(Гл. II). Во-вторых, в доказательство главной мысли трактата приводятся определения вселенских и поместных соборов. Так, шестой вселенский собор одобрил и утвердил литургию свв. Апостола Иакова, Василия Великого и Иоанна Златоуста ; а в чинопоследованиях этих литургий, как известно, содержатся неоднократные моления за умерших. Тот же вселенский собор запретил делать поминальные обеды об умерших в самых церквах и тем самым засвидетельствовал глубокую древность христианского обычая поминовения усопших. Из других определений соборов и святоотеческих правил видно, какое попечение имели св. отцы церкви о душах умирающих людей. Так, правила соборов и св. отцев повелевают снимать запрещения с умирающих и удост оивать их причастия Тела и Крови Христовой; только сознательные самоубийцы этими правилами лишаются молитв церкви по смерти (632 б –634 а ). (Гл. III). В-третьих, свидетельства св. отцев церкви. Последние в своих творениях упоминали о христианском обычае поминовения усопших (634 а –635 а ), оставили особые молитвы за умерших (635 аб ); сами пред своею кончиною как просили других поминать их по смерти молитвами и милостынями бедным (635 б –637 а ), так и молили Бога, чтобы Он по смерти расположил сердца их друзей и ближних оказать помощь душам их молитвами и добрыми делами (642 б ); подробно учили о пользе и благовременности молитв живых за умерших, раскрывали побуждения для первых творить память о последних, а также указывали примеры молитв живых за усопших (637 а –648 а ). (Гл. IV). В-четвертых – соображения разума, основанные на св. Писании. 1) Члены одного и того же тела имеют попечение друг о друге ( 1Кор.12:25–26 ); а так как все христиане, живые и умершие, суть члены одного и того же тела церкви Христовой ( 1Кор.12:12–13 ; Рим.12:4–5 ), то и живущие из них должны иметь попечение об усопших своих братиях (648 а –649 а ). 2) Слово Божие указывает четыре способа, которыми верующие, как члены тела Христова, могут проявить взаимное о себе попечение: а) живые заботятся о живых ( 2Кор.11:29 ); б) умершие имеют заботу об умерших ( Лк.16:23 ; 4Цар.13:21 ); в) умершие пекутся о живых ( 2Мак.15:12–16 ) и г) живые заботятся об умерших ( 2Мак.12:42–43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

В Ветхом Завете содержится молитва о прощении грехов усопших: «Господи Вседержителю, Боже Израилев! Ус­лышь молитву умерших Израиля и сынов их, согре­шивших пред Тобою… Не вспоминай неправд от­цов наших» ( Вар. 3, 4-5 ). Иуда Маккавей молился о согрешивших воинах: «да будет совершенно изглажен содеянный грех» ( 2Мак. 12, 42 ), и отправил 200 тыс. драхм серебра в Иерусалим, чтобы принести за этих воинов жертву ( 2Мак. 12, 45 ). Молитвы за усопших – есте­ственная потребность человеческой души, поскольку они являются выражением нашей любви. Тема 33. О диптихе чести Поместных Церквей Автокефальные церкви Православная Церковь едина, однако по разным странам есть Её самостоятельные части. Эти Церкви называются Поместными или автокефальными (самостоятельными). Их единство выражается одинаковым исповеданием веры и общением в молитвах и Таинствах. Автокефальные Церкви имеют право варить Святое Миро, самостоятельно избирать своего Предстоятеля и управлять подчиненными Церквами. Автокефальные Церкви подчинены Патриархам, Архиепископам и Митрополитам, которых иначе можно назвать Первосвятителями или Предстоятелями. Диптих чести Имена Предстоятелей Церквей издревле вписывались для поминовения в особые списки – диптихи. В древности диптихами назывались две скрепленные дощечки, покрытые воском, предназначенные для различных записей, в том числе и для поминовения имен живых и усопших (как современные «записки»). До отпадения католической церкви от Вселенского Православия (XI в.) на первом месте в христианских диптихах было имя Римского папы. В настоящее время насчитывается 15 автокефальных Церквей: п/п. Наименование Церкви. Имя и титул Предстоятеля (на 2015 г.) 1. Константинопольская. Варфоломей I – Всесвятейший Архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский Патриарх; 2. Александрийская Феодор II – Блаженнейший, Божественнейший и Святейший Отец и Пастыреначальник, Папа и Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол, Судия Вселенной;

