Любовь к ближним (11–12). Любовь к Богу и к ближним (13–21). 1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. 1 . Возлюбленные ( 1Ин. 3:2, 21 ), не всякому духу верьте: хотя несомненно, что вы получили в залог и обеспечение духовной благодатной жизни Духа Святого, Духа сыноположения, Духа от Бога, Который пребывает в вас ( 1Ин. 3:24 ), тем не менее вы должны быть очень осторожны в деле духовной вашей жизни, иначе вы можете впасть в ошибку и принять за Духа от Бога духа, который не от Бога, а от антихриста (ст. 3). Основной пункт в этом предостережении апостольском есть понятие о духе, от какового понятия зависит и правильное понимание этого отделения. Апостол различает духа от Бога и духа, который не от Бога ( 1Ин. 3:24, 4:2–3 ), духа истины и духа льсти. Признаком различия того и другого духа служит исповедание веры: тот исповедует Иисуса Христа, этот отрицает Его. Тот могущественнее этого, почему верующий побеждает обольстителей, или лжепророков; слово последнего происходит от мира, и мир его принимает, слово первого принимается теми, кто от Бога. Исходный пункт для разъяснения главного понятия о сем есть понятие лжепророка, или лжепророков, в рассматриваемом стихе. Истинные пророки изрекали свои пророчества, будучи движимы Духом Святым ( 2Пет. 1:21 ); источник откровений, какие они изрекали (или прорекали,– пророк), есть Дух Святой, или Дух Божий, одушевляющий, или движущий, пророка, почему пророк говорил слова свои не от себя, а от Духа, или слова его были слова не его, а Духа, точнее же – слова и Духа, и его (ср. 2Пет. 1:21 и прим.). Так как в каждом пророке, кроме одушевлявшего его Духа Божественного был и ему присущий его собственный дух человеческий, то, таким образом, во множестве пророков было и множество духов, почему апостол говорит не об одном духе, но о духах от Бога. То же самое имеет место и в другом отношении, в отношении к лжепророкам. И они стояли под влиянием духа, только духа, который не был от Бога и не был от истины, а был дух антихриста (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

В полной славе и прямо в лицо могут видеть Его только святые и прославленные на Небе, где Он живет в недоступном для человека «свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» ( 1Тим.6:16 ). Под лицем Бога мы должны разуметь этот славный и чудесный свет, который от Него исходит, который освещает Небо, радует святых небожителей и перед которым даже Херувимы и Серафимы закрывают крыльями свои лица. Вот этого-то лица Божия не мог видеть и Моисей, хотя он удостоен был теснейшего общения с Богом, подобно тому, как и христианин, имея теснейшее общение с Богом, не видит лица Его. Только духи могут видеть духов, «Бог есть дух», и ни один человек не может видеть Его, оставаясь живым. Если глаза наши не выносят и солнечного света, то не должен ли поразить нас слепотой и смертью тот свет, который есть Сам Бог, в сравнении с которым и свет солнца есть не более как тень и мрак? То же самое выражает и евангелист Иоанн, когда говорит: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин.1:18 ). Раздел 12 Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. Еккл.1:4 Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. 2Пет.3:10 Поставляя слово первого текста «во веки» – «вечно» в контраст со вторым 2Пет.3:10 , некоторые видят здесь прямое и очевидное противоречие. Так как причиной такого заблуждения служит неправильное понимание слова «во веки», то не считаем излишним подвергнуть его ближайшему изъяснению, тем более что это изъяснение может пролить свет и на некоторые другие места слова Божия. Слово «во веки» или «вечный» в Священном Писании употребляется в различных значениях. В первом и теснейшем смысле оно обозначает нечто такое, что не имеет ни начала, ни конца, что стоит вне всякого времени и условий его. В этом смысле мы должны понимать его там, где речь идет о Боге и где слово это относится к Нему. Он есть Существо Несотворенное, Которое всегда есть, всегда было и всегда будет: «Господи, прибежище был еси нам в род и род.