постановлениям. Это может относиться к своеобразному толкованию лжеучителями иудейского закона (3,9; 1Тим. 1,7; 4,3 ). 1 Для чистых все чисто. Лжеучители, по-видимому, вводили какие-то запреты (ком. к 1Тим. 4,3 ). Ответ Павла см. в 1Тим. 4,3–5 . 1 делами. Павел осуждает не только учение лжеучителей, но и их дела ( 2Тим. 3,2–5 ). Христианам следует держаться здравого учения; их поступки также должны соответствовать новому образу жизни. отрекаются. Новый Завет учит, что отсутствие дел, сообразных перемене жизни, ставит под сомнение веру человека во Христа ( Мф. 7,16–20 ; Иак. 2,14–16 ; 1Ин. 3,17 ). Глава 2 2:1–15 Павел обращается к тому, что должен проповедовать Тит. Он дает отдельные наставления о том, как должны жить старцы, старицы, молодые женщины, юноши и рабы, а также сам Тит, и заключает их размышлением о благодати Божией. 2 здравое учение. См. ком. к 1,9. 2:2–6 См. 1Тим. 5,1–2 . 2 целомудренны. Данное качество доминирует в советах Павла в этом разделе (ст. 5,6,12; 1,8 и ком.). 2 учили добру. Судя по следующему стиху, имеется в виду их поведение дома. 2 вразумляли. Вероятно, Павел имеет в виду проблемы, с которыми столкнулись некоторые молодые вдовы в Ефесе ( 1Тим. 5,11–13 ). 2 попечительными о доме. В отличие от поведения некоторых молодых вдов в Ефесе ( 1Тим. 5,13 ). покорными. См. ком. к 1Тим. 2,11 . да не порицается слово Божие. Забота Павла: поведение христиан должно служить подтверждением Евангелия (ст. 8,10). 2 показывай в себе образец. Подобный совет Павел дает и Тимофею ( 1Тим. 4,12 ). добрых дел. Начиная с этого места, добрые дела одна из основных тем Павла в этом послании (ст. 14; 3,1.8.14). 2 рабов. См. также Еф. 6,5–8 ; Кол. 3,22–25 ; 1Тим. 6,1.2 . 2 дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога. См. ком. к ст. 5. 2:11–14 Эти стихи содержат богословское обоснование практических наставлений, изложенных в ст. 2–10. 2 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков. Благодать Божия, незаслуженное снисхождение Бога, была явлена в Иисусе Христе (3,4.6; 2Тим. 1,10 ). Цель Божия в ее даровании спасении грешников (3,4–7; 2Тим. 1,9 ). Благодать объемлет всех людей, невзирая на пол, возраст или общественное положение (ст. 2–10; 1Тим. 2,1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

к Римлянам (16:15–23), 53) Онисифор ( 2Тим. 1:16 ), 54) Климент, епископ Римский ( Флп. 4:3 ), 55) Сосфен ( Деян. 17:17 ) 56) Аполлос ( Деян. 18:24–25 ), 57) Тихик ( Еф. 6:21–22 ), 58) Епафродит ( Флп. 11:25 ), 59) Карп ( 2Тим. 4:13 ), 60) Кодрат, 61) Марк, он же и Иоанн ( Деян. 12:25 ), 62) Зина (Тим. 3:13), 63) Аристарх ( Деян. 19:29 ), 64) Пуд ( 2Тим. 4:21 ), 65) Трофим ( Деян. 20:4 ), 66) Марк ( Кол. 4:10 ), 67) Артема (Тим. 3:12), 68) Акила ( Деян. 18:2 ), 69) Фортунат и 70) Ахаик, о которых упоминает апостол Павел в 1 послании к Коринфянам (16:17). Все почти они, мы отчасти уже и указали, были епископами в разных новоустроенных Церквах, и все они почти окончили жизнь свою мученически за имя Христово. К ним причисляют иногда и других, потрудившихся в деле проповеди Христовой, например, Дионисия Ареопагита ( Деян. 17:34 ), Симеона Нигера (там же 13:1), а за ними и Лазаря, воскрешенного Спасителем и Иосифа Аримафейского, и Никодима, тайного ученика Иисусова, и Гамалиила, учителя апостола Павла, и крещенного Филиппом евнуха, и сотника Корнилия, и других. О всех подобных благовестниках вышеупомянутый церковный историк Евсевий говорит следующее: «Легко усмотрим, что у Спасителя было учеников более семидесяти, если обратим внимание на свидетельство Павла, который говорит, что, по воскресении из мертвых, Спаситель явился сперва Кифе, потом двенадцати Апостолам, затем боле пятисот братии единою, из коих иные, по его словам, уже умерли, а большая часть еще жили в то время, когда он писал это». Церковная служба собору семидесяти апостолов в 4 день января установлена в IX веке, когда славный песнописец Иосиф составил и общий канон для всех семидесяти апостолов, и частные для некоторых из