Апостол Павел, сподобившийся особенной благодати Святого Духа ( 2Кор.12:1–5 ), хотя и был праведен пред Богом и людьми ( Евр.13:18 ; Флп.1:20 ), но признавал необходимыми для себя молитвы верующих и неоднократно просил своих благочестивых учеников молиться за него. «Умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовию Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу», – писал он римским христианам ( Рим.15:30 ). «Братия! молитесь о нас», – просит он и других христиан ( 1Сол.5:25 ; чит. Еф.6:18–19 ; 1Тим.2:1–3 ). Апостол и сам молится о верующих: «Непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах своих ( Еф.1:16 ; чит. Флп.1:3–4 ; 2Сол.1:11–12 ). Но если молитвы праведников сильны пред Богом и спасительны для обращающихся к ним ещё при жизни праведников на земле, то тем более молитвы их должны быть плодотворны и угодны Богу, когда они (праведники), по переселении на небо, приходят в ближайшее общение со Христом и когда, следовательно, их предстательство пред Богом за людей может быть сильнее. На чём, однако, основывается вера, что святые могут ходатайствовать пред Богом и по отшествии своём на Небо? Да на том, что для Бога все (и умершие) живы: Лк.20:18 ; Рим.14:8 . На том ещё, что и по отшествии на небо святые состоят в общении с нами: «Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память» ( 2Пет.1:13–15 ). Нельзя забывать, конечно, того, что содействие святых угодников состоит не в том, будто они уделяют нам от своей праведности, но в том, что своими молитвами они умилостивляют Бога к нашим грехам и оказывают нам помощь в скорбях и нуждах: «Правда (же) праведного при нём и остаётся». А для успеха ходатайства святых за нас пред Богом с нашей стороны необходимо искреннее раскаяние в грехах. Пока «беззаконие беззаконного» будет оставаться с ним, – он не получит просимого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Но чтобы кто не подумал, что молитва сильна и действительна у одних только святых, приведем и такие примеры, из коих можем видеть ясно, что Бог приемлет молитву и грешников, если с смиренным и сокрушенным сердцем они молят Его. Согреших, вопиет Давид к Господу, и Господь ответствует ему чрез Нафана: Господь отъя согрешение твое, не умреши ( 2Цар. 12:13 ). Молился Богу Манассия, и Бог помиловал его: и послуша его, и услыша вопль его, и возврати его со Иерусалим на Царство его ( 2Пар. 33:12–13 ). Молился мытарь: Боже милостив буди ми грешнику, и Бог оправдал его ( Лк. 18:14 ). Молился на кресте разбойник: помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем, и Господь ввел его в царство небесное ( Лк. 23:42 ). Молитва того и другого была краткая, но действительная: немного говорили пред Богом, но много от Него получили; говорили не устами, а сердцем, говорили не о том, чего хотела плоть, но чего искал их дух. И может ли молитва быть не услышана, когда Сам Бог требует, чтобы мы молились? Может ли прошение быть отвергнуто, когда Он Сам повелевает: просите и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется ( Ин. 16:23 ; Мф. 7:7–8 ). Самая заповедь о молитве убеждает нас в ее силе, и самый обет уверяет в ее действии. Иначе, для чего бы было побуждать к молитве, и обещать исполнение прошений? Но верен Господь во всех делах Своих, истинен во всех словах и обещаниях, и благ паче земных родителей: аще вы лукави суще умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец ваш небесный даст блага просящым у него, говорит Иисус Христос ( Мф. 7:11 ). Что изъясняет Он чрез сие уподобление? Несомненность в действии и успехе молитвы: просите и дастся вам. Господь благ и в самом отказывании нашим прошениям. Тогда Он или исполняет самое глубочайшее желание, которого неразумев, мы обращаем совсем к другому предмету, или