В Послании к коринфянам читаем: «всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор. 5.10 ). Даже самые малые наши дела будут иметь значенйе: «кто напоит одного из малых сил только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» ( Мф. 10:42 ). Где же тут мертвое, пассивное протестанское спасение «только верой»?! Где узкий, спасительный путь? Тот путь, которым они хотят идти, не тернист, а гладок, приятен, ибо не требует от человека никаких усилий, никаких подвигов, никакой борьбы. Протестанты считают, что верующий во Христа получает нечто вроде гарантии спасения, какой-то пропуск в Царство Небесное, независимо оттого, как он живет – праведно, благочестиво или погрязает в грехах. Достаточно верить и любить – и спасение обеспечено! Но что такое любовь? Совокупность всех добродетелей. «Прилагая к сему все старание, – наставляет нас апостол Петр, – покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержание терпение, в терпение благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» ( 2Петр.1:5–7 ). А любовь без добрых дел – пустые слова, поистине «Медь звенящая!» «Дети мои! – восклицает апостол Иоанн, – станем любить не словом или языком, но делом и истиной» ( 1Ин.3:18 ). Православная Церковь не считает, что делами можно купить Царство Небесное. Это – путь наемника, который отвергается истинно верующим христианином, идущим по пути бескорыстной сыновней любви и преданности Богу. Мы должны творить добрые дела не потому, что надеемся получить награду в будущей жизни, ибо уповаем не на свои заслуги, а только на милость Божию. Творить добрые дела мы должны потому, что это наш долг перед Богом, долг любви, это Божия заповедь нам, это наша нравственная обязанность. Иисус Христос искупил грехи всего мира, освободил человека «от закона греха и смерти» ( Рим.8:2 ), но значит ли это, что искупительная жертва Христа раз и навсегда оправдала человека? Нет, вера в Христа является лишь необходимым условием, для спасения, ибо дает доступ благодати Божией к человеческой душе ( Рим.5:1–2 ) под ее действием может и должно совершиться обновление, духовное возрождение человека. «Обновиться духом ума вашего», – говорит апостол Павел, – значит «облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф.:4:24).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

В Откровении Иоанна Богослова говорится об изменении всей вселенной после Второго Пришествия Христа Спасителя. Апостол пишет: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» ( Откр 21:1 ). Это предсказывал еще пророк Исаия ( Ис 65:17 ). Преображенный мир представлен также в образе нового Иерусалима, сходящего с неба: этот Небесный город есть «скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» ( Откр 21:2–4 ). В Небесный Иерусалим войдут все спасенные, «и не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» ( Откр 21: 27 ). Обновленный мир именуется также Царством Небесным, которое уготовано праведникам от создания мира ( Мф 25:34 ). Апостолы называли его «вечным Царством Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» ( 2Петр 1:11 ), «Царством Христа и Бога» ( Еф 5:5 ). Царство Божие непоколебимо ( Евр 12:28 ), ему не будет конца ( Лк 1:33 ). Источником блаженства в Царстве Небесном будет Сам Бог. Праведники будут вечно пребывать с Богом. Святитель Григорий Нисский пишет: «Так как естество Божие есть источник всякого добра, то следует, что в Нем будут все, освободившиеся от зла, чтобы Бог, как говорит апостол, был всем во всем ( 1Кор 15:28 )… Поскольку в настоящем веке жизнь проводится нами различно и разнообразно, то много есть такого, в чем принимаем участие, например время, воздух, место, пища, питье, одежда, солнце, светильник и многое другое, служащее потребностям жизни, и ничто из всего этого не есть Бог. Ожидаемое же блаженство ни в чем этом не имеет нужды: всем этим взамен всего будет для нас естество Божие, уделяющее себя соразмерно всякой потребности той Святитель Григорий Богослов говорит о том, что Небесное Царство, которого удостоятся праведники после всеобщего воскресения, есть царство света, где люди, избавившись от превратностей земной жизни, будут ликовать, «как малые светы вокруг великого Это то царство, «где жилище всех веселящихся и поющих непрерывную песнь, где голос празднующих и голос радости, где совершеннейшее и чистейшее озарение Божества, которое ныне мы принимаем лишь в загадках и В этом Царстве происходит окончательное воссоединение человека с Богом, приобщение Божественному свету, восстановление и обожение всецелого человеческого естества. Рекомендуемые статьи