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Некоторые античные авторы понимали обожение узко-моралистически – как уподобление Богу в добродетели, нравственное очищение – «катарсис». При таком подходе не исчезает непроходимая онтологическая пропасть между безначальным, бессмертным Творцом и созданным, смертным человеком. Человеческая природа не изменяется, а следовательно, не приобретает бессмертия. Святоотеческое понимание ’’обожения» исходит из учения Христа и Апостолов о том, что люди призваны стать чадами Божиими ( Ин.1:12 ), «друзьями» Божиими ( Ин.15:14 ), «сделаться причастниками божеского естества» ( 2Пет.1:4 ) Обожение в христианстве – это реальное приобщение Богу всего человеческого состава – ума, души и тела. «Наше спасение возможно только через обожение. А обожение есть, насколько возможно, уподобление Богу и соединение с Ним», – говорит святой Дионисий Ареопагит (PG 3, 376 А). Спасение, Царство Небесное, «усыновление» Богу (по апостолу Павлу, Рим.8:15 ), «причастие божеского естества» (по апостолу Петру, 2Пет.1:4 ), «изменение в бога» (по Оригену , PG 11/1, 41) – все это объединено понятием «обожение». Христианское обожение – не по природе, но по благодати, и не по желанию человека, но по дару Бога. Человек, по определению святого Иоанна Дамаскина , есть живое существо, «вследствие своего тяготения к Богу превращающееся в бога, однако – в смысле причастия божественному свету, а не потому чтобы оно переходило в божественную сущность» (PG 94, 924). Сущность Бога остается неприступной и непостижимой, но человек причащается божественной энергии, что становится для него источником величайшего и вечного блаженства. В этом блаженном единении с Богом и заключается великое предназначение человека. Преподобный Симеон учит, что все люди по предвечному замыслу Божию предопределены к спасению, а следовательно – к обожению. Он говорит об этом      во 2-м Нравственном      слове, которое является пространным комментарием на текст апостола Павла: «Кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего..., а кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» ( Рим.8:29–30 ). Обращаясь к тем, кто «извращает к собственной погибели» слова Апостола, говоря «что пользы мне поднимать многие труды, показывать обращение к покаянию, если я Богом не предопределен ко спасению?», святой Симеон пишет: «Не слышите ли каждый день Спасителя, взывающего: «Живу Я и не хочу смерти грешника, но чтобы он обратился и был жив»? Не слышите ли, как Он говорит: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Может быть, Он сказал одним: «не кайтесь, потому что я не приму вас, а другим, предопределенным: «вы же кайтесь, потому что я предузнал вас»? Нет! Но каждый день в каждой церкви Он взывает на весь мир: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Приидите, – говорит, – отягощенные многими грехами к Тому, кто берет (на Себя) грех мира!» (Eth. 2 , 12–25).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию ( 2Пет.3:9 ) Милость Божия, братья, откладывает тот день, пылающий как печь ( Мал.4:1 ), по словам пророческим. Так что пусть устыдятся ругатели, те, кто издевается над обетованием Божиим и говорит: «А где же обетование пришествия Его?» Бог не забыл обетования Своего, это грешники забыли сами себя. А Бог по безграничной милости Своей ждет, когда грешники придут в себя, покаются и приготовятся ко встрече с Богом. Это день скорби, и он отличается от всех иных дней тем, что придет не для покаяния, а для суда. Поскольку Суд Страшный – единственный и неповторимый, то и день этот – единственный и неповторимый. Бог не хочет, чтобы кто-то из людей погиб. Он создал людей не для погибели, а для спасения. Есть ли огородники, которые бы, сажая овощи, хотели, чтобы овощи их усохли и пропали? А ведь Бог мудрее и милостивее всех людей. У Бога одно желание, а именно: чтобы все люди покаялись и от зла отвратились. Как радуется виноградарь, когда увядшая лоза оживет, вновь зазеленеет и плоды принесет! А какова же радость Бога и Ангелов Божиих, когда человеческие души, увядшие от грехов, оживут, укрепятся слезами покаяния и принесут плоды покаяния. О, Господи Милосердный и Человеколюбивый, помоги грешникам ощутить милость Твою и сочувствие Твое к ним, чтобы почувствовали и покаялись и, покаявшись, сошли с кривых путей своих. