Обсуждая расхождения между Католической и Православной Церквами, «уверенный в православии», то есть святитель Филарет, обращается к триадологии блаженного Августина и доказывает: мнение последнего о том, что Святой Дух есть связующая Отца и Сына любовь 10 , не находит подтверждения в Священном Писании , где говорится, что «любовь есть свойство не одной ипостаси, но П. В. Хондзинский. Святитель Филарет и блаженный Августин естества Божеского вообще» 11 . Знаменательно, что святитель не ограничивается этой критикой, но уже через год в известном «Слове в Великий пяток» 1816 г. принципиально переосмысливает Августинову формулу (Любящий – Возлюбленный – Любовь ) и дает вместо нее свою: «Любовь Отца – распинающая. Любовь Сына – распинаемая. Любовь Духа – торжествующая силою крестною» 12 . Сравнив ее с августиновой, легко обнаружить, что святитель «перевел» ее с уровня внутритроических отношений на уровень обращенного к твари Божественного действия. 3 В той же работе («Разговоры между испытующим и уверенным...») рассматривается святителем вопрос о границах Церкви, и, хотя блаженный Августин здесь не упоминается, связь с его учением у святителя определенно присутствует. Действительно, опираясь на текст послания апостола Иоанна: Всяк Дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть ( 1Ин.4.1–3 ), святитель утверждает, что Церковь , верующая, яко Иисус есть Христос, не может быть прямо названа ложной, но должна рассматриваться либо как «чисто истинная», либо как «не чисто истинная», согласно употребляемому апостолом Павлом различению: Несмы бо, якоже мнози, нечисто проповедующие слово Божие, но яко от чистоты, но яко от Бога ( 2Кор.11.17 ) 13 . И как крестившийся остается принадлежащим к телу Церкви, хотя б своими согрешениями и отпадал от ее единства 14 , так и видимое тело Вселенской Церкви имеет не только здравые, но и немощные члены ( 1Кор.8.10–11 ), в которых нечисто проповедуется слово Божие ( 1Кор.2.17 ). Древний закон единства был нарушен Римской Церковью введением Filioque, однако поскольку остается неизвестным, сколь многие из западных христиан и насколько серьезно прониклись учениями, свойственными только Западной Церкви, а насколько по-прежнему держатся предания Вселенской Церкви, постольку Западная Церковь подлежит суду Вселенской Церкви, а западные христиане «суду или паче милосердию Божию» 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Так как все благие мысли в этой книге от Ангела Хранителя, света второго по Боге 7 , просвещающего меня, то надо высоко ценить их и исполнять: не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога [ 2Кор. 3, 5 ]. Рамы на осень и зиму новые. Братский, священный союз. Сюртук алтарному сторожу. Свечи снимают сторожа не вовремя и оскорбляют усердие жертвующих. Деньги послать на вакацию 8 племянницам и племянникам. Руководство по Церковной истории Рудакова 9 . Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других. Первое послание к Солунянам 2, 6. Серебренниковы заразились расколом, не ходят к исповеди и причастию; убегают от причащения больной матери. Надо власть употребить, обличить. Какой я пастырь, если буду молчать. Цепова жена ходит только напоказ в церковь , а сама развращает Серебренниковых – мужа и жену. 23 июля 1874 г. Сигару курить опасно: крайне упадают нервы, рука трясется, весь организм колеблется. Помни, сколько ты обязан царю и Синоду и какие они могучие двигатели во всей России, и крепко, крепко молись за них Господу и непреткновенно, да Господь умудрит и наставит их проходить высокое их служение. 12 августа 1874 г. 1 Дай мне, Господи, никогда не курить, потому что это убыток (урон, поражение) и погибель. 13 декабря 1873 (лат.). 2 Табакокурение – нравственная немощь и страсть которую Церковь осуждает, ибо этот недуг, пленяя человека как и алкоголь, вызывает зависимость от него, расстраивает здоровье и причиняет нравственный, физический и экономический вред своим приверженцам. Читатель, однако, должен понимать, что отрицательное отношение к табаку в русском обществе складывалось постепенно. Торговля табаком в России в больших масштабах началась со времен Петра I, который указом от 1 февраля 1697 года позволил русским торговцам «торговать табаком явно», что было серьезным шагом к тому, чтобы сделать его предметом купли-продажи и учитывать как статью казенного дохода. В Московской Руси табак был популярен лишь среди «стрельцов и гулящих всяких людей».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

