доколе не окончится тысяча лет... И увидел я престолы и сидящих на них, которых дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю... Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет; прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет» ( Откр. 20:1–5 ). Эти слова, по объяснению лучших христинских толковников, имеют следующий смысл. Под Апостолом, сходящим с неба и имеющим в руке ключ от бездны и большую цепь (ст. 1), разумеется Ангел нового завета Христос ( Малах. 3, 1 ), приходивший на землю, чтобы смертью Своей «лишить силы имеющего державу смерти, т. е. диавола» ( Евр. 2:14 ), разрушить на земле все его козни ( 1Ин. 3:8 ) и изгнать самого вон ( Ин. 12: 31 ). Под связанием и заключением диавола в темницу (ст. 2–3) разумеется ограничение и сокрушение Искупителем власти сатаны (Мф. 12:29) и его ангелов ( 2Пет. 2:4 ; Кол. 2:15 ). Под именем же тысячелетнего царства разумеется неопределенный период времени, который будет продолжаться от основания Церкви Христовой на земле до второго пришествия Сына Божия на землю для суда над всем миром. Адвентисты же говорят, что указанные слова Откровения нужно понимать в буквальном смысле, как будто бы понимала и древняя христианская церковь , и учат, что Иисус Христос прежде окончательного суда над миром явится на землю, воскресит праведников и устроит царство святых, которое будет продолжаться тысячу лет. – Но согласиться с таким учением нельзя. Откровение Иоанна Богослова – книга пророческая и глубокотаинственная, а изложенные в ней пророчества облечены в таинственные образы и видения; поэтому понимать их нужно не буквально, а духовно-созерцательно, при свете всего учения Христова о последних временах. Затем, нельзя не заметить, что на языке Писания тысяча лет не означает определенного периода времени, а всегда неопределенный, как это ясно видно из слов ап. Петра: «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как день один» ( 2Пет. 3:8 ; сн. Пс. 89:5; 104:8 ; Втор. 5:10 ; Иер. 32:18 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Вопрос. Находите ли вы те же доказательства в Новом Завете? Отвить. Нет; Иисус Христос не написал ни одной священной книги, и не дал повеления Своим ученикам писать священные книги. В послании к Евреям сказано: «в последние дни сии говорил нам в Сыне» ( Евр.1:2 ). Иисус Христос не сказал Апостолам: «идите пишите библии для всех народов, а сказал: «идите научите все народы» ( Мф.28:18 ); Он не сказал: «кто читает, или кто слушает Св. Писание, тот слушает Меня», а говорит: «слушающий вас, Меня слушает» ( Лк.10:6 ). Он не говорит: «кто не слушает Св. Писания», но «если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ). Вопрос. Что говорит Св. Писание о трудности толкования текста священных книг? Ответ. Апостол Петр говорит, что в посланиях Апостола Павла «есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные к собственной своей погибели превращают, как и прочия Писания» ( 2Пет.3:16 ). Можно ли после этого допустить, что благий и премудрый Бог оставил людям, как единственный источник вероучения, Библию, которую люди невежественные и непостоянные, каких большинство между людьми, искажают к собственной погибели? В том же послании Апостол Петр говорит: «Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою» ( 2Пет.1:20 ). А между тем штундисты говорят, что каждый легко может понимать Св. Писание и изъяснить его тексты! Вопрос. Какое доказательство того, что Библия не может служить единственным источником христианского вероучения, представляет нам история? Ответ. В первом веке, как мы видели, Библия не могла быть единственным источником вероучения, потому что она не была закончена; это было также невозможно в продолжении первых четырех столетий: священные книги существовали только в рукописях, которых было очень мало, а между тем в это время почти весь мир был обращен ко Христу. Далее, до изобретения книгопечатания (14 в.) Библия не могла быть единственным источником вероучения, так как весьма немногие могли читать, и даже большая часть из этих последних не могли иметь списков Библии по причине их большой стоимости. Итак, штундисты или должны признать, что в продолжении четырнадцати столетий христиане не имели истинной веры, так как Библия не могла быть у них единственным источником вероучения, или отказаться от своих мнений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