них. Обличение фарисеев относительно преданий старцев ( Мф. 15:1–20 ; Мк. 7:1–23 ) Прот. Горский. Из «Евангельской истории» Мф. 15:1–2 ; Мк. 7:1–5 . Иисус Христос не был в Иерусалиме на третьей Пасхе. Так как иудеи искали убить Его, то Он и не хотел ходить по Иудее, а ходил по Галилее. Но фарисеи Иерусалимские, ο π το ερουσαλμ – выражение указывает не на место только, откуда пришли, но и на постоянное местопребывание (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Первое послание к Тимофею отличают также содержащиеся в нем рассуждения о женщинах (2,9–15), принадлежащих к церкви (5,3–16). Есть в нем и биографическая информация о Тимофее, включающая указания на его крещение (6,12) и рукоположение (1,18; 4,14). Трудности истолкования Дошедшие до нас сведения о четвертом миссионерском путешествии Павла очень скудны. Полную картину этого путешествия можно только реконструировать, главным образом, по отдельным намекам на него, имеющимся в пастырских посланиях. Есть некоторые свидетельства того, что Павел осуществил свое желание посетить Испанию ( Рим. 15,24.28 ). Тогда же (либо после своего возвращения из Испании, либо, если предполагаемое путешествие в Испанию все же не состоялось, после своего отбытия из Рима) он, по-видимому, возвратился на Восток, вероятно, поначалу отплыв на остров Крит ( Тит. 1,5 ). Затем Павел проделал путь на север до Ефеса (1,3), возможно, вначале посетив по пути Колоссы ( Флм. 1,22 ), а затем Македонию (1,3; ср. Флп. 1,25.26 ). С этого момента картина уже становится яснее. Павел, по-видимому, собирался (возможно, дважды, в разное время) отправиться из Македонии в Ефес (3,14.15; 4,13) и Никополь ( Тит. 3,12 ). Последнее, что известно о нем, это то, что он опять находился в Риме и ожидал казни ( 2Тим. 1,8.12; 2,9; 4,6.7.16 ) после посещения Троады ( 2Тим. 4,13 ), Милета и, возможно, Коринфа ( 2Тим. 4,20 ). Содержание I. Приветствие (1,1.2) II. Позиция относительно лжеучителей (1,3–11) А. Лжеучители и их учение (1,3–7) Б. Назначение закона (1,8–11) III. Свидетельство Павла (1,12–20) А. Призвание Павла на служение (1,12–17) Б. Призыв к верности (1,18–20) IV. Наставления о церковной жизни (2,1 3,13) А. Наставления о молитве и поклонении (2,1–15) 1 . О молитве за всех людей (2,1–7) 2 . Указания мужчинам (2,8) 3 . Указания женщинам (2,9–15) Б. Указания служителям (3,1–13) 1 . Епископы (3,1–7) 2 . Диаконы (3,8–13) V. Проблема, связанная со лжеучениями (3,14 4,5) А. Цель, с которой Павел написал данное послание (3,14–16)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Притча о неводе, в котором была и хорошая, и плохая рыба, объясняет, что в Церкви – и хорошие, и дурные члены ( Мф.13:47 ). Притчею о 10 девах объясняется, что в Церкви нет безгрешных, ибо и разумные, и неразумные – все заснули ( Мф.25:1–13 ). На брачный пир царского сына, т.е. в Церковь Божию, пришли и благочестивые, и нечестивые: «рабы те, вышедши на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых, и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими» ( Мф.22:10 ). И здесь в Церкви (на брачном пире) некоторые продолжают огорчать Господа (например, оставшиеся не в брачной одежде) ( Мф.22:2–14 ) Каково научение Господа, такова и действительность. Во всех посланиях Апостолы укоряют христиан за несовершенство и падение: 2 гл. – предрассудки (Посл. ап. Иак.). 3 гл. – невоздержание языка (там же). 4 гл. – распри и вражды (там же). 5 гл. – грех Анании и Сапфиры (Деян.). 6 гл. – споры христиан из эллинов и из Иудеев (там же). 