Но при этом, в отличие от Мк., подчеркивается, что конец наступит внезапно. И слова о внезапности конца звучат, как предупреждение и угроза. Внезапность «дня Сына Человеческого» сравнивается с молнией ( Лк. 17:24 ), со всемирным потопом ( Лк.17: 26–27 ), с участью Содома ( Лк.17:28–29 ). Этот день застанет людей, погруженных в свои обыденные заботы, и произведет разделение между людьми, которые тесно соединены в своих будничных делах: «в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится» ( Лк. 17:34–36 ). На вопрос о том, где это произойдет, Иисус Христос, заканчивая Свое поучение, отвечает уклончиво: «где труп, там соберутся и орлы» ( Лк.17:37 ), то есть, когда придет время, увидите (см. Иоахим Иеремиас, Богословие Нового Завета, с. 145; здесь же хороший обзор евангельского материала об эсхатологических ожиданиях, особ. с. 144–162). Слова предупреждения связаны с призывом к покаянию, ввиду близости Царствия Божия. 2 . Речь о конце в ( Мк. 13 ) заканчивается короткой притчей о привратнике ( Мк. 13:34–37 ). Это одна из пяти притч о парусии синоптиченского предания. Остальные четыре притчи собраны в ( Мф. 24:43 – 25:30 ). Три из них имеют параллели в Евангелии от Луки (Q): о хозяине дома и воре ( Мф. 24:43–44 пар. Лк. 12:39–40 ); о верном или неверном рабе ( Мф. 24:45–51 пар. Лк. 12:41–48 ; возможно, Лк. 12:36–39 ); о талантах ( Мф. 25:14–30 пар. Лк. 19:11–27 ). Наконец, имеющаяся только у Евангелиста Матфея притча о десяти девах ( Мф. 25:1–13 ). Для Евангелистов эти притчи звучали, как аллегории о промедлении парусии (аллегорическое понимание притч Иисуса Христа засвидетельствовано уже в Мк. 4 ). Однако указанные притчи отвечали не на вопрос о сроке или отсрочке парусии. Не эта проблема как таковая характеризовала церковную жизнь христиан первого века. Вопрос, поставленный в ( 2Петр. 3:4 ) («где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же»), вложен в уста ранних гностиков, которые отвергали парусию, как таковую.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

II. Против правосудия Божия с давних времен указывается на торжество нравственного зла в лице благоденствующих грешников, при унижении добродетели в лице страждущих и гонимых праведников. В древности иным казалось даже невозможным согласить такое явление с правдою единого Бога и приводило к дуалистическим представлениям о Боге. И ныне, под ударами кажущихся незаслуженными бедствий, нередки случаи ропота на Бога и даже отпадения от веры в Него к неверию. Атеисты и прямо ссылаются на это явление как на одно из оснований своего неверия в Бога и Его промысл. Но при суждении об указанном явлении, по наставлениям откровения и вселенских учителей церкви, должно иметь в виду следующее 232 . 1) На земле нет полного воздаяния; поэтому и праведники могут часто страдать и нечестивые благоденствовать. 2) Бедствия, которым подвергаются праведники, и счастье грешников часто зависят от людей, от их несправедливости и пристрастия, вообще от действий их свободной воли. Но Бог как вообще не стесняет свободы Своих тварей, так не желает ее стеснять и в этом случае. 3) Добрые люди, при тягостях внешнего положения своего, пользуются драгоценнейшими внутренними благами: миром духовным, радостью и утешением от Бога ( Рим. 14, 17 ), а грешники, при внешнем благополучии, всегда находят для себя мучения в самых своих страстях и беззакониях ( Прем. 11, 17 ), оказывающих гибельное влияние на их душу и тело. 4) Когда Бог попускает страдания праведников и даже ниспосылает их на людей благочестивых, Он поступает по правде, ибо не бывает на земле праведника, который бы в чем-либо не согрешил ( 1Иоан. 1, 8 ; Притч. 