2) Христиане называются священниками не в буквальном конечно, а в духовном смысле. Если каждый христианин – священник в буквальном смысле и потому в Церкви Христовой не нужно особого священства, то каждый – и царь; следовательно, не нужно и царя земного, а между тем в той же самой главе послания ап. Петра читаем: «Бога бойтесь, царя чтите» ( 1Пет. 2:17 ; Рим. 13:1–8 ; 1Тим. 2:1–3 ). О необходимости же в Церкви пастырей ап. Павел так учит: «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» ( Еф. 4:11–12 ). Если Сам Христос поставил в Церкви для ее руководства в деле веры пастырей, то сказать, что они в Церкви не нужны, может только человек, отделившийся от Христовой Церкви и примкнувший к беспастырному стаду сектантов. Итак, ясно, что христиане называются в Писании царями и священниками в духовном смысле, как люди, избранные в удел Божий, царствующие над своими грехами и приносящие сами себя в жертву хвалы и благотворения (Ев. 13:15–16). В буквальном смысле христиане будут царями и священниками не здесь, на этой грешной земле, а там, на земле новой ( 2Петр. 3:13 ), если удостоятся быть сопричисленными к 24 старцам, поющим «новую песнь» ( Откр. 5:8–9 ), в которой они называют себя царями и священниками, как «достигшие совершенства» и «написанные уже на небесах» ( Евр. 12:22–24 ). 3) Можно спастись в какой угодно Церкви, или вере, лишь бы бояться Бога и поступать по правде Его, то есть иметь добрые дела, ибо «Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» ( Деян. 10:34–35 ). 3) Нет, никогда! Спасающая вера может быть только одна, оттого и сказано: «один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех» ( Ефес. 4:5–6 ). Это верно, что во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему, ибо Богу, как высочайшему добру, как святейшей правде, приятны все, кто творит добро и живет по правде, будет ли то христианин или еврей, или даже язычник.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

6) Видно еще, сколь жестокое и нераскаянное сердце имеет грешник, который гласа Божия, столько раз в сердце ударяющего, не слушает, столькими увещаниями пренебрегает, о такой благости, кротости и долготерпении Божии не заботится. 7) Сколь великая и чудная Божия к нам благость, которая различными способами ищет не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию», — как апостол Петр учит (2Петр.3:9). Итак, как не примет кающегося Тот, Который ожидает на покаяние? Как отвратится от обращающегося Тот, Который отвратившегося долготерпит, чтобы в чувство пришел и обратился? 3) Бог весьма Милосерден; и милосердие Его таково, каково величество Его. Величество же Его бесконечно, следовательно, и милосердие бесконечно. Не могут быть такими многими и такими великими грехи наши, которых бы не превышало Божие милосердие. Милосерден же тот, который соболезнует о бедствии другого, болезнь и сострадание в сердце своем ощущает. Так отец и мать о бедствии детей своих соболезнуют. Такую болезнь почувствовал в сердце своем святой Давид, когда услышал об убийстве сына своего Авессалома, и плакал так: «Сын мой Авессалом, сын мой, сын мой Авессалом! Кто даст смерть мне вместо тебя» (1Цар.18:33)? Такое отеческое и сострадательное сердце, или еще более горячее, Бог над бедствием и окаянством нашим имеет. Это Божие благоутробие показал Сын Божий, когда за нас, благоволением Отца Своего Небесного, волею пострадал. И как Давид желал вместо сына своего умереть, так Христос самым делом вместо нас, сынов беззаконных, умер, и так нас, мертвых, Своею смертью оживил и от бедствия избавил. Итак, как Милосердный Бог не умилосердится над нами, когда со слезами к нему обратимся, и бедность и окаянство наше Ему объявим и признаем? 4) «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную», — говорит Христос (Ин.3:16). Итак, как не отпустит тебе грехов твоих ради того же Сына Своего, какими они ни были и сколько бы их ни было, Тот, Который ради тебя Сына Своего не пощадил? Как не простит грехов твоих тебе, кающемуся, Тот, Который за грехи твои Сына Своего предал на смерть? «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим.8:32) Великое подал Он нам, то есть Сына Своего. Велико ли Ему отпустить грехи наши нам, кающимся? 5) Благоприятно и радостно Богу Милостивому отпускать грехи кающемуся грешнику, поскольку тогда смерти Христовой плод показывается — грешник кающийся спасается.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