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

Канонические и неканонические книги. В ветхозаветной части православных изданий Священного Писания принято выделять канонические и неканонические книги. В русских изданиях к неканоническим относятся одиннадцать книг: Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова, Послание Иеремии, Варуха, 2 и 3 книги Ездры, 1, 2 и 3 Маккавейские книги и неканонические вставки: Молитва Манисии, царя иудейского ( 2Пар.36:24 ), 151 псалом, песнь трех отроков в книге Даниила ( Дан.3:24–90 ), повествование о Сусанне ( Дан.13 ), история о Виле и Драконе ( Дан.14 ) и сирийское окончание книги Иова ( Иов.42:18 ). Если сравнить издания разных поместных православных церквей, то можно заметить разницу в списках неканонических книг Ветхого Завета. Так, в греческой Библии обычно отсутствует 3-я книга Ездры, хотя первые две имеются. Зато там есть 4 Маккавейская, которой нет в русской Библии. Название канонические книг указывает, что эти книги богодухновенны. Статус неканонических книг в Библии определить труднее. Из названия видно, что они небогодухновенны. Обычно о них говорится, что хотя они и «написаны благочестивыми мужами, но небогодухновенны и потому не могут служить во всем своем содержании неизменным правилом веры и нравственности и определениями Церкви не внесены в список священных богодухновенных книг» 138 . В то же время они признаются стоящими выше всех прочих небогодухновенных книг. Неканонические книги, во-первых, ценны как неисчерпаемый источник премудрости. Именно поэтому множество ветхозаветных паремий, читаемых за богослужением, взяты из неканонических книг Премудрости. Во-вторых, неканонические книги Премудрости содержат такие высокие нравственные критерии взаимоотношения человека с Богом и ближним, что они могут быть поставлены на один уровень с евангельскими заповедями (например, Сир.7:31–39; 8:1–22 ). Кроме этого, Православная Церковь в определении своего вероучения нередко опирается на неканонические книги Ветхого Завета наряду с каноническими. Например, вопрос о поминовении усопших напрямую зависит от текста неканонических книг ( 2Мак.12:43 ; Тов.4:16 ; Сир.7:36; 38:23 ), или утверждение о сотворении мира из ничего (ex nihilo, 2Мак.7:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

   После вышеупомянутых египетских Птоломеев в Русских хронографах указываются следующие сирийские цари, владевшие Иерусалимом и смешанные с египетскими:    Селевк, сын Антиоха Великого (2Мак.3:3) обладал Иерусалимом лет: Русс.— 20, Рим.— 12.    Этот царь послал Илиодора ограбить иерусалимский храм; грабитель был бит ангелами.    Антиох, по прозванию Епифан, то есть светлый, брат Селевка (2 Мак. 4:7), обладал лет: Русс.— 15, Рим.— 12.     Он замучил старца Елеазара и Соломию с ее детьми (2Мак. 6:18 — 7, 41).    Антиох, его сын, обладал лет: Русс.— 23, Рим.— 2.    Три сих сирийских царя, обладавших Иерусалимом, в римских хронографах указываются не между египетскими, но между сирийскими царями в особом перечне.    После этого опять наступает владычество египетских царей.    Птоломей, по прозвищу Лафурий, он же и Сотер, царствовал лет: Русс.