§ 44. Падение в мире ангельском По учению св. писания высший и первый из всех ангелов отпал от Бога и через это сделался злым и в своей вражде против Бога настолько утвердился, что сталь уже неспособен к исправлению. Вместе с высшим ангелом пали и некоторые подчиненные ему духи. Что же было побуждением к падению духа? Ясного указания на это нет в св. писании, но можно только заключать об нём на основании слов ап. Павла (в 6 ст. 3 гл. 1-го посл.) к Тимофею. Ап. Павел говорит здесь, что епископ не должен быт из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Одинаковость осуждения предполагает одинаковость преступления. Если же епископ, поставленный из новообращенных, может подпасть одинаковому с диаволом осуждению за гордость, которая при этом может в нём возникнуть, то значить, и грех диавола, за который он, со своей стороны, подпал осуждению, есть также гордость. Таким образом, побуждением к падению диавола, как можно заключать из указанного места посл. ап. Павла к Тимофею, была гордость, которая выразилась, вероятно, в недовольстве диавола своим состоянием и в высокомерном желании сравняться с самим Богом. Что диавол пал по гордости, вследствие своего высокомерия, в этом уверяют нас также и св. отцы церкви. Падшие духи образуют из себя особое царство (Апк. 11:18; Мф.12:26 ). Во главе его стоить высший падший ангел, называемый различными именами, как: сатана, т.е. льстец (Апк.12:9; Пар.22; Иов.2,7 ; Мф.4,10;12, 26 ), диавол, т.е. клеветник ( Мф. 4:1:5: 8; 9: 34 ), противник ( Мф 1:2:5:8 ; Иов.16:9 ), Велиар, т.е. гнусный ( 2Кор.6:15 ), Вельзевул, т.е. злодей ( Еф.6:16 ; Лк.11:15:19 ), змей, дракон, отец лжи, ( Ин.8:44 ) – и другими именами. Царство сатаны очень великое. В стране Гадаринской И. Христос изгнал из одного человека целый легион бесов ( Лк. 8:10 ). Царство сатаны стоит в непримиримой вражде к царству Божию ( Быт.3:15 ; Еф.6:12 ; Кол 11:15 ); эта вражда к царству Божьему или добру и соединяет только злых духов в единодушном повиновении начальнику зла и делает из них тесно сплоченное против добра царство ( Мф.12:26;25:41 ) Вся деятельность этого царства и заключается именно в этой упорной и ожесточенной борьбе с царством Божьим, воплощающим всякое в себе добро; задача его – дать торжество злу над добром, диаволу над Богом. По своей неустанной жажде зла, диавол, это – «лев рыкаяй, иский кого поглотити» ( 1Петр. 5: 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Вы знаете, братие, что зло не от Бога: Бог зла не сотворил, – по сотворении было все добро зело. Зло появилось уже после грехопадения первых людей, когда они оказали непослушание Богу. Сами люди изменились к худшему, a вместе с этим произошла перемена и со всею тварью. Проклята земля в делах человека, и тварь, по слову Апостола Павла, покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, то есть человека ( Рим.8:20 ). Таким образом, зло было следствием греха первых людей и наказанием за грех . Но не смотря на это, зло не противоречит благости Божией и не ограничивает промысла Божия; наоборот, оно служит особым воспитательным средством для Промыслителя Бога: Господь употребляет его для призывания грешников к покаянию и обращению на путь истины, чтобы вразумить их и удержать от новых грехов. Известно, что несчастья, постигшие Давида, послужили ему на пользу. Сам он говорил об этом, обращаясь к Богу с молитвою: «прежде страдания моего я блуждал, а ныне слово Твое храню. Благо мне, что я страдаю, дабы научиться уставам Твоим» ( Пс.118:67,71 ). «Наказаниями или бедствиями», говорит св. Иоанн Златоуст , «посылаемыми на нас Богом в настоящей жизни, не мало облегчаются нам будущие мучения». Свидетельства на это можно привести из Писания. Павел (апостол), пиша к Коринфянам о блуднике, повелевает предать его во измождение плоти, да дух спасется в день Господа нашего Иисуса Христа ( 1Кор.5:5 ). «Видишь ли неизреченное человеколюбие и богатство благости? Видишь ли, как Бог употребляет все средства, чтобы мы, и согрешивши, потерпели наказание легче заслуженного, или даже избавились от него совершенно» (Пр. I. Богосл. Май. М. 1т. 571 стр.). Вместе с этим случающиеся с нами бедствия предохраняют нас от духовной гордости и научают смирению. На это указывает и апостол Павел, когда говорит о себе: «что бы я не превозносился чрезвычайностию откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей; ибо сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» ( 2Кор.12:7–9 ). Итак, несчастья, которые случаются с нами, явились по вине самого человека и попускаются Богом человеку для его же пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Глава XXIV. О Послании к Титу § 138. Краткое сведение о Тите и время написания послания Св. Тит, коему написано одно из посланий Павловых, был родом язычник ( Гал. 2:3 ), по свидетельству предания, 210 от племени Муроа, царя критского, а св. Златоуст называет его уроженцем коринфским. 