976 Но – аа) Дух Святой пребывает в Сыне, почивает на Нем потому же, почему Сын пребы­вает в Отце и Отец в Сыне ( Иоан. 14:10 ), т.е. по единосущию, по совершенной нераздельности Их естества, а отнюдь не по происхождению от Сына: иначе и из слов Спасителя: Я в Отце и Отец во Мне – надлежало бы заключать, будто Они взаимно Друг от друга происходят; бб) в частно­сти говорится, что Дух почивает на Сыне, как на Богочело­веке, сообразно с словами пророка: и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится ( Ис. 11:2–3 ); вв) Дух приемлется от Сына верующими, по­тому что Сын есть наш Искупитель и Ходатай, примиривший нас с Богом ( Еф. 2:14–16 ) и своими заслугами приобретший право подавать нам от Божественной силы Его… все потребное для жизни и благочестия ( 2Петр. 1:3 ; срав. Иоан. 7:37 ), изливать в сердца наши благодать Духа ( Тит. 3:6 ), которая потому и на­зывается благодатью Христовой ( Рим. 16:20 ); гг) если иногда го­ворится у Отцов, что Дух есть образ Сына, отсюда еще не следует заключать, будто Дух от Сына происходит, ибо мно­гое, рождающееся или происходящее от другого, не бывает образом того, от чего происходит (как плод, рождающийся от древа), и можно быть образом другого вследствие единства только природы, а не вследствие происхождения (как встречаются иногда два человека, совершенно похожие друг на друга, хотя и не состоящие в родстве). Сын есть образ Бога невидимого, как единосущный Ему и как явивший и являющий Его в Себе и через Себя тварям равенством могущества, власти и прочих Божеских свойств ( Кол. 1:15 ; Евр. 1:1–3 ); равно и Дух может быть назван образом Сына по единосущию с Ним и потому, что открывает Сына, как Сын Отца, своей премудростью, святостью и прочими действиями в мире. С другой стороны, Духу приличествует такое название и в соответствие тому, что Он соделывает нас – верующих быть подобными образу Сына Своего ( Рим. 8:29 ). 977 4) Есть, наконец, свидетельства (не станем скрывать этого), которые и правильно приводятся из писаний учителей Церкви, и действительно прямо выражают мысль, что Дух Святой от Отца и Сына исходит (procedit).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

«и последнее (крещение) —  не спасительное , но истребляющее порок, ибо после него порок и грех не будут уже иметь силы, и наказывающее бесконечно », — пишет прп. Иоанн Дамаскин   (ТИПВ. Кн.4. Гл. 9); «Той», — говорит он, — «вы  крестит Духом Святым и огнем » ( Лк.3:16 ), т. е. — огнем просвещающим или же карающим, согласно заслугам каждого человека, получающего то, что отвечает его душевному состоянию … «и пшеницу», т. е. — плодотворных в праведности, «соберет в житницу Свою», т. е. — в небесные обители; «плевелы же», т. е. — неключимых в подвигах добродетели, «сожжет огнем неугасимым» ( Мф.3:12 ). Если же — неугасимый огонь, и материал для сожжения не истощим , то этим он представляет  вечность наказания », — раскрывает смысл  “крещения огнем”   св. Григорий Палама    (Омилии, 61. 8). Экзегеза В подтверждение мнения о возможности  «посмертного спасения через ад … посредством крещения в огне»  автором брошюры приводятся слова апостола Павла: «…каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» ( 1Кор.3:13-15 ) . Одни  спасутся, замечает автор,  «со славою, честью, наградой, другой  спасется, но как из огня»  (с. 82) , т. е. через вынужденные страдания в огне, но завершающиеся спасением (грехотворцев). Уместно вспомнить  19 правило Трульского Собора , запрещающее какое-либо толкование Писания несогласное со святоотеческой экзегезой. Апостол Петр предупреждает:  «никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым»   ( 2Петр. 1:20,21 ) . Огромную опасность представляет перетолковывание богодухновенного слова в ином от данного Богом смысле, — вспомним как перетолковалось слово Божие еще в Раю:  “Не бойтесь, не умрете, но будете, как боги”.

http://azbyka.ru/posmertnaya-zhizn-dushi...

