архимандрит Амвросий (Юрасов) Сопоставительный богословский анализ «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня», – говорит Христос ( Ин.6:4 )... Призвал Господь человека и тот уверовал, и стал искать путь спасительный, путь истинный. «Один Господь, одна вера, одно крещение», – гласит Священное Писание ( Еф.4:5 )... Не одна вера, но три с половиной тысячи вероисповеданий – конфессий насчитывается сегодня в мире, все они называют себя христианскими, говорят от имени Иисуса Христа, проповедуют Евангелие. Православие, католицизм, протестантизм – ведущие среди христианских конфессий, каждая из них предлагает свой путь спасения... Почему нарушилось единомыслие в христианском мире? Где исконная вера, дарованная Богом, Церковь , основанная Господом нашим Иисусом Христом, а где – произволение человеческое?.. На эти и другие вопросы мы попытались дать ответ в этой книге. Надеемся, что наш скромный труд поможет разобраться где истина, глубже познать догматические основы христианства. Краткая история протестантизма Слово Божие устами святого апостола Павла учит, что Церковь есть «столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ). Эти слова говорят о великом достоинстве и святости Церкви Христовой. Но еще большая слава и сила Церкви раскрывается перед нашим духовным взором, когда мы слышим обетование Христа, что «врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:18 ). Божественное откровение, свидетельствуя о несокрушимой силе Христовой Церкви, в то же время предостерегает и о тех опасностях, которые могут постигнуть тех, кто приступает к вере христианской. Апостол Павел говорит: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси». ( 2Пет.2:1 ). Непонимание между членами Церкви возникало еще в апостольские времена: едва вышли на проповедь апостолы, едва основали первые общины христиан, как внутри их стали появляться учения, противные духу истинной веры. Апостол Павел пишет ефесянам: «...я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью, и долготерпением, снисходя друг ко другу любовию, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас. Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова». ( Еф. 4:1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

В.В. Селивановский Харизматическая ересь. Анализ учения религиозной организации «Новое Поколение» г. Благовещенска Источник Предисловие для православного и неправославного читателя Опыт людей, пришедших в Православную Церковь из протестантских религиозных организаций, часто говорит о том, что их личная встреча с Богом всё же произошла там, в этих организациях, несмотря на все их заблуждения и искажения вероучения, которые эти люди теперь отчётливо понимают. Обращаясь к православному читателю, хотелось бы предложить задуматься над этим феноменом. Священник Вячеслав Рубский, современный православный полемист с баптистским вероучением, утверждает: «Дух дышит, где хочет ( Ин. 3:8 ), а спасает – где может. Если какая-то община познакомила человека с Богом, то это не значит, что это и есть полнота Церкви Христовой. Церковь есть место спасения, а не только знакомства с Богом», «Чем более отстоит некая конфессия от Церкви истинной, тем тяжелее спасаться в ней» Итак, «Дух дышит, где хочет», но при этом Церковь остаётся Церковью , раскол – расколом, ересь – ересью и секта – сектой. Поместный собор Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. отлучил «отметающих все Таинства святые», а также тех, кто иконы называет идолами 1 с. 293]. Осуждённое церковью учение – ересь. Греческое слово αιρεσις (ересь) в Новом Завете ( Деян. 26:5; 28:22 ; 2Пет. 2:1 ; Гал. 5:20 ) было переведено в IV веке н. э. на латинский язык (Вульгата) как secta (секта), эти слова используются в православном богословии в качестве синонимов. Поэтому, например, «Новое Поколение», отвергающее все церковные таинства 2 и считающее иконы идолами, называется сектой в учебнике «Введение в сектоведение» доцента Московской Духовной академии Р. Коня с. 314]. Создатель «Нового Поколения» рижский пастор А. Ледяев в начале 1990-х гг. не скрывал своей неприязни к православию. Он рассматривал православную церковь как «лагерь противника» и учил своих последователей «вторгаться на территорию противника», т. е. заниматься прозелитизмом 3 Однако после разрыва благовещенского «Нового Поколения» с А. Ледяевым, местная организация не обязана следовать далее в русле «централизованной теологии». Несомненно, традиция харизматического 4 радикализма не исчезнет из характера «Нового Поколения», но вместе с тем ситуация раскола для российских новопоколенцев может способствовать рефлексии, переосмыслению и переучёту собственных доктрин.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/harizmat...