исполняет их неожиданным и высшим образом. Так Апостол Павел трикраты молил Его, да отступит от него пакостник плоти. И чтоже? Довлеет ти Благодать моя: сила бо моя в немощи совершается, ответствовал ему Господь ( 2Кор. 12:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Самое страшное то, что таковы будут (и есть уже!) и те, кто на словах признают себя верующими во Христа, но, конечно, настоящей веры в них быть не может, а только одно лицемерие и притворство, – все ради достижения тех же своих низменных эгоистических целей, когда и где это выгодно. Кто же такие  «спасаемые» ? – «Спасаемые» это те, которые ясно уразумели, что «помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир» ( Рим.8,6 ) . «Спасаемые» это те, которые ясно осознали, что привязанность к земным удовольствиям и наслаждениям и вообще ко всему земному, предание себя в постыдный плен страстям и порокам убивает душу и низводит человека на уровень безсловесного животного, уподобляет его скотам несмысленным. «Спасаемые» это те, которые всем сердцем восприняли благую весть Евангелия о спасении человеческого рода чрез крестные страдания, смерть и воскресение Единородного Сына Божия. Это – люди, которые стремятся «горняя мудрствовати, а не земная» ( Кол.3,2 ) , которые стремятся уподобиться Христу, умерщвляя земные члены свои: «блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание» ( Кол.3,5 ) . Они постоянно держат перед своими мысленными очами наставление Апостола: «Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» ( Гал.5,24 ) . Они берут безбоязненно крест свой, отвергаясь себя, и идут за Христом  ( Мк.8,34 ) . Они непрестанно стремятся к достижению христианского совершенства, «задняя забывая, в предняя же простираяся» ( Флп.3,13 ) , ибо твердо содержат в уме своем наставление Господа: «Будите совершенны, якоже Отец Мой Небесный совершен есть» ( Мф.5,48 ) . Для таких людей «слово крестное – сила Божия есть». Как и почему? Потому, что обыкновенными человеческими силами христианское совершенство недостижимо. Грехопадение наших прародителей настолько извратило человеческую природу, что человек стал более удобопреклонен ко злу, нежели к добру. Своими крестными страданиями Христос Спаситель «искупил ны от клятвы законные, быв по нас клятва» ( Гал.3,13 ) , и с тех пор, по мудрому выражение великого богослова-подвижника наших времен Преосвященного Феофана, Вышенского Затворника, Крест Христов сделался для нас проводником, как бы некоей трубой или каналом, по которому изобильно изливаются на нас неистощимые токи Божественной благодати, а эта благодать и есть та «сила Божия», которая «в немощи совершается» ( 2Кор.12,9 )  и творит в нас и через нас дивные и преславные дела Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

1 чтобы вам удостоиться. Жизнь, достойная Бога ( 1Фес. 2,12 ), призвания Божия (1,11; Еф. 4,1 ), Христа ( Кол. 1,10 ), Евангелия ( Флп. 1,27.28 ) или Царствия (1,5.11) это жизнь терпеливого, радостного следования за Христом даже перед лицом смертельной вражды со стороны тех, кто противится вере. Такая жизнь твердое свидетельство, что суд Божий праведен. для которого и страдаете. Даже пользуясь правами гражданства в небесном Царстве (см. ком. к 1Фес. 2,12 ), христиане все же страдают ради него ( Деян. 14,22 ), ибо это Царство неизбежно сталкивается с противодействием дьявола. 1 не покоряющимся благовествованию. Благовестие Евангелие должно быть принято, в него надо верить, ему надо покоряться ( 1Пет. 4,17 ). Оно содержит Божественные заповеди, требующие полностью покорить себя Богу посредством примирения с Ним во Иисусе Христе. 1 в день оный. Имеется в виду «день Господень» ( 1Фес 5,2 ). Хотя нам не дано знать, сколько именно продлится этот особенный «день», можно сделать вывод, что Последний суд над нечестивыми тесно примыкает к приходу Христа за Его святыми. 