Что нужнее сея добродетели для жен? – Без целомудрия жена есть «сосуд погублен» ( Пс. 30:13 ). В целомудрии самое существо жены. Сусанна, несмотря на нечистоту нравов у язычников, между коими жила, твердо знала это, и еще тверже хранила. Обольстители поставили ее в крайность – избрать утехи любви преступной, или – смерть! Юная израильтянка немедленно избрала – смерть! Но Господь не попустил потерять жизни той, которая готова была отдать ее за свою невинность. Прекрасным воспоминанием целомудренной Сусанны можно бы заключить и все воспоминание ветхозаветных жен, если бы не представлялось еще одно лицо из времен Маккавейских, коего пример особенно нужен для жен Нового Завета. В самом деле, братие, женам христианским мало иметь обыкновенные добродетели: верность Богу, отечеству, супругу, скромность, благоразумие и чистоту; от них, как и от мужей, как и от всех последователей Христовых, требуется еще, чтобы они, когда потребует долг, умели оставлять все, – супруга, детей и весь мир для Бога. Пример этой-то высокой добродетели видим в чудной жене времен Маккавейских. Свирепый Антиох умучил пред ее очами семерых детей ее, принуждая их к идолопоклонству. Какое зрелище для сердца матери! Между тем, она, вместо слез или жалоб, или потери чувств, как это последовало бы с матерью обыкновенной, сама «коегождо их увещаваше на мучение отеческим гласом» ( 2Мак. 7:21 ). Наконец остался один. Сами мучители остановились; сам царь просил ее, «да будет юноше советница на спасение» ( 2Мак. 7:25 ). И обезчадствованная матерь обещала советовать: что же усоветовала? " Сыне , – воскликнула она, – помилуй мя носившую тя во чреве девять месяцей и млеком питавшую тя лета три... молю тя, чадо, да воззриши на небо и землю, и вся, яже в них, видящь уразумееши, яко от не сущих сотвори сия Бог , и человечь род тако быст: не убойся плоторастерзателя сего, но достоин быв братии твоея, восприими смерть, да в милости с братиею твоею восприиму тя» ( 2Мак. 7:27–39 ). Мученический венец не замедлил после сих слов сойти на главу сына и матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

О пастырстве О почитании Божией Матери Иер.44:17–19, 25 . Здесь говорится о богомерзком чествовании языческой «богини неба» или Астарты, ср. 4Цар.23:7 . К христианскому чествованию Божией Матери это место не может относиться потому, что Божия Матерь никогда не называется и не считается «богиней» а называется «Царицей Небесной», ср. Пс.44:10 ; кроме того, чествование языческой богини неба происходило уже тогда, когда христианской Царицы Небесной еще не было (повествующий о богине неба прор. Иеремия жил в ветхом завете). О недостойных пастырях Из послания Иеремии Предмет, к которому относятся указанные места Св. Писания Краткое объяснение пререкаемых мест Свящ. Писания с указанием цитат, уясняющих истинный смысл О храме ПослИер.1 глава. Пророк Иеремия предостерегает евреев, шедших в вавилонский плен, от вавилонского идолопоклонства, от поклонения рукотворенным предметам, и заповедал поклоняться единому истинному Богу, а пред ветхозаветным храмом сам пророк благоговел и оплакивал разрушение св. Сиона. Из опасения, чтобы язычники не поругались над священными предметами, Иеремия, по бывшему ему Божественному откровению... Скинию, Ковчег и жертвенник кадильный скрыл в одной пещере, неведомой ни для кого: 2Мак.2:4–8 . О чествовании св. икон Из Книги пророка Иезекииля Предмет, к которому относятся указанные места Св. Писания Краткое объяснение пререкаемых мест Свящ. Писания с указанием цитат, уясняющих истинный смысл О лжепророках О пострадавших от иконопочитания Иез.6:4–5 . Здесь говорится не об истинных изображениях и их поклонниках, а о «жертвенниках и столбах в честь солнца», об «идолах» и поклонниках их. Применять эти слова к защитникам иконопочитания, св. мученикам, значит искажать смысл Писания: 2Петр.3:16 . Пострадавших за иконопочитание должно сравнивать с сражавшимися за «святыню» Маккавеями: 2Мак.3:58–59; 9:17–18 , а павших идолопоклонников, описанных у Иезекииля, должно сравнивать с казенными чтителями золотого тельца «по слову Моисея»; Исх.32:19, 27, 28 . Об иконопочитании