— -, Рим.— 16.    Потом был изгнан из царства.    Птоломей, называемый Александром, лет: Русс.— -, Рим.-10.    Вторично Птоломей Лафурий возвращен на царство и владычествовал лет: Русс.— -, Рим. -8.    Об этих двух Птоломеях русские хронографы не говорят и о них вспоминают только римские хронографы.    Птоломей, называемый Авлетом, царствовал лет: Русс.— 30, Рим.— 30.    Он родил царицу Клеопатру.    Птоломей, по прозвищу Дионисий, оставшись после отца малым отроком, царствовал с сестрою Клеопатрою: Русс.—16, Рим.— 5.    Клеопатра после брата одна царствовала лет: Русс.— 22, Рим.— 17.    Всех лет ее царствования было 22 года. Так считают римские хронографы. Она, будучи побеждена кесарем Августом, умертвила себя аспидным укусом, ибо живого аспида она приложила к своей груди и умерла.    Август, римский кесарь, в 14-й год своего царствования победив Клеопатру и разорив египетское царство, стал единовластителем вселенной и царствовал после победы над Клеопатрою и до Рождества Христова лет: Русс.—28, Рим. — -.     Христос родился в 42-й год царствования Августа, что с двадцать восьмым годом после победы его над Клеопатрою. Иное летосчисление с конца семидесятилетнего плена иудейског...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2816...

Не вспоминай неправд отцов наших». Иуда Маккавей о воинах, которые присвоили себе вещи, посвященные Иамнийским идолам, и по причине этого погибли, молился так: «...да будет совершенно изглажен содеянный грех...» ( 2Мак.12:42 ). Затем по распоряжению Иуды было собрано 200 тыс. драхм серебра, которые были отправлены в Иерусалим, чтобы принести за этих воинов жертву – «...да разрешатся от греха» ( 2Мак.12:45 ). В Новом Завете прямых указаний на молитвы за усопших нет. Правда, по мнению многих толкователей, как древних, так и современных, таким указанием является молитва ап. Павла об Онисифоре: «Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день...» ( 2Тим.1:18 ). Здесь прямо не сказано, что Онисифор, о котором молится Павел, умер, но сам контекст, в котором содержится это молитвенное обращение ап. Павла, говорит в пользу того, что Онисифора к тому времени уже не было в живых. Во времена земной жизни Иисуса Христа молиться об усопших у иудеев было нормой. Господь многократно осуждал различные обычаи иудеев, но, тем не менее, против молитв об усопших Он ничего не говорил. Что касается притчи о богаче и Лазаре ( Лк.16 ), где говорится о непроходимой пропасти, которая положена между праведниками и грешниками, которую никто не может преступить, то она предлагает нам картину, относящуюся к ветхозаветному времени, когда изменение участи усопших было действительно невозможно. Но с Пришествием Христовым, после Его Искупительной Жертвы, ситуация радикальным образом изменяется. Молитвы об усопших содержатся во всех древнейших чинопоследованиях литургии, дошедших до нас. В возможности изменения загробной участи усопших нас также убеждает то, что помимо частного Суда будет еще и Суд всеобщий. Если бы состояние душ после смерти изменить было невозможно, то всеобщий Суд был бы излишним. Совершаемые нами молитвы и подвиги могут привлечь милость на душу усопшего человека и изменить его состояние. Есть такое выражение: «после смерти нет покаяния». Это совершенно верно, если понимать под покаянием (как определяет его, например, прп.