В русской богословской науке принято употреблять два термина для описания состояния библейских авторов и свойства Священного Писания : боговдохновенность и богодухновенность 1 . Боговдохновенность – это особое воздействие Святого Духа на проповедников божественного Откровения, а богодухновенность – свойство Писаний, в силу которого они являются словом Самого Бога, а не личным произведением авторов 2 . Эти понятия стоят в тесной связи между собою. Если через провозвестников Откровения действует Святой Дух, то их проповедь является Словом Божиим 3 . О боговдохновенности как об особом состоянии автора говорит апостол Петр: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная, прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле [θελματι] человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы [φερμενοι] Духом Святым» ( 2Пет.1:19–21 ). В этом отрывке присутствуют несколько взаимосвязанных мыслей. В 19-м стихе подчеркивается достоверность Писания: это «вернейшее пророческое слово». В 20-м стихе говорится, почему это так: пророчество не является личным делом самого пророка. 21-й стих развивает эту идею: пророчество дается не по инициативе, побуждению или соизволению (θλημα) человека-посредника. Библейские писатели – это пророки, возвещавшие весть потому, что были движимы, влекомы и даже подталкиваемы (φρω) Святым Духом. Апостол Петр, используя слово φρω, уподобляет Писание парусному судну, несомому ветром, дующим в верном направлении. В книге Деяний используется то же слово, когда описывается шторм, в который попал апостол Павел по дороге в Рим: «...мы носились [φερμεθα], отдавшись волнам» ( Деян.27:15 ). Об особом свойстве текста, т.е. о богодухновенности (θεοπνευστεα) сказано во 2Тим.3:16 : «Все Писание богодухновенно [πσα γραφ θεπνευστος]...» Кроме этого места, слово θεπνευστος больше нигде в Писании не встречается 4 . Если перевести эту фразу ближе к тексту греческого оригинала, она будет звучать так: «Все Писание вдохновлено Богом» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Закрыть itemscope itemtype="" > Воля человека и согласие на обработку персональных данных Доклад митрополита Почаевского Владимира, наместника Свято-Успенской Почаевской Лавры, произнесенный на круглом столе «Вопросы духовной безопасности в информационном обществе», который прошел в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре 6 сентября 2016 года 04.10.2016 724 Время на чтение 9 минут I. Воля человека Человек является венцом творения Божия. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что человек вводится как царь в уже уготовленный сад, чертог, украшенный растениями и животными. Бог сотворил человека по образу и подобию Своему (Быт. 1, 26). В книге Бытие написано, что после создания человека из праха земного Господь Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2, 7). Это говорит о том, насколько безсмертная богодухновенная душа человека важнее его тела - временной «храмины», по словам Апостола Петра (2Пет. 1, 13-14). Прп. Иустин (Попович) говорит, что «быть по образу Божию свойственно нам по первому нашему сотворению, а стать по подобию Божию - зависит от нашей воли. И то, что зависит от нашей воли, находится в нас только как возможность; а приобретаем его действенно с помощью нашего самостоятельного усилия». Воля является важнейшей составляющей души, благодаря которой человек имеет свободу мышления, суждений, поведения, решений, выбора. И то, что Бог заповедал Адаму и Еве: «Плодов дерева, которое среди рая, не ешьте их и не прикасайтесь к ним», говорит о том, что человек изначально наделен Богом свободой выбора в принятии решений. Если до грехопадения центром стремления воли человека был Бог, естественная воля человека целиком совпадала с Его благой волей, он свободно, не выбирая, следовал известному ему благу, то после грехопадения воля человека уклонилась на самого него, стала эгоистичной, встала на службу родившимся страстям, помрачившим его разум и волю. Сама воля как бы расщепилась в момент выбора первым человеком греха. Естественная воля, которая к благу стремится всегда, помрачилась и часто принимает за добро - зло, и не может решить, стремится ли она к истинному добру или к иллюзорному. Преп. Максим Исповедник учит, что у падшего человека существуют две составляющие воли - кроме природной воли у него появилась гномическая воля - воля выбора, противоестественная для человека, не созданная Богом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