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Некоторые послания св. Апостолов совсем пропали и не дошли до нас, как, напр., послание ап. Павла к Лаодикийцам, которое он велел Колоссянам прочесть, а написанное им передать Лаодикийской церкви ( Кол. 4: 16 ). Церковь очень осторожно принимала в канон новозаветных св. книг писания св. Апостолов в виду того, что уже во время их стали появляться подложные писания еретиков, выдававших свои еретические книги за книги писанные будто самими Апостолами, о чем .говорит и ап. Павел во втором послании к Фессалоникийцам (гл. 2: 1–2). Так, было несколько подложных деяний Апостольских, были евангелия – Евреев, Фомы, Апокалипсис Петра и другие подложные писания, числом более 50. Не удивительно, что некоторые из писаний св. Апостолов, по мудрой осторожности, долго не были признаваемы за канонические всею Церковию, и только, можно сказать, к 4 веку окончательно закончился канон новозаветных книг. Новозаветных книг св. Писания, признаваемых св. Церковию .за канонические, или богодухновенные, – 27, о них, как о таковых свидетельствуют: Ориген , св. Кирилл Иерусалимский , св. Амфилохий, св. Афанасий Великий , св. Иоанн Дамаскин и др., а также 85-е Правило св. Апостолов и Карфагенский собор, бывший в 318 г. Св. Писание – не человеческое писание, а божественное, ибо написано людьми не от самих себя, а по внушению Св. Духа: «Никакое пророчество, учит ап. Петр, не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым“ ( 2Петр. 1: 21 ). «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности“ ( 2Тим. 3: 16 ). Как содержащее в себе откровение воли Божией, св. Писание, и Ветхого и Нового Заветов, обязательно для всех, желающих наследовать жизнь вечную. О необходимости для верующих принятия ветхозаветного Писания Сам Христос учил: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, не нарушить пришел Я, но исполнить“ ( Мф. 5: 17–19 ). «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?“ ( Иоан. 5: 46–47 ). Об обязательности же для верующих всего новозаветного Писания Христос так учил: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его“ ( Лук. 11: 28 ); «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную» ( Иоан. 5: 24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Поклоняясь Отцу и Сыну и Святому Духу, трем Лицам во едином существе – 1) Будем помнить, что и в каждом из нас, в не­которой степени, отражается пребожественная Троица. Отражает­ся – а) в трех составных частях нашего существа, духе, душе и теле: отселе научимся заботиться о том, да будет ваш дух и душа и тело во всей целости… без порока ( 1Фес. 5:23 ), да соблюдается между ними то единство и согласие, которые установлены самим Творцом; да не преобладает в нас тело над душой и душа над высшими стремлениями духа, но да пребывают все в своем чине и должном отношении между собой. Отражается – б) в трех главных силах нашей духовной природы, уме, воле и чувстве; научимся сохранять и здесь естественное единство и согласие, т.е. чтобы ни одна из этих сил не была подавляема или пренебрегаема на счет другой, напротив, чтобы все со­гласно стремились к целям своим: ум – к высочайшей Истине, воля – к высочайшему Добру, чувство – к высочайшему Блаженству, и все находились в надлежащем отношении между собой – воля в подчинении разуму, чувство в подчинении разуму и воле или нравственному закону. 2) Будем помнить, что и все мы, хотя не едины по су­ществу, как едины суть Три свидетельствующие на небесах, однако – представляем единое сообщество человеческое; а потому, хотя раз­делены друг от друга, но можем приходить в теснейшее нравственное единство между собой, и иметь как бы единый ум, единую волю, единое чувство. Средства к тому указаны нам самим Триипостасным в единстве христианской веры, в един­стве христианской любви, в единстве христианской надежды ( Ефес. 4:3–6 ; Иоан. 13:34; 17:21 ). 