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

О воскресении мертвых Из Псалтири Предмет, к которому относятся указанные места Св. Писания Краткое объяснение пререкаемых мест Свящ. Писания с указанием цитат, уясняющих истинный смысл Об отделяющихся от прав. веры О молитве за умерших Пс.6:6 . Здесь говорится о пребывании умершего человека «во гробе», т. е. о смерти тела. Умершее и разлагающееся тело, действительно, неспособно ни к какому памятованию о Боге и прославлению Господа: Пс.29:10 . Но к вопросу о спасении души умершего, которую по смерти ожидает суд: Евр.9:27 , это место не относится, тем более что до всеобщего суда души умерших способны были воспринять умилостивительную жертву Иисуса Христа в своей загробной жизни: 1Пет.3:18–19 . Вне церкви нет спасения О заблуждающихся Пс.14:1–3 . Думать, что нет Бога, но что все произошло само собою – это безбожие, верх всякого зла, есть начало всякой необузданности, всякого беззаконного действия. Применять этот тяжкий грех ко всем православным христианам, по меньшей мере, безрассудно. От грехов против нравственных заповедей никто не может считать себя совершенно чистыми и свободными 1Ин.1:8 ; Пс.115:8 ; Рим.7:15–17 , но есть грехи против догматов веры, вследствие заблуждения человеческого ума, или намеренного противления истине – называемые ересью. В таких грехах повинны далеко не все люди, и меньше всего православные христиане, а повинны главным образом отпадшие: Евр.6:4–6 , не почитающие за святыню Кровь завета: Евр.10:29 , не принимающие здравого учения и по своим прихотям избирающие себе учителей: 2Тим.4:3–4 . О ходатайстве свят. угодников Пс.29:10 . Кровию называется здесь плоть, потому что плоть не что иное, как сгущенная кровь. Давид, надеясь на долготерпение и незлобие Божие, как бы так говорит: будет ли прославлять Тебя, Господи, прах и пыль, в которую я обращусь через постигшее меня бедствие? ср. Пс.113:26 . (Зигабен), но души умерших праведных людей, после воскресения Христова, как видно из новозаветного откровения, славят Бога: 5:8–9, и имеют способность за нас ходатайствовать пред Богом: 2Петр.1:14 ; 2Мак.15:12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Всезиждительная Премудрость Божия, с радостью возводящая мир в бытие, преимущественно радуется о человеке, как о совершеннейшем творении на земле. «Едва веселяшеся вселенную совершив, и веселящеся о сынах человеческих» ( Притч. 8:31 ). «Славлю Тебя, – поет Давид Богу, – потому что я дивно устроен» ( Пс. 138:14 ). Сам Творец непосредственно образует тело первозданного и устрояет в нем чудное единение духа и плоти ( Быт. 2:7 ). Дающий человеку благословение чадородия, конечно, определил образ его рождения. «Руце Твои сотвористе мя, и создасте мя», говорит Иов Богу. «Или не якоже ли млеко измелзил мя еси, усырил же мя еси равно сыру?» (не Ты ли пролил меня, как молоко, и сгустил меня, как сыр?). «Кожею же и плотию мя облек еси, костьми же и жилами сшил мя еси» ( Иов. 10:8 ; Иов. 10:10–11 ). «Ты сотворил внутренность мою, – говорит Пророк, – составил меня во чреве матери моей. Ни одна кость не сокрылась от Тебя, хотя и устроен втайне, соткан во глубине земли» ( Пс. 138:13 ; Пс. 138:15 ). Под глубиною земли разумеется утроба матери, в которой незримо от людей образуется младенец; но Бог видит его образование, так что ни одна