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Здесь изложен очень ясный пример и дано историческое доказательство молитвы умерших за живых: видение Иеремии и Онии, молившихся за иудеев (15:12–17). Ориген обращал внимание и цитировал это место (Com. in Iohan. t. XIII). Здесь же дан первый исторический пример действенности молитвы живых за умерших (12:39–45). Здесь представлено много примеров непоколебимой веры и надежды на Бога, не посрамляющей надеющихся людей ( 2Мак.1:8–29; 2:17; 3:15, 22, 33–35; 8:18, 27 ). Много поучительных примеров и явного Божия наказания грешников, например Иасона (5:7–10), Епифана (9:5–28), Менелая (13:6–8), Никанора (15:32–35). Особенно же, как выше замечено, прославленное всеми древними православными отцами Церкви и позднейшими проповедниками и внесенное Православной Церковью в ежегодное церковное воспоминание (1 августа) мученичество Елеазара, семи отроков и их матери ( 2Мак.6:18–7:42 ) – на все времена останется для всех борцов за истинную веру чтением, воодушевляющим на их мученичество. По мнению бл. Августина «все три Маккавейские книги внесены в канон (западной церкви) главным образом по нахождению в них высоконазидательного повествования о мученичестве за веру в истинного Бога семи братьев Маккавеев» (О граде Божией. Кн. 18, гл. 36). Св. Киприан Карфагенский много раз в поучение и для воодушевления христиан цитирует седьмую же главу (Ер. LXVI. Testim. adv. Iud. 1, 2). Особенно же прославляют описанные в этой главе подвиги Иоанн Златоуст , Григорий Богослов и Ефрем Сирин , в своих «Похвальных словах Маккавеям». Позднее: Иоанн Дамаскин и Косма Майумский в принятых Православной Церковью песнопениях воспевают их подвиги. Эта книга написана на греческом языке и сохранилась в оригинальном тексте, преимущественно в александрийском списке и в Венетском кодексе перевода LXX; а в ватиканском и синайском списках нет ее. В некоторых списках Лукиановой рецензии 19, 62, 64, 93) находится эта книга, хотя с корректурами. Существует древний сирский перевод при Пешито, но сделанный свободно. В Вульгате этой книги нет и католическими богословами она не всегда обозревается.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Во-вторых, святой Апостол говорит о тех, которые верою творили правду, что относится преимущественно к пророкам, которые возвещали людям правду Божью, и сами жили в этой правде, усердно служа Господу. В-третьих, святой Апостол говорит о тех, которые верою получали обетования. Многие из судей, царей и пророков, по вере в Бога получали от Него те или другие обетования. Но в особенности царь Давид получил обетование от Бога, что от его семени произойдут цари, имеющие царствовать преемственно до плена Вавилонского (см. 2Цар. 7:12–16 ). В-четвертых, святой Апостол говорит о тех, кои поверив в Бога, заграждали уста львов. Под ними можно разуметь Самсона, растерзавшего льва (см. Суд. 14:5–6 ), в особенности же пророка Даниила, который дважды заключен был в львиный ров, и оба раза львы не причинили ему никакого вреда, ибо ангел Господень, по вере пророка, заградил им уста (см. Дан. 6:16–22, 14:31–42 ). В-пятых, святой Апостол упоминает тех, кои по вере в Бога угашали силу огня. Здесь нужно разуметь трех отроков (Ананию, Азарию и Мисаила), которых вавилонский царь Навуходоносор приказал, за непоклонение их идолу, бросить в огненную печь, но по вере их в Бога, ангел Господень охладил пламень огня, и они вышли из печи невредимыми (см. Дан. 3:17–94 ). В-шестых, святой Апостол упоминает о тех, которые по силе веры своей избегали острия меча, например, пророк Илия избег угрожавшей от меча смерти, по приказанию Иезавели ( 3Цар. 19:2–3 ), царь Давид избег смерти от меча Саула (см., напр. 1Цар. 19:2 ) и другие. В-седьмых, Апостол упоминает о тех, что по силе веры своей, укреплялись от немощи. Так, царь Езекия, будучи при смерти, молитвою веры получил исцеление и еще жил 15 лет (см. 4Цар. 20:1–11 ). Также Иову по молитве его, Господь возвратил здоровье (см. Иов. 42:10 ). Некоторые (Златоуст), под