3) Будем, наконец, помнить и то, что хотя мы создания Божьи и даже слабейшие из сознаний, но, сделавшись Христиа­нами, сделались причастниками Божественного естества ( 2Петр. 1:4 ); что по благодати Духа Святого, возродившего нас, все мы чада Отца небесного и братия единородного Сына Его ( Иоан. 1:12–13 ; Лук. 8:21 ). А потому можем приходить в тесней­шее нравственное единение и с самим Триединым, если только, веруя в Него и стремясь к Нему надеждой, возлюбим Его всем сердцем своим, всей душой своей и всем разумением своим ( Матф. 22:37 ). Тогда, без сомнения, исполнится над нами обетование Спасителя: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим ( Иоан. 14:23 ), – и мы поймем значение слов Апостола: разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас ( 1Кор. 3:16 ). 2. О равенстве и единосущии Божеских лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Судия наш по путям нашим судил нас (Иезек. 7; 3, 8; 33, 20). Всё было против нас с землей — на общую беду нашу! Отныне мы имеем у себя Ходатая ( Евр.8:6; 9, 15; 12, 24 ) — великого Священника ( Евр.10:21 ), прошедшего небеса,., могущего сострадать нам в немощах наших ( Евр.4:14- 15 ), милостивого и верного ( Евр.2:17 ), не пришедшего судитьмир, но спасти шр ( Ин.12:47 ), смертью Своей лишившего силы имеющего державу смерти ( Евр.2:14 ), дарующего нам от Божественной силы Своей все потребное для жизни и благочестия ( 2Петр.1:3 ), спослушествующего нам Духом Своим во спасение, уже наперед оправдавшего нас! Отныне мы имеем Судью своего, родного нам, Чей суд будет прежде всего состоять в том, что князь мира сего изгнан будет вон ( Ин.12:31 ), и Чей судящий Дух будет обличать мир о грехе и о правде и о суде. Но о грехе только том, что не веруют в Него; о правде, что… к Отцу идет; о суде же, что князь мира сего осужден ( Ин.16:8-11 ). В собственное же осуждение наше Судья не скажет ничего. О, вожделенное и приснорадостное время! Восстань, что спишь, Господи! пробудись, не отринь навсегда! Восстань на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей! ( Пс. 43; 24, 27 .) Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы! ( Пс.81:8 .) Аминь. Слова, беседы и поучения на дни Цветной Триоди Беседа в день Святой Пасхи (на литургии) Христос Воскресе! Спешно исторгающийся из уст ваших ответ — Воистину Воскресе! - говорит нам, что в этот день, в этом месте, в эти минуты ничто так не прилично говорить нам, как только: Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Ученикам Господа нужны были свидетельства целого дня для того, чтобы они могли наконец сказать: Господь истинно воскрес ( Лк.24:34 ). А нам достаточно начать слово Христос… - как навстречу ему в тысяче звуков со всех сторон несется Воистину Воскресе! Но что же содержится в этом кратком переговоре нашем? Призыв ли к радости, приветствие ли любви, пожелание ли мира или вопрошение и ответ? Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Вот всё немногоречивое содержание нашей удивительной беседы.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

д) бездна: Увидел я ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его ( Откр.20:1–3 ); е) приготовлен для диавола и ангелов его: Идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф.25:41 ). Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания ( 2Петр.2:4 ). Ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдаете в вечных узах, под мраком, на суд великого дня ( Иуд.1:6 ). Нечестивые будут низвержены в ад: Да обратятся нечестивые в ад ( Пс.9:18 ). Как овец, заключат их в преисподнюю ( Пс.48:15 ). Ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься ( Мф.11:23 ). Диавол со зверем и лжепророками ввержен в ад: Диавол, прельщавший народы, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков ( Откр.20:10 ). Врата адовы не одолеют созданной Господом Церкви: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Мф.16:18 ). 9 Спаситель произнес означенные слова не о членах тела: Он не их осуждает, а развращенную волю, повелевая удаляться страстей, влекущих ко греху, и поводов и предметов, возбуждающих страсть, хотя бы то были предметы самые дорогие для нас, самые любезные, самые необходимые, как дороги и необходимы руки или ноги. От всего мы должны отказаться, что препятствует нашему спасению, которое должно предпочитать всему земному. «Войти в жизнь» значит – наследовать вечное блаженство в царстве Христовом, в котором и состоит жизнь души, тогда как вечные муки в геенне составляют смерть души. Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

