И опять Господь ясно говорит, что не должно щадить и города, если бы он весь согласился на идолопоклонство: «Аще же услышиши в единем от градов твоих, яже Господь Бог дает тебе, вселитися тамо, глаголющих: ...идем, да послужим богом иным, ихже вы не весте, ...убивая да убиеши вся живущия во граде онем убийством меча... и зажжеши град огнем ...и будет пуст во веки не возградится по сем; ...да отвратится Бог от ярости гнева Своего, и даст тебе милость и помилует тя, и умножит тя, ...аще послушаеши гласа Господа Бога твоего, еже хранити вся заповеди Его» (Втор. 13:12—13, 15—18). Помня эту строгую заповедь, Маттафия умертвил мужа, приступившего жрети в капище (1Мак 2.23—24). Если же эти заповеди относительно почитания Бога и презрения идолов были сохранямы прежде пришествия Христова, то тем более все, относящееся к богопочтению, должно быть соблюдаемо по явлении Христа, Который поучал нас не одними только словами, но и делами: после всех озлоблении и хулений Он пострадал и распят, чтобы примером своим научить нас страдать и умирать. Нисколько не извинительно человеку не страдать за себя, когда Он пострадал за нас: если Он пострадал за грехи чужие, то тем более каждый должен страдать за свои грехи. И потому Он грозит в Евангелии, говоря: «Всяк... иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, иже на небесех; а иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, иже на небесех» (Мф 10.32—33). Апостол Павел говорит то же: «Аще бо с Ним умрохом, то с Ним и оживем; аще терпим, с Ним и воцаримся; аще отвержемся, и Той отвержется нас» (2Тим 2.11—12). То же Иоанн: «Всяк отметаяйся Сына, ни Отца имать, а исповедаяй Сына, [и Сына] и Отца имать» (1Ин 2.23). Поэтому Господь увещевает и ободряет нас к презрению смерти, говоря: «Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих уб ы ти; убойтеся же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне» (Мф 10.28). И опять: «Любяй душу свою, погубит ю: и ненавидяй души своея в мире сем, в живот вечный сохранит ю» (Ин 12.25).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3488...

2) Нет, далеко не все! Евангелист Иоанн говорит: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей» ( Ин. 20:30 ). «Многое и другое сотворил Иисус, но если бы писать о том подробно, то думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» ( Ин. 21:25 ). 3) А нужно ли нам знать и исполнять все учение Христа, даже и не записанное Его учениками? 3) Конечно, нужно! «Идите, сказал Спаситель Своим ученикам, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вами (Мф. 28:19–20). Если Господь велит соблюдать все, что Он повелел, а заповеди Его не все в Писании записаны, то нужно соблюдать и те, которые сохранились в Предании основанной Им Церкви. 4) Все ли Апостолы писали послания? 4) Нет, далеко не все! Из 82 писали только 8, а все остальные учили устно, то есть посредством устной проповеди , посредством Предания. 5) Все ли учение Христа и Апостолов ими самими записано в Писании? 5) Нет! «Многое, говорит ап. Иоанн, имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и поговорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» ( 2Ин. 12 ст.). «Многое имел я писать, но не хочу писать к тебе чернилами и тростью, а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам» ( 3Ин. 13 и 14 ст.). 6) Нужно ли христианам держаться и устного учения св. Апостолов? 6) Непременно нужно! Апостол Павел говорит Тимофею, ученику своему: «О, Тимофей! храни преданное тебе» ( 1Тим. 6:20 ). «Держись образца здраваго учения, которое ты слышал (а не читал) от меня» ( 2Тим. 1:13 ). «Мы непрестанно, пишет св. Апостол Фессалоникийцам, благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное (а не писанное только) слово, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие (каково оно есть по истине), которое и действует в вас верующих» ( 1Фес. 2:13 ). «Чему вы научились, пишет Апостол Филиппийцам, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте» ( Флп. 4:9 ). Смотри еще: ( 1Кор. 11:2 ). Ясно отсюда, что Церковь Христова должна хранить слышанное учение от Апостолов так же, как и писанное, то есть должна хранить и исполнять Предание св. Апостолов так же, как и их Писание.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

