Другими словами, благоговейно почитая святые иконы, мы воздаем молитвенное почтение живым личностям святых, которых они изображают и которые действительно живут на небесах как наши молитвенники и ходатаи перед Богом. В этом смысле чтим мы и иконы Самого Владыки Христа и святых небесных Сил Бесплотных. Хотя по Своему Божественному естеству Владыка Христос не описан, и неописуем, и выше всякого человеческого умопредставления, и слова, и образа, но Своим воплощением, Своим вочеловечением Он благоволил описать Себя, вообразовать Себя в человеческий образ, вместить Себя в человеческое тело и тем самым стать видимым образом, видимым изображением, видимой иконой невидимого Бога, Церковь богодухновенно сказует это благовестие в своих благодатных молитвах: «Естеством неописанный Божественным Твоим сый, на последняя, Владыко, воплощся, изволил еси описоватися; плоти бо приятием, и свойства вся сея взял еси». «Неописанное Слово Отчее, из Тебе, Богородице, описася воплощаемь». Сделанный таким образом и украшенный херувимами ковчег свидетельствовал о присутствии невидимого Бога, поощряя верующих к благоговению перед Богом и к рачительному исполнению Его заповедей. Он окрылял их души к молитвенному воспарению к Богу, к деннонощному херувимскому служению Господу. Тем паче что евреи благоговейно чтили святых Ангелов как блаженных Божиих служителей и своих заступников, посредников, помощников (см. Быт.3:24, 24:7, 28:12 ; Нав.5:13–15 ; 2Цар.24:16 ; 4Цар.19:35 ; Иов.33:23 ; Пс.17:11, 33:8, 90:11 ; Ис.37:36 ; Иез.10:2–22 ; Дан.3:54, 6:22, 7:10, 8:11, 10:13, 12:1 ; Сир.48:24 ; 1Мак.7:41 ; 2Мак.15:22 ). Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и расточатся враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым ( Чис.10:35–36 )! Когда же израильтяне, предводимые Иисусом Навином, потерпели поражение от гаитян, Иисус разодрал одежды свои, и пал лицем своим на землю пред ковчегом Господним, и лежал до самого вечера, он и старейшины Израилевы, – на что Господь явился ему и повелел, что надлежит ему сделать, дабы устоять перед своими врагами ( Нав.7:6–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Здесь, на земле, мы просим друг друга молиться за нас. Почему же нельзя просить об этом святых Ангелов и угодников Божиих, связанных с нами любовью о Господе! «Много может усиленная молитва праведного» ( Иак.5:16 ); «очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их» ( 1Пет.3:12 ). Если бы святые угодники на небе перестали молиться о живущих не земле, это значило бы, что они перестали любить людей, ибо молитва есть выражение любви. Это значило бы, что они уже не пребывают в Боге, ибо «кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8 ). Но такое невозможно и предположить! А так как они желают молиться за нас, то как нам не просить их об этом? Обращаясь к ним с молитвой, мы просим их быть нашими заступниками и ходатаями пред Богом. Ведь они предстоят перед Ним, они рядом, а мы далеко, и через них мы просим Бога о милости. Мы знаем, что Святые могут помочь нам не сами по себе, а только своими молитвами за нас. Потому и молитва наша к Богу отличается от молитвы к святым угодникам. К Богу мы взываем: «помилуй...», «спаси...», а к святым: «Моли Бога о нас». Такой молитвой мы нисколько не умаляем славу Божию, как считают протестанты. Напротив, сознавая свое недостоинство, свою греховную нечистоту, мы Не дерзаем взывать прямо к Творцу, Который по нашим грехам часто не исполняет наших просьб. «Когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, я не слышу» ( Ис.1:15 ). Мы обращаемся к Его друзьям, надеясь на их заступничество и помощь. Таким образом, единственное искупительное ходатайство Христа за нас перед Богом не исключает, а, наоборот, предполагает молитвенное ходатайство святых Ангелов и угодников Божиих. Христос есть Ходатай, не требующий Себе других ходатаев. Святые же и на земле нуждались в Его ходатайстве и нуждаются в нем на небе. Христос – Ходатай по Своей природе, а Святые – по благодати. Они просят и молят за нас Бога не в свое имя, а во имя Христа, от Которого и получают силу. Если согласиться с протестантами, считающими, что у нас есть лишь один Ходатай и Молитвенник – Господь Иисус Христос, то как тогда понимать слова апостола Павла, который постоянно просил чад своих молиться за него: «...умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовию Духа, подвизаться со мной в молитвах за меня к Богу»? ( Рим.15:30 ; см. также Еф.6:19 ; Кол.4:3 ; Евр.13:18 ). Апостолы убеждали христиан молиться друг за друга: «носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов» ( Гал.6:2 ); они и сами всегда молились за людей: «непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих...» ( Еф.1:16 ; см. также Флп.1:34 ; 2Сол.1:11 ). В Священном Писании немало и других примеров ходатайства за людей пред Богом святых Ангелов и угодников Божиих. Так пророк Захария видел Ангела, молившегося за народ иудейский ( Зах.1:12–13 ). В книге Маккавейской читаем, как святой праведник Ония молился за весь народ иудейский после своей смерти ( 2Мак.15:12–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Но наиболее ясно выражено ученее о бессмертии души в учительных и пророческих книгах ветхого завета. Так, Псалмопевец исповедует: Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня (48:16; сн. 15:9–10; 29:4). Екклесиаст говорит: и возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его (12:7; сн. Пс.145:4 ). В этих же книгах можно находить в довольно подробных чертах изображения шеола ( Пс.62:10 ; Иез.26:20 ; Иов.10:20–22; 26:6 ), общего для душ всех умерших места ( Пс.88:48–49 ; Иов.30:23 ; Притч.21:16 ), загробного их состояния ( Иов.3:17–19 ; Ис.38:18–19 ), как состояние сознательного ( Ис.14:9 ; Иез.31:3–18 ), мысль о неодинаковом, воздаянии праведным и грешным ( Прем.4:7, 10–11, 14 ; Иез.32:18–32 ; Пс.48:11–16 ), об освобождении праведных от уз ада ( Ос.13:14 ; Пс.16:15 ), о будущем суде ( Дан.12:2–4 ; ср. Прем.4:20; 5:1–7 ; Еккл.11:9; 12:14 ) и, по заслугам Искупителя, воскресение мертвых, когда души снова соединятся с телами ( Ис.25:8; 26:19 ; Пс.16:15 ; Иез.37 гл.; 2Мак.7:9; 12:43–45 ) 222 . В новом завете мыслью о бессмертии души проникнуто все учение. Основная истина христианства есть истина о том – что Бог есть Бог жизни: саддукеям, отвергавшим бессмертие души и воскресение, Господь говорил: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией…О воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых ( Мф.22:29–32 ). Спаситель побуждал к мужеству в борьбе с грехом тем, что убивающие тело не могут убить души ( Мф.10:28 ). В притче о богатом и Лазаре Он дает видеть, что по смерти как душа праведного Лазаря наслаждается покоем, так несчастная душа богача – жива, но волнуется скорбями ( Лк.16:19–31 ). Наградою за подвиги самоотречения, по Его же обетованию, будет блаженная вечность: ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную ( Ин.12:25 ; Мф.19:29 ). Победа Его – Царя нашего над смертью есть победа всех верующих: Я живу, и вы будете жить, говорить Он ( Ин.14:19 ). Сообразно с таким обетованием Спасителя апостолы выражали убеждение: Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный ( 2Кор.5:1 ; сн. Евр.13:14 ; Флп.3:20 ). Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение… имею желание разрешиться и быть со Христом ( Флп.1:21–23 ; сн. 2Кор.5:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Рим.5:12 , посредством «множества богатства своего»: ст.7, ср. Притч.11:4 ; 1Пет.1:18–19 . Слова этого места к молитвам Православной Церкви об умерших не относятся потому, что молитвами об умерших мы совершаем не искупление от первородного греха, которое совершено Господом Христом и подаётся христианам в таинстве Крещения ( Ин.3:5 ), и совершаем не посредством богатства, а посредством усердного моления о