211 Слух о чудесах Иисуса Христа и св. апостолов привлек его в Иудею и он был крещен после обращения Корнилия, когда отверзлась дверь веры языкам. По обращении в христианство, он сделался неотлучным спутником и усердным сотрудником Апостола Павла преимущественно в собирании милостыни для церквей палестинских ( 2Кор.8:5–16 ). Получив свободу после первых уз, Апостол посетил остров Крит, распространил и утвердил здесь начатки христианства, посеянные, может быть, очевидцами сошествия Св. Духа на апостолов в день пятидесятницы ( Деян.2:11 ). Краткость времени не позволила Апостолу привести в надлежащее устройство все критские церкви, посему он оставил здесь Тита, своего ученика, дабы сей последний исправил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров ( Тит.1:5 ). По свидетельству предания, св. Тит был епископом критским (точнее гортунским на острове Крит) до самого конца своей жизни, последовавшего в глубокой старости, на девяносто четвертом году жизни, около 110 года по Р. X. Из этих обстоятельств очевидно, что послание к Титу написано в промежуток времени между первым и вторым узами, вероятно, на пути из Крита в Никополь, где, во время написания послания, Апостол располагался провести наступавшую зиму ( Тит.3:12 ). § 139. Цель, содержание и разделение послания Апостол оставил Тита в Крите для благоустройства тамошних церквей; а из содержания послания можно заключать, что оно написано с целью: наставить Тита, как должно достигать предположенного благоустройства. Посему, обозначив, после краткого вступления (1, 1–4), цель оставления Тита в Крите (1:5), Апостол: 1) показывает, кого должно удостаивать степени епископа (1:6–9) и объясняет нужду в добрых и образованных пастырях по причине размножившихся ересей и по причине разврата критян (1:10–16);

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

иером. Филипп I. О спасении 1. Для чего приходил на землю Христос Иисус? «Он пришел взыскать и спасти погибшее» ( Мф.18:11 ). 2. От чего спасти людей приходил Христос? «От грехов их» ( Мф.1:21 ). «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» ( Гал.3:13 ). «Как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оныя, дабы смертию лишить силы имеющаго державу смерти, т.е. диавола, и избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству» ( Евр.2:14 ). 3. Откуда в людях грех, смерть и проклятие? «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем (Адаме) все согрешили» ( Рим.5:12 ). 4. Что сделал Христос для нашего спасения? «Пострадал, как праведник за неправедников» ( 1Пет.3:18 ). «Претерпел крест вместо предлежавшей Ему радости» ( Евр.12:2 ). «Не ведав греха, соделался по нас грехом, дабы мы были правда Божия о Нем» ( 2Кор.5:21 ). 5. Заслужили ли мы всего этого своими делами или это была великая милость Божия? «Когда явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего и Бога, Он спас нас не по делам праведности, которыя бы мы сотворили, а по Своей милости» ( Тит.3:4–5 ). 6. Когда пришел Христос Спаситель на землю? «Когда пришла полнота времен, Бог послал Сына Своего (Единороднаго), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» ( Гал.4:4–5 ). 7. Для чего необходимо было плотское рождение Христа, Его страдания и смерть? «Он должен был во всем уподобиться братии, чтобы быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо как Сам Он претерпел, быв послушен, то может и искушаемым помочь» ( Евр.2:17–18 ). 8. Как люди становятся причастниками совершенного Христом спасения? «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мк.16:16 ). 