кость не утаится от Его всевидящих очей. «Так Ты извлек меня из чрева; Ты упокоил меня у груди матера моей» ( Пс. 21:10 ). Конечно, образование и рождение каждого человека совершается по законам, данным природе; но эти законы во всех малейших подробностях определены в плане Творческом, и Бог видит и поддерживает каждое их действие. Мужественная мать Маккавеев, убеждая сынов своих на подвиг мученичества, между прочим, говорит им: «Не вем, како во чреве моем явистися, ниже бо аз дух и живот дах вам, и коегождо уды ее аз составих, но мира Творец, создавый род человеч и всех изобретый рождение» ( 2Мак. 7:22–23 ). «Зародыш мой видели очи Твои, – говорит Давид, – в Твоей книге всё то написано» ( Пс. 138:16 ), т. е., в Твоём творческом плане определен весь ход моего утробного образования и образ рождения. Сравнивая Церковь с телом человеческим, Апостол замечает о последнем, что Бог, составляя тело, каждому члену его определил известную меру деятельности и установил между членами различные вспомоществующие соприкосновения (Εф.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

Глава 1 Первый день творения Быт.1:1 . В начале Как у святых Отцов, так и во всей последующей истолковательной литературе существуют два главных типических толкования данного слова. По господствующему мнению одних – это простое хронологическое указание «на начало творения видимых вещей» ( Ефрем Сирин ), т. е. всего того, история постепенного образования чего излагается непосредственно далее. По аллегорическому же толкованию других (Феоф. Ант., Ориген , Амвросий, Августин и пр.), слово «в начале» имеет здесь индивидуальный смысл, заключая в себе прикровенное указание на предвечное рождение от Отца второй Ипостаси Святой Троицы – Сына Божия, в Котором и через Которого было совершено все творение ( Ин. 1:3 ; Кол. 1:16 ). Относящиеся сюда библейские параллели дают право объединять оба этих толкования, т. е. как находить здесь указание на мысль о совечном Отцу рождении Сына или Логоса и об идеальном создании в Нем мира ( Ин. 1:1–3, 10, 8:25 ; Пс. 83:3 ; 1Пет. 1:20 ; Кол. 1:16 ; Откр. 3:14 ), так и еще с большим правом видеть здесь прямое указание на внешнее осуществление предвечных планов божественного Мироздания в начале времени или, точнее, вместе с самим этим временем ( Пс. 101:26, 83:12–13, 135:5–6, 145:6 ; Евр. 1:10 ; Притч. 8:22–23 ; Ис. 64:4, 41:4 ; Сир. 18:1 ; и пр.). сотворил Бог – здесь употреблено слово бара, которое по общему верованию как Иудеев, так и христиан, равно как и по всему последующему библейскому употреблению, преимущественно служит выражением идеи божественного делания ( Быт. 1:1, 2:3–4 ; Ис. 40:28, 43:1 ; Пс. 148:5 ; Исх. 34:10 ; Чис. 16:30 ; Иер. 31:22 ; Мал. 2:10 и др.), имеет значение творческой деятельности или создания из ничего ( Чис. 16:30 ; Ис. 45:7 ; Пс. 101:26 ; Евр. 3:4, 11:3 ; 2Мак. 7:28 и др.). Этим самым, следовательно, опровергаются все материалистические гипотезы о мире как самобытной сущности, и пантеистические – о нем как об эманации или истечении божества и устанавливается взгляд на него как на дело рук Творца, воззвавшего весь мир из небытия к бытию волей и силой Своего божественного всемогущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Инии же купно из домов истекаху на всенароднуу молтву, зане хотяше приити место в поругание» ( 2Мак.3:15–18 ). «Архиерей убо Симон противу храма преклонив колена, и руце простер благочинно, творяше молиту» ( 3Мак.2:1 ). «Елеазар же некто муж знаменитый от иерей страны тоя, в старости лет уже достиг, и всякою добродетелию в житии украшен, окрест себе устроив пресвитеры призывати святаго Бога, моляшеся сице: Царю Великодержавный, Вышний, Вседержателю Боже и проч.» ( 3Мак.6:1–2 ). «Се ныне