2Кор.8:7 .  А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовию вашею к нам, – так изобилуйте и сею добродетелью. Ср. 1Kop I:5 . 2Кор.8:8 .  Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви. Ап., как и в 1Кор 7:25, 35, 40 , не приказывает Коринфянам, а дает им только случай проявить свое христианское настроение. 2Кор.8:9 .  Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою. Для убеждения Коринфян Ап. напоминает им, что сделал Христос из любви к людям (ср. Флn.II:6 и сл.). 2Кор.8:10 .  Я даю на это совет: ибо это полезно вам, которые не только начали делать сие, но и желали того еще с прошедшего года. Еще более должно побуждать Коринфян к собранию милостыни то, что они не только делали сбор как нечто обязательное для каждого христианина, но и прилагали к этому делу особое желание или усердие, еще раньше чем Македоняне. Буссе вторую половину стиха переводит так: «которые если и не начали делать (сбор), то все-таки уже имели желание этого». Сирийский перевод передает это место так: «не только желанием, но и делом». 2Кор.8:11 .  Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку. 2Кор.8:12 .  Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет. 2Кор.8:13 .  Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Апостол разъясняет, что милостыня должна быть подаваема по мере средств, так чтобы человек не оставался сам нищим. В самом деле, если бы имело место такое безграничное раздаяние своего состояния, то число нищих все росло бы и росло и вновь получившие милостыню должны бы тотчас же отдавать полученное тем, от кого милостыня была получена, и кто сам остался круглым бедняком. Притом Апостол и не мог требовать такой милостыни, потому что это значило бы от всех христиан вместе требовать, чтобы они поднялись на высшую ступень христианского совершенства (ср. Лк.10:25 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Распорядившись так, святой Павел направил путь свой к Троаде. Троада морем почти столько же отстоит от Ефеса, сколько и Коринф. Но если святой Павел положил посетить некоторые на пути Церкви, то, прибыв в Троаду, он со всею вероятностию мог надеяться, если не найти святого Тита уже там, то скоро дождаться его. Всячески у него было в мыслях заняться в Троаде благовестием ( 2Кор. 2:12 ). К этому по прибытии туда он и приступил; и дверь к тому отверзлась ему о Господе; но как Тита все не было, то от сильного беспокойства, он не мог продолжать дела благовестия; почему, простившись с тамошними, поспешил в Македонию, вероятно в Филиппы ( 2Кор. 2:13 ). Здесь святой Павел или нашел уже, или скоро дождался Тита с утешительными вестями из Коринфа; почему, сказав о своем переходе в Македонию, взывает: «Богу... благодарение, всегда победители нас творящему!» ( 2Кор. 2:14 ). В Македонии святой Павел догнал и святого Тимофея, который или по делам, или по болезни, или еще почему-либо замедлил там, если нужны и на этот предмет предположения. Вот почему во втором послании о святом Тите только говорится как о действующем лице со стороны святого Павла, а святой Тимофей стоит только в надписании. 2-е послание к Коринфянам пишется вслед за прибытием Тита, как это само собою видно из того, что пишет святой Павел в сем послании о приеме, сделанном ему в Коринфе ( 2Кор. 7:11–16 ); следовательно, пишется на основании тех известий, которые принес святой Тит, и сообразно с ними. Отсюда содержание послания дает возможность сделать наведение о том, что принес святой Тит из Коринфа; а это наведение, если его предначертать, даст возможность и яснее представить содержание послания, и понять, почему оно таково, а не инаково. Так и делают толковники: так надо сделать и нам. Что же принес святой Тит? – Он принес удостоверение, что послание такое же оказало действие на коринфское общество, какое оказывает сильный ветер на собравшиеся где-либо дурные испарения. Общество встрепенулось и сильною возревновало ревностию тотчас же исправить все указанные неисправности ( 2Кор. 7:11 ), и полную изъявило готовность сделать все возможное по собранию милостыни. Хотя в послании поминается об исправлении только одного дела, именно об отлучении кровосмесника ( 2Кор. 2:5–8 ), и только стороною намекается об отвержении всего языческого ( 2Кор. 6:14–17 ); но нет сомнения, что у них положено было исправить все по указанию святого Павла с совершенною точностию. В этом должно удостоверять то самое, что святой Павел не поминает более ни о чем, считая то излишним уже и докучливым. Получив такое