Разделы портала «Азбука веры» Творчество — 1) Божественная деятельность, связанная с творением мира и попечением о нём; 2) разумно-свободная деятельность, направленная на создание чего-либо качественного нового. Кто обладает способностью к творчеству? В особом, исключительном понимании способность к творчеству свойственна только Богу . Только Он обладает нетварной, присущей Ему по природе от вечности творческой силой; только Он способен творить всё, что ни пожелает ( Пс.131:11 ), каким хочет образом и из ничего ( 2Мак.7:28 ); только Он в силах творить вне зависимости от каких-либо внешних влияний, условий и обстоятельств ( Пс.88:9 ); наконец, только Он, творя, никогда не совершает просчётов и ошибок и заранее, вплоть до мельчайших деталей, знает итоговый результат ( Деян.15:18 ). Творческая способность Бога проявилась в создании мира и проявляется до сих пор в делах Промысла и (в частности) Спасения . В  Символе веры славянское слово «творец» — перевод греческого ποιητης [ пойэтэс ] (делатель, изготовитель, творец, создатель, стихотворец, поэт). Процесс создания мира есть процесс творческий, художественный в самом глубоком смысле этого слова. Из Божьих созданий способностью к творчеству наделены ангелы и люди. Важнейшей характеристикой богоподобия является наличие творческого начала в человеке. Некоторыми современными мыслителями творческие способности ангелов ставятся под сомнение. Как правило, одним из центральных аргументов, используемых для «доказательства» и объяснения этой гипотезы, служит библейское утверждение, что ангелы суть служебные духи ( Евр.1:14 ). Смысл аргументации сводится к тому, что коль скоро они должны служить, то творческая инициатива и, следовательно, творческая деятельность им ни к чему. В действительности же это объяснение противоречит очевидному. Священное Писание , а в ещё большей степени Священное Предание предоставляет нам массу возможностей убедиться в обратном. Творчество ангелов проявляется в соучастии их в Промысле Божьем о мире. Способствуя реализации Божьего замысла они употребляют свои творческие силы в деле выбора наилучших возможностей для угождения Богу и осуществления тех обязательств, которые (свободно и охотно) принимают от Господа (см.: подробнее: Способны ли Ангелы к творческой деятельности? ).

http://azbyka.ru/tvorchestvo

С прекращением пророческого вдохновения исчезла и вера в Мессию. Ожидаемый царь, имеющий принести спасение, не явился. Образ его скоро лишился живости и великолепия красок. И так как первоначальное мессианское пророчество не связано было необходимо с верою в личного Мессию, поэтому между верующими явилась надежда на блестящее будущее Израиля, не связанная, однако, с возвышением идеального сына Давида на его троне. Ко времени Сираха вера в Мессию не могла быть живою, потому что эта книга говорит очень ясно только о вечности трона наследников Давида (47:11). Здесь силами держащими, и возвышающими царство Божие, называются «премудрость и закон». Особенный пророк не Мессия, не Илия ( 1Мак.14:46, 4:46 ). 61 У Сираха есть вера в теократическое призвание Израильского народа, и в господство его закона, но мессианские ожидания очень слабы, как верно признал это Фтитин, говорит Шенкель в ст. Mess. Weiss. 62 Но в ст. Iesus Christ. говорится, что в книге Сираха, как и вообще в позднейшей литературе, представляется, что Мессия будет в духе и силе Давида. Несомненно, что время правления Давида было всегда национально-политическим идеалом. 