Апостол Павел: «вы сияете, как светила в мире» ( Фил.2:15 ). «Бог... озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» ( 2Кор.4:6 ). «Мы же все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» ( 2Кор.3:18 ). «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердцу человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ). С этим озарением душ, с этим высшим просвещением разума, – поучает нас Слово Библии, – вносится в душу некая радость, или дыхание блаженства. «Воссия свет праведнику, и правым сердцем – веселее» ( Пс. 96:11 ; Пс. 111:4 ). Предтеча Господень Иоанн говорит о себе: «друг жениха... радостью радуется... Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться» (в деле общественного служения) ( Ин.3:29–30 ). Апостол Павел, свидетельствуя о себе: «Я сораспялся Христу» (таковы были его злоключения от врагов проповеди его) ( Гал. 2:19 ), – полон христианского радования и передает его своим духовным чадам: «Радуйтеся всегда о Господе; и снова говорю: радуйтесь... братья мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой» (в послании к Филиппийцам, что читаем и в других его священных письмах) ( Флп.4:1, 4 ). Наперсник Христов апостол Иоанн выражается еще сильнее: «И пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна» ( 1Ин. 1:4 ). Здесь выражена истина, что с совершенствованием нравственным растет в душе радостное состояние. Одновременно растет, как видим уже в этих кратких выдержках из посланий, и любовь, любовное, кроткое, благожелательное отношение к окружающим. Притом, стремящийся к Свету отчетливо видит свои недостатки и тем более свои падения, не любуется своими делами, – и это создает естественное благородное смирение, а в особенности, вселяет страх Божий, какой выражен в псалме 85, а также в иерейской молитве вечерни: «да возвеселится сердце мое бояться имени Твоего...» ( Пс.85:11 ). Такова гамма христианских душевных состояний. Вот это все и значит: «Жить во Свете». Так – Светлость Божия изливается в мир. Два вида просвещения

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

«Мы не унываем, – писал апостол Павел, – но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, при порицаниях и похвалах, нас огорчают, а мы всегда радуемся; злословят нас, мы, благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим. Мы, как сор для мира, как прах, всеми попираемый; даже до ныне терпим голод, и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся, и трудимся» ( 2Кор.4:16, 6:4, 8, 10 ; 1Кор.4:11–13 ). Но за всем тем, предусматривая великую за сие награду на Небесах, Павел говорил: «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» ( Рим.8:18 ). Таково было ведение истины и таково терпение святых апостолов и вообще всех христиан первых времен, в похвалу которых апостол Павел писал: «вы, люди разумные, охотно терпите неразумных: вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо» ( 2Кор.11:19–20 ). Счастлив, кто идет по сему пути, по которому прошли святые, и который, по слову истины, как «немногие находят» ( Мф.7:14 ), особенно в нынешние времена. Горе же тем из нас, которые, и, попадая на путь сей – тесный и спасительный – скорбят, подобно людям, «не имеющие надежды» ( 1Фес.4:13 ). Они не помнят, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Деян.14:22 ). Блажен же тот, кто не малодушествует в скорбях, но, укрепляясь сердцем, надеется на Господа ( Пс.26:14 ); он увидит за то благость Его на земле живых ( Пс.26:13 ). Кто мужественно идет по пути Господню, тот войдет в жизнь блаженную, святую. «Я есмь дверь, – Господь сказал, – кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» ( Ин.10:9 ) – войдет в скорби и изыдет из них, радость вечной жизни найдет. Потому будем же знать, что если мы на пути скорбном, то значит мы на пути спасения, на дороге к Небесам; пойдем только по пути сему неуклонно, и со временем войдем в жизнь вечноблаженную. «Не оставляйте, – говорил апостол Павел, – упования вашего: которому предстоит великое воздаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Наконец, сказано: «Не пошел, как прежде, для волхвования» ( Чис.24:1 ); ибо, прислушиваясь к воле Божьей, не позволит он более себе увлечься глупыми и пустыми суждениями, основанными на поведении бессловесных скотов и животных, подобно тем, кто собирает от них приметы и предзнаменования, потому что признает он, что не о волах печется Бог (ср. 1Кор.9:9 ), также как не об овцах, не о птицах, не об иных животных, а если что и написано о них, то следует это понимать как сказанное о людях (ср. 1Кор.9:10 ). 