укрепленными в немощах по силе веры, разумеют и возвратившихся из плена Вавилонского, которые были истомлены пленом до того, что стали похожи на кости сухие ( Иез. 37:11–14 ). Но и такие, при помощи Божьей, построили и храм, и город Иерусалим (см., напр, 1Езд. 3:10–13, 6:14–17 ; Неем. 12:27 ) и защищались с успехом от врагов. В-восьмых, святой Апостол указывает силу веры в тех, которые были крепки на войне и прогоняли полки чужих. Не только во времена судей и царей верующие иудеи, через веру в Бога, были крепки на войне и прогоняли полки чужих, но и после возвращения из плена, были крепки на войне с окружающими их неприятелями, и особенно в последний период существования Ветхого Завета, они, во время Маккавеев, с блестящим успехом сражались с целыми полками египетскими и сирийскими (см., напр, 1Мак. 6:28–42 ; 2Мак. 8:1–6, 15:26–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Из множества приводимых на то свидетельств некоторые не потеряли интереса редкости даже до настоящего времени. Таковы, напр., свидетельства, что римский папа Сильвестр показывал Константину Великому пред его крещением иконы св. апостолов Петра и Павла, что в местечке Паниаде (в Кесерии Филипповой) до лет Юлиана Богоотступника стоял образ Христа, поставленный исцеленной Спасителем кровоточивой женой. Далее автор доказывает, что не иконопочитание, а иконоборство преемственно перешло к пам от «скверных Христоненавистников», от жидов и магометан, от императоров иконоборцев: Филиппа, Льва III, Льва IV и, наконец, от «наследовавших» им Виклефа, Гусса, Лютера и Кальвина (гл. 2). О почитании и молитвенном призывании святых, в виду вышеприведенных возражений протестантов, полемист рассуждает: «Бог оказывал милосердие свое не только ради Авраама, Исаака и Иакова ( Исх.32:12,13 ), но и Давида ради и пророка Иеремии и иных ради многих ( 4Цар.19:34 ; 3Цар.11:11,12 ; Nc. 31:1; 67:36; 150:1; 149:1,4,15, 9; III:6,9 ). Заботясь о нашем всегдашнем благе, святые всегда молятся о нас; беспрестанно вопиют о нас Богу ( 3Ездр.15:18 ; 2Макк.15:12–18; Откр.6:9–12 ). Ап. Петр обещает иметь молитвенную память об учениках своих ( 2Пет.1:15 ). Спаситель обещал дать святым славу свой ( Ин.17:22,24 ; Мф.10:40,41,42). В церкви Апостольской видим празднества в честь святых (прав. Апост. 7 и 17). Длинный этот ряд археологических и библейских доказательств приятно перемежается остроумными замечаниями в роде следующих: «удивляться ли чудотворениям, совершаемым святыми, удивляться ли тому, что миро течет от св. мощей, когда Бог источал источники воды из ослиной челюсти для славного Сампсона, испустил воду из камени для странствовавших евреев» (гл. 7). В таком же роде излагается противопротестантское учение о пользе и необходимости молитв за умерших. В основание его приводятся: наставление Товита к сыну: хлеб твой и вино твое при гробе праведных даждь (4, 17), пример Иуды Маккавея, пославшего в Иерусалим богатую милостыню (2000 гривен серебра) за грехи убиенных на брани ( 2Мак.12:43 ), пример Варуха пророка, молившегося за отшедших из мира сего ( Вар. 3:4 ) и, наконец, прямое повеление св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Однако они сами говорят, что не все они записали о Христе ( Ин.20:30; 21:25 ), не все записали и из собственных наставлений ( 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:13–14 ); многое необходимое они передали христианам изустно ( 2Тим.2:2 ) и самым делом ( 1Кор.2:20–34 ). Написанные апостолами книги и изустные их наставления взаимно восполняются одно другим и одинаково необходимы для нас ( 2Тим.3:14–15 ; 2Фес.2:15 ). То, что апостолы написали, составляет собою Св. Писание; а то, чему они научили изустно и