Беседа 23. Евангелие от Матфея, глава 7, 1–5. «Нагорная проповедь. Взаимоотношения людей» Сегодня мы продолжаем беседы по Евангелию от Матфея. И мы начинаем чтение 7-й главы, которая в отличие от 6-й более полно говорит о взаимоотношении человека с человеком и менее – о чисто религиозных вопросах. Первая тема называется: «Не судите, да не судимы будете» ( Мф.7:1–5 ). И мы читаем 1-й стих 7-й главы: Мф.7:1 . «Не судите, да не судимы будете». Блаженный Иероним Стридонский поясняет: «Если Он запрещает судить, то на каком основании апостол Павел осуждает блудодея в Коринфе и апостол Петр изобличает во лжи Ананию и Сапфиру? Но из дальнейших (запрещений) Он показал, что именно Он запретил, говоря: ″Ибо как вы будите судить, так будут судить о вас″. Итак, судить Он не запретил, но научил» . Блаженный Феофилакт настаивает, что запрет судить (осуждать) сохраняется за теми, которые именно осуждают (ничего не предприняв для исправления – О. С.) брата по вере. Он пишет: «Господь запрещает не укорять и выговаривать, а осуждать (то есть не законным, а частным судом – О. С . ) , потому что укорение и выговор служат к пользе, а осуждение клонится к обиде и унижению, особенно же, когда кто-либо, имея тяжкие грехи, поносит и осуждает других, имеющих меньшие грехи, за которые будет судить Бог» . Преподобный Авва Дорофей занимает по данному вопросу еще более принципиальную позицию. Он пишет: «Одному Богу принадлежит власть оправдывать и осуждать, поскольку Он знает и душевное устроение каждого, и силу, и образ воспитания, и дарования, и телосложение, и способности: и сообразно с этим судит каждого, как Он Сам один знает» . Итак, только Господь Бог может брать к рассмотрению все обстоятельства содеянного преступления, только Ему одному ведомы все истинные намерения и побуждения согрешившего – следовательно, только Его суд может быть безошибочным и непогрешимым, где ни на йоту, ни на черту Господь не отступит от принципов Небесного Правосудия. Чем независимее христианские истолкователи Писания от сильных мира сего, тем их позиция более евангельски внятна и выверена. Смысл 1-го стиха 7-й главы может быть и такой: не суди, потому что ты и сам будешь осужден. Как это перекликается со словами молитвы Господней, где сказано от лица молящегося: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» ( Мф.6:12 ). Все мы, имеющие стать в будущем на Суд Божий, должны проявлять снисхождение к согрешающим братьям нашим. Сказано: «с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» ( 2Тим.2:25–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вопрос: Могут ли в Священное Предание Православной Церкви вкрасться ошибки? Может ли оно противоречить Библии? Должно ли Священное Предание являться таким же авторитетом для нас, как и сама Библия? Почему? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Вопрос о каноническом авторитете Предания возник не в 16 веке, когда протестанты отвергли его, а еще в эпоху древних святых отцов. Реформаторы лишь ясно сформулировали свою позицию: «только Писание». Авторитет ими признается лишь за Библией. Однако парадоксальность их утверждений заключается в том, что в самом Писании нет такой мысли. Получается, что уже в своем главном и исходном положении они не соблюдают вводимое им правило, ибо нигде само Священное Писание не говорит, что Библия является единственным источником истины. И вопрос, который мы часто слышим – «покажите, где об этом говорится в Библии?» – хочется обратить к ним. В Священном Писании говорится, что оно богодухновенно (2Тим.3:16; 2Пет.1:21), но ни в одном месте не говорится, что, кроме Писания, не может быть еще другого руководства в делах веры. Господь наш Иисус Христос учил апостолов и народ не писанием, а словами и делами: Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин.21:25). Божественный Учитель в течение Своей земной жизни говорил и действовал, уча примером: Первую книгу написал я …о всем, что Иисус делал и чему учил от начала (Деян.1:1). Иисус Христос также научал истолкованию Писания: Вы слышали, что сказано древним… А Я говорю вам (Мф.5:21-22); Вы слышали, что сказано древним… А Я говорю вам (Мф.5:27-28). И после Своего воскресения Иисус Христос продолжал учить Своих последователей понимать смысл священных книг: И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании (Лк.24:27). Господь давал живой пример того, что ученики должны будут делать после Его Вознесения: Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин.13:15). Из вступления св. евангелиста Луки к написанному им Евангелию видим, что Предание предшествовало новозаветному Писанию, ибо были записаны несколько десятилетий спустя после Вознесения Господа: Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен (Лк.1:2-4).

