52-54. Когда поток большого света (то есть солнечного) смешан с лучами Овна, который соединяется с солнцем вслед за ельцом небесным (созвездием Рыб), — другими словами: весной. 65. Сказ о Сиринге. — Меркурий усыпил рассказом о нимфе Сиринге и затем обезглавил стоглазого Аргуса, который, по приказу Юноны, неусыпно стерег Ио, возлюбленную Юпитера (Метам., I, 568-747). 72. И возглас — возглас Мательды (см. ст. 83-84). 73-81. Смысл: " Как — в евангельской легенде — пораженные преображением Христа (яблони священной), апостолы Петр, Иоанн и Яков пали ниц и, очнувшись от его голоса, разрушавшего даже сон умерших, увидели, что на их учителе прежняя одежда и что исчезли беседовавшие с ним Моисей и Илья... " 89. Ввысь восходят — возносятся на небо. 98. Семь нимф — семь добродетелей, взявших в руки светильники. 99. Австр — южный ветер; Аквилон — северный. 103-105. Беатриче поручает поэту описать все, что он сейчас увидит. Перед Данте предстанут в аллегорических образах прошлые, настоящие и грядущие судьбы римской церкви 109-117. Орел (птица Дия), устремляющийся на колесницу с вершины дерева, которому он при этом наносит вред, олицетворяет римских императоров-язычников, преследовавших христианскую церковь в ущерб — по мысли Данте — самой империи. 118-123. Лиса — символизирует ереси первых веков христианства. 124-126 Снова к колеснице спускается орел и осыпает ее своими перьями. — Это богатства, которыми христианские императоры одаряли церковь, и главным образом — " дар Константина " (см. прим. А., XIX, 115-117) 130-141. Дракон (дьявол) оторвал у колесницы часть ее днища — дух смирения и бедности. Тогда она мгновенно оделась перьями, обросла богатствами. 142-147. Пернатая колесница превращается в апокалипсического зверя (см. прим. А., XIX, 106-110). 149-153. Наглая блудница — папство, глазами рыща, выискивает себе друзей. Рядом с ней стоит ревнивый гигант — король французский Филипп IV, иногда ладивший с Бонифацием VIII, но кончивший тем, что нанес ему жестокое оскорбление в Ананьи (см. прим. Ч., XX, 86-90).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

165 Это представленное болгарами исповедание веры нам неизвестно. Первоначально они было представили просьбу, в которой не заявляли готовности исповедовать всех истин католической веры и не называли папы главой церкви; но они принуждены были взять ее назад, см. Nuxлepa Geschichme d. Kirchlich. Trennung zwischen dem Orient und Occident, I, 542. Обе просьбы сполна напечатаны в имеющейся у нас брошюре: La Bulgarie chretienne, Paris, 1861, p. 79 sqq, но к сожалению без подписей, которые в брошюре, написанной рьяным католиком и в пользу католичества, опущены, вероятно, намеренно, по малочисленности и непредставительности подписавшихся. См. также Окружное послание патр. Иоакима от 25 февраля 1861 г., стр. 5 sqq. 167 См. Anouaire des deux mondes 1861 г., стр. 544 fin. sqq, Правосл. Обозр. 1863 г., т.Х, Заметок стр. 82, Kirchliche Chronik Matthes’a 1861 г., S. 159. 168 Kirchliche Chronik Matthes’a 1861 r., S. 159, Прав. Обозр. 1863 г., т. 10, Заметок стр. 82. Здесь – по первой возвратилось шесть священников, по-другому семь. Что возвратились действительно все, это видно из того, что после сего пропаганда принуждена была дать болгарам-униатам в священники своих католиков. 169 19 ноября по новому стилю. Вероятно, чтобы доставить зрелище униатам православным, он посвящен не в Риме, а в Константинополе; в здешней униатской церкви Св. Иоанна Златоустог о, и не по латинскому обряду, как Иосиф, а по униатскому, приезжавшим нарочито для поставления, галицким униатским митрополитом Сембратовичем при участии двух греческих епископов-униатов. См. подробное известие о поставлении в Union chretienne 1860 г. 19, стр. 148. 170 В административном отношении он подчинен константинопольскому апостолическому викарию, см. Union chretienne 1866 г. 19, стр. 149, примеч. 171 Вынужденное и недолго продолжавшееся отступление от православия части жителей виддинского округа в 1366 г., о котором в примеч. 