Христиане в этом мире не свои: «ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» ( Евр.13:14 ). В этом мире праведник мучается «видя и слыша дела беззаконные» ( 2Пет.2:8 ) и ожидает «нового неба и новой земли, на которых обитает правда» ( 2Пет.3:13 ). Верующие удаляются от алчности, жестокости и насилия этого мира. Как писал Климент Александрийский , «Ты же, ставший причастником Истины и удостоенный великого спасения… собирай для себя войско, войско безоружное, к войне неспособное, от пролития крови отвращающееся, незлобивое, непорочное, состоящее из богобоязливых старцев, Богу любезных сирот, кротостью отличающихся вдов, любовью украшенных мужей…» До сих пор священнослужение признается несовместимым с кровопролитием. Человек, который пролил кровь – даже в состоянии необходимой обороны, например, он убил напавшего на него разбойника – не может служить у алтаря Божия. Об этом говорит, например, святой Василий Великий в своем 55 правиле. В чем причина такого запрета? Священник являет в мире Самого Христа, служит Его живой иконой, Его посланцем и представителем. Через него действует Сам Христос. Христос совершает Таинства его руками, Христос проповедует и прощает грехи его устами. Как говорит Он сам в Евангелии, «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» ( Ин.20:21 ). Его миссия в том, чтобы являть людям Христа, уподобляясь Ему во всем. Христос не пролил ничьей крови, кроме Своей – хотя Его сограждане, томившиеся под гнетом ненавистных языческих оккупантов, настойчиво побуждали Его возглавить восстание ( Лук.13:1 ; Ин.6:15 ). Он «пришел не губить души человеческие, а спасать» ( Лук.9:56 ). Он не убивал своих врагов – а, напротив, принял смерть ради их спасения. Как говорит о Нём Пророк, «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» ( Ис.50:6 ). Священник, хотя и может находиться среди сражающихся, чтобы служить им, не может сражаться сам – потому что он являет собой другое, грядущее Царство, где «не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» ( Ис.11:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Отсюда нетрудно понять, что с сим призыванием имени Иисуса Христа, как истинного Бога, не идут в сравнение молитвенные призывания Святых Божиих, как молитвенников за нас пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом. 2 . Молитвенные благословения и испрашивания верующим благодати от Господа Иисуса Христа. В начале и в конце посланий святых апостолов читаем молитвенные благожелания верующим благодати и мира, иногда от лица Господа нашего Иисуса Христа, и купно от лица Бога Отца и от лица Духа Святого; напр., ( 2Кор.13:13 ) благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Подобн. ( 1Пет.1:2 ) Иногда от лица Господа Иисуса Христа, обще со Отцом, напр., ( 1Кор.1:3 ) благодать вам и мир от Бога Отца нашего, и Господа Иисуса Христа; также ( 2Кор.1:2 ; Гал.1:3 ; Еф.1:2 ; Флп.1:2 ; Кол.1:24 ; 1Фес.1:1 ; 2Фес.1:2 ; 1Тим.1:2 ; 2Тим.1:2 . Иногда от единого лица Господа Иисуса Христа, как сие видим преимущественно в заключении посланий, напр., ( Гал.6:8 ) благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братие. Аминь. Также: 1Кор.16:23 ; Еф.6:23 ; Флп.4:23 ; 1Фес.5:28 ; 2Фес.3:18 ; 2Тим.3:15 ; Флм.1:24 . Благоговение святых апостолов пред лицом Господа Иисуса Христа усматривается и в том, что они в начале своих Посланий именуют себя рабами Его. Так начинают свои послания Иаков ( Иак.1:1 ), Петр ( 2Пет.1:1 ), Иуда ( Иуд.1:1 ), Павел ( Рим.1:1 ; Флп.1:1 ; Тит.1:1 ). Для соображения см. ( 1Кор.7:22–23 ). 3 . Утверждение именем Христовым удостоверения об истине слов своих, как то встречается в послании апостола Павла к Римлянам. В 9 гл. начиная наставительную для уверовавших иудеев и язычников речь (простирающуюся до конца 11 гл.) об отвержении иудейского народа от Христа и об ослеплении и ожесточении сего народа, апостол Павел старается отдалить от себя всякое подозрение в какой-либо ненависти к сему народу, или в пристрастии к христианам из язычников, и потому прежде всего поставляет удостоверение, с призыванием Христа во свидетельство истины, что сие отвержение сродников его по плоти, иже суть Израилите, составляет великую для него болезнь и непрестанное мучение сердцу его. Истину глаголю о Христе (ν Χριστ), не лгу, послушествующей ми совести моей Духом Святым: яко скорбь ми есть велия и непрестающая болезнь сердцу моему ( Рим.9:1–2 ). В таком утверждения именем Христовым удостоверения о предлагаемой истине, очевидно, заключается клятва. А клятва непререкаемо свидетельствует о Божестве Того, Чьим именем клянутся ( Евр.6:16 ; слич. Мф.23:21–22 ), и относится к действиям истинного богопочтения по заповеди Божией: Господа Бога твоего да убоишися, и Тому единому послужиши, и к Нему прилепишися, и именем Его кленешися, ( Втор.6:13 ). Следовательно, клянущийся именем Иисуса Христа и признает Его Богом, и чтит Его, как Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Глава 3 1–3. Блаженство праведных по смерти. 