63 Однако и с прекращением пророков мессианская вера исчезла не совсем. «Под чужеземным игом, – говорит Шенкель в ст. Messia, – конечно не удавалось высказывать надежду на возвышение иудейского народа над всеми языческими народами». Без сомнения в век книги Еноха (написанной около конца 2 в. пред Р. Хр.) не верили в будущего Мессию. Только в меньшей части верующих держались древние обетования с несокрушимою верою. К этим немногим относился и составитель книги Еноха. Но под его Мессией, сыном человеческим, нужно разуметь народ израильский, как у Даниила, и под Сыном Божиим и помазанником (105, 2) должно разуметь общество святых, от вечности избранного Израиля (48:3–6). Составитель книги Еноха в своих представлениях о Мессии был сыном своего времени, почему и представляет его между индивидуальною и коллективною личностью, и таким образом впадает в неопределенность. 64 Маккавейское возвышение и последующее время, некоторым образом осуществляют предсказания Даниила, хотя в главном и они, как прежние, не исполнились, так как Израиль никогда не возвышался до обладания другими народами, и его умершие не восставали. Некоторой свободы Израиль достиг во время Асмонеев, но столетие спустя явился в Иерусалим римлянин Помпей. Надежда Израиля, во всяком случае, никогда не погасала и под гнетом римлян. 65 В псалмах Соломона (составл. по всей вероятности по времени первого притеснения римлянами) находится надежда на то, что язычники будут наказаны, а верные возвеличены, и все иудеи некогда соберутся в страну свою ( Пс.3:16, 14:2, 17:25 ). В первом веке перед Христом, во 2 книге Макк. выражается еще надежда не только на восстановление князей и первосвященников, но и на исполнение обетований ( Исх.19:6 ; Втор.30:1 ), на собрание иудеев в священную страну ( 2Мак.2:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

4:18. Авторы писем-соболезнований иногда призывали своих читателей «утешать» себя и других этими словами. По аналогии с этим, иудеи признавали, что верные слуги Божьи могли призывать друг друга проявлять стойкость перед лицом страданий и мученичества ( 2Мак. 7:5 ). Даже большинство ветхозаветных пророков, которые сурово обличали и грозили судом Божьим, находили слова утешения и надежды дляверного остатка праведных; надежда на грядущее находится в центре вести, которую передает Павел своим читателям, принадлежащим к такому верному остатку. 5:1–11 В непрестанном бдении Павел продолжает свое обсуждение пришествия Господа (4:13–18), завершая свою мысль тем же увещеванием: утешать и ободрять друг друга (4:18; 5:11). 5:1 . Здесь Павел цитирует другое высказывание Иисуса (позднее записанное в Деян. 1:7 ; цитата обычно передавалась в форме пересказа). Общая мысль о том, что время конца не известно, бытовала и в других кругах иудеев; учителя обсуждали, смогут ли праведные ускорить время приближения конца, или он придет в момент, назначенный Богом, но большинство сходились во мнении, что людям не дано знать времени наступления конца. Некоторые, однако, пытались разработать свои схемы, призванные предсказать его близость; Павел не склонен обсуждать эти гипотезы. 5:2 . Этот стих отражает другое высказывание Иисуса ( Мф. 24:43 ; оно также использовано во 2Пет. 3:10 ; Отк. 3:3; 16:15 ). «День Господень» в «Ветхом Завете был днем Бога и обозначал Судный день в конце времен(иногда он предстает как прообраз в промежуточных судах, которые завершатся кульминацией в виде катаклизма в последней фазе истории). В еврейской «апокалиптической литературе обычно предрекалсянеожиданный конец, который будет предваряться знамениями. Павел не отрицает, что Дню Господню будут предшествовать определенные знамения ( 2Фес. 2:2–4 ), но, как он считает, они не укажут точного времени конца истории и не станут убедительным предостережением для нечестивых ( 1Фес. 5:3,4 ). 5:3 . «Муки родами» – это не «начало болезней», как в Мф. 24:8 , а муки разрушения в День Господень, как в Ис. 13:8 . Родовые муки служили обычным прообразом агонии и погибели ( Пс. 47:7 ; Ис. 21:3; 26:17,18; 42:14 ; Иер. 4:31; 6:24; 13:21; 22:23; 49:22–24; 50:43 ; Ос. 13:13 ). Внезапная пагуба – это тоже традиционная библейская концепция ( Ис. 47:11 ; Иер. 6:26 ), а неожиданный суд над нечестивым стал традиционным мотивом еврейской апокалиптической литературы; но Павел здесь, возможно, просто передает учение Иисуса ( Мф. 24:36–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