72-м, не должно быть принимаемо в счет. 172 Бём в своей Geschichte des Temeser Banats, Th. 2, S. 245, если не ошибается, утверждает, что живущие в Банате болгары-католики оставили свою родину, вследствие преследований за веру, около 1391 г., и след. были обращены в католичество ранее сего времени (по достоверным известиям, болгары поселились в Банате с 1737 г., см. Чернича Die Vermheilung der Yolkerstämme in der Österreich. Monarchie, Wien. 1861, S. 53; но может быть справедливо то, что в конце четырнадцатого века они выселялись в малую Валахию, из которой перешли они в Банат).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Важнейшей христ. добродетелью, согласно аскетической традиции Церкви, является смирение, или смиренномудрие. По откровению, данному прп. Антонию Великому , только обладающий смирением может преодолеть вражеские сети (PG. 65. Col. 77; ср.: Поуч. 2. С. 57/Doct. 2. 30). Во 2-м поучении Д. Г. подробно пишет о смиренномудрии, понимая его не как отдельную добродетель, но как необходимую предпосылку любой добродетели. При этом он ссылается на изречение некоего старца: «Прежде всего нужно нам смиренномудрие, чтобы быть готовыми на каждое слово, к-рое слышим, сказать: «Прости»» (Поуч. 2. С. 55/Doct. 2. 26; ср.: PG. 65. Col. 188). Смирение - самое сильное средство против наиболее опасного врага, страсти тщеславия и гордости (Поуч. 2. С. 56, 58/Doct. 2. 29, 32). Существует 2 вида смирения: 1-й, несовершенный, необходим на начальных этапах духовной жизни, 2-й, совершенный, свойствен святым: «Первое смирение состоит в том, чтобы почитать брата своего разумнее себя и по всему превосходнее и, одним словом, как сказали святые отцы, чтобы «почитать себя ниже всех». Второе же смирение состоит в том, чтобы приписывать Богу свои подвиги» (Поуч. 2. С. 59/Doct. 2. 33). Это учение о смирении отражает единый процесс духовного совершенствования, начинающийся с исполнения заповедей и заканчивающийся духовным плодоношением заповедей в душе подвижника, искусно описанным на примере древа, к-рое смиренно склоняет ветви к земле под тяжестью плодов (Поуч. 2. С. 59/Doct. 2. 33). Согласно апофтегме из анонимного собрания, к-рую цитирует и изъясняет Д. Г., основными этапами пути, на к-ром достигается смирение, являются телесные труды, смиряющие душу через тело, самоуничижение перед людьми и непрестанная молитва (Поуч. 2. С. 62-63/Doct. 2. 37). Святые, приобретшие дар непрестанной молитвы, должны особенно стремиться к более совершенному внутреннему смирению, чтобы избежать тонкой гордости, приписывающей этот дар собственным силам подвижника (Поуч. 2. С. 63/Doct. 2. 38). Страх Божий Краеугольным камнем здания духовной жизни является страх Божий, «побуждающий душу к хранению заповедей» (Поуч. 14. С. 171/Doct. 14. 149). Существует 2 вида страха Божия: страх перед наказанием, свойственный новоначальным, и страх, присущий святым, достигшим вершины любви к Богу, и состоящий в опасении эту любовь утратить (Поуч. 4. С. 70/Doct. 4. 47; Поуч. 12. С. 160-161/Doct. 12. 137). 1-й страх испытывает наемник и раб, а 2-й - сын, к-рый «любит добро ради самого добра и боится, потому что любит» (Поуч. 4. С. 72-73/Doct. 4. 49). Страх Божий приобретается памятью смерти и памятью мучений (Поуч. 4. С. 75/Doct. 4. 52). Он позволяет сохранить душу от дерзости, нерадения и пренебрежения (Поуч. 4. С. 76-77/Doct. 4. 53). Любовь

http://pravenc.ru/text/180299.html

60 Хвольсон Орест Данилович (1852–1934) – физик, член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии наук, почетный член Академии наук СССР. Составил пятитомный Курс физики, долгое время являвшийся основным учебным пособием в советских вузах. 62 Патриарх Никон (в миру – Никита Минов; 1605–1681) занимал Патриарший престол в 1652–1666 гг.; имел также титул Великого Государя. Провел реформы, в результате которых в Церкви произошел раскол. Противников никоновских реформ, которых возглавил протопоп Аввакум, стали называть раскольниками или старообрядцами. Осложнение отношений между царем Алексеем Михайловичем Романовым и Патриархом привело к тому, что Большой Московский Собор, проходивший в 1666 г., лишил Никона не только патриаршего, но и епископского сана. В Соборе участвовали Патриарх Александрийский Паисий и Патриарх Антиохийский Макарий. Патриарх Никон был сослан в Ферапонтов монастырь. Государь Федор Алексеевич, сын Алексея Михайловича, добился возвращения Никону сана Патриарха, но уже посмертно. 