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 12 Августа. Поучение о наступлении Страшного Дня Господня Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, сгорят земля и все дела на ней ( 2Пет.3:10 ) Страшен День Господень, неописуемо страшен! Страшен как из-за неотвратимой справедливости, так и из-за своей внезапности. Сам Господь заповедал: Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий ( Мф.25:13 ). Апостол же, своими ушами слышавший эти слова, только повторяет их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

е. деятельным применением её, без которой не могло бы совершиться спасение всего человеческого рода. Вследствие таких высоких качеств, за которые Бог возлюбил Авраама и называет Себя Богом Авраама, а в св. Писании называется он «другом Божиим», как ветхозаветные потомки его и даже сами святые перед Богом Моисей и Давид призывали Авраама в ходатаи перед Богом, так и Новозаветная Церковь взывает к Богу о помиловании ради возлюбленного Им праотца Авраама. Сам Иисус Христос в Своей притче о богаче и Лазаре указывает на Авраама, как на обитателя блаженного жилища в Царствии Небесном ( Лк.16:19–31 ). О племяннике Авраама Лоте, который последовал за дядей своим в неизвестную обетованную страну и сохранил своё благочестие, несмотря на то, что жил в погибающей от разврата Содомской стране, известно ещё из свящ. Пис., что Господь не оставил уповающего на Него и вывел Лота с семьёй его невредимыми из Содома, когда были попалены огнём и серой нечестивые города, на месте которых образовалось серное озеро, названное впоследствии Мёртвым морем... «Праведного Лота, – свидетельствует св. Апостол Пётр ( 2Пет.2:7–8 ), – утомлённого обращением между людьми неистово-развратными, избавил Господь, ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» ... Указывая на спасение Лота в то время, как были обречены на истребление Содомские и Гоморрские города за крайнее нечестие обитавших в них, св. Ап. Пётр поясняет, что «конечно знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания» ... ( 2Пет.2:9 ). 133 Ор. Chrysostomi 1, 328–411. Содержание другого сочинения его – «апологии монашеству» см. в учении об отцах Церкви, 2, 317. 134 Так говорит бл. Феодорит, Ист. 3, 16. Краткий менолог: «родила того чудного Иоанна, называемого Златоуст». Это неправда. Мать Златоуста называлась Анфусой (Сократа ист. 6, 3). Вероятно, что сын св. Публии был тот Иоанн, которого св. Мелетий посвятил в Апамейского епископа (Феодорита ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Сей же апостол описывает образ Христова пришествия: придет же день Господень так неожиданно, как тать ночью ( 2Пет.3:10 ). Тать находит самую выгодную минуту – конечно, ту, когда глубокий сон смыкает наши очи. В сей неожиданный день Небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись разрушатся, земля и все дела на ней (земля и все ее произведения) сгорят ( 2Пет.3:10 ). Все сгорит, только человек останется – прийти на Суд. Тогда разделятся праведные от нечестивых, – эти по левую, те по правую сторону предстанут пред Судией, и праведным последует окончательное определение: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира; а грешникам: идите от Меня, проклятые, во огонь вечный, уготованный не вам было, но диаволу и ангелам его ( Мф.25:34 ) ( Мф.25:41 ). Закон, по которому люди будут осуждены или оправданы, есть глагол Божий. Слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день ( Ин.12:48 ). Действия сего события мы сейчас не знаем обстоятельнее, только когда придет Судья со славой, в величии, – тогда узнаем на самом опыте; тогда узнают все, – и доселе, может быть, не верящие во Второе Христово Пришествие. Когда же будет последний день сей, не ваше дело знать; ибо Отец Небесный положил то во Своей власти ( Деян.1:7 ). О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой ( Мф.24:36 ). Св. Иоанн Златоуст это изъясняет так: «Сказано, что не знают и Ангелы; сим опровержено пытливое стремление знать то, что сокрыто от Ангелов; а