2Мак.7:40 . Так и сей чисто преставился от жизни сей, вполне уповая на Господа. 2Мак.7:41 . Последняя же за сынами скончалась мать. 2Мак.7:42 . Да будет на столько поведано о жертвах (идольских) и чрезвычайных муках. Глава 8 2Мак.8:1 . Иуда же Маккавей и сущие с ним, входя тайно в слободы, сзывали сродников своих, и принимая к себе пребывших в иудействе, собрали шесть тысяч мужей. 2Мак.8:2 . И умоляли Господа призреть на попираемый всеми народ, ущедрить же и храм, оскверненный нечестивыми людьми, 2Мак.8:3 . помиловать же город разоренный и имеющий быть подобным равнине, и услышать вопиющия к нему крови, 2Мак.8:4 . и вспомнить и о беззаконном погублении невинных младенцев, и о бывших хулениях имени Его, и возненавидеть лукавства. 2Мак.8:5 . Составив же себе этот Маккавей ополчение, стал уже непобедим для язычников, когда гнев Господа преложился на милость. 2Мак.8:6 . Идя, где не ожидают, он жег города и слободы, и занимая удобныя места, немало победил врагов, обращая их вспять. 2Мак.8:7 . Преимущественно ночами пользовался; как содейственницами к таким хитростям; а говор о мужестве его распространялся повсюду. 2Мак.8:8 . Видя же Филипп, что сей муж помалу подвигается вперед, а чаще бывает счастлив, писал к Птоломею воеводе Килисирии и Финикии, чтобы он помог царским делам. 2Мак.8:9 . Он же, вскоре избрав Никанора, сына Патроклова, из первых друзей, послал его, подчинив ему не менее двадцати тысяч из разных племен, истребить весь род иудеев, присоединил же к нему и Гордия военачальника и в военных делах опытнаго. 2Мак.8:10 . А Никанор представил, что он дань царю, в уплату римлянам в две тысячи талантов, пополнить, пленив иудеев. 2Мак.8:11 . Посему тотчас послал в приморские города, приглашая покупать иудейския головы, и обещая доставлять девяносто голов за талант: но не ожидал он мщения, имеющаго постигнуть его от Вседержителя. 2Мак.8:12 . Иуде же пал слух о нашествии Никанора; и когда он сообщил бывшим с ним о прибытии войска, 2Мак.8:13 . тогда трусливые и неверовавшие в отмщение Божие, разбежались и оставили места свои.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

2Мак.12:28 . Но они, призвав Обладателя, в конец сокрушающаго силы врагов, взяли сей город, как пленника, и избили бывших в нем двадцать пять тысяч. 2Мак.12:29 . Двинувшись же оттуда, они устремились к Скифополю, отстоящему от Иерусалима на шестьсот стадий. 2Мак.12:30 . Поскольку же обитавшие тут иудеи засвидетельствовали о благосклонности, какую имели к ним скифополиты, которые даже во времена несчастия поступали с ними кротко: 2Мак.12:31 . то поблагодаривши их и попросивши и впредь быть благосклонными к роду их, они прибыли в Иерусалим, потому что приблизился праздник седмиц. 2Мак.12:32 . После рекомой же пятидесятницы устремились они на Горгия, военачальника Идумеи. 2Мак.12:33 . А выступил (Иуда) с тремя тысячами пехотинцов и четырьмя стами всадников. 2Мак.12:34 . И когда они начали битву; случилось пасть немногим из иудеев. 2Мак.12:35 . Но Досифей некто из бывших с Вакинором, всадник, муж сильный, подскакал к Горгию, и ухватившись за паволоку, тащил его сильно, желая сего проклятаго пленить живаго: но так как некто из всадников фракийских наскакал на него и отсек ему плечо, то Горгий убежал в Марису. 2Мак.12:36 . Когда же бывшие с Ездрой, сражаясь долго, изнемогли; тогда Иуда, призвав Господа явиться споборником и предводителем в сражении, 2Мак.12:37 . начал на отечественном языке петь в восклицать, в после вопля напав неожиданно на воинов Горгия, обратил их в бегство. 2Мак.12:38 . Потом Иуда, собрав войско, пришел в город Одоллам. А так как наступала неделя, то все, очистившись тут по обычаю, отпраздновали субботу. 2Мак.12:39 . На другой день бывшие с Иудою пошли, как требовал долг, перенести тела падших, и положить их вместе с сродниками в отеческих гробилищах. 2Мак.12:40 . Но нашли они у каждаго из умерших под одеждами изображения иамнийских идолов: что закон воспрещал иудеям. Тогда всем стало ясно: по какой причине они пали. 2Мак.12:41 . Итак все, благословив правосуднаго Господа, сокровенная делающаго явным, обратились к молитве, 2Мак.12:42 . прося совершенно изгладить сделанный грех . А доблестный Иуда увещавал люд хранить себя от греха идолопоклонническаго, видя своими глазами, что случилось по вине падших…

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