3.1. Теперь посмотрим, что сказано в третьем пророчестве Валаама. «Говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж истинно видящий 34 , говорит слышащий слова Божии, который увидел во сне видение Всемогущего 35 ; открыты глаза его» ( Чис.24:3–4 ). Удивительно, конечно, что Валаам удостаивается такой хвалы, что, «восприняв притчу свою», говорит это о себе. Ведь действительно, почему Валаам – «муж истинно видящий», если посвятил себя предсказаниям и гаданию, занимаясь также волхвованием, как мы показали выше? Это очень удивительно, если только сказанное выше, что «был на нем Дух Божий» (ср. Чис.24:2 ) и что «Господь вложил слово в уста Валаамовы» (ср. Чис.23:5 ), не считать выражением очень большой похвалы. Ибо ни Моисею, ни какому-либо другому пророку не возносится столь великая хвала. 3.2. Вот почему мне кажется предпочтительным отнести сказанное к тем людям и к тем временам, когда «обращаются к Господу» и «снимается покрывало», которое «лежит на сердце их», «Господь есть Дух» (ср. 2Кор.3:15,16,17 ). Именно поэтому сказано: «Открыты глаза его» ( Чис.24:4 ), словно прежде они были закрыты, а теперь Духом Божиим, Который «был на нем» (ср. Чис.24:2 ), покров с них снимается. Потому ныне – время, когда он истинно видит, когда истинно слышит слова Всемогущего и видит видение Бога во сне (ср. Чис.24:3–4 ), иначе говоря, он увидит, как исполнятся времена, что было указано во снах пророку Даниилу. Он видит видения, которые даны были Даниилу во снах, то есть поймет и познает их, ибо «открыты глаза его» ( Чис.24:4 ). Он станет подобен сказавшим: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» ( 2Кор.3:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия» ( 2Кор.10:3–5 ). Если станешь таким, то сможешь по достоинству приложить к себе утверждение Павла: «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас» ( Рим.8:9 ), и, таким образом, если соделаешься таковым, то ты уже рожден не по плоти, но по духу через обетование, и станешь также наследником этих обетований, одним из тех, которые суть «наследники Божии, сонаследники же Христу» ( Рим.8:17 ). Ты станешь не сонаследником того, кто «рожден по плоти», но сонаследником Христу, ибо «если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» ( 2Кор.5:16 ). 4 . Итак, «Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной» ( Гал.4:22 ). Тем не менее, каждый из них – сын Авраама, хотя не каждый – сын свободной женщины. По этой причине рожденный от рабы, конечно, не становится сонаследником сына от свободной женщины. И все же он получает дары, его не отсылают ни с чем. Он тоже получает благословение, но сын свободной женщины «получает обетование». Он тоже становится «великим народом» (ср. Быт.12:2 ), но народом усыновленным. Таким образом, в духовном смысле всех, кто приходит к признанию Бога через веру, можно назвать сынами Авраама; но из них одни прилепляются к Богу посредством любви, другие – страха, боясь грядущего суда. Поэтому апостол Иоанн говорит: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви» ( 1Ин.4:18 ). Поэтому совершенный в любви рожден от Авраама и свободной женщины. Однако тот, кто исполняет заповеди не по совершенной любви, но из страха будущих мук и из боязни наказания, также является сыном Авраама; он тоже получает дары, то есть награду за свои труды, ибо даже тот, «кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика… не потеряет награды своей» ( Мф.10:42 ), но все же он ниже того, кто совершенен