Флп.3:18 . «Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги Креста Христова». Объясн. Для апостола не было людей, более достойных оплакивания, как враги креста. Как же после этого осмеливаются некоторые утверждать, что крест есть виселица, что, будучи орудием казни Христовой, он достоин отвращения и ненависти? Забывают эти люди то, что смерть Христова была не насильственная казнь, но добровольно принятый Им на Себя подвиг, и крест не орудие казни, а избранное Христом орудие избавления: Прем.14:7 ; 1Пет.2:24 ; Еф.2:16 . Слово о Кресте только для погибающих юродство есть, для нас, спасаемых, сила Божия: 1Кор.1:18 . Вот почему апостол ничем иным не желал хвалиться, как только Крестом Христовым: Гал.6:14 ; Евр.13:13 . Кол.1:20 . «И чтобы посредством Его примирить с Собой всё, умиротворив чрез Него, кровью Креста Его, и земное и небесное». Объясн. Этими словами апостол лишний раз подтверждает славу и силу Креста Христова, обагрённого Кровью Спасителя для умиротворения всего земного и небесного. Вот поэтому-то крест и является знаменем нашей веры: Чис.21:8 ; Ин.3:14–15 . Вот почему слово крест для нас – сила Божия: 1Кор.1:18 . Кол.2:14 . «Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту». Объясн. См. 1Пет.2:24 . Втор.21:22–23 ; ср. Гал.3:13 . «Если в ком найдётся преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлён, и ты повесишь его на дереве; то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день; ибо проклят пред Богом (всякий) повешенный (на дереве)»... Объясн. В этих местах проклятие касается не креста, а висевшего («всякий висящий») на древе крестном преступника, но на том кресте, который мы почитаем, висел не преступник, а Спаситель всего мира, Который Своим прикосновением освятил крест. Самая причина сего проклятия опять заключается не в кресте, а в людях и грехах людских, вызвавших крестные страдания Господа: 1Ин.3:5 ; Ис.53:5 . Поэтому негодование вследствие этого проклятия должно было бы направить не на крест, а скорее на людей; но поскольку Господь заповедал любить ближних: Ин.13:34–35 , – то всё негодование заблуждающиеся в мнении о кресте должны направить на самих себя за невежественное истолкование Слова Божия: 2Пет.3:16 . В отношении Креста Христова должно помнить и держаться следующего правила: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым»: Деян.10:15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

2 .Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. 3 .Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро и получишь похвалу от нея: 4 .Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся: ибо он не напрасно носит меч; он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. 5 .И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Сравн. Тит. 3:1–2 . Только злые не уважают царей и начальство: 2Пет. 2:9 . То, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания. 10 . А наипаче тех, которые идут в след скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны, и не страшатся злословить высших. Но за это они и осуждаются строго: Иуд. 1:7 . Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию,подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример: 8 . Так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергають начальства, и злословят высокия власти. Сравн. Рим. 13:4 . Для нас, христиан православных, да будут непреложны наставления св. апостолов: 1Пет. 2:13 . Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти. Тит. 3:1 . Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело. 2 . Никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам. III. Возражения заблудшего и ответы православного сына Церкви о повиновении властям Заблудший : Апостолы Петр и Иоанн сказали начальникам и первосвященникам иудейским: «справедлпво-ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога»? ( Деян. 4:1.9 ). Православный : Рассуди: еврейские начальники и христианские –одно-ли и тоже? Нет: те стояли против Христа, а эти – за Христа. Те запрещали проповедывать об имени Иисуса, а христианские – напротив: сами посылают проповедывать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