528 ( 2Мак.3:4 , срв. 4:23). У Иосифа Флавия здесь находим важное разногласие. По его представлению (ρχ.XII, 5, 1, срв. XX, 10), Менелай является братом низложенного Онии, и Иудейское имя его было также Ония. Это, однако, очевидная ошибка. С одной стороны, странно, что два брата носят одинаковые Иудейские имена (Онии), и с другой – непонятным представляется в устах Асидеев в ( 1Мак.7:14 ) заявление: «священник от племени Аарона пришел вместе с войском и не обидит нас! " … (срв. Bertheau, 1. с. р. 42 и д.) Естественно поэтому, считать Менелая узурпатором первосвященства в полном смысле слова, как ясно следует и из II Маккав. кн. ук. место. 530 Для характеристики римской политики, что носит особенный интерес для последующего, столько же как для характеристики Антиоха, любопытно воспроизвести самые обстоятельства свидания Антиоха с римским посольством. Во главе последнего стоял товарищ Антиоха по детству и школе – Попилий Лена, и Антиох, естественно, выходя на встречу Полилию, обнаруживает стремление обнять своего друга. Каково же было его удивление и разочарование, когда этот друг, вместо всяких любезностей, вложил в протянутую ему для объятия руку декрет сената, с предложением сейчас же прочесть и исполнить его. В первую минуту Антиох не потерял присутствия духа и не без твердости заявил, что желает обдумать это дело. Тогда надменный Римлянин обводит своею тростью на песке круг около Антиоха и заявляет, что, даже не выходя из этого круга, он должен решить вопрос о войне или мире и показать, желает ли он повиноваться сенату и остаться другом Римлян или хочет стать врагом их. После этого Антиоху выбирать долго было нечего. На Сирийском царстве еще не зажили раны, нанесенные во время войны отца его с Римлянами, которые как раз только что положили также конец Эллино-Македонскому царству, о чем сейчас узнал и Антиох. «Я сделаю то, что сенат считает за благо!», объявил он в виду всего указанного. И это было, очевидно, самым благоразумным со стороны Антиоха. 535 σαμωναος, ρχ.XII, 6, 1, отсюда – σαμωναων γενα, ρχ.XIV, 16, 4, – ο σαμωναου παδες, XX, 8, 1, ο τν σαμωναου παδων κγονοι XX, 10; у Иосифа Гориона и в Талмуде или и к ( 1Цар.2:4 ). Производится это имя обыкновенно от , plnquis, dives, ( Пс.68:32 ), срв. Gesenius thes. p. 534. (Keil, 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Е.Н. Никулина Тема 3. Мученики Второй лик святых, который мы будем изучать, – это мученики. И по времени, и по своему «вкладу» в дело евангельской проповеди, они являются продолжателями свв. апостолов. Мученичество – это одно из главных и неопровержимых доказательств истинности веры Христовой. Огромнейшее число христиан разного общественного положения, возраста, пола, национальностей жертвовало всем: имуществом, положением, семьей, самой жизнью, чтобы подтвердить незыблемость веры как всецелого сознания близости и соприсутствия Живого Бога, всецелой уверенности в том, что Христос воистину «смертию смерть попрал». Поэтому подвиг мученичества является центральным духовным явлением в христианстве и наиболее полным и всеобъемлющим выражением истинности евангельского благовестия. Материалов по этой теме достаточно много. Публикуются подборки святоотеческих цитат о мученичестве, пишутся статьи и доклады, в которых делаются попытки дать богословское осмысление этого подвига. Наша задача – постараться систематизировать некоторые из таких материалов. Тема «Мученики» состоит из разделов: 1 . Содержание подвига мученичества. 2 . Обзор истории мученичества. 