В каком состоянии Иисус Христос обитал на земле? В каких словах символа веры мы говорим о состоянии уничижения Спасителя? Чем началось это состояние? Что повествует Евангелие о рождении Спасителя? Как и кто узнал прежде всего об этом рождении? Как Иисус Христос исполнил ветхозаветный закон? 10. Пророческое служение Иисуса Христа Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки; будучи движимы Духом Святым. 2Пет.1:21 . Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Ин.3:2 . И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. Лк.7:16 . Мф.11:3 –5. Ин.15:24 . 2Пет.1:21 . Мф.16:22 –23. Евр.1:12 . Ис.6:5 . Ин.3:34 . Деян.10:43 . Во втором члене символа веры Спаситель называется Иисусом и Христом, то есть Помазанником. Выше мы уже упоминали, что помазанниками в Ветхом Завете назывались лица, которые проходили или пророческое, или первосвященническое, или царское служение. Все эти служения совершал и наш Спаситель, ибо Он есть и пророк, и первосвященник, и царь, и притом в высочайшей степени. Сейчас мы будем говорить и о пророческом служении Спасителя, ибо этим служением Он начал общественную деятельность Свою на земле. Вскоре после крещения Иисус Христос отправился в Иерусалим, чтобы проповедовать евангелие Царствия. Там же Он проявил Свою чудодейственную силу. Его учение и чудеса произвели на одного из начальников иудейских, которыми были фарисеи, сильное впечатление. Поэтому он пришел к Иисусу ночью, чтобы услышать от Него слово жизни. Это был Никодим. Он говорил Спасителю: «Равви! Мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». Таким образом, Никодим назвал Спасителя не обыкновенным учителем, какими были иудейские книжники, а учителем, пришедшим от Бога, посланным Богом, какими были ветхозаветные пророки. Значит, Никодим в этих словах признал Иисуса Христа пророком. По его простому объяснению пророк есть учитель, пришедший от Бога, посланный Богом. Рассмотрим, однако, точнее звание пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Ап. Павел, внушая верующим «с кротостью наставлять противников», уже мало выражает надежды на их исправление в словах: «не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их волю в свою» ( 2Тим.2:25–26 ), – «ибо невозможно однажды просвещенных и вкусивших дара небесного, – и отпадших, опять обновлять покаянием» ( Евр.6:4–9 ). " С ними, – говорит ап. Петр, – случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья валяется в грязи» ( 2Пет.2:22 ). Для противников уже нужно было в это время не только «слово, приправленное солью», нужно было решительное предписание: «еретика после первого и второго вразумления отвращайся» ( Кол.4:6 ; Тит.3:6, 10–11 ). Отношение верующих к еретикам с точностью определяет Иуда: «к одним будьте милостивы с рассмотрением; а других страхом спасайте, исторгая из огня, – гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью» ( Иуд.1:22–23 ). Если в прежнее время мы знаем об отлучении Симона мага и одного из коринфских христиан собственно за нравственные преступления, за симонию и кровосмешение ( Деян.8:9–24 ; 1Кор.5:1–5 ; 2Кор.2:1–8 ), то в это время в первый раз встречаем пример отлучения от церкви собственно за богохульное учение – Имения и Александра, и Именея и Филита (если это не одни и те же лица) ( 1Тим.1:18–20 ; 2Тим.2:17–18, 4:14 ). Но, тем не менее, в первый период развития малоазийского лжеучения мы еще не видим общего открытого отделения еретиков от церкви, и указанный случай отлучения представляется исключительным. В это время обычай оставлять собрания верующих замечается «у некоторых», и лжепророки были еще терпимы в среде верующих и «пиршествовали с ними на вечерях любви» ( Евр.10:25 ; 2Пет.2:13 ; Иуд.1:12 ). Общее отделение еретиков от церкви началось со времени пребывания Иоанна в Малой Азии. В своих апокалипсических посланиях ап. Иоанн порицает одни из малоазийских церквей за то, что они терпели среди себя лжеапостолов, и похваляет другие за то, что они не сносили уже их ( Откр.2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Уверимся же в