9. Что происходит с нами при крещении? «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть рабами греху, ибо умерший освободился от греха» ( Рим.6:3–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Как не говорите, а пища служит источником многоразличных болезней и грехов, ибо пища тяжёлая обременяет тело, а напитки – вино и водка разгорячают. Кому не известно, что в здоровом теле сильнее действует болезнь, нежели в слабом? Не потому ли и доктора при излечении больного – первее всего стараются постом и диетою расслабить тело, и многие болезни одним постом излечиваются. Но главное то, что сила Божия, благодать Духа Святого свободнее и сильнее может действовать в слабом теле: «сила Божия в немощи совершается» ( 2Кор.12:9 ) – говорится в Писании. Верно и Предтечи Господнему надлежало родиться от бесплодных и старых родителей, и самому себя приготовлять и очищать постом и воздержанием, чтоб более принять благодати Духа Святого, и чтоб Он сильнее в нем действовал, когда он выйдет на проповедь . Действительно, все народы, всех званий и состояний приходили на проповедь Иоанна, потому что Дух Святой давал его словам силу чудодейственную; и фарисеи, и саддукеи и воины – все бежали к нему креститься, исповедуя грехи свои. Не отвергай же и ты христианин поста и не уничижай воздержания от пищи и напитков. Ты сеешь в плоть, вкушаешь пищу и напитки разные без разбору – «от плоти пожнёшь же ты истление» 49 , – говорит апостол. В самом деле: отчего тучный человек так скоро тлеет, и так отвратителен во гробе, тогда, как худой – менее отвратителен? Если ты много вкушаешь пищи и употребляешь разные напитки, то скорее болезни наживёшь, скорее сотлеешь во гробе. Скажешь: «один конец для всех» – нет! Не один: «есть тела душевные и есть тела духовные», – сказал апостол; но «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» 50 . – Значит – такой роскошный человек неспособен принимать благодать Духа Святого, значит он живой мертвец. А это уже не малость. Душа умирает в тучном теле – заживо умирает. Так апостол сказал: «вдовица пространно питающаяся роскошно живущая, заживо умерла» ( 1Тим.5:6 ). А Господь просто мертвецами называешь мирских человеков, все ядущих и все пьющих: «пусть мёртвые погребают своих мертвецов» ( Мф.8:22 ), – сказал Он. Помня это – станем поститься, дабы нам стяжать благодать Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Повод и цель написания послания Содержание послания Место и время написания послания Подлинность и единство послания Характер послания Пособия при чтении послания Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13     Повод и цель написания послания В Коринфской церкви, как известно из первого послания к Коринфянам ( 1Кор.1:10 и сл.), происходили различные нестроения. Для прекращения таких нестроений Ап. Павел и написал из Ефеса свое первое послание к Коринфянам. Послание это, как узнал Апостол от посланного им в Коринф Тита, произвело на Коринфян благотворное действие ( 2Кор.7:5 и сл.). Постановление Ап. Павла о кровосмеснике было приведено в исполнение и этот грешник раскаялся в своем проступке. Но тем не менее тот же посол Павла сообщил ему, что его противники – иудействующие не дремлют и стараются подорвать его авторитет среди коринфских христиан. Они указывали на то, что Ап. Павел слаб духом, изменчив в своих решениях, так что на него трудно положиться. Имея в виду эти нападки, Апостол и пишет к Коринфянам второе послание. О цели послания Апостол говорит сам в XIII гл. (ст. 10-й). Своим посланием он хочет привести Коринфскую церковь в такое состояние, чтобы потом, при личном свидании с Коринфянами, ему не оказалось надобности применять к ним всю строгость своего апостольского авторитета. Он стремится для этого прежде всего восстановить в глазах Коринфян этот свой авторитет – это главная цель, какую он имел при написании послания. Все же остальное служит только средством для достижения этой цели. Содержание послания 2-е послание к Коринфянам, кроме приветствия и вступления, заключает в себе три части. Первая часть – первые семь глав – содержит в себе изображение характера апостольской деятельности Павла, причем особое внимание Ап. посвящает изображению своей любви к Коринфянам и величия новозаветного служения. Во второй части – главы VIII и IX – Апостол говорит о собрании подаяний на бедных христиан. В третьей части – с 10-й по 13-ю главу – Апостол полемизирует с своими противниками, победоносно отражая все предъявлявшияся ими к нему обвинения. Тут же он высказывает свои требования по отношению к Коринфянам. Место и время написания послания