http://pravoslavie.ru/6811.html

Обстоятельства написания послания к Титу. Освободившись из Римских уз, св. Апостол Павел, вместе с Ап. Тимофеем ( Еф. 3:23 ), как обещал Филиппийцам (1:25), прибыл на Восток морем. На пути он остановился на острове Крите, где был раньше мимоездом, когда узником был отправлен в Рим ( Деян. 27:7 ). Ему сопутствовал и Тит. Пробывши на Крите около года, Ап. Павел вместе со своими сотрудниками обратил здесь многих ко Господу (1:5), так что явилась необходимость во многих пресвитерах и епископах, которым и поставил Павел Тита (как свидетельствуют о сем Апостольские постановления и Амвросиаст ), поручив ему поставить повсюду пресвитеров. Сам Ап. Павел отправился в Малую Азию, решившись зимовать в Никополе (Киликийском – недалеко от своего родного города Тарса). Вскоре Павел пожелал видеть у себя Тита, чтобы преподать ему, как новоначальному епископу, разные наставления и правила церковной жизни. Но так как для скорого путешествия время было неблагоприятное, то он написал Титу послание, в котором преподал неотложные руководственные указания, соответственные религиозно-нравственному состоянию Критской паствы и тому положению, в котором находился св. Апостол Тит среди Критян, из коих одни были христиане, а другие оставались язычниками, нередко продолжавшими влиять на христиан в их настроенности и жизни, еще не получившей твердости. Кроме обычных трудностей служения в новоучрежденной Церкви, молодой епископ Критский поставлялся в затруднительное положение еще и тем, что вскоре же здесь явились лжеучители и еретики, сродные по духу и направлению с теми, которые явились около того времени в Ефесе, при епископе Тимофее, как видно это из посланий к нему. Все это, взятое вместе, а также и желание придать больший вес своему ученику и ставленнику, и побудило Павла поспешить составлением послания к Титу. Послание было отправлено с Тихиком и Артемою (3:12–13.). Эти лица могли помочь и отчасти заступить Тита. Поэтому Апостол просит Тита, по прибытии посланных, поспешить к нему в Никополь. Из 2-го послания к Тимофею, писанного немного позже, видно, что Тит не только явился к Апостолу, но был с ним и опять в Риме, откуда был отправляем в Далмацию ( 2Тим. 4:10 ), а потом прибыл снова в Крит, чтобы в полноте совершить то устроение Церкви Критской, которое заповедал ему Апостол 167 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Разделы портала «Азбука веры» Воздержание (греч. γκρτεια — энкратея, от ν (en, «в») + κρτος (krátos, «сила») – 1) форма христианского (аскетического) делания, состоящая в самоограничении от излишеств, направленная на духовно-нравственное совершенствование христианина через обуздание  плоти , сосредоточение сил  души  на деятельном стремлении к Богу; 2) христианская добродетель, проявляемая в самоограничении верующего от излишеств в рамках осуществления им христианского делания; 3) отказ от чего-либо (пример: воздержаться от высказывания, от мясной пищи и пр.). Апостол Павел считает воздержание общеобязательным требованием для христианина: «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я… усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» ( 1Кор.9:25-27 ). Невоздержность апостол причисляет к порокам ( 2Тим.3:1-3 ). Воздержание – одна из основ целомудрия . Свт. Феофан Затворник пишет о воздержании следующее: «Воздержание же совершенных есть укоренившаяся добродетель, когда возрождающиеся помышления уже не колеблют. Строгая во всем жизнь становится тогда постоянною нормою». Как и прочие христианские добродетели, воздержание стяжается в процессе соработничества человека и Бога. Воздержание является необходимым условием здоровой и качественной жизни. Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Не наслаждений ли ищешь ты, возлюбленный? Найдешь их в жизни воздержной. Не здравия ли? И это здесь. Не спокойствия ли? И это здесь. Не свободы ли? Не крепости ли и стройности тела? Не бодрости ли и деятельности души? Все эти блага здесь». При этом следует иметь в виду, что воздерживаться следует не от всего того, что приносит радость, а от того, что препятствует реализации человеком своего высшего призвания и предназначения, что калечит душу. Например, интимная жизнь в браке естественна и благословенна, а вне брака — гибельна; то же касается приобретения мирских знаний в ущерб богопознанию и т.п. Каковы разумные границы воздержания?