истине, которая говорит: проходит образ мира ( 1Кор.7:31 ). И подумаем, что будет с любителями мира, когда он пройдет невозвратно? Приидет день Господень, как сказано, и небеса с шумом (при страшном громе и звуке ангельских труб) мимоидут, стихии сжигаемы разорятся, земля и все дела на ней сгорят ( 2Пет.3:10 ). Что же тогда быть должно с сынами века сего, возлюбившими временную жизнь и не поверившими истине Господней? Все, что они привыкли любить, сгорит и чему так радовались в своей жизни, все это исчезнет. Тогда не уязвятся ли сердца их раною неисцельною, и мирская радость их не обратится ли в горесть безотрадную? Будет, как сказано еще, небо ново, и земля нова ( Откр.21:1 ); но допустит ли их Господь наслаждаться новыми благами с привычкою и расположением к старому образу жизни? Не без причины же говорит нам Писание: не любите мира, ни того, что в мире ( 1Ин.2:15 ). Ибо мир сей должен пройти, и пройдет непременно; и все, которые любят мир сей, вместе с миром и исчезнут. Сказано справедливо, что нынешние небеса и земля сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков ( 2Пет.3:7 ). Писание указывает даже и на сих сынов погибели; оно говорит о них: им же Бог есть чрево, иже земная мудрствуют: им кончина – погибель ( Фил.3:19 ). Кто умудряется о стяжании благ земных, трудится ради того только, чтобы было ему что пить и есть, и во что одеться, а больше ни о чем не думает, всех таковых конец – погибель. И Господь потому говорит: горе богатым; горе насыщенным; горе смеющимся. Не напрасно же, значит, говорит нам Писание: постраждете, и слезите, и плачитеся, смех ваш в плач да обратится, и радость в сетование ( Иак.4:9 ). Не напрасно оно вещает: приидите ныне, богатые, плачитеся и рыдайте о лютых скорбех, грядущих на вы ( Иак.5:1 ). Будемте потому плакать все, которые возлюбили временную сладость грешной сей жизни, да сподобимся избежать будущих всех бедствий, грядущих на вселенную, и предстать в радости пред Господом, Который придет судить всех сынов человеческих, – живых и мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

II. Апостол Павел говорит, что «сеется тело (т. е. погребается, хоронится) в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» ( 1Кор.15:42–44 ). III. Апостол Петр говорит, что «нынешние небеса и земля... сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых людей» ( 2Пет.3:7 ). IV. Апостол Павел говорит, что «наше жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» ( Фил.3:20–21 ). V. Верующий христианин не может сомневаться в возможности воскресения, ибо как сотворил Бог тело человеческое из пыли земной, так может его снова обновить из праха земного, то есть воскресить. Мы не должны забывать, что Бог всемогущ. VI. Мало кто из людей уходит из этого земного света таким совершенным и святым, чтобы он не нуждался в Божием милосердии. Так как те христиане, которые живут еще на этом свете, и те, которые уже ушли в вечность, являются членами Церкви и соединены верою и любовью, мы обязаны просить Бога о милосердии к умершим. 464. Когда настанет всеобщее воскресение из мертвых? Всеобщее воскресение из мертвых настанет после конца этого видимого мира, во время второго пришествия Господа Иисуса Христа ( 2Пет.3:7, 10 ). 465. Все ли люди воскреснут? Воскреснут все люди, так как Господь Иисус Христос сказал, что «настанет время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут (из гробов) творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» ( Ин.5:28–29 ). 