известие, святой Павел был крайне утешен и обрадован ( 2Кор. 7:6, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В последовательном порядке изложения, Послание можно разделить на четыре отдела. В первом содержится указание причин, по которым апостол не мог исполнить обещания прибыть в Коринф, и распоряжение о возвращении отлучённого от Церкви кровосмесника (главы 1–2). Во втором излагаются преимущества Нового Завета и его служителей перед служением Ветхозаветным и присоединяются увещания к терпению в страданиях и к чистоте жизни (главы 3–7). В третьем отделе коринфяне приглашаются к собиранию милостыни для вспоможения святым (главы 8–9), которыми здесь именуются христиане из иудеев. В четвёртом апостол защищает своё апостольское достоинство против лжеучителей (главы 10–13). ИЗЛОЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОСЛАНИЯ ДЛЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ Отдел первый (главы 1 и 2) После приветствия апостол излагает своё утешение в скорбях и приписывает оное силе молитв коринфян; в этих скорбях и в снисхождении к коринфянам указывает причины своего неприхода к ним: советует возвратить отлучённого в лоно Церкви и говорит о своём беспокойстве по случаю долгого ожидания Тита, и о своей радости по случаю его прихода и успехов Евангелия. 1) Объяснение поведения апостола ( 2Кор.1:1–2:4 ) Апостол Павел посылает приветствие от своего лица и от Тимофея не только Церкви коринфской, но и всем верным в Ахаии ( 2Кор.1:1–2 ). Потом воссылает благодарность Богу за то, что Он по мере страданий подаёт ему утешения ради того, чтобы с апостолом соутешались и коринфяне ( 2Кор.1:3–7 ); потому что во время угрожавшей апостолу смерти в Асии Бог избавил его при содействии молитв коринфян ( 2Кор.1:8–11 ). Напомнив им своё поведение в Коринфе, которое по своей простоте и искренности должно послужить похвалой для самих коринфян в день Суда, и сказав, что он дважды хотел посетить Коринф на пути и в Македонию, и из Македонии, апостол спрашивает, можно ли считать его легкомысленным за то, что он не пришёл к ним, как предполагал ( 2Кор.1:12–17 ), и свидетельствуется всегда верным в Своих словах Богом, Которого он проповедовал у них, что не приходил в Коринф ради их же пользы ( 2Кор.1:18–24 ), не желая огорчать их, как не желал причинить им огорчения и при написании первого Послания ( 2Кор.2:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

2Кор.3:7 .  Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, – 2Кор.3:8 .  то не гораздо ли более должно быть славно служение духа? «Служение смертоносным буквам, начертанное на камнях» – правильнее: «служение смерти (служение, способствующее расширению господства), буквами начертанное на камнях». Ап. имеет в виду здесь Десятословие, которое обязано было своим происхождением служению Моисея ( Исх 34:28 ). Ап. прибавляет, что Десятословие было начертано буквами и этим еще резче оттеняет недуховный характер его. – «Не могли смотреть». В кн. Исход ( Исх 34:30 ) сказано только, что евреи «боялись подойти» к Моисею. Разъяснение свое Ап. делает, очевидно, на основании иудейского предания. – «Преходящей». Ап. прибавляет это выражение для того, чтобы выставить на вид превосходство славы новозаветного служения, как это и делает он прямо ниже (см. ст. 11). – «Служение духа», т. е. посвященное Св. Духу служение проповедников Евангелия. 2Кор.3:9 .  Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания. «Служение осуждения», т. е. ведущее к осуждению (ср. Рим.7:9 и сл.; Гал 3:10 ). – «Служение оправдания», т. е. ведущее к оправданию (ср. Рим.1:17, 3:22 и сл.). 2Кор.3:10 .  То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего. «То прославленное», т. е. «ибо в этом отношении – т. е. в отношении величия Моисеева служения по сравнению с названным (ср. ст. 9) – можно сказать, что прославленное – не прославлено». 2Кор.3:11 .  Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее. «Преходящее» – именно служение Моисея. Моисей перестал быть законодателем ( Рим 10:4 ). – «Пребывающее», т. е. – служение проповедников Евангелия, которое (служение) будет продолжаться до конца мира ( Мф 24:14 ). 2Кор.3:12 .  Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением, 2Кор.3:13 .  а не так, как Моисей который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Кор.8:11 .  Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку. «И совет даю о сем: се бо вам есть на пользу, иже не точию еже творити, но и еже хотети, прежде начасте от прешедшаго лета. Ныне же и сие творити скончайте, да якоже бысть усердие хотети, тако будет и исполнити от (сего), еже имате». Говорю же сие, заботясь о том, что для вас полезно, и наперед узнав о вашем усердии, потому что давно обнаружили оное пред нами. Посему к усердию надобно присовокупить и свидетельство дел. Ибо словом «хотети» Апостол выразил усердие; так объясняет он это в последующих словах. 2Кор.8:12 .  Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет. «Аще бо усердие предлежит, по елику аще кто имать, благоприятен есть, а не по елику не имать». Ибо усердию надлежит быть совершенным: приносимое же Бог всяческих измеряет обыкновенно силами каждого; взирает не на количество, а на качество преднамерения. 2Кор.8:13 .  Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. 2Кор.8:14 .  Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, 2Кор.8:15 .  Как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка. «Не бо да иным убо отрада, вам же скорбь! но по изравнению, в нынешнее время ваше избыточествие во онех лишение, да и онех избыток будет в ваше лишение, яко да будет равенство, якоже есть писано: иже многое, не преумножил есть! и иже малое, не умалил» ( Исх. 16, 18 ). Совершенством Владыка поставляет полное презрение к имуществу и добровольную нищету; впрочем, учит, что и без сего совершенства можно улучить вечную жизнь; ибо на вопрос юноши: «Что сотворив живот вечный наследую?» ( Лк. 10, 25 ) – не вдруг предложил ему учение о совершенстве, но напомнил о других заповедях и, когда юноша сказал, что исполнил все заповеди, посоветовал избрать жизнь неозабоченную и нестяжательную. Наученный сим, божественный Апостол не великое что-либо узаконяет, но соразмеряет законы с немощию духа. Посему-то сказал: «Не да иным отрада, вам же скорбь», и повелел уделять излишнее; показал и происходящую отсюда пользу, «да и онех избыток будет в ваше лишение». Воздаяние, говорит он, будет превосходно и, дав малое, получите большее, потому что будете участвовать в их достохвальном терпении. Весьма же кстати привел и свидетельство, ибо равенство сие показал Владыка при собрании манны: никакой не получал пользы собиравший больше, потому что Великодаровитый с даром сочетал меру.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Бедные должны а) надеяться на Бога: Тебе предает себя бедный ( Пс.9:35 ); б) хвалить Бога: Нищий и убогий восхваляет имя Твое ( Пс.73:21 ). Заботиться о бедных есть обязанность верных: Не забывайте благотворения и общительности: ибо таковые жертвы благоугодны Богу ( Евр.13:16 ). Добродетельная жена длань свою открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся ( Притч.31:20 ). Всегда будут бедные, которым должно помогать: Нищие всегда будут среди земли [твоей]; потому Я и повелеваю тебе: отверзай руку твою бедному твоему и нищему твоему на земле твоей ( Втор.15:11 ). Нищих всегда имеете с собою, и, когда захотите, можете им благотворить ( Мк.14:7 ). Подавайте бедным а) не с сожалением, а охотно и от доброго сердца: Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением, ибо доброхотно дающего любит Бог ( 2Кор.9:7 ). Если есть усердие, то оно принимается, смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, что не имеет ( 2Кор.8:12 ); б) с щедростью: Глубокая нищета церквей Македонских преизбыточествует в богатстве их радушия. Ибо они доброхотны по силам и сверх сил [я свидетель] ( 2Кор.8:2–3 ). Я знаю усердие ваше: ревность ваша поощрила многих. При сем скажу: кто сеет скупо, для того и жатва скупа; а кто сеет щедро, для того щедра и жатва ( 2Кор.9:2,6 ); в) без тщеславия: Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтоб они видели вас. Когда творишь милостыню, не труби пред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди ( Мф.6:1–2 ); г) в особенности верным: В нуждах святых принимайте участие ( Рим.12:13 ). Доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере ( Гал.6:10 ). Тот, кто милует бедных а) почитает Бога: Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его блага творит нуждающемуся ( Притч.14:31 ). б) взаймы дает Богу: Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его ( Притч.19:17 ). Насмехающийся над бедным не почитает Бога: Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его ( Притч.17:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

