Судия наш по путям нашим судил нас (Иезек. 7; 3, 8; 33, 20). Всё было против нас с землей — на общую беду нашу! Отныне мы имеем у себя Ходатая ( Евр.8:6; 9, 15; 12, 24 ) — великого Священника ( Евр.10:21 ), прошедшего небеса,., могущего сострадать нам в немощах наших ( Евр.4:14- 15 ), милостивого и верного ( Евр.2:17 ), не пришедшего судитьмир, но спасти шр ( Ин.12:47 ), смертью Своей лишившего силы имеющего державу смерти ( Евр.2:14 ), дарующего нам от Божественной силы Своей все потребное для жизни и благочестия ( 2Петр.1:3 ), спослушествующего нам Духом Своим во спасение, уже наперед оправдавшего нас! Отныне мы имеем Судью своего, родного нам, Чей суд будет прежде всего состоять в том, что князь мира сего изгнан будет вон ( Ин.12:31 ), и Чей судящий Дух будет обличать мир о грехе и о правде и о суде. Но о грехе только том, что не веруют в Него; о правде, что… к Отцу идет; о суде же, что князь мира сего осужден ( Ин.16:8-11 ). В собственное же осуждение наше Судья не скажет ничего. О, вожделенное и приснорадостное время! Восстань, что спишь, Господи! пробудись, не отринь навсегда! Восстань на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей! ( Пс. 43; 24, 27 .) Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы! ( Пс.81:8 .) Аминь. Слова, беседы и поучения на дни Цветной Триоди Беседа в день Святой Пасхи (на литургии) Христос Воскресе! Спешно исторгающийся из уст ваших ответ — Воистину Воскресе! - говорит нам, что в этот день, в этом месте, в эти минуты ничто так не прилично говорить нам, как только: Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Ученикам Господа нужны были свидетельства целого дня для того, чтобы они могли наконец сказать: Господь истинно воскрес ( Лк.24:34 ). А нам достаточно начать слово Христос… - как навстречу ему в тысяче звуков со всех сторон несется Воистину Воскресе! Но что же содержится в этом кратком переговоре нашем? Призыв ли к радости, приветствие ли любви, пожелание ли мира или вопрошение и ответ? Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Вот всё немногоречивое содержание нашей удивительной беседы.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

А между тем, каких великих благ обладателями соделать нас мог бы правильно употребляемый разум! В какой священный светозарный огонь могла бы быть распалена эта неугасимая, в нас таящаяся искра Божества, по которой мы, бренные существа, так сказать, – кость от костей и плоть от плоти Трисиятельного Божественного существа! Познай же и пощади величество твое, человек! И не меняй Богоподобное, Богославное достоинство твое на уподобление неразумным тварям, и при своем неразумии умеющим исполнять свое назначение, по мысли и воле общего всем Творца! Тебе дано различать доброе от лукавого, тебе дано свободно, а потому и с большим сознанием, с большим для тебя блаженством – избрать и укрепиться в первом и возвыситься над последним! Ты всегда можешь, как только захочешь, ощутить, понять, предвкусить неизреченного блаженства в созерцании Божественной красоты разумным оком сердца! Если когда-либо Бог был далеко от тебя, то теперь ты сам отдаляешься и не хочешь принять Его. Если ты, изменив Богу, променял свободу свою на подчинение врагу и перестал быть другом Божиим, то теперь, взысканный Богом и оживая свободою в Нем, ты – возлюбленное чадо Божие и обитель Духа Святого, в тебе почивать Соизволяющаго. Если доселе ты был немощен, то теперь тебе даны «вся Божественные силы, яже к животу и благочестию» (2Петр:1, 3). И ты ли низведешь себя с высоты этого дивного величия и лжа сотворишь Того, Кто есть Вечная истина, святость, совершенство! (…) Ужаснемся, братие, самой возможности подобного Богохуления и всем сердцем откликнемся на дальнейший Божественный к нам призыв: «Приидите, приимите вси… Духа Страха Божия!..» – не страха рабского, в котором одно мучение, но того настоящего Страха Господня, который «слава и честь и веселие и венец радости» (Иис.1:11) – того Божественного Страха, который, услаждая сердце, исполняя его любовию ко Господу, сильнее всякой узды удерживает и ограждает от всего нечистого и зловольного, – того Страха, без которого самая премудрость – гибель, самый разум – зло для человека – без растворения с которым нет премудрости, нет разума, ибо «начало премудрости – страх Господень» и «корень благих» – он. Лишь «боящегося Господа» премудрость «встретит, как мать, и примет к себе, как целомудренная супруга»! (Иис.15:2). «Полнота премудрости – бояться Господа и венец премудрости – страх Господень» (Иис.1:16, 18). Боящиеся Господа не будут недоверчивы к Словам Его и любящие его сохранят пути его. Боящиеся Господа уготовят сердца свои и смирят пред Ним души свои, говоря: «впадем в руки Господа, а не в руки людей, ибо каково величие Его, такова и милость Его» (17–18). Страх Господень – ненавидеть зло (Притч. Сол.8:13) и отсекать все, что привязывает к нему. «Всякую мерзость Господь ненавидит и неприятна она боящимся Его» (Иис.15:13).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