Псалом 49 Псалом Асафу. «Асаф воспевает, – говорит св. Афан., – псалом сей, вводя лице законодателя, и как отменяя ветхозаветные жертвы, так вводя жертвы нового завета – дароношения хвалы». «Настоящий псалом, – говорит бл. Феод., – согласен с псалмом, ему предшествующим, потому что предвозвещает также будущий суд и пришествие Бога Спасителя нашего, предвозвещает вместе и новый завет, показывая, что служение подзаконное Богу неугодно». 1 . Бог богов Господь глагола. Т.е. Бог есть Господь всех властителей, начальников, судей, кои называются в Св. Писании богами ( Пс. 81:1–3 ; Исх. 22:28 и др.). Но «здесь, – по мнению св. Златоуста, – пророк говорит о языческих богах, дабы показать Иудеям, склонным к идолослужению, что Бог есть Господь и тех богов». Призва землю, т.е. Господь всех людей призвал к слушанию или во свидетели Своего суда над Иудеями (ст. 4) «от восхода солнца до запада». 2 . От Сиона благолепие красоты Его. С Евр.: «С Сиона, который есть верх красоты, является Бог». По Златоусту: Сионом здесь называется целая страна Иудейская и Иерусалим. От Сиона благолепие красоты, т.е. из Иерусалима все благодеяния роду человеческому, «ибо благолепие и красота Божия, – говорит св. Злат., – есть благость, человеколюбие и благотворение всем». На Сионе или в Церкви Господь проявил все благолепие любви Своей в спасении рода человеческого. Но так как далее говорится о втором пришествии Господнем, о суде Его: то под Сионом можно разуметь небо, а под благолепием красоты – «владычество и царское достоинство небесного Судии» (Бл. Феодорит). 3 . Яве приидет, т.е. во второе и страшное Свое пришествие. Тогда Он не премолчит, не будет более молчать или терпеть, а грозно обличит грешников, тогда и огнь пред Ним возгорится – огнь суда и гнева Божия, огнь геенны и огнь, имеющий сожечь и очистить земные стихии ( Мф. 25:41 ; 1Кор. 15:52 . 2Пет. 3:10 ), тогда и буря зельна будет, страшное смятение земли, все ужасы (Злат., Афан. и бл. Феод.). С Евр.: «Грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поедающий, и вокруг Его сильная буря».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Разделы портала «Азбука веры» Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино… ( Ин.17:21 ) Обожение – осуществляемый в лоне Церкви процесс уподобления верующего Богу и единения с Богом. По учению Отцов Восточной Церкви, обожение (гр. – theosis) есть цель человеческой жизни. Обожение неразрывно связано с человеческим спасением. Само спасение, по слову св. Дионисия Ареопагита , достижимо только через обожение. Возможность обожения раскрывается Боговоплощением . Об этом единогласно свидетельствуют Отцы. «Сын Божий стал сыном человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим», – говорит св. Ириней Лионский . «Он вочеловечился, чтобы мы обожились» (св. Афанасий Великий ). «Твердое и верное основание надежды на обожение для естества человеческого есть вочеловечение Бога», – учит св. Максим Исповедник . Согласно общей формуле Отцов, Бог стал человеком, чтобы человек через него стал богом, Боговоплощение Сына Божия Иисуса Христа делает человека богом в такой мере, в какой Сам Бог сделался человеком. Обожение недостижимо человеческими усилиями. Как совершенный дар, исходящий от Отца светов ( Иак.1:17 ), оно установлено Богом, «желающим спасения и алчущим обожения людей» (св. Максим Исповедник ). Дар обожения – дар нетварной божественной благодати. «Не может быть тварным этот дар, – учит св. Марк Эфесский . – Если бы обожение было посевом естественного семени, то нам не нужно было бы ни возрождение (во св. Крещении), ни иных таинств, в которых действует Божественная благодать». Обожение совершается во Христе благодатью Святого Духа. Вочеловечившийся Господь в благодатных таинствах и дарах соединяется и совоплощается с верными Ему душами, вносит «душу в душу, ипостась в ипостась» (св. Макарий Великий ). Через подобное соединение человек сопричащается Нетварной Божественной Жизни Святого Духа, делается «причастником Божественного естества» ( 2Пет.1:4 ). Обоженный человек во всем уподобляется Христу, становится зеркалом Божественного Света. Через причастие божественной благодати он исполняет призыв апостола Павла: «В вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе » ( Флп.2:5 ).

