Сохраняйте веру и чистую совесть: Цель увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры. Преподаю тебе завещание, чтобы ты воинствовал, имея веру и добрую совесть ( 1Тим.1:5,18 ). Терпеливо переносите скорби ради совести: То угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо ( 1Петр.3:19 ) Покоряйтесь властям по совести: Надобно повиноваться власти не только из страха наказания, но и по совести ( Рим.13:5 ). Не соблазняйте совесть других: Горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит ( Мф.18:7 ). Лучше не делать ничего такого, отчего брат твой соблазняется ( Рим.14:21 ). Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего ( 1Кор.8:13 ). Благое свидетельство совести доставляет уверенность: Похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, по благодати Божией, жили в мире ( 2Кор.1:12 ). Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу ( 1Ин.3:21 ). Священнослужители должны представлять себя совести всех: Открывая истину, мы представляем себя совести всякого человека пред Богом ( 2Кор.4:2 ). Богу мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям ( 2Кор.5:11 ). Нечестивые имеют совесть ожесточенную и запятнанную: В последние времена отступят некоторые от веры, внимая учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей ( 1Тим.4:2 ). У неверных осквернены и ум и совесть ( Тит.1:15 ). Совесть нечестивых исполняет их страха и ужаса: Если презрите Мои постановления, то Я пошлю на вас ужас, и побежите, когда никто не гонится за вами; рассею вас между народами. Оставшимся из вас пошлю в сердца робость в земле врагов их, и шум колеблющегося листа погонит их, и побегут, как от меча, и падут, когда никто не преследует ( Лев.26:15–17,36 ). Если не будешь бояться славного и страшного имени Господа Бога твоего, то рассеет тебя Господь по всем народам, и Господь дает тебе там трепещущее сердце, истаивание очей и изнывание души, и будешь трепетать ночью и днем ( Втор.28:65–66 ). Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним, а праведник смел, как лев ( Притч.28:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