В Евангелии от Луки 16:19–31 Иисус показывает (и это не притча) разницу между положением искупленной и нечестивой души после смерти. В Откровении 6:9 мы читаем, как души мучимых за Христа взывают к мести. Во Втором послании к коринфянам 5:1–9 Павел ясно показывает что быть вне тела значит сознательно быть в «жилище» или в доме у Господа. Но Священное Писание идет еще дальше, говоря о телесном воскресении ( Иов 19:25 ; 1Фес. 4:16–17 ; 1Кор. 15:35–57 ). В 1 Послании к Коринфянам глава 15, стихи 35–49, поставлен вопрос, над которым бьются свидетели Иеговы – «как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?» (ст. 35), и заметьте, что в стихе 36 Павел называет человека, задавшего этот вопрос, безрассудным. Теперь, когда мы рассмотрели проблему существования души после смерти и воскресения тела, нам становятся ясными слова Писания о том, что те, кто отрицает Божие спасение, будут вечно страдать во тьме внешней ( Мф. 8:11–12; 13:42–50; 22:13 ; 2Петр. 2:17 ; Иуд. 13 ; Откр. 14:9–11; 19:20 ), те же, кто примет Божие спасение, будут вечно со Христом в радости и мире ( Ин. 14:1–3; 17:24 ; Лк. 20:36; 1 Фес. 4:17; Откр. 22:5 ). Теперь открывается истинный смысл библейских терминов «бессмертие» и «нетление» (athanasian и aphtharsian). Мы должны понимать и специфику употребления этих слов, если они относятся к Богу-Сыну. Когда мы придем «с Ним» с небес ( 1Фес. 4:14 ), мы уподобимся Ему в том смысле, что обретем душу и тело, неспособные грешить, небесные, а не земные. Мы облечемся в athanasian и aphtharsian и пребудем со Христом в вечности. Как я уже отметил, нет смысла опровергать все ошибки богословия свидетелей Иеговы, поэтому я выбрал достаточные, на мой взгляд, свидетельства того, что человек обладает бессмертной душой и будет вечно пребывать в состоянии сознательной радости или печали. Те, кто верит во Христа как своего личного Спасителя, «облечется» в бессмертие по пришествии Иисуса. Относительно свидетелей Иеговы можно лишь повторить слова Павла из 2 Послания к коринфянам 4:3–4: «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого», – и его последующее предупреждение из 2 Послания к Фессалоникийцам 2:10–11: «..Они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

Говорил в пророках. Как? – Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым, – 2Петр.1:21 . «Являлся в пророках». «Великая благочестия тайна: Бог явился в плоти, оправдал себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верой в мире, вознесся во славе (I. III, 16). Таково свидетельство Слова Божия о воплощении Христа», Единородного Сына Божия и «явлении в пророках». О иных явлениях Бога иные и свидетельства священного писания. Напр.: «Мужи, братия и отцы!» – взывал некогда св. архидиакон Стефан, исполненный веры и силы, –послушайте. Бог славы явился, – нет слова: «во плоти», – отцу нашему Аврааму в Месопотамии». Но сказано: в Аврааме. «И сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего, и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую Я укажу тебе». Деян.7:2–3 . А чтобы Господь являл Себя в пророках – в лице, напр., Исаии, Иеремии, Ионы, Захарии и т. п., – таковых указаний в Слове Божием нет. В доказательство, будто «Господь родился от жены», т. е. Девы Марии в естестве, как и все человеки, «Катехизис» приводит текст из книги Прем.7:2–5 : «Я в утробе матери образовался в плоть от семени мужа... ибо ни один царь не имел начала иного рождения». Богохульное приложение слова писания к Божественному Лицу Сына Божия, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася», разрушается само собой, если только поставить еретикам вопрос: почему вы не начали священный текст с 1-го стиха главы? Добросовестный ответ может быть один: потому что такое начало не соответствует мысли еретического «Катехизиса». Напиши они слово премудрости так, как требует смысл речи: «И я человек смертный, подобный всем, потомок первозданного земнородного», – и для всех и каждого из читателей «Катехизиса» – ясно: о человеке, а не о Богочеловеке идет речь. И лжеучение обличено и сбывается другое слово премудрого учителя священной древности в притчах Соломоновых: кто утверждается во лжи, тот пасет ветры, тот гоняется за птицами летающими...