благословите Господа вси раби Господни, стоящии в храме Господни, во дворех дому Бога нашего» ( Пс.133:1 ). «В храме его всякий глаголет славу» ( Пс.28:9 ). «От храма твоего во Иерусалим Тебе принесут царие дары» ( Пс.167:30 ). «Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню, и посещати храм святый его» ( Пс.26:4 ). Замечание. Чин ветхозаветного Богослужения служил прообразом новозаветнаго чина Богослужения. Если в прообразовательном Богослужении составлялся такой важный и торжественный чин для общественной церковной молитвы, то тем более ныне должен быть торжественнее, что в наших православных Богослужениях и исполняется. Там чрез трубный глас призывались люди к церковной молитве, а ныне у нас чрез колокольный благовест созываются. Там священнослужители возносили жертву и молитву Богу о всех верующих, также ныне и у нас священнослужители возносят бескровную жертву и молитву о всех верующих. Там была возносима жертва: тело и кровь господа нашего Иисуса Христа. Если, при возношении животных жертв, такое было чинное и торжественное Богослужение, то тем более ныне должно быть торжество, при возношении святейшей жертвы Христовой. Если там все двенадцать колен чинно и благоговейно становились крестообразно вокруг скинии, то тем более ныне должны мы благоговейно стоять, когда возносится бескровная жертва за нас. Если там совершалось по велению Божию пение псалмов и трубоглашение в прославлении Бога, то тем более ныне должно быть христианское пение в прославлении Бога (Смотри бес.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

Св. иконы всегда пишутся на основании истинных сказаний Библии и достоверных сказаний святых людей, так что на св. иконах изображаются только истинные события из жизни Церкви Божией. Поэтому св. икона есть как бы Библия , написанная красками, которую может читать каждый неграмотный человек и каждое дитя; равным образом Библия может быть названа иконой, которая для грамотных написана буквами. Таким образом св. книги и св. иконы взаимно восполняют одни других (см. Догм. 7 всел. собора). Всем без исключения людям быть грамотными трудно и невозможно, так что св. книгами все люди сами никогда не могут пользоваться, св. иконами же могут пользоваться сами люди все и всегда. Сейчас при новоначальном возбуждении народа и неграмотные сектанты хвалятся некоторым знанием священной истории, но совсем не то будет с их неграмотными детьми, когда пройдет возбуждение: они совсем забуду Бога. Вследствие этого, кто отнимает у неграмотного человека св. икону, тот старается держать людей во тьме духовной и является злейшим врагом своего народа. § 31. Чествование св. Креста Крест Христов, будучи орудием искупительных страданий Богочеловека, явился жертвенником, на котором Сам Господь Иисус Христос добровольно принес Себя в жертву (см. 2Кор.5:21 ; Еф.5:2 ; Евр.9:28 ), – стал орудием спасения всех людей ( Ин.12:32, 33 ; 1Пет.2:24 ; Кол.1:20 ), – явился знаменем нашей веры ( Числ.21:8 ; Ин.3:14 ср. Пс.59:6 ; Ис.11:12 ; Мф.24:30 ). Нарочитая честь всегда подобает священному жертвеннику (см. Мф.23:19, 20 ), доброму орудию (напр. 1Цар.21:9 ; 2Мак.15:15, 16 ) и знамени веры ( Пс.59:6 ); посему особенная честь подобает и св. кресту Христову, который в себе совмещает все три сии свойства. Действительно, крест Христов пророки называют «благословенным» древом ( Прем.14:7 ), прославленным подножием ног Господних ( Ис.60:13 ), «владычеством» ( Ис.9:6 ; что у Иисуса Христа на раменах или на плечах было – Ин.19:16–18 ). Апостолы «хвалятся» крестом Христовым ( Гал.6:14 ) и считают его средством умиротворения земного с небесным ( Кол.1:20 ), слово о кресте считают «силою Божией» и «благовествованием Христовым» ( 1Кор.1:18 ср. Рим.1:16 ), злых