1 звания. Т.е. «призвания». Это «призвание» следует рассматривать в связи с 1Фес. 2,12 , где призывающий Бог; то, к чему мы призваны, Божие Царство и слава (2,14). 1 Бога нашего и Господа Иисуса Христа. В греческом тексте нет артикля перед словом «Господа», поэтому перевод может быть таким: «Бога нашего и Господа, Иисуса Христа», а это определенно указывает, что слово «Бог» отнесено к Иисусу Христу. Против такого перевода говорит сравнительно редкое применение в НЗ слова «Бог» по отношению ко Христу (ср. Рим. 9,5 ; Тит. 2,13 ; 2Пет. 1,1 ). Однако следует отметить, что в других местах своих посланий Павел обычно говорит о Христе и о Боге Отце в тесной связи (напр. 1,1.2; 2,16; 1Фес. 1,1; 3,11 ) и явно считает, что Христос обладает всеми свойствами Божества. Глава 2 2 о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему. Это и есть «восхищение» святых, о котором говорилось в 1Фес. 4,17 . Павел как будто отождествляет время пришествия Христа и восхищения святых с «днем Господним» ( 1Фес. 2,19 ; ср. 1Кор. 1,7.8 ; 2Кор. 1,14 ; Флп. 2,16 ), где собрание всех верующих перед Господом имеет место «в пришествие Его» и «в день Господа нашего Иисуса». Поскольку прежде чем настанет день Господень, должно прийти «отступление» и открыться «человек греха» (ст. 3), оба признака также должны проявиться прежде восхищения святых. Если лжеучители говорили, что день Господень уже наступает (ст. 2) и, таким образом, предрекали восхищение в любой момент, их неправду можно было доказать отсутствием указанных предзнаменований.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Ориген, живший в третьем столетии, в кн. 3, против Цельса: «Во-первых изъясни (Павловы) послания; и, вникнувши в значение каждого в оных слова, (например, в послание к Ефесянам, и к Колоссянам, и в послание к Фессалоникийцам, и Филиппийцам, и к Римлянам); покажи и то и другое, и что ты уразумел слова Павловы, и что доказать (можешь), что оные из них просты суть и буии. Ибо, ежели предастся кто внятному чтению (его); то, я совершенно знаю, что таковой или удивится разуму сего мужа, в простом речении великое объемлющего, или, не удивившись, сам посмеяния достойным покажется». Кроме ж того, древние церковные учители, во утверждение своих писаний, приводят из нового Завета и самые изречения, некоторые подлинными словами, а другие с малою переменою. Климент, Епископ Римский в первом своем послании к Коринфянам, в гл. 13 приводит следующие тексты: Хваляйся о Господе, да хвалится. 1Кор.1:31 . Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть. Лк.6:36 . Св. Игнатий, живший в конце первого и в начале второго столетий, в своем послании к Смирнянам, приводит сии тексты: Могий вместити, да вместит, Мф.19:12 . А в послании своем к Поликарпу: И болезни понесе. Мф.8:17 . Будите мудри яко змия, и цели яко голубие. Мф.10:16 . В послании к Ефесянам: Да есте же утверждени в томже разумении и в тойже мысли. 1Кор.1:10 . Бог гордым противится. 1Пет.5:5 . Молитеся непрестанно. 1Сол.5:17 . Ни хищники царствия Божия не наследят. 1Кор.6:10 . Где премудр? где книжник? 1Кор.1:20 . К Магнезианам: Скверных же и бабиих басней отрицайся. 1Тим.4:7 . В послании к Филаделфянам: Дух, идеже хощет, дышет, и глас его слышиши, но не веси откуду приходит, и камо грядет. Ин.3:8 . В послании к Римлянам: Видимая бо временна, невидимая же вечна. 2Кор.4:18 . Кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит. Мф.16:26 . Поликарп, живший во 2-м столетии, в своем к Филиппийцам послании, (о котором упоминает и Св. Ириней,) приводит сии тексты: Служим благоугодно Богу, страхом и истиною. Евр.12:28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Smirno...

Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается». Объяснение. Под «обращением к Господу» должно понимать обращение к Христовой вере; когда же говорится, что покрывало снимается Христом, то разумеется не одно непосредственное действие Христа: Он снимает покрывало с Ветхого Завета чрез писание Новозаветное, чрез Предание апостольское, чрез вразумляющие и руководящие внушения и действия пастырей Церкви, которая есть столп и утверждение истины: 1Тим.3:15:4:12–13 . Здесь не выражается той мысли, будто всякому, обращающемуся к Господу, открывался полный и истинный смысл Священного Писания: Сир.38:24–25 ; 1Кор.14:38 , а говорится лишь об ослеплении ума и сердца «сынов Израиля»: Лк.24:25:27 . Флп.3:15 . «Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чём иначе мыслите, то и это Бог вам откроет». Объяснение. Апостол разумеет мысли о праведности, и смиренный образ мыслей о ничтожности собственных дел пред заслугами Христа Спасителя представляет как общее правило для всех утвердившихся в вере: ст.7–9; Рим.3:22 . Хвалящимся знанием буквы Священного Писания, без руководства Церкви, нужно помнить слова апостола: 2Кор.3:6 ; 2Тим.3:7 ; 1Кор.8:2 . 2Тим.3:16 . «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». Объясн. По отношению к Ветхому Завету необходимо, чтобы чтение его соединялось с познанием о Христе; по отношению к Новому не менее необходимо, чтобы чтение его соединялось с правильным разумением читаемого: 2Пет.3:16 . Кто же может руководить человека к правильному разумению Писания и предостеречь его от толкований ложных? Читай: Деян.8:31–35 . Благовествовать могут только посланные на это: Рим.10:15 . Таким образом, совершенствование христианина поставляется в зависимость не от одного Писания, но ещё и от руководительства данных Христом учителей: Еф.4:11 , которые, подобно Филиппу, благовествуют, «начиная от Писания». Втор.8:3 . «Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живёт человек, но всяким (словом), исходящим из уст Господа, живёт человек».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Иисус не только послан к людям, но и Сам посылает людей для совершения Своего дела. ⇒ Ученики Иисуса – это те, кто находится при Нем и кого Он посылает ( Мк. 3:14 ) на проповедь, наделяя чудесной силой ( Мф. 10:5–8 ): «И послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных» ( Лк. 9:2 ). При этом Иисус посылал Своих учеников в определ. порядке: «Начал посылать по два и дал им власть над нечистыми духами» ( Мк. 6:7 ). Миссия посланников заключается в том, чтобы подготовить приход Самого Иисуса, проложить путь для Посланника Самого Бога, Иисуса Христа. Иисус посылает семьдесят учеников в города и селения, куда Он Сам намерен прийти ( Лк. 10:1 ). След., люди не вольны посылать благовестников Евангелия, это всегда совершает Сам Иисус Христос по воле Пославшего Его. Поэтому Иисус перед лицом великой жатвы Божьей не призывает людей к добровольному участию в ней, а говорит: «Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» ( Мф. 9:38 ; Лк. 10:2 ). Сам Бог всегда остается Посылающим вестников. Он посылает в мир Своего Сына, Который посылает на проповедь Своих учеников: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» ( Ин. 20:21 ; ср. Ин. 17:18 ). В том, что вестники рассылаются «до края земли» ( Деян. 1:8 ), продолжается деяние Самого Бога. Поэтому НЗ содержит не только земную историю Иисуса, но также и историю, и послания первых вестников, которых Иисус вооружает властью Пославшего Его: они принимают силу Св. Духа ( Деян. 1:8 ). Иисус посылает им Утешителя ( Ин. 16:7 ), и они получают власть прощать или не прощать грехи ( Ин. 20:23 ). Не принимающий посланников Иисуса навлекает на себя суд Божий ( Мф. 10:14.15 ; Мк. 6:11 ; Лк. 10:10–12 ). Тот, кто не послан Иисусом, не может проповедовать, а без проповеди невозможны ни вера, ни спасение ( Рим. 10:13–15 ). Посланные становятся причастны к страданиям Иисуса, Он посылает их «как овец среди волков» ( Мф. 10:16 ; Лк. 10:3 ). Павел описывает страдания, которые ему пришлось претерпеть в его апостольском служении ( 2Кор. 11:22–30 ; ср. также Кол. 1:24 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