7 Однако ранняя церковь единогласно учила, что эти выражения относятся к людям в целом и указывают на то, что они становятся Божьими сыновьями. Следующий отрывок 2Пет.1:3–4 звучит так: «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостью, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью». Обратите внимание, что приобщение к Божьему естеству связано здесь с преодолением тления и смертности. В продолжение этих слов Петр приводит список добродетелей, которых верующим необходимо достигать и которые следует развивать в себе: доброта, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие и любовь ( 2Пет.1:5–7 ). На основании этого отрывка ранняя церковь учила, что теозис (или обожение) включало в себя преодоление нашей смертности и тления благодаря приобщению к Божьей бессмертности и постепенному возрастанию в благочестивых качествах, перечисленных Петром. На основании этих и ряда других отрывков Отцы церкви усматривали различные стороны в учении о теозисе, или обожении. Бог позволяет нам приобщиться к его качествам (которые впоследствии западные богословы назовут «передаваемыми атрибутами Бога»), разделить его бессмертную жизнь (не в том смысле, что мы получаем силу жить вечно сами по себе, а в том смысле, что Бог , будучи сам бессмертным по природе, позволяет нам жить бесконечно) и делает нас своими сыновьями и дочерьми. Последнюю часть этого утверждения можно разделить на несколько подпунктов, объясняющих, что значит быть чадом Божьим. Сыновство, или усыновление (бесспорно, важное понятие в Новом Завете), 8 может означать либо приобретаемое нами положение сыновей, либо отраженную на нас теплоту любви, которая имеет место между Отцом и Сыном. Эти различные стороны теозиса отнюдь не исключают друг друга, и многие ученые-патрологи говорят, что, помимо этого, понятие «обожения» у Отцов церкви включало в себя и нечто большее.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

Человеческая жизнь праведна и справедлива единственно тогда, когда она непрерывно ведется в Богочеловеке Христе и ради Него. За сим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали ( 1Фес. 4:1 ). Угождая и благоугождая Богу, человек в действительности делает благо в первую очередь самому себе во всем, что в нем есть божественного, бессмертного, вечного и богочеловеческого. Непрерывная жизнь в Спасителе Христе в высшей степени обеспечивает наше спасение, спасение от смерти, греха и диавола, поскольку только при непрерывной жизни в Спасителе Христе мы получаем от Него всепобеждающие благодатные силы, с помощью которых побеждаем всякую смерть, всякий грех и диавола. Наш чудный Господь и Спаситель, Богочеловек Христос, всегда будет с нами, согласно слову Апостола:  чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним ( 1Фес. 5:10 ). Новозаветное благовестие состоит в том, что христианская жизнь человека есть богочеловеческий подвиг. Поэтому каждый христианин, стремящийся ко спасению, становится богочеловеческим подвижником и, будучи таковым, обязан переживать каждый момент своей жизни как богочеловеческий дар, как богочеловеческую истину, правду, любовь, богочеловеческую победу над всем тленным, греховным и сатанинским. И для этого подвига христианин посредством Святых Таинств и добродетелей непрестанно получает от Спасителя все благодатные силы, необходимые для богочеловеческой жизни на земле (см.: 2Пет. 1:3 ). Ведь с помощью этих сил христиане становятся  причастниками Божеского естества ( 2Пет. 1:4 ), иными словами, обоживаются, соделываются богами по благодати. Для осуществления богочеловеческих целей Богочеловек Христос даровал и все богочеловеческие средства. Нет такого евангельского требования, которое Господь Иисус Христос наложил бы на человека, не даровав ему одновременно и все благодатные средства, необходимые для осуществления этих требований на протяжении всей земной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