6 гл. – обида вдовиц (там же). «Некоторые отвергнувшие имевшуюся у них веру» и «добрую совесть, потерпели кораблекрушение в вере. Таковы Именей и Александр», преданные апостолом сатане ( 1Тим.1:19–20 ). Симон Волхв, хотя и крестился и получил Святого Духа, но согрешил ( Деян.8:9–24 ). Димас оставил меня, возлюбив нынешний век ( 2Тим.4:10 ). Огорчение в отношениях Апостолов между собою ( Деян.15:36–39 ). тяжбы и взаимные обиды ( 1Кор.6:1–6 ). пьянство после Причастия ( 1Кор.11:21 ). нечестие и незнание Бога ( 1Кор.15:34 ). Согрешающих, – научает апостол, – должно «обличать», «запрещать», «увещевать со всяким долготерпением». Если все безгрешны, зачем это? ( 2Тим.4:2 ). Все послания ап. Павла обличают греховность христиан: «многие поступают, как враги креста Христова» ( Флп.3:18 ). даже Апостолы лицемерят ( Гал.2:12–13 ). Церкви в Откровении изображены согрешающими ( Откр.2, 3 ). Все христиане должны мыслить (понимать) о себе, что они многогрешные и ничего не стоящие: «вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» ( Лк.17:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

«Многое и другое сотворил Иисус, но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому бы миру не вместить бы написанных книг» ( Ин.21:25 ). Св. апостолы даже и не заботились о том, чтобы записать все свое учение. Например, тот же апостол Иоанн в конце своего второго и третьего послания пишет: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полная» ( 2Ин.1:12 ). «Много имею я писать, но не хочу писать к тебе чернилами и тростью, а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам». ( 3Ин.1:13–14 ). Иногда же апостолы писали не полностью божественное учение, а лишь кратко. «Се кратко написал я» – говорит св. апостол Петр в своем первом послании ( 1Пет.5:12 ). «Мне через откровение возвещена тайна, о чем я и выше писал кратко», – пишет св. апостол Павел в послании к Ефессянам ( Еф.3:3 ). Где же содержится та часть Божественного учения, которая не записана в Св. Писании? Содержится она в так называемом Священном Предании. Что такое Священное Предание? Священным Преданием называется учение Спасителя и апостолов, незаписанное в книгах Св. Писания, а сохраняемое и распространяемое в устной передаче. Так как Священное Предание является учением Господа и апостолов, то оно для христиан одинаково важно и необходимо, как и Священное Писание . Вот почему святые апостолы заповедовали христианам свято и нерушимо соблюдать Св. Предание. Так св. ап. Павел написал в послании к Фессалоникийцам: «Братия! Стойте и держите Предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес.2:15 ). Кто из христиан соблюдал Предание, того апостолы хвалили: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните, и держите Предания» – писал апостол Павел Коринфянам ( 1Кор.11:2 ). А кто не поступал по Преданию, от того апостолы повелевали удаляться: «Завещаем же вам, братия, удаляться от всякого брата, поступающая бесчинно, а не по Преданию, которое приняли от нас». ( 2Фес.3:6 )- заповедовал христианам св. апостол Павел. Кто же хранил и хранит в Церкви Св. Предание? Хранителями Священного Предания сначала были святые апостолы, а когда пришло время их кончины, они передали Св. Предание своим преемникам – пастырям Церкви. Апостол Павел об этом так писал своему ученику Тимофею: «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня» ( 2Тим.1–13 ). «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» ( 2Тим.2:2 ). «О, Тимофей! Храни преданное тебе» ( 1Тим.6:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Христос есть ипостасная (личностная) Истина Божия ( Ин. 14:6 ; Еф. 4:21 ; 2Сол. 1:10 ) 717 , и Церковь как Богочеловеческое Тело Его – поистине тело Истины, Сама Истина 718 . Следовательно, по Апостолу и Златоусту, истина является не какой-то неопределённой и неуловимой философской идеей по стихиям мира ( Кол. 2:8 ), а реальностью, наступившей и присутствующей в Церкви Христом и Духом Святым, евангельской верой и богоданными догматами, от Воплощения Христова ( Ин. 1:17 ): благодать же и истина произошли ( γνετο) чрез Иисуса Христа (ср. Еф. 4:21 ; Кол. 1:26–27 ) 719 . В Церкви Христовой отождествляются следующие понятия, лучше сказать, реальности: Истина, вера Христова, правоверие ( ρθοδοξα – православие) и истинные (правильные) догматы 720 . Ибо вся христианская вера и догматы , в сущности, представляют собой одну единственную истину – Богочеловека Христа 721 . А Великая благочестия тайна ( 1Тим. 3:16 ) апостольская, которая