределенный Богом Судия живых и мертвых. Обетование же о седении апостолов на двенадцати престолах есть лишь образное предуказаие того, что они при всеобщем суде будут в особенности превознесены над всеми, как ближайшие к Царю-Судии лица, будут по преимуществу разделять с Ним славу суда и царства 821 . Что же касается суда и осуждения ими двенадцати колен Израилевых, то участие их в суд должно ограничить тем, что они осудят чрез добрый пример нравственной своей жизни и деятельности вообще нечестивых из всех народов, особенно тех, которые, находясь в одинаковых с ними условиях и обстоятельствах, проходили однако же путь жизни далеко не одинаково с ними, – заслужили осуждение, отнимут у грешников, и прежде всего у своих современников, особенно из не уверовавших сынов Израиля, возможность оправдания. Но так как кроме двенадцати колен Израилевых остается еще множество народов и племен, которые предстанут всемирному суду, то не одни апостолы, но вообще святш мирови имут судити, т. е. будут как бы живыми скрижалями закона Христова, по которому совершается суд, показывая на себе возможность для человека достигнуть нравственного совершенства и тем сделают явным для грешников, что злая воля привела этих последних к осуждению 822 . Подсудимыми на всеобщем суде явятся все люди, – грешные и праведные, христиане и не христиане, живые и мертвые, и не только люди, но и падшие духи. На последний суд, говорил Христос, соберутся пред Ним вси языцы (πντα τ ϑνη, – Мф. 25, 32 ), – не языческие лишь, но все народы, существовавшие от начала мира, избранные от четырех ветр, от края небес до края их (24, 31) равно и все творящие соблазны и делающие беззаконие (13, 41). По словам ап. Павла, тогда имать Господь судити вселенней ( Деян. 17, 31 ); всем явитися нам подобает пред судищем Христовым ( 2Кор. 5, 10 ) и вси предстанут судищу сему ( Рим. 14, 10 ), предстанут иудеи и язычники ( Рим. 2, 9 ), живые и мертвые ( Деян. 10, 42 ; 2Тим. 4, 1 ; 1Петр. 4, 3–5 ), т. е. имеющие воскреснуть из мертвых и те, которые останутся до воскресения в живых, но, подобно воскресшим, изменятся. Сам ап. Павел ожидает себе и всем, возлюбившим явление Христа, венец правды в день оный ( 2Тим. 4, 8 ), т. е. день второго пришествия Христова и суда над миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Секта молокан . Распространителем лжеучения молокан был крестьянин Тамбов. губ. Семен Уклеин, живший в половине 18 века. Секта адвентистов. Главный предмет её лжеучения – скорое второе пришествие (adventus) Иисуса Христа, отчего она получила и свое название. Секта адвент. возникла в Северной Америке. Основателем ее был баптист Вильям Мюллер (род. в 1781 г.). В Россию секта была занесена во второй половине 19 века. О поименованных, как и о всех других сектах, должно сказать, что все они – растения, которые «не Отец Мой Небесный насадил» ( Мф.15:13 ), а насадили «люди, развращенные умом, невежды в вере» ( 2Тим.3:8 ), «уловленные диаволом в сети» ( 2Тим.2:26 ; ср. 1Тим.4:1 ). 26 Творения. Часть 5. Краткое истинное слово о вере вселенской и апостол. Церкви. Гл. 3, 14. 1882 г., стр. 313, 339. 28 Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. 39 «Добрыя дела – как бы золото», – объясняет святой Ефрем Сирин , – «учение превратное и постыдные дела – как бы солома; огонь – испытатель великого дня, испытает дело то». Творения. Часть 7. 1895 г., стр. 86. 40 «Материей и пищей для этого огня», – говорит Ориген , – «служат наши грехи, которые апостол называет деревом, травою и соломою». Творения. Вып. 1, кн. 2, гл. 10. г., стр. 165. 41 «Надлежит» (δει – должно, следует, нужно, необходимо) означает необходимость, обусловленную не предопределением Божиим, а религиозно-нравственным состоянием людей, ответственных за свои поступки (сн. 2Кор.5:10 ; Мф.12:36 и др.). «Ведь и Христос», – учит святой Иоанн Златоуст , – «сказал: надобно прийти соблазнам ( Мф.18:7 ), – и, однако, не нарушил свободы воли... но предсказал будущее, которое произойдёт не вследствие Его предсказания, а от злой человеческой воли, от произвола развратных людей. Не потому происходили соблазны, что Он предсказал о них, но Он предсказал потому, что они произошли или произойдут ещё. Если бы соблазны происходили по необходимости, а не по воле производящих их, то Он бы не сказал: «горе тому человеку, через которого соблазн приходит» ( Мф.18:7 ). Творения. Том 10. Бес. 29 на 1-е Посл. к Кор 1904 г., стр. 268–269.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