3 . Почитание мучеников. · Почитание мучеников в первые века христианства. Мученические акты и мартирологи. · Канонизация новомучеников и исповедников Российских. 4 . Приложения к теме: подробные сведения о мучениках, упоминаемых в лекционном курсе. 3.1. Содержание подвига мученичества Мученики, как уже говорилось, являются древнейшим разрядом святых. В греческом языке их подвиг обозначается словом «мартириа» – «свидетельство» о каком-либо факте или событии в области права, истории или религии («Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» – Втор.5:20 ; см. также: Пс.88:35–38 ; Ис.8:16 и др.). Русский перевод этого слова как «мученичество» имеет особый смысловой оттенок – свидетельство об истине страданиями за веру. Это понятие можно встретить, например, при описании ветхозаветного мученичества во время гонений Антиоха Епифана ( 2Мак.6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

" Они (праведные) в глазах людей наказываются», т.е. переносят лишения и несчастья, которые рассматриваются, как наказание Божие. Такой смысл следует из употребления этого глагола («наказываются» ) у писателя кн. Премудрости Соломона: Прем. 11:5, 13:1 , и из связи данного места с последующими 5 и 6 ст. Люди, в глазах которых наказываются праведные, это, прежде всего, нечестивые, которые согласно характеристике их у писателя ни в какое мздовоздаяние не верят и о страданиях, как Божественном наказании, со своей точки зрения, могли бы говорить лишь в ироническом смысле. Писатель здесь, очевидно, выражает не их взгляд, а общепринятое у евреев воззрение на божественное мздовоздаяние. «Надежда их полна бессмертия». Это выражение по аналогии с другими подобными ( Евр. 6:11, 10:22 ) означает твердую несомненную надежду. Предмет надежды – бессмертие. Прем.3:5 . И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его. 5 . То, что обычно люди считают за наказание в руке Божией является только средством воспитания, возводящим человека на высшую ступень нравственного совершенства ( Прем. 11:5–6, 10–11 ; Евр. 12:5–11 ). Выражение: «немного наказанные, они будут много облагодетельствованы» по связи с предшествующим дает мысль о непродолжительности земных страданий и о вечном по смерти блаженстве праведных (ср. 2Мак. 7:36 ; 1Пет. 1:6 ). Но, кроме указаний на время, здесь следует видеть указание и на степень. В этом отношении страдания земные, как бы они велики ни были, не могут быть сравнены с будущим небесным блаженством, которое бесконечно их превосходит (ср. Рим. 8:18 ; 2Кор. 4:17 ). Впрочем, многие толковники выражение «облагодетельствованы» относят не к блаженству по смерти, а к счастливому периоду земной жизни праведных. «Бог испытал их», весьма часто встречающееся в Библии выражение для той мысли, что разными средствами, главным образом несчастием и страданиями, Бог испытывает послушание и веру людей ( Быт. 22:1 ; Втор. 13:4 ; Суд. 2:22 ; Пс. 65:10, 81:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но значение рассмотренных мест Писания для точного решения вопроса о происхождении душ еще более ослабляется в виду существования других мест того же Писания, откуда видно, что Сам Бог является Творцом человеческих душ без всякого, по-видимому, участия родителей. Так в книге Екклезиаст говорится: «и возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который и дал его» ( Еккл. 12:7 ). Но как ни ясно эти слова говорят нам о том, что души человеческие обязаны своим происхождением только одному Богу, а никому или ничему-либо иному, тем не менее остается место и для других выводов и соображений, «Принимая во внимание то, что Екклезиаст черты, относимые им к каждому человеку, берет с человека первого, созданного Богом по телу из земной персти, а по душе чрез вдуновение Божие, можно без большого насилия понять означенные слова так, что Бог есть податель душ человеческих не в смысле непосредственного творца их, а только в смысле общего виновника всего» 615 . Точно также могут быть истолковываемы и все другие места Писания ( Пс. 32:15 ; Ис. 42:5 ; Иер. 1:5 . Зах. 12:1 . 