есть не что иное, как Христос, Логос Божий, Который явился во плоти 722 , является основополагающей истиной и верой Церкви, одна единственная сущностная истина нашей веры – «проповедь апостолов и догматы Отцов» 723 – нерукотворный хитон Церкви, невеста Жениха Христа 724 . Поэтому только Церковь , имея своей Главой Богочеловека Христа, может непогрешимо «верно преподавать слово истины» ( 2Тим. 2:15 ). В своих Посланиях апостол очень часто отождествляет веру, веру Евангелия, веру Христову, с истиной в Церкви, то есть с Истинной верой, Православием, или, по святому Златоусту, с «правильными догматами». В Посланиях апостола Павла подчёркивается и то, что спасение приобретается только верой Истины, то есть Истинной верой. Вот почему апостол Павел выделяет основной принцип: в Церкви может существовать исключительно и единственно одна вера, и одно единство веры ( Еф. 4:5, 13 ). Так, апостол благовестие блаженного Бога, которое ему вверено ( 1Тим. 1:11 ), то есть Евангелие Христово ( Рим. 1:16, 15:29 ; 2Кор. 2:12 ) назовёт словом Божиим ( Евр. 13:7 ; Деян. 13:48 ; 1Кор. 14:36 ; Кол. 1:25 ; 2Кор. 2:17, 4:2 ; 1Сол. 2:13 ), словом Христовым ( Кол. 3:16 ), словом истины ( Еф. 1:13 ; 2Кор. 6:7 ; Кол. 1:5 ), словом веры ( 1Тим. 4:6 ; Рим. 10:8 ); или здравым словом Господа нашего Иисуса Христа ( 1Тим. 6:3 ; 2Тим. 1:13 ), словами веры и доброго учения ( 1Тим. 4:6 ), или словом жизни ( Фил. 2:16 ), словом спасения ( Деян. 13:26 ), Евангелием спасения ( Еф. 1:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Божия Матерь Она возвеличена Богом: Сотворил Мне величие Сильный ( Лк. 1:49 ). Смысл слова «ублажать»? Отныне будут ублажать меня все роды ( Лк. 1:48 ). Приснодевство: В ответ благовестнику: Как будет это, когда я мужа не знаю? ( Лк. 1:34 ). Она уже была обручена. Мысль: «Это в принципе невозможно». Если б ей предстояла супружеская жизнь, то её возражение было бы неуместным. Аналог: «невеста». Прообраз: Иез. 44:2 . Пресвятая Богородице спаси нас. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых ( 1Кор. 9:22 ). Так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя ( 1Тим. 4:16 ). Не спасу ли я некоторых из них ( Рим. 11:14 ). Жена, не спасешь ли мужа? ( 1Кор. 7:16 ). Почему Христос не возвеличил Божию Матерь? Христос при жизни никого не возвеличивал из Своих угодников. Даже апостол Павел, который более всех их потрудился ( 1Кор. 15:10 ), не был превознесен Господом: венец правды… даст мне Господь в день оный ( 2Тим. 4:7 ), а не при жизни. У Неё были другие дети – братья Господа. Если бы это было так, Господь не стал бы препоручать Ее Иоанну ( Ин. 19:26–27 ), ведь Иаков, брат Господень, долго был епископом Иерусалима ( Гал. 1:19 ), и другие «братья Господни» были в Иерусалиме ( Мф. 13:55 ); и они не называли себя братьями, но рабами Иисуса Христа ( Иуд. 1:1 ; Иак. 1:1 ). Божия Матерь нигде не называется матерью Иакова, Иосии, Иуды и Симона, но только матерью Иисуса Христа. Неужели Мария, родившая венец ожиданий – Мессию, пожелала иметь детей, тогда как другие жены, желавшие посвятить себя Богу, не имели мужа? Итак, братья: Иаков, Иосия, Симон, Иуда. У креста стояли 3 Марии: Мать Его; Магдалина; и Мария, которую Иоанн называл Клеопова, сестра Божией Матери ( Ин. 19:25 ). Матфей и Марк называли её матерью Иакова и Иосин ( Мф. 27:56 ; Мк. 15:40 ), Лука – матерью Иакова ( Лк. 24:10 ). Следовательно, Иаков и Иосия – дети Марии Клеоповой. И т.к. Симон и Иуда назывались братьями Христа наряду с ними, то и они её дети. И не знал Её. Как наконец Она родила Сына Своего первенца ( Мф. 1:25 ). Здесь утверждается чистота Марии до рождества. Отсюда не следует выводов о сожительство Её с Иосифом в дальнейшем (ср. «Доколе» Пс. 71:17 ; «До» Мф. 28:20 ). Слово «первенец» также означало и «единственный», «единородный». Хоть и не все израильские семьи были многодетны, но всем сказано: освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота ( Исх. 13:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/posobie-...