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» Каким образом соотносятся слух с богомыслием, обоняние с молитвою и осязание с безмолвием? 185 18.12.2023 Аскетика Преподобный  Никита Стифат  описывает способ очищения ума. У нас есть пять подвигов, соответствующих пяти чувствам: бдение, богомыслие ( μελτη), молитва, воздержание и безмолвие ( ησυχα). Необходимо сочетать зрение с бдением, слух с богомыслием, обоняние с молитвою, вкус с воздержанием, осязание с безмолвием. Таким образом человек «скорее очистит ум свой и, утончив его ими, соделает его бесстрастным и зрительным» (Добр. Т.5. С.107–108). (цит. по: Митр. Иерофей (Влахос) “Православная психотерапия” М., ТСЛ, 2005, с.141). Каким образом соотносятся слух с богомыслием, обоняние с молитвою и осязание с безмолвием? 1 Ответ Это все реминисценции на сочинения прп. Никиты. В частности, вот из его глав : 7. Из чувств одни, – именно зрение и слух, – словесны суть и паче других любомудреннейши и владычественнейши; а другие, – именно вкус, обоняние и осязание, – бессловесны и животны, назначенные служить словесным. Ибо сначала видим и слышим, а потом, движимые помышлением, осязаем предлежащий предмет и по обонянии предаем вкусу. Таким образом три последние чувства более скотны и беспрекословнее раболепны, чем два первые; и преимущественно над удовлетворением их трудятся те из скотов и зверей, которые более чревонеистовы и более похотливы, день и ночь, или пищей ненасытно себя наполняли, или неудержимо ища соития. 8. Кто действие внешних чувств заменяет внутренними, – зрение – устремлением ума к зрению света животного, слух – вниманием душевным, вкус – разумным рассуждением, обоняние – умным постижением (ощущением, чувством), осязание – бодренным трезвением сердечным: тот Ангельскую на земле проводит жизнь; – для людей он и есть и видится человеком, для Ангелов же и есть и понимается Ангелом. 9. Умным зрением приемлем свет божественный, ведение сокровенных тайн Божиих; душевным вниманием восхождение (возникновение) в сердце помыслов располагаем с разумом (или распоряжаемся ими, различая хорошие от худых; разумным рассуждением, как вкусом, распознаем виды разумений, и те, которые произрастают из горького корня, или преобразуем в сладкую для души пищу, или совсем отбрасываем, а которые от былий добрых и злачных отраждаются, те приемлем, «пленяюще всяк разум в послушание Христово» ( 2Кор. 10, 5 ); умным постижением обоняем мысленное миро благодати Духа, исполняясь веселием и радованием сердечным; бодренным трезвением сердца благоумно ощущаем, как свыше Дух орошает пламя наших добрых вожделений, или согревает наши силы, охладевшие под действием хлада страстей.

http://azbyka.ru/vopros/kakim-obrazom-so...

Святость Святость заповедана: Освящайтесь и будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят ( Лев.11:44–45 ). Объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш ( Лев.19:2 ). Примерь святости Господь наш: Христос оставил нам пример, дабы мы шли по следам Его: Он не сделал никакого греха; Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды ( 1Петр.2:21,24 ). Святость а) состоит во всецелом подчинении Богу: Чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим ( Числ.15:40 ). Поставит тебя Господь народом святым Своим, если ты будешь ходить путями Его ( Втор.28:9 ). Ныне, когда вы стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная ( Рим.6:22 ); б) должна быть телесная, духовная и душевная: Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием ( 2Кор.7:1 ). Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа ( 1Фес.5:23 ); в) зависит от действия благодати Божией: Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили ( Тит.2:11–12 ). Без святости никто не увидит царства Божия: Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто ( Пс.23:3–4 ). Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят ( Мф.5:8 ). Старайтесь иметь святость, без которой никто не увидит Господа ( Евр.12:14 ). Слово Божие ведет ко святости: Отче! которых Ты дал Мне, освяти истиною Твоею; слово Твое есть истина ( Ин.17:17 ). Писание богодухновенно, полезно для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен ( 2Тим.3:16–17 ). Верные а) избраны для святости: Призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости ( 1Фес.4:7 ); б) сотворены к святости чрез обновление: Вы слышали о Христе, и в Нем научились облечься в нового человека, созданного по Богу в праведности и святости истины ( Еф.4:21,24 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf СИЛА ПРАВОСЛАВНОГО ПАСТЫРЯ (Письмо к Другу). «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи!» ( 2Кор. 12:9 ). Задумывался ли ты, Дорогой Друг, над словами Спасителя: «Вы не называйтесь учителями, ибо у вас один учитель, Христос, все же вы братья. Отцем себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец-Наставник, Христос» ( Мф. 23:8–10 ). Каков смысл этих слов, нашего Господа? Один мудрый святитель нашей русской Церкви говорил, что эти слова относятся, главным образом, к святителям и вообше духовным руководителям верующих. Как понимать слова Христовы здесь? Господь показывает, нам, что в