466. В каком состоянии находятся души умерших до всеобщего воскресения? До всеобщего воскресения души праведников находятся в свете, покое и предначатии вечного блаженства, души же грешников во мраке, беспокойстве и предначатии вечных мук. 467. Соединено ли с этим предварительным посмертным положением праведников лицезрение Господа Иисуса Христа? С этим предварительным посмертным положением праведников соединено, в особенности у святых, лицезрение Господа Иисуса Христа, как видно из слов апостола Павла, что он желает уйти из этого света и быть со Христом ( Фил.1:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Более вероятно, что под удерживающим он понимал власть государственную, ослабление которой, действительно, ведет, как видим во время революции во Франции, к усилению атеизма и даже, буквально, к восседанию на алтарях людей беззакония. Явление антихриста будет иметь в себе, по учению апостола, много обольстительного. Оно будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих ( 2Сол.2:9–10 ). Несмотря на всю обманчивость этих явлений, многие из неверующих настолько будут, по попущению Божию, ослеплены ими, что примут их за действительные ( 2Сол.2:11–12 ). Как долго будет продолжаться эта пагубная деятельность антихриста – неизвестно. Известно только то, что пришествие Сына Божия положит конец ей. Господь Иисус убьет его духом уст Своих и поразит явлением пришествия Своего ( 2Сол.2:8 ). Что касается самого пришествия, то оно изображается апостолами совершенно теми же чертами, какими изображались самим Иисусом Христом. Оно будет небесное ( 1Сол.1:10 ), славное ( 1Сол.4:16 ), внезапное ( 1Сол.5:2 ), сопровождающееся воскресением мертвых ( 1Сол.4:16 ), изменением живых ( 1Сол.4:17 ), разрушением стихий ( 2Пет.3:10 ), оправданием праведных, осуждением грешных и открытием Царства славы с новым небом и новой землей, на которых будет обитать правда ( 2Пет.3:13 ) и которые будут освобождены от работы рабства тления в свободу славы чад Божиих ( Рим.8:19–21 ). Говоря о наградах, ожидающих праведных, Апостолы указывают на полноту Боговедения и на созерцание Бога лицом к лицу: Теперь мы видим, говорит апостол Павел, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан ( 1Кор.13:12 . Срав. 1Ин.3:2 ). Они признают их неодинаковыми ( 1Кор.15:42 ), но всегда такими, что человеку трудно даже и представить о них ( 1Кор.2:9 ). Вообще же они называют их, как и Христос Спаситель, наследием Царства Божия ( 1Кор.6:9, 15:50 . Гал.5:21 . Еф.5:5 . Деян.14:22 ). В том же согласии с учением Христа Иисуса изображается Апостолами и участь грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Думающие так не знают, что в начале Словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою; потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водой. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человек... Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись разрушатся, земля и все дела на ней сгорят ( 2Пет.3:3–7,9,10 ); и дальше прибавляет: как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях ( 2Пет.3:15–16 ), подразумевается – во всех тех посланиях, в которых есть речь о кончине мира и о последних или предшествующих ей временах, а именно: в Первом Послании к Коринфянам, в обоих к Тимофею, меньше в Посланиях к Евреям и к Римлянам, а попутно и краткими словами также и в других посланиях. В последних словах Апостола Петра две мысли: в первой половине их, в стихе 15, он говорит, что и Апостол Павел написал об этом, т. е., о долготерпении Господа, о втором Его пришествии и конце мира; во второй половине изречения, в стихе 16, он добавляет, что об этом же Павел говорил и во всех своих посланиях. Очевидно, в 15-м стихе Апостол Петр говорит о недавнем написании Павлом того, что последним и прежде было говорено в прочих посланиях. Но из всех посланий Апостола Павла, в которых прямо и нарочито говорится о последних временах, только оба Послания к Тимофею писаны в одни годы со Вторым Посланием Петра, а именно – Первое Послание, как думают, написано в 64 или 65 г., а Второе – пред самой смертью , в 67 г. Притом Второе Послание послано из Рима, откуда, по-видимому, писано и послано и Второе Послание Петра, и тоже незадолго до смерти Петра ( 2Петр.1:14 ). А так как Апостолы Павел и Петр пострадали в Риме одновременно, при Нероне, в 67 или в 68 году, то можно полагать, Второе Послание Петра писано приблизительно одновременно со Вторым Посланием к Тимофею и не долго спустя после Первого Послания к Тимофею.