2Мак. 7:22, 23 . Ин. 5:17 ), в которых хотя и говорится, по-видимому, о непосредственном творении Богом «сердец», «дыхания» и «духа» человеческого, но они могут быть изъясняемы и в смысле общей зависимости людей по их бытию и происхождению от Бога, как общего всех Промыслителя. Что касается новозаветного откровения, то оно еще более скудно определенным и ясным учением о происхождении душ человеческих. В нем можно отметить, строго говоря, лишь одно место из послания ап. Павла, где Бог прямо именуется «Отцом духов», в противоположность родителям, которые являются виновниками плоти. ( Евр. 12:9 ). «Но трудно сказать, чтобы употребляемого здесь наименования Бога огнем духов или душ человеческих вовсе нельзя было без особенного насилия объяснять в смысле первоосновного или главного виновника, которому в своем последнем основании обязано своим происхождением как все вообще в мире, так в особенности души человеческой» 616 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Прем.5:17 . Он возьмет всеоружие – ревность Свою, и тварь вооружит к отмщению врагам; 17 . Писатель в целом ряде образов описывает божественный суд. Судья – Иегова – изображается вооруженным воином, Его свойства, которые Он проявляет при этом воздаянии, представляются под образом отдельных частей Его вооружения. Основанием такого образа представления для писателя могли быть следующие места из Ветхого Завета: ( Пс. 17:14–15, 34:2–3 ; Ис. 42:18, 59:17 ; Зах. 12:3 ). В подобных образах и в Новом Завете описывается духовное оружие христиан против зла ( Еф. 6:11 ; Рим. 13:12 ; 1Пет. 4:1 ). «Он возьмет всеоружие – ревность свою…» «Ревность Иеговы» – это Его горячая любовь к благочестивым израильтянам и их правому делу, равно как гнев против отступников и внешних врагов Израиля. «Всеоружие» – полное вооружение ( 2Цар. 2:21 ; Иов. 39:20 ; Иудиф. 14:8 ; 2Мак. 3:25 ). «Тварь вооружит к отмщению врагам». «Вооружить» – точнее передать – сделает орудием, ибо в греческом тексте стоит οπλοποιειν, а не οπλζειν. Тварь ( κτσις) означает здесь неразумную неодушевленную природу. Главным образом разумеются могущественные стихийные явления, через которые Бог наказывает злых и дает успех делу праведных. Подробнее об этом писатель говорит в рассказе о суде над Египтом ( Прем. 16:16–25 ). Здесь писатель, несомненно, выражает религиозное библейское воззрение на физическую природу, по которому она ставится в тесную связь с нравственными отношениями разумных существ и общим нравственным миропорядком. Прем.5:18 . облечется в броню – в правду, и возложит на Себя шлем – нелицеприятный суд; 18 . Ср. Ис. 59:17–18 . Прем.5:19 . возьмет непобедимый щит – святость; 19 . «Святость» ( οσιτης) – нравственное совершенство, такое свойство, о которое разбивается всякая сила зла. Прем.5:20 . строгий гнев Он изострит, как меч, и мир ополчится с Ним против безумцев. 20 ст. в общей форме выражает мысль о гневном суде Божием над нечестивыми, которая в следующих 21–22 ст. раскрывается подробнее. «Мир ополчится с Ним». Ср. 17 ст. и Прем. 16:17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Недостанет мне времени, чтобы повествоввть. Какого? Или вообще сказано это, как принято у нас говорить, гиперболически; или: времени, потребного для послания. О Гедеоне (Суд.6:11-26), о Вараке (Суд.4:4-9), о Самсоне (Суд.гл.14-16) и Иеффае (Суд.гл.11-12), о Давиде (1Цар.гл.16-31; 2Цар.гл.1-24 и др.), Самуиле (1Цар.гл.1-10) и (других) пророках. Некоторые спрашивают: по какой причине помещает здесь Иеффая, и Самсона, и Варака. Что ты говоришь? Сказав о блуднице, почему ему не сказать о них? Нет нужды рассказывать мне об остальной жизни их; но если они просияли верой, то на это обрати внимание. Ибо апостол занимается не жизнеописанием, но показанием веры. Которые верою побеждали царства (Суд.