( 2Тим. 2:19 ) и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (там же 19 в Чис. 16:5,26 ). Это не умирающее семя веры в грядущее семя спасения от власти греха и диавола – Христа, святой останок ( Ис. 10:22  сн. 3Цар. 19:18  и Рим. 9:27  и дал.; 11:3 и дальн.) – вот начало, оживляющее и не дающее затеряться отдельным потомкам этого семени среди даже целой массы представителей семени неверия и погибели. Верующие, таким образом, являются среди этого мира погибели как бы «светилами» ( Филип. 2:15 ), возвещающими появление «Солнца правды» ( Мал. 4:2  по рус. биб.) – «Христа Бога нашего» (сран. в цит. месте из Малах. и тропарь на Сретение), оправдывающего всех верующих ветхозаветных и новозаветных (сн. Евр. 1:40 ). И только в Нем история всех степеней развития ветхозаветного домостроительства спасения достигает своего настоящего конца, как и всемирная история в Нем же имеет свою поворотную точку 398 . б) Новозаветное толкование ветхозаветного закона Если верующих Ветхого Завета, предвозвещавших собой пришествие Праведника, можно было сравнить со светлыми лучами утренней зари, предвещавшими появление на небосклоне ветхозаветной истории Солнца правды Христа, то ветхозаветный закон можно сравнить с зеркалом, в котором отражалась (как в πδειγμα) вся жизнь ветхозаветных, а, следовательно, и новозаветных верующих, объединяемых в едино тело единого Христа. Так отражается звездное небо в воде в ясную, лунную ночь. Ибо свет, проникавший в эту зеркальную поверхность и дававший видеть в нем звездное небо, есть единый и тот же свет Христов, просвещавший всех ветхозаветных, как просвещает и новозаветных верующих. Ибо один и тот же Законодатель Ветхого и Нового Завета Христос, пришедший не нарушить Свой закон, но исполнить (Мф. 5:17). Весь закон свидетельствовал о Христе (сн. Луки 24:27,44 ; Иоан. 5:39,46 ; Рим. 10:4 ; Гал. 3:24 ; Евр. 10:1  и срав. Мф. 5:17): – вот основоположение новозаветного толкования ветхозаветного закона, вытекающее из мысли о том, что Христос Сам был Законодателем и Ветхого Завета 399 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

402 Ефрема сир. Сл. умилит. 1 (I т. 206 стр. Изд. 1907 г.). Сн. Григор. нис. О блаженствах, сл. 7 (II т. 454 стр.); Август. блаж. О граде Бож. VII, 31. 413 Григор. Б. Сл. 40, на крещение (III т. 283 стр, изд. 1844 г.), Сн. Климен. ал. Строматы, кн. IV, гл. 6 и 22. 415 Разбор этого воззрения см. у Гусева А. Ф. Евангельские советы и их отношение к положительным требованиям закона (Хр. Чт. 1873 г. III т.), а также в указ. ст. преосв. Сильвестра. Ответ на схему о добрых делах. Тр. Киев. Ак. 1875 г. I т. 416 Началом реформации признается 31 окт. 1517 г., – день, когда Лютер, по поводу продажи индульгенций известным Тецелем, прибил к дверям дворцовой церкви в Виттенберге 95 тезисов, в которых высказал свои взгляды на индульгенции, покаяние, благодать, оправдание чрез веру. 417 Литература. – Хрисанфа еп. Характер протестантства и его историческое развитие (Хр. Чт. 1865 г. II т. 1866 г. I и II т. и в отдел. издании). Сергия еп. Правосл. уч. о спасении. 18–35 стр. и др. Стукова Ф. Лютеранский догмат об оправдании верою. Каз. 1891 г. Маргаритова С. Лютеранское учение в его историческом развитии при жизни М. Лютера. Москва. 1895 г. Коржавина А. Учение об оправдании по символическим книгам лютеран. Тамб. 1886 г. Певницкого И. О необходимости добрых дел для спасения. Спб. 1840 г. 418 В Form. Concordiae говорится: «веруем, что ум, сердце и воля невозрожденного человека в духовных и божественных делах собственными естественными силами совершенно не могут ничего ни понимать, ни веровать, ни воспринимать, ни мыслить, ни хотеть, ни начинать, ни совершать, ни делать, ни действовать и содействовать, – человек для добра совершенно испорчен и мертв, так что в природе его после падения и до возрождения не осталось даже малой искры духовных сил, которыми