4–6. Надежда на бессмертие служит для них источником утешения в страданиях земной жизни. 7–9. Другая надежда истинных благочестивых израильтян в том, что еще здесь на земле они восторжествуют и будут господствовать над народами. 10–19. Совершенно противоположна судьба нечестивых: их надежды на счастье земной жизни тщетны. Прем.3:1 . А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. 1–3 . Изображение судьбы благочестивых по смерти в противоположность выраженной выше (24 ст. II гл.) мысли о гибели нечестивых. 1 . «А души праведных в руке Божией». Речь идет о душах умерших праведников, что ясно из противоположения их судьбы участи нечестивых. Нечестивые «испытывают смерть», души праведных «в руке Божией», т.е. пользуются особым благоволением, покровительством Божиим (см. Прем. 7:16 ст., Ис. 31:6 ; Лк. 23:46 ). «Мучение не коснется их» – разумеются мучения по смерти (ср. Лк. 16:23 ). Прем.3:2 . В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, Прем.3:3 . и отшествие от нас – уничтожением; но они пребывают в мире. 2–3 . Только во мнении неразумных смерть праведных считалась уничтожением, в действительности же это есть только переход к высшей блаженной жизни. «Неразумные» – те же самые люди, о которых была речь выше ( Прем. 1:3 ст.); «исход их», т.е. смерть: см. Лк. 9:31 ; 2Пет. 1:9 . По смерти праведные «пребывают в мире». Пребывание в мире означает прежде всего состояние свободное от земной печали, см. Евр. 3:11 ; Откр. 14:13 ; а затем – с положительной стороны – блаженство в Боге. Прем.3:4 . Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия. 4–9 . Как смерть, так и земные страдания праведных обычно нечестивыми считаются за постигшие их божественные наказания (4 ст.), в то время, как они (страдания) имеют совершенно другие цели (5–6): хотя сами праведники на земле и гибнут, но дела их служат к их торжеству и прославлению (7–9 ст.). 4 . Связь 4-го ст. с предшествующим через «ибо» несколько затруднительна. Можно думать, что, ставя эту причинную связь, писатель хотел выразить ту мысль, что пребывание в мире праведных, о котором он говорил, как о блаженном состоянии по смерти (3 ст.), начинается уже здесь, на земле; ибо несмотря на все страдания праведные имеют твердую надежду на будущее блаженство и в этом находят успокоение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Объяснение. Здесь Иисус Христос говорил не о всяком Предании, а только фарисейском, которое назвал: «вашим», было и другое предание, не от старцев, но от отцов: Ин.7:22 ; фарисеи же соблюдали предания старцев, относящиеся не к религиозной, а к обыденной жизни: Мк.7:3–8 . Смешивать это предание с Священным Преданием нельзя, ибо оно есть Слово Божие: Гал.1:11–12 ; за соблюдение Священного Предания апостол хвалит: 1Кор.11:2–3 ; и просит держаться его: 2Фес.2:15 ; 2Тим.1:13 ; и передавать другим: 2Тим.2:2 . По Преданию апостол Лука писал Евангелие: Лк.1:1–4 . Есть новозаветные наставления святого Евангелиста Иоанна Богослова: 2Ин.1:1 ; но все они совершенно не сходны с фарисейским преданием: Мф.15:5–6 ; Мк.7:3–4 . Кол.2:8 . «Смотрите, братия, чтобы кто не увлёк вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу». Объяснение. Апостол убеждает не всякое предание принимать к руководству и особенно не увлекаться мудростью века сего: ст.4; 1Кор.2:5–6 ; Деян.17:18 . Священное Предание не есть измышленная философия по стихиям мира, по нему первоначально научились люди познанию о Христе: Лк.1:2 ; по нему была устроена Церковь : Деян.16:4 ; в этом Предании апостол заповедал нам стоять и его держаться: 2Фес.2:15 . 