http://azbyka.ru/vozderzhanie

Скачать epub pdf Глава 1. История пастырского богословия в России У истоков русской Пастолорогии стоит руководство, изданное с благословения Святейшего Правительствующего Синода в Петербурге в 1771 году под названием «Книга о должностях пресвитеров приходских, от Слова Божия, Соборных правил и учителей церковных сочиненная». Фактом своего появления, а тем более бесспорным своим успехом эта книга свидетельствовала, в какой мере уже в век Екатерины II (1729–1796), отнюдь не отличавшийся благочестием, Русская Православная Церковь обладала целостностью церковного сознания. Авторами ее, по-видимому, были два лица: епископ Смоленский Парфений (Сопковский, † 1795) и архиепископ Могилевский Георгий (Конисский , 1717–1795). Книга эта никак не претендует на какую-либо наукообразность, она написана на прозаичном, приближенном к русскому церковнославянском языке. Однако она служила неоспоримым, безусловно авторитетным руководством и для учащих и для учащихся, а равно и для уже исполняющих свое служение пастырей. В 1845 году митрополит Московский Филарет (Дроздов , 1782–1867) указывал, что, несмотря на некоторую устарелость, «сочинение о должностях пресвитеров приходских... приспособлено к Православной Церкви, проникнуто духом Слова Божия и святых отцов и образует приходского священника не только правилами благоразумия и благочестия, но истинно духовными и душеспасительными наставлениями». Принята была эта книга в качестве руководства и в русских Духовных Академиях; в 1853 году она вышла 25-м изданием и была переведена на английский язык. Чтобы получить ясное представление об этой замечательной книге, воспроизведем из нее часть «Предисловия к пресвитерам». «Четыре должности суть, которыя исполнять прилежно обязаны пресвитеры. Первая: Проповедывать Слово Божие, не упуская благовременнаго случая, и тем прихожан своих приводить в познание веры, и к житию честному христианскому, по наставлению апостола Павла: Проповедуй слово, настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли, со всяким долготерпением, и учеиием ( 2Тим. 4:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слово Божие Слово Божие дано по вдохновению от Бога: И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем ( Исх.34:27 ). Так говорит Господь Бог Израилев: напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу ( Иер.30:2 ). Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности ( 2Тим.3:16 ). Слово Божие дано по вдохновению от Духа Святого: Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня ( 2Цар.23:2 ). Возвещаем не от человеческой мудрости, изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным ( 1Кор.2:13 ). Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым ( 2Петр.1:21 ). Слово Божие сообщено пророкам: О Нем [Иисусе Христе] все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его ( Деян.10:43 ). Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил ( Деян.3:18 ). Слово Божие названо · словом Божиим: Вера от слышания, а слышание от слова Божия ( Рим.10:17 ). И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие ( Еф.6:17 ). Ибо слово Божие живо и действенно и острие всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные ( Евр.4:12 ); · словом Господним: Итак, молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас ( 2Фес.3:1 ). Слово Господне пребывает ввек ( Ис.40:6–8 ; 1Петр.1:25 ); · словом Христовым: Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью ( Кол.3:16 ); · словом истины: В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом ( Еф.1:13 ). Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим! слово истины ( 2Тим.2:15 ); · словом жизни: Содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился ( Флп.2:16 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