20, 9 ); делает же это Он с благою целью, чтобы чрез бедствия очистить их от всякой греховной скверны ( Прем. 3, 6 ; 1Петр. 1, 6–7 ) и более утвердить в добре ( Рим. 5, 3–6 ; 2Кор. 4, 16 ), – и чтобы, наказав временно здесь, не наказывать уже в вечности и возвысить их будущую славу ( Прем. 3, 4–5 ; 2Кор. 4, 17 ); с другой стороны, попускает и благоденствие грешников по правде, ибо и грешники имеют иногда в себе немало доброго; в то же время они побуждаются к покаянию тем, что Бог, изливая на них благость, не наказывает за грех ( Рим. 2, 4 ; 2Петр. 3, 9 ). Главное же, – 5) правосудие Божие по отношению к людям не должно ограничивать пределами их настоящей жизни, которая для них есть только время подвигов и воспитания для вечности; есть жизнь другая, в которой правда Божия воздаст всем по заслугам, когда праведники будут вечно блаженствовать, а грешников постигнет вечное наказание. В свете веры в это каждый может находить успокоение себе как при постигающих его самого испытаниях, так и при виде страждующих невинно других людей. § 23. Чувство или чувствование Божие. Его свойства

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

4) жизнь верующего настолько проникнута О. и их осуществлением, что он все более укрепляется в доверии и верности Богу. Т.о., его вера перерастает в уверенность в невидимом ( Евр. 11:1 ). Он не видит ни Бога, ни посылаемых по Его поручению ангелов, он не видит воочию того, на что надеется ( Рим. 8:24 ), но, каждый раз заново испытывая осуществление О., он год от года все более убеждается в их непреложности и учится все больше доверять слову Божьему, на собств. опыте познавая, что осуществляющий это слово и внемлющий молитвам – это живой и всемогущий Спаситель; 5) к другой сфере принадлежат О., касающиеся судьбы народа Божьего и вечности. С одной стороны, Бог преднамеренно не раскрывает подробностей, относящихся к срокам исполнения О., желая поддерживать верующих в состоянии животворного духовного напряжения ( Мф. 24:48 ; 1Фес. 5:3 ), которое не должно ослабевать и при долгом ожидании ( 2Петр. 3:8 ); с др. стороны, вечное не может быть облечено в слова и представления этого мира, и, след., должно выражаться с помощью иносказаний (притч), способных показать только тень славы. Из этого проистекают ненадежность многочисл. попыток толкования подробных О. и опасность впасть при этом в заблуждение. Это с ужасающей ясностью показал пример Израиля, народа, неверно истолковавшего данные ему О., относящиеся к явлению Мессии, и потому распявшего Того, в Ком эти О. осуществились. Не всякое осуществление О. сразу ведет к полной реализации того, что обещал Бог, но это не означает его отмены. Так, О. возвращения Израиля в землю обетованную частично осуществилось после плена, но, несмотря на реформы Ездры и Неемии, глубокого духовного обновления народа не произошло. Оно исполнилось в Церкви Христовой. Задача верующих – с терпением, с неослабевающей готовностью ждать того часа, когда они смогут встретиться с Господом и перейти от веры к видению ( 2Кор. 5:7 ; 1Ин. 3:2 ), – тогда все тайны будут открыты. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Святая мученица Наталия засвидетельствовала, что воистину воскрес Христос, в честь которого ее назвали в Крещении. И все Наталии чем-то похожи на нее – и в трудной жизни, и в прекрасном имени, и в упорстве, и в неотступности от цели. «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу святых и свои Богу» (Еф.2:19), «причастники Божеского естества» (2Петр.1:4). Одоление. Солнцеворот. Вверх — огонь от небесных поленниц. Рев быка. Через ноздри его — дым и пар духотой и золой. Но свободен, высок и прославлен сразивший его Вифлеемец — Тот, который везде, и все наполняет Собой. Читайте также: Святые мученики Адриан и Наталия Супруги Адриан и Наталия жили в городе Никомидии в Вифинской области Малой Азии. Адриан был язычником и служил чиновником императора Максимиана Галерия (305-311 гг.), гонителя христиан. Наталия была тайная христианка. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 29 мая, 2023 22 мая, 2023 6 июня, 2022 1 июня, 2022 6 мая, 2022 4 апреля, 2022 27 марта, 2022 1 января, 2021 18 декабря, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/1devochka-natasha-much...