е. несомненно исповедующие чистую веру Спасителя Христа (которую прияли мы от самого Христа, от апостолов и святых вселенских Соборов), хотя бы некоторые из них и были подвержены различным грехам. Ибо, если бы верные, но согрешившие, не были членами Церкви, то не подлежали бы ее суду. Но она судит их, призывает к покаянию и ведет на путь спасительных заповедей: а потому, не смотря на то, что подвергаются грехам, они остаются и признаются членами кафолической Церкви, только бы не сделались отступниками, и держались кафолической и православной веры» (Посл. вост. патриарх. о прав. вере, чл. II). Т. е. – к Церкви Христовой принадлежат все православно-верующие, не одни только праведники, но вместе и грешники 454 . Так учил об этом сам Начальник нашей веры и Совершитель, уподобляя Церковь свою то вечери, в которой принимают участие и добрые и злые (Мат. 22, 2. 13); то полю, на котором, по воле домовладыки, купно растут до жатвы и пшеница, и плевелы (Мат. 13, 24. 30); то стаду, в котором находятся овцы и козлища (Мат. 25, 33); то неводу, вверженному в море, и извлекающему оттуда хорошие и худые рыбы (Мат. 13, 47); то десяти девам, из коих пять были мудрые, а пять – юродивые ( Матф. 25, 1 и след.). С этою-то целию Он и установил в Церкви таинство покаяния, в котором грешники очищали себя от грехов ( Иоан. 20, 22. 23 ), и научил нас молиться ко Отцу, иже есть на небесех: остави нам долги наша ( Матф. 6, 12 ) 455 . Так же точно учили и поступали св. Апостолы. В велицем дому, пишет св. Павел, не точию сосуди злати и сребряни суть, но и древяни и глиняни ( 2Тим. 2, 20 ). Аще речем, яко греха не имамы, свидетельствует другой Апостол пред всею Церковию христианскою, себе прелщаем и истины несть в нас ( 1Иоан. 1, 8 ) 456 , и продолжает: чадца моя, сия пишу вам, да не согрешаете: и аще кто согрешит, ходатая имамы ко Отцу Иисуса Христа праведника (- 2, 1). Апостол Иаков дает заповедь Христианам: исповедайте убо друг другу согрешения, и молитеся друг за друга, яко да исцелеете (5, 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

– Вера величайшая без любви тщетна: " Если имею дар пророчества, и знаю все тайны... имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» (говорит ап. Павел) ( 1Кор. 13:2 ). – Вера обнаруживается делами: «Не делами ли оправдался Авраам, отец ваш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это ему вменилось в праведность, и он наречен другом Божиим». Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?» ( Иак. 2:21–25 ). – Вера без дел мертва: «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» ( Иак. 2:17, 20, 26 ). – Вера без дел не может спасти: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?» ( Иак. 2:14 ). – Вера без дел подобна вере демонов: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» ( Иак. 2:19 ). 7 . Вера порождается чрез посредство писаний: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» ( Ин. 20:31 ). – «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» ( Рим. 10:17 ). – «Притом же ты (ап. Павел пишет ученику своему Тимофею) из детства знаешь священные писания, которой могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» ( 2Тим. 3:15 ). – «Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную» ( 1Ин. 5:13 ). – Проповедания: «когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины» ( Деян. 8:12 ). – «Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?» ( Рим. 10:14 ). – «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом» ( Еф. 1:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Что же касается 2Тим., оно, как говорится в самом тексте (2Тим. 1:17), было написано в самом Риме; апостол вновь пленник (2Тим.1:8; 1:17). На этот раз он «страдает даже до уз, как злодей» (2Тим.2:9), тогда как во время первого заключения в Риме, он пользовался относительной свободой (Деян.28:30). Теперь же апостол Павел всеми оставлен, кроме Луки (2Тим. 4:9–11). Апостол рассказывает, что, когда ему было нужно держать ответ, Господь избавил его «из львиных челюстей» (2Тим.4:16–17): возможно, здесь речь идет о его первом заключении. Но сейчас апостол Павел ожидает неминуемого конца: «Я уже становлюсь жертвой, и время моего отшествия настало» ( 2Тим.4:6 ). Евсевий, церковный историк (IV век), сообщивший нам церковное Предание, подтверждает наше предположение о четвертом путешествии апостола Павла; он уточняет, что после двух лет, проведенных апостолом в Риме, он, «оправдавшись, вновь отправился на миссионерское служение» это и было четвертое путешествие. Евсевий продолжает, говоря, что «апостол во второй раз пришел тот же город (Рим) и умер мучеником». 