бы он сам собою мог предуготовить себя к благодати Божией,.. или своими собственными силами привнести что-либо к своему обращению в целом или наполовину, или хотя бы в ничтожной части, действовать или содействовать. Человек – раб греха и собственность сатаны ( Иоан. 8:34 : Еф. 2:2 ; 2Тим. 2:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Иоанн Креститель, которым завершилось ветхозаветное пророчество, говорит о грядущем Месиси: Ему же лопата в руце Его, и отребит (очистит) гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу Свою, плевы же сожжет огнем неугасающим ( Мф. 3, 12 ; Лук. 3, 17 ; сн. положительное наставление Спасителя об огне неугасающем у Марк. 9, 43 ). Выражение – огонь неугасающий в образной речи – Предтечи Господня значит тоже, что огонь вечный. И. Христос, Судия вселенной, яснейшим образом выражал мысль о вечности мучений, называя неугасающий огонь вечным и пребывание в нем мукою вечною. На последнем суде стоящим ошуюю Он скажет: идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его... И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный ( Мф. 25, 41. 46 ; сн. 18, 8). Ап. Павел о неведущих Бога и непослушавших благовествования И. Христа говорит, что они муку приимут, погибель вечную от лица Господня, и от славы крепости Его, егда приидет прославитися во святых Своих ( 2Сол. 1, 9–10 ). Ап. Иуда напоминаете, что наглым ругателям мрак тьмы во веки блюдется ( Иуд. 13 ст.). В откровении Иоанна говорится, что адские мучения будут продолжаться во веки веков: диавол и его орудия мучени будут день и нощь во веки веков ( Апок. 20, 10 ), что дым мучения их (покланяющихся зверю и образу его и принимающее начертание его) во веки веков восходит, и не имут покоя день и нощь (14, 11). Выражение во веки веков (превосходная степень), употребляемое в Писании для означения вечной славы и державы Божией ( 1Петр. 4, 11; 5, 11 ; Гал. 1, 5 ; Филип. 4, 20 ; 1Тим. 1, 17 ; 2Тим. 4, 18 ; Евр. 13, 21 ), и у самого Иоанна – для выражения вечности существа Божия ( Апок. 4, 9–10; 10, 6; 15, 7 ), вечного царства и жизни Спасителя (1, 18; 11, 5), не допускают иного истолкования, как в смысле нескончаемой вечности. И о блаженстве праведников ап. Иоанне выражается также: воцарятся во веки веков (Ап. 22, 5). Утверждая вечность мучений, нигде Писание не говорит, чтобы для осужденных на последнем суде оставалось еще средство к изменение своей участи. Напротив, ясно и решительно говорит оно, что приидет нощь, егда никтоже может делати ( Иоан. 9, 4 ; Гал. 10 ), что в настоящей жизни назначено трудиться, а там получать плату, здесь сеять, а там жать ( Мф. 25, 19. 23. 30 ; Рим. 2, 6 ; Гал. 6, 7–8 ; 2Кор. 5, 10 ). О хуле на Св. Духа Спаситель прямо говорил: иже речет на Духа Святого, не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий ( Мф. 12, 31–32 ; у Марк. 3, 28–29 : иже восхулит на Духа Св., не имать отпущения во веки, но повинен есть вечному суду).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Св. Тимофей, ученик и ревностнейший сотрудник Апостола Павла, родился в Ликаонии, малоазийской области, в городе или Листре, или Деверии. Отец его был еллин, мать Евника из Иудеи христианка ( Деян.16:1–4 , сн. 2Тим. 1:5 ). Попечением матери Тпмофей был наставлен сперва в законе иудейском ( 2Тимоф. 3:15 ), а потом и евангельском ( Деян.16:1 ). Когда Апостол Павел был в Дервии и Листре, тогда христиане тамошние представили ему Тимофея, как ученика отличного по сведениям и благонравию. Апостол принял Тимофея в число своих учеников и обрезал Иудей ради сущих на местех оных ( Деян.16:3 ), чтобы таким образом не подать им никакого повода к нареканию. С сего времени Тимофей сделался неотлучным спутником и исполнителем его поручений к разным церквам. Когда Павел освободился от первых уз и когда сам Тимофей, подвергшийся также узам, получил свободу ( Евр. 13:23 ), тогда Тимофей сопровождал Павла в последнем его апостольском путешествии и обозрении греческих и малоазийских церквей и, по свидетельству истории, сделался первым епископом ефесским или Τς ν φεσ παρακας, по выражению Евсевия, 206 быв рукоположен от Апостола Павла ( 1Тим.4:14 ; 2Тим.1:1 ). Та же ревность, которой отличался