25-й день месяца Хаслева, 148 года – 165 г. до Р. Х. (ср. к 1Мак.1:54 ). 1Мак.4:53 . и принесли жертву по закону на новоустроенном жертвеннике всесожжений. «Принесли жертву по закону», т. е. предписанную в законе утреннюю жертву ( Исх.29:38–42 ; Чис.28:3–7 ). Эта жертва, как все установленные для новомесячий и праздничных дней, соединялась обыкновенно с жертвой за грех ( Чис.28:15,22,30 и д.). Так как в Моисеевом законе нет особой жертвы для очищения и освящения алтаря, то последнее совершилось вместе с очищением священников, через окропление жертвенною кровью по Лев.8:15 . 1Мак.4:54 . В то время, в тот самый день, в который язычники осквернили жертвенник, обновлен он с песнями, с цитрами, гуслями и кимвалами. «С песнями, с цитрами, гуслями и кимвалами», ср. 1Пар.16:42 . – Обновление и очищение храма и жертвенника совершилось «в тот самый день», в который некогда произошло и осквернение, т. е. 25 Хаслева. Это совпадение отмечают также – 2Мак.10:5 и Иос. Фл. в Antt. XII, 7, 6. – Промежуток времени от осквернения до очищения исчисляется в 3 года (ср. 1Мак.1:54 ; 1Мак.4:52 ); двухгодичное время, указываемое для сего в 2Мак.10:3 , – должно быть признано неправильным. 1Мак.4:55–56 . И весь народ падал на лицо свое, и молились и воссылали благодарение на небо Благопоспешившему им. Так совершали обновление жертвенника восемь дней с весельем, принося всесожжения и вознося жертву спасения и хвалы. «Жертву спасения и хвалы» – θυσαν σωτηρου κα ανσεως – т. е. жертву спасения, или – что то же – хвалы. Двойной родительный падеж не означает здесь двух особых видов жертвы благодарственной (собственно ουσα σωτηρου есть греч. перевод евр. ...) – и эта последняя разделялась на 3 вида: жертву хвалы, жертву обета и добровольную жертву усердия ( Лев.7:12,16 ), причем жертва хвалы именно и была θυσα ανσεως σωτηρου – «мирная жертва благодарности» ( Лев.7:13,15 ) – или просто – θυσα ανσεως – жертва благодарности ( Лев.7:12 ). – Единственное число « θυσιαν» («жертву спасения и хвалы») подле множественного ολοκαυτματα («всесожжения») означает не одну только единственную жертву этого рода, но употреблено в общем значении: это были по преимуществу семейные жертвы составлявшие вместе и праздничную трапезу участников жертвы, так что число жертв этого рода определялось числом желавших принести оную.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Из древних писателей Церкви про частный суд как отдельный от всеобщего говорит Тертуллиан : «Душа (грешника после его смерти) первою должна испытать суд (Божий), равно как и первою была виновницею во всем содеянном; но при этом она должна дожидаться своей плоти, дабы получить воздаяние и за то, что было ею содеяно при посредстве повиновавшейся ее велениям плоти» 78 . Надо знать и другое: если кто, будучи христианином, признан на частном суде достойным осуждения, у него остается надежда на избавление от мук по молитвам Церкви. Сектант : Невозможно умершим ходатайствовать за живых, ибо Бог будет судить каждого по делам его и по высшей Своей правде, суд же, выносящий приговор по стороннему ходатайству, не может быть праведным. У апостола Павла ясно сказано: всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор.5:10 ). Слова, подобные этим, мы находим и в других местах Священного Писания, которые относятся к Последнему суду. Священник : Бог, без сомнения, воздаст каждому по делам его (ср.: Пс.61:13 ), но утверждение, будто молитва за умерших не имеет пред Богом никакой цены, совершенно чуждо истине. Из Писания мы видим, сколь важна наша молитва за других. А иначе незачем было бы и великому Павлу обращаться к ученикам с увещанием: прежде всего... совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков ( 1Тим.2:1 ). И у апостола Иакова читаем: молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного ( Иак.5:16 ). Тот же апостол Павел призывал единоверных братий молиться о нем (см.: Еф.6:19 ). Но если молитвы наши помогают живым, отчего не могут они помочь усопшим, коль скоро и те живы душой и Бог, по слову Писания, слышит их? Уже в Ветхом Завете святой пророк Варух молился: Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля... Не вспоминай неправд отцов наших ( Вар.3:4–5 ). О пользе же молитв и приношений за усопших свидетельствует Вторая книга Маккавейская (см.: 2Мак.12:42–45 ), где рассказано, как Иуда Маккавей принес за умерших воинов умилостивительную жертву, да разрешатся те от греха, и даже сама его мысль об этом названа святой и благочестивой ( 2Мак.12:45 ). И от премудрого Иисуса, сына Сирахова слышим: Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости ( Сир.7:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Православное Христианское поминовение усопших необходимо проистекает из понятия о Боге, Который Сам в себе есть Жизнь и источник жизни для нас. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы ( Лк.20:38 ). Бог не сотворил смерти ( Прем.1:13 ); Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть ( Прем.2:23–24 ). Смерть есть зло в природе, но не естественное и существенное, а только случайное и временное, как необходимое возмездие за грех ( Рим.6:23 ). И будучи возмездием за грех, смерть не уничтожает естественного бессмертия души и вне Христианства и благодати, а только приготовляет ей вторую смерть – вечное возмездие за грех. Но Жизнь вечная – Бог Сын, восприявший на Себя плоть и кровь человека, сокрушил державу смерти ( Евр.2:14 ), и плоть Его не увидела истления ( Деян.2:31 ). Посему умершие во Христе не погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков ( 1Кор.15:19 ), говорит Ап. Павел. И так, для верующих смерть есть только телесный сон, после которого они должны радостно пробудиться с обновленными, лучшими силами для вечной жизни; она есть только узкая дверь к вечному животу, сквозь которую проходя, Христианин оставляет земную ветхую плоть свою, дабы восприять новую, способную для вечности, – дабы подобно зерну, брошенному в землею, прозябнуть в тело нетленное, славное, сильное, духовное ( 1Кор.15:42–45 ). Умирающие переходят только из настоящей в иную вечную жизнь, участь которой зависит от временной жизни. Через смерть делаясь причастниками новой жизни, они не перестают жить за гробом и иметь духовный союз с живущими на земле, – во Иисусе Христе, Господе нашем ( Рим.14:7–9 ). Соединенные в Нем, Святые на небеси, живущие на земле и за гробом, союзом Христианской любви, которой смерть не уничтожает и не ослабляет, а паче усиливает ( Лк.16:27–30 ), могут предстательствовать и предстательствуют взаимно, не только Святые о живущих и умерших, но и живущие о живущих ( Иак.5:16 ), умершие о живущих ( 2Мак.15:12 ; Лк.16:27–30 ), и наконец живущие о умерших ( 2Мак.12:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Внешний двор – это новозаветная Церковь . Ее исключи , она отделяется, ибо «с переменою священства необходимо быть перемене и закона» ( Евр. 7:12 ) – проходит старое, исключается ветхое, начинается новое. Об этом сказано: не измеряй , ибо неизмеримы богатства Нового Завета. Ветхий Завет был дан через ангелов и они измерили его своим разумением. Новый же Завет – это, то «во что желают проникнуть Ангелы» ( 1Пет. 1:12 ) своим разумением, но не могут – неизмеримо! Язычники , имеются в виду не обязательно идолопоклонники, а вообще все безбожники и нечестивцы, не имеющие истинной веры или от всякой веры отпавшие. Язычники будут попирать святый город сорок два месяца . Нет никакого основания под сорока двумя месяцами разуметь не буквально 42 месяца – 3,5 года, а неопределенный промежуток времени, или мистическое число, или 1260 лет (42 месяца=1260 дней). Здесь надо буквально разуметь промежуток времени в три с половиной года. Это будет время великой скорби антихристовой. Со времени разрушения Иерусалимского храма римскими императорами Веспасианом и Титом в 70-м году иудейский народ за свой страшный грех отвержения и распятия Мессии рассеивается среди всех народов. Храма нет. Прекращена жертва. Нет иудейской церкви, осталась только синагога. Сбылись слова Христа об Иерусалимском храме: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф. 23:38 ) и «Не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» ( Мф. 24:2 ). Но так будет не всегда. Апостол Павел пишет, «что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников» ( Рим. 11:25 ). Кончится время язычников, кончится рассеяние евреев среди народов. Об этом говорил и Спаситель, что «Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников» ( Лк. 21:24 ). По окончании же времени язычников, времени, благоприятного для всех народов, снова соберутся со всех концов евреи на родину, восстановят свое государство и свой храм в Иерусалиме. «И будет в тот день: Господь снова прострёт руку Свою, чтобы возвратить себе остаток народа Своего... и соберёт изгнанников Израиля и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли» ( Ис. 11:11–12 ). Особенно же ясно об этом пророчествовал пророк Иеремия. Он спрятал в горе Нево ковчег Завета (в храме Зоровавеля и Ирода ковчега в Святом