25 Когда происходили эти события? Перевод узника из Кесарии в Рим состоялся ок. 60г.; нам известно из римских источников, что прокуратор Фест действительно сменил своего предшественника Феликса примерно в это время. Первый раз ап. Павел оставался в римских узах два года (Деян.28:30). Возможно, он предпринял свое четвертое путешествие ок. 62г., однако, назвать с точностью дату его мученической кончины сложно. Нам известно только, что гонения Нерона пришлись на период между 64 и 67 годами. Вопреки мнению большинства западных комментаторов еп. Кассиан не без основания полагает, что Петр пришел в Рим уже после смерти Павла. В самом деле, апостол Павел не упоминает имени апостола Петра ни в Послании к Римлянам, которое направлялось в Рим, ни в Посланиях из уз, написанных в Риме; следует также отметить еще одну деталь: во 2Тим., которое является последним Посланием апостола, написанным перед мученической кончиной, он просит Марка прийти к нему в Рим (2Тим.4:11); однако, как мы узнаем из 1Петр., Марк был вместе с апостолом Петром в Риме, пришедшим туда, видимо, только в тот момент (1Петр.5:13).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Библейские указания на сущность сектантства Для внутренней жизни Церкви Христовой мир не всегда обеспечен: 2Пет.2:1–2 ; 1Кор.11:19 . По ясному указанию Слова Божия в «последние времена», или в «последние дни», некоторые «отступят от веры», «отделят себя от единства веры», «выйдут от нас, христиан», и «перейдут к иному благовествованию», иначе сказать, появятся антихристы, т.е. противники Христу: 1Тим.4:1 ; 1Ин.2:18–19 ; Деян.20:30 ; Гал.1:6 . Отступники здравого учения принимать не будут: 2Тим.4:3 ; 2Кор.4:3–4 ; Пс.49:16–17 . И не станут почитать за святыню «Кровь завета»: Евр.10:29 . Отступники сами пожелают быть законоучителями, хотя они и «невежды», ничего «не разумеющие»: 1Тим.1:7 ; Рим.12:3 ; 2Пет.3:16 ; 2Тим.3:7–8 ; 1Кор.8:2 ; Сир.38:25 . Принявшись учить себя и других, они «превращают Писания», «превращают благовествование Христово», «повреждают Слово Божие», вообще «говорят превратно и пустословят»: 2Пет.3:16 ; Гал.1:7 ; 2Кор.2:17 ; 1Тим.1:6 ; Рим.10:3 ; 1Тим.1:7 . Действуя «льстивыми словами, обольщая ласкательством и хитрым искусством», отступники производят «разделения и соблазны»: 2Пет.2:3 ; Рим.16:17 ; Еф.4:14 ; 2Тим.4:3 . Будучи на самом деле «дерзки, своевольны и не страшась злословить высших», будучи «ругателями и лютыми волками», отступники ходят в «овечьей одежде», принимают «вид апостолов Христовых», вид благочестия: 2Пет.2:10 ; Иуд.1:19 ; Деян.20:29 ; 2Тим.3:5 ; настоящее имя таким людям – «еретики»: Тит.3:10 ; 2Пет.2:1 . «Но они немного успеют» и конец их по делам – «не дремлющая погибель»: 2Тим.3:8 ; 2Пет.2:3 ; 2Кор.11:15 . Кто дал право проповедовать сектантским лжеучителям? Люди благочестивые, верные члены Христовой Церкви, смущаются дерзостью и кощунственным поведением сектантских лжеучителей. Взирая на них, они невольно припоминают слова апостола Павла: «Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?» «Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» ( 1Кор.12:28–29 ). «Никто сам собой не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» ( Евр.5:4 ). «Как проповедовать, если не будут посланы?» ( Рим.10:15 ). Каким же образом могут проповедовать сектантские лжеучители? Кто им дал на это право? А ведь они, простые миряне, ставят себя выше не только учёных христианских богословов, но и богоглаголивых отцов и учителей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Диакония – это служение самого Христа: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы ему служили, но чтобы nocлyжumь»…(diaconesai) (Мф. 20: 28; Мк. 10: 45). «Неужели Христос есть служитель (diaconos) греха? (Гал. 2: 17). И тем же словом обозначается служение Христу, например: «Господи, когда…мы не послужили тебе?» (ou dieconesamen soi) (Мф. 25: 44). У Луки перечисляются женщины, которые служили (dieconoun) Ему именем своим (Лк. 8: 3). У Иоанна: «Кто Мне служит (ean emoi tis diacone), Мне да последует; и где Я, там и слуга (диакон) Мой будет (kai ho diaconos ho emos estai) (Ин. 12: 26). Диаконией может называться апостольское служение. Так предатель Иуда имел сначала жребий апостольского служения - диаконии (diaconias) (Деян. 11, 17), а потом на его место, т.