976 Но – аа) Дух Святой пребывает в Сыне, почивает на Нем потому же, почему Сын пребы­вает в Отце и Отец в Сыне ( Иоан. 14:10 ), т.е. по единосущию, по совершенной нераздельности Их естества, а отнюдь не по происхождению от Сына: иначе и из слов Спасителя: Я в Отце и Отец во Мне – надлежало бы заключать, будто Они взаимно Друг от друга происходят; бб) в частно­сти говорится, что Дух почивает на Сыне, как на Богочело­веке, сообразно с словами пророка: и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится ( Ис. 11:2–3 ); вв) Дух приемлется от Сына верующими, по­тому что Сын есть наш Искупитель и Ходатай, примиривший нас с Богом ( Еф. 2:14–16 ) и своими заслугами приобретший право подавать нам от Божественной силы Его… все потребное для жизни и благочестия ( 2Петр. 1:3 ; срав. Иоан. 7:37 ), изливать в сердца наши благодать Духа ( Тит. 3:6 ), которая потому и на­зывается благодатью Христовой ( Рим. 16:20 ); гг) если иногда го­ворится у Отцов, что Дух есть образ Сына, отсюда еще не следует заключать, будто Дух от Сына происходит, ибо мно­гое, рождающееся или происходящее от другого, не бывает образом того, от чего происходит (как плод, рождающийся от древа), и можно быть образом другого вследствие единства только природы, а не вследствие происхождения (как встречаются иногда два человека, совершенно похожие друг на друга, хотя и не состоящие в родстве). Сын есть образ Бога невидимого, как единосущный Ему и как явивший и являющий Его в Себе и через Себя тварям равенством могущества, власти и прочих Божеских свойств ( Кол. 1:15 ; Евр. 1:1–3 ); равно и Дух может быть назван образом Сына по единосущию с Ним и потому, что открывает Сына, как Сын Отца, своей премудростью, святостью и прочими действиями в мире. С другой стороны, Духу приличествует такое название и в соответствие тому, что Он соделывает нас – верующих быть подобными образу Сына Своего ( Рим. 8:29 ). 977 4) Есть, наконец, свидетельства (не станем скрывать этого), которые и правильно приводятся из писаний учителей Церкви, и действительно прямо выражают мысль, что Дух Святой от Отца и Сына исходит (procedit).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

На то, чтобы построить ковчег, у Ноя ушло сто лет. «Стало известно Ноево дело во всей вселенной, и слова его передавались всюду, что такой-то человек строит необычайной величины корабль и говорит о потопе, который покроет всю землю. Многие издалека приходили посмотреть на этот делающийся корабль и послушать проповедь Ноеву. Человек же Божий, побуждая их к покаянию, проповедовал им о приближающейся потопной мести грешникам. Поэтому-то он и был назван у святого апостола Петра проповедником правды (2Петр 2:5)» . Если бы современники Ноя покаялись и исправили жизнь свою, то могли бы отвратить от себя наказание, как отвратили ниневитяне, поверившие трехдневной проповеди Ионы. Однако «люди не покаялись, при всем том, что Ной по святости своей служил для современников образцом, а праведностью своей целых сто лет проповедовал им о потопе, даже смеялись над Ноем, извещавшем их, что искать спасения в ковчеге придут к нему все роды живых тварей, и говорили: “Как придут звери и птицы, рассеянные по всем странам?”» Ной впускает животных по паре в ковчег      И вот, когда Ною было шестьсот лет, Бог сказал ему: «Войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем… и всякого скота чистого возьми… также и из птиц небесных… чтобы сохранить племя для всей земли, ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли» (Быт. 7:1–4). «И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег…» (Быт. 7:7). По словам святителя Иоанна Златоуста, члены семьи Ноя «хотя и далеко уступали праведнику в добродетели, однако же чужды были и чрезмерного нечестия развращенных современников» . Они оказались в числе спасенных потому, что поверили проповеди Ноя и оказали ему послушание, в отличие от зятьев Лота, которые не поверили такой же проповеди сродника своего и погибли вместе со всем Содомом: «И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит» (Быт. 19:14). Кроме того, по мысли Златоуста, спасение членов семьи было наградой от Бога Ною за его праведность.