что сказано: не знает даже и Сын, – сим запрещено не только знать, но даже и вопрошать, когда придет Сын человеческий, когда будет Второе Пришествие. Мы знаем только слова Апостола: тайна беззакония уже в действии ( 2Фес.2:7 ); время уже коротко ( 1Кор.7:29 ); Судия стоит у дверей ( Иак.5:9 ). Блаженный Отец Церкви учит: «Нам неизвестен этот один день, дабы строго наблюдаемы были все дни. Каждый день и каждый час должно ожидать Грядущаго на облаках ( Мф.24:30 ), то есть, непрестанно должно готовиться во сретение Жениха Сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Мы говорим о духе.) Ответ: нет такого места, такого режима, такого положения, когда бы было невозможно сохранить заповедь Христа. Политический план — не первичен, но рефлективный. Мое глубокое отношение ко всем политическим событиям мира сего: есть несколько планов космической жизни. Несомненно для меня, что социальный и политический план является рефлективным, никак не первичным. Глубже лежит план духовный. Моральное и духовное состояние человечества отражается в социальном строе общества и в политических событиях. Видимые исторические события суть симптомы духовного здоровья или болезни, иначе говоря, проекция, или отражение, происходящего в мире духовном. В силу этого христианам естественно служить человечеству прежде всего духовно. Исцеляя людей в духе, мы тем самым вносим порядок и мир в план семейный, социальный, политический. Многие «маленькие» люди, никому неведомые, в глазах Бога являются самым драгоценным элементом: они — тот неувядаемый плод Земли, ради которого она и существует. В них — смысл мира, задуманного Богом; они хранятся для вечного Царства. В будущем веке они прославятся как цари и священники Бога Всевышнего. «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; НО БОГ ИЗБРАЛ безумное мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное... чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее... чтобы упразднить значащее... Я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира... мы безумны... мы немощны... мы в бесчестии... мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» (1Кор. 1 :2628; 4, 913). «По обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2Пет. 3 :13). «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5 :5). Будет ли это новая Земля, которую обетовал Бог после того, как «воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии (элементы) растают» (2Пет. 3 :12), но она будет отдана КРОТКИМ; они будут царями и священниками Отца любви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Правда, во Втором послании к Фессалоникийцам апостол Павел корректирует свою позицию, даже в некоторой степени отмежевывается от своего Первого послания: «Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов» ( 2Фес. 2:1–2 ). Указания на то, что Второе пришествие откладывается, присутствует во Втором соборном послании Петра. Отвечая на вопрос «где обетование пришествия Его?» ( 2Пет.3:4 ), автор послания пишет: «…не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» ( 2Пет.3:9 ). Судьба праведника и грешника. Икона. XVII в. (Музей икон, Рекклингхаузен, Германия) Несмотря на определенное разнообразие в представлениях о времени второго пришествия Христа, характерное для ранней Церкви, само ожидание Второго пришествия было всеобщим, и именно оно в значительной степени определяло всю тональность первохристианской евхаристической молитвы. Она была устремлена в будущее, проникнута эсхатологическим ожиданием возвращения Спасителя. В то же время сохранялась глубокая укорененность в прошлом – в истории ветхозаветного Израиля и в новозаветном откровении, которое мир получил через Иисуса Христа. Центральным событием этого откровения стали смерть и воскресение Иисуса, воспоминание о которых составляло главную тему евхаристической молитвы. Именно в этом смысл слов Павла: «смерть Господню возвещаете». Собираясь вместе на Евхаристию, христиане вспоминают страдания Господа Иисуса и возвещают Его смерть. Но они делают это в ожидании Его второго пришествия. Изложенное Павлом учение о достойном и недостойном причащении легло в основу учения Церкви о том, какое действие причащение оказывает на тех, кто к нему приступает. Павел четко разделяет таковых на две категории и утверждает, что для недостойно причащающихся Тело и Кровь Христа становятся осуждением, так что вследствие этого они болеют и умирают.