Святых уже не было). Некоторые пытались найти его. «Когда же Иеремия узнал о сем, то упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа. И тогда Господь покажет его, и явится слава Господня и облако, как явилось при Моисее как и Соломон просил, чтобы особенно святилось место» ( 2Мак. 2:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Объяснение. Здесь пророк возвещает данное ему от Господа повеление не участвовать в обрядах сетования в знак того, что у отверженного народа не будет радостей и не найдёт он утешения в горе. Причиной отвержения указывается идолопоклонство и крайнее упорство народа: ст.10–21, а потому к христианскому поминовению умерших это место нисколько не относится; напротив, в других местах Слово Божие прямо говорит в пользу поминовения усопших: Тов.4:17 ; Сир.7:36 . О молитве и благотворении за умерших и о вознаграждении за требы 2Мак.12:39–45 . «На другой день бывшие с Иудою пошли... перенести тела падших... и нашли они у каждого из умерших под хитонами посвящённые... идолам вещи, что закон запрещал Иудеям: и сделалось всем явно, по какой причине они пали... И обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех... Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принесть жертву за грех , и поступил весьма хорошо и благочестиво, помышляя о воскресении». Объяснение. Это свидетельство о веровании ветхозаветной Церкви в возможность облегчать загробную участь умерших делами благотворения и молитвами не единственное: Втор.26:14 ; Тов.4:17 ; Сир.7:36 . То обстоятельство, что свидетельство находится в книге неканонической, ничуть не ослабляет исторического значения этого свидетельства об этом веровании ветхозаветной Церкви, и верование это не только не отменено в новозаветной Церкви Христом и апостолами, но подтверждено и усилено свидетельствами о пользе молитв и благотворении за умерших: Мф.12:31–32 ; Откр.1:18:3:7 . Из этих мест видно, что власть Спасителя не ограничивается одной областью живущих на земле: Мф.16:19:12:19 ; Рим.14:9 . Если бы в загробной жизни не было прощения, то не было бы в ней и благовествования: 1Пет.3:19–20:4:6 ; Лк.23:42–43 . Пс.48:8 . «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него». Объяснение. Здесь говорится о том, что человек не может «искупить» брата своего от греха первородного («чтобы не увидел могилы»): ст.9–10, ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Для Самуила «грехом» является то, что он перестанет молиться за людей. А в следующих двух местах Сам Бог говорит о силе молитв Своих угодников: «раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас» ( Иов.42:8 ), и: «ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив» ( Быт.20:7 ). А вот подобные слова уже из Нового Завета: «Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами» ( Деян.8:24 ). Когда апостол Петр находился в темнице, его вывел из нее Ангел Божий. Интересно? как об этом говорит книга Деяний: «Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу» ( Деян.12:5 ). И Ангел Божий был послан для спасения Петра именно по молитвам за него всей Церкви! Поэтому вполне естественно, когда мы просим друг друга помолиться о себе, подаем записки, чтобы имена наших родных и близких были помянуты в Церкви, всем собранием верующих людей. Иногда «Свидетели Иеговы» говорят, что праведник может молиться и ходатайствовать за других, но только будучи живым. После смерти он уже ничем не может помочь. Но в Ветхом Завете мы видим, как от прикосновения к костям («мощам» – слав.) Воскрес умерший человек: «... когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» ( 2Цар.13:21 ). Из всех таких свидетельств Писания можно заключить, что молитва и обращение к святым, а также их молитва о нас не просто допустима, но и необходима. Как мы увидели, Священное Писание учит тому достаточно ясно. Глава 16. Молитва об умерших Первое упоминание о ходатайстве перед Богом за умерших мы можем найти во второй Маккавейской книге (неканонической): «принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» ( 2Мак.12:45 ). Поскольку эта книга не каноническая, то нужно увидеть пример того, что остальная Библия все же учит о молитве за умерших людей. «Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк.20:38 ) – говорится в Писании.