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

д) бездна: Увидел я ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его ( Откр.20:1–3 ); е) приготовлен для диавола и ангелов его: Идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф.25:41 ). Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания ( 2Петр.2:4 ). Ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдаете в вечных узах, под мраком, на суд великого дня ( Иуд.1:6 ). Нечестивые будут низвержены в ад: Да обратятся нечестивые в ад ( Пс.9:18 ). Как овец, заключат их в преисподнюю ( Пс.48:15 ). Ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься ( Мф.11:23 ). Диавол со зверем и лжепророками ввержен в ад: Диавол, прельщавший народы, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков ( Откр.20:10 ). Врата адовы не одолеют созданной Господом Церкви: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Мф.16:18 ). 9 Спаситель произнес означенные слова не о членах тела: Он не их осуждает, а развращенную волю, повелевая удаляться страстей, влекущих ко греху, и поводов и предметов, возбуждающих страсть, хотя бы то были предметы самые дорогие для нас, самые любезные, самые необходимые, как дороги и необходимы руки или ноги. От всего мы должны отказаться, что препятствует нашему спасению, которое должно предпочитать всему земному. «Войти в жизнь» значит – наследовать вечное блаженство в царстве Христовом, в котором и состоит жизнь души, тогда как вечные муки в геенне составляют смерть души. Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Если Сам Христос поставил в Церкви для ее руководства в деле веры пастырей, то сказать, что они в Церкви не нужны, может только человек, отделившийся от Христовой Церкви и примкнувший к безпастырному стаду сектантов. Итак, ясно, что христиане называются в Писании царями и священниками в духовном смысле, как люди, избранные в удел Божий, царствующие над своими грехами и приносящие сами себя в жертву хвалы и благотворения (Ев. 13: 15–16). В буквальном смысле христиане будут царями и священниками не здесь, на этой грешной земле, а там, на земле новой ( 2Петр. 3: 13 ), если удостоятся быть сопричисленными к 24 старцам, поющим «новую песнь“ ( Откр. 5: 8–9 ), в которой они называют себя царями и священниками, как «достигшие совершенства“ и «написанные уже на небесах“ ( Евр. 12: 22–24 ). 3) Сектант: Можно спастись в какой угодно Церкви, или вере, лишь бы бояться Бога и поступать по правде Его, то есть иметь добрые дела, ибо «Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему“ ( Деян. 10: 34–35 ). Объяснения православного: Нет, никогда! Спасающая вера может быть только одна, оттого и сказано: «один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех“ ( Ефес. 4: 5–6 ). Это верно, что во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему, ибо Богу, как высочайшему добру, как святейшей правде, приятны все, кто творит добро и живет по правде, будет ли то христианин или еврей или даже язычник. Однако это вовсе не значит, что эти люди, живя вне Церкви, без ее благодатных таинств, могут спастись: тогда для чего же Христос приходил на землю, проповедовал учение и веру в Себя, как Сына Божия, для чего же страдал, основал Церковь , поставил священство, установил св. таинства? Нет, без всего этого, хотя бы человек боялся Бога и поступал по правде Его, он будет только приятен Ему, но не спасется, ибо «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» ( Тит. 3: 5–7 ). Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился“ ( Ефес. 2: 8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