в) с целью помочь священнослужителям: Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим ( Гал.6:6 ). Я получил все и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу. Вы и в Фессалоники и раз и два присылали мне на нужду ( Флп.4:18,16 ); г) по отношению к бедным ( Лев.19:10 , Лев.25:35 ; Втор.15:7,11 ). У кого две одежды, дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же ( Лк.3:11 ). Когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых ( Лк.14:13 ); д) по отношению к вдовам и сиротам ( Втор.14:29 , Втор.24:19–21 ); е) по отношению к врагам: Если голоден враг твой, накорми его, если жаждет, напой его ( Рим.12:20 ; Притч.25:21 ). Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас ( Мф.5:44 ; Лк.6:27 ); ж) по отношению ко всем людям: Всякому, просящему у тебя, давай ( Лк.6:30 ). Будем делать добро всем ( Гал.6:10 ); з) от доброхотного сердца: Каждый уделяй по расположению сердца, ибо доброхотно дающего любит Бог ( 2Кор.9:7 ); и) без расчета на уплату и благодарность: Благотворите и взаймы давайте, не ожидая ничего, и будет вам награда великая ( Лк.6:35 ); к) изобильно: Сказали Моисею, говоря: народ много приносит добровольных даров, более нежели потребно для работ, какие повелел Господь сделать. Приказал Моисей, и перестал народ приносить ( Исх.36:5–6 ). Повелел Езекия народу, живущему в Иерусалиме, давать определенное содержание священникам и левитам, чтоб они были ревностны в законе Господнем. Когда обнародовано было это повеление, тогда нанесли сыны Израилевы множество начатков хлеба, вина, и масла, и меду, и всяких произведений полевых; и десятин из всего нанесли множество, и израильтяне и иудеи; живущие по городам иудейским также представили десятины из крупного и мелкого скота и десятины из пожертвований, посвященных Господу Богу их; и наложили груды, груды ( 2Пар.31:4–6 ). л) по средствам нашим: Если есть усердие, то оно принимается, смотря по тому, кто что имеет, а не потому, чего не имеет ( 2Кор.8:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Выражение μειζοτραν не согласно с изяществом греческого языка; ибо к сравнительной степени (μεζονα) прибавлен еще один суффикс сравнительной степени (-τερ). Итак мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками. истине. Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Принимать употреблено вместо занимать, захватывать. Этим апостол научает нас не выжидать прихода к нам нуждающихся, но самим бежать к ним навстречу и упрашивать их к себе, как поступали Авраам и Лот (Быт. 18,2-3; 19,1-2). Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви. Если запрещено воздавать злом за зло (Рим. 12,17), то как объяснить настоящую угрозу апостола? Отвечаем: заповедь говорит о невоздаянии злом за зло тому, кто грешит против нас, а когда грех против нас причиняет вред и вере, то совершающего такой грех должно наказывать, как и Павел навел зло на Елиму, совращавшего с путей Господних (Деян. 13,8-11). Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога. Так как нет ничего общего у света с тьмой, никакого согласия между Христом и Велиаром (2Кор. 6,14-15); то просвещенный познанием Христа не должен чрез подражание нечестивым сливаться с тьмой, то есть с гнусными делами их. Ибо как тот, кто делает добро, от Бога и усовершил мысленное око свое светом познания Его, почему весь стал светом, видит истинный свет, Бога, и бывает для других светилом в мире, содержащим слово жизни (Фил. 2,16), так и тот, кто делает злое, ходя во тьме, ни сам не может видеть Бога, то есть делать угодное Богу, ни для других быть руководителем, но ненавистен и отвратителен для всех. О Димитрии засвидетельствовано всеми и самою истиною; свидетельствуем также и мы, и вы знаете, что свидетельство наше истинно. Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью, а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам. Мир тебе. Приветствуют тебя друзья; приветствуй друзей поименно. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. ( Мф.6:16–18 ) Об этом и предсказывает Господь, что после Его вознесения христиане будут поститься ( Мк.2:19–22 ). Цель поста — распять свою плоть с ее страстями и похотями ( Гал.5:24 , Еф.4:22–24 ). Кроме того, пост необходим для борьбы с диаволом ( Мф.17:19–21 ), а отчасти и для прощения грехов ( 3Цар.21:27–29 ; ср. Иоил.2:12, 15, 18 ). Именно постом Илия сделал себя достойным видения Бога ( 3Цар.19:8–12 ). Поэтому постились и апостолы ( Деян.13:2, 14:23 ). «Во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении… в бдениях, в постах» ( 2Кор.6:4–5 ); «много раз был… в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» ( 2Кор.11:26–27 ). В апостольское время христиане постились: «не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» ( 1Кор.7:5 ; Деян.27:9 ). Итак, Вы видите, что пост был в Церкви изначально. Со временем система постов была формализована, чтобы дать верующим некий образец воздержания и смирения своего тела. Но духовное содержание поста осталось неизменным. Надеюсь, Вам хватило цитат из Библии, чтобы понять, что пост — это не человеческое, а божественное установление, имеющее целью наше спасение и совершенство. Пост как аскетическая практика, как важное духовное средство, неоднократно упоминается в Библии, цитаты вам уже привели. А то, какие конкретно постные периоды и дни в году следует соблюдать, уже устанавливала Церковь на протяжении своей истории. Это нормально, Господь дал Церкви полномочия упорядочивать жизнь верующих и помогать им на пути к спасению. Митрополит Стефан (Яворский) пишет: Церковь Христова, т.е. Вселенские и Поместные Соборы, пастыри и учители, столпы и светила Церкви имеют полномощную власть устанавливать законы для исправления верных чад своих, побуждать их к соблюдению оных законов, вменяя им в грех их неисполнение, и всеми мерами исправлять непокорных. Всякий, кто непокорен им, является непокорным не человеку, но Богу, Который дал им Духа Святого, по слову апостольскому, или, лучше сказать, по слову Христову: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» ( Лк. 10, 16 ).

http://azbyka.ru/vopros/kem-zaveshhany-p...