А если бы это было не так, то разве мог Он прежде Своей крестной смерти сказать Закхею: «Ныне пришло спасение дому сему» ( Лк.19 Примеч. ред.), и расслабленному: «чадо! прощаются тебе грехи твои» ( Мф.9:2 ; Мк.2:5 ; Лк.5:20 ), и многим: «Вера твоя спасла тебя»? Спасение человеческого рода, совершенное досточудным Богочеловеком Иисусом, знаменует собой бесконечную Богочеловеческую тайну, В ней спасительно сопряжена тайна Бога и тайна человека, жизнь Бога и жизнь человека. Поэтому в ней всё – Богочеловеческое, от начала до конца. Никакая людская мысль, сколько бы ни была она укрепляема благодатью, не способна всецело проникнуть в эту святую Богочеловеческую тайну. Вознесенный над ней своим величественным умом апостол Павел заканчивает свои размышления о подвиге спасения, подъятом Спасителем, восхищением и изумлением: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его» ( Рим.11:33 ). В Богочеловеческий подвиг спасения человеческого рода Господь Иисус внес «премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» ( 1Кор.2:7 ). «Тайну Своей воли» Трисолнечный Господь явил нам в Богочеловеческом домостроительстве спасения, совершенном Богочеловеком Иисусом ( Еф.1:9 ). Единая и неделимая Божественная тайна пронизывает Богочеловеческую Личность Господа Иисуса Христа и Его дело. На всех путях Богочеловеческого подвига спасения благая и кроткая Христова тайна встречает и ведет человеческую душу, наполняя ее Божественной благостью и бесконечной радостью. Дело Богочеловека Христа – спасти людей, погибших в грехе (см. Мф.18:11 ), избавить людей от греха и смерти (см. Ин.4:34, 6:40, 17:4 ). Другими словами, Его дело – обновить, возродить человека (см. Ин.3:1–10 ), просветить его (см. Ин.1:9, 8:12, 9:5 ; Еф.5:8 ; 1Фес.5:5 ), усовершить его (см. Еф.4:13 ), сделать его подобным Христу (букв.: «охристоподобить». – «Примеч. пер».), обожить (см. Ин.10:34 ; 2Пет.1:4–5 ), соделать бессмертным и овековечить (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Воспитание человека по духу Нового Завета есть его возвышение из низменности и чувственности к Божественному совершенству. Воспитание должно выработать в человеке не только внешнее доброе поведение, не только внешние добрые формы жизни, но и должно делать человека новым творением Божиим, должно выработать такие внутренние основы жизни, чтобы доброе поведение воспитываемого было служением Богу в духе и истине и проникало в сокровенные изгибы душевной жизни, вытекало из радостной преданности своему Господу, чтобы отношения человека к Богу были истинно сыновними. Предназначением человека, по апостолу, является его единение со Христом, усыновление людей Богу, обожение человека. Это единение сам апостол Павел переживал как реальность, которая стала плодом его непосредственного мистического опыта. Апостол свидетельствует: «Я сораспялся Христу и уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:19–20 ), «любовь Христова объемлет нас» ( 2Кор.5:14 ), «все могу в укрепляющем меня Христе» ( Флп.4:13 ). Все это должен делать наставник. В Библии звучит настойчивое предостережение от влияния лжеучителей ( 2Тим.4:3 ; 2Пет.2:1 ), говорящих лишь то, что угодно их слушателям, и ставших ради «мзды неправедной» наследниками Валаама (ст. 15). Выводы. Наставничество предполагает служение, посвящение и цель. Господь наш Иисус Христос сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнисъ себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мф.16:24 ). Наставничество заключается в воспитании. Оно является исполнением великого поручения Господа нашего Иисуса Христа: «Итак, идите, научите все народы...» ( Мф.28:19 ). Наставничество похоже на отцовство. Отношение наставника к своему ученику подобно отношению отца к своему ребенку. Наставник вкладывает свою жизнь, свой опыт в ученика, воспитывает его: «Мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны» ( 1Фес.2:7–8 )