самым делом, есть Св. Предание. Св. Писание сохраняется содержится в обычаях и установлениях церковных; то и другое вместе в течение многих веков сберегла нам вселенская православная Церковь Христова. Для истинного христианина одинаково дорого Св. Писание и Св. Предание. Основавши свою Церковь , Господь Иисус Христос поставил для нее апостолов, дабы они проповедовали Его учение и совершали богослужение ( Ин.20:21–23 ). Исполненные Духа Святого, апостолы вместо себя везде по городам рукополагали епископов, пресвитеров и диаконов ( Флп.1:1–2 ; Деян.6:6; 14:23 ). Поставленные апостолами епископы опять от себя рукополагали пресвитеров и епископов ( Тит.1:5–7 ) и так далее. Так дар священства, принятый от апостолов чрез святое рукоположение ( 1Тим.4:14 ), сохраняется в православной Церкви Христовой до настоящего времени. Успение Божией Матери. Не только Матерь Божия молится о нас, но молятся и святые праведники; пример прор. Иеремия и первосвящ. Осия ( 2Мак.15:12–14 ). Господь милует грешников иногда только вследствие молитв святых о них, как это было, например, по молитве праведного Иова ( Иов.42:7–8 ). Посему и сказано, что наша молитва особенно сильна тогда, когда помогает ей молитва праведного ( Иак.5:16–18 ). Обретение св. Креста Господня. До страданий Спасителя крест был орудием и знамением страданий; после же, когда на кресте для нашего спасения пострадал Сам Господь Христос, крест стал орудием и знамением нашего спасения. Это освятило крест, и потому он дорог истинному христианину. В слове Божием о св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Новом Завете эта истина поставляется вне сомнения. Из кн. Деяний известно, что далее платки Павловы обладали чудесной силой: когда возлагали их на больных, «у них прекращались болезни» ( Деян.19:12 ). Тем более, по Божиему изволению, могут подаваться чудеса, на духовную пользу верующих, от мощей Угодников, как храмов Св. Духа ( 1Кор.6:19 ). Вопр. Надобно-ли почитать мощи святых? Отв. В Ветхом Завете над ними строились гробницы или памятники для прославления их ( 4Цар.23:17, 18 ). Господь Иисус, говоря об этом, не осудил строителей ( Мф.23:29–31 ). Подобным образом Православная Церковь ублажает или почитает мощи святых, прославляя тем память друзей Божиих ( Ин.15:14 ; Ин.14:22 ). § 4. О молитвах Церкви за умерших христиан Вопр. Святая Церковь должна-ли поддерживать связь с душами своих братьев, умерших в Господе? Отв. Непременно должна. Вопр. Что нас побуждает поддерживать эту связь? Отв. Вера в то, что наши братья душами «всегда живы» у Господа ( Лк.20:38 ), и любовь, которую мы обязаны постоянно возгревать в себе к умершим. Эта любовь, по учению Апостола, «никогда не прекращается» ( 1Кор.13:8 ), – не имеет конца. Вопр. Каким же родом можем мы проявлять свою любовь к умершим христианам? Отв. Мы должны проявлять ее молитвами за упокой умерших братьев со святыми. Так учит Апостол: «молитесь друг за друга» ( Иак.5:16 ). Мы и молимся по долгу любви, а любовь – как сказано – безгранична ( 1Кор.13:8 ). Вопр. Откуда видно, что Церковь Божия молилась за умерших людей? Отв. Это видно из многих мест Библии. Пророк Варух молился: «Господи Вседержителю! не вспоминай неправд отцов наших» ( Вар.3:5, 8 ). Еще яснее благочестивый обычай молитв за умерших изложен в Маккавейской книге ( 2Мак.12:42–45 ). Этот обычай описан у пророка Иеремии, откуда явствует, что у евреев было обыкновение «в утешение об умершем... преломлять для них хлеб» ( Иер.16:7 ). Словами – «преломлять для них хлеб» – пророк свидетельствует, что поминать умерших ядением хлеба, а тем более, следовательно, молитвами, – полезно для покойников.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010