В книге Товииной, в главе 12 Ангел Рафаил говорит Товии: «Доброе дело – молитва с постом, и милостыню творить лучше, чем собирать золото» ( Тов. 12:8 ). Всякий да внемлет: если так говорит Ангел, не явно ли, что пост умилостивляет? В книге Иудифи, в главе 4 написано, что Иоаким, великий священник Господень, обходил весь народ израильский и говорил: «Знаете ли, что услышит Господь Бог ваши молитвы, если пребудете в посте и в молитвах пред Господом»? В книге святого пророка Ионы, в 3 главе, рассказывается, что царь Ниневийский, услышав пророчество Ионино о гибели города, облекся во вретище и запретил вкушать всему городу, чтобы не только люди постились, но чтобы и скотам не давалась пища в течение трех дней. Как постился царь Давид, он сам упоминает в псалмах: «Облачился, – говорит он, – во вретище и смирял постом душу мою» ( Пс. 34:13 ). И еще: «Покрыл постом душу мою» ( Пс. 68:11 ). И в другом псалме: «Колена мои изнемогли от поста» ( Пс. 108:24 ). Вот как постился этот царь, чтобы иметь Бога милостивым к себе! Сам Христос Спаситель постился сорок дней и сорок ночей, «оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет. 2:21 ), чтобы и мы по силе нашей хранили пост в святую Четыредесятницу. Пишется в Евангелии Матфеевом в главе семнадцатой, что Христос Бог, изгнав из некоего юноши беса, сказал апостолам: «Сей род изгоняется только молитвою и постом» ( Мф. 17:21 ). Постились и святые апостолы, как о том говорится в Деяниях, в зачале 31: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: «Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их». Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» ( Деян. 13:2–3 ). И святой апостол Павел во втором Послании к коринфянам, в зачале 182, увещевая верных, говорит, чтобы «являли себя как служители Божии», между иными богоугодными делами упоминает и пост, говоря: «В бдениях, в постах» ( 2Кор. 6:4–5 ). И затем в зачале 193, вспоминая свои подвиги, говорит: «В голоде и жажде, часто в посте» ( 2Кор. 11:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Опять заповедую вам: оказывайте всякую честь и благомыслие, почитание со страхом, непоколебимую покорность, послушание вашему игумену, как сказал некто из Святых Отцов. Ибо говорит: «Если пекущиеся о вас будут за вас отвечать, то как не покоряться им во всем и не быть послушными и услужливыми, как остальные члены тела – голове?» И божественный и великий Апостол Павел вот как говорит в своем Послании к Евреям: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет» ( Евр.13:17 ). Но храня друг с другом единомыслие, любовь и мир, между собой разогревайтесь любезной волей, утверждая друг друга, направляя, утешая, поднимая, поучая и побуждая к любви и добрым делам, и просто словам – на все благое, спасительное, добродетельное, похвальное ( Фил.4:8 ), стараясь исполнять, насколько возможно. Ибо Господь наш Иисус Христос сказал: «Сие заповедую вам: да любите друг друга, как Я возлюбил вас» ( Ин.15:12, 15:17 ), и снова: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:35 ). Видите, Чьими будем учениками, соблюдая это; видите, какой славы и веселия достигнем, поучаясь от Владыки Человеколюбца. Потому со всем старанием и со всей силой и ревностью да внимаем Его заповедям. Глава 42. Прощальное наставление Я многогрешный и неуклюжий для духовного подвига, был в нашем монастыре Пресвятой Владычицы и Богородицы, Наставницы нашей, и послужил ли, или потрудился ли, и принял ли великие скорби – не знаю. Говорю по апостолу Павлу: «В теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает» ( 2Кор.12:2 ). Так скажу я и о себе: сделал ли я что из сказанного – не знаю: Бог знает! Ибо оставался я в монастыре до тех пор, пока не собрал ваше о Господе возлюбленное стадо, после того как моей немощи помогла Владычица наша и Госпожа Богородица Наставница. Когда я говорил, как Христос говорил Своим ученикам: «Мир вам» ( Лк.24:36 ; Ин.20:19 ), – я подумал: «Когда, желая вас собрать или послужить вам, я пребывал с вами в монастыре, то из любви к вам забывал о многих своих согрешениях, содеянных мною пред Богом».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