Тимофей, как сотрудник, ознаменовала епископское его служение и была причиной мученической его кончины. Во время праздника (называемого Катагогиум, 22 января), когда язычники, как бы неистовые, бегали по городу с идолами и дреколием, раздраженная обличением Тимофея толпа напала на него и забросала камнями. Время мученичества Тимофея достоверно не известно. Полагают, что Тимофей епископом ефесским был около 15 лет. Поэтому кончину его надобно относить к 80 году по Р. X. А некоторые, думая в ангеле ефесской Церкви ( Апок. 2:1–7 ) видеть св. Тимофея, говорят, что кончина его последовала около 97 года по Р. Х., 207 В царствование Констанция св. мощи его перенесены в Константинополь и положены в храме св. Апостолов вместе с мощами Евангелиста Луки и Андрея Первозванного. § 131. Случай и цель написания первого послания

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Через несколько дней был взят ж св. Евгений и подвергнут тем же мучениям. После истязаний всех четырех мучеников бросили в раскаленную печь; когда же они вышла из нее невредимыми, им отсекли головы. Служба их поется на повечерии. Муч. Ученик пр. Максима исповедника , вместе с ним разделявший страдания, он скончался на пути в изгнание. Муч. девицы. Она родилась в Риме от христианских родителей и была воспитана ими в правилах св. веры. С юных лет она всей душой отдалась Богу и решилась посвятить себя девству. Когда она отказалась выйти замуж за сына городского начальника Симфрония, один из приближенных последнего открыл ему, что Агния – христанка. Озлобленный правитель подверг святую страшным мучениям. Во время этих мучений св. Агния многими знамениями и чудесами обратила к вере христианской 160 неверных и была ввержена в раскаленную печь. Когда св. страдалица осталась невредимой в огне, правитель велел воткнуть в ее горло меч, отчего она и скончалась (около 304 года), на 13 году своей жизни. 160 обращенных ею язычников были все обезглавлены. На могиле св. Агнии совершалось много чудес. Мощи св. Агнии почивают в Риме в загородной церкви ее имени по дороге Номентанской, а честная глава ее в церкви Святая Святых. Сн. 5 июля. 22 . Е. Св. апостола Родом из Ликаонского г. Листры, в Малой Азии, он происходил от отца грека и матери иудеянки и был обращен ко Христу вместе с своими родителями ап. Павлом. Украшенный «божественными даровании», он сделался неотлучным спутником и ревностным сотрудником ап. Павла в благовестии Евангелия, разделял с ним не только труды и славу апостольства, но и узы страдания и был рукоположен им в первого епископа Ефесской церкви (см. ; 2Тим.1:5 ; Рим.16:21 ; Фил.2:19, 23 ; Евр.13:23 ; 1Тим.1:3 ; 2Тим.4:9 ). Церковное предание свидетельствует что ап. Тимофей запечатлел свое 15-летнее епископское служение мученической смертью . Однажды в Ефесе в праздник Дианы совершалось языческое торжество и народ с пением и ликованием носил вокруг города идолов. Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Таково всегда было учение Церкви. Тертуллиан говорит: «Право крестить принадлежит первосвященнику, который есть епископ; за ним – пресвитерам и дьяконам, но не иначе, как с дозволения епископа, по церковному праву» 25 . Св. Игнатий также говорит: «Без «епископа никто не должен совершать ничего, что касается Церкви. Только та евхаристия истинна, которая совершается епископом, или тем, кому дана от него власть священнодействия» 26 ; в) епископству усвояется высшее право учительства в Церкви, так что епископы должны управлять самим учением и учить самих учителей. «Яже слышал еси от мене, – пишет ап. Павел к Тимофею, – сия предаждь верным человеком, иже довольни будут и иных научити, – присовокупляя к сему, – чтобы труждающиеся в слове и учении пресвитеры сугубыя чести были сподобляемы» ( 1Тим.5:17 ; 2Тим.2:2 ); г) епископы получают исключительное право быть и именоваться архипастырями и предстоятелями Церквей 27 , с властью вязать и решить в целой Церкви ( 2Тим.2:25 ; 1Тим.5:20 ; Тит.2:15, 3:10 ), судить самих пресвитеров ( 1Тим.5:19 ), управлять служением всего священного сословия (ст. 17, 20) и духовно пасти все стадо Христово; д) на епископах, наконец, лежит и ответственность за всю Церковь , – за чистоту и целость Церкви в деле сохранения веры, учения, священнодействий, благоустроения священства и всего церковного порядка (Ап.1:20; 2:1; 8:12 и проч., где под именем ангелов Церквей разумеются их епископы, сн. апост. прав. 39). 