http://azbyka.ru/obozhenie

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Рассуждение (рассудительность) – 1) форма отношения верующего к проблематике, связанной с осуществлением христианского делания ,  выражаемая в том, что он, при содействии Божественной благодати , осуществляет его не слепо, но осмысленно, стремясь избежать самообмана и обмана (в том числе под воздействием лукавых демонических сил), ложного делания; 2) умозаключение; 3) процесс формирования умозаключения. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Рассуждение в общем смысле в том состоит и познается, чтобы точно и верно постигать божественную волю во всякое время, во всяком месте и во всякой вещи». Не вредно ли христианину быть рассудительным? Понятие «рассудительность» не следует путать с понятием «чрезмерная критичность, недоверчивость» . Рассуждение способствует правильному и осмысленному следованию христианина по пути спасения , по пути восхождения по лествице духовных совершенств. Апостол Петр, обращаясь к христианам, говорит: «Покажите в вере вашей добродетель , в добродетели рассудительность» ( 2Пет.1:5 ). Для чего нужно быть рассудительным? Рассудительность способствует осмыслению верующими значения и целей христианской жизни, благоразумному уклонению от впадения в греховные соблазны, в том числе связанные с ложным восприятием или отрицанием тех или иных церковных догматов . Кто приобретает дар/способность к здравому рассуждению, тот может способствовать спасению не только себя самого, но многих других людей, врачеванию их от страстей, и даже сохранению их телесного и душевного здоровья и решению житейских вопросов. Не случайно в Церкви всегда высоко ценятся духовничество и старчество. Как соотносятся рассудительность и благоразумие? Понятия «рассудительность» и «благоразумие» могут иметь различные оттенки значений. Нередко они используются как близкие по смыслу понятия, но не всегда. Так, например, Христа ради юродивых считали не благоразумными, а безумными, но они стоят гораздо выше благоразумных, потому что достигли высокого уровня общения с Богом и этим своим безумием прикрывают от людских и иных глаз свое истинное делание. Почему некоторые святые называли рассудительность одной из важнейших добродетелей?

http://azbyka.ru/rassuzhdenie

Распятие и смерть Христова Тело Твое и Кровь распинаемый о всех положил еси, Слове (предложил): Тело убо, да мя обновиши (чтоб воссоздать меня); Кровь, да омыеши мя; дух же предал еси, да мя приведеши, Христе, Твоему Родителю. Телесная смерть Христа послужила к нашему обновлению тем, что побеждена была Его воскресением из мертвых, а воскресение Христово – это залог общего всех воскресения, имеющего наступить в последний день мира. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших ( 1Кор.15:22,20 ). Христос воскрес в теле нетленном и духообразном. Подобными телами облекутся и все имеющие воскреснуть. Но одни воскреснут для вечной блаженной жизни, другие – для вечных мучений, или для второй смерти, для вечной смертной агонии. Бойся, грешник, вечного осуждения и не только душу, но и тело береги от греховных скверн, ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или злое ( 2Кор.5:10 ). Вместе с телом Христос принес в жертву Свою Пречистую кровь, омывающую нас от грехов ( Апок.1:5 ), очищающую совесть нашу от мертвых дел для служения Богу живому и истинному ( Евр. 9:14 ). Это омовение и очищение сообщается нам в Таинствах, и благо тем, которые соблюдают чистоту души и тела, даруемую в Таинствах! В одеждах, убеленных кровию Агнца, они будут вечно предстоять Престолу Божию и вместе с Ангелами славословить Его, чуждые всякой скорби ( Апок.7:13–16 ). Но горе тем, которые небрегут о сохранении благодатной чистоты, уподобляясь нечистоплотным животным, омывающимся в воде и потом валяющимся в грязи ( 2Пет.2:22 ), и в этой нечистоте пребывают до самой смерти! Кровь Христова, которой они пренебрегают, будет вопиять против них и послужит только к их осуждению. Принесши в жертву Богу Отцу тело и кровь Свою, Христос возгласил громким голосом: Отче! в руки Твои предаю дух Мой ( Лк. 23:46 ). И, преклонив главу, предал дух ( Ин.19:30 ). Души праведных обретаются в руке Божией, и мучение не коснется их ( Прем.3:1 ). Гонители и мучители могут отнять у них только телесную жизнь, но души бессмертной убить не могут ( Мф.10:28 ). Душа праведника, освободившись от уз тела, воспаряет, как вырвавшаяся из сетей птица, в ту область бытия, где в руках Отца Небесного, то есть под покровом Его, она безопасна от нападений вражеских, куда стрелы вражий не долетят до нее, – она превыше всего земного.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