Ибо размыслим о подвигах Павла, и ты изумишься от победных его венцов. Римлян он привлек посланием; коринфян уловил крестом; галатян обратил укоризною; у ефесян ниспроверг Диану ( Деян. 19 ); афинян поймал, как бы сетью, жертвенником (17, 12 и след.); в Филиппах приобрел добычу темничному стражу (16, 27 и след.); в Антиохии произнес поразительную проповедь (13, 14 и сл.); в Иконии забросан был камнями, как снегом (14, 19); в Листре отрыгнул словом исцеление хромому (14, 8 и сл.); в Троаде оживил Евтиха (20, 9 и сл.); на острове (Мелите) восторжествовал над ехидною (гл. 28); в Кипре ослепил волхва (13, 11); в Иерусалиме защитил крест (гл. 22). Одно поприще сменялось новым, но он не ослабевал в подвигах. Отовсюду, как из источников, лились на него беды: – беды в реках, но стяжания добродетелей не разнесли; беды от разбойник, но сокровища веры его не разграбили; беды от сродник, но, будучи земным, он дерзает как небесный; беды от язык, но евангельской стены не разрушили; беды во градех, но не преодолели венценосца вселенной; беды в пустыне, но зрелище евангельское представляло торжество победное; беды в мори, но не потопили ладьи терпения; беды во лжебратии ( 2Кор. 11, 26 ), но из среды иудеев он восприял ангелов. Подлинно, у диавола истощились искушения, а Павел не потерял ни одного венца. Итак, принесем дань благоговения всем членам Павловым. О глава, замок добродетелей! О очи, созерцающие Святую Троицу! О громогласный язык Богословия! О язвы, блистательнейшие звезд! О руки, устроительницы членов! О ноги, протекшие евангельское поприще! О словеса, врачующие души! О послания, мрежа спасения! О грудь, полная, как море, забот! О пот, оросивший Церковь ! О человек, столп веры О сокровище, обогатившее мир! О врач, отсекший заблуждение! О мертвец, никогда не умирающий! О апостол, молчащий во гробе и вопиющий с неба: мне еже жити, Христос: и еже умрети, приобретение есть ( Филип. 1, 21 ). Тому слава и держава, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. (Христ. Чт. 1840 г., ч. 2, стр. 302).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

«Яблочко от яблони недалеко падает», – так гласит о том народная мудрость. Оптинский старец Леонид при выборе жениха и невесты давал такой общий совет: о женихе судить по его отцу, а о невесте – по матери, считая, что у родителей уже в полной мере выявлены склонности те, которые ещё недостаточно ясны в детях. Св. Писание во многих местах говорит об ответственности родителей за детей. Ещё в Ветхом Завете имеются примеры наказания родителей за нечестие детей. За это был наказан священник Илий, про которого Бог так говорит пророку Самуилу: «Я объявил ему, что Я накажу дом его навеки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их» ( 1 Цар. 3, 13 ). При этом следует сказать, что Илий не пренебрегал вовсе воспитанием сыновей. Нет, Илий обличал их, говоря: «Дети мои, нехороша молва, которую я слышу: вы развращаете народ Господень» ( 1 Цар. 2, 24 ). Но, очевидно, от Илия требовалось более чем одни кроткие слова. От него требовалось рвение, наложение на сыновей наказания, обуздания их. Так об этом говорит св. Иоанн Златоуст . «Так как Илий не всё сделал, что надлежало, то восстановил Бога против себя, и против сыновей, и, щадя неблаговременно себя и детей, погубил вместе с детьми и собственное спасение. Кроме небрежности по отношению к детям  Богу не в чем было обвинить старца. Он был и священник, и старец, и знаменит, и двенадцать лет беспорочно начальствовал над еврейским народом. Однако он крайне бедственно погиб за то, что не заботился тщательно о детях, и грех его нерадения, точно суровая, громадная волна, все подвиги его закрыла. Какое же наказание ожидает нас,  когда и в добродетели много ему уступаем, и детей не только не наставляем, но поступаем в отношении их жесточе всякого варвара…» В Писаниях Нового Завета ап. Павел резко осуждает небрежение в заботе о близких: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрекся от веры и хуже неверного» ( 1Тим.5,8 ). При суждении о пригодности к должности епископа ап. Павел одним из важнейших признаков ставит отношение с семейными: «Епископ должен быть… хорошо управляющим домом своим, детей содержащим в послушании со всякою честностью» ( 1Тим.2,4 ). По заповедям ап. Павла на родителях лежит и материальная забота о детях ( 2Кор.12, 14 ), и духовная.

http://azbyka.ru/deti/vospitanie-detej-v...