И только они могут конкретно подсказать, где в реке большой подводный камень, а где скрытая неприметная заводь с водоворотом. Ведь так и в жизни бывает – только духовно опытный человек подскажет, где поджидает на пути у новоначального христианина подводный камень греха или водоворот страсти. И только духовно опытный поможет выбраться оттуда. Не надо идеализировать – мы живем в последние времена, и нас искушают сегодня такие страсти, которых в библейские времена еще не было в том объеме, как сегодня (достаточно включить телевизор или выйти в интернет-пространство). И потому нам важно читать труды и проповеди именно современных подвижников и святых, они очень помогают прежде всего своим личным примером. С другой стороны, если руководствоваться логикой секты, то не надо слушать старейшин. Их ведь нет в Библии! Но старейшин слушают. А теперь давайте подойдем к этому вопросу с точки зрения объективных фактов. Во-первых, Предание надлежит исполнять и держаться в нем по учению апостолов: «Невежды и неутвержденные извращают Писания» ( 2Петр.3:16 ), поэтому: «братия стойте и держите предания, которым вы были научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес.2:15 ). «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор.11:2 ). «О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» ( 1Тим.6:20 ). Очевидно, что Апостолы видели в Предании неотъемлемую часть жизни христианина. Наконец, приведем еще один аргумент в пользу Предания Церкви. Известно, что самое раннее Евангелие – от Марка – написано примерно через 30–40лет после Воскресения Христа. У первых христиан не было Библий в сумках (как у сектантов), а апостолы находились в постоянных путешествиях. Больше 30 лет Церковь жила не по Писанию, а по Преданию! Лишь устное Предание было пищей, которой питалась молодая Церковь . Евангелие от Луки так и начинается: « как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами...» ( Лук.1:2 ). Слово «передали» и означает факт Церковного Предания.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» ( 2Петр.1:16–18 ). То же славное событие раскрывается потом полнее в Евангелии. С трепетной радостью, подобно Петру на Фаворе, взывает Церковь в конце Литургии причастный стих: «Господи во свете лица Твоего пойдем, и о имени Твоем возрадуемся во веки». г) Богослужение в день Преображения Господня имеет ту особенность, что в этот день по окончании Литургии благословляются в притворе храма древесные плоды. «Предание сие, – говорится в уставе, – имамы от святых отец». Обычай освящать все Словом Божиим и молитвой есть, действительно, древнейший обычай христиан, перешедший к нам еще из Церкви ветхозаветной, а праздник Преображения Господня избран для благословения плодов, конечно, потому, что к сему времени они большей частью созревают. Церковь , благословляя приносимые плоды, от вещественных плодов возносит мысли наши к духовным и молит Бога, чтобы Он сделал нас причастниками Своего истинного винограда и украсил жизнь нашу Своими вечными и неотъемлемыми дарованиями. (См. «Троицкий Листок» 279). III. Принося в дар Господу плоды полей и вертоградов наших, не забудем, что мы все должны быть самыми плодоносными деревами в вертограде Господнем, который есть Церковь Божия. Святой царь Давид не напрасно благочестивого человека уподобляет древу, насажденному «при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое» ( Пс.1:3 ). Не напрасно и Сам Спаситель истинных учеников Своих сравнивает с гроздями или ветвями виноградными, кои, заемля от Него, яко божественной лозы, сок жизни, должны приносить плод мног. В противном случае, то есть в случае непринесения надлежащих плодов, каждой душе грешной угрожается извержением из вертограда и повержением в огонь, подобно как то делают и вертоградари с бесплодными древами. Так и должно быть непременно, ибо если для вертоградаря земного крайне неприятно, когда его малолетние труды над древом не приносят ему плода подобающего, то стократ огорчительнее для Вертоградаря Небесного, когда душа человеческая, стоившая Ему толикого попечения, – остается бесплодной.