17. Все предки И. Христа умерли, и одни только веровавшие из них живы пред Богом ( Ин.11:25 ). Рожденное от плоти есть плоть (смертно): а рожденное от Духа ( Мф.1:20 ) есть дух (бессмертно). Ин.3:6 . 19. Праведник всячески старается скрыть недостатки ( 2Кор.13:7 ) других, хотя бы они относились с какой-нибудь стороны к его бесчестию, или были только мнимые ( Мф.1:20 ). 20. Ангелы являются праведникам во сне, и на яву ( Лк.1:28 ), и возвещая волю Божию ( Мф.2:13 , Быт.31:11–14 ), разрешают их недоумения и сомнения ( Лк.1:34, 35 сл.), внушаемые сатаной ( Быт.3:1 ). 19–20. Бурю внутрь имея помышлений сомнительных, целомудренный Иосиф смятеся, к тебе зря небрачней, и бракоокрадованную помышлял, непорочная: уведев же твое зачатие от Духа Свята, рече: Аллилуия (Акаф. Пресв. Богор). 21. Хотя будущего никто не знает, кроме единого Бога; но Ангелы открывают человекам и будущее по особенному им откровению Божию ( Мф.18:10 ). 22–23. О рождестве Иисуса Христа от Девы предсказано было в Ветхом Завете ( Ис.7:14 ); сим всякий верующий должен утешаться и утверждаться в вере при событии. Событие пророчества в точности есть доказательство действия Духа Святаго в пророке ( 2Пет.1:21 ); будем почитать св. Божиих пророков, как служителей Слова Божия, говоривших именем Господним ( Иак.5:10 ). 24–25. Кто получил Божие откровение, и уверен в оном ( Деян.5:32, 34, 35 сл.), тот непременно должен поступать, как повелел Господь. Гл. 2. Ст. 1–2. Откровения могут быть подаваемы и язычникам ( Быт.20:3, 6 ); ибо Бог не есть только Бог Иудеев, но и язычников ( Рим.3:29; 10, 20 ). Рождеству Христову предшествовало небесное знамение – явившаяся звезда на востоке, никому прежде неизвестная, и приведшая видевших ее восточных мудрецов к месту рождения Иисуса ( Мф.2:9 ) на поклонение Ему ( Мф.2:11 ). Христианин! если звездам служащие научились звездою кланяться единому истинному Богу ( Мф.2:9–11 ), то кольми паче покланяйся ты, когда смотришь на солнце, луну и звезды. 3–4:8, 12. Злоба и зависть, принимая личину добродетели, старается уловить праведного скрытными сетями, и погубить (ст. 16): но живущий под кровом Всевышнего в тени Всемогущего почивает ( Пс.90:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Напротив того, – жить верою есть истинная жизнь. Вера влечет нас к Богу, и Бога к нам привлекает. Ею мы, как дикие маслины, прививаемся к доброй маслине – Иисусу Христу, и почерпаем из Него дух и силу к возрастанию во всех добродетелях, и к принесению плодов Духа, кои суть: любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ( Гал.5:22 ). Спаситель наш бывает тогда, как роса, верующему. Буду, вещает Он, яко роса Израилю, и процветет, яко крин, и прострет корение свое, яко Ливан ( Ос.14:6 ). Итак, жить верою – значит возрастать, процветать и плоды приносить во Христе силою Духа Святаго. -Посему, да испытаем себя, аще есмы в вере ( 2Кор.13:5 )? Да судим по плодам о качестве древа, и да вопрошаем себя: есть ли в нас плоды истинной веры, плоды Духа благодати? – А бесплодною верою не будем обольщать себя. Лучше скорбеть о своем неверии, нежели хвалиться и довольствоваться устною верою, не имея в себе живой ее силы: ибо в скорби о своем неверии скрывается уже семя веры. Чем же охраняется и подкрепляется в человеке жизнь веры? – Мужественною борьбой со страстями н похотями, страхом Божиим, охотным принятием скорбей и неослабною жаждою