68 Петражицкий Лев Иосифович (1867–1931) – ученый, правовед, социолог, философ, депутат первой Государственной думы. В 1898–1918 гг. возглавлял кафедру энциклопедии права в Санкт-Петербургском у ниверситете. 69 Ле Дантек Феликс (1869–1917) – французский биолог, философ, приверженец теории материалистического монизма. С 1899 г. – профессор общей эмбриологии в Сорбонне. 72 Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы//Собр. соч.: В 10 т. М., 1958. Т. 10. Ч. 4. С. 149–150,156–157. 74 Свт. Макарий, митрополит Московский († 1563), – выдающийся иерарх Русской Православной Церкви. Составил «Четьи-Минеи», которые впоследствии стали называть Макариевскими. При свт. Макарии впервые на Руси начинается печатание книг. В 1547 и 1549 гг. митрополит Макарий созвал Поместные Соборы Русской Церкви, на которых решался вопрос канонизации святых. Было установлено общецерковное почитание угодников Божиих (ранее прославление происходило по благословению местного архиерея, и святые почитались только в тех краях, где они подвизались). Макарьевские Соборы открывают новый период в жизни Православной Церкви – «эпоху новых чудотворцев», поскольку на Соборах были канонизированы многие подвижники. В 1551 г. свт. Макарий созвал Собор, который впоследствии был назван Стоглавым, так как его постановления были изложены в ста главах. Предметом рассмотрения Собора стали различные аспекты церковной жизни: от правил поведения христианина до вопросов духовного просвещения. Память святителя Макария – 30 декабря/12 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Исповедаем; наконец е) из употребления сей книги у наших знаменитейших богословов, которые в самых главных пунктах учения православной восточной церкви ссылаются на нее, как на книгу символическую“ („Христ. Чт.“ 1844 г., II, стр. 264–265; ср. м. Макарий, Введение в Православное богословие“, Спб. 1847, § 149, или стр. 589–590). В означенных отношениях к „Православному Исповеданию“ восточной и русской церкви наблюдается: первое – что в то время, как восточная церковь с уважением пользовалась „Правосл. Исповеданием“ с 1645, русская церковь , в течение 53 лет, не имела его еще в употреблении ни на русском, ни даже на славянском языке, в переводе на котором „Правосл. Исповедание“ впервые появилось в 1685–1696 году; второе – что особенное внимание русской церкви к „Правосл. Исповеданию“ выпадает на 30–40 годы XIX столетия, с какового времени собственно начинается и специальная трактация его на Руси в трудах русских ученых богословов (правда, не во всех). Принцип, положенный в основу „Православного Исповедания“ его составителями, заключается в снесении их изъяснений со Свящ. Писанием (Грам. патр. Нектария). В части о вере принцип этот, сверх того, заметно усилен еще привнесением сюда изъяснений греческих отцов. По содержанию „Правосл. Исповедание“, согласно трем богословским добродетелям, распадается на три части: о вере, надежде и любви (или – по грамоте патр. Парфения – о вере, любви и надежде). Форма изложения вопросно-ответная (катехизическая). Первая часть, предваряемая общим суждением о вере, в 126 вопросах и ответах излагает истины веры в порядке Никео-Константинопольского символа, а именно: о Боге, об ангелах, об Иисусе Христе, о человеке, о грехопадении, о семи дарах Св. Духа, о девяти заповедях церковных, семи таинствах и эсхатологию. Вторая часть, в 63 вопросах и ответах, содержит учение о молитве вообще, о молитве Господней („Отче наш“) в частности и о девяти заповедях блаженства. В третьей части, в 72 вопросах и ответах, говорится о добрых делах, о разных видах греха и, наконец, о десятословии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ponomare...