братиях перед Господом: ср. Иак.5:16 ; 1Тим.2:1 . Слово Божие, заповедующее нам молиться о всех людях, не делает никаких ограничений в этом отношении, наше дело молиться, миловать же будет Господь: Лк.18:1:7 . Молясь о всех умерших, мы оказываем помощь действительно нуждающимся и не повредим ни осуждённым, ни спасённым. Если бы наши молитвы в самом деле оказались излишними для умерших спасённых людей, то эти молитвы будут спасительны для нас самих: Мф.10:13 ; Пс.34:13 . На всех почти службах Церковь без просьбы и без вознаграждения молится о всех умерших людях. Когда же священнослужители принимают вещественную благодарность за свои молитвы о богачах, тогда они принимают заслуженное и дозволенное Господом вознаграждение за труд: Лк.8:3:10:7 ; 1Кор.9:7–14 . Когда богачи дают пожертвования в пользу Церкви и её служителей, то они дают доброе употребление из своего богатства, как догадливые сыны века сего по заповеди Христа: Лк.16:9 . Основные места Священного Писания в учении о молитве за умерших, которые необходимо заучить наизусть Лк.20:38 . Бог же не есть Бог мёртвых, но живых, ибо у Него все живы. Рим.14:8 . А живём ли, – для Господа живём, умираем ли – для Господа умираем, и потому живём ли, или умираем, всегда Господни. Мф.21:22 . И всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите. Сир.7:36 . Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости. Тов.4:17 . Раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам! 2Мак.12:43–45 . Он (Иуда) послал в Иерусалим, чтобы принесть жертву за грех , и поступил весьма хорошо и благочестиво, помышляя о воскресении. Ибо если бы он не надеялся, что падшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мёртвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая и благочестивая мысль! – посему принёс за умерших умилостивительную жертву. Читать далее Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений/Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. " Свет " , 1910. - XII, 704 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

В день обрезания давали имя младенцу, как печать вступления его в завет с Богом и обязательства служить Ему ( Лк.2:21 ). Кто принял обрезание не в восьмой день, а после, тот не равнялся с обрезанными в этот день 78 , а кто остался совсем необрезанным, того закон осуждал на истребление от рода избранных: иже не обрежет плоти крайния своея, погубится душа та от рода своего ( Быт.17:14 ). Первый совершил над собою обрезание Авраам, с которым Бог вступил в завет, а в лице его и со всем его потомством; после творили обрезание родоначальники или старейшины в каждом племени; наконец, священники и левиты, в случае нужды бабки и матери ( Исх.4:25 . 2Мак.6:10 ). Плотское обрезание служило знамением внутренней чистоты сердца, обрезания духовного ( Рим.2:29–30 ) и прообразованием обрезания нерукотворенного в таинстве св. крещения ( Кол.2:11–12 ). При этом таинстве, как заступившем место ветхозаветного обрезания, постановлено в Прав. Церкви давать новорожденному младенцу имя того святого, которого память совершается в восьмой день по рождении младенца или около этого времени 79 . Первенцы и начатии За искупление от тяжкого ига египтян смертью первенцев их, пораженных от человека до скота ( Исх.12:29 ), первенцы у евреев от человека до скота принадлежали Богу, как жертва Ему. «Ибо когда фараон упорствовал отпустить нас, говорит Моисей, Господь умертвил всех первенцев в земле египетской от первенца человеческого до первенца скотья: посему я приношу в жертву Господу все, разверзающее ложесна, мужеского пола, а всякого первенца из сынов своих выкупаю» ( Исх.13:12–15 ). Для родителей было бы тяжко совершенно разлучиться со своими первородными: посему Бог вместо первенцев всего народа принял в жертву себе одно из 12 колен – Левиино ( Числ.3:12 ); права и обязанности первенцев передал ему. Между тем, каждый отец семейства должен был, по истечении дней законного очищения, принести своего первенца во храм иерусалимский ( Лк.2:23 ) и искупить его. Цена искупления назначена была пять сиклей серебра 80 ( Чис.3:45–51. 18:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Насилие над беззащитными и невинными в Св. Писании всегда представляется, как показатель крайнего нечестия ( Иер. 7:6 ; Зах. 7:10 ; Мал. 3:5 ; Мф. 23:14 ; Мк. 12:40 ). В частности, непочтение к старости порицалось у всех древних народов и было прямым нарушением Моисеева закона ( Лев. 19:32 ). Это требование закона писатель кн. Премудрости старается представить вместе с тем, как и требование естественного человеческого чувства, отсюда его плеоназм «многолетних седин старца». Некоторые толковники в 10 ст. видят намек на 2Мак. 6:18, 7:1 , где описаны случаи жестокости язычников к иудеям. Прем.2:11 . Сила наша да будет законом правды, ибо бессилие оказывается бесполезным. 11 . «Сила наша да будет законом правды». Нравственное падение выведенных писателем нечестивцев тем большее, что они побуждаются к насилию не раздражением и яростью, а ясно сознанным принципом, что сила – мерило справедливости. Это свое положение они, кажется, противопоставляли Моисееву закону, который справедливость саму по себе считает нормой. Такое превознесение силы, понятно, сопровождалось презрением ко всякого рода бессилию, слабости; это видно из 2-ой половины 11-го стиха. Нечестивцы побуждаются к преследованию благочестивых не только общим своим принципом, но и особыми причинами: 1) тем, что праведник противодействует им и обличает их (12 ст.); 2) его вера в свою особую близость к Богу представляется им высокомерием (13, 16 ст.); 3) самым благочестием своим он заставляет их чувствовать стыд и уважение (14–15 ст.); 4) они знают, что их образ мыслей и поведения он презирает и, наконец, 5) (16 ст.) они хотят убедиться, действительно ли основательна его надежда на Бога (17–20 ст.). Прем.2:12 . Устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим, укоряет нас в грехах против закона и поносит нас за грехи нашего воспитания; 12 . «Устроим ковы праведнику…» Речь о тайном умысле, заговоре, в отличие от явного насилия. Здесь писатель, очевидно, вспоминает место из пророка Исаии ( Ис. 3:10 ), и приводит его не по еврейскому тексту, а по переводу LXX. Это обстоятельство дает ценное указание на время происхождения книги Премудрости Соломона.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Рим.8:32–34 . «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает! Христос (Иисус) умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас». Объяснение. Иис. Христос ходатайствует за нас пред Богом Отцом, как искупивший всех Своими страданиями. Но Он имеет много собратий по человечеству: Евр.2:10–11 , возрастающих в меру полного возраста Христова: Еф.4:13 , каждому из святых дана благодать по мере дара Христова: Еф.4:7 . Из этих святых составляется тело церковное, глава коего есть Христос: Еф.1:10:4:16 ; Кол.1:18 . Таким образом, уважающий главу Церкви Христа уважает и членов Тела Его, почитая главу, целует руки, припадает к стопам и просит у каждого члена тела церковного ходатайства пред Богом. Святые внимают этой просьбе и, как друзья Божии: Ин.15:14 , – ходатайствуют пред Богом: 2Пет.1:14–15 . 2Кор.1:10–11 . «Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и ещё избавит, при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас». Объяснение. Здесь говорится о ходатайстве многих. Христос называется единым ходатаем потому, что Его ходатайство по силе и значению не имеет себе подобных. Однако молитвы верующих – одних за других – приемлются Христом, как приятная жертва, выражающая их единение и любовь: 1Пет.3:16 ; 2Пет.1:14–15 ; Мф.10:41 ; Еф.2:18 . 1Тим.2:5–6 . «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех». Объяснение. Единым Ходатаем Иисус Христос называется в том смысле, что Он один имеет самостоятельное право ходатайствовать пред Отцом небесным об очищении людских грехов, что только чрез Него люди получили доступ к Богу: Еф.2:18 . Но апостол в той же главе, в ст.1, повелевает за всех творить прошения: 2Кор.1:11 , а что это значит, как не ходатайствовать? и в каком ином смысле называем мы святых ходатаями, как не в том, что они за нас молятся? 2Мак.15:12–14 ; Откр.8:3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