Спаситель благовествует о том, что всякий верующий в Него придет и сядет за трапезой с Авраамом и Исааком и Иаковом в Царствии Небесном ( Мф.8:11 ). Ангелы и праведники на небесах составляют единую Церковь – небесный Сион, град Бога Живаго ( Евр.12:22–23 ). Блаженство праведных душ начинается еще здесь, на земле, в их благодатно-добродетельном облечении во Христа и отроичении, продолжается в загробной жизни и после Страшного Суда достигает полноты со всеми святыми. Впрочем, блаженство праведных душ в загробной жизни не только неполно, но и неодинаково, ибо оно соразмерно их благодатно-добродетельному совершенству (см. Ин.14:2 ). На это особенно указывает благовестие святого апостола Павла: Каждый получит свою награду по своему труду ( 1Кор.3:8 ). Место, в котором пребывают праведные души в загробной жизни, именуется в Священном Писании раем ( Лк.23:43 ; 2Кор.12:4 ), Царством Божиим ( Лк.13:28–29 ; Мф.6:33 ; 1Кор.15:50 ), Царством Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа ( 2Пет.1:11 ), Царством Небесным ( Мф.8:11, 5:3 ; 2Тим.4:18 ), лоном Авраамовым ( Лк.16:23 ), домом Отца Небесного ( Ин.14:2 ), горой Сион, градом Бога живого, Иерусалимом небесным ( Евр.12:22 ), Иерусалимом вышним ( Гал.4:26 ), небесами ( Лк.12:33 ; Евр.10:34 ). Учение Священного Писания четко говорит и свидетельствует о подлинности мучений грешных душ за гробом, но природу этого мучения покрывает известная неясность. В основном, это мучение заключается в удаленности грешных душ от Бога как Источника блаженства, радости и света. Они чувствуют скорбь, проводя жизнь без радости, без света, без блаженства. Эта скорбь нарочито усиливается от осознания того, что она бессмертна неумерщвляемым и неистребимым бессмертием (см. Мф.7:23, 25:12, 46 ; Лк.13:25, 27 ; Мф.8:12, 22:13 ). Грешные души находятся в темнице духов ( 1Пет.3:19 ), в аду (εν τ δ), Лк.16:23 ; Откр.20:13 ), где несгораемо сгорают в огне своего диавольского самолюбия и эгоизма (см. Мф.25:41 ; Лк.13:27–28 ) и в сознании всех своих грехов, будучи разъедаемы огненными червями отчаяния и угрызения совести, и причем такого угрызения совести, которое никогда не может, вследствие отсутствия психофизических благодатно-добродетельных условий, привести к спасительному покаянию, как и Иуду привело оно не к истинному покаянию, а к самоубийству, которым увенчивается грех и в котором грех достигает своего триумфа (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Из этих примеров видно, что Закон Божий не отменен, но усовершенствован в сторону раскрытия духовного смысла каждой заповеди. Так же обстоит дело и с другими заповедями и предписаниями ветхозаветными, жертва агнцев и тельцов заменена Жертвою Сына Божия, обрезание заменено Крещением и т.д. Узнать о себе, являемся ли мы добрым семенем или плевелами, мы можем через Закон Божий, который, по меткому выражению апостола Иакова, брата Господня, является для нас как бы зеркалом, которое показывает нам наше действительное состояние. Сказано в Послании Иакова: «Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он» ( Иак.1:23–24 ). Правда, здесь надо обратить внимание, братия и сестры, на то, что сказано «исполняет», а не «исполнил». И так говорится во всех случаях, когда Новый Завет призывает нас к исполнению Закона Божия. Ибо Единственный, Кто выполнил весь Закон от начала до конца – только Господь наш Иисус Христос. А о нас и о миссии Христа сказано: «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» ( Рим.8:3–4 ). То есть по плоти мы ничего не можем исполнить из Закона Божия, а в духе усыновления Богу Отцу через Христа становимся святыми по благодати, как