гл.7). Воины, бывшие с Гедеоном. Творили правду. Кто? Они же и Самсон. Они отразили врагов своих сородичей и единоплеменников, явившись, с одной стороны, человеколюбивыми по отношению к своим, с другой, - восстав на врагов, обижавших их. В этом и заключается свойство правды - воздавать каждому по достоинству. Получали обетования. Как например, Давид. Ибо говорит: клялся Господь Давиду: от плода чрева твоего посажу на престоле твоем (Пс.131:11). Чувственно это исполнилось на Соломоне, духовно же - на Господе Иисусе, Истинном Соломоне, мирном, самом Мире. Так толкуют имя Соломон, то есть мирный. Заграждали уста львов. Даниил (Дан.гл.6 и 14) и Самсон. Угашали силу огня. Три отрока (Дан.3:10-22). Не сказал: угашали огонь, но силу огня, что сильнее. Ибо хотя он окружал их, но не имел силы жечь их. Избегали острия меча. Также три отрока, или вернее сказать - Илия - меча Иезавели (3Цар.гл.2-18) и сам Давид - меча Саула. Укреплялись от немощи. Возвратившиеся из плена вавилонского: ибо они ничем не отличались от костей мертвецов, как сказано у Иезекииля (Иез.37:11-14). Но и немощный Езекия получил прибавление жизни (4Цар.20:1-11). Были крепки на войне, прогоняли полки чужих. Это также относится к тем же самым, возвратившимся из Вавилона. Ибо соседние народы, всегда завидовавшие им, тогда еще более нападали на них, но они, уповая на силу Божию, верой побеждали их (1Мак.6:28-42; 2Мак.8:1-6 и др.). Более же всего подходит это к Самсону.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Если вы будете рассуждать сами с собою или посоветуетесь с миром прежде, нежели решитесь служить Господу, то решительность ваша будет все еще ограниченною; поскольку закон Божий противоположен вашим наклонностям и правилам мира. В сем случае надобно советоваться не с плотию и кровию: природа расположит нас к слабости а мир к возмущению. О, Владыка Всевышний, единый могущий повелевать нами, без малейшего со стороны нашей исследования воли Твоей, отверзи сердца наши в законе своем и в повелениих ( 2Мак. 1:4 ). Правда Твоя – правда во век, и закон Твой – истина. ( Пс.118:142 ). Соделай, да снидут они в сердце мое, яко роса ( Втор.32:2 ). Пророк Твой поучает нас, что благодатный мир есть удел любящих закон твой и исполняющих оный. Он говорит, что закон Твой исполняет мудростию простых, изгоняет уныние из сердец и рассеивает мрак души. Что он почтеннее злата и камений драгоценных и в приятности превосходит мед сладчайший. Паки даю обет не удаляться от оного. Укрепи меня Творец мой, в намерении моем. Я сохраню закон Твой до последнего издыхания моего. Он в глазах моих есть богатое наследие – предмет моего радования. О добром примере Мария исполняет закон очищения, дабы не подать соблазна иудеям, не знавшим, что она была еще Девою. Она исполняет оный, дабы супругу своему Иосифу подать пример беспрекословного и точного послушания, равно и тем, которым внушил Господь о сем таинстве. Не пренебрегай делом, хотя бы и не был обязан исполнить оное, чтобы не подать повода к соблазну. Хотя бы для сего надлежало оставить сладости умозрения – не медли оставить ее: это значит оставить Бога для Бога. Если любят Господа, то стараются привлечь к Нему сердца и других. Но сие тогда только делается успешно, когда другим подают пример любви ко Господу! Возбуждение к добродетели заставляет любить добродетель; но когда присоединяют к возбуждению пример, тогда еще более побуждают любить ее. Последование примеру Святых соделало и других святыми. Добрые дела, исполняемые апостолами и первенствующими праведниками христианства столько же имели силы над умами других, сколько проповеди их и чудеса.

http://azbyka.ru/podrazhanie-presvyatoj-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010