не из рабского страха, но в свободе любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Объясн. По Слову Божию, послушание лучше жертвы, а непокорность есть такой же грех, как волшебство, и противление то же, что идолопоклонство: 1Цар.15:22–23 ; Мф.18:17 . Противников истинного учения Христова и Сам Христос называл змеями, порождением ехидны: Мф.23:33 , сынами дьявола: Ин.8:44 ; а апостолы разных лжеучителей называли не только сынами дьявола: Деян.13:10 , но и псами, злыми делателями: Флп.3:2 ; 2Кор.11:13 . Пс.35:2 . «Нечестие беззаконного говорит в сердце моём: нет страха Божия пред глазами его». Объясн. Беззаконным Давид называет Саула, потому что тот возненавидел Давида, который был и друг и зять его, имевший женой дочь его Мелхолу. А могут ли считаться друзьями членов Церкви Православной все еретики и отпадшие от Православия? Нет, ибо чрез них путь истины в поношении; 2Пет.2:1–2 ; не напрасно поэтому апостол повелевает отвращаться еретика, после первого и второго вразумления, как уже самоосуждённого: Тит.3:10–11 . Пс.139:3 . «Они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань». Объясн. Из этих слов можно заключить, что злые и неправедные люди изострили язык свой для того, чтобы испустить тлетворный яд хитрых и вредных слов своих, дабы погубить невинных и сбить их с истинного пути, от таких зловредных в религиозной жизни людей апостол усиленно предостерегает: Рим.16:17 ; 1Тим.6:3–4 , дабы, сообщаясь с ними, не повредить ума своего: 2Кор.11:3–4 . Конечно, в несчастье еретику или заблуждающемуся отказывать в помощи не должно: после своих нужно помогать и всем нуждающимся: Гал.6:10 ; Лк.10:35–37 . И должно молиться за них: 1Ин.5:16 . О «гонениях» Мф.5:11 . «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня». Объясн. Блаженны изгнанные за правду, а не за ложное вероучение; лжеучители хотя и были (когда-то) гонимы, но вера их не сделалась истинной: Деян.5:36–37 . Мф.5:44–45 . «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Миропомазание апостолы передали пастырям вместе с другими обязанностями: Тит.1:5 . После апостолов и теперь в миропомазании сообщаются дары Духа Святого для внутреннего укрепления в человеке духа истины и благочестия: Еф.1:17–19:3:16 . Дар Духа Святого, преподаваемый в таинстве миропомазания, является для верующего залогом искупления его: Еф.1:13–14:4:30 , и воскресения: Рим.8:11:23 . Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о таинстве миропомазания Ин.7:38–39 . «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой ( Ис.12:3 ; Иоил.3:18 ). Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо ещё не было на них Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен». Объяснение. Необходимо различать в учении Христа воду как внешнее средство возрождения: Ин.3:5–23 , от воды, составляющей духовную пищу: Ин.4:14 . Что первая необходима, читай: Мк.1:9–10 ; Деян.8:36–38 , а вторая – вода духовная, даётся Церковью Христовой через таинство миропомазания: 2Кор.1:21–22 ; 1Ин.2:20–27 ; Деян.2:38 . Деян.2:2–3 . «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них». Объяснение. Из события сошествия Святого Духа на апостолов, проявившегося во внешнем действии на все телесные чувства человека: на слух, как шум, на осязание, как буря, на зрение, как схождение огненных языков, и проч., должно усмотреть, что отвергающие видимую сторону таинств Христовой Церкви, как, например, погружение в воду при крещении или миропомазание от рук иерея, поступают не по Евангелию, а самохвальствуют, когда, ссылаясь на слова: 1Ин.2:20 , говорят, что они имеют помазание от Святого, ибо Дух Святой устами апостола говорит: Деян.2:38:22:16 ; 2Кор.1:21–22 . Деян.8:5:17 . «Так Филипп пришёл в город Самарийский, и проповедовал им Христа... тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Деян.18:3 . «И, по одинаковости ремесла, остался у них и работал: ибо ремеслом их было делание палаток». Объяснение. Хотя сам апостол Павел и добывал себе пропитание деланием палаток, дабы не поставить