1Тим.4 : 7 . «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии». Объяснение. Негодные басни содержатся не в Священном Предании, сохраняемом Православной Церковью, а в еретических общинах, извращающих Священное Писание к собственной своей погибели: 2Пет.3:15–17 ; от таких-то именно превратных толкователей предостерегает апостол: 2Фес.2:2 . Тит.1:13–14 . «Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере, не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины». Объяснение. В этих словах апостола Павла к Титу ничего не говорится против Предания. Иудейские басни, о которых говорит здесь апостол, – это иудейские толкования закона, которые и у Спасителя названы преступными преданиями: Мф.15:3 ; Мк.7:3–4 . О Священном Предании апостол учил: 2Фес.2:15:3:6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Мк.1:2 . как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. ( Мал.3:1 ). Мк.1:3 . Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему ( Ис.40:3 ). Пророки – это особенные, благочестивые люди, в древнем еврейском народе, которых Господь посылал открывать людям Свою волю и исполнял Духом Святым так, что они могли предсказывать будущее ( 2Пет.1:21 ). У пророков. Евангелист приводит вслед за сим предсказание двух пророков Иудейских Малахии и Исаии. Се Аз (вот Я) посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовит (который приготовит) путь Твой пред Тобою. Это – слова пророка Малахии об Иоанне Предтече ( Мал.3:1 ), их отнес к Предтече Сам Господь Иисус Христос ( Мф.11:10 ). Иоанн именуется Ангелом за его как бы ангельскую, почти бесплотную жизнь и за возвещение и указание им грядущего Христа. Иоанн уготовлял путь Господень тем, что своей проповедью и крещением приготовлял иудеев к принятию Мессии. Глас вопиющего в пустыни и пр. Это – слова пророка Исаии о Иоанне Крестителе ( Ис.40:3 ), их относит к себе сам Иоанн ( Ин.1:23 ). В этих словах под Господом разумеется Мессия, Иисус Христос , явившийся освободить людей из плена греха, проклятия и смерти, подобно, например, освобождению иудеев из Вавилонского плена; под вестником – Иоанн Предтеча, предвозвещавший пришествие Христово и приготовлявший Иудеев к принятию Его, как Царя, Мессии своего. Выражения: Я посылаю Ангела Моего, который приготовит путь Твой, и глас вопиющего в пустыни, приготовьте путь Господу, прямыми сделайте (правы творите) стези (Ему) Его, взяты от обычая, когда царь, предводительствуя войском и находясь в походе, посылал вперед вестников, чтобы объявлять приближение его, приготовлять все нужное для него и устроить дороги. Приготовьте путь Господу, т. е. будьте готовы к новой благодатной жизни по заповедям Господа – Спасителя; прямыми сделайте стези Его, т. е. понимайте закон ветхозаветный не по букве его, а по духу – по внутреннему духовному смыслу его. (См. объяснен. Мф.3:3 .).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Выделенные в тексте жирным шрифтом формы переданы в церковнославянском тексте аористом и образуют как бы костяк действия: услышал – сказал – взял – заключил – женился. Последний факт является как бы напоминанием о том, что было раньше. Формы, выделенные курсивом, образуют некий фон указанного действия. Рассмотрим аорист вспомогательного глагола быти. Единственное число Двойственное число Множественное число Мужской род Жен. и сред. род 1. быхъ 1. быхова, бысва 1. быхов, бысв 1. быхомъ 2. быста 2. быст 2. бысте 3. бысть, бы 3. быста 3. быст 3. быша При переводе некоторых славянских предложений на русский язык, где фигурирует глагол быти в аористе 3-го лица единственного числа в своей форме бысть, эта форма иногда переводится русским безличным глаголом стало или случилось. Например: Бысть же во дни ты ( Лк.2:1 ) (Случилось же в те дни). Упражнение 10 Поставьте приведенные в скобках церковнославянские слова в соответствующую форму аориста. Образец: И угодно ………….. (быти) это предложение всему собранию ( Деян.6:5 ). И угодно бысть это предложение всему собранию ( Деян.6:5 ). 1 . И ………….. (быти) я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете ( 1Кор.2:3 ). 2 . Иосиф открылся братьям своим, и известен ………….. (быти) фараону род Иосифов ( Деян.7:13 ). 3 . Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы ………….. (быти) ( Рим.11:30 ). 4 . Иаков перешел в Египет, и скончался сам и отцы наши; и перенесены ………….. (быти) в Сихем и положены во гробе ( Деян.7:15–16 ). 5 . Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы ………….. (быти) как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне ( 1Кор.4:12–13 ). 