( 2Пет. 1:3–4 ) – “Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью”. Это подтверждение Откровения о том, что только в Церкви мы можем получить причастие Божеского естества. Что же такое Господь наш Иисус Христос для тех, кто находится вне Церкви? Если в Церкви Господь – это Глава, Путь, Истина и Жизнь, то для тех, кто находится вне Церкви, Он – просто Владыка и Промыслитель мира. Мы говорили о благодати предваряющей (той, которая дается всем, в том числе и тем, кто находится вне Церкви). Она для того и существует, чтобы человек пришел в Церковь и получил через Церковь спасение. О тех, кто находится вне Церкви, надо говорить в двух смыслах. О тех, кто по тем или иным причинам находится вне Церкви, мы ничего не знаем. Господь Сам решает их судьбу, и для тех, кто, не зная Господа, вел праведную жизнь, есть, по-видимому, возможность для спасения. Здесь мы полагаемся на милость Божию. И совсем другое дело, когда мы говорим о вероотступниках, сознательно порывающих с Господом. Для них спасения нет. ( Мф.18:17 ) (“Аще же кто преслушает Церковь , будет тебе яко язычник и мытарь”); ( 2Пет. 2:1 ) – “Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель”. О тех же, кто просто вне Церкви, мы не знаем, скорее, верим в то, что Бог есть Спаситель всем человекам, хотя и подчеркиваем, что “наипаче же верным” ( 1Тим. 4:10 ). Но спасение все-таки совершается через Церковь , потому что если не в этой жизни, то после смерти человек должен решить, с Христом ли он. Так же как Сам Господь в аду проповедовал душам усопших, так и те, кто сейчас умирают вне Церкви, должны этот вопрос решать: через Христа ли они спасаются или ищут какие-то другие способы спасения. Но спасение возможно только через Христа, другого пути для общения с Богом нет.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Небо, жилище ангелов и место высшего откровения Божия, не могло быть после падения сатаны местом его пребывания и следовательно слова Спасителя указывают на наказание, постигшее падших духов после первого возмущения их против Бога. 300 Как всякое временное наказание, посылаемое Богом, оно было вместе врачевством, обличением, средством к обращению падших духов на путь правды и добра. Но они не раскаялись в грехе, – совершили новое преступленье, внушив и людям непокорность воле Божией. За это новое, второе преступление они подверглись новому, тягчайшему наказанию, хотя еще не окончательному: И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты ( Быт.3:14 ). В чем бы ни состояло действие проклятия, во всяком случае оно было отягчением наказания предшествующего, ибо там не видим еще проклятия Божия. В настоящее время участь их есть состояние мучительного томления и тоски. И. Христос свидетельствовал, что когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит ( Мф.12:43 ; Лк.11:24 ). Здесь ясно дается разуметь, что в них, как удалявшихся от Бога, нет места для чувства и сознания радости своего бытия: они ищут развлечения и удовлетворения в пагубной деятельности в мире и потому пока не отнята у них возможность злобных действии в мире, не вполне еще испытывают муки вечной смерти, проклятие бытия, но, оставаясь с самими собою и в самих себе, терпят безмерную печаль и скорбь. Вместе с сим их состояние есть состояние мучительного страха пред Богом и ожидание праведного суда Божия и осуждения на нескончаемые мучения. Ан. Иаков учит: и бесы веруют и трепещут пред Богом ( Иак.2:19 ), а по свидетельству ап. Петра и Иуды Бог соблюдает их связанными узами адского мрака (ап. Петр) или в вечных узах под мраком (ап. Иуда) на суд великого дня ( Иуд.1:6 ; 2Пет.2:4 ). Мрак (ζφοσ), по употреблению в Писании, означает бедствие ( Мф.4:16 ; 2Пет.2:17 ), адский мрак – бедствие тяжелое. Выражениями: узы вечные, узы адского мрака, показывается, что злые духи не могут освободиться от мрака.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