Нами сейчас изложены мысли штундиста в выражениях много более приличных, чем какие употребляют сами штундисты. Все суждения штундиста обязательно подкрепляются изречениями Св. Писания посредством внешнего сближения сектантской мысли со св. текстом. В этом заключается главная сила обаяния сектантской проповеди . По меткому замечанию святителя Димитрия Ростовского , не разумеет простота, что из одного цветка пчелою извлекается мед, а пауком яд, –что для подтверждения своих мыслей приводил тексты Св. Писания даже сам диавол (см. Мф.4:5–6 ). Нравственное обновление, замечаемое в разной степени у штундистов, выражается исключительно отрицательными добродетелями, каковы главным образом – не кури, не пей, не бранись. Этим они производят впечатление на окружающее их население. На новичков производит впечатление также их восторженная и показная общая молитва. Особенное положение штундистов среди населения, ставшего им чуждым, вызывает тесную сплоченность членов штундистских кружков, оно же нудит их к проповеди для увеличения числа приверженцев ереси. При распространении нового и небезопасного учения применяется смиреннолукавство, лесть и обман. «Сам бо сатана преобразуется во ангела светла: не велие убо, аще и служителие его преобразуются яко служителие правды» ( 2Кор.11:13–15 ). Ненависть к Православию, хула и издевательство, фарисейское самопревозношение везде присущи штундистам. У окружающего штундистов православного населения обыкновенно нарушается духовная цельность. Дело веры из народного сердца переходит в мужицкую голову и разрешается нелепым критиканством, резонерством и теплохладностью. Здесь сказывается действие математического закона: при многих положительных сомножителях один отрицательный множитель делает все произведение отрицательным. «Мал квас все смешение квасит» ( 1Кор.5:6 ). Беседа 3. Средства борьбы со штундизмом Настой благовременне и безвременне, блич, запрет, умол со вскимъ и ( 2Тим.4:2 ). Возникновение ересей предвидели апостолы Христовы ( 2Петр.2:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

8,14); совершенную радость, и способность наделять этой радостью других (13 ст.); великое посланничество, и способность посылать на великое дело других (18 ст.); способность посвящать Себя и других освящать истиною (19 ст.), Свою любовь (23,26 ст.), и способность наделять Божественной любовью других (26 ст.); и всё Свое Отец даровал Своему Сыну (см. 10 ст.). Всё же дарованное Богом Отцом Сыну, Бог Сын передал тем, которых Он дал Ему: славу (22 ст.), и способность прославить Отца Небесного (ср. 2Петр.1:3 и Ин.15:7–8 ); власть ( Ин.1:12 ; Мф.10:1 ; ср. Мк.16:17– 18 ; Откр.2:26–28 ); вечную жизнь ( Мф.26:26 ; ср. Ин.6:51 ), и способность наделять вечной жизнью других ( Ин.20:31 ; ср. 1Ин.5:13 ); познание истины ( Ин.17:6–8 ), и способность передавать это познание другим ( Ин.17:20 ); великое дело, и способность совершить его ( 2Тим.4:7 ); человеков ( Мк.1:17 ; Ин.17:20–21 ); Божественные слова ( Ин.17:20 ), и способность передавать их другим ( Ин.17:20 ); совершенную радость (см. Ин.15:11 ), и способность наделять этой радостью других (см. 1Ин.1:4 ); великое посланничество ( Ин.17:18 ), и способность делать великими посланниками других (см. 2Кор.8:18–19,22–23 ); способность посвящать себя (см. 1Кор.16:15 ; 1Тим.2:10 ; ср. с Ин.17:19 и 1Кор.1:30 ), и других освящать истиною (см. 1Кор.7:14 ); Свою любовь, и способность наделять Божественной любовью других (см. 1Ин.4:9–12 ) и т.д., и т.п. Потому наш Господь и говорит: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего» ( Ин.15:15 )» . Таким образом, всё, что Отец Небесный поручил совершить Сыну, то Сын, после Своего вознесения на небеса, поручил совершать Своим Апостолам (в том числе, и прощать грехи), сделав их Своими сотрудниками. Апостолы же через рукоположение передали свои полномочия своим преемникам, прежде всего епископам, а те своим, и т.д. И спорить с этим – значит спорить с очевиднейшим, спорить с Евангелием, спорить со Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