1 .2. Тем, что частью уже разрушил и продолжает разрушать царство духов злобы на земле. Для того, между прочим, и воспринял Сын Божий нашу плоть и кровь, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола ( Евр. 2:14 ); затем и являлся в мир, чтобы разрушить дела диавола ( 1Иоан. 3:8 ). Вышедши на свою торжественную проповедь, Он открыто свидетельствовал: Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон ( Иоан. 12:31 ); свидетельствовал даже, после многократных опытов своей власти над демонами, при изгнании их из людей: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию ( Лук. 10:18 ). Упразднив потом, действительно, смертью своею имеющего державу смерти, связав сильного ( Матф. 12:29 ) своим нисшествием в ад, и, по воскресении своем, послав Апостолов открыть глаза им, (людям) чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными ( Деян. 26:18 ), Спаситель наш еще более разрушил эту область сатанину, и с тех пор из века в век непрестанным распространением своего благодатного царства, постоянным возрождением и освящением своею благодатью прежних сынов противления ( Еф. 2:2 ) и детей диа­вола ( 1Иоан. 3:10 ), сокращал и не перестает сокращать его господство в человеческом роде. 1677 1 .3. Тем, что от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия ( 2Петр. 1:3 ), при помощи которых мы можем угасить все раскаленные стрелы лукавого ( Еф. 6:16 ), – и надежнейшие средства противиться диаволу и побеждать его, каковы: а) Призывание Его святейшего имени: Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов ( Марк. 16:17 ). И действительно, – “силы имени Христова, скажем со святым мучеником Иустином, трепещут и ужасаются демоны; и ныне еще, заклинаемые именем Иисуса Христа распятого, они повинуются нам;” 1678 или вместе со святым Григорием Богословом : “доныне еще трепещут демоны при имени Христовом; сила сего имени не ослаблена и нашими пороками”. 1679

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

2) Во все времена христианства возникали ереси, т. е. уклонения от истинного познания Бога и отношения человека как твари к Творцу своему: еще во дни апостолов появлялись уже еретики-лжеучители и увлекали за собою других; так, писал Ап. Павел к Тимофею: «Александр медник много сделал мне зла… Берегись его и ты; ибо он сильно противился нашим словам» ( 2Тим. 4:14–15 ). Или «имея веру и добрую совесть, которую, некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» ( 1Тим. 1:19 ). «Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих» ( Филип. 1:16 ; ср. 1Тим. 6:35 ; 2Тим. 3:5 ). 3) О возникновении последующих ересей и заблуждений апостолы многократно и ясно предсказывали ( 2Петр. 2:1–2 ; 1Кор. 11:19 ; 1Тим. 4:1 ; 1Иоан. 2:18–19 ; Деян. 20:30 ; 2Тим. 4:3 ). Первыми, на ком исполнилось печальное предсказание апостолов, являются еретики первых веков христианства, таковы: Ариане – нечестиво мыслившие о Сыне Божием, Македониане – нечестиво учившие о Св. Духе, Несториане, Евтихиане, Монофелиты и мног. другие. 4) Возникновение ересей у нас на Руси относится к разным периодам времени: первою по времени ересью-сектою возникло: хлыстовство, в половине 17 века. Из хлыстовства, как протест против безнравственной разнузданности этой секты, возникло скопчество и друг. мистического настроения секты, затем, около половины 18 века, появляется рационалистическая секта духоборцев. В 80-х годах – молоканство и штундо-баптизм со всеми его разветвлениями, далее идут пашковцы, толстовцы адвентисты и прочие крупные и мелкие секты, да и из прежних, старинных сект вырождаются новые, как, напр. из хлыстовства развивается секта «Новый Израиль» с явным и неприкровенным (не как у хлыстов) отвержением православного христианства. 5) Сущность заблуждения сектантского и совращение в сектантство можно выразить следующими словами ап. Петра: «Обещают им (совращаемым) свободу, будучи сами рабы тления; ибо кто кем побежден, тот тому и раб. Ибо, если, избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели познав возвратиться назад от преданной им святой заповеди» ( 1Петр. 2:19–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Откр. 13 глава представляет изображение антихриста. Объясн. Старание еретиков найти здесь черты, которые можно было бы отнести к установленным Православной Церкви, столько же напрасно, сколько и кощунственно. Антихрист, по изображению Тайновидца, будучи слугой сатаны, который для обольщения людей облекается в образ светлого ангела, будет иметь некоторые черты внешнего сходства с Христом. Подобно умершему и воскресшему Христу, он будет смертельно ранен, но рана его, на удивление всей земли, исцелеет: ст. 3. Лжепророк антихриста устроит то, что образ зверя будет говорить и действовать, как одушевленный разумным духом: ст. 15, устроит он также и то, что не имеющие начертание зверя, но в праве будут ни покупать, ни продавать, иначе говоря, лишены будут всяких гражданских прав: ст. 17. О кончине мира и Страшном суде Мф. 24, 33–34 . «Так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет». Объясн. Отсюда не видно, чтобы под «родом сим» разумелись люди нынешнего времени, тем более, что и Писание говорит о невозможности знать день кончины мира: Мф. 115, 13 ; 2Петр. 3, 4–8 . Теперь еще нет тех всех признаков, какие предварят кончину мира: Мрк. 13, 24–25 ; Мф. 24, 30 . Мрк. 13, 29–30 . «Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях». Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет». Деян. 17, 30–31 . «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться; ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых». Объясн. Оставляя времена неведения, Бог повелевает всем покаяться, т. е. сознать и исповедать свои заблуждения и грехи, чтобы начать новую жизнь: Мф. 3, 2–3 ; ибо Он назначил день... разумеется день всеобщего суда, когда каждый должен будет отдать отчет в делах своих: Мф. 25, 31–46 . Неизбежность этого дня засвидетельствована многими местами Писания, Мф. 24, 30 ; Мрк. 13, 26–27; 1 Фесс. 4, 16–17 и друг. О втором пришествии Христовом