16. Библейские тексты о деятельности и силе Святого Духа Св. Дух: а) творит и дает жизнь: «Земля... была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» ( Быт. 1:2 ). – «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» ( Иов. 33:4 ). – «Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его – все воинство их» ( Пс. 32:6 ). – «Пошлешь Дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» ( Пс. 103:30 ). б) открывает тайны Божии: «Дух все проницает, и глубины Божии... Божьего никто не знает, кроме Духа Божия... мы приняли... Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» ( 1Кор. 2:10–12 ). «Вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым» ( Еф. 3:4, 5 ). в) открывает дела Христа: «Когда... приидет Утешитель... Дух истины... Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин. 15:26 ). г) открывает будущее: Дух Святой был на Симеоне. «Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» ( Лк. 2:26 ). – «Дух истины... будущее возвестить вам» ( Ин. 16:13 ). " Один из пророков, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии» ( Деян. 11:28 ). – «Дух... ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» ( 1Тим. 4:1 ). д) вдохновляет пророков: «мы имеем вернейшее пророческое слово... изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет. 1:19, 21 ). е) назначает на дело священнослужения: «сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей... и возьми их к скинии... Я сойду... и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил» ( Чис. 11:16, 17 ). – Господь сказал апостолам: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян. 1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

VI. В журнале Бердяева Пост 30 Пост, это святая болезнь человека, при которой не хочется вкушать, иногда и хочется, но – невмоготу. Господь велит умереть, чтобы жить; Церковь велит болеть, чтобы получать здоровье. Косный мир земли, предоставленный себе, ведет человека на заклание духа, уловляет и истребляет в человеке сына Божия, – Мир ведь этот, есть мир упраздненный, им жить нельзя. Есть в мире знание: «чтобы жить, надо питать себя», но мир знает это по природе, как бессловесное животное, и тем растлевает себя ( Иуд.1:10 ). Через человека закосневший, и в Сыне Божием упраздненный ветхий мир водим природою, как бессловесное животное, на уловление и истребление ( 2Пет.2:12 ). «Ея, гряди Господи!», постнически восклицают первые ученики Слова, до ужаса познающие содомское растление этого мира. Пост есть свобода всего естества, всех чувств, мыслей и стремлений, от всего, что обречено на гибель. Пост есть утверждение вечной жизни. Пост ничего не запрещает, ничему не мешает, никого не понуждает, – понуждение есть следствие поста, а не самый пост. Самый пост есть утверждение, исповедание, изъявление, – предвкушение плода райского. Пост не есть убегание от тленного мира, пост есть устремление к нетленному миру. Пост всегда победитель, он убивает смертную природу, благовествованием воскресения. Предел и завершение поста есть вкушение Тела и Крови Христовых. Ибо пост есть именно вкушение, а не воздержание от вкушения. Пост ведет лишь к воздержанию от лже-пищи, во имя Пищи. Постящиеся, вкушая тленную пищу, не вкушают ее, как нечто, – они ее вкушают, как ничто; и то, вкушают ее только потому, что Господь, в Лице человеческом освятил вкушение тлена. Воздержание Господь заповедал несовершенным, не могущим вкушать тлен, как тлен. Совершенным же Господь заповедал вкушение тлена; иначе бы, самовольно умирали люди от любви к Господу. Заповедь вкушать тлен, именно как тлен, была дана после Воскресения: мед в сотах и кусок печеной рыбы вкусил Господь как ничто, ибо, воистину, они уже были для духовной Его плоти, как ничто.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010