И как роса есть родительница для маргаритов и рождает их в пучине морской, так и Бог через росу свидетельствовал, что святая обитель Печерская будет родительницей преподобных, которых она, как драгоценные маргариты, родила в пещерах, как в недрах морских, по сказанному Исаией: «Рождался ли народ в один день, как Сион, едва начал родами мучиться родил сынов своих» ( Ис.66:8 ). Но, так как Бог показал также и огнем, по молитвам преподобного, то же место святой Печерской церкви в этом видим такую причину. Огонь, по словам святого Дионисия, находится невидимо во всех пещерах, если не действием, то силою. Посему Бог показал тем, что преподобные Печерские, которые будут жить на том месте, будут пребывать со всеми, если не телом, то духом и любовью, по слову апостола: «Если я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами» ( Кол.2:5 ). И так пламень огненный влечет в высоту всякую вещь, которую он охватил, так и Бог свидетельствовал тем, что преподобные привлекут от земных вещей к небесным живущих на месте том, предлагая им всегда слова апостолов: «Ищите горняго, где Христос седит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» ( Кол.2:3 ). Наконец, огонь знаменует гнев и ярость Божию, а роса знаменует слезы на молитве, как говорит Моисей: «Польется как роса речь моя» ( Втор.32:2 ). И Бог показал, что как вода тушит палящий огонь, так и слезные молитвы преподобных угасят ярость гнева Божия, как говорит псалмопевец: «Взывают праведники, и Господь слышит их» ( Пс.33:18 ). Потому то и было отмечено, по молитвам преп. Антония, место для основания святой Печерской церкви росою и огнем. Зная, братья, великую любовь преп. отца нашего Антония ко святой обители, ублажая его, похвалим его словами, которыми некогда Маккавей восхвалил Иеремию: «Это братолюбец, который много молится о народе и Святой горе» ( 2Мак.15:14 ). Иные, при основании храмов, размеряют место веревками, а преп. отец наш Антоний Печерский, получив указание о месте, размерил землю, назначенную для храма Богородицы, золотым поясом, который дан был ему на это Симоном, сыном Африкана, князя Варяжского, о чем подробно пишется в житии его. Здесь следует, братья, спросить, отчего не веревкой, но поясом было размерено место для создания храма Пресвятой Богородицы? Нужно бы спросить, что значит тайна эта, тебя, преп. отец наш Антоний, так как ты сам сделал это измерение. Но, так как ты скрыл это молчанием, как хранитель безмолвия, зная, что и за то будет хвалить тебя Печерская обитель, как сказано в Псалтири: «хваление его в церкви преподобных», мы по нашему разуму думаем, что причина этому такая. Пояс есть знамение славы, как вещает Сирах: «Препоясал его поясом славы» ( Сир.45:8 ). Преп. отец наш Антоний показал, что Бог прославит эту святую обитель более других русских обителей, поэтому и размерил ее поясом, говоря с пророком Иеремией: «Как пояс лежит близко к чреслам человека, так я приблизил к Себе весь дом Израилев и весь дом Иудин, что бы они были моим народом и моей славою» ( Иер.13:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кадес или Кадес-Варни, город в пустыне Син; близ этого города умерла сестра Моисея Мариам ( Чис.20:1 ). Цевоим , город, в котором колено Вениаминово жило по возвращении из плена ( Неем.11:34 ). Ароир , город на дороге из Петры в Газу. Давид послал этому городу часть из добычи, отнятой им у Амаликитян ( 1Цар.30:28 ). § 31. Страна Филистимская В первом разделе земли Ханаанской между коленами Израильскими страна Филистимская