духовного преуспеяния. Жить верою – есть непрестанно стоять в борьбе против различных врагов. Дух веры любит чистоту; ибо он Божественного происхождения: посему, враги его силятся возмутить чистоту его внушением нечистых помыслов, и пожеланий. Так – дух плоти старается ослабить верность его леностью, тайно говоря ему: лев на путех, на стогнах же разбойницы ( Притч.26:13 ); служащий плоти разум своими лжеумствованиями усиливается извинять чувственные наслаждения; мир, советует сообразоваться веку сему ( Рим.12:9 ). А дьявол располагает сими врагами веры, и внушениями своими изощряет козни их и подкрепляет их силы. Но верующий, видя со всех сторон сети, всегда бодрствует, мужественно сопротивляется нападениям врагов, и силою благодати побеждает их, предзревая Господа пред собою выну ( Пс.15:8 ): ибо Господь с ним, яко борец крепкий. ( Иер.20:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

1. Ты просишь объяснить, почему мы сказали, что ангелы участвуют в свете и благодати соразмерно чину, хотя отец Григорий Богослов сомневался относительно них 7 ? Потому что мы точно научены наблюдавшими чины и силы и озарения их (ангелов); к ним, которые являются более древними служителями Христу, и надо нам полностью присоединиться нежели к божественному отцу Григорию. Кто же они? Павел, который взошел на третье небо и наблюдал там все зрелища и слышал «неизреченные слова» ( 2Кор.12:4 ), и Дионисий Ареопагит , ученик его, которому Павел и повелел записать то, что он видел, и то неизреченное, что он слышал от посвящающих в тайны Откровения, что тот и выражает, когда пишет к Тимофею. Что же говорит Дионисий об ангелах и их чинах и свете? Далее внемли разумно. Ведь в 4 главе, которую он озаглавил «Что означает название ангелов», он говорит так: «Однако и для равночинных от всеобщего пресущественного Чиноначалия определено такое установление, чтобы в каждой иерархии были первые, средние и последние чины и силы, и чтобы более божественные были посвятителями и руководителями меньших при божественном возведении, озарении и приобщении» 8 . В 10 же главе, в которой он представляет «Повторение ангельского благочиния»: «Ибо, – говорит – всеобщая пресущественная Гармония до такой степени предусмотрела священное благоустроение и чинное поведение 9 каждого из словесных и разумных (существ), что и для каждой из иерархий отдельно установила святопристойные чины, и мы видим, что всякая иерархия разделяется на первые, средние и последние силы. Однако и каждое отдельно устроение, собственно говоря, Она разделила на те же самые боговдохновенные гармонии. Потому и говорят богословы, что сами божественнейшие Серафимы взывают друг к другу ( Ис.6:3 ), этим ясно, как я полагаю, показывая, что первые передают вторым богословские знания. Я могу, пожалуй, не без основании добавить то, что и каждый сам по себе и небесный, и человеческий ум имеет свои и первые, и средние, и последние чины и силы, проявляющиеся соответственно священноначальным озарениям по мере каждого для упомянутых 10 собственных восхождений 11 , согласно которым каждый, насколько ему дозволено и доступно, причащается пречистейшему очищению, преисполненному свету и предсовершенному совершенству. Ибо нет ничего самодовлеющего или вообще не нуждающегося в совершенстве, кроме истинно Самосовершенного и Предсовершенного» 12 . Так как в самом деле, как ты видишь, служащие Слову ничуть не сомневаются относительно них (ангелов), будем присоединяться (к ним), не потому, что мы пренебрегаем божественным отцом Григорием – отклони, такое даже помыслить нам невозможно! – по потому, что те имеют старшинство богословия 13 , ибо они научены Словом Божиим и от Него введены более определенно в тайны и божественною, и человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010