6 . Для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных ………….. (быти) как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных ( 1Кор.9:20 ). 7 . Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее ………….. (быти) для таковых хуже первого ( 2Пет.2:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Объясн. Здесь с величайшей ясностью излагается учение святого апостола об отношении христиан к высшим властям. «Нет власти не от Бога»: – Бог, давший человеку в обладание всю землю со всеми животными на ней: Быт.1:28 , потом дал мужу господство над женой: Быт.3:16 , родителям власть над детьми: Еф.6:1–7 ; Моисей избран вождём народа: Исх.3:4–7 . В судии призваны Гедеон и Самуил, а история избрания и помазания Саула и Давида уясняет нам, откуда явилась царская власть: 2Цар.3:18 . Разумея власти римского кесаря, начальников и судей (проконсулов, преторов и др.), кесарем поставленных, апостол говорит: существующие власти от Бога установлены. А Сам Спаситель что сказал Пилату? «Ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было дано тебе свыше»: Ин.19:11 . Рим.13:4 . «Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое». Объясн. Можно ли противиться этому попечению Божию о нас, отводящему нас от вечной казни страхом казни временной: Иуд.1:23 , желающему нам проводить тихую и безмятежную жизнь: 1Тим.2:1–3 , приводящему нас к небесной награде с пожеланием награды земной: ст.3 и 11. Рим.13:5 . «И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести». Объясн. Почему надобно повиноваться земной власти не только из страха, но и по совести? Да потому, что Богу мы должны повиноваться по совести, следовательно, и слугам Его должны повиноваться также по совести: Ин.13:20 ; 1Пет.2:13 . Непокорность к законным властям Бог строго наказывает: 2Пет.2:9–10 ; Иуд.1:7 . 1Кор.7:23 . «Вы куплены дорогой ценой; не делайтесь рабами человеков». Объясн. Здесь говорится не об обыкновенном рабстве, так как апостол только что сказал, чтобы призванный ко Христу в рабстве не смущался этим состоянием и оставался в том звании, в каком призван: ст.20–22. По объяснению блаженного Феодорита , апостол здесь повелевает не иметь раболепного образа мыслей. Нисколько здесь не отрицается и подчинение, повиновение богоучреждённым властям земным: Рим.13:1–5 ; 1Пет.2:13 ; Тит.3:1–2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

20) О предопределении Божием Иуд.1:4 . «Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа». Объясн. Благодать Божия простирается на всех людей, а не на одних предопределённых: Мф.6:9 ; Еф.4:6 ; Рим.3:29–30 ; 1Тим.2:4 ; из этих мест Писания видно, что Бог всем желает подать свою благодать: «Се, стою и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему», – говорится в Откр.3:20–21 ; следовательно, Бог даёт благодать праведникам и грешникам: Мф.9:13:18:11–14 ; 2Пет.3:9 . Предопределение основывается не на беспричинном решении Божественной воли – одних спасти, а других погубить, а на всеведении и предведении Божием. Каждый человек получит воздаяние за свои собственные дела: 2Кор.5:10:3:8 ; Рим.2:6–8 . Итак, благодать Божия только возбуждает, способствует и помогает нам, но не стесняет нашей свободы и не влечёт её непреодолимо к добру: Пс.94:7–8 ; Евр.3:7–8 . Рим.9:29–30 . «И кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями; а кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил». Объясн. Опять должно сказать, что благодать Божия простирается на всех людей, а не на одних предопределённых: Мф.6:9 ; Еф.4:6 ; Рим.8:29–30 ; но спасаются те, которые уверуют во Христа: Ин.3:36:6:47 , сделаются участниками Его благодати в таинствах: Ин.3:5:6:54 , и будут исполнять волю Отца Небесного: Мф.7:21 . Благодать Божия только возбуждает, способствует и помогает, но не стесняет нашей свободы и не влечёт её непреодолимо к добру: Откр.3:20 ; Пс.94:7–8 . Человек сам может оказывать упорное сопротивление благодати Божией: Ис.5:4:65:2 ; Мф.23:37 . Рим.9:11–13 . «Когда они ещё не родились и не сделали ничего доброго или худого, – дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего, – сказано было ей: «больший будет в порабощении у меньшего» ( Быт.25:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