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Теперь конкретный вопрос: находится ли такой-то крещеный в Теле Христовом. Это никому – кроме Христа – неизвестно. В организации он находится – мы это видим, но находится ли он в Теле – это неизвестно. (64–65) Никто не может сказать про человека: этот человек попадет в жизнь вечную. Но можно с долей вероятности сказать, что если сам человек отрицает жизнь вечную, то, вероятно, он ей непричастен. Утверждать же опять нельзя, – ибо это тайна, личная тайна между человеком и Богом. Так – по существу дела – Церковь православная и учит. Никогда Православие не говорило, что оно – Православие, или видимая Церковь , или ее священнослужители – могут кому-либо гарантировать жизнь вечную. Это говорит католичество. Православие же говорит, что в последнем подсчете дело все-таки сводится к личным отношениям между Богом и каждым человеком. (77) Эту, в общем, справедливую мысль Д. А-ча о недоведомой тайне спасения нелишне восполнить указанием, что нередко угодившие Богу люди получали извещение о своем спасении. Стоит вспомнить хотя бы слова ап. Павла, обращенные к его ученику ап. Тимофею: «...время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» ( 2Тим.4:6–8 ). Такое же самочувствие было и у других апостолов (см., например, 2Пет.1:14 ; 1Ин.3:2 ). «...Зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне» ( 2Пет.1:14 ). и многих святых Божиих, живших в последующие века. Иные получали извещение относительно ближних своих. Такие случаи нередки в житиях святых. В этом нет ничего удивительного: приявшие обильно благодать Духа Святаго естественно удостоверялись в будущей судьбе своей, ибо уже здесь на земле могли сказать вместе с ап. Павлом: «Жизнь для меня Христос, а смерть – приобретение» ( Флп.1:21 ). Эту же в сущности мысль высказывает и Д. А-ч, говоря об «атрибутах» членов Церкви, которые, по его словам, «Христом наделены только одним атрибутом: жизнью вневременной. Они перешли от смерти к жизни». (67)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Еф.2:13–14 . «А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно, и разрушивший стоявшую посреди преграду». Объяснение. В противоположность прежнему состоянию язычества апостол изображает состояние данного времени Ефесян и означает его главным образом понятием близости к Богу, а далее апостол показывает, какая была вражда, взаимно питаемая язычниками и иудеями, доходившая до того, что иудеи и язычники составляли две непримиримые стороны: Мф.15:26 . Соединённые между собою в Христианстве, иудеи и язычники составляют одно здание, утверждённое на основании апостолов и пророков и на краеугольном камне Иисусе Христе, и скрепляются одним духом: Еф.2:19–20 . Отпадшие от такого Богоустроенного единения и соблазняющие к тому других люди, по Писанию, называются лжеучителями, вводящими пагубные ереси: 2Пет.2:1–2:20 . Откр.19:7–8 . «Возрадуемся и возвеселимся, и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых». Объяснение. Жену, облечённую в виссон, представит Церковь Христова. Вечеря же Христова есть торжество спасаемых и стройная их радость, которую получат блаженные и войдут в вечный чертог вместе со святым Женихом, ибо не ложен обещавший: Откр.21:3–4 . в) Единство Церкви Ин.17:20–21 . «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их. Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино: да уверует мир, что Ты послал Меня». Объяснение. Под верующими во Христа, по слову апостолов, должно разуметь и тех, которых они будут научать своими писаниями и преданиями по своём отшествии: 2Пет.1:15 . Посему здесь должно разуметь христиан всех последующих времён: всю соборную, апостольскую Церковь . О единстве этой Церкви и молит Господь Отца Своего в трёх последующих стихах: 21–23. Еф.5:23 . «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010