е.  на место апостольское, оставшиеся «одиннадцать» выбирают из двоих кандидатов и просят Господа показать, кому он назначил «место сего служения» (ton topon tes diaconias tautes) (Деян. 1: 25). Апостол Павел говорит, что Бог ставит апостолов, пророков, евангелистов, пастырей и учителей на дело служения (eis ton ergon diaconias) по созиданию тела Христова, т.е. Церкви (Еф. 4: 12). Значит, все служения ранней Церкви охватываются понятием «диакония». Диаконией неоднократно именуется миссионерское служение самого апостола Павла: «Как апостол язычников я прославляю служение (diaconia) мое» (Рим. 11: 13). «Служение (diaconia) мое для Иерусалима» (Рим. 15: 31; см. также Рим. 15: 25). «Имея по милости Божией такое служение (diaconia)»…, т. е. благовествование (2Кор. 4: 1). «Вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение (diaconia) наше написанное» (2Кор. 3: 3). «Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что он признал меня верным, определив на служение (diaconia)» (1Тим. 1: 12) и т. д.   Диаконией является и служение епископа Тимофея (2Тим. 4: 5), и служение Марка как помощника Павла (2Тим. 4: 11); диакония – служение дома Стефанова «святым» (1Кор. 16: 15). Соответственно апостолы, епископы и более скромные служители Церкви могут называться диаконами. Так Павел именует себя диаконом – служителем в общем смысле слова: он говорит о надежде благовествования, «которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем (диаконом – egenomen diaconos) (Кол. 1: 23). И далее миссионеры Павел и Аполлос – служители (диаконы) в том же широком смысле слова (1Кор. 3: 5), а также Павел и Тимофей - служители (диаконы) Божии (2кор. 6: 4), епископ Тимофей – диакон Иисуса Христа (1Тим. 4: 6). В том же смысле, очевидно, диакон – Тихик, спутник Павла, которого он посылает в Эфес и Колоссы (Еф. 6: 21; Кол. 4: 7), а также Архипп, принявший диаконию в Господе (Кол. 4: 17) и, может быть, служительница (he diaconos)  Коринфской Церкви Фива (Рим. 16: 1), хотя в церковной традиции последняя считается диаконисой  в узком смысле слова - исполнительницей особого женского служения.

http://pravoslavie.ru/2867.html

Он был прислан колоссянами ( Кол.1:7, 4:12 ), так что отсюда видно, что Филимон жил в Колоссах. Павел называет его «узником вместе со мной», выражая, что и он был в вели­кой скорби. Таким образом, если не для самого (апостола), то для этого мужа (просьба) должна быть услышала, – тот, кто нахо­дится в скорби и, оставив свои дела, заботится о других, должен быть услышан. С другой стороны (апостол) здесь укоряет (Филимона) на случай, если бы он не оказал милости собствен­ному своему рабу, тогда как согражданин его сделался «узником вместе со мной»« (Павла) и вместе с ним терпит страдания. И еще прибавляет: «узник вместе со мною ради Христа Иисуса, т. е. за Христа. Марк, Аристарх, Димас, Лука, сотрудники мои» ( Флм.1:24 ). Почему Луку он ставит последним, между тем как в другом месте говорит: «Только Лука один со мною», а Димас, говорит, был один из тех, которые оставили его и возлюбили нынешний век ( 2Тим.4:10 )? Об этом, правда, уже сказано было в другом месте, но и здесь не следует ни оставлять без исследования, ни слушать просто и без разбора. Почему же он го­ворит, что приветствует их оставивший его? " Ераст, – как говорит он, – остался в Коринфе» ( 2Тим.4:20 ). Епафраса приво­дит он, как известного им и происходившего оттуда, – Марка, как дивного мужа; а почему он причисляет к ним Димаса? Может быть, этот пал духом уже впоследствии, когда увидел многие опасности. А Лука, бывший последним, сделался первым. (Апостол) приветствует (Филимона) и от лица их, чтобы скорее склонить его к послушанию, и называет их споспешниками своими, чтобы таким образом сильнее убедить его к исполнению просьбы. «Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с вами. Аминь» ( Флм.1:25 ). 2. Он заключил послание молитвою. Молитва есть великое и спасительное благо и ограждение душ наших; но она, бывает великим благом тогда, когда мы совершаем достойное ее, и когда не делаем самих себя недостойными ее. Поэтому, когда ты придешь к священнику и он скажет тебе: да помилует тебя Бог, чадо, – ты не полагайся только на слова, но приложи и дела, совершай то, что достойно милости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Мф.25:7–8 . Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. «Поправили светильники»: светильники, горевшие до полуночи, конечно, должны были от нагару издавать слабый свет. Нужно было поправить их, и для того, чтобы свет был светлее, подлить в них масла. В это-то время у юродивых дев и оказался недостаток в масле, что свидетельствует о их непредусмотрительности, по которой они оказались не готовыми встретить жениха. Мф.25:9–10 . А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; «Готовые вошли» и пр.: вошли в дом невесты, где продолжалось брачное пиршество и куда, по пришествии, никого уже не впускали. Эти девы изображают тех христиан, которые приготовились войти в Царство Небесное верою во Христа, покаянием в своих грехах и делами благотворения. – «Двери затворились»: никто уже не мог войти туда. Так, когда праведные после суда Христова войдут в Царство Небесное, оно заключится для всех других, и грешники не будут иметь входа туда. Мф.25:11–12 . после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. «Не знаю вас» (ср. прим. к Мф.7:23 ): не признаю вас истинными христианами; вы не принадлежите к числу тех, кои оказались готовыми войти на брачный пир Царства Небесного, и Я не признаю вас Своими. Выражение знать кого на языке библейском нередко означает любить, одобрять, считать своим другом или учеником ( 1Сол.5:12 ; 2Тим.2:19 ; Пс.1:6 и др.). Не знать, значит осуждать, отвергать. «Когда сам Христос сказал это, то остается ожидать не иного чего, как геенны и несносного мучения; даже эти слова страшнее самой геенны: они сказаны и делающим беззаконие» (Злат.). Мф.25:13 . Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Вся совокупность внутренних факторов свидетельствует о том, что книга Деяний написана при жизни Павла – что называется, no свежим следам. Более того, автор книги, апостол и евангелист Лука, вопреки мнению многих ученых, был очевидцем описываемых в ней событий – если не всех, то по крайней мере некоторых. На это указывают так называемые мы-отрывки, в которых Лука, до того повествовавший о событиях в третьем лице, неожиданно вводит первое лицо множественного числа, что говорит о его участии в событиях. Таких отрывков в тексте книги четыре: Деян. 16:10–17 (путешествие от Троады до Филипп), Деян. 20:5–15 (путь от Филипп до Троады и от Милета до Иерусалима), Деян. 21:1–18 (путь от Милета до Иерусалима через Кесарию), Деян. 27:1–28:16 (путь от Кесарии до Рима). Очевидно, что по крайней мере в этих путешествиях Лука сопровождал Павла. Участие Луки в жизни Павла подтверждается и другим, не менее важным источником биографических сведений о Павле: его посланиями. В Послании к Колоссянам Павел пишет: «Приветствует вас Лука, врач возлюбленный» ( Кол. 4:14 ). В Послании к Филимону он включает Луку наряду с Марком в список из четырех своих сотрудников ( Флм. 24 ). Во Втором послании к Тимофею, жалуясь на то, что его сотрудники разошлись по разным странам, Павел отмечает: «Один Лука со мною» ( 2Тим. 4:10 ). 13 Книга Деяний содержит 11 речей Павла, отличающихся одна от другой по длине и по структуре: 1 . Речь в Аитиохии Писидийской (13:16 41:46–47). 2 . Речь в Листре (14:15–17). 3 . Речь в Афинском ареоиаге (17:22–31). 4 . Речь перед эфесскими пресвитерами в Милете (20:18–35). 5 . Речь перед иудеями в Иерусалиме (22:1:3–21). 6 . Ответы на допросе сннедриона (23:1, 3, 5:6). 7 . Оправдательная речь перед Феликсом (24:10–21). 8 . Оправдательная речь перед Фестом (25:8:10–11). 9 . Оправдательная речь перед царем Агриппой (26:223, 25–27:29). 10 . Обращения во время морского путешествия в Рим (27:10, 21–26, 31:33–34). 11 . Обращение к римским иудеям (28:17–20:25–28). 14 Ученые спорят о том, являются ли речи персонажей книги Деяний (в общей сложности составляющие около трети общего объема ее текста 15 буквальным воспроизведением того, что тот или иной из них (Петр, Стефан, Иаков, Павел) говорил в каждом конкретном случае, или конспективным изложением, передающим лишь суть того, что он говорил, или вообще литературной продукцией автора книги. 16

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010