2Кор.9:10 . Даяй же семя сеющему, и хлеб в снедь да подаст, и умножит семя ваше, и да возрастит жита правды вашея. Как с начала в переносном смысле говорил Апостол о милостыне, так в переносном образе речи изложил и окончательные о милостыне словеса, то есть, желание милостивым: здесь семя и сеяние означают даруемые нам от Бога блага, злато, сребро, одежды, яства, и все прочее, что мы подаем нищим: сеющий означает милующего: жита правды, плоды или пользу, доставляемую от милостыни. Сими же переносными словами молится Боговдохновенный Павел под именем Коринфян и о всех других милостивых, говоря: « Бог даяй семя сеющему », то есть, Бог, Который дает блага Свои всякому человеку милостивому, Сам да даст вам « и хлеб в снедь », то есть, все к пропитанию нужное, и да умножит блага ваши, и да возрастит Божественные плоды милостыни вашей. 2Кор.9:11 . Да о всем богатящеся во всяку простоту, яже содевает нами благодарение Богу. Кто не испытует и не весит на весах мирских умствований количество даемой милостыни, но с духовною простотою подает оную нищим, тот милует богатодаровито. Сию же простоту, яко необходимую для богатого раздаяния милостыни, завещевал иметь Павел и в послании своем к Римлянам, говоря: « подаваяй в простоте » ( Рим.12:8 ). А поелику он увещевал Коринфян, да богатодаровито милуют находящихся во Иерусалиме нищих, пиша к ним: « сеяй о благословении, о благословении и пожнет » ( 2Кор.9:6 ): почему и желает « да о всем богатящеся », или да по всему, и по благости душевной, и по благам телесным, богатыми соделавшись, милости делают со всякою простотою, то есть, со всяким обилием и щедростью. Оная же, говорит он, богатая милостыня ваша заставляет и нас благодарить Бога. « Яже содевает нами благодарение Богу ». Но как сие соделовалось? Павел, побуждавший к милостыне, видя нищих милостынею утешаемыми, еще же и самых Коринфян повинующимися Евангельскому завещанию его, и охотно исполняющими оную добродетель, приносил за сие благодарение Богу: « яко работа », говорит он, « сего служения не токмо есть исполняющая лишения Святых, но и избыточествующая многими благодаренми Богови, искушением служения сего славяще Бога, о покорении исповедания вашего в благовествовании Христове, и о простоте сообщения к ним и ко всем » ( 2Кор.9:12–13 ). Беседа о милостыне, что милостыня есть законоположение Божие, что она есть добродетель весьма угодная Богу, и что за оную мы получаем и на земли и на небеси великие воздаяния

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

На основании слов Апостола, находящихся во втором послании к коринфянам в том усердие ваше, им же о вас хвалюся Македоняном, яко Ахаия приготовися (т.е. относительно сбора милостыни) от мимошедшего лета ( 2Кор.9:2 ; сн. 8 : 10; также 1Кор.16 : 1–4), на основании этих слов вообще полагают, что второе послание к коринфянам написано спустя год после первого, не позже 58 года по Р. X. На большей части древних рукописей сего послания находится подпись, в которой обозначено, что второе послание к коринфянам написано в Филиппах Македонских и отправлено через Тита и Луку. Справедливость свидетельства сей подписи подтверждается многими местами самого послания, в которых ясно говорится, что Апостол тогда находился в Македонии ( 2Кор.2 : 12, 13; 7 : 5; 8 : 1; 9 : 2, 4), и что послал к коринфянам Тита с братом, его же похвали в Евангелии по всем церквам ( 2Кор.8 : 16–19); под каковым братом, на основании свидетельств св. Игнатия Богоносца , Оригена и блаженного Иеронима, должно разуметь св. Евангелиста Луку (см. выше § 33). § 104. Содержание и разделение второго послания Во втором послании к коринфянам, кроме вступления (1 : 1–7) и заключения (13 : 1–13) в изложении находятся три главные части. 1. В первой части (1 : 8; 7 : 16) Апостол опровергает обвинения, взнесенные на него лжеучителями. Упомянув о приключившейся (и, вероятно, удержавший его на месте) скорби и смертной опасности в Асии (1 : 8–11) Апостол свидетельствуется своей совестью, что он среди коринфян поступал с простотой и искренностью богоугодной, равным образом и в посланиях своих является тем же учителем, каковым они признали его лично (1 : 12–14). Если из желания пользы своим ученикам он располагался побывать в Коринфе ранее, нежели оказалось возможным, то ужели поступил легкомысленно? Ужели отсюда справедливо заключать, что Павел и во всем непостоянен? Верен Бог, говорит Апостол, что слово наше к вам, коринфяне, не было то да, то нет, так как мы показали во Иисусе исполнение всех обетований и Бог утвердил вас помазанием, запечатав и положив залог Духа в сердца наши (1 : 15–22).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010