собственном смысле Учителем истины является Он Сам – Богочеловек, что раздаятелем благодати Его Он – Спаситель. Мы же – Его лишь приставники. Все от Господа, все чрез Него и в Нем лишь имеет силу, как и сказал Спаситель Своим ученикам: «Я есмь лоза, а вы ветви: кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15:5 ). У Святителей и вообще учителей духовных всегда есть опасность забыться в своей высоте, особенно у епископов, известных и ученых руководителей, есть иногда стремление закрыть своей ничтожной личностью кроткий лик нашего Спасителя и Бога. Здесь причина появления разных сектантов, лжеучителей, лживых мыслей и лживых христиан и пророков, именно в том, что несколько выделяющиеся по экстазу или духовной жизни делали центром внимания не Христа Богочеловека, а самих себя жалких людей... Начальником этого направления является диавол, лучший из ангелов, но потом захотевший собою затмить Самого Бога, и чрез сие низринутый с неба, от общения с Богом и светлыми ангелами, но увлекший за собой часть ангелов. Вот нужно всем, стоящим высоко на свещнице церковной, смиряться постоянно и сознавать, что без Христа Спасителя – мы ничего, что только с Ним можно делать много добра... Здесь особенно поучителен пример славного пророка Божия – Иоанна Крестителя. В чем величайший подвиг сего славного пророка, коему от рожденных женами нет равного после Спасителя и Божией Матери? В его смирении, в том, что он, славный пророк и предтеча, на коего обращены были взоры всего Израиля и которого все считали за долгожданного Мессию, не воспользовался своим положением для своего возвышения, а смиренно преклонился пред кротким Агнцем мира, грядущим на Иордан. «Когда народ был в ожидании, повествует св. Евангелист Лука, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он – Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви – Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» ( Лк. 3:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

Таким образом Павел явился в Иерусалим в сопровождении Варнавы и только что обратившегося из язычников Тита, которого он взял с собою, как живое доказательство его успешной миссионерской деятельности, как печать его апостольского служения. Прежде всего естественно ему нужно было частным образом и лично переговорить со знаменитыми представителями общества и всей христианской из иудеев части столпами – апостолами Иаковом, Петром и Иоанном, и побудить их к формальному признанию в нем апостольского достоинства, его основоположение и благодатной деятельности между язычниками. Когда он привлек их на свою сторону, особенно Иакова, который за свое исполнение Моисеева Закона и свое служение в одном Иерусалиме у иудаистов пользовался особенным уважением, между тем как Петр со времени своего обращения с Корнилием у них подвергся подозрению; тогда вкравшиеся ложные братья, как он называет фарисейски мыслящих лжеучителей, лишились своего мнимого главного авторитета, а в то же время восстановилось и освятилось братское общение его христианских, составившихся из язычников, обществ с христианами из иудеев, следовательно восстановилось единство Церкви, о котором он так много заботился ( Еф. 4 и 1 Кор. гл. 12–14). Его повествование о больших успехах своей проповеди между язычниками должно было по правилу: «от плодов их познаете их» произвести сильное впечатление на апостолов веропроповедников между иудеями. Да уже вследствие обращения Корнилия, приявшего Духа Святого помимо обрезания, они приходили к более свободному воззрению, и подготовлены были к примирению с Павловым учением. Павел со своей стороны нисколько не отвергал того, что Бог предопределил Петра на дело обращения иудеев и руководил его в том Своей благодатью, а и они со своей стороны признали, что Павел Самим Богом был избран на такое служение среди язычников (ст. 7. 8). Мало того, три столпа – апостолы, в доказательство признания полученных Павлом и Варнавою даров благодати, братски подали им руки и согласились с ними на то, чтоб без ущерба друг другу действовать заодно, каждому на указанном ему Господом месте, тем – между иудеями, а этим – между язычниками, с тем только условием, чтобы последние любвеобильно, посредством сборов милостыни между христианами из язычников, помнили о множестве бедных иерусалимских христиан и таким образом свидетельствовали о своем духовном общении и благодарности к Матери-Церкви (9, 10), о чем и Павел ревностно заботился (сн. Деян. 24, 17; 1 Кор, 16, 1 и д. 2Кор. 8, 1 и д. Римл. 15, 15 и д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010