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Поклоняясь Отцу и Сыну и Святому Духу, трем Лицам во едином существе – 1) Будем помнить, что и в каждом из нас, в не­которой степени, отражается пребожественная Троица. Отражает­ся – а) в трех составных частях нашего существа, духе, душе и теле: отселе научимся заботиться о том, да будет ваш дух и душа и тело во всей целости… без порока ( 1Фес. 5:23 ), да соблюдается между ними то единство и согласие, которые установлены самим Творцом; да не преобладает в нас тело над душой и душа над высшими стремлениями духа, но да пребывают все в своем чине и должном отношении между собой. Отражается – б) в трех главных силах нашей духовной природы, уме, воле и чувстве; научимся сохранять и здесь естественное единство и согласие, т.е. чтобы ни одна из этих сил не была подавляема или пренебрегаема на счет другой, напротив, чтобы все со­гласно стремились к целям своим: ум – к высочайшей Истине, воля – к высочайшему Добру, чувство – к высочайшему Блаженству, и все находились в надлежащем отношении между собой – воля в подчинении разуму, чувство в подчинении разуму и воле или нравственному закону. 2) Будем помнить, что и все мы, хотя не едины по су­ществу, как едины суть Три свидетельствующие на небесах, однако – представляем единое сообщество человеческое; а потому, хотя раз­делены друг от друга, но можем приходить в теснейшее нравственное единство между собой, и иметь как бы единый ум, единую волю, единое чувство. Средства к тому указаны нам самим Триипостасным в единстве христианской веры, в един­стве христианской любви, в единстве христианской надежды ( Ефес. 4:3–6 ; Иоан. 13:34; 17:21 ). 3) Будем, наконец, помнить и то, что хотя мы создания Божьи и даже слабейшие из сознаний, но, сделавшись Христиа­нами, сделались причастниками Божественного естества ( 2Петр. 1:4 ); что по благодати Духа Святого, возродившего нас, все мы чада Отца небесного и братия единородного Сына Его ( Иоан. 1:12–13 ; Лук. 8:21 ). А потому можем приходить в тесней­шее нравственное единение и с самим Триединым, если только, веруя в Него и стремясь к Нему надеждой, возлюбим Его всем сердцем своим, всей душой своей и всем разумением своим ( Матф. 22:37 ). Тогда, без сомнения, исполнится над нами обетование Спасителя: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим ( Иоан. 14:23 ), – и мы поймем значение слов Апостола: разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас ( 1Кор. 3:16 ). 2. О равенстве и единосущии Божеских лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Разве мы являемся «сомневающимися, неверующими, похитителями радости и разносчиками сомнений», когда принимаем всерьез пример и слова нашего Господа Иисуса? Апостолы Петр сказал нищему у входа в храм: «Взгляни на нас... серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» ( Деян.3:4,6 ). В Посланиях апостола Петра не говорится ни о каком «Евангелии благосостояния», но о страданиях и тяготах ради совести и праведности. Петр призывает и нас следовать по стопам нашего Господа и перечисляет признаки лжепророков: ереси, любостяжание, лживые слова, глаза, полные любостяжания, произвол (2Петр.2гл.). Павел, великий апостол, благовествовал Евангелие совершенно иное, нежели «Евангелие благосостояния». Он выступал не с большой самоуверенностью, но «в немощи и в страхе и в великом трепете» ( 1Кор.2:3 ). Он перечисляет для коринфян, которые восхищались «сверхапостолами» того времени, признаки своего апостольского служения: – «нам, последним посланникам, Бог судил быть как-бы приговоренными к смерти... – мы безумны Христа ради, – немощны... и в бесчестии..., – терпим голод и жажду... – и наготу и побои, и скитаемся... – и трудимся, работая своими руками, – злословят нас... гонят нас... хулят нас... – как прах попираемый доныне». В конце этого перечисления Павел просит: «Посему умоляю вас: подражайте мне...» ( 1Кор.4:9–16 ). Во Втором Послании к Коринфянам 6:4–10 мы находим продолжение этого перечисления: – нужда, бедствие, тесные обстоятельства, – побои, темницы, – труды, бдения, посты, – порицание и похвала, – «нас почитают обманщиками, но мы верны», – «нас почитают умершими, но вот, мы живы», – «нас наказывают, но мы не умираем», – «нас огорчают, а мы всегда радуемся», – «мы нищи, но многих обогащаем», – «мы ничего не имеем, но всем обладаем». И наконец, мы находим во Втором Послании к Коринфянам 11:23–30 последний перечень пережитого апостолом в служении Господу, после того, как он описал черты характера лжеапостолов: страсть к власти, высокомерие и любостяжание. Он сообщает о голоде и жажде, о холоде и наготе и заключает словами: «Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею» ( 2Кор.11:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/igra-s-o...