какой преграды благовествованию: 1Кор.9:12 , но сам же и учил, что священнодействующие питаются от святилища: 1Кор.9:7:11, 13–14 , что наставляемый словом должен делиться всяким добром с наставляющим: Гал.6:6 ; а Сам Господь вот что говорил: Лк.10:7 . Первые христиане всё-таки принимали участие в нужде апостола Павла, и он за это их хвалил: Флп.4:14–16 ; 2Кор.11:8 . Чем же будут питаться священнослужители, занимающиеся одним своим делом священнодействия, если труд их не будет оплачиваем? Деян.20:33–35 . «Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всём показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать». Объяснение. По поводу этого места Писания опять должно сказать, что хотя апостол Павел и приобретал необходимое для поддержания своей плоти пропитание своими руками, но тем не менее ни у себя лично, ни у других проповедников Христова учения не отрицал права пользоваться материальным содержанием от лиц, коим было проповедано учение: 2Кор.11:8–9 ; Флп.4:10–19 ; 1Кор.9:12 ; Мф.10:9 ; Гал.6:6 . 1Пет.5:1–2 . «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых, и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия». Объяснение. Словами: «не для гнусной корысти, но из усердия» – апостол Пётр не отрицает повеления Божия и друг. апостолов, священнодействующим питаться от святилища: 1Кор.9:7–14 ; Лк.10:7 , а лишь внушает, чтобы служители Церкви, получая содержание от неё, в то же время не были любостяжательны, корыстолюбивы, мздоимны, ибо таковые строго осуждаются: 1Тим.6:5 . Если бы священнослужителям за их церковный труд нельзя было брать платы, то не было бы на этот счёт прямого повеления: Гал.6 :б–9.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Кто не дорожит наследием Царствия Божия, а дорожит богатством, тот уже отчужден от жизни Божией и помрачен в разуме – для него не воссиял свет благовествования Христова. О таких говорит Писание: бог века сего ослепил умы неверующих и погибающих ( 2Кор.4:4 ). Кто же суть неверующие, как не те, которые не признают истины в словах Господних, что – удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие ( Лк.18:25 )? Не сии ли суть враги Креста Христова, о которых сказано: они мыслят о земном и конец их погибель ( Фил.3:19 )? Справедливо говорит апостол, что печаль мира сего смерть соделывает ( 2Кор.7:10 ), то есть попечение о приобретении благ земных производит отчуждение от жизни Божией, отвращение ума и сердца от Бога, а через то и лишение вечного блаженства. Посему и сказано: помышления плотские суть смерть души ( Рим.8:6 ). Жизни духовной, блаженной нет и не должно быть у тех, которые богатеют не в Бога, – не верою словам Господним, а приобретением видимых благ. Такие люди находятся во тьме духовной. И горе им, как и Господь говорит: горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение ( Лк.6:24 ) – насладились своим мимолетным благом. Но посмотрим, какое это благо, которого ищут здесь богатые, наживая себе богатство? Благо или блаженство это ничтожно призрачно, и не есть существенное и постоянное неизменное благо. Любовь к стяжанию этого блага, иначе сказать любостяжание, приводит всех преданных ему в состояние не лучше того, в каком находятся работающие в рудниках. Как эти, будучи постоянно заключены во мраке, трудятся без пользы для себя, – так и те, помрачив свой разум, без всякого принуждения мучат себя, не приобретая душам своим отрады. А если и радуются о приобретении земных благ, то эта радость или, сказать вернее, злорадство послужит им к еще большему огорчению и сокрушению сердца. Ибо о таких радующихся говорит слово истины: горе вам, смеющимся ныне, яко возрыдаете ( Лк.6:25 ). Итак, если земные блага служат многим из нас проводником к горю и рыданию в будущем веке, то потому не должно бы и называть их благами, – благами-спутниками. А кто зовет их благами, тот пусть называет блаженными и воров, и других злодеев, которые овладевают и утешаются такими благами.