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Но православные и исповедуют, что они никому другому не служат, а только единому Богу, в Троице славимому. В святых же мы почитаем благодать Божию, в них обитающую и действующую, и просим чрез них помощи от Бога. Православная Церковь учит: «чрез них просим, но не от них самих». Втор.10:20 . «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи, и к Нему прилепись». Объяснение. Чествование, которое мы воздаём Богу, существенно отличается от почитания святых. Господа, как Творца, мы должны чествовать «истинным по вере нашей богопоклонением, которое подобает единому Божескому естеству», напр.: Рим.1:9 ; Евр.9:14 . А чествование святых, как тварей, – «почитательным поклонением», т.е. как старших братьев между членами Церкви, обладающих сравнительно с живущими на земле членами Церкви высшим религиозным совершенством: Евр.12:23 ; как избранных сосудов благодати Божественной, обитающей и действующей в них: Лев.26:12 ; 2Кор.6:16 ; Откр.3:21 , как друзей Божиих: Ин.15:14 , которые своими молитвами пред Богом могут испрашивать нам у Бога благодатные дары: 2Мак.15:14 ; Иак.5:16 . Ис.42:8 . «Я Господь. Это – Моё имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам». Объяснение. «Иной», коему Господь не даёт Своей славы, как видно из контекста речи, есть истукан, или идол, а под славой, которую Господь обещался не дать «иному» – истукану, разумеется слава Божественная (сказано – славы Моей). Но никто из православных и не утверждал когда-либо, что истуканов, или идолов нужно боготворить, как равно и Церковь Православная отнюдь никогда не учила и не учит ныне, что святых нужно почитать как Бога. Наконец, если говорится, например, в 1Тим.1:17 , что «Единому премудрому Богу честь и слава», то в другом месте тот же апостол говорит: «напротив, слава, и честь и мир всякому, делающему доброе»: Рим.2:10 . Мы почитаем святых не за богов каких-нибудь, а только за друзей и слуг Господних: Мф.10:41 ; Ин.15:14 . Основные места священ. Писания в учении о почитании святых угодников Божиих, которые необходимо заучить наизусть Мф.10:40–41 . Кто принимает вас, принимает Меня: а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня. Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. Ин. 15:14 . Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Евр.11:38 . Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. 1Кор.6 :2 . Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? 2Фес.1:10 . Когда Он придёт прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству. Сир.44:1 . Теперь восхвалим мужей и отцов нашего рода. Читать далее Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений/Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. " Свет " , 1910. - XII, 704 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Объяснение. «Великую пропасть» для прощения грехов готовят себе хулители на Духа Святого: Мф.12:31 ; Церковь молится не за таких умерших хульников, а за скончавшихся с верою и покаянием, но не успевших принести плоды, достойные покаяния: Мф.22:32 ; Рим.14:8 ; Вар.3:4–5 ; Иер.16:6–7 . Лк.23:43 . «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Объяснение. Разбойнику была явлена Господом особая милость, как принёсшему плоды, достойные покаяния: Лк.23:41 , Много ли найдётся таких людей, которые, подобно разбойнику, в последний час принесут плод, достойный покаяния? Святая Церковь и вспомоществует своими молитвами тем, которые умерли с покаянием, но не успели принести достойных плодов, помня завет Спасителя: Лк.11:9–10 ; Мф.22:32 . 1Пет.1:17 . «И если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего». Объяснение. Справедливо, что Бог нелицеприятно судит каждого по делам, но молитвами об умерших Церковь Православная не нарушает суда Божия по делам человека так же, как этот суд не был нарушен молитвою Авраама об Авимелехе: Быт.20:1:17 ; или молитвою Иова о друзьях: Иов.42:8–10 . Примеры молитвенного ходатайства за умерших нам даёт само Священное Писание: 2Мак.12:43–45 и друг. 1Пет.3:18–19 . «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлён по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал». Объяснение. Как тогда, пред восстанием из гроба, Христос проповедовал, благовествовал пленникам ада: 1Пет.4:6 , так и теперь может Он оживить благой вестью о помиловании всякой души умершего человека по молитвам Церкви Христовой: Мф.7:7 ; Ин.11:40 ; Тов.4:17 . Рим.2:5–6 . «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его». Объяснение. Эти слова относятся к будущему Пришествию Господа и страшному суду, когда моление не приносит умершим пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010