людей считают врагами креста Христова ( Флп.3:18 ). Устами же прор. Давида все верующие люди прямо призываются «поклониться подножию» ног Господних, т. е. кресту Христову ( Пс.98:5, 131:7 ). Как в обыкновенном войске посредством чествования знамени чествуется Государь, собравший воинов и сам давший им знамя: так при чествовании св. креста мы чествуем Самого Господа Христа, давшего нам крест Свой в знамя. Разумеется, как в знамени царском, так и в кресте – знамени Христовом чествуются не дерево, не металл, не краски и не линии, а та св. Личность и то священное дело, которые с крестом связаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Затем, будучи долго мучим, находясь уже при последнем издыхании и умирая среди бичеваний и пыток, он — возстенав — сказал: «Господеви, святый разум имущему явно есть, яко от смерти могущь избавитися, жестокия терплю на теле болезни уязвляем, на души же сладце страха ради Его сия стражду» (2Мак 6.30). Поистине неподдельная была у него вера, непорочная и чистая доблесть, когда он не помышлял о царе Антиохе, но о Судье-Боге и сознавал, что нисколько не послужит ему во спасение то, что он поругается над человеком и обманет его, тогда как Бог — Судья нашей совести, Которого одного только и бояться должно, никак не может быти ни поруган, ни обманут. Какое упование и награда ожидают праведников и мучеников после временных невзгод и страданий — это открывает и возвещает Дух Святой через Соломона, говоря: «Пред лицем человеческим аще и муку приимут, упование их бессмертия исполнено: и вмале наказани бывше, великими о благодетелъствовании будут, яко Бог искуси их и обрете их достойны Себе. Яко злато в горниле искуси их, и яко всеплодие жертвенное прият я. И во время посещения их возсияют, и яко искры по стеблию потекут: судят языком и обладают людьми, и воцарится в них Господь во веки» (Прем.3.4—8). У Соломона же описывается отмщение за нас и возвещается раскаяние наших преследователей и гонителей. «Тогда, — говорится, — станет в дерзновении мнозе праведник пред лицем оскорбивших его и отметающих труды его. Видящий смятутся страхом тяжким и ужаснутся о преславнем спасении его, и рекут в себе кающеся и в тесноте духа воздыхающе: сей бе егоже имехом некогда в посмех и в притчу поношения. Безумнии житие его вменихом неистово и кончину его безчестну. Како вменися в сынех Божиих, и во святых жребии его есть? У бо заблудихом от пути истинного и правды свет не облиста нам, и солнце не возсия нам: беззаконных исполнихомся стезь и погибели и ходихом в пустыни непроходимыя, пути же Господня не уведехом. Что пользова нам гордыня? И богатство с величанием что воздаде нам? Преидоша вся она яко сень» (Прем.5.1—9). Ценность страдания и награда за него показывается в Пс. 115:6. «Честна, — сказано, — пред Господем смерть преподобных Его» . Скорбь борьбы и радости о воздаянии выражается в псалме 125. «Сеющии, — сказано, — слезами, радостию пожнут. Ходящии хождаху и плакахуся, метающе семена своя: грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти своя» (Пс. 125:5—6). И опять в Пс.118:1—2: «Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни. Блажени испытающии свидения [мученичества] Его, всем сердцем взыщут Его» . Также Господь, мститель нашего гонения и мздовоздаятель за страдание, говорит в Евангелии: «Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное» (Мф 5.10). И опять: «Блажени будете, егда возненавидят вас человецы, и егда разлучат вы и поносят, и пронесут имя ваше яко зло, Сына Человеческого ради. Возрадуйтеся в той день и взыграйте, се бо мзда ваша многа на небеси» (Лк 6.22—23). И еще: «Иже погубит душу свою Мене ради, сей спасет ю» (Лк 9.24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3488...