Следовательно, для того, чтобы пребывать в Сыне и Отце, нужна, по словам св. Апостола, и слышанная, устная проповедь, т. е. св. Предание, которому собор св. Апостолов, пославший с устной проповедью Варнаву, Павла, Иуду и Силу, придавал одинаковое значение с тем, что они писали христианам. 9) Св. Предание нужно: а) для научения людей во всей полноте христианской вере и жизни, ибо св. Писание, как мы уже видели, говорит о том и другом не полно, а кратко: «Сие кратко написал я вам», говорит в своем послании ап. Петр ( 1Петр. 5:12 ). «Мне чрез откровение, говорит ап. Павел, возвещена тайна, о чем я писал кратко» ( Еф. 3:3 ). Вот почему устное учение св. Апостолов, т. е. св. Предание, дополняет св. Писание и так же, как и оно, приносит плод веры в людях: «Благодарим, пишет ап. Павел, Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас, услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования, которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине» ( Кол. 1:3 –б). б) Нужно св. Предание для того, чтобы удостовериться в подлинности самого Св. Писания, чтобы иметь возможность отличить книги, писанные св. Апостолами, от книг подложных, написанных еретиками от имени Апостолов ( 2Фес. 2:2 ). В св. Предании и перечислены все подлинные книги Св. Писания (см. 85 правило св. Апостолов и 60 правило Лаодикийского собора), так как было много и подложных книг, писанных еретиками, напр., «Евангелие от 12 Апостолов», «Евангелие от Фомы», «Деяния Павла», «Апокалипсис Петра» и др. в) Нужно Предание для правильного толкования св. Писания, в котором, как говорит ап. Петр, «есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают» ( 2Петр. 3:16 ). г) Предание необходимо, как сказано раньше, для правильного совершения службы Божией и святых таинств, ибо в свящ. Писании не написано, как их совершать, а между тем в Церкви Христовой во всем должен быть чин и порядок: «все должно быть благопристойно и чинно» ( 1Кор. 14:40 ). О таинстве св. Причащения ап. Павел пишет Коринфянам: «Я от Самого Господа принял то, что и Вам передал» (а не передаю теперь) ( 1Кор. 11:23 ). «Чему вы научились, что приняли и слышали, и видели во мне, то исполняйте, – и Бог мира будет с вами» ( Фил. 4:9 ). Сектанты, отвергнув Предание св. Апостолов, по необходимости завели свое человеческое, ибо по–своему совершают обряды преломления, крещения, брака и проч.; поют ими составленные «псалмы» и т. п. Значит, они отвергли Предание апостольское и живут «по преданию человеческому».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010