120 Не совсем ясно, подразумевает ли здесь св. Аммон ад в прямом смысле слова или понятие «ад» используется им в переносном смысле, как олицетворение греха и смерти. Скорее всего, употребляется смысл переносный. Подобное словоупотребление нередко встречается в древнехристианской письменности. Так, св. Мелитон Сардийский , ведя речь о ветхозаветной пасхе, служащей прообразом новозаветной, описывает несчастия, постигшие египтян, следующим образом: их объяли «ночь великая и мрак непроницаемый, смерть ощупывающая ( θνατος ψηλαφων), Ангел изгоняющий и ад, поглощающий первородных чад их» (Meliton de Sardes. Sur la Paque et fragments Ed. par O. Perler, Sources chretiennes. 123. Paris, 1966. P. 72). Еще более показательно одно высказывание преп. Макария, который говорит, что люди «плотские» суть «мертвецы», поскольку они оказались недостойными вселения животворящего Духа. Поэтому жизнь их подобна «области суеты, в которой могила греха и которая господствует над адом» ( αδης χυρ εων τ ς ματατης χρος, εν τ σκμμα τ αμαρτας) В другом месте преп. Макарий сравнивает с адом глубинные недра сердца, где душа вместе с [греховными] помыслами своими удерживается смертью (см.:см: Makarios Symeon. Reden und Briefen, Bd. II, s. 67, 149). 121 Выражение ευπρπειαν λλην, вероятно, предполагает «первую благовидность» души, которая дается ей изначала, как созданной «по образу и подобию Божиему». В таком случае «другая (иная) благовидность» есть результат духовного преуспеяния души. Можно предположить, что эта другая благовидность имеет и эсхатологическое измерение: она служит как бы началом того преображения, которое ожидает душу в будущем Царстве Божием. Это преображение души человека повлечет и преображение всего мира – идея, которую отчетливо выразил малоизвестный христианский писатель конца IV – начала V вв. Макарий Магнезийский: «Как всякий человек во всеобщем конце воспримет основание второго бытия в нетлении, так и весь мир, с ним поврежденный, вторично воспримет лучшую красоту, совлекшись вместе с ним поврежденной одежды и облекшись в одеяние неизменяемости ( πα εας)». Потому что «мир, от многого небрежения пострадавший и в конец заброшенный и сам собою гибнущий, будет опять восставлен в светлости творческим Словом и Художником неослабевающим ( Прем. 7, 30 ), ибо всякому существу и сущности ( πστασιν) сотворенных, кроме Сил бесплотных, нужно принять второе и лучшее бытие ( γενεσιν)». (Арсений, архимандрит. Макарий, Магнезийский епископ в конце IV и начале V века, и его сочинения//Христианское чтение. 1883. 5–6. С. 620).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Псалом 71-й. Пророчествуется о Сыне Божием – вечном Царе, о Его пришествии на землю и о распространении мирного и блаженного царства Его во всех народах. Псалом 72-й. Описывается искушение праведных, которые иногда соблазняются, видя в счастии нечестивых, но паки ободряются, чувствуя к себе любовь Божию... Псалом 83-й. Описывается блаженство истинных членов Церкви. Далее Псаломщик прославляет силу и действия Божия слова, и просит Бога, чтобы Он сохранил его в Церкви Своей ненарушимо. Псалом 86-й. Пророчествуется о непоколебимости Церкви Христовой, и что в Ней люди от всех племен отродятся в жизнь новую, и возвестятся тайны, от веков сокровенныя. Псалом 87-й. Праведник жалуется на уныние духа, происходящее от