Объяснение. Молитвы Церквей за христиан, умерших с верою, к тому направляются, чтобы Господь судил их не по числу их дел, между которыми были и добрые и худые, но по Своей великой милости, по снисхождению к человеческой немощи. Всякая усердная молитва есть святой и спасительный подвиг: дети, когда молятся за умерших родителей, чрез это обнаруживают своё благочестие и исправление и тем уменьшают ответственность пред Богом родителей за недостаточно христианское их воспитание. Подобно сему, может быть плодотворна молитва пасомых за пастырей, учеников за учителей, жены за мужа и наоборот. Молясь Богу, делая пожертвования за умерших, они тем самым уже ослабляют и ответственность за злое и умножают их похвалу за доброе: Мф.21:22 ; 2Мак.12:43–45 . Гал.6:5–7 . «Ибо каждый понесёт своё бремя... Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт». Объяснение. Люди сейчас же после смерти получают ещё неполное воздаяние. Об этом тот же апостол свидетельствует: Евр.11:39–40 . Этим обнаруживается бесконечная благость и милосердие Господа к людям, ибо по смерти, после частного суда, Господь не окончательно наказывает грешников, оставляя им время по молитвам Церкви и ближних на получение очищения от грехов. Когда бесконечная благость Божия, так сказать, успеет совершить всё, что можно совершить для блага искупления кровью Христа, тогда произведёт всеобщий и последний суд: Мф.25:31–32:46 ; Рим.4:7–8 . Пс.6:6 . «Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?». Объяснение. Здесь говорится о пребывании умершего человека «во гробе», т.е. о смерти тела. Умершее и разлагающееся тело действительно не способно ни к какому памятованию о Боге и прославлению Господа: Пс.29:10 . Но к вопросу о спасении души умершего, которую по смерти ожидает суд: Евр.9:27 , это место не относится, тем более что до всеобщего суда души умерших способны были воспринять умилостивительную жертву Иисуса Христа в своей загробной жизни: 1Пет.3:18–19 . Еккл.9:10:11:3 . «Всё, что может рука твоя делать, по силам делай, потому что в могиле, куда ты пойдёшь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Глава VII Мученическая кончина 7 братьев с их матерью ( 2Мак.7:1–42 ). 2Мак.7:1–2 Случилось также, что были схвачены семь братьев с матерью и принуждаемы царем есть недозволенное свиное мясо, быв терзаемы бичами и жилами. Один из них, приняв на себя ответ, сказал: о чем ты хочешь спрашивать или что узнать от нас? Мы готовы лучше умереть, нежели преступить отеческие законы. «Приняв на себя ответ, сказал:…» Здесь, таким образом, представляется, что царь бичеванием мучеников как бы задавал им вопрос: насколько велика их решимость постоять за отеческие законы? 2Мак.7:3–6 Тогда царь, озлобившись, приказал разжечь сковороды и котлы. Когда они были разожжены, тотчас приказал принявшему на себя ответ отрезать язык и, содрав кожу с него, отсечь члены тела в виду прочих братьев и матери. Лишенного всех членов, но еще дышащего велел отнести к костру и жечь на сковороде; когда же от сковороды распространилось сильное испарение, они вместе с матерью увещевали друг друга мужественно претерпеть смерть, говоря: Господь Бог видит и поистине умилосердится над нами, как Моисей возвестил в своей песни пред лицем народа: «и над рабами Своими умилосердится». «И над рабами Своими умилосердится…» – Bmop XXXII: 36 (ср. Пс: «и о рабах своих умолится»). Над лишаемыми временной жизни это милосердие Божие должно выразиться тем, что Бог , Который умерщвляет и живит, поражает и исцеляет ( Bmop XXXII: 39 ), – оживит и этих невинных страдальцев для новой и нескончаемой жизни. Эта вера утверждалась особенно на Дан XII: 1–2, 13; Ис XXVI: 19; Ueз XXXVII: 1–6 . 2Мак.7:7 Когда умер первый, вывели на поругание второго и, содрав с головы кожу с волосами, спрашивали, будет ли он есть, прежде нежели будут мучить по частям его тело? «Спрашивали, будет ли он есть…», т. е. свиное, запрещенное законом, мясо (ср. ст. 1). 2Мак.7:8–14 Он же, отвечая на отечественном языке, сказал: нет. Поэтому и он принял мучение таким же образом, как первый. Быв же при последнем издыхании, сказал: ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за его законы, для жизни вечной. После того третий подвергнут был поруганию и на требование дать язык тотчас выставил его, неустрашимо протянув и руки, и мужественно сказал: от неба я получил их и за законы Его не жалею их, и от Него надеюсь опять получить их. Сам царь и бывшие с ним изумлены были таким мужеством отрока, как он ни во что вменял страдания. Когда скончался и этот, таким же образом терзали и мучили четвертого. Будучи близок к смерти, он так говорил: умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит; для тебя же не будет воскресения в жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010