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Иак.3:1 . «Братия мои: не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению». Объяснение. Учителями не только не могут быть все, но их не должно быть и много: Лк.22:31 ; размножение же непризванных учителей предсказано апостолом на тот конец, когда здравого учения принимать не будут... и от истины отвратят слух: 2Тим.4:3–4 . 1Пет.5:10 . «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми». Объяснение. В словах «всякой благодати» разумеется совокупность даров, нисходящих от Бога: Иак.1:17 ; 1Кор.12:4–7 ; но здесь никому из мирян не даётся, например, права церков. учительства или пастырства, так как это право даётся особо избранным лицам и через рукоположение: Рим.15:1–5 ; 1Кор.12:28–29 ; Еф.4:11 ; Деян.14:23 . 1Ин.2:12–14 . «Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого». Объяснение. Из этих слов Иоанна убеждаемся, что члены единой Церкви разделяются по возрастам: «дети, юноши, отцы»; отсюда необходимо обратить особенное внимание на то, что в Церкви Христовой не все имеют знание, но только отцы, а – посему есть и нуждающиеся в научении от других, есть и обязанные делиться своим знанием с другими (по слову апостола Петра: «Служите друг другу тем даром, какой кто получил»: 1Пет.4:10 ; и апостола Павла: Рим.12:6–8 ). 1Ин.2:20:27 . «Впрочем вы имеете помазание от Святого и знаете всё... помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте». Объяснение. Здесь говорится об особых дарах духовных, которые ради особых целей божественных подаваемы были христианам апостольского века: 1Кор.12:28–30 . В словах «Вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас», очевидно, разумеется предостережение от учения иного благовествования: Гал.1:6 ; другими словами, христиане не должны нуждаться в учительстве лжепророков: 2Пет.2:1–3 ; но чему научились от апостолов, в том и должны пребывать (ст.27). Поэтому, кто отделится от пастырей, тот отделится и от Церкви, тот отделится и от Самого Господа, сказавшего: «отвергающийся вас, Меня отвергается»: Лк.10:16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Но когда наступит эта метаморфоза в отношениях между всем живым? Пророк ясно не указывает срок для такой перемены, и потому одни толкователи относят исполнение этого пророчества к той эпохе, когда будет новое небо и новая земля, в которых обитает правда ( 2Пет.3:12 ), другие же находили возможным допустить частичное исполнение этого пророчества уже в настоящей, временной жизни. Из двух этих мнений более вероятным представляется второе. Контекст речи показывает, что пророк вообще говорит о земном служении Мессии: Он будет судить, т. е. решать разного рода тяжбы, конечно, на земле, а не на небе, где в таком служении не окажется нужды: – Он убьет нечестивцев и т. д. Точно так же и конец главы (10–16 ст.) изображает ясно последствия земной деятельности Мессии. Было бы поэтому странно, если бы пророк в эту цельную картину вставил посредине момент совершенно из другой эпохи – из жизни уже прославленного мира. Если защитники первого мнения указывают на то, что живая действительность не говорит за возможность такой метаморфозы в животном мире, то на это нужно ответить, что пророк говорил об изменениях, какие будут внесены в жизнь христианского мира... Ис.11:8 . И младенец будет играть над норою аспида, и дитя про­тянет руку свою на гнездо змеи. «Аспид» (paten) – очень ядовитая змея. «Змея» (ziphon) – по-греч. обозначена словом κερ α ςτης. Это также змея очень ядовитая (ср. Быт.49:17 ). Ис.11:9 . Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена веде­нием Го­с­по­да, как воды наполняют море. «Не будет делать зла». Кто здесь разумеется – животные или люди? Вторая половина 9-го стиха, представляющая собою обоснование первой (ибо) заставляет нас относить и слова первой половины стиха к людям же, которым только одним свойственно ведение о Боге, о каком говорится во 2-й половине стиха. – «На горе Моей». Это, по всей вероятности, гора Сион, на которой был построен храм Соломонов (ср. Ис.2:2 ), а затем – Церковь Христова, которой прообразом служил ветхозаветный храм. – «Земля». Здесь разумеется уже вся земля, все страны ее. Пророк указывает здесь на универсальность царства Мессии, как и псалмопевец, говорящий: по всей земле прошел голос их и до пределов вселенной слова их, т. е. проповедников Евангелия ( Рим.10:18 ; ср. Пс.18:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