9. «…От имени Христова просим: примиритесь с Богом.» (2Кор. 5:20). Самое лучшее Самое лучшее слышание – не слышание, Самое лучшее повествование – молчание, Самое лучшее знание – забвение, Самое лучшее зрение – Прозрение. 10. «…Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.» (Еф. 4:6). Истина не может быть иной Если бы что-то было иначе, то не было бы ничего. Истина никогда не может быть иной, потому что тогда она никогда не была бы Истиной. Она всегда и во веки веков такая, какая Она есть. 11. «И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня…» (Евр. 8:11). Как придти к Истине К Истине можно прийти, когда никуда не идешь, Ее можно услышать, когда ничего не слышишь, Ее можно увидеть, когда ничего не видишь, Ее можно познать, когда ничего не знаешь. 12. «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.» (Ин. 16:12). Завещание отшельника Ученики просили отшельника оставить им завещание – дать ключ к его постижениям. Отшельник завещал ученикам свою книгу, в которой он написал о себе, но просил прочитать ее только после его смерти. Пришло время, отшельник скончался и был погребен учениками. Они пришли в его хижину и взяли книгу, оставленную им их учителем. Открыв ее, они прочли его завещание: «Я – самый большой глупец, простите меня!» Больше в книге ничего не было. Комментарии Всего комментариев: 3 2012/02/13, 21:25:37 Слава вышним Богу и на земле мир в человецех благоволение...... 2012/01/08, 21:08:18 истина - видеть, слышать и знать так, как это есть на самом деле. 2010/10/28, 01:13:00 Ты- Жизнь,- Ты- Истина,- Ты-Путь,- ХРИСТОС !.. К Тебе мы приступаем; Устами смертными прильнуть К безсмертной ЧАШЕ мы дерзаем ! Мы недостойны благ ТВОИХ: Преступны,лжывы наши нравы; Но-пощади рабов СВОИХ; Не погуби нас БОЖЕ правый ! Не впомни пред Судом ТВОИМ Грехи,безумные деянья; Не попали огнём СВОИМ; Ничтожных душ существованье ! Священноинок АНАТОЛИЙ , зашт. Курской епархии МП

http://isihazm.ru/1/?id=140

не ...думали обо мне, как бы о Боге, ради откровений сверх того, что видит кто во мне 39 , или что слышит от меня. 2Кор.12:7 . Но да не превозношусь по причине величия [превосходством] откровений, о которых я не сообщил вам, дано мне жало 40 плоти – ангел сатаны, да удручает меня 41 , да не превозношуся 42 . Жало же это было или его немощь, как говорят некоторые, или Александр медник ( 2Тим.4:14 ), как говорят другие 43 . 2Кор.12:8–9 . Ради сего трижды... Господа умолял я, да отступит от меня. И сказал [мне]: «достаточна тебе благодать Моя, – которая поражает жало твое, – ибо сила Моя... в немощи... совершается», поскольку сила благодати с помощью немощных совершается. Но в этом не был услышан, поскольку откровение и о том, что не был услышан, сделано было ему, дабы убедить, почему не был услышан. Лучше будет мне хвалиться в немощи, то есть ожидать немощи, чтобы вселилась в меня сила Христова. 2Кор.12:10 . Посему... благодушествую в немощах, в обидах... и в гонениях... ибо, когда я немощен в этом внешнем, тогда силен я во внутреннем. 2Кор.12:11 . Вот, неразумен даже стал я и хвалю сь, поскольку «вы» послушанием своим, оказав повиновение нашим хулителям и гордецам, принудили... меня дойти до этого. Ибо надлежало... вам, пока мы хранили молчание, свидетельствовать за нас 44 пред нашими хулителями, ибо в любом из всех даров, которые даются чрез Духа, никакого не имел я недостатка у вас пред наи высшими Апостолами ( 2Кор.13:8–10 , Гал.2:2, 6 ). 2Кор.12:11–12 . Хотя... и... ничто... я по делам моим, знамения однако Апостолов я совершил у вас. И мы явили вам то, что превозносят люди, – мы были у вас во всяком терпении вместе с знамениями и чудесами и силами, которые совершали мы, но никоим образом не властвовали (над вами при помощи их), ибо всем и всячески угождали мы. 2Кор.12:13 . Ибо [что... есть такое], в чем вы умалены были против прочих церквей, если только не тем, что... я нисколько не о тягчил 45 вас, то есть едва допустил нечто принять от вас? 2Кор.12:14 . Ибо не... ищу... вашего, но вас: ведь [ибо] не дети... родителям скопляют

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010