2. О пресвитерах Второй разряд служащих лиц в Церкви составляют пресвитеры 28 . Имя пресвитера вообще означает старейшего – по званию, должности, или достоинству 29 . В лице священнослужителя этим именем выражается важность его сана, досточтимость служения его Церкви и превосходство нравственных качеств, свойственных его званию 30 . Права пресвитерского звания, по учению православной Церкви, состоят в следующем: «тайнами святыми совершати человека в жизнь христианскую, духовную, крещати, миропомазывати,... и пр. и вся церковныя последования действовати, яко служителю Христову и строителю таин Божиих; вверенныя ему люди учити благоверию, заповедем Божиим..., и исповедавших ему своя совести вязати и решити благоразсудно, по епископскому наставлению; вящшыя же и неудоборазсудныя вины приносити епископу своему» 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

1. Епископ есть главный учитель в своей Церкви и для простых верующих и для самых пастырей. Это показывают послания св. Апостола Павла к Тимофею епископу, которому Апостол с особенною силою заповедовал: внимай себе и учению ( 1Тим. 4:16 ; сн. 6:12 ); проповедуй слово, настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли, со всяким долготерпением и учением ( 2Тим. 4:2–5 ); заповедовал вместе, чтобы он приготовлял и научал вере и будущих учителей ( 2Тим. 2:2 ); чтобы он наблюдал за пресвитерами, как проходят они свое учительское служение, и с ревностью подвизающихся в слове сподоблял сугубой чести ( 1Тим. 5:17 ). – Пресвитеры, получая от епископа всю свою власть, через таинственное рукоположение, от епископа же приемлют и власть учительства по отношению к своим пасомым, которую и обязываются употреблять со всем тщанием и усердием ( 1Тим. 5:17 ; Прав. св. Апост. 58). Впрочем, и после сего, как показывают те же слова св. Апостола ( 1Тим. 5:17 ) и 39-е правило апостольское, пресвитеры, как во всём, так и в преподавании учения, постоянно подлежат надзору и суду своего архипастыря. – И диаконы могут, по воле епископа, быть допускаемы к проповеданию, как и допускались в первенствующей Церкви, по примеру св. перводиаконов Стефана ( Деян. 6:8 ), и Филиппа ( Деян. 8:35 ), особенно для поучения оглашенных. Впрочем, эта обязанность, как тогда не считалась существенною и постоянною обязанностью диаконов, так и ныне не считается. 2. Епископ есть первый священнодействователь и совершитель св. таинств в своей частной церкви. Некоторые священнодействия, как в древности, так и ныне исключительно предоставлены ему. Так, он один имеет право – рукополагать во священника и в прочие чины церковные, на основании слова Божия ( Тит. 1:5 ; 1Тим. 5:22 ), правил св. Апостолов (Прав. 2) и св. Соборов (Антох. 9). Он один только имеет право освящать миро и жертвенник или антиминс, что также видно из правил соборных (Карф. прав. 6), и вообще учения Православной Церкви (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 105). – Священник имеет власть совершать таинства и вообще священнодействия, кроме исключительно принадлежащих епископу ( Иак. 5:14 ; снес. апост. правил. 31, 47, 49; соб. никейск. 18); но получает эту власть от своего архипастыря при своем рукоположении. Затем и в прохождении этой своей обязанности подлежат непрестанному надзору, власти и суду своего архипастыря (апост. прав. 39 и др.). В частности, при самом совершении некоторых таинств, вполне зависит от него; не может, например, совершать таинства миропомазания без св. мира, которое освящается только архиереем; не может тайнодействовать евхаристию без жертвенника или антиминса, который также освящается только епископом. – Диакону не дано права совершать св. таинства и вообще священнодействия. След. и здесь служение его, по выражению Дионисия Ареопагита , есть только вспомогательное, а не совершительное самым делом. Диаконы суть только способники и сослужители пресвитерам и епископам.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010