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Это мы и постараемся доказать. Указанные мыслители и наставники, нашего времени, это – не новость среди человечества. Из истории церкви и государства известно, что они были искони и будут до скончания века. О них предсказано и Самим Господом, и, по внушению Духа Святого, Его Апостолами. «Многие лжепророки (т. е. ложные учители) восстанут и прельстят многих» ( Мф.24:11 ; Мк.13:22 ). «Были лжепророки в народе (т. е. еврейском) как и у вас (т. е. христиан) будут лжеучители, которые введут пагубные ереси... И многие последуют их разврату» ( 2Пет.2:1–2 ). «Вкрались некоторые люди, ...отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа Иисуса Христа... Они отвергают начальства и злословят высокие власти...» ( Иуд.1:4, 8 ). Оставив прямой путь, они заблудились. Произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат. Обещают свободу, будучи сами рабы тления. «В последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где есть обетование пришествия Его (Господа) ? Ибо с тех пор как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же» ( 2Пет.3:3–4 ). Вот что написано о лжеучителях в Евангелии и Апостольских посланиях за 2000 лет до нашего времени, и как наши новейшие мыслители и учители похожи на этих мыслителей и учителей, которые предуказаны Господом и Апостолами! Господь и Его Апостолы, предсказав о таковых лжеучителях, дают верующим и предостережения от них. Так внушают они: «Берегитесь лжепророков» (т. е. ложных учителей) ( Мф.7:15 ). «Блюдитесь, братие, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» ( Кол.2:8 ). «Возлюбленные, не всякому духу (т. е. учению, внушению) верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они: потому что много лжепророков (т. е. лжеучителей) появилось в мире» ( 1Ин.4:1 ). Господь и Апостолы даже указывают и способ, как распознавать ложных учителей; так как такие учители являются под видом добрых, благожелательных, – «приходя», как выражается Господь, «в овечьей одежде», тогда как «внутри суть волки хищные» ( Мф.7:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

2Фес.2:1–2 . «Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами (посланного), будто уже наступает день Христов». Объясн. Апостол предупреждает Фессалоникийцев, что они могут быть приведены в смущение духом, не тем Духом, Который наставляет людей на всякую истину: Ин.16:13 , но духом заблуждения, который иногда производит в человеке обманчивое вдохновение и сообщает ему ложные откровения, почему апостол Иоанн и пишет: не всякому духу верьте: 1Ин.4:1 . Как дух заблуждения выдавал свои ложные внушения за божественные откровения, так находились и лживые люди, которые свои выдумки и своё сочинение выдавали за слово и писание апостолов. Так между Фессалоникийцами были люди, которые, ссылаясь на апостолов, говорили, будто уже наступает день Христов: ст.1. Об этих же людях апостол Пётр говорил, что они введут пагубные ереси: 2Пет.2:1–2 ; ср. 1Тим.4:1 . Евр.3:8 . «Не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне». Объясн. Здесь указывается на известный ропот Израиля против Бога в пустыне по случаю недостатка воды: Исх.17:7 ; Пс.77:17 ; за это-то они и погибли: Чис.14:28–29 . Погибают и теперь те, кто отпадает от истинного вероучения: Евр.6:4–6 , и не почитает за святыню Кровь завета: Евр.10:29 . Евр.10:25 . «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного». Объясн. В ст.18–32 10-й главы настоящего послания апостол Павел убеждает верующих в твёрдости веры, не уклоняться от исповедания веры и не оставлять собрания для богослужения, ибо если отречение от закона Моисеева наказывалось смертью, то попрание Сына Божия и непочитание за святыню Крови завета будет наказано ещё страшнее Самим Богом. Таким образом, приведённые слова апостола всецело обвиняют тех, кто оставил православное исповедание веры, Святую Церковь и не почитает за святыню Кровь Христову в таинстве Евхаристии; поэтому их ожидает (если не покаются) страшное наказание Божие: ст.27–29. Срав. 2Пет.2:13–21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Жертвоприношения Ветхого Завета знаменовали собой грядущую