была отдана колену Иудину ( Нав.15:45 ); но Израильтяне не могли завладеть этой страной долгое время и, напротив, сами часто были притесняемы Филистимлянами. Города Филистимлян: Иамния , на берегу Средиземного моря. Озия, царь Иудейский, взял этот город у Филистимлян ( 2Пар.26:6 ). Впоследствии Иуда Маккавей сжег гавань Иамнии за то, что жители хотели избить находившихся между ними Иудеев, как поступили перед тем жители Иоппии. «Он напал ночью на Иамнитян, и зажег пристань с кораблями, так что пламя видно было в Иерусалиме за двести сорок стадий» ( 2Мак.12:3–9 ). Аккарон , близ моря. В Аккарон Охозия посылал послов спросить у Веелзевула, божества Аккаронского, выздоровеет ли он от своей болезни ( 4Цар.1:2 ). Пророк Илия встретил посланных и сказал им, что Охозия умрет за то, что, оставив Бота Израилева, обратился к Веелзевулу ( 4Цар.1:4 ). Впоследствии Аккарон, со всею областью его, был подарен в наследственное владение Ионафану Маккавею Александром Валою ( 1Мак.10:89 ). Аккарон во многих местах Св. Писания называется Екроном: «Екрон искоренится» ( Соф.2:5 ); «от Сихора, что пред Египтом, до пределов Екрона» ( Нав.13:3 ). Азот , близ моря. В Азоте был поставлен Филистимлянами ковчег завета в капище Дагона ( 1Цар.5:2 ). На другой день Азотяне увидели, что Дагон лежит лицом своим к земле пред ковчегом завета. Они поставили Дагона на свое место, но на следующий день нашли его разбитого на куски: голова, руки и ноги были отсечены, оставалось только туловище. Наконец рука Господня отяготела над Азотянами: Господь поразил их мучительными болезнями ( 1Цар.5:3–6 ), и они отправили ковчег завета в Геф.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Но как только надменные враги касались или только угрожали их венцу, святилищу, то иудеи всего мира воспламенялись чувством гнева, которое ободряло их к деятельности; лишь только раздавался клич: – не отечество, нет, – но святилище в опасности, – и звучало оружие, раздавались торжественные молитвы, и все готовы были проливать последнюю кровь за святилище» 193 . Возьмем, например, одно из самых крупных событий после пленной истории евреев: освободительную деятельность Иуды Маккавея и его братьев. Восстание Маттафии, продолженное сыновьями его, составило эпоху в еврейской истории, окружило деятелей этой эпохи ореолом славы, создало независимое Иудейское государство и, в заключение, привело евреев к решению установить, так сказать, новую эру летосчисления (Дpebh.XIII.6:7). Что же было поводом, причиной восстания Маттафии? – " Видя богохульства, происходившие в Иудее и Иерусалиме, он (Маттафия) сказал: «горе мне! для чего я родился видеть разорение народа моего и разорение святого города и оставаться здесь, когда он предан в руки врагов и святилище – в руки чужих? Храм его сделался, как муж бесславный, драгоценные сосуды его унесены в плен... Святыни наши и благолепие, и слава наша опустели, и язычники осквернили их. Для чего нам еще жить?» ( 1Мак.2:6–9 , 1Мак.2:12–13 ). Здесь мы видим, что мотивом восстания было, поругание религии иудейской и осквернение храма 194 . Этот вопль отчаяния Маттафии: «для чего нам еще жить?», если осквернено святилище, – показывает, что иудеи ясно сознавали всю важность храма для их жизни; и они теперь решили употребить все силы, чтобы возвратить себе храм. Этот принцип борьбы за святилище, провозглашенный Маттафией, одушевлял и его сыновей в их славной деятельности. Принцип этот поставил девизом своим Иуда Маккавей, провозгласивший в начале своей деятельности: «сразимся за народ наш и за святыню» (1Макк.3:43); то же отмечает и автор 2Мак., говоря, что Иуда Маккавей с друзьями своими, занимаясь подготовлением восстания, входили в селения и, собирая верных закону иудеев, «взывали к Господу, чтобы Он призрел на народ, всеми попираемый, и пожалел храм, оскверненный людьми нечестивыми» ( 1Мак.8:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010