е. как способных преподавать истинное познание о религии христианской другим, так и могущих состязаться с неверующими и неправоверующими, и чрез сие употреблять религию христианскую во спасение не только свое, но и других. § 8. Определение Богословия Под именем Священного Писания разумеются книги, написанные в Ветхом и Новом Завете, по вдохновению Святого Духа, и потому именуемые богодухновенными. Сия богодухновенность, состоящая в том, что святые писатели все, что ни писали, писали по непосредственному возбуждению и наставлению Святого Духа, так что не только предохраняемы были Им от заблуждений, но и положительно получали как мысли, так и слова, хотя без насилия их естественных способностей, – несомненно открывается: а) из самого содержания Писания: ибо в нем весьма много такого, что совершенно превышает силы обыкновенного разума человеческого, например, глубочайшие таинства Пресвятой Троицы, искупления, воплощения, также пророчества, б) Из состояния и характера писателей: ибо они ясно ощущали и сознавали в себе непосредственное действие Святого Духа и засвидетельствовали сие пред другими многочисленными чудесами ( Втор. 18:18 ; Иер. 1:6; 7 ; Исх. 17:14 ; Пс. 44:2 ). в) Из слов апостола Павла во 2-м послании к Тимофею 3:16, где он прямо называет Ветхий Завет богодухновенным; равно как и апостол Петр говорит, что не своею волею, но от Святаго Духа просвещаема глаголаша святии Божии человецы ( 2Пет. 1:21 ). Касательно же Нового Завета апостол Павел говорит также, что Апостолы ум Христов имеют ( 1Кор. 2:16 ), и что в деле служения новому завету они и помыслить ничего не могут от себя, но довольство их от Бога ( 2Кор 3:5, 6 ). г) Из того, что сам Иисус Христос обещал Апостолам ниспослать, и действительно ниспослал Духа Святого для того, чтобы Он научил их всему, воспомянул им все и возвестил грядущая ( Ин. 14:26; 16:13 ); обещал также дать им уста и премудрость ( Лк. 21:15 ), которые, без сомнения, если необходимы были им и во всякое время, то тем более тогда, когда они излагали в письмени учение Иисуса Христа для всех последующих времен. д) Из необыкновенного действия слова Божия на сердце человека и благотворных последствий, коими сопровождалось и сопровождается убеждение в истинах, сообщаемых им, как для частных людей, приемлющих оные с верою, так и для целых народов и всего человечества. Ибо нет никакого сомнения в том, что ничто не принесло и не приносит столько истинного блага человеку, сколько истины, проповеданные в св. Писании. § 12. Состав св. Писания

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Иначе это и быть не может: ведь надобно же душевному человеку получить какое-либо понятие при чтении или изучении Божественного Писания, а Писания он не способен понимать как должно; следовательно, по необходимости он дает себе понятие, какое ему заблагорассудится. Происхождение Священного Писания, способ понимания и объяснения его изображены с полною ясностью святыми апостолами Петром и Павлом. Святой Петр говорит: Всяко пророчество книжно по своему сказанию не бывает (по русскому переводу: никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою). Ни бо волею бысть когда человеком пророчество, но от Святаго Духа просвещаемы, глаголаша святии Божии человецы (2Пет.1:20,21). Это значит: как произнесено Слово Божие, или Священное Писание, при посредстве Святого Духа, так только при посредстве Святого Духа оно может быть и объясняемо, следовательно, и понимаемо. Святой апостол Павел говорит: Божия никтоже весть, точию Дух Божий. Мы же не духа мира сего прияхом, но Духа Иже от Бога, да вемы, яже от Бога дарованная нам: яже и глаголем, не в наученных человеческия премудрости словесех, но в наученных Духа Святаго: духовная духовными сразсуждающе (по русскому переводу: духовное излагая духовно) (1Кор.2:11-13). Отсюда видно, что в изложении и объяснении Писания нисколько не участвовала человеческая ученость, нисколько не участвовало школьное изучение Писания, изучение его буквы которыми отличались и хвалились иудейские книжники и фарисеи, которое имел и апостол Павел, которое он вменил для себя в тщету ради превосходнейшего познания о Христе Иисусе, даруемого Святым Духом (Деян.22:3; сличи Флп.3:5-8). После вышеприведенного Апостол продолжает: Душевен человек не приемлет яже Духа Божия: юродство бо ему есть, и не может разумети, зане духовне востязуется (по русскому переводу: потому что о духовном надо рассуждать духовно) (1Кор.2:14). Это сказал Апостол из своего опыта. Он, находясь в состоянии плотского, душевного человека, был изучен Писанию о вере в Бога по современному обычаю, преобладавшему тогда между иудеями, уничтожившему между ними духовное понимание закона (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/208/...