А. Грехи против третей заповеди 1. Богохуление, как величайший грех против третьей заповеди а) Что такое богохуление? Это дерзкие и хульные слова и суждения против Бога и действий Его мироправления и провидения. Грех богохуления есть самый тяжкий грех. По закону Моисееву грех этот наказывается смертию: выводили виновного вне стана, возлагали на него руки и побивали камнями ( Лев. 24, 15 – 16 . Числ. 16, 30 – 36 ). Впоследствии временя грех богохуления справедливо распространен на все дерзкие обнаружения неблагоговения к Богу и оскорбления святынь Его и всего, что касается величия Божия, и история показывает, что, по суду Самого Бога, богохульников постигали тяжкие наказания. Так было с Сеннахиримом и его войском ( 4Цар.19:4, 6–22 ; Ис.37:4, 6, 23 ; 2Пар.32:14, 17, 20, 22 ); так было с Антиохон и его военачальниками (2 Мак., гл. 5 – 10 и др.). В нов. зав. неверующие иудеи на Самого И. Христа часто возносили хулы ( Мф. 9:34, 10:25, 12:24 . Мрк. 3, 22 . Лk. XI, 15, 22, 63 – 65 ). Один из злодеев на самом кресте хулил Господа, но обличен был другим преступником ( Лк. 23, 39 – 40 ). Неверующие иудеи и первомуч. Стефана обвиняли в богохульстве, донося на него, что будто бы он говорил хульные слова на Моисея и на Бога ( Деян. 6, 8 – 14 ; сн. 7, 56). Между видами богохуления особенно тяжкий грех – хула на Духа Святого ( Мф. 12, 31 – 32 . Мрк. 3, 28 – 30 . Лк. 12, 10 ). Сп. апостолы грех богохуления почитали свойственным таким людям, у которых нет страха Божия и которых и самые наказания не вразумляют и не приводят к раскаянию и исправлевию ( Апок. 16, 9. 11, 21 ); между верующими они считали его делом немыслимым ( 1Петр. 4, 14 ), и потому внушали им вести жизнь богобоязненную и безукоризненную, чтобы не только самим не подвергаться какому-либо искушению, но не подавать и другим повода к богохулению ( Римл. 2, 24 . 1Тим. 6, 1 . Тит. 2, 5 ), – напротив, так себя вести, чтобы и другие, видя добрые их дела, прославляли Бога ( 1Петр. 2, 11 – 12 ; сн. Мф. 5, 16 ). Именей и Александр за богохуление преданы апостолом страшному наказанию ( 1Тим. 1, 20 ; сн. 1Кор. 5, 5 ), и в будущем суд таких людей не медлит и погибель их не дремлет ( 2Петр. 2, 3 . Иуд.1:8–11, 14–15 ). (Сост. по «Опыту библ. словаря собствен. им.», прот. II. Солярского).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Не достигая подтверждения своего со стороны свободной воли человека положительным путем, он достигает его отрицательным, навлекая на человека те роковые последствия, какие неразлучны с уклонением кого бы то ни было от закона своей природы. «Аще не послушаете, меч вы пояст», говорит пр. Исаия ( Ис.1:20 ). Но и этого мало. Можно сказать, что хотя нравственный закон имеет только идеальную необходимость, обусловливаемую свободой человека, однако же ему принадлежит высшая обязательность сравнительно с необходимостью физического закона. Необходимость последнего закона (например, закона обязательной для всех смерти) есть роковая неумолимость, против которой человеческое сердце часто и горячо протестует, хотя и совершенно безуспешно. Необходимость законов природы не сопровождается сознанием ее ценности и желательности, каковые качества выгодно отличают именно обязательность нравственного закона. Вот почему, в то время как, например, чудеса, в которых «препобеждаются естества уставы», охотно признаются нами вполне достойными мироправления Божия, безнаказанное нарушение нравственного закона глубоко возмущает нашу совесть. Скажем более, если бы такое нарушение его влекло за собой наше блаженство, а исполнение его сопровождалось для нас внутренними мучениями и тяжелой борьбой, то всё же мы чувствовали бы себя обязанными следовать ему. Необходимость законов физического мира простирается только на этот мир. Мир бесплотных духов и тем более Сам Бог не подчиняются физическим законам. «Новое небо, новая земля», которых мы ожидаем по обетованию Иисуса Христа ( 2Петр.3:13 ), также могут быть мыслимы свободными от подчинения им. «Бог не сотворил смерти» и «создал человека для нетления» ( Прем.1:13,2:23 ), смерть есть «возмездие за грех» ( Рим.6:23 ). Поэтому закон всеобщего тления не был роковой необходимостью для первых людей до грехопадения. Что же касается нравственного закона, то он признаётся нами обязательным не только для людей, но и для всех духовно-разумных существ, даже, как мы знаем, для Самого Богочеловека ( Ин.4:34,9:4 ), и чем выше известное существо, тем более возрастает для него необходимость следования закону добра или совершенствования.