http://pravoslavie.ru/70247.html

Нужно заметить, что при обилии всяких духов – и пророческих – в дни апостольские, много бывало и иных откровений в церквах (упоминаемых, например, в обращении к той же церкви Фиатирской), а отсюда большая была опасность всевозможных и дополнений, и изменений или сокращений Богооткровенного Апокалипсиса, возвещенного Иоанном. И потому Иоанн, в послании своем заповедавший: Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они ( 1Ин.4:1 ), и угрожает здесь таким вредителям текста книги как наложением на них тех язв, о коих писалось в книге, так и лишением вожделенного участия в блаженном Царстве нового Иерусалима. И каким примером, каким светлым идеалом представляется нам это чистохристианское и высокоодушевленное настроение тех «апостольских» христиан сравнительно с настроенностью нас самих, т.е. верующих людей настоящего времени. Да, все больше, все полнее и реальнее исполняется предсказание эсхатологической притчи Спасителя: коснящу жениху, воздремашася вся, и спаху ( Мф.25:5 ). Все девы – христиане, не только юродивые, но и мудрые, не только отпадающие, но и принадлежащие в той или иной мере к Церкви. Одни просто перестали и ожидать, да и желать, этого Второго пришествия Христова, в громадном большинстве даже вовсе и не думают о нем, как-де о чем-то их совсем и не касающемся, явно для них постороннем и далеком; иные же стали теперь и сомневаться: да подлинно, будет ли оно, придет ли так опять Христос? И все это оттого, что слишком уж мало и плохо читаем мы слово Божие, даже и апостольские послания, и от этого-то забываем, а то просто не знаем нарочитого предупреждения ап. Петра об этом, тогда как в нем именно как бы про наши дни и о нашем состоянии духовном и говорится. Напоминая нам слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами нашими, ап. Петр здесь далее пишет: Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: «где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается также»... И затем, напомнив, что первый земной мир, от воды созданный, погиб в потопе водою, а теперешний мир «соблюдается – как бы сберегается огню на день суда и погибели нечестивых человеков», а значит, в такой именно перспективе и должен нами пониматься, – апостол продолжает: Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не хотя, что­бы кто погиб, но да вси в покаяние приидут 457 ( 2Петр.3:2–9 ). А с другой стороны, ведь и в Евангелии Сам Господь предуказал в притчах Своих на такое медление Пришествия Своего, выразившись, как мы уже видели, в той же притче о десяти девах коснящу жениху (как замедлил Жених), как и в другой притче той же главы (о талантах), сказав еще более точно: по долгом времени придет Он как Господин Своих рабов – требовать от них отчета (см.: Мф.25:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Отсюда видим, христианин: 1) В какое бедное состояние пришел человек, – человек по образу Божию и по подобию сотворенный: с дьяволом, противником Божиим, заодно стал. Послушал злого его совета и согласился с ним, и от Бога отстал, и сделался с противником Его заодно. Этого довольно оплакать не можем. У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд ( Дан. 9:7 ). Господи, пощади нас! 2) Всякий человек или со Христом, или с дьяволом пребывает; непременно или к той, или к противной части принадлежит. Кто не со Мною, тот против Меня, – говорит Господь ( Мф. 12:30 ). Рассуждай об этом, христианин, и смотри, к какой части относишься. 3) Христиане, которые беззаконничают, тяжко перед Богом грешат, и больше, чем язычники. Ибо, отрекшись от дьявола в крещении, пристали ко Христу, и опять, отстав от Христа, уклонились во след дьяволу . Последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди ( 2Петр. 2:20–21 ). 4) Демон на демона не восстает, а друг за друга стоит. Но бедный человек на подобного себе и сродного человека восстает. Должно человеку всяким образом человеку помогать, и всем людям против демонов вместе стоять и бороться, и друг другу помогать и друг друга защищать, но противное делается дьявольской хитростью. Человек на человека восстает, и обижает, и гонит его, что есть великое заблуждение и ужасное помрачение ума. 5) Эти люди, которые на людей восстают, и обижают, и гонят их, дьявольский дух в себе имеют и дьяволом обладаемы. Поэтому сожалеть о них нужно – да не будут его вечными пленниками. 6) Истинным христианам следует от дьявола искушение и борение, ибо они противятся ему, и злым его советам не соизволяют, поэтому и он восстает на них и борется с ними. 7) Дьявол, чего сам не может истинному христианину сделать, то делает через злых людей, служителей своих. Отсюда видим различные козни злых людей против благочестивой души. 8) Отсюда должны благочестивые осторожно жить и быть предусмотрительными, чтобы не быть уловленными сетями дьявольскими и злоумышлениями злых людей, служителей его. К этому убеждает апостол: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить ( 1Петр. 5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010