Блаженный Августин и писал: «Весь Закон исполнен, когда все грехи прощены» . И мы читаем далее: Мф.13:25–26 . «когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы». Блаженный Феофилакт и многие святые Отцы под посеянными плевелами понимают ереси, то есть религиозные заблуждения. О еретиках и ересях написано много, главное, что мы должны помнить, надо ненавидеть ересь и любить еретика, то есть стараться ему помочь в деле спасения. Так, например, святитель Иоанн Златоуст пишет о еретиках: «Итак, не будем сердиться и гневно относится к ним (то есть к еретикам), но будем кротко беседовать с ними, ибо ничего нет сильнее кротости и скромности, поэтому и Павел повелел тщательно придерживаться этого, сказав: ″рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины″ ( 2Тим.2:24–25 ). Далее Златоуст продолжает: «Не сказал – к братьям только – но ко всем. И еще – ″Кротость ваша да будет известна всем человекам″. Не сказал – братьям, но всем человекам» ( Флп.4:5 ). Далее Златоуст пишет: «Ибо что пользы, говорит Господь, если вы будете любить любящих вас ( Мф.5:46 )» .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Собрание верующих составляет Церковь , которая есть Тело Христово; Глава Церкви – Христос. Протестанты утверждают: Церковь нас не спасает, спасает Христос. Но отделить Христа от Его Церкви – это то же, что отделить голову от тела. Тело и голова неотделимы, так же не отделимы Церковь и Христос, и если невозможно спасение без Христа, оно так же невозможно и без Церкви. Действительно, всякий человек, боящийся Бога и поступающий по правде, приятен Богу, но это не значит, что он может спастись вне Церкви, без ее благодатных Таинств. Для чего же тогда Христос сошел на землю, основал Церковь , поставил священство, установил святые Таинства, если и без всего этого человек может спастись? Совершая добрые дела, угодные Богу, человек привлекает к себе милосердие Божие, и Господь обязательно приведет его в Свою Церковь , как это и было с Корнилием-сотником ( Деян. 10 ). Протестанты заявляют, что отделились от Церкви потому, что в ней много порочных членов, которые делают порочным все тело. Святая по своему основанию и Главе, будучи источником освящения и святости, Церковь Христова, действительно, должна быть свята в членах своих: «если корень свят, то и ветви» ( Рим 11:16 ). К этому Церковь постоянно стремится, и среди ее.членов всегда были и есть люди, отмеченные высшей христианской чистотой и особыми дарами благодати, – в ней были, есть и будут подвижники, праведные, преподобные и т.д., однако святой во всех своих членах Церковь земная быть не может, это ее цель, полностью достижимая только в будущей жизни, в Царстве святых, а до того времени среди ее членов, конечно, будут и грешники. Об этом говорил Спаситель, когда сравнивал Церковь с полем, где пшеница растет вместе с плевелами ( Мф. 13:24–30; 36–42 ); с неводом, извлекающим всякого рода рыб ( Мф.13:47–50 ); с брачным пиром, в котором принимают участие и недостойнЫ.е ( Мф.22:10–12 ); с Церковью, где есть рабы добрые и худые ( Мф.18:23–34 ); девы Мудрые и юродивые ( Мф.25:1–12 ); овцы и козлища ( Мф.25:33 ). Вслед за Христом учил об этом и святой апостол Павел. В Церкви, как в большом доме, – писал он, – «есть сосуды не только золотые и серебряные, но, и деревянные и глинянные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении» ( 2Тим.2:20 ). В Теле Христовом есть члены «слабейшие», «менее благородные» и даже «неблагообразные», если один член страдает, то и все Тело страдает, и если один радуется, то и все Тело радуется ( 1Кор.12:13–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010