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Их появление также отчасти ожидается в будущем (λεσονται π’ σχτων τν μερν – 3:3); отчасти же они изображаются уже действующими (λγοντες· πο στν παγγελα τς παρουσας ατο – см. 4). Они также изобличаются в безнравственном поведении (κατ τς δας ατν πιθυμας πορευμενοι – ст. 3), которое они по-видимому, обосновывали на отрицании παρουσα (ср. 3 ст. с 4). Вопрос о том, что лже-учители (ψευδοδιδσκαλοι) 2 гл. и «насмешники“ (μπακτα) 3-ей одни и те же лица или нет – не находит единогласного решения 327 . 13. Послание св. Иуды рисует еретиков уже в дальнейшей стадии развития. На «некоторых людях“ (τινες νθρποι) времен св. Иуды исполнилось то, что издревле предсказано (o πλαι προγεγραμμνοι) апостолами и в особенности ап. Петром (ср. 4:17–18) 328 . Цель послания св. Иуды призвать к борьбе «за веру, единожды преданную святым“ (παγωνζεσθαι τ παξ παραδοθεση τος γοις πστει). Вере угрожала опасность от некоторых нечестивцев, прелагавших благодать Бога нашего в скверное и отрицавших И. Христа (τν το θεο μν χριτα μετατιθντς ες σλγειαν κα μνον δεσπτην κα κριον μν Ιησον Χριστν ρνομενοι – ст. 4). Здесь, как и у ап. Петра (2:1–3), в заблуждениях нечестивых указаны два момента – теоретический и практический: отрицание единого Владыки Бога и Господа И. Христа и превращение благодати «в скверну“. В дальнейшем мы находим пояснение этих положений. В 7–8 ст. еретики обличаются в блудодеяниях и осквернении плоти (ср. 23: τν π τς σαρκς σπιλωμνον χιτνα), в роскошной жизни (12 ср.). Восьмой же стих приписывает нечестивцам – отвержение начальств и злословие высоких властей (κυριτητα δ θετοσιν, δξας δ βλασφημοσιν), Здесь, как и в параллельном месте 2Петр. 2:10–11 , могут подразумеваться все духовные силы, не исключая и И. Христа (ср. 4) 329 . Уподобление нечестивцев (σεβες) Валааму характеризует корыстную цель их деятельности; а сравнение их с Каином и Кореем (ст. 11) указывает на их гордость и строптивость. Вследствие чего они нарушают единство веры и жизни и суть «душевные, не имеющие духа“ (ψυχικο, πνεμα μ χοντες – ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

– явить правду Божию и неправду человеческую; – вознаградить добро праведных; – наказать вечными мучениями грехи злых (см.: Иов.34:11 ; Пс.61:11; 95:13 ; Притч.24:12 ; Еккл.11:9; 12:14 ; Ис.13:11 ; Иер.17:10 ; Мф.13:41–42; 16:27; 25:41–46 ; 2Петр.3:7 ; Рим.2:5 ). Если человек всего-навсего «земля», не имеющая бессмертной души, как объяснить, что некоторые все же воскреснут, чему вы и сами верите? И почему тогда Спаситель призывает нас ценить душу выше тела, искать не плотского, а духовного? Кому верить вам или Спасителю, учащему о бессмертной душе, цена которой превыше всех богатств мира (см.: Мф.16:26; 17:3; 22:31 ; Мк.8:36; 9:4 )? Вашим измышлениям или Священному Писанию, которое яснее ясного указывает на ад как место вечного мучения для тела и души (см.: Ис.33:14; 66:24 ; Дан.12:2 ; Мф.5:22; 13:40; 18:8–9; 23:33; 25:46 ; Мк.3:29; 9:43–48 ; Лк.3:17; 16:23–28 ; Рим.2–9 ; 2Фес.1:9 ; Евр.10:26–27 ; Откр.14:10–11; 20:10 ). Сектант : Бог всеблаг, человеколюбие Его безгранично, и потому не пристало Ему обрекать человека вечным мучениям. Он для всех Отец, а какой отец предаст детей своих, даже непокорных, на нескончаемые страдания? И если всегда прощают детей земные отцы, тем паче прощает нас Бог! Священник : Воистину безгранично долготерпение Бога к согрешающим, как и Его надежда на их покаяние. Однако время для покаяния и исправления, от которых зависит прощение Божие, дается лишь в жизни земной, но не за гробом, когда Бог будет судить нас по всей Своей правде, воздавая каждому по делам его (см.: Сир.16:16 ; Мф.10:41; 25:35 ). Ибо если бы Он прощал любой нераскаянный наш грех, то действовал бы вопреки правде Своей. Но возможна ли неправда у Бога? Сектант : А справедливо ли, чтобы человек, согрешавший в жизни земной и временной, подвергался наказанию вечному? Ибо кара должна быть соразмерна не только тяжести греха, но и продолжительности нашего пребывания в нем. Всякий же иной суд будет неправым для Бога, всеблагого и праведного. Священник : Если держаться твоего еретического суждения о делах человеческих и Божественном воздаянии за них, то и блаженство праведников не должно быть вечным. Или тебе угодно, чтобы блаженство, которое они получили в воздаяние за добрые дела в жизни временной, было вечным, а осуждение и муки злых за грехи скоротечными? Но такое рассуждение прилично лишь тем, кто, надеясь на милосердие Божие, не желает до последнего вздоха расстаться с грехами.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010