Многие из христиан демонстративно показывали, что они не приемлют римский образ жизни. Да и как они могли участвовать в том водовороте безнравственности и разврата, который тогда захлестнул Рим! Среди христиан вошло в обычай называть этот город «Вавилоном», так как со времен пленения в сознании всех евреев Вавилон ассоциировался со всякими мерзостями и жестокостями. Так, апостол Петр приветствует « церковь в Вавилоне» ( 2Пет.5:13 ), подразумевая римскую церковь, а апостол Иоанн, предрекая гибель Рима, говорит: «Пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы» (Апокалипсис 14:8). Христиане словно бросали вызов могучему Риму. Они верили в близкий конец света, ждали прихода Мессии и тем самым никак не вписывались в «золотой век» Римской империи. Они с отвращением смотрели на языческие храмы и на кровавые жертвы, приносимые на алтари. Все это вызывало негодование у патриотически настроенных римлян, усматривавших в поведении христиан оскорбление великому прошлому и счастливой современности Рима. О христианах ходили всякие небылицы: там они отравили колодец, там во время своей трапезы съели маленького ребенка, там подожгли дом. Апостол Петр ( 1Пет.2:11; 1:15 , и 3:16) призывает христиан вести целомудренный образ жизни, чтобы противостоять тем людям, которые «злословят вас как злодеев». В «злодеяния» христиан верила не только чернь, но и культурные и достаточно образованные люди. Римляне были убеждены, что в лице христиан они имеют скрытых врагов, которые при первой же возможности нанесут удар. И когда произошел девятидневный пожар, то стоило лишь кому-то произнести робкую догадку: «Христиане?», как она распространилась с не меньшей быстротой, чем пламя того жуткого пожара. Эта молва передавалась из уст в уста, от дома к дому, от улицы к улице. Через некоторое время уже никто не сомневался, что Рим подожгли христиане. По распространенному мнению, только они были способны на такое преступление. Через три года иудеи (неизвестно только какие: правоверные или христиане) аналогичным образом были обвинены в поджоге Антиохии (Иосиф Флавий. Иудейская война VII 3, 2–4). Так что традиция, возникшая на берегах Тибра, достаточно быстро распространилась чуть ли не по всему Средиземноморью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хотя в современном мире осталось мало прямых идолопоклонников, многие люди творят себе кумиров, воздают им поклонение и приносят жертвы. Для многих такими идолами, требующими постоянных жертвоприношений, стали их страсти и пороки. Страсти – укоренившиеся греховные привычки, пагубные зависимости. Некоторые люди попали в их плен и уже не могут обходиться без них, и служат им, как своим господам, ибо: « кто кем побежден, тот тому и раб» ( 2Пет.2:19 ). Вот эти идолы — страсти: 1) чревоугодие; 2) блуд; 3) сребролюбие, 4) гнев; 5) печаль; 6) уныние; 7) тщеславие; 8) гордость. Апостол Павел не зря сравнивает служение страстям с идолопоклонством: «любостяжание…есть идолослужение» ( Кол.3:5 ). Служа страсти, человек перестает думать о Боге и служить Ему, и он также забывает о любви к ближним. К грехам против второй заповеди также можно отнести страстную привязанность к каким-либо делам, когда это увлечение становится страстью. Идолослужением является и страстное поклонение какой-либо личности. Недаром некоторые артисты, певцы, спортсмены в современном мире так и называются: кумирами и идолами. Третья заповедь Не приемли имене Господа Бога твоего всуе. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. Что значит поминать имя Господа всуе? То есть произносить его не в молитве, не в духовных беседах, а ведя праздные разговоры, как говорится, «для красного словца» или просто для связки слов, а может быть даже в шутку. И уж совсем тяжким грехом является произнесения имени Божия с желанием похулить Бога, посмеяться над Ним. Также грехом против третьей заповеди является кощунство, когда святые предметы становятся предметом насмешек и поругания. Неисполнение обетов, данных Богу и легкомысленные клятвы, с призыванием имени Божия, также являются нарушением этой заповеди. Имя Божие является для нас святыней, и его нельзя разменивать в пустой, праздной речи. Святитель Николай Сербский приводит притчу о поминовении имени Господа всуе: Один золотых дел мастер сидел в своей лавке за верстаком и, работая, непрестанно поминал имя Божие всуе: то как клятву, то как любимое словцо. Некий паломник, возвращавшийся из святых мест, проходя мимо лавки, услышал это, и душа его возмутилась. Тогда он окликнул ювелира, чтобы тот вышел на улицу. А когда мастер вышел, паломник спрятался. Ювелир, никого не увидев, вернулся в лавку и продолжил работу. Паломник снова его окликнул, а когда ювелир вышел, тот прикинулся, что ничего не знает. Мастер, рассердившись, вернулся к себе и снова начал работать. Паломник в третий раз его окликнул и, когда мастер опять вышел, снова стоял молча, прикинувшись, что он тут ни при чем. Тогда ювелир в бешенстве набросился на паломника:

http://azbyka.ru/zapovedi-bozhii-gumerov

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010