отчаяния в милосердии Божием; причем исчисляет и другие искушения, как-то: бедность, презрение от всех, непостоянство друзей и измену домашних... Псалом 91-й. Возвещается многоразличная премудрость Божия, какую являет Он в управлении Церковию... Псалом 94-й. Псаломник говорит о Божеском величестве Иисуса Христа. Псалом 100-й. Изображается, каким должен быть и сам государь и служители правления его... Псалом 108-й. Христос жалуется на вероломство предателя Своего Иуды, и на жестокость Иудеев, распенших Его. Псалом 109-й. Пророчествуется о воплощении Сына Божия, о Его царстве и священстве... Псалом 117-й. Христос купно с Церковию приносит благодарение небесному Отцу, что победил диавола, смерть, мир и ад. Псалом 118-й. Доказывается превосходство Божия слова, и что все блаженство человека состоит в познании и исполнении онаго... Псалом 144-й. Прославляется Божие всемогущество, благость, правосудие и премудрый о всем Промысл. Псалом 146-й. Описывается промысл Божий, как общий о всех тварях, так и особенный о верующих. Псалом 147-й. Церковь прославляет Бога за то, что особенно промышляет о ней, распространяя в ней проповедь Евангелия и ниспосылая ей Духа Святого. Псалом 149-й. Псаломник возбуждает хвалить Христа Царя нашего, и радоваться о благах, Его заслугами нам приобретенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

– Θεο 71, 102, 113, 135, 143, 154, 159, 202, 204, 225, 234 – προς Θε 30, 77, 78, 79, 118, 119 κ.ε., 233 – προς Παναγα 39 – προς φση 105 αγπης λλειψη 97, 107 αγγαρεα 109 γγελος 68, 214, 216 – Φλακας 115, 122 γγελος φωτς βλ. διβολος αγιασμς 187, 195 γιον ρος 238 γιος 113, 150, 158, 191, 214, 219 Αγων εμφνιση 216, 218 – μμηση 209 – Χρις 202 αγιτητα 29 κ.ε., 113, 150, 152, 234 αγιτητας φανρωση 84 αγντητα 21 – σωματικ 114 – ψυχικ 114 αγρυπνα 37, 234 γχος 47, 128, 135, 155 αγνας 30, 32, 38, 55, 89, 94, 113, 114, 115 κ.ε., 117, 118–120, 122 κ.ε., 123, 135, 137, 138 κ.ε., 140–142, 148, 149, 150, 151, 153, 154, 155, 156, 160, 165, 169, 257, 259 κ.ε., 268, 278, 286, 289, 290 βλ. και πλη πνευματικ – ηλικιωμνων 160 κ.ε. – κατ λογισμν βλ. λογισμν αγνας – κατ παθν 19, 143, 150, 165, 166 κ.ε., 209 – ταπεινς 152 – φιλτιμος 152 αγνος διακυμνσεις 140 Αδμ 88 αδιαφορα 42, 43, 90, 107, 115, 138, 169 – καλ 35, 36, 154 αδικημνος 72 αδικα 100 αδικας αντιμετπιση 73, 92, 102, 106 – αποδοχ 71–84, 88, 95 – κρδος 77–79 αδυναμα 146 ακολουθα βλ. μοναχο ακολουθα ακτινοβολα πνευματικ 264 αλθεια 128 – ευαγγελικ 82 αλλδοξος 234, 237 αλλοωση 30, 92, 250 – καλ 248, 264, 267 – πνευματικ 110, 143 αμρτημα βλ. αμαρτα – προπατορικ 88, 105, 113, 162 αμαρτα 33, 37, 88, 113–124, 125, 156, 160, 166, 204 – εν ψυχρ 117, 277 – εξομολογσιμη 260 κ.ε. – εσκεμμνη 117 κ.ε. – θανσιμη 115 – και δαιμονισμς 208 – σαρκικ 265, 284 αμαρτας ασθηση 115 – αξιοποηση 123 – απαλλαγ 115–116, 273 – αποφυγ 166 – βσανο 128, 133, 159 – δικαιολογα 228 – ευθνη 97 – καθαρισμς 162 – σκτος 115–116 – συνασθηση βλ. σφλματος συνα– σθηση – συνπειες 271 αμαρτιν λπη βλ. λπη αμαρτιν – μνμη 151, 167, 168–169, 172, 265 – συγχρηση 79, 244, 265 αμαρτωλς 123–124, 149 αμαρτωλο συγχρηση 165 – σωτηρα 208 αμετανοησα 159, 229 αμετανοησας αντιμετπιση 289 μυνα πνευματικ 55 αναβολ 22 αναγννηση πνευματικ 162 αναγνριση 80, 149 – αμαρτωλτητος 61 – σφλματος βλ. σφλματος αναγν–

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010