9. Библейские тексты о слове Божием или Св. Писании Слово Божие дано по вдохновению от Бога. «И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем» ( Исх. 34:27 ). – «Так говорит Господь, Бог Израилев: напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу» ( Иер. 30:2 ). – «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» ( 2Тим. 3:16 ). Слово Божие дано по вдохновению от Духа Святого: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» ( 2Цар. 23:2 ). – «Возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным» ( 1Кор. 2:13 ). – «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его Святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет. 1:21 ). Слово Божие сообщено пророкам: " О Нем (т. е. об Иисусе Христе) все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» ( Деян. 10:43 ). – «Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил» ( Деян. 3:18 ). Слово Божие названо словом Божиим: «вера от слышания, а слышание от слова Божия» ( Рим. 10:17 ). – «И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие» ( Еф. 6:17 ). – «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» ( Евр. 4:12 ). Словом Господним: «Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас» ( 2Сол. 3:1 ). – «Слово Господне пребывает вовек» ( Ис. 40:6–8 ; 1Пет. 1:25 ). Словом Христовым: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростию; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» ( Кол. 3:16 ). Словом истины: «В нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом» ( Еф. 1:13 ). – «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» ( 2Тим. 2:15 ). словом жизни: «содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился» ( Флп. 2:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава 25 Дети Авраама от Хеттуры Быт.25:1 . И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру. Этот новый брак, по-видимому, состоялся уже после смерти Сарры; хотя, впрочем, он мог быть заключен и при ее жизни, так как Хеттура и ее потомство, так же, как и Агарь с ее потомством, не имели всей полноты прав законного супружества, с каковою единственно оставались супружество с Саррой и потомство от нее. Быт.25:2 . Она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. Шесть сынов Хеттуры были родоначальниками целого рода новых кочевых племен Аравии; но имена этих племен, за исключением только разве мадианитян, остались почти неизвестными в последующей библейской истории. Раздел его имущества Быт.25:5 . И отдал Авраам все, что было у него, Исааку [сыну своему], Единородному сыну единственно полноправной жены – Сарры, Авраам передает все свои как духовные, так и материальные блага ( Быт. 21:10, 24:36 ). Быт.25:6 . а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, Вот мудрое предсмертное распоряжение Авраама: он не оставляет без некоторого обеспечения и детей своих наложниц; но в то же время удаляет их от Исаака, заблаговременно показывая этим, что они не имеют части в имении законного наследника. на восток, в землю восточную. Под этим именем, обыкновенно, понимают Аравию, жители которой, вообще, назывались «бене-кедем» – «сыновья востока» ( Суд. 6:3 ; 3Цар. 4:30 ; Иов. 1:3 ). Впоследствии они получили арабское имя «шаркиин», т.е. восточные, откуда возникло и слово «сарацины». Смерть и погребение Авраама Быт.25:7–8 . Дней жизни Авраамовой, которые он прожил, было сто семьдесят пять лет; и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный [жизнью], и приложился к народу своему. Образное и сильное выражение, показывающее на исполнение Авраамом своего жизненного предназначения, о чем впоследствии в подобных же, только более ясных, словах говорит о себе и апостол ( 2Тим. 4:7–8 ). Последняя мысль данного текста имеет особенно важное значение, поскольку она характеризует собою существование веры в загробное бессмертие души даже и в тот отдаленный патриархальный период (ср. Втор. 32:50 и 3Цар. 2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 160. О скромности Теперь нам надлежит исследовать скромность: во-первых, скромность как таковую; во-вторых, каждый из её видов. Под первым заглавием наличествует два пункта: 1) является ли скромность частью благоразумия; 2) что является материей скромности. Раздел 1. Является ли скромность частью благоразумия? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что скромность не является частью благоразумия. В самом деле, своё имя скромность получила от модуса 503 . Но модус необходим каждой добродетели, поскольку добродетель определена к благу, а благо, по словам Августина, состоит в модусе, виде и порядке 504 . Таким образом, скромность является общей добродетелью и, следовательно, не должна считаться частью благоразумия. Возражение 2. Далее, благоразумие, похоже, заслуживает похвалы в первую очередь благодаря тому, что оно умеряет. Но именно это и сообщает скромности её имя. Следовательно, скромность является тем же, что и благоразумие, а не одной из его частей. Возражение 3. Далее, скромность, похоже, связана с исправлением ближнего, согласно сказанному [в Писании]: «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем... скромно наставлять противников» 505 ( 2Тим. 2:24–25 ). Но мы уже показали (33, 1), что увещевание грешника является актом или правосудности, или горней любви. Следовательно, дело представляется так, что скромность является частью правосудности, а не благоразумия. Этому противоречит следующее: Туллий считает скромность частью благоразумия 506 . Отвечаю: как уже было сказано (141, 4; 157, 3), благоразумие привносит умеренность в то, в чём быть умеренным труднее всего, а именно в желания осязательных удовольствий. Но там, где наличествует особая добродетель в отношении некоторой важной материи, должна наличествовать и другая добродетель в отношении того, что менее важно, поскольку существует необходимость в том, чтобы человек в своей жизни руководствовался добродетелью в отношении всего. Так, мы уже говорили (134, 3), что помимо великолепия, которое связано с большими тратами, необходима также и щедрость, которая имеет дело с тратами вообще. Таким образом, существует необходимость в такой добродетели, которая привносила бы умеренность в то, в чём быть умеренным не слишком трудно. Эта добродетель называется скромностью и присоединена к благоразумию как к главной [добродетели].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Беседа X Увещание к тем, которые стыдятся после обеда приходить к вечернему богослужению, и продолжение объяснения на слова: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию»; также изъяснение слов: «и сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их» ( Быт.1:27 ). 1. Меньше у нас сегодня собрание и не многочисленно стечение пришедших. Отчего же и почему это? Может быть, иные постыдились прийти к духовному этому пиршеству после чувственной трапезы, и это стало для них причиной отсутствия. Но пусть они послушают некоего мудреца, который говорит: «Есть стыд наводяй грех , и есть стыд слава и благодать» ( Сир.4:25 ). Не стыдно, приняв телесную пищу, прийти к этому духовному пиршеству. Духовные дела не приурочены, как дела человеческие, к определенным временам; для беседы о духовном всякое время дня удобно. И что я говорю о дневном времени! Пусть наступит ночь, и она не послужит препятствием для духовного поучения. Поэтому и Павел говорил, писав Тимофею: «настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли» ( 2Тим.4:2 ). Послушай еще, что говорит блаженный Лука: «хотя изыти на утрие Павел из Троады, беседова с ними и простре слово до полунощи» ( Деян.20:7 ). Препятствовало ли сколько-нибудь время, скажи мне, или прервало оно слово поучения? Внимательный слушатель и после обеда может (с пользой) быть в этом духовном собрании, тогда как нерадивый и беспечный, хотя бы оставался и без пищи, не вынесет отсюда никакой пользы. И это говорю я не с тем, чтобы ослабить строгость поста, – да не будет! – напротив, я весьма хвалю и одобряю постящихся, только хочу внушить вам, чтобы вы совершали духовные дела с здравым рассуждением, а не следуя только обычаю. Постыдно не то, чтобы прийти к этому духовному поучению по принятии пищи, а (приходить сюда) с беспечной душой, подчиняться страстям и не укрощать плотских вожделений. Не ядение худо, – да не будет! – а вредно объядение и пресыщение до обременения чрева; через это уничтожается и удовольствие от пищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010