3 женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями. Смысл этих слов Павла не в том, что все женщины таковы, но что некоторые из ефесских христианок поддались «прельщению» лжеучителей ( 1Тим. 2,14; 5,13–15 ). 3 Ианний и Иамврий. Согласно еврейской традиции, так звались два египетских мага, которые противостояли Моисею, когда он творил чудеса перед фараоном (Исх., гл. 7; 8). 3 в Антиохии, Иконии, Листрах. Три города в римской провинции Галатия, в которых Павел проповедовал Евангелие во время своего первого миссионерского путешествия ( Деян. 13,14 14,20). Несмотря на сильное противодействие, Павел основал церкви в каждом из этих городов ( Деян. 14,21–23 ). Листры родной город Тимофея. избавил меня Господь. См. 4,18 и ком. 3 все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. См. Мф. 10,17.18 ; Ин. 15,20 ; 1Пет. 4,12; 5,9 . 3 кем ты научен. Павел имеет в виду мать и бабку Тимофея (1,5), а также себя самого. 3 из детства. Согласно обычаю, евреи начинали обучать ребенка закону Моисееву, когда ему исполнялось пять лет. знаешь священные писания. Лжеучители искажали Ветхий Завет ( 1Тим. 1,7 ; Тит. 3,9 ). Тимофей должен помнить наставления в истине, которые он получил от матери и бабки. Слово «писания» означает здесь книги ВЗ. Новый Завет в нынешнем его виде в то время еще не существовал, а некоторые из его книг, вероятно, не были еще написаны. которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Ветхий Завет, правильно истолкованный, приводит к пониманию центральной роли Иисуса Христа в Божественном замысле, предначертанном всему творению. 3 Все Писание. Ветхий Завет (см. ком. к ст. 15). богодухновенно. Т.е. вдохновлено Духом Святым (ср. 2Пет. 1,21 ). Бог является источником и, в конечном счете, Автором Писания. Хотя и было оно написано людьми, но по вдохновению Божиему, и потому обладает Божественным авторитетом. См. статью «Авторитет Писания». Глава 4 4:1–5 Поручая Тимофею быть проповедником и благовестником, Павел заключает свой призыв к нему, начатый в 1,6.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Шестой член символа веры (Верую в Господа Иисуса,) и восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. Тексты «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» ( Лк.24:26 ). «В доме Отца Моего обителей много. Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я». ( Ин.14:2–3 ). «И сказал (Стефан): вот я вижу небеса отверстые и Сына Человеческаго, стоящаго одесную Бога». ( Деян.7:56 ). Христос «восшедши на небо, пребывает одесную Бога, и Ему покорились Ангелы и Власти и Силы». ( 1Пет.3:22 ). Христос «одесную Бога, Он и ходатайствует за нас». ( Рим.8:34 ). Бог «все покорил под ноги Его (Христа) и поставил Его выше всего, главою Церкви». ( Еф.1:22 ). «Нисшедший, Он же есть и возшедший превыше всех небес, дабы наполнить все». ( Еф.4:10 ). «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога: о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.». ( Кол.3:1–3 ). «Мы имеем такого Первосвященника, Который возсел одесную престола величия на небесах». ( Евр.8:1 ). «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же». ( Евр.13:8 ). «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его». ( Откр.3:21 ). Изречения «Я охотно верю событиям, за истину которых свидетели не убоялись пожертвовать жизнью». (Паскаль). «Как ни величествен свод небесный, но коль скоро внимательно посмотришь на него, то тотчас чувствуешь, что это одна изнанка, а лице там!» (Иннокентий, арх. Херс.). «Морския волны хлещут и яростно ударяют в скалу, но та стоит, – не дрогнет. Облака закрыли солнце, сгустился мрак на земле, разразилась буря, а там, выше облаков солнышко продолжает сиять и рано или поздно пробьется оно сквозь эти слои облаков, засияет над землею. Так и всемогущий Бог в Своем святом величии господствует над волнами греха и над непогодою, бурями времени». (Герок). Небо, на которое восшел Иисус, – не небо физическое, атмосферическое, не междупланетное или надзвездное пространство, не небо, созданное в первый день мироздания и которое прейдет ( Мф.5:18 ), которое огню блюдется и падет с шумом ( 2Пет.3:7,10 ), но небо символическое, духовное, вечное. Вознесение на небо означает не оставление Христом земли, но прославление Его, окончательное прекращение Его уничиженного вида. Христос не «улетел» на небо, как кощунственно выражался умерший русский писатель, но «облако взяло Его из вида» ( Деян.1:9 ). Т. е. прекратилось Его видимое общение с учениками. Но Христос не оставил землю, а пребывает на ней, как и везде, «во вся дни и до скончания века». ( Мф.28:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010