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Объясн. Здесь ясное доказательство того, что и в апостольское время существовали установленные во временах года посты. И из других мест Писания видно, что апостолы часто постились: 2Кор.6:5:11:27 ; учили тому же и других: 1Кор.7:5 ; Рим.14:15:20–21 . Рим.14:1–3 . «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть всё, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его». Объясн. Немощными в вере апостол здесь называет тех римских христиан, обратившихся из евреев и язычников, которые ели овощи, думая, что только овощами и можно питаться, и тех, которые совсем не ели мяса и не пили вина, думая, что то и другое нечисто: ср. ст.21 и 14. Православных же христиан нельзя назвать немощными в вере за соблюдение постов, установленных христианской Церковью, взявшей пример с Самого Господа и апостолов: Мф.4:2:6:16:9:15 ; Деян.13:2 ; 2Кор.6:4 ; Зах.8:19 . Рим.14:5–6 . «Иной отличает день от дня, другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест и благодарит Бога». Объясн. Пока не было церковного установления о днях, посвящённых посту, оставалось каждому, желавшему воздержания, самому себе назначать пост и определять его продолжительность «по удостоверению ума своего», но из Писания видно, что и в то время были установлены периоды для поста: Деян.27:9 . Во избежание соблазнить брата (нарушением поста) апостол готов был вовек не есть мяса: 1Кор.8:9–13 . Как можно различать дни для Господа? Очевидно, назначая некоторые дни для того, чтобы особенно послужить Господу постом, молитвой: Лк.2:37 . Едва ли возможна искренняя хвала Господу при вкушении пищи, запрещённой (в известные дни) Церковью, которая есть Тело Его: Еф.1:22–23 , и которая называется столп и утверждение истины: 1Тим.3:15 . Можно ли противиться ей и в то же время благодарить её Главу? Мф.18:17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Для чего указываешь мне, говорит, на раны, жертвенники, палачей, наказания, мучения от голода, изгнания, бедность, узы и оковы? Все, что хочешь, представь из почитаемого у людей бедствиями, и ты не скажешь ничего такого, что могло бы сравниться с теми наградами, венцами и воздаяниями: то прекращается с настоящей жизнью, а это не имеет конца в беспредельном веке; то проходит как временное, а это пребывает постоянно, как бессмертное. На то же самое указывает он и в другом месте, когда говорит: «кратковременное легкое страдание» ( 2Кор.4:17 ), посредством количества показывая неважность качества и непродолжительностью времени облегчая бремя. Так как тогдашние обстоятельства были бедственны и тяжки, то непродолжительностью их он облегчает это бремя и говорит: «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно»( 2Кор.4:17–18 ). И еще, возводя их к мысли о величии тамошних благ, он представляет саму природу болезнующей и воздыхающей от настоящих бедствий и сильно желающей благ будущих, как совершенных, и говорит так: «Вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» ( Рим.8:22 ). Почему она воздыхает? Почему болезнует? Ожидая будущих благ и желая перемены к лучшему: «И сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» ( Рим.8:21 ). Впрочем, когда ты слышишь, что она воздыхает и болезнует, то не думай, будто она одарена разумом, но помни свойственный Писанию образ речи. Когда Бог через пророков желает возвестить людям что-нибудь великое и приятное, то представляет и самые неодушевленные предметы чувствующими величие совершаемых чудес, не для того, чтобы мы называли природу чувствующей, но чтобы можно было представить величие чудес посредством случающегося с людьми. Так и мы, когда случится что-нибудь неожиданное, имеем обыкновение говорить, что сам город сетовал, и сам помост был прискорбен; и когда идет речь о людях страшных и имеющих зверское настроение духа, то также говорят: он колебал сами основания, и сами камни трепетали его, не потому, чтобы действительно камни трепетали его, но чтобы можно было представить чрезмерность зверского сердца и ярость его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010