От соблазнов никуда не убежишь, они везде тебя найдут, «ибо надобно придти соблазнам». И какие бы сорняки ни встречались в церковной ограде, – убегать нам отсюда некуда: сокровище Царствия Небесного только здесь. Ну а когда действительно будет пришествие Христово, его не прозеваешь, и ни с чем не спутаешь, «ибо, как молния исходит от востока, и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» ( Мф. 24:23–27 ). Выйдя при императоре Константине из подполья, и погрузившись в мир, Церковь уже не сможет вернуться назад. Не сможет она гордо бросить, оттолкнуть от себя всех немощных и маловерных, которые успели к ней прилепиться. Хотя периодически в церкви появлялись и появляются так называемые «кафары», то есть «чистые». Отличаясь более высокой жизнью, более высокой образованностью, они очень гордятся этим, и не хотят оставаться вместе с менее совершенными. Они или уходят, образуя свои, замкнутые сообщества, или объявляют себя «полными членами Церкви», в отличие от остальных, «неполных». А ведь в церковной ограде, как мы уже замечали, всегда обретались самые разные люди. Обратим внимание, что, например, в послании к Коринфянам, Апостол обращается ко всем, ко всей церкви, хотя и различает в ней разные несовершенства, и даже пороки, и побуждает одних к исправлению, а других – способствовать их исправлению. Причем, – говорит он, – «если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные», не убегайте и не бросайте его, но «исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Ибо кто почитает себя чем–нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя» ( Гал. 6:1–3 ). Было уже в древней церкви и такое заблуждение, еще более свойственное нашему времени. Поскольку проходили годы и десятилетия, то некоторые уже тогда стали вопрошать: «где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же» ( 2Пет. 3:4 ). И Апостолам приходилось объяснять, что «не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медленней; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» ( 2Пет. 3:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Нет ни одного смешанного, или доброго, или худого состояния, на которые бы эти послания не содержали образца или приличного к тому спасительного учения» 36 . Иными словами, послания семи церквам раскрывают типичные духовные состояния, для которых предлагаются соответствующие пути исправления и улучшения. В свою очередь, св. Андрей Кесарийский толкует 2–3 главы книги Откровения как семь посланий конкретным историческим церквям 37 . Итак, мы видим, что диспенсационализм в своих экзегетических методах внутренне противоречив, и нередко православные более буквально толкуют Писание, чем диспенсационалисты. Словом, если даже в посланиях ап. Павла было нечто неудобовразумительное, что можно толковать извращенно ( 2Пет. 3:16 ), то что же можно сказать о пророческой книге? Ап. Петр предупреждает нас, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собой ( 2Пет. 1:20 ). Буквальное толкование в известном смысле – это рабское следование тексту, нежелание отходить от буквы. Для христиан настойчивое стремление только к буквализму нехарактерно, потому что Бог дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит ( 2Кор. 3:6 ). Мы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» ( Рим. 8:15 ). Поэтому церковное правило и требует при экзегезе творчески следовать святым отцам, которые толковали Писание Тем же Духом, Который создал Библию . Руководящим принципом на этом пути должно быть неизменное церковное учение, которое свидетельствует о евхаристии как о жертве; противопоставляет храм Тела Христова Иерусалимскому храму; обещает в вечности не прообразы и тени субботы и жертв подзаконного храма, но полноту истины в живом присутствии Самого Бога 38 . Наконец, это учение уже сейчас предлагает нам путь к полноте богообщения, внутренне удостоверяющий верных в истинности веры Церкви. Список источников 1 . Библия . М., 1988. 2 . Андрей Кесарийский , св. Толкование на Апокалипсис.