совершенную жертву, которую пошлет Бог, дабы истребить грех. Перед тем, как Сын Божий должен был родиться во плоти, ангел сказал Иосифу, что Мария «…родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мат. 1:21). В Библии ясно говорится о цели пришествия Христа – Он пришел, чтобы умереть за грехи мира. Иоанн Креститель, вопреки тому, что говорит о нем Мун, не отрицал того, что Иисус – Мессия. Когда Иоанн увидел приближающегося Иисуса, он сказал толпившимся вокруг людям: «…вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ). Иисус Христос добровольно отдал Свою жизнь, стад заместительной жертвой за людей в умилостивление Отца Небесного за наши грехи (см. Ин.10:17, 18 ; 1Иоан.2:2 ) и теперь все, осознающие свою греховность и верящие в искупление Христа, получат прошение грехов и наследуют вечную жизнь (см. Ин.5:24 ). Принимающие Иисуса Христа как своего личного Спасителя, становятся частью Его Тела – Церкви (см. Еф.1:22, 23 ). В будущем Господь Иисус Христос вернется, и все верующие вознесутся вместе в Ним на небеса (см. 1Фес.4:17 ). Вопреки тому, что говорит Сан Мьян Мун, при Втором пришествии людям явится все тот же Иисус Христос, Который был распят, а затем, воскреснув, вознесся на небеса. После Его вознесения ангелы свидетельствовали Его ученикам: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян.1:11 ). В Свое Второе пришествие Иисус будет судить верующих и на 1000 лет установит Царство Божье на земле (см. Мат.25; Отк.20 ). В течение этих 1000 лет сатана будет скован, но потом его на некоторое время освободят. Тогда сатана соберет армию неверующих, чтобы вступить я бой с Христовым воинством. Но Бог победит сатану и его армию, а сам сатана будет ввержен в озеро огненное и серное, где ему предстоит мучиться день и ночь во веки веков (см. Отк.20:10 ). Исполнив все, что надлежит, на земле, Бог очистит ее огнем, чтобы уничтожить заразу греха (см. 2Пет.3:12 ) и создаст «новое небо и новую землю» (см. 2Пет. 3:13 ; Отк.21:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vo-chto-...

Причину, по которой апостол повелевает верующим испытывать учителей и их учение, указывает он ту, что много лжепророков появилось в мире; проповедуют учение не одни только просвещенные Духом Божиим учители, но и чуждые Духа от Бога, лжеучители, которых апостол называет обольстителями ( 1Ин. 2:26 ) и апостол Петр – лжеучителями ( 2Пет. 2:1 ), которые лживо присвояют себе дар пророчества или дар учительства (см. прим. к 2Пет. 2:1 ). Эти-то учители или лжеучители и явились в мире, и появилось их много, как на поле плевелы посреди пшеницы ( Мф. 13:25–26 ), и против них-то направляет речь свою апостол. 2 Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; 3 а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире. 2–3. Духа Божия и проч.: между Духом Божиим и духом лестчим нет ничего общего, как нет ничего общего между светом и тьмою, между Христом и Велиаром ( 2Кор. 6:14–15 ), между добром и злом, между истиною и заблуждением. Между ними все различно и противоположно, но апостол поставляет на вид только один признак различия между истиною и ложью, различия учителя от лжеучителя, один член исповедания веры, в котором сосредоточивается весь предмет веры и ведения христианского, это – учение о лице Иисуса Христа. Всякий учитель, который исповедует сам и учит других, что Иисус Христос есть истинный Бог, от вечности рожденный от Бога Отца и в последние лета воплотившийся и вочеловечившийся, ставший единственным Ходатаем, или Посредником, между Богом и человеком ( 1Тим. 2:5 ), страданием и смертию Своею искупивший род человеческий от греха, и проклятия, и смерти, и власти диавола, даровавший людям прощение грехов, и правду, и благодать Духа Святого, или, кратко, – что Христос есть истинный Бог и истинный человек (пришедший во плоти),– всякий такой учитель есть истинный учитель, просвещен от Бога, преподает учение истинное и божественное, и всякий верующий может и должен вполне довериться Ему, как учителю истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010