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Итак, мы убеждаемся вновь и вновь, что свидетелей Иеговы интересует не то, что говорит Писание, и не то, что открыл Святой Дух, а то, как можно приспособить Библию к их учению. Поэтому-то все компетентные ученые и специалисты отрицают перевод свидетелей Иеговы. Это слепые, ведущие слепых ( Мф. 15:14 ), «обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» ( Иуд. 4 ). Они «превращают» Писания к собственной своей погибели ( 2Петр. 3:16 ). Божественная природа Иисуса Христа От первой и до последней страницы богодухновенное Писание ясно и Доступно развертывает учение о природе Иисуса Христа. Он открывается Богом Иеговой в человеческом облике ( Ис. 9:6 ; Мих. 5:2 ; Ис. 7:14 ; Ин. 1:1; 8:58; 17:5 ; ср. Исх. 3:14 и Евр. 1:3 ; Флп. 2:11 ; Кол. 2:9 и Откр. 1:8, 17–18 и т.д.). Божественность Иисуса Христа – один из краеугольных камней христианства, и потому на протяжении веков этот догмат подвергался столь яростным нападкам, как никакой другой в христианстве. Склоняясь к старой арианской ереси, которая была опровергнута отцом Церкви Афанасием в его знаменитом труде «О воплощении Слова», многие частные лица и все культы неизменно отрицают равенство Иисуса Христа с Богом-Отцом, а, следовательно, и Троицу. Как было показано, свидетели Иеговы не являются исключением из этого грустного правила. Тем не менее, Святое Писание дает уверенность, а перечисленные выше места из него подрывают основы этой богохульной ереси, которая силой сатаны совращает многих в «бесчестном манипулировании Словом Божиим». Следовательно, божественная природа Христа есть главный ответ свидетелям Иеговы, ибо если Троица действительно существует, а она, несомненно, существует, то Иисус и Иегова «едины», и в результате вся структура культа рассыпается в песок разрозненных доктрин, неспособных создать даже видимость целостности. Рассмотрим теперь, о чем свидетельствуют указанные стихи. 1. (а) Исаия 7:14. «Итак, Сам Господь (Иегова) даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (буквально «Бог (или Иегова) с нами», так как Иегова единственный Бог).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

Между Спасителем и спасаемыми, по словам самого Спасителя, должно быть такое же единение, какое находится между лозою и ее ветвями: пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне ( Ин. 15:4 ). Но такое объединение верующих с Иисусом Христом совершается силой Духа Святого: никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор. 12:3 ). Что мы пребываем в Нем (Иисусе Христе) и Он в нас, знаем из того, что Он дал нам от Духа Своего ( 1Ин. 4:13 ). И так в порядке домостроительства нашего спасения за искуплением человека Сыном Божьим следует привитие искупленного к Искупителю Духом Святым, или, что тоже, благодатное освящение человека: ибо если корень свят, то и ветви ( Рим. 11:16 ). II. Все действия Духа Святого в деле спасения человека, называются вообще благодатью. По буквальному значению своему, благодать есть благой дар. В таком смысле все, что мы имеем от Бога, есть благодать Божия. Как наша жизнь, так и все средства к ее поддержанию и продолжению суть дары Божии. Но такого рода блага обращены Творцом нашим как бы в нашу собственность. Под благодатью же в христианском учении разумеются такие дары нам Божьи, которые не заключаются ни в собственном естестве нашем, ни в овружающей нас природе, а ниспосылаются нам непосредственно от Бога. Это – дарования сверхестественные, которые мы получаем ради заслуг нашего Искупителя, для того чтобы могли делаться причастниками Божеского естества, удаляясь от господствующего в мире растления похотью ( 2Петр. 1:4 ). III. Духовная жизнь христианина и начинается и возрастает под действием на него благодатной силы Божией. Иисус Христос учит, что никто не может прийти к Нему, кого не привлечет пославший Его Отец ( Ин. 6:44 ); следовательно, самое обращение ко Христу есть уже плод благодатного действия Божия на человека. Пока человек предоставлен себе самому, он не может вполне сознать ни того, в какой мере бедственно его духовное положение, ни того, где и в чем нужно искать ему спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010