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Однако, по слову Священного Писания: «когда взошли всходы и показался плод, тогда явились и плевелы» (Мф. 13:25), вместе с настоящим почитанием святых, верою и житием угодивших Богу, возникают различные культы поклонения лжесвятым и лжепророкам, кощунственно использующие церковную обрядность и откровенно враждебные духу веры, истины и любви. Таков и самоизмышленный культ поклонения «отроку Вячеславу», имеющий место в городе Чебаркуле и усиленно распространяемый группой антицерковно настроенных людей через брошюры, книги и аудиопродукцию не только на канонической территории нашей епархии, но и в других регионах. Причиной этому служит безмерное славолюбие, гордыня и духовная слепота этих заблуждающихся и коснеющих в своих суевериях «ревнителей святого отрока». Описания странных и нелепых «чудес» и «пророчеств», переполняющие данные душепагубные сочинения, почти магические ритуалы на месте погребения этого ребёнка, неканонические иконы и акафисты, - всё это составляет основу деятельности последователей чебаркульского лжесвятого. Из опыта Церкви мы знаем, как легко подобные заблуждения соблазняют простых и легковерных людей и, отсекая их от Тела Церкви, уводят к погибели. «Были и лжепророки в народе, как и у вас, будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, навлекут сами на себя скорую погибель» (2Пет. 2:1), - предостерегает нас Церковь устами апостола. Миссионерский отдел и богословская комиссия нашей Челябинской епархии уже высказали авторитетное суждение по этому вопросу, и выступили с заявлением, которое я, как правящий архиерей, всецело одобряю и поддерживаю. «Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения.» (2Пет. 3:17). Основанием нашей духовной жизни является верность канонам Матери-Церкви, православному вероучению, следование божественным установлениям и словам Священного Писания и священного Предания. Мы, будучи православными христианами, должны стремиться к тому, чтобы наша жизнь протекала «в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины» (2Кор.

http://ruskline.ru/analitika/2008/01/23/...

Смотри, как печется Господь Бог о нашем спасении: Сына Своего единородного не пощадил для спасение нашего, предал Его, с Его милостивейшего соизволения, на такие страдание и смерть, – мало того; смотри: Сын Божий, по благоволению Отца Своего, предлагает нам ежедневно в пищу и питие животворящую плоть и кровь Свой для нашего очищения, освящения, обновления, оживотворения, утверждения, обожения, в залог жизни вечной; и с Собой подает нам все божественные силы к святой, благочестивой жизни ( 2Пет.1–3 ): – что же мы с вами, братия, – человеки ли с разумом и чувством или камни бесчувственные? Если такой безмерной ценой искуплены мы от греха, от диавольской ужасной власти и вечной погибели, – то неужели мы еще добровольно и намеренно будем предаваться гордости, гневу, зависти, недоброжелательству, ужели будем обманывать, обижать друг друга, похищать друг у друга; или пьянствовать, сквернословить или блудом осквернять души и тела, – или сребролюбствовать, немилосердствовать и прочее? Боже сохрани! Что же мы были бы тогда за христиане? Евреи, татары, Магометовы поклонники, были бы тогда лучше нас, да и в самом деле – многие из них живут лучше, честнее христиан. Лучше бы таковым христианам не познать пути правды, нежели познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди, – говорит св. апостол Петр. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свой блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи ( 2Пет.2:21–22 ), как говорит он же. Нет, братия мои, будем всегда день и ночь, на всякий час крепко держать в памяти любовь Божию к нам, крестную смерть Сына Божия за наши грехи, вечную казнь Божию грешникам нераскаянным: ибо если с зеленеющим деревом так поступили, т.е. с Праведником Иисусом Христом, то что будет с нами грешными, – и возлюбим добро и всякую правду: смирение, кротость, простоту, милосердие, воздержание, целомудрие, и возненавидим всякий грех . Если будем так себя вести, – то праздники наши и общественная молитва наша будут приятны Богу и нам принесут благоволение и милость от Бога; а если после церковной молитвы будете предаваться пьянству, сквернословию, ругательству, то лучше бы вам и не праздновать и не быть в храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010